Комментарии

161. мамлюки, которых здесь называем мы отступниками и ренегадо В подлиннике — elches renegados. Elches (от араб, «варвар») — христиане, предки которых приняли ислам при завоевании Испании и которые отказывались возвращаться в христианство. О ренегадо см. прим. 141.

162. султан велит покупать их на свои деньги на Великом море... главный альфаки... Нельзя быть ни султаном, ни адмиралом, ни получить какие-либо почести или службу, если ты не из этих ренегадо Мамлюки известны с IX в. Они представляли собой гвардию халифов, позже турецких султанов, набиравшуюся из обращенных в ислам пленников или рабов. Не будучи связанными с местными кланами, они составляли основную опору власти правителя и пользовались широкими привилегиями, которые, однако, не распространялись на их детей, становившихся обычными подданными. В Египте в 1250 г. мамлюки взяли власть в свои руки. Представители династии Бахритов (1250-1390) происходили из нескольких кипчацких родов, а Бурджиты (1382-1517) — из черкесских и грузинских. Покупка рабов была основным путем пополнения мамлюкского войска, основным центром работорговли в XV в. был Крым (Великое море — Черное море). Альфаки (араб, al faqih) — теолог, юрисконсульт, вообще любой юрист и судебный эксперт.

163. балах, который весил, как говорят, полтора египетских фунта Балах — разновидность рубина или граната. Название происходит от арабского Balahsan (Бадахшан), области в Центральной Азии (совр. Таджикистан и Афганистан), где добывались драгоценные камни. Египетский фунт равнялся 18 кастильским унциям (около 520 г) следовательно, камень должен был весить около 800 г, а такую величину, по мнению Хименеса, может иметь только гранат (ХЭ, 575).

164. стало так после принятия закона Мохаммеда Турком, произошедшего недавно Ислам был принят еще дедом основателя династии Османов в XIII в.

165. отправились в Маферию, место, где делается бальзам Маферия (совр. Матария) — деревня в 9 км к северо-востоку от Каира, где, по преданию, отдыхало Святое Семейство на пути в Египет (Мф. 2: 13-15). Там, путем вываривания ветвей Balsamodendron gileadense, изготовляли бальзам (иногда называемый мекканским бальзамом). Он содержит 10% эфирного масла, 70% растворимой и 12% нерастворимой в спирте смолы. Благодаря легенде о Маферии, этот бальзам был необыкновенно ценим христианами, иудеями и мусульманами, употреблялся как благовоние, а также для лечения желудка. Ни один средневековый путешественник, посетивший Египет, не удержался от рассказа о бальзаме (ХЭ, 576).

166. сад в шестьдесят-семьдесят квадратных шагов Шаг, составлявший одну тысячную мили, был приблизительно равен 1,4 м. 60-70 квадратных шагов (pasos cuadrados) составляют площадью приблизительно 100x100 м, т.е. гектар.

167. пол-асумбре Асумбре — испанская мера объема жидкости (2,6 л).

168. огромная смоковница, на которой растут фараоновы фиги, красного цвета Эта разновидность фикуса называется сикомора (Ficus sycomora; ХЭ, 576).

169. житницы Иосифа... выше главной башни Севильи В Средние века великие пирамиды Гизы (Хеопса, Хефрена и Микерина) считались житницами, которые Иосиф Прекрасный построил для фараона (Быт. 41:48-49). Средневековые путешественники называли их «житницами Иосифа» или «Фараоновыми житницами». Следующее ниже описание относится, скорее всего, к настоящим житницами эпохи Халифата (641-868), которые находились в Каире и которые Тафур, вероятно, тоже видел. Главная башня Севильи — знаменитая Хиральда, минарет главной мечети Альмохадов (закончен в 1198 г.), который после завоевания города христианами в 1248 г. был превращен в колокольню кафедрального собора. До надстройки в 1558 г. ее высота составляла около 55 м.

170. глаза у них... величиной с корнадо... голова — как большой глиняный кувшин... в шесть ар-роб бивни в четыре пяди... хобот в шесть пядей Корнадо (от coronado, «коронованный») — кастильская монета из сплава меди с серебром с изображением короны. Равнялась половине бланки, которая, в свою очередь, составляла до 1442 г. половину мараведи. Арроба — кастильская мера объема. Имеется в виду, вероятно, большая арроба (arroba de vino, cantara) — 16,133 л. Малая арроба (arroba de aceite) составляла 12,563 л. Пядь — древнерусская мера длины, обозначавшая расстояние между концами вытянутых пальцев руки и составлявшая от 19 до 23 см; ее испанский эквивалент, palmo, составлял ок. 20,9 см. Не смешивать с римским пальмом (palmus), обозначавшим ширину ладони без большого пальца и равнявшимся приблизительно 7,5 см (русский эквивалент — «ладонь», английский — palm).

171. передние ноги у него высотой в две сажени, а задние — в локоть В Кастилии использовались два вида codo (эквивалент русского «локтя», меры длины, соответствующей расстоянию от локтя до кончиков пальцев) — codo comun («обычный локоть»), равный 41,8 см, и codo real («королевский локоть»), равный 57,4 см. Отмечу, что две сажени составляют вряд ли менее 3 м (см. прим. 96).

