Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ГЛОССАРИЙ

АББАТ (от сир. abba «отец»; в древней Иудее – обращение к учителям синагоги) – на Западе с V в. настоятель монастыря бенедиктинского ордена и вышедших из него клюнийского и цистерцианского орденов (у августинцев, доминиканцев, кармелитов и картезианцев настоятеля монастыря называли приором, у францисканцев – гвардианом). Настоятели Монте-Кассино и Клюни назывались архиаббатами или аббатами аббатов. Аббат назначал должностных лиц обители, был наставником и судьей братии, налагал послушание и наказание на членов монашеской общины, был носителем хозяйственных и юридических прав аббатства. Осуществлял все феодальные обязанности и права: организовывал светский суд для мирян; нес военные повинности, нередко становясь сам во главе войска; чеканил монету.

АББАТИСА – настоятельница женского монастыря. По отношению к вверенной ей общине осуществляла права и обязанности главы монашеской общины, но не имела сана. Управляла имуществом обители.

АГАРЯНЕ – племя, жившее на Синайском полуострове. Его происхождение (как и племени измаильтян) возводилось к египтянке Агари. Рабыня бездетной жены патриарха Авраама Сарры, Агарь была дана ею в наложницы Аврааму с целью усыновить затем ее ребенка. Позже, когда вырос собственный сын Сарры Исаак, Агарь вместе с сыном Измаилом была удалена Саррой из дома Авраама. Она ушла на юг Палестины, в пустыню. Здесь Измаил, по библейскому сказанию, стал родоначальником племен агарян и измаильтян.

АКОЛИТ (от греч. akolutho «сопровождать») – низший церковный служитель, помогавший священнику во время богослужения.

«АЛЛИЛУЙЯ» – массовое религиозное движение, возникшее в 30-х гг. XIII в. в городах Северной Италии; его участники устраивали праздники и процессии во славу Божию и требовали установления «мира и покоя».

АНТИФОН (из греч. anti «против» и phone «звук, голос») – в церковном богослужении песнопение (из псалмов), исполнявшееся поочередно двумя хорами (или солистом и хором). Одна из древнейших форм церковного пения.

АНЦИАН (итал. anziano «пожилой человек, старейшина», из средневек. лат. anteanus от ante «прежде») – магистрат в средневековых коммунах (Совет анцианов).

АПОКРИСАРИЙ, АПОКРИСИАРИЙ (от греч. apokrisis «ответ») – с середины V в. постоянный представитель папы или патриарха Александрийского при константинопольском дворе. Направление апокрисария в Константинополь прекратилось в VIII–IX вв. В это время папы фактически порывают всякие связи с Византией. Апокрисарий направляется теперь ко двору Карла Великого. После того как епископ Римский занял в Италии и на Западе в целом исключительное положение, тяготевшие к Риму иерархи, например епископ Равеннский, стали держать своих апокрисариев при папе.

АПОСТОЛ (греч. apostolos «посланник») – в Библии тот, кто получает повеления от Бога для сообщения их людям. В Ветхом Завете – это Моисей (Числ 16, 28), пророки; в Новом Завете – Христос (Евр 3, 1), двенадцать избранных Им учеников (Мк 3, 14 и др.), а также семьдесят других учеников Христа (Лк 10, 1).

«АПОСТОЛЫ», АПОСТОЛИКИ, АПОСТОЛЬСКИЕ БРАТЬЯ – общее наименование различных христианских сект, протестовавших против обмирщения Церкви и проповедовавших возвращение к апостольской простоте. В III и IV вв. появились во многих местах Малой Азии, но вскоре были уничтожены. В XII в. так называлась часть катаров на нижнем Рейне. В XIII в. многочисленная секта «апостолов» появилась в Италии. Во главе ее стоял Герард Сегарелли, бывший францисканец. В 1286 г. папа Гонорий IV приказал уничтожить все общины, существовавшие без папского разрешения. В 1294 г. Сегарелли был схвачен и в 1300 г. казнен. Во главе секты встал Дольчино, сын священника из Новары. Он выступал против инквизиции, допуская в борьбе с ней ложь и применение оружия. В 1304 г. он предпринял вместе со своими приверженцами набег на Северную Италию, но был окружен войском епископа Верчелльского. В 1307 г. был сожжен на костре.

АРЕНГО (из герм. hring «круг») – в средневековой коммуне собрание жителей, а также место, где оно проводилось (conventus ante ecclesiam – букв. «собрание перед церковью»).

АРХИДИАКОН (греч. archidiakonos – букв. «глава диаконов») – 1) церковная должность, помощник епископа, ближайший исполнитель его воли. Архидиакон заботился о подготовке низших клириков, надзирая за диаконами, заведовал благотворительной деятельностью епископства и т. д. С VI в. архидиаконы получают дисциплинарную власть над пресвитерами, а затем и сан пресвитера. Тридентский собор (середина XVI в.) резко ограничил права архидиаконов, в результате чего эта должность постепенно исчезает; 2) почетный титул, указывающий на первый чин (ступень) капитула в кафедральном соборе.

АРХИЕПИСКОП (от греч. archi «главный, старший» и episkopos «надзиратель, смотритель») – 1) сан, который, начиная со времени правления римского императора Константина Великого (306–337), присваивался, как и сан митрополита, епископам столиц диоцезов, имевшим власть над другими епископами диоцеза; 2) почетный титул, присваивавшийся папой за особые заслуги епископам.

АРХИКАНЦЛЕР (лат. archicancellarius «главный письмоводитель») – глава королевской (императорской) канцелярии.

АРХИПРЕСВИТЕР (от греч. archi «старший, главный» и presbyteros «старец, старейшина») – 1) звание членов капитула кафедрального собора; 2) почетный титул священника особо отличившегося прихода.

АСЕССОР (лат. assessor «помощник») – в Древнем Риме должностное лицо, облеченное судебной властью. В императорский период – советник императора, избираемый им из числа сведущих и опытных юристов. Из Рима звание перешло в средневековую Европу; здесь оно было присвоено членам резолюционных и заседательских судов.

БАЗИЛИКА (греч. basilike) – храм, имеющий в плане вид удлиненного прямоугольника, разделенного параллельно длинным стенам двумя или четырьмя радами колонн на три или пять нефов, причем средний из них значительно выше боковых и освещается через окна верхних частей стен, опирающихся на колонны. Одна из коротких стен (противоположная входу) образует полукруглый, прямоугольный или многоугольный выступ – апсиду. В этой части храма находится алтарь.

БАЛЛИСТА (от греч. ballo «бросать, метать») – военная машина для метания камней (камнемет).

