Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

АБУ-Л-ФАЗЛ ХУБАЙШ ТИФЛИСИ

ОПИСАНИЕ РЕМЕСЕЛ

(БАЙАН АС-САНА`АТ)

Четырнадцатая глава

О СВОЙСТВАХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, ФРУКТОВ И РАСТЕНИЙ

[1] Если кто-нибудь носит на пальце перстень с яхонтом румани, то дурной глаз на него не подействует, а жажда уменьшится.

[а] Если кто-нибудь мелко истолчет и съест один даник [этого яхонта], то это укрепит его сердце, уничтожит колотье в нем и поможет также при душевных болезнях.

[б] Если порошком [этого яхонта] посыплют глаза, то это помажет при глазных болезнях и укрепит зрение. [119]

[в] Если носят [этот яхонт] на шее, то это всегда предохраняет от паралича и окостенения суставов.

[2] Тот, кто носит на шее лал, предохраняет себя от боли в сердце и от грудных болезней.

[а] А если кто мелко истолчет и выпьет с джулабом один даник его, это поможет при сердечной слабости и сердцебиении.

[б] Если порошком [лала] посыплют глаза, это поможет при «темноте глаз» (Тарики-йи чашм.) и укрепит зрение.

[3] Гранат. Если кто-нибудь будет носить гранат на шее, это предохранит его от ночных кошмаров и обезопасит от сердечной слабости.

[а] Если порошком его посыпать глаза, то это придает глазам блеск и сохранит [надолго] силу этого блеска.

[4] Бирюза. Если кто-нибудь выпьет полтора даника порошка [бирюзы] с джулабом, то это поможет при колотье в сердце, чахотке и язве мочевого пузыря, а также полезно при кровотечении из горла.

[а] И если посыплют таким порошком глаза, это снимет застарелые боли в глазах.

[5] Жемчуг. Если полдирхема растертого в порошок жемчуга выпьют утром с яблочным вином, то это укрепит сердце, поможет при меланхолии и изгонит горе и печаль души.

[а] Если этим порошком посыплют глаза, то помогает при глазных болезнях и укрепляет зрение.

[6] Хризолит. Если [хризолит] разотрут на камне с чистой водой, [эта вода] придаст блеск глазам и сохранит силу ясности [зрения].

[7] Алмаз. Если возьмут его в рот, то будут крошиться зубы.

[а] Если один гран его возьмут на кончик катетера, окунут в мастику и введут в мочевой пузырь, то это раздробит камни в мочевом пузыре.

[8] Изумруд. Если его повесят на шею, то это полезно при кровотечении из горла.

[а] Если кто-нибудь разотрет два даника [изумруда] в дождевой воде и съест, он выгонит из тела смертельные яды, которые до этого съел.

[б] Если поднесут его к глазам эфы, то она потеряет зрение.

[9] Коралл. Если повесят белый коралл на шею эпилептику, то будет большая польза.

[а] И если повесят красный коралл на шею маленькому [120] ребенку, который много мочится, то он станет мочиться меньше.

[б] Если коралловыми опилками станут присыпать глаза, то это полезно при «темноте глаз» и останавливает слезотечение.

[10] Сердолик. Если сожгут полдирхема сердолика и выпьют с яблочным вином натощак, это укрепит сердце и остановит сердцебиение, особенно если сердечная слабость вызвана жарой.

[а] Если кто-нибудь потрет десны порошком из сердолика, это принесет пользу, остановит кровотечение из десен и укрепит мякоть зубов. А если будет принимать внутрь, то принесет пользу при язвах кишечника и мочевого пузыря.

[11] Горный хрусталь. Любая еда и питье из хрустальной посуды полезны людям.

[а] Если кто-нибудь подержит [хрусталь] против солнца, а с обратной стороны его положит трут, то загорится огонь.

[12] Янтарь. Если больной желтухой будет носить на шее янтарь, болезнь его пройдет.

[а] Если же повесят янтарь на шею беременной женщины, это предохранит ее от выкидыша.

[б] Если дирхем толченого янтаря смешают со старым оливковым маслом, намажут на корпию и женщина будет носить это на себе, то это раскрывает «замыкание» матки и останавливает маточное кровотечение.