172. в том поселении три части, соединенные вместе: первая называется Великий Вавилон, вторая — Каир, третья — Миср Римский форт Вавилон был основан в 150 г. до н. э. В 642 г. его завоевали арабы, а палаточный лагерь аль-Фустат, устроенный неподалеку, постепенно стал главной военной базой арабов в Египте; его называли также Миср — по арабскому названию Египта. В 972 г. после завоевания Египта североафриканская династия Фатимидов основала рядом с Вавилоном новую столицу аль-Кахира, в европейских языках — Каир.

173. посередине реки... стоят в воде три колонны с какими-то древними линиями и надписями Ниломер, который видел Тафур, сохранился до нашего времени. Он был устроен на острове Рода в центре Каира в 861 г.

174. небли Небли — исландский кречет, достигший наиболее ценимого в соколиной охоте возраста — около одного года.

175. особую воду, в которой было что-то вроде конопляных семян «В Персии, — пишет Хименес, — она была с мастикою или фисташками, а турки пили curmi — разновидность кукурузной водки, или ordiate — оршад» (ХЭ, 579).

176. патриарху Александрии, жившему в Каире (он назначает настоятеля, который управляет св. Екатериной на горе Синай) Архиепископ Синая — настоятель монастыря св. Екатерины — назначался православным Александрийским патриархом (см. прим. 178), резиденция которого находилась в Каире.

177. На вершине... в древности был монастырь, где хранилось тело св. Екатерины... у подножия горы... создали монастырь... и с великой честью принесли тело св. Екатерины, и положили его в нижнем монастыре, где они ныне живут. Верхний же [монастырь] не разрушили, ибо там на горе множество святых мест: место, где Бог дал закон Моисею и где явился в пламени колючего куста; место, где приказал [Бог Моисею] пронзить жезлом скалу и [где] хлынула вода, сбегающая ныне к подножию [горы]... церковь красивого вида на греческий манер Синай — горный массив на юге Синайского полуострова, наиболее известные горы — Моисея (или Хорив, или собств. Синай, араб. Джебель-Муса, 2285 м) и Екатерины (араб. Джебел-Катерин, 2637 м). Место, где Бог явился Моисею в пламени куста (слав, «неопалимая купина»; Исх. 3:4), находится у подножия горы Моисея. На этом месте императрица Елена воздвигла церковь, а император Юстиниан — монастырь; построенная им в 548-565 гг. базилика Преображения сохранилась до наших дней без изменений. Местом, где Моисей получил Закон (Исх. 24:12-18), считается вершина горы Моисея, где при Юстиниане также был возведен храм. Что касается св. Екатерины Александрийской, казненной, по преданию, в начале IV в., то ее мощи были обнаружены на вершине горы Екатерины (где сейчас небольшая часовня) при Юстиниане и торжественно перенесены в монастырь Преображения, за которым с XI в. закрепилось имя св. Екатерины.

178. Этот патриарх назначает патриарха в Великую Индию к пресвитеру Иоанну, когда тамошний умирает; и когда я там был, он избрал патриарха и отослал его Под Великой Индией подразумевается Эфиопия, ибо в Средние века Эфиопия и Индия считались одной страной. Церковь Эфиопии была частью коптского патриархата Александрии, а ее глава (абуна) назначался коптским патриархом. Тафур смешивает двух патриархов Александрийских — греческого (православного), которому подчинялся Синай, и коптского (монофизитского). Православным патриархом Александрии был в то время Филофей (пр. 1437-1459). коптским — Иоанн XI (пр. 1428-1453), после смерти абуны Варфоломея (пр. 1398/1399-1436) отправивший в 1438 г. в Эфиопию нового абуну Михаила (пр. 1438-1458). Под «пресвитером Иоанном» в данном контексте необходимо понимать правителя Эфиопии. Императором — европейский эквивалент титула «негусе негест» («царь царей») — под тронным именем Константин I в 1434-1468 гг. был Зара Якоб (1399-1468). Легенда о пресвитере Иоанне, сказочно богатом и могущественном царе-патриархе христиан Востока, возникла в Европе в начале XII в. Особую популярность она приобрела в связи с появлением около 1165 г. письма, якобы посланного византийскому императору Мануилу I Комнину (пр. 1143-1180) пресвитером Иоанном. Помимо описаний богатств и чудес, пленивших воображение европейцев, письмо отождествляло царство пресвитера с несторианским государством в Центральной Азии; общины несториан действительно существовали здесь по меньшей мере до XIV в. В других случаях его подданные идентифицировались с индийскими христианами (так называемыми «христианами св. Фомы», см. прим 116 и 186). Посланный ко двору монгольского хана в 1245-1247 гг. папский посол Плано Карпини, один из первых побывавших в Китае европейцев и первым написавший об этом книгу, не обнаружил никакого пресвитера Иоанна; последующие путешественники пытались идентифицировать его с предводителями разных азиатских народов. С XIV в. его царство все чаще стали помещать в Африке (через ее смешение с Индией, см. прим 156), в XV-XVI вв. оно, как правило, отождествлялось с Эфиопией, о чем пишет и Тафур.

179. не пишу, чтобы не показалось это преувеличением... индийских кошек Хименес отмечает, что на полях рукописи есть следующая приписка: «Ибо столь великим было число верблюдов, что не мог он их сосчитать и решил не писать здесь, но утверждал он, что его удостоверили в том, что их шестьдесят тысяч» (ХЭ, 579). Под индийскими кошками подразумеваются азиатские виверры (Viverra zibetha), родственницы мангустов. Это животное очень высоко ценилось в Европе; испанские монархи содержали их при дворе как для подарков, так и ради выделяемой ими algalia, использовавшейся как благовоние.

