Комментарии

1. Феодосий II младший – император Восточной Римской империи (408-450 гг.)

2. 28 июля 450 г.

3. Аркадий – император Восточной Римской империи (395-408 гг.).

4. Императрица Евдоксия скончалась в 460 г. спустя 10 лет после смерти супруга.

5. Марина – дочь императора Аркадия, сестра императора Феодосия II.

6. Παρθενεύουσα – букв. «сохранившая девственность».

7. Пульхерия – дочь императора Аркадия, сестра императора Феодосия II.

8. Хрисафий Цума – евнух, оказывавший значительное влияние на императора Феодосия II в последние годы его царствования. См. e. g.: frr. 9, 10 «Истории Приска Панийского» и «Хронику Феофана Исповедника» (л. м. 5938. р. х. 438; л. м. 5940, р. х. 440; л. м. 5941, р. х. 441; л. м. 5942, р. х. 442; л. м. 5943, р. х. 443).

9. По одной из версий – это ныне называемая Владимирская икона Божий Матери (хранится в Третьяковской галерее). См.: Поселянин Е. Н. Богоматерь. Описание её земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 1-2; Богородица. 2000 лет в русском и мировом изобразительном искусстве. М., 2002.

10. На момент коронации Маркиану было 29 лет.

11. 25 августа 450 г. Эбдом – пригород Константинополя.

12. В Деяния Халкедонского, IV Вселенноского собора включено два послания императора Маркиана к римскому папе Льву и одно послание к нему от императрицы Пульхерии.

13. Халкедон – это город на берегу Боспора, находящий прямо напротив Константинополя. Маркиан не мог надолго отлучаться из столицы из-за возможных волнений в городе. Согласно посланию императора к участникам собора, на его личном присутствии на соборе настояли представители папы Льва.

14. Имеется в виду император Константин Великий (306-337 гг.), председательствовавший на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г..

15. Святая великомученица Евфимия, бывшая родом из Халкедона, погибла во время гонений на христиан при Диоклетиане (304 г.). Упомянутый храм построен на её могиле.

16. Проходил с 8 октября по 1 ноября 451 г.

17. В действительности, на Халкедонском соборе было принято 30 церковных правил (канонов), однако некоторые позднее оспаривались, как, например, 28 правило о «преимуществах святейшей церкви Константинополя».

18. В 453 г.

19. Предместье Константинополя, к северо-западу от города.

20. Халкопратии – район в Константинополе, где изначально проживали евреи, а потом район ремесленников (букв. «Халкопратии» означает «место, где живут ремесленники/продавцы меди»).

21. Камп (от латинск. campus – «поле») – местность в Эбдоме, за пределами Константинополя. Константинопольцы собрались там после произошедшего землетрясения.

22. Анатолий – константинопольский патриарх (449-458 гг.).

23. Площадь Быка (форум Тавра) – одна из центральных площадей Константинополя.

24. В июне 455 г. вандалы («африканцы» Феодора Анагноста) во главе со своим королём Гейзерихом захватили и разграбили Рим; в качестве пленниц в Карфеген были уведены императрица Евдоксия (вдова императора Валентиниана III) и её дочери. См.: «Хронику Проспера Аквитанского», § 1375.

25. Испорченное место: пропущены слова, говорившие о смерти императора Маркиана. Маркиан скончался на следующий день после молебна в Кампе – 27 января 457 г.

26. Коронация Льва состоялась 7 февраля 457 г.

27. Протерий – александрийский патриарх (451-457 гг.), признавший постановления Халкедонского собора и занявший церковную кафедру после осуждения прежнего патриарха Диоскора. Тимофей Элур (греч. «кот») – александрийский патриарх (457-460 гг. и 475-477 гг.), не признавший Халкедонского собора.

28. 28 марта 457 г. См.: «Бревиарий Либерата», гл. 15; «Хронику Феофана Исповедника» л. м. 5950, г. х. 450.

29. То есть ангелом. В оригинальном тексте сказано: εἷς… τῶν λειτουργικῶν πνευμάτων («один из прислуживающих [Богу] духов»).

30. Согласно «Истории Боголюбцев» Феодорита Киррского (гл. 1, § 4), откуда Феодор Анагност позаимствовал данный рассказ, Иаков наложил на девушек за то, что они, моя бельё в реке, через которую Иаков переходил, «вместо того чтобы принять другое, более приличное положение, без всякой скромности, с дерзким видом и бесстыдными глазами взирали на человека Божия, не покрыв голов и не опустив задранных одежд».

31. Согласно Феодориту Иаков смилостивился и был готов вернуть девушкам черноту их волос, однако они не пришли к Иакову и остались седыми (ibidem).

32. См. «Историю боголюбцев», гл. 21.

33. В 457 г.

34. О нём см.: «Историю боголюбцев» Феодорита Киррского, гл. 26.