[13] Нефрит (Йашм.). Если кто-нибудь носит на пальце перстень с нефритом, это предохранит от удара молнии.

[а] Если повесят его как талисман на шею, это предохранит от заболевания желудка.

[14] Золото. Если один даник [золотого] порошка выпьют с вином из мелиссы, то это поможет при сердечных болях и безумии, облегчит горе, тоску и любовные страдания, избавит от ночных кошмаров, сакте и других душевных болезней, а также укрепит силы, избавит от худобы и уничтожит желтизну лица.

[15] Серебро. Если кто смешает некоторое количество порошка серебра с половинным количеством золотых опилок, шафраном и небольшим количеством опиума и выпьет натощак с яблочным вином, это помогает при сердечных болях, облегчает горе и тоску, изгоняет из тела падучую, помогает при апоплексии и параличе, других нервных болезнях и сохраняет здоровье. [121]

[16] Олово. Если олово разотрут на камне с выпаренным вином и оливковым маслом и станут втирать этот порошок в задний проход, это будет полезно при геморрое и опухолях заднего прохода.

[а] И если тонко расплющенный кусок олова привяжут к середине спины, то уляжется похоть, даже если она долгое время одолевала человека.

[б] Если [олово] разотрут на камне с розовым маслом и будут втирать это в застарелые раны, то это также очень хорошо поможет.

[17] Медь. Если кто-либо хорошо разотрет медь с медом и дождевой водой и оставит на неделю на солнце, а затем выпьет два дирхема этого состава с десятью дирхемами розового вина, то желчь легко выделится из желудка, и это поможет при водянке.

[а] И если медью натрут верхнюю часть нёба, это легко вызовет рвоту.

[б] Если разотрут некоторое количество меди с розовым маслом и станут втирать в застарелую язву, будет очень хороший результат.

[18] Свинец. Если окалину свинца как следует разотрут и посыплют ею веки, это поможет при язвочках и косоглазии.

[а] Если съедят два дирхема свинцового порошка с сикангабином, это остановит кровотечение из полового члена и: вылечит язвы мочевого пузыря.

[б] И будет также польза, если свинцовым порошком посыпать язвы на члене и шишки при геморрое.

[19] Железо. Если кто хорошо растолчет ржавчину железа и посыплет ею веки, это поможет при бельмах и при затвердении век. И это полезно также при геморрое и язвах заднего прохода.

[а] Если нагретое железо несколько раз станут опускать в выпаренное вино, а потом дадут выпить этого вина человеку, страдающему поносом, его болезнь пройдет, и это средство также хорошо помогает при расслаблении заднего прохода.

[20] Стекло. Если размолотое в порошок стекло смешают с медом и прокипятят в «мягкой» воде, а потом ею смажут глаза, они приобретут блеск.

[а] И если выпьют в выпаренном вине один мискаль пережженного стекла, очистятся и раздробятся камни в почках и мочевом пузыре.

[б] Если стеклянным порошком натрут зубы, они станут белыми и чистыми. [122]

[21] Киноварь. Если кто насыплет порошок ее на рану, на ней быстро нарастет мясо и пройдут от этого холодные язвы.

[а] Если киноварью, растертой с розовым маслом и розовой водой, станут натирать тело, то это излечит опухоли печени и желудка.

[22] Сурик. Если кто посыплет сурик на язву, она перестанет кровоточить.

[а] Если станут посыпать им застарелые раны, они очистятся от грязи и гноя.

[б] И если смешают сурик с яичным белком и намажут раны, будет очень хороший [результат].

[в] Если посыпать порошком сурика веки, то смягчится их затвердение.

[23] Шафран. Если кто съест четыре дирхема шафрана, будет хороший сон, но может случиться, что умрет от приступа смеха.

[а] Если кто-нибудь натрет [шафраном] опухоль, она рассосется, а употребление его внутрь укрепляет сердце, возбуждает похоть и помогает при болях в печени и селезенке.

[24] Мышьяк. Если смешают мышьяк с укропом и будут воскуривать эту [смесь], то поможет при хроническом кашле и отхаркивании гноя из горла.

[а] А если разотрут [мышьяк] с маслом, то это поможет при язвах заднего прохода и геморрое.