180. венецианец по имени Никколо ди Конти Никколо ди Конти (ок. 1395-1469) — венецианский купец и путешественник, выехавший из Венеции в 1419 г. и вернувшийся домой только в 1438 г. В 1439 г. его известия об Индии были систематически записаны папским секретарем гуманистом Джованни Франческо Поджо Браччолини (1380-1459) и к 1448 г. составили четвертую книгу его труда «De Varietatae Fortunae», опубликованного в 1492 г. Сопоставительный анализ текстов и сведений Тафура и Поджо проведен в ряде работ, среди которых наиболее подробны статьи Вивеса (Вивес, 57-74) и А. Кривэц-Василе (Crivaf-Vasile А. El viaje de Niccolo de'Conti en los relatos de Pero Tafur у Poggio Bracciolini // Revista de filologia romanica, 13 (1997). P. 231-252).

181. во времена, когда царствовал Тимур Тимур (Тамерлан; 1336-1405) — знаменитый завоеватель, создавший одну из крупнейших империй средневекового Востока. К моменту смерти его владения простирались от Малой Азии и Сирии до Индии и Средней Азии.

182. девиз св. Екатерины — колесо с тремя золотыми ножами В житии св. Екатерины сообщается, что ее подвергли пытке на специальной машине, состоявшей из четырех колес, утыканных ножами. Девиз св. Екатерины служил памятной наградой для паломников. Девиз — геральдический феномен, оформившийся в XIV в., одной из главных функций которого было маркировать окружение сеньора: его челядь, отряд и двор, а также круг его союзников; по сущности соприроден ливреям. В отличие от ордена, теоретически всегда представляющего корпорацию, девиз символизирует прямую связь с сеньором или высоким патроном. Ввиду близости целей многие светские ордена скоро по своем основании выродились в девизы либо, напротив, выросли из практики раздачи девизов. Отсюда — повальное и систематическое смешение этих понятий в XV в., так что девизом могло называться сообщество, а орденом — знак. В переводе полагаю необходимым следовать словоупотреблению оригинала.

183. те, кто ездит в Гвинею С 1434 г. португальский инфант Энрике Мореплаватель (1394-1460) снарядил несколько экспедиций в Гвинею.

184. император вел большую войну с королем Польши... во Франции из-за давней войны В то время, когда Тафур беседовал с Конти (сентябрь 1437 г.), старый император Сигизмунд был еще жив. Коронация императора Альбрехта Габсбургского и его война с королем Польши имели место в 1438 г. (о них Тафур пишет в конце своего труда). Таким образом редактируя (или составляя) свой трактат в 1453-1454 гг., автор влагает в свои собственные уста слова, которые он мог бы произнести только спустя год после описываемых событий. Далее речь идет о Столетней войне между Францией и Англией (1337-1453).

185. Мекка — это большой город... не подчинен... никакому сеньору, кроме духовного главы, который у них — как у нас папа, и султану, как... императору... есть там пребогатая мечеть, где находится тело Мохаммеда Власть в Мекке в 1201-1925 гг. принадлежала шерифам из династии Хашимитов, которые только номинально подчинялись халифам и/или султанам. В Мекке находится главная святыня исламского мира — камень Кааба в мечети аль-Ха-рам. Основатель ислама пророк Мохаммед (570-632) похоронен не в Мекке, а в Медине (город, также в области Хиджаз в западной части Аравийского полуострова), в мечети Пророка (Масджид ан-Набауи), являющейся второй по значимости мусульманской святыней. Духовным и светским главой мусульманской общины (умма) был халиф, в результате распада халифата халифы постепенно лишались светской власти. В 1260-1517 гг. резиденцией халифов из династии Аббасидов был Каир, их функции были исключительно репрезентативными; в 1414-1441 гг. халифом был аль-Мутадид II. Титул султана был впервые использован в начале XI в., он подчеркивал полную независимость правителя в светских делах той или иной мусульманской страны, но без претензий на весь халифат. В основном этот титул носили тюркские правители (в том числе с 1383 г. Османы), а также египетские Айюбиды, затем мамлюки.

186. покоится тело св. Фомы, обратившего [в христианство] индийцев Сведения о проповеди апостола Фомы в Индии появляются в начале III в. Считается, что он умер и был похоронен в Майлапуре (ныне на территории г. Ченнай, бывш. Мадрас). В 232 г. его предполагаемые останки были перенесены в Эдессу (Месопотамия, совр. Шанлыурфа в Турции).

187. в церкви св. Марфы, где погребены святые останки кастильца, которого звали Педро де ла Ранда Ни Хименесу, ни последующим комментаторам не удалось обнаружить никаких сведений ни о Педро де ла Ранде, ни о церкви св. Марфы (ХЭ, 497).

188. алькайсерия Алькайсерия (от араб, al qaisariyya «базар») в арабской Испании — крытые рынки предметов роскоши, усиленно охранявшиеся и принадлежавшие государству.

189. Розетта... Александрии... где родилась и претерпела мученичество св. Екатерина Розетта (араб. Рашид) — порт на левом рукаве Нила, к востоку от Александрии. О св. Екатерине Александрийской см. прим. 177 и 182.

