Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

АБУ-Л-ФАЗЛ ХУБАЙШ ТИФЛИСИ

ОПИСАНИЕ РЕМЕСЕЛ

(БАЙАН АС-САНА`АТ)

Шестнадцатая глава

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОГНЯ И О ФОКУСАХ СО СВЕТИЛЬНИКАМИ

[1] Если кто-нибудь захочет разжечь огонь, достойный удивления, пусть возьмет сосуд для розовой воды, нальет туда некоторое количество выпаренного вина, бросит туда немного измельченной соли, поставит на огонь и следит, пока из него не пойдет пар. Когда пар появится, пусть поднесет к горлу сосуда серу или светильник, обмазанный белой нефтью, и оттуда вспыхнет огонь.

[2] Если кто-либо намажет тело смесью камфары и талька, огонь не сможет обжечь его.

[3] Если кто-нибудь разотрет вместе красную глину, йеменские квасцы, уксус и проскурняк и намажет этой смесью тело, то, войдя в огонь, не обожжется.

[4] Если кто-нибудь разотрет мышьяк и йеменские квасцы, смешает их, обмажет этим [составом] руки и сунет их в горячий песок, то он не обожжется.

[5] Если кто-либо изобразит на стене двух птиц и клюв одной намажет нашатырем, а клюв другой — серой и будет гасить [рядом] светильник, то светильник, находящийся возле птицы с намазанным нашатырем клювом, не погаснет. И если он быстро поднимет светильник над изображением птицы, клюв которой был смазан серой, тотчас же он воспламенится даже издали.

[6] [А также если] кто-либо захочет, пусть поставит на высокое место несколько светильников, нальет в них нефть и вставит фитили, а [затем] пусть дочерна обмажет нефтью жгут из шелка и привяжет к каждому фитилю. Затем пусть намочит в нефти еще один шелковый жгут и привяжет к тем нитям, о которых мы говорили. К концу нижнего жгута пусть поставит зажженный светильник так, что огонь пойдет вверх, [жгут] не сгорит, а светильники зажгутся.

[7] Если кто-нибудь захочет влезть в [раскаленную] печь и не сгореть [при этом], пусть возьмет раствор (взвесь) талька, смешает его с «птичьей водой» и обмажет грудь и тело. [Тогда] огонь не окажет действия.

[8] Если кто-нибудь захочет положить у огня тряпку, чтобы она не сгорела, пусть выстирает нестираную ткань в соке редьки с уксусом. Потом пусть покроет ее белилами, смешанными с йеменскими квасцами, и даст ей просохнуть. Когда нужно, пусть кладет ее в огонь, и она не сгорит. [129]

[9] И если кто-нибудь сложит [лист] бумаги наподобие четырехугольного бассейна и, намазав его теми же веществами, о которых мы говорили, положит в огонь, то бумага сделается крепче, но не сгорит.

[10] Если кто-нибудь захочет [голыми] пальцами зажечь светильник, пусть возьмет кабульской буры, разотрет ее в уксусе, прибавит туда немного «морской пены» и этим [составом] натрет пальцы. Затем нальет на них нефть и зажжет ее. Пальцы совсем не ощутят жара.

[11] Если кто-либо захочет добыть огонь без кремня, пусть возьмет немного серы, мелко ее растолчет и всыплет в.кусок тонкой тряпки. Затем пусть свернет эту [тряпочку], и через час огонь ее воспламенит. Такое же действие оказывает негашеная известь.

[12] Если кто-либо захочет вызвать из огня звуки, пусть проткнет дырку в грецком орехе и вынет из него сердцевину, а орех наполнит ртутью и серой. Затем пусть как следует обмажет орех глиняной обмазкой, поместит в огонь и услышит [оттуда] удивительные звуки.

[13] Если кто-либо захочет, чтобы защищенная одежда (Джаме-йи вакайе.) не сгорала, пусть возьмет ясное зеркало, а одежду намажет настоем талька и эти защищенные тряпки положит на зеркало. Затем [тряпки] свернет, разожжет огонь и положит тряпки в огонь. Когда вынет [из огня], одежда нисколько не пострадает.