[б] Если растереть [мышьяк] с животным салом и втирать в голову, приносит пользу при язвах на голове.

[25] Ярь-медянка. Если ее смешают со смолкой, бурой и уксусом, все хорошо разотрут и станут намазывать этой смесью лишаи и экзему, то принесет большую пользу.

[а] Если кто насыплет размельченную ярь-медянку на рану, где завелись черви, то они погибнут и будет большое облегчение, так как она съест гнилое мясо, а нарастет чистое. А если [ярь-медянку] растолчет, смешает с укропным соком и розовым маслом и станет мазать задний проход, то поможет при геморрое и свищах.

[26] Лазурит. Если порошок лазурита смешают с медом и будут натирать этим подкожные опухоли, то принесет пользу.

[а] Если [женщина] съест полмискаля лазурита, это прекратит у нее менструальное кровотечение.

[б] Если смешают полмискаля его с оливковым маслом, намажут на [кусочек] корпии и беременная женщина введет это внутрь, она предохранит себя от выкидыша.

[в] Если съедят немного его с цветами граната, то поможет при поносе и уничтожит лишаи на теле. [123]

[27] Индиго. Если съедят полмискаля индиго, это прекратит менструальное кровотечение, поможет при кожных болезнях и принесет пользу при язвах в легких.

[а] Если кто присыплет порошком индиго старые раны, будет очень большое облегчение.

[б] Если размешают индиго с ячменной мукой и натрут опухоли, то это окажет большую пользу.

[28] Белила. Если белила разотрут с розовым маслом и намажут на холодные язвы, будет польза, и это поможет также при горячих опухолях.

[а] Если [белилами] намажут глаза, то пройдут глазные язвы, а если твердые опухоли намажут [белилами, смешанными с мазью] из масла и воска, то они очень размягчатся.

[29] Сурьма. Если будут постоянно смазывать веки сурьмой, то глаза будут здоровыми, приобретут блеск и пройдут всякие язвочки на веках.

[а] И если хорошо смешают сурьму со старым салом и приложат к обожженному месту, будет большая польза.

[б] Если женщина съест полмискаля сурьмы, то это прекратит у нее менструальное кровотечение, а также может помочь при язвах матки.

[в] Если [сурьму] разотрут с розовым маслом и натрут этим «горячие» опухоли, будет большая польза.

[30] Бура. Если хорошенько разотрут [буру] с розовым маслом и намажут геморроидальные шишки и свищи заднего прохода, это принесет значительную пользу.

[а] Если полмискаля [буры] смешают с чистым медом и съедят натощак, пройдет желтизна различных частей тела, [происходящая от желтухи].

[б] И если кто съест один дирхем [буры] с оливковым маслом, поможет при параличе и слабости членов тела.

[в] И если возьмут по равной части буры и белого купороса, смешают с чистым медом и [этой смесью] три дня станут натирать глаза, это излечивает бельма.

[31] Наждак. Если наждачным порошком почистят зубы,., они станут белыми и красивыми, и это укрепляет десны.

[а] А если пережженный [наждак] хорошо разотрут и посыплют им загнившую язву, то это принесет большую пользу.

[б] Если разотрут наждак с розовым маслом и намажут на картар, то будет большая польза, а опилки наждака вылечивают «горячие» опухоли.

[32] Кости. Если вымочат кости мертвеца в воде и человек, страдающий от любви, выпьет эту воду, а вдобавок повесит кости на шею, это успокоит его любовную тоску. И говорят, что употребление их в еду помогает при падучей. [124]

[а] И если кто мелко истолчет косточку лодыжки козла-самца и пять дирхемов этого [порошка] смешает с сикангабином и съест, то у него пройдет опухоль селезенки и увеличится похоть.

[б] Если сожгут кость голени быка и выпьют три дирхема [этой золы] с вином, то прекратится кровотечение из желудка.

[в] Если мелко растолкут кость лодыжки свиньи, смешают с острым уксусом и несколько раз намажут на лишаи при экземе, то будет большая польза.

[г] Если сожгут косточки финика, затем мелко разотрут и, [смешав] с медом, станут мазать глаза, то это помогает при бельмах, а также увеличивает блеск глаз.