190. в день моего приезда умер епископ Епископская кафедра в Пафосе существовала еще в IV в. С 1220 г. на Кипре было две иерархии — православная и католическая. Речь идет об Анджело ди Нарни, католическом епископе Баффы в 1428-1437 гг.

191. кардинал, его сестра... вооружились против короля, чтобы убить или взять в плен одного его любимца... Якопо Гурри, аудитора по должности Якопо Гурри (ум. 1457) — виконт Никосии, фаворит Иоанна II. В 1431 г. был аудитором короля; в 1432 г. — камергером и канцлером королевства; в 1435-1437 гг. отстранен от должности из-за вмешательства кардинала и его сестры Агнессы. В 1451 г. стал прокуратором, с 1456 г. — снова аудитором.

192. дал он мне тогда свой девиз Кипрский девиз, или орден Лузиньяна, учрежден ок. 1195 г. и установлен по правилу св. Василия. Его знаки: цепь из S и серебряная шпага с золотой рукоятью и другой подвешенной S; девиз — «pro fide servanda» («ради сохранения веры»), S — эмблема молчания: кавалеры ордена обязывались хранить его в государственных делах, так что их звали Кавалеры Молчания.

193. прибыло два посольства... от герцога Савойского... от одного из герцогов Германских... магистр Родоса... сватал ему дочь графа Уржеля из Арагона, сестру жены инфанта дона Педро, регента Португалии Первым герцогом Савойи (1416-1440) был Амедей VIII (1383-1451); с 1391 г. он был савойским графом, а в 1439-1449 гг. антипапой под именем Феликса V. Речь идет о его дочери Маргарите (1416-1479), которая была в описываемый момент вдовой Людовика III Анжуйского (1403-1434), титулярного короля Неаполя. Позже она вышла замуж не за кипрского короля, а курфюрста Людвига IV Пфальцкого (1424-1449), затем — за Ульриха V Вюртембергского (1413-1480). О каком из немецких герцогов идет речь — не известно. Каталонское графство Уржель было присоединено к Арагонской короне в 1413 г.; последним графом (с 1408 г.) был Жауме II (1380-1434). Его старшая дочь Изабелла (1410-1470) была супругой португальского инфанта Педру (1392-1449), герцога Коимбры и регента Португалии в 1438-1446 гг. Младшая дочь графа Иоанна была в описываемый момент вдовой Жана (1382-1436), графа Грайи и Фуа, а в 1445 г. вышла замуж за Жоана Раймона Фолька, графа Кардоны. Король Кипра Иоанн II, которому в 1437 г. исполнилось 18 лет, женился на принцессе Монферратской Медее (Аимэ) Палеолог (ок. 1420-1440); его второй женой была Елена Палеолог, дочь деспота Морей Феодора II.

194. отправился в Кирению... город... основал Ахилл, от которого он получил свое имя Кирения (греч. Кериния, тур. Гирне) — город на северном берегу Кипра. Почему Тафур производит название города (Aherines) от Ахилла (Archiles) — не ясно. Тафур приписывает основание города Ахиллу, поскольку слышал, вероятно, предание об основании Кирении после Троянской войны выходцами из Ахайи (Пелопоннес) во главе с Кифеем.

195. у брата Нуньо де Кабрера Хименес пишет, что этот кастильский кабальеро, не занимавший какую-либо орденскую должность, пользовался у иоаннитов уважением и получил большое имение во время своего пребывания на Родосе в 1437-1438 гг. (ХЭ, 398).

196. приходят к нему бальи... и некоторые из рыцарей совета Кроме восьми монастырских бальи (им вменялось в обязанность постоянное проживание в Монастыре; см. прим. 103), в полный капитул — общее собрание всех должностных лиц ордена — входили бальи капитула (они обязаны были являться на заседания, но могли жить в любых поместьях госпитальеров) и почетные бальи (особо отличившееся рыцари). В данном случае под «бальи» Тафур подразумевает, вероятно монастырских бальи, а под «рыцарями совета» — бальи капитула.

197. Из каждого языка... берут трех человек... и выбирают они тринадцать человек; и те тринадцать... выбирают семерых; и эти семеро... подают каждый... по одному голосу... на стол перед тем исповедником, который... хранит голос усопшего... и тот берет голоса семерых и магистра... засчитывая голос магистра за два... кто больше получает, тот и становится магистром В 1366 и 1370 гг. были произведены некоторые реформы устава: отныне выборщиков становилось 15 (по два от каждого языка и l'Infirmier). Согласно отчету, отправленному Римскому папе (орден подчинялся только ему), в 1437 г. капитул избрал 13 человек, которые и выбрали магистра. На выборах 1503 г. был прецедент «ступенчатых» выборов: капитул избрал восьмерых, те — троих, а последние — тринадцать человек себе в помощь, так что всего стало шестнадцать. Очоа заключает: «Мы можем подозревать, что в письме к папе происходившее описано лишь частично и что у Тафура все гораздо полнее, причем его версия включает аспекты реформы, осуществленной в начале XV в., наряду с чертами, выявляемыми в выборах XIV в. Единственный момент, подтверждения которому я не нашел, — это секретный голос, подаваемый великим магистром в час его смерти...» (Ochoa Anadon J. А. Le voyage de Pero Tafur par les cotes greques, II. L'Egee de l'est // Buzantio kai Latinoi sto Anatoliko Aigaio. Ciou, 1991. P. 3-4. Далее — Очоа 1991а).