БАПТИСТЕРИЙ (греч. baptisterion) – у древних греков теплое отделение бани, у римлян бассейн для плавания в термах. В средневековой архитектуре – крещальня, круглое или восьмиугольное, большей частью сводчатое здание, посреди которого расположен бассейн. Баптистерий обыкновенно возводили вблизи базилики.

БАРБАКАН (предположительно араб.) – небольшая фортификационная постройка, в виде продолговатого прохода, огражденного с двух сторон стенами с бойницами, а в конце – башней. В средние века барбаканы устраивались для прикрытия моста или городских ворот, а также для усиления слабых частей крепостной ограды. В артиллерии барбаканом называется окошко (амбразура) в крепостной стене.

БАРОН (герм. baro «свободный человек») – дворянский титул в Германии, Италии, Франции, Англии и Австрии. Присваивался в средние века представителям рыцарских родов – вассалам короля. Барон занимал по рангу следующее место после графа и виконта.

БЕГИНКИ – благочестивые женщины, жившие в общинах согласно определенным правилам, но не приносившие обетов. Эти общины возникли в конце XII в. в разных городах Нидерландов. Название «бегинки» предположительно восходит к имени основателя общины в 70-х гг. XII в. в г. Льеже – Ламберта Ле Бега. В XIII–XIV вв. возникли подобные мужские братства (бегины, или бегарды). В XIV в. в Италии и Франции бегинами называют еретиков, связанных с францисканцами-спиритуалами. В Германии к бегинам причисляются многочисленные разветвления секты Свободного Духа с пантеистической окраской, признанием прав плоти, отрицанием аскетизма и т. д.

БЕЗАНТ, БИЗАНТ (лат. byzantius) – византийская золотая монета весом 4,45 – 4,55 г.

БЕНЕДИКТИНЦЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

БЕНЕФИЦИЙ (лат. beneficium «благодеяние») – 1) церковная должность в Католической церкви, предполагающая определенный доход и привилегии; в более употребительном смысле – совокупность доходов, связанных с определенной должностью; 2) земельное владение, жалуемое в обмен на обязательство нести службу, как правило, военную.

«БИЧУЮЩИЕСЯ» – см. ФЛАГЕЛЛАНТЫ.

БЛАККИ – союзники Византии во времена крестовых походов, служившие в наемных войсках (предположительно валахи).

БОЛОНЬИНО – монета, которую чеканила коммуна Болоньи начиная с 1191 г. из сплава серебра, весом примерно 0,6 г.

БОРГО, БУРГ (герм. burg «город») – укрепленное поселение в округе средневековых итальянских городов.

БОСКОРИОЛЫ («лесные братья») – см. САККАТЫ.

БРИТТИНИАНЕ – конгрегация (братство) еремитов в Анконской марке; их центр, Eremum de Brictinis, находился в диоцезе Фано. Бриттиниане образовали новый орден, и Церковь заставила их принять в качестве устава Правило св. Августина (булла 1228 г.).

ВАЛЬДЕНСЫ – секта последователей учения Петра Вальда, лионского купца, проповедовавшего бедность и покаяние. Вальденсы осуждали Римскую церковь за моральный упадок, стремились к возрождению «апостольской Церкви». В конце XII – начале XIII в. эта секта распространилась в Италии и Южной Франции.

«ВЕСЕЛЫЕ БРАТЬЯ» (лат. fratres gaudentes) – братство, затем орден рыцарей (воинов) Девы Марии. «Веселыми братьями» их прозвали в народе – как отмечает Салимбене, за их эгоизм и лицемерие. Привилегированное положение ордена, среди членов которого было много состоятельных людей, раздражало коммуны; отсюда – обвинение в эгоизме. Обвинение в лицемерии, очевидно, было вызвано деятельностью «веселых братьев» во Флоренции в 1266 г., когда по поручению папы они под видом примирения гвельфов и гибеллинов должны были обеспечить уничтожение партии последних.

ВИЗИТАТОР (лат. visitator – букв. «посетитель») – высшее духовное лицо, обычно епископ или его помощник (в ордене братьев-миноритов – уполномоченный генерального министра), осуществлявший верховный надзор над братством или орденом, посещавший обители и улаживавший спорные дела. В функции визитатора ордена миноритов входили контроль и исправление (correctio) деятельности ордена, нравоучительные и утешительные беседы с его рядовыми членами, наставничество.

ВИКАРИЙ (лат. vicarius «заместитель, наместник») – заместитель в церковной должности. Сам папа – викарий Иисуса Христа. Он, в свою очередь, имеет викария Апостольского престола. Викариев могли иметь патриархи, архиепископы, епископы, приходские священники.

ВИЧИНИЯ (итал. vicinia – букв. «соседство») – община, объединяющая людей, проживающих в одной местности, несущих одинаковые обязанности и имеющих равные права.

«ВОИНСТВО ИИСУСА ХРИСТА» (лат. «Militia Jesu Christi») – братство мирян, возникшее в начале XIII в. в Лангедоке, построенное по модели монашеской общины и ставившее себе задачей борьбу с еретиками.

ВОСЬМИДНЕВИЕ, ОКТАВА – промежуток времени в восемь дней, предшествующий крупному церковному празднику или следующий за ним (включая день праздника).

ГАЛЕРА – узкое и длинное, легкое весельное военное судно, оснащенное также парусами. Отличалась высокой маневренностью и быстроходностью.

ГАСТАЛЬД (герм. gastald) – управляющий королевским имуществом у лангобардов (VI–VII вв.). Позже в Италии – старшина цеховой организации (цеховой старейшина). У Салимбене слово употребляется в значении «эконом», «мажордом» (ср. итал. castaldo).

ГВАРДИАН (от итал. guardare «внимательно смотреть», из герм. wardon «стоять на страже») – настоятель монастыря в ордене францисканцев (миноритов).

ГВЕЛЬФЫ и ГИБЕЛЛИНЫ – политические течения соответственно сторонников папской и императорской власти в итальянских городах в XIII–XIV вв. Гвельфы получили свое название от герцогского рода Вельфов, противников императорской династии Гогенштауфенов; гибеллины – от названия родового замка Гогенштауфенов Вайблинген.

ГЕРА (Исх 30, 13; 1 Цар 2, 36) – самая малая единица веса у древних иудеев, равнялась весу хлебного зерна; двадцатая часть священного сикля.

ГЕРЦОГ – у древних германцев выбираемый на время войны предводитель (лат. dux). После образования на территории Западной Римской империи варварских государств (III–VI вв.) многие предводители племен остались их наследственными главами с титулом герцога. Позже, считаясь вассалами королей, герцоги от их имени управляли своими провинциями, предводительствовали в случае войны войсками своего округа и наблюдали за действиями подчиненных им графов.