[33] Марена. Если кто привяжет марену к голове, то особенно поможет при головной боли.

[а] Если толченую марену смешают с чистым медом и несколько раз намажут этим [составом] голову, то это вылечит язвы на голове, остановит выпадение волос и будет способствовать их росту.

[б] А если измельчат жженую марену, смешают с чистым медом и смажут этим веки, пройдет желтизна глаз [при желтухе].

[в] Если толченую марену замешают с уксусом и накапают [этой смеси] в нос, то остановится кровотечение из носа.

[г] Если станут пить толченую марену с сикангабином, это придаст силы члену, увеличит количество спермы, очистит печень и селезенку от дурной слизи, откроет закупорки в них и поможет при мочеиспускании и задержке менструаций.

[34] Портулак. Если кто-нибудь насыплет себе в постель семена портулака, то у него не будет во сне поллюций.

[а] Если же намажут тело ячменной мукой, замешанной на соке портулака, то это поможет при чесотке, сухости и зуде кожи.

[б] Если семена портулака поедят с сикангабином, это облегчит жар в печени, уничтожит жажду, принесет пользу при желчных лихорадках и облегчит запоры, происходящие от жары.

[Другой] раздел

[35] Если кто захочет сделать кислый гранат сладким, пусть отроет землю с его корней и обмажет их коровьим навозом, и тогда гранаты с этого дерева будут сладкими. [125]

[36] Если кто захочет испортить гранат, пусть насыплет на его верхушку соли так, чтобы она проникла сквозь кожицу. Когда посмотрит, увидит, что все зерна [граната] испортились.

[37] Если кто захочет узнать, сколько имеется зерен в гранате, пусть подсчитает их количество через кожицу, сколько их есть в одной дольке, а потом все дольки вместе сложит.

[38] Если кто захочет превратить белый виноград в черный, пусть удалит землю из-под виноградного куста на полгаза и нальет туда черной нефти с жидкой смолой, чтобы корень впитал эту черноту, она разошлась по лозам и лозы стали черными. Однако, чтобы добиться нужного результата, следует это сделать во время созревания винограда.

[39] Если кто даст мыши съесть горького миндаля, она тотчас же сдохнет.

[40] Знай, что среди растений есть такое, которое называют трава касу, листья его похожи на листья руты, а цветы желтые и мелкие. Если кто-нибудь сварит эту траву, упоминая имя любимого человека, и потрет [этим отваром] его грудь или будет постоянно носить эту траву на себе, то его полюбят и никогда ему не изменят.

[41] Если кто-либо срежет ветку лоха, когда он зацветает, смочит ее своей спермой и поднесет к носу желанной женщины, то эта женщина его полюбит.

[42] Если кто повесит на плодовое дерево корень лилии, все плоды с него упадут на землю.

[43] Если кто повесит лунный камень — а это белый камень, который привозят из Магриба, — на фруктовое дерево, оно начнет очень хорошо плодоносить, даже если такое дерево по природе своей давало мало фруктов.

[44] Если кто растолчет цветок водяной лилии и несколько раз натрет им [лицо], то оспины навсегда исчезнут с лица.

[45] Если кто высушит сердцевину цветка тюльпана, хорошо разотрет, смешает с выпаренным вином и даст кому-нибудь выпить, он тотчас же будет одурманен.

[46] Если кто-нибудь поджарит капусту, подержит несколько дней, а потом, приготовив из нее сласти, подаст к выпаренному вину, то он не скоро опьянеет и у него не будет рвоты.

[47] Если кто-нибудь перед едой пожует пять зерен ячменя, то долго не опьянеет.

[48] Если кто-либо перед едой поест корня миндального дерева, будет то же действие. [126]

[49] И если кто-либо пожует сухих листьев кориандра и фиалки, то у него изо рта не будет пахнуть вином.

[50] Если кто-нибудь совокупляется с женщиной среди нарциссов и в начале оргазма его взгляд упадет на нарциссы, его мужская сила будет «связана», так что больше не возникнет желания.

[51] Если положить кому-нибудь под изголовье «голубую лилию» (Сусан-и асмангун.), то, когда ляжет спать, он заговорит во сне.