35. Деревня Сисан находилась в Сирии, на границе областей Кирестика и Киликия.

36. Ср. ниже: § 41.

37. 3 июля 458 г.

38. То есть в воскресение.

39. Подробнее об этом см. ниже: Фрагмент № VI.5.

40. Ἔκκοψον – букв. «уничтожь».

41. В другой рукописи: «и сразу же [после этого] клирик умер».

42. Флавий Студий – патриций, консул 454 года.

43. В 462 г.

44. В 465 г. Акимиты – община монахов, возникшая в 420-е гг. в Константинополе; их монастырский устав отличался особой строгостью. Их название (акимиты – букв. «неспящие») связано с обычаем непрерывного в течение дня и ночи богослужения, которое монахи проводили посменно. Из общины при Церкви святого Иоанна возник Студийский монастырь, чей («студийский») устав стал образцовым для православных монастырей (в том числе и для существующих до сих пор православных монастырей на Афоне).

45. Одна из высшей должностей в Поздней Римской и в Византийской империи; обычно её занимал евнух.

46. Святой Даниил Столпник (ок. 410-490 гг.) провёл на столпе более 30 лет.

47. Μάνδρας – букв. «огороженное место», «загон».

48. Пригородный район Константинополя. Даниил поселился на месте бывшего языческого капища.

49. Тропарий – вид церковного гимна.

50. Мартирий – антиохийский патриарх (461-465 гг.).

51. Κατέλαβε τὴν Ἀντιόχειαν – букв.: «захватил Антиохию».

52. Λώβης – букв. «безумства», «проклятия», «позора».

53. Аполлинарий Лаодикийский (ок. 310-390 гг.) – ересиарх IV в.

54. В 463 г.

55. Молитва, с которой начинается богослужение.

56. В 465 г.

57. См.: «Бревиарий» Либерата, гл. 18.

58. Юлиан – антиохийский патриарх (466-474 гг.)

59. В 465 г.

60. Об этом пожаре см.: «Церковная история» Евагрия Схоластика, кн. II, гл. 15.

61. «Неорием» называлась церковь великих мучеников Сергия и Бакха, находившаяся в северной части Константинополя.

62. Находилась в южной части Константинополя.

63. В 473 г.

64. Феофан исповедник датирует этот событие 466 г. («Летопись» Феофана, a. 5966), однако у Виктора Тунненского оно датировано 513 г. («Хроникон» Виктора Тунненского, a. 513:1).

65. Имеется в виду король вандалов Гейзерих (428-477 гг.). Войско было отправлено в Африку в 468 г.

66. Прокопий сообщает, что общее число войск, посланных против вандалов, составляло 100 тысяч («Война с вандалами» Прокопия Кесарийского, кн. I, гл. 6). Современник событий, историк Приск Панийский пишет о 1100 кораблях, которые перевозили войско в Африку («Готская история» Приска Панийского, фр. 40).

67. Флавий Ардавур Аспар – римский военачальник (магистр милитум с 431 по 471 г.), патриций; одно из влиятельнейших лиц того времени. Согласно Прокопию Кесарийскому Аспар уговаривал Василиска «пощадить Гейзериха», так как боялся, что в результате победы над вандалами император Лев «очень крепко утвердиться на престоле»; пишет Прокопий и деньгах, якобы посланных Гейзерихом Василиску. В результате после первых побед византийский флот был разгромлен недалеко от Карфагена (см.: «Война с вандалами» Прокопия Кесарийского, кн. I, гл. 6).

68. 20 ноября 471 г.

69. После смерти своего деда Льва Старшего в январе 474 г.

70. С конца IV в. традиционным местом коронации византийских императоров был Эбдом (Септим), пригород Константинополя (см. выше), Зенон стал первым императором, короновавшимся на Ипподроме.

71. 9 февраля 474 г.

72. 17 ноября 474 г. Льву Младшему было около 7 лет. В хронике Виктора Туннунского сохранена легенда, что произошла подмена и Лев Младший, оставшись в живых, прожил до времён Юстиниана, будучи клириком одной из константинопольских церквей («Хроникон» Виктора Туннунского, а. 475:1).

73. Верина – вдова умершего императора Льва I.

74. Согласно хронике Феофана, которая в данном случае опирается на сочинение Федора Анагноста, в заговоре против Зенона участвовали Верина и некоторые сторонники Василиска из числа константинопольских сенаторов («Летопись» Феофана, а. 5967).

75. В конце 474 г.

76. Зенон был родом из Исаврии.

77. 9 января 475 г.

78. В борьбе православных и монофизитов, происходившей тогда в Византии, Василиск выступил на стороне монофизитов.

79. Тимофей Элур в 460 г. по приказу императора Льва был смещён с епископского престола и отправлен в изгнание.