ГИДРИЯ (греч. hydria от hydor «вода») – металлический или керамический сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, плавно переводящими тулово в горло.

ГИСТРИОНЫ (лат. histrio «актер, трагик, шарлатан») – в древнем Риме актеры, танцоры; в средние века – кочующие универсальные актеры (поэты, рассказчики, певцы, лицедеи, музыканты, танцовщики, дрессировщики зверей, циркачи) – см. также ЖОНГЛЕРЫ.

ГЛОССА (греч. glossa «язык») – в античности наречие, диалект; провинциализмы, иностранные или малоупотребительные слова. Впоследствии – толкование таких слов. Глоссы собирались в глоссарии, составлявшиеся глоссографами. С XI в. глоссы нередко вписывались между строками (интерлинеарные глоссы) или на полях (маргинальные глоссы) рукописей.

ГОМИЛИЯ, ОМИЛИЯ (греч. homilia «общение, беседа») – 1) древнейший (апостольских времен) вид христианской храмовой проповеди; 2) беседы пастырей на литургии, следовавшие непосредственно за чтением Священного Писания и обязательно содержавшие толкование прочитанных мест, иногда целых книг Священного Писания. Гомилии не обязательно предназначались для произнесения, они могли распространяться и только в письменной форме.

ГОМОР (Исх 16, 36 ) – мера сыпучих и жидких веществ у древних иудеев, десятая часть ефы (для сыпучих веществ) или бата (для жидких).

ГОНФАЛОН – знамя, хоругвь; гонфалоньер – знаменосец.

ГОСПИТАЛЬЕРЫ, ГОСПИТАЛИТЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

ГОСПИЦИЙ, ОСПИЦИЙ – дом, находившийся в собственности членов религиозной общины, обычно использовавшийся ими для совместного проживания, а также как место для религиозных собраний и приют для странствующих членов общины.

ГОСТИИ, ОСТИИ (лат. hostia «жертва») – облатки из пресного пшеничного теста, большей частью с изображением агнца и креста, символов распятого Христа; употребляются при причастии в Католической (с XII в.) и Лютеранской церкви.

ГРАФ – первоначально, в раннефеодальных германских государствах – должностное лицо, представляющее власть короля в графстве, им назначаемое и сменяемое (в пограничных областях – в маркграфстве). Сменив в Италии лангобардских герцогов и гастальдов, графы возглавили и управление городами. Им принадлежали судебные, военные, административные и фискальные функции. С течением времени институт графов утратил характер должности и превратился в титул. Его стали получать и феодальные владельцы, не облеченные государственной властью, и даже лица, не имевшие феодальных владений.

ГРОССО (средневек. лат. grossus) – 1) счет, употреблявшийся в торговле для разных товаров (один гроссо равнялся 12 дюжинам, или 144 штукам); 2) средневековая серебряная монета, чеканилась в разных местах. Ее стоимость менялась в зависимости от места и времени чеканки.

ГУМИЛИАТЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

ДАЛМАТИК, ДАЛМАТИКА – церковное облачение, открытое по бокам, с широкими и короткими рукавами. Название объясняют тем, что это облачение заимствовано у далматов. Начиная с III в. далматика – облачение пап, а затем диаконов при папском богослужении и других духовных лиц в торжественных случаях. Далматики, изготовляемые из дорогой ткани и украшенные золотом и драгоценными камнями, были одеянием византийских императоров.

ДЕКАЛОГ, ДЕСЯТИСЛОВИЕ (греч., букв. «десять слов») – десять заповедей пророка Моисея, законодателя еврейского народа (конец XVI–начало XV в. до Р. X.). См.: Исх 20, 1–17; Втор 5, 6–21.

ДЕКАН – старший над десятью монахами.

ДЕКРЕТАЛИИ (лат. decretalia) – папские указы, содержащие постановления общего характера, предписания. По поручению папы Григория IX (годы понтификата: 1227–1241) Раймундом де Пеньяфорте был составлен кодекс церковного права, известный под названием «Decretales Gregorii IX», «Codex Gregorianus» или «Codex extravagantium» («Codex decretalium extra Decretum Gratiani vagantium»), вошедший как основная часть в «Corpus juris canonici». Грациан – болонский монах XII в., автор обширного труда «Concordantia discordantium canonum» («Согласование расхождений в канонах»), положившего основание каноническому праву. Впоследствии это сочинение, дополненное многими богословами, получило название «Decretum Gratiani».

ДЕНАРИЙ – серебряная монета в древнем Риме, а также в некоторых странах Западной Европы в средние века. В разных странах и даже в отдельных городах вес денария был неодинаков. В Италии в XII в. миланский денарий весил 0,82 – 0,84 г, веронский – 0,35 г. Во времена Салимбене денарий составлял 1/12 солида и весил 2,04 г.

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА – во времена Салимбене сохраняла в качестве отправной точки каролингскую денежную систему. Существовали следующие серебряные монеты: либра – 491 г; солид – 1/20 либры, 24,5 г; денарий – 1/12 солида, 2,04 г. Но в регулярном употреблении были только денарии и полуденарии. В XII в. в Германии в ходу были расчеты на базе марки, которая составляла 2/3 каролингской либры, 327 г. В 1252 г. во Флоренции была отчеканена первая золотая монета, флорин; в 1284 г. в Венеции – дукат, позже названный цехином.

ДЕФИНИТОР (лат. definitor «дающий определения, предписания») – советник провинциального или генерального министра в ордене францисканцев (миноритов).

ДЖАНБОНИТЫ – последователи еремита Джанбуоно, жившего в начале XIII в. в Северной Италии. Вместе со своими учениками он поселился в «пустыни», не уступая суровостью своей жизни аскетам XI в. Братья ходили за сбором милостыни и воздействовали своими проповедями и увещаниями на мирян. Воздействие на мир – призыв к покаянию и борьба с еретиками – было главным в деятельности Джанбуоно. Его учеников часто смешивали с францисканцами.

ДИАКОН (греч. diakonos «служитель») – лицо, проходящее церковное служение в первой, низшей степени священства. Это служение восходит к апостольским временам и возникло в Иерусалимской церкви (Деян 6, 2–6). Постепенно оно вобрало в себя многочисленные обязанности. Диаконы наблюдали за церковным благочинием, управляли церковным имуществом, раздавали милостыню.