[52] Если кто-нибудь захочет окрасить нарцисс в красный цвет, пусть бросит его в крахмал красильщиков, и тогда он станет красным.

[53] Если кто-либо напишет уксусом что-нибудь на цветке ночная красавица (Гул-и лайли.), то, высохнув, надпись и цветок будут то желтыми, то красными, и это известно.


Комментарии

XIV.1. Гранатовый яхонт (йакут-и руммани) — по классификации Бируни, высший сорт красного яхонта по яркости окраски и чистоте блеска (Бируни, Минералогия, стр. 35). В современных персидско-русских словарях слово йакут не совсем точно переводится «рубин» (Гаффаров, II, стр. 912; Миллер, стр. 601; Рубинчик, II, стр. 740; рубин, яхонт). Правильнее считать рубином не всякий яхонт, а лишь красный (Бируни, Минералогия, стр. 422). О яхонтах см. также: Джавахир-наме, стр. 277-278).

XIV.2б. «Темнота глаз» — по-видимому, речь идет о глаукоме (в современном языке — аб-и сийах), однако более точное значение этого термина выяснить не удалось.

XIV.6. Хризолит (забарджад) и изумруд (зуммуруд) — по классификации Бируни, для его времени зуммуруд и забарджад означали разновидности изумруда. «Между тем, под забарджадом, по крайней мере, позже понимался желтовато-зеленый камень оливин-хризолит или перидот Mg1Fe2(SiO2) (Правильнее (Mg,Fe)2SiO4 — ортосиликат. — OCR). В древности этот камень носил название топазион...» (примечания Г. Г. Леммлейна к «Минералогии» Бируни, стр. 453). В современных словарях слово забарджад переводится как «хризолит», реже — «топаз» (забарджад-и хинди) — см.: Рубинчик, I, стр. 756. А. Ферсман пишет: «Заберзат, или зебарджат, по предположению одних исследователей, — индийский хризоберилл густого желто-зеленого цвета, другое предположение: слово "заберза" произошло от армянского корня и обозначала аквамарин (берилл)» (Ферсман, I, стр. 357). О камне забарджад см. также Джавахир-наме, стр. 281-282.

XIV.7. «...будут крошиться зубы» — подобное представление о свойствах алмазов описано А. А. Семеновым как существовавшее еще в начале XX в. у жителей Средней Азии (Семенов, Из области воззрений мусульман, стр. 297); аналогичное поверье приводится у Бируни (Минералогия, стр. 84-85) и в Джавахир-наме (стр. 272-277).

XIV.7a. Хаббе, или хабба — гран, ок. 0,05 г; см. Хинц.

XIV.8. Изумруд — см. прим. XIV.6.

XIV.8б. Эфа — Echis arenicola, небольшая, тонкая змея, буровато-желтого цвета с темными пятнами, очень ядовита. Водится в южных странах — Аравии, Иране, Африке и Средней Азии. Поверье о действии изумруда на зрение ядовитых змей восходит к древности и сохранилось до позднего средневековья. В частности, в армянской минералогии XVII в. приведено такое поверье: «Если перед змеей подержать изумруд, то из глаз ее польется вода и она ослепнет...» (Патканов, Драгоценные камни, стр. 22). Бируни высказывает сомнение в правдоподобности подобного поверья (Бируни, Минералогия, стр. 157).

XIV.10. Подобное представление о сердолике описано А. А. Семеновым: «Даваемый внутрь с яблочным шербетом, он (сердолик. — Г. М.) укрепляет сердце...» (Семенов, Из области воззрений мусульман, стр. 314).

XIV.12. Желтуха (йаркан) — см. прим. XII.43д.

XIV.126. Корпия (палите) — И. Афшар в подстрочных примечаниях приводит разночтение этого слова фатиле со значением: 1) «фитиль»; 2) «корпия» (Байан ас-сана`ат, стр. 389).

Там же. Замыкание матки — подобное заболевание описано Ибн Синоп (Ибн Сина, Канон, III, (2), стр. 464-462).