80. Ἄτακτον – другое понимание: «несплачённый», «находящийся в беспорядке».

81. Ещё когда он находился в Константинополе.

82. Μετʹ εἰρήνης. Издатели предлагают исправить на μετʹ αἰσχύνης – «с позором».

83. Согласно так называемому «Энкиклиону», автором которого был Тимофей Элур. Текст «Энкиклиона» см. в «Церковной истории» Евагрия Схоластика (Кн. 3, гл. 4).

84. Акакий – тогдашний константинопольский патриарх (472-489 гг.).

85. Т. е. осудить Халкедонский собор.

86. Согласно Феофану Исповеднику Акакий был готов подчинится Василиску, но, сам испугавшись «народного бешенства», только «делал вид, что он за одно с народом» и стал выступать против Василиска («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5968, р. х. 468).

87. Συναθροισθείσης – букв. «собрались».

88. См. выше: кн. 1, § 18.

89. Θερμότητα – букв. «пыла», «жара».

90. Согласно Феофану Исповеднику перед Василиском с речью выступил сам Даниил-столпник, однако ему не удалось убедить императора («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5968, р. х. 468).

91. Право рукополагать епископов в подчинённых Константинопольскому патриарху эпархиях.

92. Так называемый «Антиэнкиклион». Текст эдикта см. в «Церковной истории» Евагрия Схоластика (Кн. 3, гл. 7).

93. В августе 476 г.

94. Древние авторы сообщают противоречивую информацию о кончине Василиска и его жены. В «Хронике комита Марцеллина» указано, что Василиск вместе с семьёй был сослан в каппадокийскую церковь Лимис и там «и там зачах, поражённый голодом» («Хроника комита Марцеллина», а. 476:1). Согласно Анониму Валезия Зенон поклялся, что Василиск не погибнет насильственной смертью, после чего «Василиску, его жене и сыновьям не позволили выйти из пустого подземного резервуара, и они погибли там от холода» (Anon. Vales. II, 9. 43). Виктор Туннунский в своей хронике сообщает, что Василиск с семьёй был сослан и в каппадокийскую крепость Сасем и умер там («Хроника Виктора», а. 476), а Феофан Исповедник – что в каппадокийской крепость Кукус, где то ли был заморен голодом в башне, то ли убит насильственно, выведенный из крепости («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5969, р. х. 469).

95. Маркиан был сыном западно-римского императора Анфемия (467-472 гг.), а по матери – внуком восточно-римского императора Маркиана (450-457 гг.).

96. В 479 г.

97. Когда точно (в каком месяце) происходили эти события, неизвестно.

98. Согласно Феофану Исповеднику братьев Маркиана захватил плен магистр Илл (см. о нём ниже) («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5971, р. х. 471).

99. Феофан Исповедник пишет, что Маркиан не смог победить Зенона, так как «предался пиршеству и сну, и ночью многих лишился из своих союзников, так как магистр Илл склонил их к себе дарами. На другой день он был разбит и искал убежища в церкви Апостолов» («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5971, р. х. 471).

100. Согласно свидетельству ряда авторов Зенон выслал Верину по требованию патриция Илла.

101. То есть в Италию.

102. Патриций Илл был одним из наиболее могущественных людей при дворе Зенона: именно благодаря его поддержке Зенон одержал победу в войне с Василиском и подавил мятеж Маркиана; в 477 г. Илл был провозглашен магистром оффиций (одна из высших должностей в поздней Римской империи), а в 478 г. – консулом.

103. Календион – антиохийский епископ (479-484 гг.).

104. В 482 или в 484 г.

105. Евстафий Плакида (IV в.) – антиохийский епископ, один из Отцов церкви; по ложному обвинению был низложен и сослан в Филиппы (по другим данным – в Траянополь во Фракии).

106. В действительности к тому времени прошло уже около 150 лет после смерти Евстафия: тот скончался в 337 или в 346 г.

107. В 478 г.

108. В действительности, Феодор Анагност ошибается: кипрская церковь стала автокефальной и независимой от Антиохийской эпархии задолго до обнаружения мощей апостола Варнавы.

109. В 483 г.

110. Столица провинции Киликия.

111. См. выше.

112. Леонтий, магистр милитум во Фракии, был направлен Зеноном против восставшего Илла, однако перешёл на его сторону. Текст эдикта Верины о коронации Леонтия см. в «Хронике Феофана Исповедника», л. м. 5974, р. х. 474. Коронация Леонтия состоялась 19 июля 484 г. в Тарсе.

113. В 488 г.

114. В других источниках эта школа нигде более не упоминается.

115. Несторий – константинопольский патриарх (428-431 гг.); его учение было осуждено и объявлено ересью на Эфесском соборе (431 г.).

116. В оригинале сказано двусмысленно: могут иметься в виду и учителя, стоящие во главе христианской школы, и епископы Эдессы.