[14] И если кто-нибудь поместит уксус и серу в склянку и оставит ее в доме, то ночью она будет светиться.

[15] И если кто-либо, нальет в склянку нефть, размешает в ней размельченный сандарак и поставит склянку на раскаленную жаровню, а до этого крепко закроет двери и заткнет все щели в доме, то, если он захочет кого-нибудь сильно напугать, пусть попросит [этого человека] открыть двери и войти в дом.

[16] Если кто-нибудь захочет показать собравшимся фокус, пусть возьмет нефть, сандарак, размельченную смолку и, поместив все это в сосуд, поставит на огонь. В нем вспыхнет огонь.

[17] Если кто-нибудь тайком от виночерпия нальет в кубок эту же смесь, а потом прикажет ему подержать над огнем донышко кубка, то из кубка пойдет пар и обожжет голову и лицо виночерпия.

[18] Если кто-нибудь нальет уксус на тонкую медную пластинку и оставит до появления ярь-медянки, а затем [130] бросит ее в огонь, то, когда он ее вынет и поднимет в комнате, вся комната покажется зеленой.

[19] Если кто-нибудь нальет в светильник масло клещевины, а фитиль обмажет индиго и зажжет, то вся комната покажется зеленой.

[20] Если кто-нибудь мелко истолчет рака и прокипятит на сковороде в оливковом масле, а потом зажжет [опущенный] в это масло фитиль, то покажется, будто все находящиеся в комнате люди задвигались.

[21] Если кто-нибудь растолчет сало черепахи и армянскую буру, сделает фитиль из полотняной тряпки и зажжет, [опустив его] в оливковое масло с этой смесью, то покажется, будто все находящиеся в комнате люди сели на корабль (т. е. комната как бы закачается. — Г. М.).

[22] Если кто-нибудь смешает кровь зайца с розовым маслом, нальет в светильник и зажжет, то покажется, будто комната наполнилась водой.

[23] Если кто-нибудь возьмет кусочек савана мертвеца и кусочек змеиной кожи, положит в светильник сделанный из этого фитиль и зажжет ртутное масло, то покажется, что в комнате полно змей, и все, кто там находится, испугаются.

[24] И если кто-нибудь сделает фитиль из змеиной кожи и зажжет нефть, то покажется, что в трех-четырех местах комнаты ползают змеи.

[25] Если кто-нибудь намажет тряпку салом осла, а потом, смешав серу и человеческий мозг, нанесет на ту же тряпку, опустит ее в зеленый светильник и ночью зажжет [в нем] ртутное масло, то все люди, которые были в этом месте, покажутся друг другу безголовыми.

[26] Если кто-либо возьмет тряпку из нового полотна, намажет ее гноем из ослиных ушей, свернет и положит в масло светильника, то, когда он зажжет [светильник], уши всех людей, находящихся в комнате, покажутся ослиными.

[27] Если кто-нибудь захочет, чтобы рыба на расстеленной скатерти трепыхалась, пусть возьмет орех фундук, вынет ядро, наполнит скорлупу ртутью, замажет дырочку воском и положит [орех] в живот рыбе и подождет, пока воск нагреется и [рыба] начнет трепыхаться.

[28] Если кто-либо захочет, чтобы лица людей казались черными, пусть намочит тряпочку кровью лягушки, посыплет сверху размельченной серы и даст высохнуть. Затем пусть жжет тряпку в зеленом светильнике, наполненном фиалковым маслом.

[29] Если кто-нибудь захочет, чтобы лица показались желтыми, пусть завернет в тряпку размельченные ярь-медянку [131] и мышьяк и, сделав из нее фитиль, опустит в светильник с маслом и зажжет. Лица всех, кто находится в этом помещении, покажутся желтыми.

[30] Если кто-нибудь захочет погасить светильник, не прикасаясь к нему, пусть смешает «морскую пену» с водой, в которой размешана чистая камфара. Затем пусть смажет [этим составом] ладонь и подержит ее около светильника, пока он не погаснет.

[31] Если кто-либо завернет в тряпку размолотый куст, сделает из нее два фитиля и положит в светильник один над другим на расстоянии полгаза и оба зажжет, то, погасив нижний, он зажжет [этим] верхний.

