Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

АБУ-Л-ФАЗЛ ХУБАЙШ ТИФЛИСИ

ОПИСАНИЕ РЕМЕСЕЛ

(БАЙАН АС-САНА`АТ)

Восемнадцатая глава

О САМЫХ РАЗНЫХ ФОКУСАХ

[1] Если кто-либо захочет сделать свои пальцы золотыми, пусть возьмет хорасанского талька и мелко нарежет его ножницами на [кусочки], подобные зернам горчицы. Затем пусть вырежет сердцевину у редьки и, как в шкатулку, насыплет туда тальк, а редьку закопает в землю и [продержит в ней], пока [тальк] не станет жидким. Потом пусть профильтрует [136] его сквозь полотняную ткань и оставит в тазике, пока не высохнет. Затем пусть положит [осадок] в новый пивной кувшин, добавит туда смесь камфары и сока редьки и продержит кувшин месяц в теплом навозе. Затем пусть возьмет кусок жирного мяса, тонко его расплющит, посыплет сверху толченым медным купоросом, во что-нибудь завернет все вместе (т. е. ранее полученный состав и мясо. — Г. М.) и положит в теплое место, пока в нем не заведутся черви. Затем пусть соберет червей, положит в склянку, добавит туда толченого желтого имбиря и оставит на два дня, а потом добавит туда яичный желток, пять дирхемов желтого имбиря и, крепко замазав горло склянки известью, оставит ее летом на пятнадцать дней в навозе. Когда вынет сосуд, [его содержимое] будет в растворенном [виде]. Тогда пусть протрет пальцы раствором нашатыря и смажет их полученной смесью. Затем подержит руки на солнце — они станут как золотые и долго будут оставаться такими.

[2] Если кто-либо захочет изменить масть коня на другую, пусть обольет это животное горячей водой, чтобы волосы вылезли. Вновь отросшие волосы будут другого цвета.

[3] Если кто-либо захочет, чтобы кольцо катилось по земле, пусть возьмет полое внутри кольцо и положит в него два дирхема ртути, а потом вставит в оправу камень. Положит кольцо в такое место, куда доходит жар от огня, и оно будет двигаться.

[4] Если кто-нибудь захочет, чтобы грецкий орех стал вертеться, пусть вынет из него сердцевину, положит туда пиявку, а сверху хорошенько обмажет его рыбьим клеем и даст высохнуть, затем положит [орех] перед собой и будет читать заклинание, пока [орех] сам собой не задвигается.

[5] И если кто-либо захочет, чтобы грецкий орех издавал всякие звуки, пусть вынет из него ядро и положит внутрь немного серы и ртути, а дырочку хорошо заделает глиняной обмазкой. Когда он нагреет [орех] над огнем, из него будут раздаваться звуки.

[6] Если кто-либо положит в нос ягненку молотый перец, то после того, как его забьют, шкуру его можно очистить без горячей воды.

[7] Если кто бросит в печь золотых дел мастера немного камеди, то все его [золото] испортится.

[8] И если кто бросит в печь пекаря ртуть, то все хлеба попадают на [под] печи.

[9] Если кто-нибудь бросит в ледник один ман толченой соли, весь [лед] растает. [137]

[10] Если кто-нибудь захочет так затупить нож, что он ничего не будет резать, пусть возьмет листьев олеандра и намажет вместе с маслом на [кусок] меди. Чем больше он будет тереть [об это нож], тем тупее он будет становиться.

[11] Если кто-либо захочет, чтобы водяная мельница перестала кружиться, пусть возьмет пять дирхемов олова, мелко-мелко его истолчет и, смешав с горстью пшеницы, бросит в отверстие жернова. Когда захочет сделать фокус, пусть положит на [жернов] руку, прочтет заклинание — он остановится.

[12] Если кто-нибудь захочет, чтобы на его ладони флакончик держался кверху дном, пусть возьмет клея для ловли птиц, смажет ладонь и помашет рукой. Когда высохнет, пусть смочит ладонь слюной — и сможет показывать эту забаву.

[13] Если кто-нибудь захочет разорвать конопляную веревку, пусть натрет ее в нужном месте маслом из александрийской нефти и оставит так на ночь. Потом, когда он ее потянет, [веревка] разорвется [в том самом месте].

[14] Если кто не достал масла из александрийской нефти, пусть положит веревку в большую глиняную лохань, то место, которое хочет разорвать, польет серой, размешанной в воде, и оставит на ночь, пока [веревка] не перегорит в этом растворе. Затем, когда высохнет, пусть привяжет ее перед собравшимися к дереву, слегка потянет, [веревка] разорвется.

[15] Если кто-либо захочет изготовить льва и человечка так, чтобы лев съел человека, пусть сделает льва из воска, а фигурку человека — из нашатыря. Положит их в таз с водой и накинет на таз тонкий платок. Через некоторое время нашатырь растворится и покажется, что лев съел человека.

[16] Если кто-либо захочет, пусть слепит из воска две фигурки и в одну из них спрячет [кусочек] железа, а в туловище другой — магнит. Положив одну на другую, он увидит, что они вращаются.

[17] Если кто-нибудь захочет, чтобы люди [вдруг] услыхали вой волка и шакала, пусть положит в мышиную нору муравьиные яйца.