198. великий командор Жан Кларе (ум. 1438).

199. ваш магистр — приор Оверни Языки (нации) делились на приорства и великие приорства. Новым великим магистром (1437-1454) стал приор Оверни Жан де Ластик. Овернь — историческая область на юге Франции.

200. отправились к острову Самос, что в Архипелаге... остров Ланго... навы и галеи собора, приплывшие за императором Греции... мы раскрыли парус и поплыли Самос не относился к владениям герцогства Архипелаг, а принадлежал генуэзцам, и с 1346 г. вплоть до захвата острова турками (1475-1479) им управляло семейство Джустиниани. Ланго (греч. Кос) был владением родосских рыцарей в 1315-1522 гг. Одной из главных тем церковного собора в Базеле (1431-1449) было соотношении авторитета папы и собора. Вопрос об унии католиков и православных возник не сразу, но вскоре стал камнем преткновения, ибо та сторона (папа или собор), которая привела бы греков на собор, получала важные преимущества. Одним из пунктов разногласий стал вопрос о месте переговоров. Авиньон, поддержанный соборным большинством, не смог вовремя собрать 70 тыс. дукатов, и тогда меньшинство, поддержанное папой, предложило Удине, Флоренцию или любой другой город, приемлемый для греков. Папа отправил в Византию посольство из епископов Корона, Диня и Порту. Собор послал другое посольство, которое должно было отстаивать Авиньон. Оба встретились в Константинополе в октябре 1437 г. На Хиосе послы собора находились на обратном пути из Константинополя с 8 по 22 ноября. Императором Константинополя был в то время (1425-1448) Иоанн VIII Палеолог. Корабль, на котором плыл Тафур, принадлежал Анконе, которая была одним из городов, предложенных папой грекам. Поэтому, видимо, капитан избегал встречи с послами собора (Очоа 1991а, 6).

201. каталонцев Эн Каза-Сажеса и Эн Сирвена Первый из них в других источниках не упоминается. Второй — Бартоломе Сирвен, сын казначея короля Альфонсо V Бернарда Сирвена («эн» — артикль мужского рода, употребляющийся в каталонском языке перед именами). Bopijga генуэзцев с каталонскими корсарами была одним из элементов соперничества республики с Арагонской короной за торговое влияние в Средиземноморье.

202. во время войны венецианцев с генуэзцами Кьоджская война 1378-1381 гг. (см. прим. 208 и 290).

203. мессир Никола де Ментон... и несколько бывших там епископов... командор Польяка... что приезжал в Кастилию с буллой Никола де Ментон, губернатор Ниццы, был генерал-капитаном флотилии собора. Епископы — Луиш ди Амарал и Кошта (ум. 1445?), епископ Визеу в Португалии в 1430-1440 гг., и Луи де Ла Палю, епископ Лозанны. Командорство Польяк относилось к языку Овернь Родосского ордена. Командором был Луи де Сен-Себастьен, который мог находиться в Кастилии в 1445 г. по поводу буллы великого магистра (тогда родосские рыцари просили денег на оборону от флота египетского султана).

204. венецианцы сделали вид, что плывут в Великое море... а после... вернулись обратно... взяли императора и отвезли его в... Венецию Очоа отмечает, что подтверждения версии о сговоре между императором и венецианцами в источниках нет. Император, отказав послам Собора, отправился в Италию на собственном корабле, дождавшись прихода из Черного моря одной из венецианских флотилий (Очоа 1991а, 7).

205. Старая Фоджа... Илион, о котором говорят, [что он Троя] Тур. Эски-Фоджа — колония, находившаяся под управлением Хиоса. Очоа замечает, что Тафур отличает город Трою (Илион) от Трои как страны (Очоа 1991а, 2). Под Илионом он описывает не гомеровскую Трою, а развалины эллинистического и римского города Александрии Троадской. А. А. Васильев пишет, что Константин Великий предполагал основать новую столицу на месте древней Трои, так что упомянутые Тафуром руины могли быть остатками незаконченных константиновских построек; их видели путешественники V в. (Васильев, 90).

206. На... Хиосе очень много мастики, отвоевали этот остров у греков генуэзские граждане, которые зовутся магонцами, и поскольку не могли они его оборонять, заплатили они определенную дань Генуе и поднимают ее флаг, а генуэзцы нуждаются в этом острове для плаваний как в Левант, так и в Романию Мастика (mastix) — смола дерева Pistacia lentiscus L. Собиралась и ценилась только смола деревьев, культивируемых на Хиосе: она использовалась для очищения печени и желудка, в качестве зубных пломб, для приготовления сургуча, лаков и эликсиров. В XV в. плантации мастичного дерева приносили половину доходов Хиоса. Византийцы потеряли Хиос еще в 1172 г. В 1346 г. он был завоеван экспедицией маоны — специальной военной компании из 29 человек, созданной при поддержке коммуны Генуи. Тафур неточно представляет себе ее отношения с Генуей. Генуя соглашалась признать права маоны на земли, завоеванные от имени Генуи, в том случае, если коммуна не смогла бы возместить издержки на завоевание. Не сумев выделить нужную сумму, Генуя в 1347 г. заключила с маоной договор, согласно которому Генуя сохраняла верховную юрисдикцию над Хиосом, а маона (после 1373 г. она состояла из 13 членов) получала все права владения и эксплуатации острова. В 1355 г. права маоны были признаны Византией. Отделенный всего восьмикилометровым проливом от Турции, Хиос был одним из аванпостов Генуи на рынке Леванта, средоточием торговли мастикой, квасцами и рабами. Кроме того, остров был местом обязательной стоянки всех генуэзских кораблей, плывших в Романию и Черное море или обратно. Под Левантом, как правило, подразумевается территория к востоку от Средиземного моря (совр. Ливан, Сирия, Израиль / Палестина и Иордания), но иногда и все восточное Средиземноморье. Романия (т. е. страна римлян) — греческое и латинское название Византии; термин Византия был впервые использован только в 1557 г.