[32] Если кто-нибудь захочет, чтобы положенная на блюдо жареная птица издавала звуки, пусть засунет ей в зоб кусочек кокосового ореха и поставит в печь. Когда ее вынет и положит на блюдо, из ее горла будут раздаваться звуки.

[33] Если кто-либо захочет, чтобы лица всех находящихся в помещении показались черными, как у негров, пусть возьмет «морскую пену», чернильный орешек и раздробленный купорос, все это замешает на масле и завернет в тряпочку наподобие фитиля, а [фитиль] опустит в светильник, нальет в него масло и зажжет.

[34] Если кто-либо нальет в склянку выпаренное вино и негашеную известь, а над склянкой будет держать серу, то [в ней] вспыхнет огонь.

[35] И если кто-нибудь намажет руку салом лягушки, огонь не повредит ей (руке).

[36] Если кто-либо намажет салом лягушки дно котла, к нему не будет прикипать.

[37] Если кто-либо сделает то же [смесью] мышьяка, поташа и уксуса, результат будет одинаковый.

[38] Если кто-нибудь захочет, чтобы котел, поставленный на снег, закипел без огня, пусть смешает негашеную известь со старым уксусом и нальет эту смесь на снег, а сверху поставит котел.

[39] Если кто-нибудь положит камфару в склянку и поставит ее на огонь, то огонь погаснет.

[40] Если кто-либо подержит перед солнцем зеркало или [кусок] хрусталя и поднесет к ним трут, то он вспыхнет.

[41] Если кто-либо захочет, чтобы его палец, [обернутый] куском тряпки, загорелся как свеча и при этом не сгорел и даже не почувствовал боли, а тряпка не пострадала, пусть возьмет йеменских квасцов, понемногу кабульской буры, «морской пены» и персидской серы, все это растолчет и замешает на уксусе. Затем пусть намажет как следует [смесью] [132] палец, обольет его белой нефтью и подожжет, и при этом не будет никакого вреда.

[А что касается] тряпки, то следует, чтобы она была сначала выстирана в соленом молоке, а затем просушена. Потом пусть намажет ее [вышеуказанной] смесью, обольет нефтью, подожжет, и, конечно, она не только не сгорит, но и не пострадает.


Комментарии

XVI.1. Белая нефть (нафт-и сапид) — возможно, имеется в виду легкая нефть (см.: «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона», т. XXа, СПб., 1897, стр. 938) или какой-то другой продукт перегонки нефти.

XVI.2. «...смесью камфары и талька...» — в тексте: аб-и кафур ва талк — «водный настой камфары и талька»; см. выше, прим. I.19.

XVI.5. «...он воспламенится даже издали» — здесь, очевидно, в рукописях был пропуск, так как смысл отрывка неясен, что и отмечает Афшар в Примечаниях (Байан ас-сана`ат, стр. 403).

XVI.7. «Птичья вода» (аб-и мурган) — термин, связанный с народными поверьями в «целебную» воду. В словаре Демезона (I, стр. 4) среди, других значений этого выражения приводится: «Название источника в Кухистане, к берегам которого прилетает особая порода птиц, пожирающих саранчу». О подобных источниках с «птичьей» водой, которая имела свойство уничтожать саранчу на посевах, писал С. Хедаят (Хедаят, Нейрангистан, стр. 317).

XVI.23, 25. Ртутное масло (роуган-и зибак) — термин остался неясным.

XVI.31. «Сделает из нее два фитиля...» — в тексте: дар палите, что представляется опечаткой, поскольку речь явно идет о двух фитилях.

Там же. Куст, или костус — ароматическое растение, имеющее лекарственное значение. Бывает трех видов: белый аравийский, черный индийский и горький гвоздичный. В Иране распространен сорт S. Lappa C. B. Clarke — см.: Акрабадин, стр. 316, № 232; Ибн Сина, Канон, II, стр. 544; Muwaffak, стр. 107, № 450.

(пер. Г. П. Михалевич)
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Фазл Хубайш Тифлиси. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат). М. Наука. 1976

© текст - Михалевич Г. П. 1976
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1976

500casino

500casino

500casinonews.com