ДИОЦЕЗ – в древнем Риме с I в. до P. X. часть провинции. Со времени императора Диоклетиана (конец III в.) – административная единица (всего 14), в которую входило несколько (до 16) провинций (в восточной части империи они назывались по-гречески, епархиями). Так как гражданскому административному делению в Римской империи с IV в. соответствовало деление церковно-административное, то диоцезом стал называться и церковно-административный округ, во главе которого стоял старший из епископов округа – митрополит.

ДИСТРЕТТО (итал. distretto «округ») – определенная территория, административная или судебная единица, подразделение провинции (соответствует русскому «округ»).

ДОЖ – в средние века глава Венецианской и Генуэзской республик.

ДОМИНИКАНЦЫ, БРАТЬЯ-ПРОПОВЕДНИКИ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

ДОРМИТОРИЙ (лат. dormitorium от dormire «спать») – спальни монахов в монастырях, а также спальни в домах призрения для бедных, престарелых, сирот и т. п.

ДУКАТ, позже ЦЕХИН – венецианская золотая монета, впервые выпущенная в 1284 г.

ЕВАНГЕЛИСТЫ (греч. euangelistes «благовестник») – авторы четырех Евангелий – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. В древней Церкви евангелистами именовались также люди, специально уполномоченные проповедовать Евангелие среди иудеев и язычников.

ЕВЛОГИЯ (греч. eulogia «благословение») – в ранней христианской Церкви освященный хлеб, который раздавался присутствовавшим в церкви верующим; позже – любая освященная еда и любой дар Богу.

ЕВХАРИСТИЯ (греч. eucharistia «благодарение») – одно из главнейших таинств Церкви, важнейшая часть главного христианского богослужения – литургии. По учению Католической, Православной и Армяно-григорианской церквей в евхаристии хлеб и вино пресуществляются в истинные тело и кровь Христовы.

ЕЛЕЙ (греч. elaion) – оливковое масло, употребляемое в церковной службе.

ЕПАРХИЯ – см. ДИОЦЕЗ.

ЕПИСКОП (греч. episkopos «надзиратель, блюститель») – в христианском мире название третьей, высшей степени священства (первая – диакон, вторая – пресвитер). Епископы самостоятельно и полномочно осуществляли управление поместными Церквами и обладали правом рукополагать пресвитеров и диаконов.

ЕПИСКОПСТВО, ЕПИСКОПИЯ – единица церковного территориального деления: церковный округ, во главе которого стоял епископ.

ЕПИТРАХИЛЬ (из греч. epi «на» и trachelos «шея») – часть богослужебного облачения священника: широкая лента, надеваемая на шею. Епитрахиль – символ благодати священника, поэтому без нее священник не совершает ни одного богослужения и священнодействия и не произносит проповеди в церкви.

ЕРЕМИТЫ, ПУСТЫННИКИ (от греч. eremia, eremos «пустыня») – христиане-аскеты, ведшие монашеский образ жизни в уединении. Пустынножительство возникло на Востоке. Еремиты селились в пустынях Египта, на Синайском полуострове, в Сирии, в Палестине, около Иордана и в других местах. Традиции восточного еремитизма с конца X в. получают широкое распространение в Италии. Возникают еремитории (общежития еремитов). Относительно прочный тип еремитория окончательно сложился к концу XI в. («Устав Родульфа», 1080 г.) и получил наиболее яркое отражение в сочинениях Петра Дамиани (1006/7–1072). Еремиторий – это совокупность келий, в которых монахи жили по одному или по двое, с центром в виде церкви или оратория (молельни). В основе еремитизма – идея спасения души и вызванные ею бегство от мира и беспощадная борьба со своей плотью в одинокой келье, что часто исчерпывало содержание жизни еремита.

ЕССЕИ – приверженцы общественно-религиозного течения в Иудее во второй половине II в. до Р. X. – I в. по Р. X. (два других течения – саддукеи и фарисеи), одного из предшественников христианства. Выражали пассивный протест против угнетения, проповедовали аскетизм, примитивное социальное равенство. После Иудейской войны (66-73 гг.) часть ессеев влилась в иудеохристианские общины.

ЕФА (Исх 16, 36; Суд 6, 19; Руф 2, 17; Иез 45, 11) – мера сыпучих веществ у древних иудеев, десятая часть хомера.

ЕФОД (Исх 28, 6; 39, 2; 1 Цар 2, 28; Ос 3, 4) – наплечие, верхнее одеяние иудейских первосвященников, состояло из двух кусков дорогой ткани, соединенных на плечах двумя нарамниками, в которые были вставлены два камня оникса с вырезанными на них названиями двенадцати колен израилевых. Чисто льняной ефод, без украшений, надевали простые священники (1 Цар 22, 18) и другие лица, прислуживавшие при скинии.

ЖОНГЛЕРЫ – в средние века бродячие актеры – шуты, акробаты, танцоры и певцы, число которых особенно увеличилось в конце X–XII в. с подъемом городов и городской культуры – см. также ГИСТРИОНЫ.

ЗИЛОТЫ (греч. zeloetes «ревнитель») – та часть францисканцев, которая выступала за строгое и буквальное соблюдение первоначальных обычаев ордена – см. также СПИРИТУАЛЫ.

ИНВЕСТИТУРА (средневек. лат. investitura от investire «передавать во владение высокопоставленному лицу») – акт ввода церковного учреждения во владение землями и зависимыми людьми (светская инвеститура – инвеститура скипетром) и утверждения нового главы епископства или аббатства в духовном сане (духовная инвеститура – инвеститура кольцом и посохом).

ИНДИКЦИОН (лат. indictio – букв. «провозглашение») – средневековая мера летосчисления, пятнадцатилетний цикл. Был введен в эпоху поздней Римской империи (312/313 г.) и первоначально обозначал сроки переоценки имущества и установления новых размеров налога. Порядковый номер текущего года внутри индикциона назывался индиктом. Начальная дата индикциона в разных христианских странах была неодинаковой. Вследствие отсутствия указаний номера индикциона по отношению к какой-либо исходной точке они трудно поддаются расшифровке.

ИНДУЛЬГЕНЦИИ – папские грамоты, свидетельствующие об отпущении грехов, как совершенных, так и еще не совершенных, выдаваемые за особые заслуги перед Церковью или за деньги.