[18] Если кто-нибудь захочет, чтобы спящий не проснулся, пусть возьмет немного земли с изголовья могилы и немного — с ее нижней части и посыплет лицо спящего. Он не проснется, пока сам его не разбудишь. Если вместо земли взять костей мертвеца, то будет еще лучше.

[19] Если кто-нибудь привяжет к руке лен с бадьяном, то его не возьмет сон, и это употребляют путешественники. [138]

[20] Если кто-нибудь будет обильно смачивать сухое железо или сталь бараньей кровью, то оно размягчится.

[21] Если кто-либо захочет сделать так, чтобы можно было смело поиграть и позабавиться с хищником или домашним животным, пусть намочит корицу в воде и прокипятит ее. Затем пусть наделает из нее мелких зернышек и, когда захочется сделать этот [фокус], положит в нос зверя штук десять, а потом подует так, чтобы они попали внутрь. Зверь будет так резвиться, что потеряет сознание и упадет. Если надо привести его в чувство, пусть обольет холодной водой, и [зверь] успокоится.

[22] Если кто-либо захочет, чтобы люди в бане испускали ветры из живота, пусть возьмет дикого лука и где-нибудь натрет им пол в бане. Всякий, кто сядет на это место, начнет испускать ветры. Если кто-либо захочет прекратить это, пусть намажет ему зад маслом.

[23] Если кто-нибудь захочет быстро перекрасить черную бороду какого-нибудь пьяного в белый цвет, пусть намажет бороду жасминным маслом и окурит серным дымом. А когда захочет [снова] сделать ее черной, пусть промоет бороду [смесью] уксуса с медом. То же самое действие будет, если возьмет кунжутной муки, размажет ее в большом котле и даст высохнуть. Затем два-три дня пусть коптит ее в дыму стиральной серы, а на третий день сделает из этого масло. Любое место, которое он им намажет, станет белым.

[24] Если кто разотрет индийскую дымянку со смолкой и даст кому-нибудь съесть, тотчас же [тот человек] начнет испускать ветры из живота. Такое же действие оказывают муравьиные яйца.

[25] Если кто-нибудь захочет, чтобы изготовляющий известь [вдруг] почернел, пусть возьмет тридцать дирхемов чернильных орешков, растолчет, прибавит полдирхема купороса и примешает все это к извести.

[26] Если кто-нибудь захочет сделать такой мыльный корень, от мытья которым руки почернеют, пусть сделает такую же смесь, как указывалось [выше] про известь, и добавит [в нее] растертый миробалан.

[27] Если кто-нибудь вымоет [руки] отрубями с купоросом, будет то же действие. А если захочет отмыть руки от черноты, пусть разотрет корень кориандра с известью и этим [составом] протрет руки.

[28] Если кто-нибудь захочет сделать чернилами такое изображение (фигуру), которое кусало бы людей, пусть добавит в чернила немного сока сурепки и нарисует ими на ладони изображение скорпиона. Потом пусть даст лизнуть [139] ладонь языком кому захочет, и тотчас же [тот человек] проглотит от боли язык, как будто скорпион укусил его.

[29] Если кто захочет что-либо сначала сделать подобным мертвому и тут же оживить, пусть возьмет осу и окунет ее в оливковое масло, а если после этого окунет ее в уксус, она тотчас же оживет.

[30] Если кто-либо захочет, чтобы человек сам себе надавал затрещин, пусть натрет ему затылок лютиком ядовитым.

[31] Если кто-нибудь смешает вместе по одному дирхему толченого кирпича, нашатыря и ртути и натрет этим [составом] медь, бронзу и желтую медь, они станут белыми, как серебро.

[32] Если кто-нибудь захочет, чтобы [кто-либо] двигался во сне, хотя и не просыпался бы, пусть возьмет зубы и волосы мертвеца и, смешав с пылью и перьями, положит у изголовья [этого человека].

[33] Если кто смешает уксус, ярь-медянку и [сок] редьки и намажет на железо, [оно] станет похоже на медь.

[34] Если кто намажет на стекло смесь растертых чернильных орешков и камеди бадрана, а потом будет прогревать его над огнем, стекло не лопнет.

[35] Если кто-нибудь несколько раз натрет серебро раствором поташа, оно станет похожим на золото.


Комментарии

XVIII.10. «...Затупить нож» — см. гл. VII.11 — здесь в тексте явное противоречие.

XVIII.13. Масло из александрийской нефти (роуган-и нафт-и искандари) — возможно, речь идет о каком-то определенном продукте переработки нефти, точное значение термина неясно. О термине нафт см.: Levey, Arabic Bookmaking, стр. 35, прим. 248.

XVIII.19. Бадьян (бадийан, или бадийан-и руми) — анисовое дерево, Pimpinella anisum L. (Захиди, стр. 137) или Illicum anisatum Lour (Парса, Фармакопея, стр. 101); ср.: Акрабадин, стр. 292, № 166.

XVIII.23. Стиральная сера (гугирд-и газуран) — букв. «сера прачек, «отбельщиков». Термин не совсем ясен, вероятно, подразумевается специальная отбеливающая смесь из серы с другими веществами.

XVIII.30. Лютик ядовитый (кабикадж) — Ranunculus Asiatiqus L. (Ибн Сина, Канон, II, стр. 737; у Захиди отсутствует).

(пер. Г. П. Михалевич)
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Фазл Хубайш Тифлиси. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат). М. Наука. 1976

© текст - Михалевич Г. П. 1976
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1976

500casino

500casino

500casinonews.com