207. оставив по правую руку остров Митилену, который также принадлежит одному генуэзцу, мы обогнули мыс св. Марии и приплыли к острову Тенедос Митилена (новогреч. Митилини) — название острова Лесбос. Он был владением генуэзского семейства Гаттилузи (1355-1462), оставаясь номинально византийской территорией; при Тафуре герцогом был Дорино I (1428-1455). Мыс св. Марии — совр. Баба-Бурун. Принадлежавший Византии остров Тенедос (тур. Бозджа-ада) имеет важное стратегическое значение, находясь у входа в Дарданеллы.

208. за него... шла война между генуэзцами и венецианцами, так что по приговору папы порешили, что его снесут и не будет он принадлежать никому Претензии Генуи и Венеции на крепость на острове Тенедос стали одной из причин Кьоджской войны 1378-1381 гг. Решение о нейтрализации острова было предложено графом Амедеем VI Савойским (1334-1383). Вероятно, что это сообщение Тафура является лишь отражением информации «Посольства к Тамерлану» (см. Очоа 1991а, 9).

209. со стороны Турции... порт Дарданелло... а... со стороны Греции... находится башня Позора, где, говорят, Ахилла застали с Патроклом Нынешний турецкий город Чанаккале находится в самом узком месте пролива Дарданеллы, на месте древнего Абидоса. Свое средневековое итальянское название Дарданелло он получил по имени древнего города Дардана, находившегося на полпути между Троей и Абидосом — близ современного Имтепе. Дардан был одним из синонимов Трои, троянцы именовались также дарданцами. Холм на мысе Сигей (совр. Кумкале), расположенный на Азиатском берегу у входа в Дарданеллы, считался местом погребения Ахилла и Патрокла (Нош. Od. XXIV. 36-86). Никаких данных о пребывании Ахилла и Патрокла на европейском берегу Дарданелл нет. Башня под названием Torre d'Erminia упоминается итальянским писателем XV в. Джованни ди Антонио да Удзано.

210. Галлиполи... первый город, который взял Турок, когда вторгся в Грецию Галлиполи (тур. Гелиболу) занимает стратегическое положение у входа из Мраморного моря в Дарданеллы. Старший сын османского бея Орхана Сулейман-паша занял Галлиполи, оставленный греками после землетрясения, в 1354 г. и превратил его в опорный пункт для завоевания европейских владений Византии.

211. отправились в городок, называемый Ираклия, а потом в другой — Силимврию; эти два города оставил некогда Турок императору Греции из вежливости, чтобы был тому хоть какой-нибудь доход Ираклия (тур. Релиси) и Силимврия (тур. Силиври) расположены на северном берегу Мраморного моря недалеко от Константинополя. Силимврия была взята турками только в 1453 г. после упорного сопротивления.

212. в город Перу Пера (Галата, ныне часть стамбульского района Бейолу) — колония на северном берегу Золотого Рога (напротив Константинополя), закрепленная за Генуей по договору с Византией в 1273 г., с собственным подеста, назначаемым генуэзским Сенатом. В 1301 г., воспользовавшись конфликтом Византии с Венецией, Генуя добилась права на укрепление Перы, превратив ее в мощный город-крепость. В 1453 г. Пера подчинилась Мехмеду II и была частично разрушена, позже превратилась в европейский квартал Константинополя.

213. императору Трапезунда... ибо изгнали его из его земли... вместе с императрицей Константинопольской, сестрой его Речь идет об Александре Комнине (ок. 1405 — ок. 1460), втором сыне императора Трапезунда Алексея IV (см. прим. 227). Иоанн, наследник Алексея IV, за попытку свергнуть отца был изгнан, а его брат Александр объявлен наследником. Однако Иоанн при помощи своего шурина грузинского царя Александра сверг и казнил своего отца, после чего взошел на престол. Все попытки Александра свергнуть своего брата оказались безуспешными. Сестра Иоанна и Александра Мария (ум. 1440) в 1427 г. стала третьей женой императора Иоанна VIII Палеолога.

214. с цепью Чешуи — девизом короля Дона Хуана Орден Чешуи был учрежден королем Хуаном II в 1420 г.; уже вскоре после его смерти он пришел в полный упадок. Его девизом был расширенный красный крест из чешуек, цепь — золотая (для рыцарей) или серебряная (для оруженосцев).