117. Феодор – мопсуестийский епископ (392-428 гг.); богослов, вдохновитель несторианства. Его учение было осуждено и объявлено ересью на Константинопольском соборе (553 г.).

118. 9 апреля 491 г.

119. Силентиарии (от лат. silere – «молчать») – императорские придворные, отвечавшие за спокойствие («тишину») во дворце.

120. В одной из рукописей имя «Анастасий» пропущено.

121. Столица провинции Новый Эпир (совр. г. Дуррес в Албании).

122. Евфемий – константинопольский епископ (490-496 гг.).

123. См. «Хронику комита Марцеллина», а. 491: 2: «Среди византийцев [т. е. жителей Константинополя] возникла народная война (bellum plebeium), [в ходе которой] в огне погибла большая часть города и цирка».

124. В одной из рукописей слово «царственный» (τῆς βασιλίδος) пропущено.

125. В 492 г.

126. Город в провинции Фригия.

127. Κυρτόν – «гроб». У других авторов Иоанн называется «Иоанн Гибб» (gibbus (лат.) – «гроб»). По окончании войны и Иоанн Скифа, и Иоанн Курт будут удостоены консульского звания: Иоанн Скифа – в 498 г., а Иоанн Курт – в 499 г.

128. Согласно комиту Марцеллину исаврийская война продолжалась шесть лет: исавры потерпели поражение во Фригии, однако продолжили борьбу, укрепившись в горных крепостях Тавра («Хроника комита Марцеллина», а. 492; «Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5985, р. х. 485).

129. Т. е. в Константинополе.

130. Феодор Анагност хочет сказать, что император Анастасий таким образом пытался создать себе предлог, чтобы прекратить войну.

131. Ἑξώπλισεν – букв. «вооружило».

132. Место испорчено. У Феофана Исповедника эти слова Анастасия к Евфемию переданы как: «Твои молитвы, владыка, покрыли прахом твоих друзей [исавров]».

133. Помещение в храме на хорах, служащее местом отдыха после церковной службы.

134. Немного иначе у Феофана Исповедника (л. м. 5987, р. х. 487).

135. В 495 г.

136. Символ веры, принятый при императоре Зеноне в 482 г. с целью примирения всех восточных епископов. Однако принятия «Энотикона» вызвало 34-летний раскол между Восточной и Западной церквями. Текст «Энотикона» по-гречески сохранён в «Церковной истории» Евагрия Схоластика, а по латыни – в «Бревиарии» Либерата.

137. Имеется в виду константинопольский патриарх Геннадий (458-471 гг.); о нём см. выше.

138. Имеется в виду либо город, на побережье Мраморного моря, либо одноимённый город на средиземноморском побережье в провинции Пафлагония.

139. По другому рукописному чтению: «архидиакону».

140. Флавий Руфий Постумий Фест, консул 472 года, прибыл в Константинополь в 497 г.

141. Память апостолов Петра и Павла празднуется 12 июля.

142. Τό φαιδρόν – букв. «весёлье», «праздничное настроение».

143. По принятому тогда обычаю патриархи крупнейших христианских церквей (Римской, Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской) отправляли особые соборные послания о своём рукоположении.

144. Римский папа Анастасий (496-498 гг.).

145. Анастасий умер 17 ноября 498 г.

146. Согласно Liber pontificalis Симмах был рукоположен в Константиновской базилике, а Лаврентий – в базилике святой Марии.

147. Имеется в виду король остготов Теодорих Великий (470-526 гг.), с 493 г. правивший в Италии. «Афром» его называют только три автора: Феодор Анагност, Феофан Исповедник и Никифор; все прочие называют его Теодорихом Валамером.

148. В 502 г.

149. Нокерия (Нукерия) – город в провинции Кампания, совр. г. Ночера.

150. Ὁμοουσίου – учение о единосущии Бога-Сына и Бога-Отца, не признаваемое арианами.

151. Так называемая Анастасиевая война с персами (502-506 гг.). См. ниже: кн. 2, § 52.

152. Амида – крупный город в северной Месопотамии, на берегу Тигра (совр. турец. г. Дияроакыр). Персы во главе с царём Кавадом I захватили его после трёхмесячной осады 11 января 503 г. См.: Прокопий Кесарийский «Война с персами», кн. I, гл. VII.

153. Т. е. в Константинополе.

154. У Феофана Исповедника уточняется, что префект города должен в этих процессиях сопровождать императора («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5999, р. х. 499).

155. У Феофана Исповедника он назван «Ахолием» («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5999, р. х. 499).

156. Ἱεροσύλους – грабители храмов.

157. Лакуна в рукописи, восстанавливаемая по тексту Феофана Исповедника (л. м. 6001, р. х. 501).