XIV.13. Нефрит (йашм) — в словарях современного языка слово йашм переводится «яшма» (Гаффаров, II, стр. 913); «сорт яшмы или агата» (Ягелло, стр. 1808); «яшма... но йашм-и сабз — нефрит, гагат» (Рубинчик, II, стр. 744). Но правильнее переводить — нефрит, ибо яшмы, по современной минералогической классификации, восточный мир в эпоху средневековья не знал. Это подтверждается показаниями многих минералогических сочинений — Бируни, Насир ад-Дина Туей, Ибн Мансура, Кашани. Г. Г. Леммлейн в примечаниях к «Минералогии» Бируни совершенно определенно идентифицирует камень йашм с нефритом (Бируни, Минералогия, стр. 466). Повторяя более ранних авторов, Ибн Мансур в XVI в. приписывает камню йашм свойство облегчать желудочные боли и предохранять от удара молнии и грома (Джавахир-наме, стр. 257-258). О пользе камня йашм при желудочных заболеваниях пишет Ибн Сина (Ибн Сина, Канон, II, стр. 294).

XIV.14. О применении золота и серебра в медицинской практике не только средневекового, но и древнего Востока известно специалистам. Есть соответствующие указания о лечении золотом и серебром сердечных заболеваний у Ибн Сины (Ибн Сина, Канон, II, стр. 504, 666); о лечебном применении этих металлов см.: Акрабадин, Указатель: gold; silver.

Там же. Мелисса лекарственная (бадранбуйе, или бадранджбуе) — Melissa officinalis (Захиди, стр. 119).

Там же. «...помогает при апоплексии» — здесь употреблено персидское слово сакте, имеющее (даже в словарях современного языка) несколько значений: апоплексия, удар, паралич, сердечный припадок, приступ, инфаркт (Рубинчик, II, стр. 49). Ср. у Ибн Сины: «Под этим термином понимается внезапное заболевание, связанное с нервной системой и выражающееся в длительном сне, потере сознания и т. п.» (Ибн Сина, Канон, I, стр. 537).

XIV.15. О пользе серебра см. прим. XIV. 14.

XIV.16. О применении олова в медицинских целях Ибн Сина пишет: «Если растереть олово в вине... то это поможет от опухолей» (Ибн Сина, Канон, II, стр. 583).

XIV.17. О лечебных свойствах меди ср. у Ибн Сины: «[Медь] заживляет злокачественные ползучие язвы, препятствует их распространению и съедает лишнее мясо» (Ибн Сина, Канон, II, стр. 431).

XIV.18. О полезных свойствах свинцового порошка при глазных болезнях, различных язвах и опухолях пишет Ибн Сина (Ибн Сина, Канон, II, стр. 84-85). См. также: Акрабадин, стр. 229, № 8 и Указатель: Lead.

XIV.19a. «...при расслаблении заднего прохода...» — О подобном заболевании и его лечении теплыми ваннами с травами и масляными клизмами пишет Ибн Сина (Ибн Сина, Канон, III (2), стр. 261-262).

XIV.20. О полезных свойствах растертого в порошок и пережженного стекла при камнях в почках и мочевом пузыре, а также для придания блеска глазам см.: Ибн Сина, Канон, II, стр. 235-236. Лечебные свойства порошка сирийского стекла указаны также в Акрабадине (стр. 68, № 44).

XIV.21. О лечебных свойствах киновари см.: Ибн Сина, Канон, II, стр. 235; Акрабадин, стр. 142, № 128.

XIV.22. Сурик, по свидетельству Ибн Сины, останавливает кровотечение и помогает при ожогах (Ибн Сина, Канон, II, стр. 453; см. также: Акрабадин, стр. 228, № 6).

XIV.23. «Шафран» — здесь речь идет о растении Crocus Sativus L.; о полезных свойствах шафрана при лечении опухолей, а также о приеме его внутрь для укрепления сердечной деятельности пишет Ибн Сина (Ибн Сина, Канон, II, стр. 239-240); см. также: Акрабадин, стр. 275, № 127; см. выше прим. VIII.1, 3.

XIV.24. О мышьяке и его полезных свойствах при кашле, язвах геморроидальных и язвах головы при «лисьей болезни» (алопеции) см.: Ибн Сина, Канон, II, стр. 233; Акрабадин, стр. 274, № 126 и Указатель: Arsenic.

