Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

АБУ-Л-ФАЗЛ ХУБАЙШ ТИФЛИСИ

ОПИСАНИЕ РЕМЕСЕЛ

(БАЙАН АС-САНА`АТ)

Вторая глава

ОБ ИЗГОТОВЛЕНИИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

[1] Изготовление жемчуга. Пусть возьмет два дирхема мелкого жемчуга и разотрет, как сурьму. Потом возьмет два даника шизрака и смешает с таким же количеством белого нашатыря, а затем прибавит к этому кислого сока цитрона, [79] чтобы он покрывал [эту смесь], и все сольет в склянку. После этого пусть поставит склянку на огонь, и, когда огонь нагреет низ склянки, смесь станет как тесто. Из этой смеси, вымыв хорошо руки, пусть скатает ладонями круглые жемчужины такого размера, какого захочет. Затем проделает дырочки свиной щетинкой и положит жемчуг в желчный пузырь свежей рыбы, а пузырь поместит в живот рыбы и живот зашьет. После этого пусть поджарит рыбу в печке, вынет ее, даст остынуть, а потом извлечет из нее жемчуг. Затем промоет его раствором перламутра с горькой солью. Если будет чистым, вынет, а если нет, то снова повторит [промывание], пока не станет чистым.

[2] Изготовление красной вставки в перстень. Пусть разотрет, как сурьму, чистый горный хрусталь, мелко разобьет и промоет стеклянный камень, размельчит красный мышьяк и наскоблит медь напильником и все это смешает. Затем просеет, поместит [смесь] в тигель и разожжет под ним огонь, чтобы она расплавилась. Когда расплавится, снимет ее с огня и даст полежать одну ночь в печи. Когда вынет, получится красный [камень].

[3] Другой способ. Пусть возьмет четыре дирхема олова, пережженного с серой, четыре дирхема медной окалины, четыре дирхема киновари и дирхем серебряной окалины. Все это по отдельности мелко растолчет и поместит в железный ковш, за исключением серебряной окалины и желтой серы. Потом поставит ковш на огонь, пока вещества не станут совсем черными. Затем насыплет на смесь измельченную серебряную окалину и серу и чем-нибудь помешает, чтобы все перемешалось. Потом снимет [ковш] с огня и, когда [содержимое] остынет, хорошенько промоет кислым уксусом, а затем высушит в тени. Затем [снова] расплавит состав в тигле, а когда [масса] остынет, то превратится в красный камень. Тогда пусть обточит его и приготовляет [из него] что захочет.

[4] Другой способ. Пусть возьмет три части желтого мышьяка и целый день хорошенько растирает его с выпаренным уксусом. Затем возьмет две доли красного мышьяка и растирает с выпаренным уксусом тоже день, а потом оба [вещества] смешает и снова разотрет. К этому пусть прибавит полдоли размельченной и просеянной желтой серы, а затем возьмет маленький сосуд из зеленого стекла, обмажет его глиняной обмазкой и насыплет на дно немного толченой соли. Поместит в него эти вещества, накроет его сверху чашкой и хорошо замажет места соединения глиняной обмазкой. Затем поставит [сосуд] на огонь и поддерживает под ним [80] огонь сутки. Потом снимет, и то, что пригодно для [выделки] красного камня, окажется выпаренным на чашке.

[5] Другой способ. Пусть возьмет одну долю эмалевого желтого стекла (Абгине-йи минайи.), одну долю сурика и четверть доли медной окалины. Каждое [вещество] раздробит и просеет, а потом все вместе расплавит в тигле и отольет в форму. Когда вынет, [это вещество] будет красным и блестящим, и что захочет из него сделает.

[6] Изготовление желтой вставки в перстень. Пусть возьмет одну долю толченой соли и одну долю толченой серы. Обмажет глиняной обмазкой новый котелок из обожженной глины и насыплет в него сначала немного соли, а поверх нее немного серы. Таким образом пусть сыплет по очереди, пока не поместит в котелок все, а затем поставит на огонь плавиться, добавив десять дирхемов размельченного и просеянного марказита. Пусть плавит до тех пор, пока можно будет отлить в форму. Когда вынет, это будет похоже на золото. Что захочет, то из него и сделает.

[7] Изготовление лазоревой вставки в перстень. Пусть возьмет три части старого голубого стекла, одну часть серебряного окисла свинца и полчасти медной окалины. Все это мелко разотрет, как сурьму, и поместит в новый кувшин, а кувшин обмажет глиняной обмазкой. Поместит в горн на трое суток, но чтобы огонь в нем не был сильным, а потом вынет и будет делать что захочется.

[8] Изготовление камня, похожего на бирюзу. Пусть возьмет по равной доле желтой туции, ярь-медянки, медной окалины и меди, натертой напильником, и полторы доли сурика, все это размельчит и просеет. Затем разотрет, как сурьму, некоторое количество хрусталя и стеклянного камня и, взяв каждого по полдоли от веса указанной смеси, смешает все вместе, поместит в тигель и расплавит на огне. Потом пусть снимет с огня и оставит остывать на одну ночь. Когда вынет, то окажется камень, подобный бирюзе.


Комментарии

II.1. Цитрон (турандж) — Citrus medica (Рубинчик, I, стр. 368).

II.2. Горный хрусталь (булур), по словам М. Е. Массона, «очень ценился как материал, с помощью которого можно было удачно оперировать при изготовлении фальшивых драгоценных камней, так как булур, хорошо поддаваясь огранке, вместе с тем, по словам Бен Мансура, мог быть сплавлен и окрашен под якут, зумурад (изумруд) и другие самоцветы» (Массон, стр. 33-34). См. также примечания Г. Г. Леммлейна к «Минералогии» Бируни (Бируни, Минералогия, стр. 459, прим. 1-2).

Там же. Стеклянный камень (санг-и абгине) — точно значение термина установить не удалось. Исходя из содержания раздела можно предположительно отождествить его с «сахарным камнем», упоминаемым в `Арайис ал-джавахир в главе о производстве глазурных покрытий для керамики. Ремесленный термин «сахарный камень» (перс. маха, араб. хаса) относился к веществу «белому, блестящему, менее прозрачному, чем хрусталь, но чище белого мрамора, очень твердому» (`Арайис ал-джавахир, стр. 338). По мнению ряда исследователей, Кашани имел в виду кварц (Orientalische Steinbucher, стр. 32, прим. 2; Сайко, Глазури, стр. 65).

II.3. Медная окалина (руй-сахте) — окись меди, CuO (Каримов, стр. 132, прим. 75).

II.4. Желтый мышьяк (зарних-и зард), или аурипигмент As2S4 (Правильнее As2S3. — OCR) — минерал, содержащий 61% мышьяка и 39% серы; использовался для приготовления желтой краски; см.: Акрабадин, стр. 274, № 126.

II.5. «Эмалевое желтое стекло» (абгине-йи минаи-йи зард) — слово мина здесь может означать «эмаль, глазурь». По-видимому, речь идет о глазурной стекловидной массе, фритте, окрашиваемой в разные цвета; см.: Сайко, Глазури, стр. 81; см. также прим, к гл. V нашего перевода.

(пер. Г. П. Михалевич)
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Фазл Хубайш Тифлиси. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат). М. Наука. 1976

© текст - Михалевич Г. П. 1976
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1976

500casino

500casino

500casinonews.com