158. Евтих (ок. 370-360 гг.) – константинопольский пресвитер, оппонент Нестория и вдохновитель ереси монофизитства; осуждён на Халкедонском соборе в 451 г.

159. Диодор (IV в.) – тарсийский епископ, богослов; был учителем Феодора Мопсуестийского и, как считалось, вдохновителем несторианства.

160. Иначе в «Хронике Феофана Исповедника» (л. м. 6001, р. х. 501).

161. Т. е. осудить Халкедонский собор.

162. Арианская крестильная формула; в православии принято говорить: «Во имя Отца и Сын, и Святого Духа».

163. В «Хронике Виктора Тунненского» об этом событии рассказано так: «Некий Барбас, епископ арианской ереси, [однажды] зазнавшись, вопреки правилам сказал над тем, кого должен был окрестить: «Крестит тебя Барбас во имя Отца через Сына в святой Дух» – [и] тотчас вода, в которой он собирался крестить человека, пропала, а сосуд, в котором была вода, разломался сам [собой]. Тот, кто должен был быть окрещён, увидев это, тотчас бежит к католическому [епископу] и принимает крещение правильно» («Хроника Виктора Тунненского», а. 500).

164. Так Феодор называет противников Халкедонского собора.

165. В 511 г.

166. Формула, добавленная к Трисвятому гимну, антиохийским патриархом Петром Гнафеем (о нём см. выше): в его интерпретации гимн посвящен воплощённому Слову, тогда как с точки зрения традиционного православия Трисвятой посвящён Троице.

167. Восстанавливается по тексту Феофана Исповедника.

168. О нем см. e. g. «Бревиарий» Либерата, гл. 19.

169. Т. е. Македония.

170. В 512 г.

171. Ἑνοῦσθαι – букв. «соединиться».

172. Предположительно эти прозвища означают «Покупающий лук» и «Похотливый»; лук считался афродизиаком.

173. Согласно тогдашнему обычаю в церквях вешали изображения патриархов.

174. См. выше прим. № 20.

175. По всей видимости, имеется в виду Иоанн Диакриномен (VI в.), написавший не сохранившуюся «Церковную историю». Предположительно, извлечения из его сочинения составляют «Дополнение второе» к извлечениям из «Церковной истории» Феодора Анагноста (параграфы 38-59) (см. также Предисловие переводчика).

176. В 512 г.

177. Т. е. «Символ веры», принятый на Никейской вселенском соборе (в 325 г.).

178. Т. е. настоятеля.

179. Несколько иначе в «Хронике Феофана Исповедника» (л. м. 6005, р. х. 505).

180. Перевод по корректуре, предложенной Валезием.

181. В Хронике Виктора Туннунского это события датировано 512 годом.

182. В 517 г.

183. Перевод по корректуре издателя.

184. Македоний был низложен с патриаршего престола по обвинению в мужеложстве.

185. В ночь с 8 на 9 июля 518 г.

186. Ср.: «Божие наказание постигло нечестивого и богохульного Нестория в заточении: все члены его сгнили, особливо нечистый язык его, от чего и умер он» («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5925, р. х. 425).

187. Несторий скончался в 451 г., когда его должны были призвать – а согласно другой версии, призвали – на Халкедонский собор.

188. Имеется в виду Феодорит Кирский, написавший возражение на «Двенадцать глав» Кирилла по поручению антиохийского патриарха Иоанна.

189. Кирилл – александрийский патриарх (412-444 гг.); так называемые «Двенадцать глав» – это третье, соборное послание Кирилла к Несторию, в котором он привёл двенадцать возражений против христологического учения Нестория.

190. Андрей также написал возражения на «Двенадцать глав» Кирилла по поручению антиохийского патриарха Иоанна.

191. В рукописи ошибочно указано «против Двенадцати глав Феодорита».

192. По другому рукописному чтению: «и был им узнан».

193. Петр Монг и Тимофей Салофакиол – два александрийских патриарха, оспаривавшие главенство друг у друга. Петр Монг (противник Халкедонского собора) был избран патриархом в 477 г., но был смещён по приказу императора Зенона. Вместо него александрийским епископом стал Тимофей Салофакиол (сторонник Халкедонского собора). Тимофей Салофакиол умер в июне 482 г., а в декабре Петр Монг повторно становится епископом александрийской церкви.

194. Вероятно, имеется в виду Феодорит Кирский (ок. 398-457 гг.), однако в этом случае автор этих извлечений допускает ошибку, так как Феодорит умер гораздо раньше описываемых событий и не мог не писать о них в своей «Церковной истории».

195. В действительности, александрийский епископ Иоанн Талайа был рукоположен патриархом сразу после смерти Тимофея Салофакиола (июнь 482 г.) (см. e. g.: «Хроникон» Виктора Тунненского, а. 480; «Бревиарий» Либерата, гл. 18).