ИНТЕРДИКТ (лат. interdictum «запрещение») – в Римско-католической церкви один из видов духовной «цензуры», или «кар врачующих» (poenae medicinales), состоящий в запрете богослужения, таинств и христианского погребения для подвергшихся ему лиц и территорий. Каноническое право различает интердикт местный (locale), личный (personale) и смешанный (mixtum sive ambulatorium), поражающий территорию, которую изберет местопребыванием лицо, подвергшееся интердикту. Во всех этих случаях интердикт может быть общим (generale) или частным (particulare). По содержанию запрещаемых функций интердикт может быть полным (totale) и частичным (partiale). Прецеденты интердикта усматривают еще в меровингской Франции. В конце X – начале XI в. он слагается в особый, отличный от отлучения вид наказания. В XI–XIII вв. интердикт является оружием в руках епископата и папства в борьбе за примат Церкви над государством. В XIII в. интердикт начинает терять свою действенность, встречаясь с растущей оппозицией мирян.

ИНФУЛА (лат. infula) – у древних римлян священная головная повязка из красной или белой шерсти (у жрецов и весталок, у жертвенных животных, у послов, просивших мира или покровительства): символ святости и неприкосновенности. Позже носилась императорами и имперскими чиновниками. В Римской церкви инфула – то же, что митра, головной убор епископов. После X в. представляла собой две остроконечные покрышки из жести, обтянутые тканью и украшенные золотом и драгоценными камнями. Острые концы символизировали Ветхий и Новый Заветы. Спереди украшена крестом, так же, как и свешивающиеся назад две ленты.

ИОАХИМИЗМ – созданное Иоахимом Флорским (1132–1201) учение о всемирной истории как развитии от рабства к свободе, проникнутое мистическими мотивами и изложенное главным образом как толкование Апокалипсиса, Откровения апостола Иоанна Богослова. Согласно Иоахиму Флорскому, человечеству суждено пройти через три главных «состояния» (status): периоды господства Бога Отца, Сына, Духа Святого, а в каждом периоде – через шесть кризисов, «смятений» (tribulationes), соответствующих шести дням недели и шести печатям Апокалипсиса. Со св. Бернардом Клервоским (1090–1153) началось царство Духа Святого. Оно принесет плод в XIII в. Носителем его явится новый орден. Распространению его не будет пределов, господству – не будет конца. Идеи Иоахима Флорского почти не имели приверженцев при жизни автора. Позже пророчества Иоахима о грядущем ордене применили к орденам св. Доминика и св. Франциска. Но подлинное признание его идеи получают у спиритуалов. Иоахимизм оказал заметное влияние на многие неортодоксальные учения средневековья.

ИПОДИАКОН (из греч. hypo «под» и diakonos «служитель») – младший церковнослужитель, не имеющий степени священства.

КАЛЕНДЫ (лат. kalendae) – первый день каждого месяца в календаре древних римлян (первоначально – первый день новолуния, о котором возвещал верховный жрец). Пятый или седьмой день месяца именовался нонами, тринадцатый или пятнадцатый – идами. Остальные дни обозначались путем указания на количество дней, остающихся до ближайшего главного дня (в счет входили и обозначаемый, и главный день). Создавая свою «Хронику» на латинском языке, Салимбене нередко прибегает к латинизации описываемых им реалий повседневной жизни, в том числе и календаря.

КАМЕРАРИЙ (от лат. camera из греч. kamara «свод, потолок», в средневек. лат. «комната») – административное лицо, ответственное за государственное имущество. При папском дворе – то же, что камерленго.

КАМЕРЛЕНГО (итал. camerlengo «казначей») – при папском дворе кардинал, заведовавший казной; имел и судебные функции, а в периоды, когда папский престол был вакантен, стоял во главе церковного управления.

КАНОН (греч. kanon – букв. «прямой шест», «мера, определяющая прямое направление») – 1) в Древней Греции – свод основных положений или правил по той или иной специальности; 2) во времена христианства все постановления Церкви – как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества; постановления вселенского собора, относящиеся к устройству Церкви; 3) состав тех священных книг Ветхого и Нового Заветов, которые признаются Церковью боговдохновенными и служат первоисточниками и нормами веры; 4) составлявшийся для нужд епархиального управления список или каталог священнослужителей и церковнослужителей епархии (отсюда название «каноники»); 5) особая группа христианских богослужебных песнопений, входящих в состав утрени и связуемых в одно целое единством темы.

КАНОНИК – 1) в древней греческой Церкви название священнослужителей, внесенных в список (канон) или священный каталог епархии. От греков это название перешло в Католическую и позже в Англиканскую церкви, где им обозначается штатный священнослужитель епархиального кафедрального собора, состоящий членом капитула; 2) «уставные каноники» – члены канониката, церковного института, предполагавшего соединение монашескоподобной жизни с миссией клира. Каноникаты стали распространяться еще в VIII в., но их расцвет приходится на XI в. Каноники приносили три монашеских обета – бедности, целомудрия и послушания – и обязывались исполнять устав Августина (скомпилированный из его сочинений еще до конца IX в.) – отсюда их название «августинцы», «уставные каноники», в отличие от «мирских каноников», не приносивших торжественных обетов.

КАНТ (лат. cantus «пение») – церковное песнопение. Канты подразделялись на cantus fractus – «дробное» пение с переходом одной тональности в другую и cantus firmus – пение «неизменное». Cantus firmus – первоначально название, закрепившееся за напевами из «Григорианского антифонария» (свода хоровых песнопений, составленного папой Григорием I). С распространением в церковной музыке многоголосия это название стало обозначать ведущий, основной голос полифонического сочинения, построенный на напеве григорианского хорала.

КАНТИЛЕНА (лат. cantilena «пение, песня») – в средневековой западноевропейской литературе короткая эпическая песня, былина, духовный стих.

КАНТОР (лат. cantor «певец») – запевала церковного хора или общины, принимающей участие в церковном пении; в больших церквах, имеющих собственный хор, – руководитель и дирижер этого хора.

КАНЦЛЕР – один из главных секретарей короля, главный из королевских капелланов и хранитель королевской печати. Вел переписку от имени короля, был облечен особым доверием по делам светского управления; был советником короля по делам Церкви; необходимый участник всех формальных выражений королевской воли. В начале XIII в. к канцлеру перешли и судебные функции. До середины XIV в. должность канцлера всегда вверялась духовному лицу.

КАПЕЛЛА (средневек. лат. capella) – у католиков и англикан сооружение небольшого размера для церковной службы. Капелла представляет собой особое здание или входит в состав другого храма, помещаясь в различных его частях, например, в апсиде, боковых нефах. Иногда капелла составляет пристройку к церкви. Из числа самостоятельных капелл наиболее известны Сент-Шапель в Париже и Сикстинская капелла в Ватиканском дворце в Риме.