XIV.25. О свойствах ярь-медянки как составной части многих лекарств, особенно при лечении язв, опухолей, лишаев и пр., см.: Ибн Сина, Канон, II, стр. 240-241; Акрабадин, стр. 229, № 8 и Указатель: Verdigris.

XIV.26. «Подкожные опухоли» — по-видимому, речь идет о так называемых жировиках — подкожных жировых затвердениях.

XIV.26б. «...предохранит себя от выкидыша» — аналогичное представление, бытовавшее у жителей Средней Азии вплоть до XX в., описано А. А. Семеновым: «Если беременная женщина опасается, как бы у нее не случился выкидыш, то если она возьмет ляпис-лазури и ...выпьет ее, то ее дитя родится благополучно и будет здоровым» (Семенов, Из области воззрений мусульман, стр. 312).

XIV.28. Холодные язвы (риши-йи сард) и горячие опухоли (амасха-йи гарм) — см.: Ибн Сина, Канон, I, стр. 146 и Указатель.

XIV.29. О применении сурьмы при лечении глазных болезней, ран, язв, ожогов и при менструальном кровотечении см.: Ибн Сина, Канон, И, стр. 78; Акрабадин, стр. 234, № 20.

XIV.30. О применении буры в медицине см.: Акрабадин, стр. 248, ЛЬ 48.

XIV.31б. В тексте картар (картир, киратар?). Как указывает И. Афшар (в подстрочных примечаниях), картар значится в рукописи С, смысл слова неясен (Байан ас-сана`ат, стр. 394).

XIV.32. По поводу лечебного применения костей Ибн Сина сообщает: «Говорят, будто человеческие кости излечивают от падучей... Говорят, будто бабки козла в сиканджубине размягчают [уплотнение] селезенки... возбуждают похоть» (Ибн Сина, Канон, II, стр. 500-501); см. также: Акрабадин, стр. 304, № 199 и Указатель: Bones.

XIV.34. Портулак, или портулак огородный (парпахн) — Portulaca grandiflora (Рубинчик, I, стр. 279; у Захиди, стр. 144 — хурфе). Полезные свойства портулака при болезнях желудка, печени, в качестве повязок на опухоли и т. д. описаны в Акрабадине (стр. 244, № 41; см. также: Ибн Сина, Канон, II, стр. 149).

XIV.35. Возможно, автор выделил в особый раздел главы эту часть потому, что в ней почти исключительно рассказано о приметах, поверьях, а зачастую и реальных представлениях, связанных с растениями. Как известно, все восточные фармакопеи делили средства (и лекарственные и магические) на три части: животные средства, минералы и растения.

XIV.38. О лечебных свойствах винограда см.: Акрабадин, стр. 306, № 207 и Указатель: Grape.

XIV.40. Траву касу (гийах-и касу) — определить растение не удалось.

XIV.41. Лох (синджид) — лох бывает двух видов: горький (синджид-и талх), Melia azadirachta, и дикий (синджид-и сахрайи) (см.: Захиди, стр. 97, 119). В персидско-русском словаре Рубинчика (II, стр. 59) «лох горький» — облепиха, Hyppophae rhamnoides.

XIV.43. «...лунный камень (санг-и камар)» — речь идет о разновидности горного хрусталя. Под Магрибом понимали страны Северо-Западной Африки, современные Тунис, Алжир, Марокко. Бируни пишет: «Это белый прозрачный камень, который находят в стране арабов во время роста луны... Некоторые говорят о лунном камне (хаджар ал-камар), что это оникс...» (Бируни, Минералогия, стр. 170). О лунном камне см. также: Джавахир-наме, стр. 269.

XIV. 49. Кориандр (гишниз, или гишнидж), Coriandrum sativum L. (Umbelliferae), см.: Захиди, стр. 66, то же, что киндза. В персидско-русском словаре Рубинчика (II, стр. 398): «кориандр, кишнец».

(пер. Г. П. Михалевич)
Текст воспроизведен по изданию: Абу-л-Фазл Хубайш Тифлиси. Описание ремесел (Байан ас-сана'ат). М. Наука. 1976

© текст - Михалевич Г. П. 1976
© сетевая версия - Strori. 2018
© OCR - Иванов А. 2018
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Наука. 1976