196. См. прим. 194.

197. В 479 г. «В Византии», т. е. в Константинополе.

198. См. выше: кн. 1, §§ 20, 22, 30, 31.

199. Τό μύρον; перевод по корректуре издателя, в рукописи стоит τό μυστήριον («священнодействие»).

200. Ср. выше: кн. 2, § 32.

201. См. выше: кн. 2, § 5.

202. Феликс III – римский папа (482-492 гг.)

203. В 488 г.

204. Хрисаргирон (букв. греч. «золото-серебро») – не фиксированная точно подать, выплачиваемая населением Византии раз в четыре года. См. подробнее: «Церковная история» Евагрия Схоластика, кн. 3, глл. 39, 40.

205. По-видимому, имеются в виду цирковые представления, во время которых происходило затравливание диких зверей охотничьими псами.

206. Ср. выше: кн. 1, § 2.

207. Неокесария – столица провинции Понт Полемониакский (на северо-востоке Малой Азии), совр. г. Никсар (в Турции).

208. Григорий Чудотворец (ок. 213-275 гг.) – один из крупнейших Отцов Церкви III века, богослов, святитель.

209. Кавад поддержал секту маздаков, распространённую в Персии и проповедовавшие идеи равенства, взаимопомощи и отказа от личного имущества. См.: «Война с персами» Прокопия Кесарийского, кн. 1, гл. 5.

210. В 496 г.

211. Имеются в виду «белые гунны» (эфталиты), которые в V-VI вв. регулярно совершали набеги на Персию через Кавказ. Кавад заключил с ними союз, женившись на дочери царя эфталитов (см. «Война с персами» Прокопия Кесарийского, кн. 1, гл. 6; «Историю» Феофилакта Симокатты, кн. 4, гл. 6).

212. В 498 г.

213. В 505 г. Дара – город на севере Месопотамии, находившийся на тогдашней границе с Персией. См.: «О постройках» Прокопия Кесарийского, кн. 2, гл. 1.

214. См.: 3 Цар 10:1-13; 2 Пар 9:1-12.

215. Ср. выше: кн. 2, § 31.

216. С 306 по 337 г.

217. С 337 по 361 г.

218. 24 июня. Согласно «Консульским фастам» мощи апостола Тимофея были доставлены в Константинополь 1 июня 356 года.

219. 3 марта. Согласно «Консульским фастам» мощи апостолов Луки и Андеря были доставлены в Константинополь 3 марта 357 г.

220. Храм святых Апостолов был построен в Константинополе ещё при Константинтине Великом, при Констанции II он был перестроен.

221. С 379 по 395 г.

222. С 383 по 395 г.

223. 22 сентября.

224. Район в Константинополе.

225. В 383 г.

226. В 408 г. По другим данным Аркадий скончался 23 августа.

227. Аттик – константинопольский патриарх (406-425 гг.).

228. 20 июня.

229. В 406 г.

230. См. прим. № № 11, 70.

231. В 402 г.

232. С 402 по 408 г.

233. В 450 г.

234. В рукописи ошибочно указано 32 (λβ΄) года.

235. Прокл – константинопольский патриарх (434-447 гг.), ученик Иоанна Златоуста.

236. 27 января 438 г. В русской православной церкви именно 27 января – день поминовения Иоанна Златоуста.

237. Иоанн Златоуст (ок. 347-407 гг.) – Отец Церкви, патриарх константинопольский (398-404 гг.), богослов.

238. В 457 г.

239. Константинопольским патриархом Анатолием (449-458 гг.); это был первый случай, когда императора на царство короновал константинопольский патриарх.

240. В 474 г.

241. Сирмий (совр. г. Сремска-Митровица) – крупнейший город в провинции Паннония; там некоторое время (в конце III-начале IV вв.) находилась императорская резиденция.

242. Анастасия Узорешительница (или Анастасия Младшая) – христианская великомученица, погибшая во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (в 304 г.).

243. Колоннада (или портик) Домника часто упоминается в византийской литературе, однако её точное местоположение в Константинополе доподлинно неизвестно.

244. Седьмой Вселенский собор (784 г.), проходивший в Никее, был созван против иконоборчества. Отрывок из «Церковной истории» Феодора Анагноста был зачитан с целью опорочить иерополитанского епископа Ксенайи, который выступал против почитания икон.

245. См. выше: кн. 2, § 1.

246. В оригинале сказано двусмысленно; другое понимание: «во время его [т. е. Ксенайи] епископской власти».

247. Имеется в виду антиохийский патриарх Пётр Кнафей (см. выше: кн. 1, §§ 20, 22, 30, 31).

248. Город Иераполь сирийский (совр. г. Манбидж в Сирии).

249. Свида – средневековая византийская энциклопедия (X в.), содержащая разъяснения ок. 30 тыс. имён, названий и понятий.