КАПЕЛЛАН – в эпоху Меровингов клирик королевского дворца, обязанностью которого было охранять мантию (лат. сарра) св. Мартина Турского; впоследствии священник, обслуживавший королевскую молельню, капеллу (лат. capella), где она хранилась; наконец, священник, обслуживавший отдельную капеллу большого храма. Капелланами назывались также священники рыцарско-монашеских орденов.

КАПИТАН (лат. capitaneus «главный») – выборная должность, появилась в городах Италии в середине XIII в. в связи с победой пополанов (торгово-ремесленного населения) над старой аристократией. Наряду с «генеральным» и «специальным» советами коммуны, в которых были представлены и нобили, и пополаны, появились пополанские советы. Капитан (итал. capitano del popolo) возглавлял пополанское ополчение и выполнял те же функции, что и подеста, но только в отношении пополанов. Так внутри коммунальной организации и рядом с ней возникала пополанская «малая коммуна» с собственной армией, гербом, знаменами, чиновниками, судопроизводством и даже конституцией («Статуты капитана»).

КАПИТУЛ (лат. capitulum) – 1) в Католической и Англиканской церкви совет при епископе, состоящий из духовенства и участвующий в управлении диоцезом (епархией); заседание этого совета; 2) коллегиальное руководство монашеских и духовно-рыцарских орденов.

КАРДИНАЛ (лат. cardinalis от cardo «дверной крюк») – духовные лица, постоянно служившие в римских церквах (связанные с ними, как дверь с крюком). Позднее – высшие духовно-административные иерархи Римско-католической церкви, принадлежащие ко всем трем степеням священства (кардиналы-диаконы, кардиналы-пресвитеры, кардиналы-епископы) и занимающие в церковной иерархии место непосредственно после папы. Кардиналы назначаются папой. С середины XI в. вместе с папой они образуют Священную коллегию.

КАСТЕЛЛАН (от позднелат. castellum «крепость») – командир (в средние века очень часто владелец или держатель) военного укрепления, крепости, замка.

КАТАРЫ (греч. katharoi «чистые») – еретическое движение, широко распространившееся в Европе (особенно на севере Италии и юге Франции) в XI–XIII вв. Катары резко выступали против церковной иерархии. Учение катаров содержало элементы дуализма, свойственные манихейству – религиозному учению, возникшему на Ближнем Востоке около III в. по P. X., в основе которого лежало представление о добре и зле, в равной мере изначально присущих мирозданию.

КАТОЛИКОС (греч. katholikos «вселенский») – титул верховных иерархов некоторых Церквей; соответствует титулу патриарха, верховного главы поместной независимой Церкви.

КАФЕДРА (греч. kathedra «сидение») – 1) место в храме, с которого проповедник – епископ или пресвитер – произносит свои проповеди (в древности проповедники произносили свои проповеди сидя); 2) епархия или город, где пребывает епископ. Главный храм, в котором по преимуществу епископ совершает богослужения, называется кафедральным собором.

«КАЮЩИЕСЯ БРАТЬЯ» (fratres de poenitentia) – первоначальное наименование терциариев.

КЛАРИССЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

КЛИР (греч. kleros «наследие», здесь в смысле «наследие Христово») – первоначально обозначало всю Церковь, пастырей и паству, с III в. – только духовенство (клирики), в противоположность мирянам. Монашествующие (religiosi regulaeres «живущие по уставу») входят в понятие клира как его часть.

КНИЖНИКИ – знатоки закона Божия у древних иудеев. Их появление возводят ко времени Вавилонского пленения (VI в. до P. X.).

КОВЧЕГ ЗАВЕТА – согласно Библии, продолговатый деревянный ящик, обитый снаружи и внутри листовым золотом, с золотой крышкой, где находились скрижали – две каменные плиты, на которых были выбиты десять заповедей, служивших основанием завета (союза) между Богом и израильским народом и залогом дальнейшего существования Израиля. При разрушении Иерусалима Ковчег Завета был сожжен вместе с храмом (Иер 52, 13), хотя иудейское предание гласит, что он был сокрыт пророком Иеремией (2 Мак 2, 4).

КОМИТЫ (лат. comites «спутники») – 1) у древних римлян частные и официальные лица, составлявшие свиту проконсула, наместника провинции; приближенные императора, сопровождавшие его во время путешествий, получавшие содержание и составлявшие его совет; 2) после преобразований императора Константина Великого – почетный титул для некоторых лиц и должностей; титул этот постепенно распространился на многих должностных лиц, прежде носивших названия препозитов, магистров, прокураторов и префектов (ср. «граф» – фр. comte, итал. conte).

КОММУНА – в средние века города и селения, имевшие автономное политическое устройство и самоуправление. Законодательные функции коммуны осуществлялись собранием всех полноправных членов на площади перед собором (conventus ante ecclesiam, аренго). Исполнительная власть принадлежала коллегии консулов, избиравшихся на определенный срок от районов (ворот) города, иногда раздельно по сословиям. Число консулов колебалось в разных городах и в разные периоды от двух до двадцати. Коммуна имела «генеральный» и «специальный» («креденца») советы, в которых были представлены и нобили, и пополаны. Позже возникли чисто пополанские советы. В советы входили также цеховые и квартальные консулы.

КОМПЛЕТОРИЙ (лат. completorium) – заключительная молитва после вечерни.

КОНВЕНТ – монастырь, место проживания монашеской общины, монашеского ордена.

КОНСИСТОРИЯ (лат. consistorium) – правительственное учреждение по церковным делам. Прототипом ее был совет пресвитеров, существовавший при епископских кафедрах в древней Церкви уже в III в.

КОНТАДО (из лат. comitatus) – первоначально феод (земельное владение) графа (лат. comes, род. п. comitis), затем – пригородная территория.

КОР (3 Цар 4, 22) – мера сыпучих и жидких веществ у древних иудеев.

КОРРЕКТОР (лат. corrector «исправитель») – 1) во францисканских монастырях эрудированный брат, облеченный правом и обязанностью поправлять чтеца, который во время трапез в рефектории читал Библию, Правило св. Франциска, документы папской курии, циркуляры генеральных и провинциальных министров. Он указывал на ошибки в произнесении слов, в ударении, рекомендовал читать быстрее или медленнее, громче или тише; 2) см. ВИЗИТАТОР.

«КОШКА» – огромных размеров осадное орудие XII–XIII вв. (до 5 м в высоту и до 10 м в длину), служившее для метания камней и зажженных факелов на расстояние от 1000 до 1500 м. Метание осуществлялось с помощью двух рычагов, один из которых своей формой напоминал кошачью лапу – отсюда название орудия.