215. Говорят, что в древние времена По мнению Очоа, ситуация, описанная Тафуром, напоминает ситуацию в Византии в конце правления Михаила VII Парапинака (1071-1078): восстания нормандских наемников, заговоры Никифора Вриенния и Никифора Вотаниата. Нигде, однако, в византийских источниках не идет речь о восстании сына против отца. Если только это был не сын, а двоюродный брат (версия Хуана Караса-и-Сапико в его «Нобилиарии»), и мятеж был легко подавлен — только в этом случае можно было бы объяснить полное молчание источников. «Ничто не позволяет нам утверждать, что это правда, но нет и уверенности, что речь идет о легенде» (Ochoa Anadon J. А. Рего Tafur: un hidalgo castellano emparentado con el emperador bizantino. Problemas de heraldica // Erytheia, 6.2 (1985). P. 288-289. Далее — Очоа 1985).

216. король дон Альфонсо, завоевавший Толедо, которого некоторые прозвали Пронзенная рука Альфонсо VI (1040-1109), король Леона (с 1065 г.), Кастилии (с 1072 г.) и Галисии (с 1073 г.), отвоевал Толедо у мусульман в 1085 г. Прозвище de la mano aforacada, как кажется, нигде больше не встречается.

217. Этот первородный [принц] Константинополя стал зваться графом доном Педро, и был он отцом дона Эстебана Ильяна Педро Ильян (Per-Illan) — известный толедский персонаж, сведения о котором крайне противоречивы (см. ХЭ, 480-483). Эстебан Ильян Добрый (ум. 1208) — сеньор Сан-Роман-де-Толедо, Альдадехо, Саарон и Кастехон, главный алькальд и главный альгвасил Толедо.

218. король женил его на одной из своих законных сестер... звали его доном Педро Ильяном... он вошел в Толедо и впустил туда короля, когда однажды город отложился... он... похоронен в капелле древних королей в Толедо, и на своде изобразили его на лошади, и знамя его, и его герб, который теперь принадлежит доблестному и благородному сеньору дону Фернандо Альваресу де Толедо, графу Альба... у меня тот же герб и происхожу я из того же самого рода; тот дон Педро Руис Тафур, который сыграл главную роль в победе над Кордовой, был внук графа дона Эстебана Ильяна... а если и есть в середине моего герба полосы, то появились они там в результате различных браков; настоящим же гербом является шахматное поле Известно, что обе законных сестры Альфонсо VI — Эльвира (ок. 1033-1101), правительница Торо и Уррака (ок. 1038-1101), правительница Саморы — замужем не были. Далее упоминается ситуация, когда в 1166 г. Фернан Руис де Кастро — опекун малолетнего короля Кастилии Альфонсо VIII (1156-1214, король с 1158 г.) — отказался передать город королю. Эстебан (а не Педро) Ильян тайно впустил короля в город и принудил Руиса де Кастро к бегству. «Говорят, что в награду за эту услугу пожаловал ему дон Альфонсо фанегу соли с верхом, которую он имел в качестве ренты, как и другие сеньоры, которые получали ее без верха» (ХЭ, 555). Хименес сообщает, что, когда Альфонсо VIII захотел обложить толедцев очередным налогом, Ильян воспротивился и добился своего. Благодарные толедцы изобразили его на своде за хорами собора «на коне, покрытым чепраком с его алыми и золотыми гербами, обрамленными серебряными и лазоревыми шахматными клетками» (ХЭ, 555-556). Фернандо Альварес де Толедо по прозванию Кривой (ум. ок. 1460 г.) был с 1438 г. первым графом Альба-де-Тормес и родоначальником знаменитого герцогского (с 1470 г.) дома Альба. Педро Руис Тафур со своими сподвижниками захватил 23 января 1236 г. часть Кордовы и удерживал ее до прибытия Фернандо III Святого (1199-1252), взявшего весь город в июне того же года. Изображение герба Тафуров имеется во многих испанских гербовниках и в целом совпадает с описанием Тафура (Очоа 1985, 284-287).

219. лет сто пятьдесят тому назад... венецианцы снарядили огромную армаду, чтобы, как они говорили, помочь императору Константинополя в борьбе с турками, и прибыли в Константинополь, и император и все греки очень хорошо приняли их... и восстали они вместе с теми, кто в городе, против императора... а император, не будучи готовым к такому предательству, был изгнан из города и бежал... венецианцы же захватили город и удерживали его семьдесят лет События, послужившие основой рассказа, вложенного Тафуром в уста Иоанна VIII, были следующие. Флот, на котором в 1203 г. прибыли крестоносцы, действительно был венецианским. Первоначальной целью экспедиции был Египет; к Константинополю же армия направились по просьбе византийского царевича Алексея (ок. 1182-1204), сына свергнутого императора Исаака II Ангела (1156-1204, пр. 1185-1195); царевичу было обещано восстановление на престоле в обмен на крупные выплаты. Когда войско крестоносцев появилось под стенами города, император Алексей III Ангел (пр. 1195-1203, ок. 1153 — ок. 1211) — дядя царевича и брат Исаака II — не оказал сопротивления, и в июле 1203 г. в Константинополь вошли крестоносцы. На престоле был восстановлен слепой и слабосильный Исаак II, реальная власть перешла в руки провозглашенного соправителем его сына Алексея IV. Выплата огромного долга крестоносцам восстановила горожан против императора и его союзников, которые вскоре покинули город, но окружили его своими войсками. В январе 1204 г. глава антикрестоносной партии Алексей Дука Мурчуфл (ок. 1140-1205) сверг Алексея IV (разумеется, безо всякой помощи со стороны венецианцев); Исаак II вскоре умер, Алексей IV был задушен, и Мурчуфл был провозглашен императором Алексеем V. Потеряв своего главного союзника, крестоносцы начали осаду города и 12 апреля 1204 г. взяли его. Алексей V бежал накануне ночью, а после взятие удалось бежать и провозглашенному вместо него императором зятю Алексея III Феодору Ласкарю (ок. 1175-1222). Латинская оккупация Константинополя длилась 57 лет (1204-1261), город стал центром империи (традиционно называемой Латинской империей, иначе Латинской Романией); формально он не принадлежал венецианцам, но империя находилась в финансовой зависимости от Венеции.