250. Диодор Тарсийский (ум. в 390 г.) – крупнейший христианский богослов IV столетия.

251. Т. е. в 360-370-е гг.

252. Евсевий Памфил Кесарийский (ок. 263-340 гг.) – богослов и один из первых христианских историков; написал «Хронику» (от сотворения мира до 326 г.), в которой синхронизировал события ветхозаветной и античной истории.

253. Имеется в виду первое послание Иоанна.

254. Раннехристианская секта, члены которой приписывали Мельхиседеку (упомянут в Ветхом Завете: Быт 14:18-20 и в Новом Завете: Евр 7:1,3) богочеловеческое достоинство и видели в нём предтечу Иисуса Христа.

255. Вероятно, имеется в виду император Грациан (375-383 гг.).

256. Это сочинение было написано в восьми книгах; извлечения из него сохранились в Библиотеке патриарха Фотия (IX в.).

257. Гиппарх (II в. н. э.) – древнегреческий астроном и математик. Под «шаром» Гиппарха, вероятно, имеется в виду составленный им звёздный каталог.

258. В философском учении Аристотеля этим термином обозначалась «первоматерия».

259. Порфирий (III в.) – древнегреческий философ-неоплатоник, выступавший с критикой христианского учения.

260. Возможно, прав как раз Феодор Анагност, а не Феофан Исповедник: фессалоникийский епископ был церковной главой всей преторианской префектуры Иллирик (значительная часть Римской империи), что могло давать ему право называться патриархом.

261. «Эти доносы, в преувеличенном виде, представил [римскому папе] Феликсу Симеон, посланный Кириллом, монах обители неусыпающих. Он обвинил Мизина и Виталия [посланцев папы в Константинополь] в общении с еретиками, так как (при них) имя [александрийского патриарха] Петра [Монга] было всенародно провозглашаемо в священных диптихах, и говорил, что еретики много людей простых ввели этим в обман, разглашая, что Петр принят в общение и римским престолом. На разные вопросы Симеон отвечал, что бывшие с Мизином не хотели входить в сношения ни с одним из православных, не дозволяли, чтобы последние подавали им какие-нибудь грамоты, и не производили никакого следствия о том, что было дерзко допущено против правой веры. Приведен был и пресвитер Сильван, находившийся при Мизине и Виталие в Константинополе, и подтвердил слова монахов; было также прочитано послание [константинопольского] Акакия к [римскому папе] Симплицию, в котором сказано, что Петр [Монг] давно отлучен и стал сыном ночи. По этим причинам Мизин и Виталий были лишены священства и отлучены от святого общения, о чем приговор всего собора состоялся слово в слово такой: «Петра, как еретика, давно осужденного определением священной кафедры, отлученного и преданного анафеме, церковь римская не принимает. Да если бы он и не был виновен ни в чем другом, все не мог бы управлять православными даже потому, что получил рукоположение от еретиков». К этому было присоединено и следующее: «из самого дела видно, что Акакий константинопольский заслуживает величайшую укоризну; так как в письме к Симплицию, назвав Петра еретиком, он не объявил об этом царю; хотя должен был сделать это, если только имел расположение к [императору] Зенону. Впрочем, он гораздо более любит Зенона, чем веру».

262. Василий Киликиец (VI в.) – христианский богослов и историк, написавший не сохранившуюся до нашего времени «Церковную историю» (описывающую события от середины IV в. до 540 г.).

263. Вероятно, ошибка переписчика и ниже следующий фрагмент заимствован не из пятой, а из первой книги «Церковной истории».

264. Апокрисиарий – постоянный представитель какого-либо патриарха (епископа) при дворе другого патриарха.

265. Речь идёт о событиях после так называемого «разбойничьего» собора, прошедшем в 449 г. в Эфесе, на котором был осуждён константинопольский патриарх Флавиан (447-449 гг.) и восторжествовала точка зрения александрийского патриарха Диоскора (444-451 гг.) и влиятельного константинопольского монаха Евтиха, годом ранее признанного еретиком на константинопольском поместном соборе. См. подробнее e. g.: «Бревиарий» Либерата, глл. 11, 12.

266. Через два года в 451 г. на Вселенском соборе, проходившем в Халкедоне, решения Эфесского «разбойничьего» собора будут отменены, Диоскор будет низложен и отправлен в изгнание, а Евтих окончательно будет осуждён, как еретик.

267. В 449 г.

268. В скобки взяты слова самого Иоанна Дамаскина, однако возможно, что он воспроизводит аутентичные названия глав из «Церковной истории» Феодора Анагноста.

269. Палладий – антиохийский патриарх (488-498 гг.).

270. Имеется в виду либо император Зенон, либо император Анастасий.