КУМАНЫ (кипчаки, половцы) – народ тюркского происхождения, родственный печенегам и торкам. Со 2-й половины XI в., до монголо-татарского нашествия, производили постоянные нападения на Русь. В середине XIII в. были покорены монголо-татарами и оказались в рассеянии – в Закавказье, на Руси, на Балканском полуострове (во Фракии, Македонии), в Малой Азии, Венгрии, Египте, Средней Азии и Зауралье.

КУРИЯ (лат. curia) – общее название папских административных учреждений, которым принадлежит верховное управление Римско-католической церковью.

КУСТОД (лат. custos, род. п. custodis «страж») – в ордене францисканцев (миноритов) помощник провинциального министра, возглавлявший кустодию (группу монастырей в пределах одной провинции, включавшей несколько кустодий).

ЛАНДГРАФ – в средневековой Германии титул территориальных владетелей, положение которых было сходно с положением герцогов. На них лежала обязанность поддерживать мир в своем графстве, а в случае войны обеспечивать вооруженную защиту (наиболее известны ландграфы Тюрингии и Эльзаса). Этот титул носили и другие князья, не имевшие подобных полномочий.

ЛАУДА (лат. laus, род. п. laudis «хвала») – хвалебное песнопение, жанр бытовой духовной лирики, широко распространившийся в Италии в XIII–XIV вв. Лауды пелись на местных наречиях. Несмотря на духовный характер текста, содержание этих лирических гимнов обычно связывалось с чисто земными, повседневными радостями и переживаниями. Мелодической основой лауд чаще всего служили популярные, широко распространенные в быту мотивы. Первые образцы этого жанра были одноголосными, исполнялись хором в унисон. В конце XIV в. появляются и многоголосные лауды. Лауды распевались в домашнем быту, на собраниях религиозных братств, на площадях, во время праздничных гуляний.

ЛЕГАТ (лат. legatus «посол») – в Католической церкви представитель папы, направляемый со специальной временной миссией к главам других Церквей, государств и т. д. Легаты, облеченные властью на продолжительное время и причисленные к архиепископским кафедрам, являлись викариями папы в отдаленных странах.

ЛЕКТОР (лат. lector «чтец») – 1) преподаватель, лектор; 2) чтец, который во время монастырских трапез читал священные тексты, документы папской курии, циркуляры генерального и провинциальных министров.

ЛЕНТИКУЛА (лат. lenticula) – 1) чечевица; 2) чечевицеобразное (двояковыпуклое) тело (сосуд и пр.).

ЛИБРА (лат. libra «весы») – средневековая денежная единица, ее вес – 491 г серебра.

ЛИМБ – пространство загробного мира между раем и адом, которое средневековая богословская мысль отводила для душ некрещеных людей. Учение о лимбе было разработано в XII–XIII вв., утверждено на Флорентийском соборе в 1439 г.

ЛИТУРГИЯ (из греч. leitos «общественный» и ergon «дело») – название главнейшего из христианских богослужений. Центральным моментом литургии является совершение евхаристии.

ЛОКОТЬ – старинная линейная мера, равная примерно 0,5 м (от сгиба локтя до конца среднего пальца).

МАГИСТР (лат. magister) – ученая степень. В средние века звание magister artium liberalium («магистр свободных искусств») носил преподаватель гуманитарных дисциплин.

МАЛАКИИ (греч. malakos «изнеженный, развращенный») – развратники (библ.).

МАРЕШАЛ, МАРЕСКАЛК (средневек. лат. marescalcus) – 1) управляющий королевскими конюшнями; 2) командир войска (ср. маршал).

МАРКА – германская средневековая денежная единица, ее вес составлял 2/3 веса каролингской либры, то есть 327 г.

МАРКА, МАРКГРАФСТВО, МАРКИЗАТ – административная земельная единица (графство) времен Каролингов в пограничных областях.

МАРКГРАФ, МАРКИЗ – граф марки.

МЕНДИКАНТЫ (от лат. mendicare «нищенствовать, просить милостыню») – монахи нищенствующих орденов.

МЕССА (лат. missa) – название литургии у католиков, происходит от возгласа перед выходом из храма оглашенных (изучающих христианское учение и готовящихся к принятию крещения): «Ite, missa est (ecclesia)» – «Изыдите, (собрание) распущено». Отсюда название первой части мессы – «литургия оглашенных», а второй части до конца – «литургия верных».

«МИЛИЦИЯ ИИСУСА ХРИСТА» (лат. Militia Jesu Christi) – см. «ВОИНСТВО ИИСУСА ХРИСТА».

МИНА – денежная и счетно-весовая единица древнего Востока и античной Греции. Из одной мины серебра чеканили 100 драхм. 60 мин составляли один талант. Каждая мина состояла из 50 сиклей.

МИНИСТР ГЕНЕРАЛЬНЫЙ (лат. minister generalis) – звание лица, возглавляющего францисканский орден. Первым генеральным министром ордена был св. Франциск Ассизский. Согласно уставу ордена, генеральный министр выбирается на генеральном капитуле и генеральным капитулом может быть низложен, если он окажется неспособным или недостойным своего служения.

МИНИСТР ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ (лат. minister provincialis) – звание лица, возглавляющего отделение францисканского ордена в том или ином регионе (границы последнего обычно совпадают с государственными). Иногда провинция объединяет несколько стран (если там немного францисканских монастырей), и, наоборот, одна страна может иметь несколько провинций (например, Италия). Провинциальные министры принимают участие в избрании генерального министра ордена. Им принадлежит право принимать кандидатов в орден и направлять братьев с миссией проповеди Евангелия.

МИНОРИТЫ, ФРАНЦИСКАНЦЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

МИРО (греч. myron) – название вещества, употребляемого Христианской церковью в таинстве миропомазания (сообщения человеку силы благодати Божией). Сначала для этих целей использовалось чистое растительное масло. С VI в. к маслу стали примешивать бальзам и ароматические вещества. У католиков миро составляется из елея и перувианского бальзама.

МИТРА (греч. mitra «широкий пояс», «головная повязка») – головной убор епископа. С конца XI в. на Западе митру стали носить и аббаты монастырей. До XII в. митра была еще очень низкой, лишь обнимая спереди лоб. С XII в. она получает вид двурогой короны.

МИТРОПОЛИТ (греч. metropolites) – епископ митрополии, главного города церковной провинции (диоцеза).

МОДИЙ – римская мера сыпучих веществ, равная 8,75 л.

МОНАХИ «ЧЕРНЫЕ» и «БЕЛЫЕ» – «черными» монахами называли бенедиктинцев, особенно монахов из аббатства Клюни; «белыми» – членов ордена цистерцианцев (по цвету одежды).