220. умер его император и сын его, и остался внук его, женатый на дочери венгерского короля... и сговорился он с жителями Константинополя и всей страны... что... получит он [город и страну], и так и произошлоИмператор Феодор I Ласкарь обосновался в Никее и умер в 1222 г. Ему наследовал не сын, а зять — Иоанн III Дука Ватац (1193-1254), затем сын и внук последнего — Феодор II Ласкарь (1221-1258) и Иоанн IV (1250 — ок. 1305; пр. 1258-1259). Упоминание овенгерской королевне можно объяснить двояко. Императором, женатым на дочери короля Венгрии Белы III (1148-1196, пр. с 1172 г.) Маргарите (1175-1223), был Исаак II (см. выше), а Феодор I Ласкарь выдал свою дочь Марию за короля Белу IV (1206-1270, пр. с 1235 г.). Императором, восстановившим империю в Константинополе, был Михаил VIII Палеолог (1225-1282), узурпировавший Никейский престол в 1259 г. При помощи генуэзцев, давних врагов Венеции, и жителей, открывших городские ворота, отряд его военачальника Алексея Стратигопулоса взял Константинополь, и 26 июля 1261 г. Михаил VIII был коронован в св. Софии. Интересно, что данная версия наследования константинопольского престола от отца к сыну излагается прямым потомком узурпатора Михаила VIII, так что очень вероятно, что именно в таком виде она была изложена Тафуру.

221. император, вернувший... империю, имел поначалу другой герб, как бы звенья, сцепленные по два друг с другом, и... не смогли добиться от него, чтобы отказался он от того герба и взял императорский... древний же герб, шахматное поле, виден на стенах, башнях, древних домах и церквах города Герб Палеологов состоит из четырех геральдических звеньев, симметрично расположенных в пространствах, оставленных рукавами греческого креста (Очоа 1985, 289-292). В настоящее время он используется в гербе Сербии. Вероятно, император специально выдал семейный герб Палеологов за личный герб Михаила VIII, использовав при этом малоправдоподобную версию: Тафур не должен был знать, что императоры, правившие до завоевания, были из других династий. Что касается «древнего герба», то по мнению Очоа, сообщение Тафура о том, что он видел герб в виде шахматного поля, нельзя полностью отвергнуть. После 1204 г. западная геральдика начала оказывать определенное влияние на византийцев, у которых до того не было гербов в европейском понимании и «те или иные типы символов могли фиксироваться самыми разными способами» (Очоа 1985, 293). Надо заметить, что декоративный мотив шахматного поля действительно часто использовался в церковной и светской поздневизантийской архитектуре: в качестве примера можно привести декор одного из зданий комплекса Влахернского дворца, известного ныне как Текфур-сарай (начало XIV в.), или западный фасад параклиса церкви Богоматери Памакаристы (ок. 1315 г., ныне мечеть Фетие-джами). Очоа также замечает, что «мог найтись византиец, который привез в Кастилию эти шахматные клетки, будь то в качестве герба или приспособив к геральдике какой-то близкий ему символ. Простота этого герба — та черта, которая могла способствовать быстрому превращению» символа в герб (Очоа 1985, 293).

222. Драгашу, брату своему, которого он оставил наследником в империи (это тот, которого сейчас убили турки)... вез он с собой двух братьев своих Константин XI Палеолог (1404-1453), деспот Морей (1428-1449), император Константинополя (1449-1453) — четвертый сын Мануила II и Ирины Драгаш, от которой получил свое прозвище. Он правил в Константинополе во время поездки своего брата в Италию (1437-1440), хотя наследником Иоанна VIII в то время не являлся. Погиб 29 мая 1453 г. во время последнего штурма Константинополя. В Италию отбыл лишь один брат Иоанна VIII — Димитрий (1406-1462).

223. Адрианополь, самый главный город во всей Греции после Константинополя, где находилось войско Турка Дата завоевания Адрианополя (тур. Эдирне) турками точно не известна, называются 1361, 1362, 1367, 1369, 1371 и даже 1383 гг. До взятия Константинополя в 1453 г. был резиденцией турецких султанов.

224. лет ему будет около сорока пяти Вероятно, Тафур не знал о смерти Мурада II (1404-1451), который был турецким султаном в 1421-1444 и 1446-1451 гг. Если бы он был жив, то в момент написания книги (1453-1454) ему было бы около 50 лет. Константинополь был взят его сыном Мехмедом II Фатихом (1432-1481), турецким султаном в 1444-1446 и 1451-1481 гг.