271. Περὶ τῶν τὰ Διοσκόρου φρονούντων – букв. «о тех, кто мыслил по-диоскоровски».

272. Возможно, имеется в виду константинопольский патриарх Тимофей (см. выше: кн. 2, § 29), однако более вероятно, что речь идёт об александрийский патриархе Петре Монге, о котором Виктор Тунненский сообщил, что он стёр «с церковных таблиц» имена прежних патриархов Протерия и Тимофея Салафакиария («Хроникон», а. 480 ), также ср. выше: § 44.

273. Т. е. о константинопольском патриархе Тимофее.

274. Ср. выше: кн. 2, § 29.

275. Иоанн Дамаскин передаёт этот рассказ не полностью, опуская подробности того, как живописец был исцелён патриархом Геннадием (см. выше: кн. 1, § 15).

276. В оригинальной рукописи Иоанна Дамаскина указано не «Феодора», а «Феодорита», однако все комментаторы и издатели единодушны в том, что это ошибка и Иоанн Дамаскин приводит фрагмент именно из «Церковной истории» Феодора Анагноста.

277. О ниже следующем событии кратко сообщается также в «Хронике» Виктора Тунненского – у него оно датировано 498 г.

278. Переведено по корректуре издателя, в оригинальном тексте значится: παραχορεύοντα. Букв. это слово значит «водящий хороводы вокруг чего-либо».

279. Очевидно, что Евфимий был арианским епископом, однако Феодор Анагност не может признать этого священного сана за еретиком.

280. Так Феодор Анагност называет трепидарий – центральное и самое крупное помещение римских бань, где моющиеся согревались перед входом в более горячие помещения (sudatoria cella («горячая (букв. «доводящее до пота») комната» – парильню с бассейнами для омовений) или caldaria cella («жаркая комната») – самое жаркое помещение в банях) или наоборот остывали перед входом в более прохладные помещения (frigidaria cella («холодная комната») – помещение с бассейнами с холодной водой).

281. Одна из константинопольских бань, вероятно, находившаяся поблизости от форума Феодосия (ср.: «Был построен форум Феодосия в месте, называемом Гелиане» – «Хроника комита Марцеллина» а. 435:1).

282. См. выше прим. № 150.

283. Олимпий, по-видимому, хочет сказать, что Троицу повсюду превозносят, однако никто толком не понимает, что это такое.

284. Вопреки издателю, мы полагаем, что это слово надо было печатать с Заглавной буквы.

285. Ἀκριβεῖ λόγῳ γραφόντον – букв. «записывающего [всё] точным словом», т. е. обвиняющего по справедливости, в точном соответствии с совершённым преступлением.

286. То ли Олимпий сидел и продолжал сидеть на скамье во время этого происшествия, то ли возмущённые православные его уже успели повалить на пол, когда их остановил пресвитер Магн.

287. См.: Деян 6:8-7:60.

288. Τῆς νεροφόρου – hapax legomena; перевод предположительный, по контексту.

289. Ср. выше: кн. 2, § 18.

290. Τῶν τοῖς ὕδασιν ὑπηρετούντων – букв. «тех, кто помогает водам [течь]». Возможно, речь идёт не о банных прислужниках, а о прислужниках церкви первомученика Стефана, которые обеспечивали доступ воды из источника, находящегося внутри церковного алтаря, в баню.

291. Οἱ Ἀρείου συμμορίας – букв. «представители богатой партии сторонников Ария».

292. Феофан Исповедник, упоминая об этом в своей хронике, прямо пишет, что ариане подкупили управителя («Хроника Феофана Исповедника», л. м. 5991, р. х. 491).

293. Имеется в виду император Юстин или даже император Юстиниан.

294. Речь идёт о II Вселенском соборе, проходившем в Константинополе в мае-июле 381 г. и принявшем так называемый Никео-Цареградский символ веры.

295. Т. е. «Согласие».

296. Т. е. на Евтихиана

297. Нил Постник (Синайский) (ум. ок. 430 г.) – один из основателей монашеского движения в Восточной Римской империи; автор сочинений, проповедующих аскетическую жизнь.

298. Т. е. Символ веры, сделанный на I Вселенском соборе в Никее в 325 г.

299. Имеется в виду Антиохийский собор 341 г., отменивший символ веры Никейского собора и принявший новый символ веры.

300. Констант – сын Константина Великого, правивший Западной частью Римской империи (337-350 гг.), сторонник Никейского символа веры, нетерпимый к арианам.

301. Евдоксий – антиохийский (357-360 гг.) и константинопольский патриарх (360-370 гг.), арианин.

302. В 359 г. В рукописи лакуна, имена консулов восстанавливаются издателями.

303. Речь, по всей видимости, идёт о символе веры, принятом на арианском соборе в Константинополе в 360 г.

304. Ульфила – епископ готский (341-383 гг.), арианин.