МУНИЦИПИЙ – в античную эпоху юридический статус муниципия присваивался имевшим самоуправление городам Италии, жители которых пользовались ограниченными правами римского гражданства («cives sine suffragio» – «граждане без права голоса»).

НАПЕРСНИК – у древних иудеев особое одеяние на груди (на персях) первосвященника с двенадцатью различными драгоценными камнями, на которых были вырезаны имена двенадцати колен израилевых (Исх 28, 15–30). Кольца, цепи и другие украшения, прикреплявшие наперсник к ефоду, были сделаны из золота. Он назывался также «наперсник судный», очевидно, потому, что первосвященник должен был служить источником правды и суда для иудеев.

НЕКРОМАНТИЯ (греч. nekromanteion «вещание мертвых») – вызывание теней умерших людей с целью узнать будущее.

НЕФ (лат. navis «корабль») – в романских и готических церквах, а также в тех церквах Возрождения, которые имеют в плане форму латинского креста, продолговатая часть здания, простирающаяся от главных входных дверей до хора и покрытая сводами. В небольших храмах может быть всего один неф. Но в большинстве храмов три нефа. Боковые нефы отделяются от центрального арками на столбах или колоннах. Иногда число нефов доходит до пяти. Кроме продольных нефов, в некоторых церквах встречается также поперечный неф, называемый трансептом.

НОВИЦИАТ (от лат. novus «новый») – период подготовки и привыкания к монашеской жизни, к соблюдению устава монашеского ордена. В ордене братьев-миноритов новициат был введен папой Гонорием III в 1220 г., его продолжительность – один год.

НОТАРИЙ (позднелат. notarius от notare «отмечать, замечать») – представитель нотариата (правового института); уполномочен государством совершать и свидетельствовать юридические акты, придавая последним значение актов публичных. Нотариат развился в Италии в средние века, ранее всего (около середины VIII в.) – в области церковного законодательства, из древнеримского института табеллионов, то есть лиц, занимавшихся, в виде ремесла, хотя и под контролем государственной власти, сочинением разного рода актов, представлением их в суде и пр.

НУНЦИЙ (лат. nuntius «вестник») – посланник папы римского. Первоначально нунциями назывались прелаты, посланные в определенное место для защиты епископских прав папы. Впоследствии нунции – дипломатические представители папы при главных дворах; они принадлежат к послам первого класса.

ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. – Орден (ordo religiosus) – постоянное, утвержденное Церковью (папой) сообщество мужчин или женщин, члены которого приносят торжественные обеты бедности, целомудрия и послушания и обязуются соблюдать устав ордена. Обеты подразумевают полное и необратимое посвящение себя Богу; они лишают члена ордена прав владения и распоряжения имуществом, заключения брака и освобождают его от всех мирских обязательств. Мужские ордена освобождаются (за некоторыми исключениями – попечение о душе, совершение таинств) от верховного надзора епископов. Отличительным признаком ордена является пожизненное пребывание в монастыре, stabilitas loci (для францисканцев и доминиканцев – постоянное пребывание в одной провинции, stabilitas provinciae). Орден обычно возглавляют генеральный настоятель (называемый в различных орденах по-разному: генеральный аббат, приор, ректор, министр, магистр) и общий собор (генеральный капитул), состоящий из провинциальных настоятелей, ведающих жизнью ордена в провинциях и избираемых провинциальными соборами (капитулами). Во главе отдельных общин находятся избираемые их членами настоятели (аббаты, приоры, гвардианы, аббатисы). Ордена различаются по образу жизни (общежительные монахи, или киновиты, и монахи-отшельники, или еремиты), целям, монашескому одеянию. Из существовавших в XIII в. орденов наиболее известны следующие: Бенедиктинцы – орден, основанный св. Бенедиктом Нурсийским, составившим устав ордена ок. 530 г. в монастыре Монте-Кассино, который он основал и где находился до конца своей жизни. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им монастыре св. Андрея, откуда были отправлены в Англию миссионерами Августин с 90 монахами. В 597 г. был основан бенедиктинский монастырь в Кентербери. Отсюда отправились миссионеры в Германию, а из Германии – в Данию, Скандинавию, Исландию. К IX в. относится деятельность знаменитых бенедиктинских школ – в Корбейском и Новокорбейском монастырях, в Фульде, Рейхенау, Санкт-Галлене. Бенедиктинцы пользовались расположением Карла Великого (например, Алкуин). В 910 г. было основано Клюнийское аббатство, возглавившее конгрегацию из более чем 200 бенедиктинских монастырей. По примеру Клюнийской возникли другие конгрегации. Некоторые из них стали отдельными орденами (камальдулы, валломброзы, цистерцианцы, картезианцы и др.). Процветание ордена продолжалось до конца XII в. В XIII в. бенедиктинцев в значительной степени потеснили нищенствующие ордена.

Госпитальеры, госпиталиты – монахи, каноники, миряне, посвящавшие себя заботам о больных и паломниках в монастырских и городских «госпиталях» (благотворительных заведениях). Обычно составляли конгрегацию. Главные ордена: иоанниты, орден св. Лазаря, госпиталиты Святого Духа.

Орден госпитальеров св. Иоанна Иерусалимского (иоанниты) – духовно-рыцарский орден, возникший как братство в 1113 г. в Палестине для помощи больным и паломникам и защиты «госпиталя», основанного в Иерусалиме в 1070 г., еще до завоевания его крестоносцами, и носившего имя св. Иоанна Крестителя. Начало братству положил стоявший во главе госпиталя Герард. Первый устав был составлен его преемником и утвержден папами Иннокентием II, Евгением III и Луцием III. Устав пополнялся и изменялся вплоть до начала XIV в. Долгое время забота о больных и паломниках составляла главную задачу ордена. Но борьба с «неверными» все более усиливала военные цели, росло значение рыцарского элемента. В 1259 г. папой было утверждено деление ордена на три части: на рыцарей, священников и братьев-госпиталитов. В связи с расширением военных задач у ордена появились замки и обширные владения. После вытеснения христиан из Святой Земли (1291 г.) орден переместился на Кипр; позже, в 1309 г., им был приобретен остров Родос, остававшийся в течение двух веков центром деятельности ордена (до 1522 г.). Теснимые турками госпитальеры перебрались в 1530 г. на подаренный им Карлом V остров Мальту, после чего орден получил название мальтийского.

Орден св. Лазаря (госпитальеры св. Лазаря) – духовно-рыцарский орден, основанный крестоносцами в Иерусалиме в 1119 г. Его задачей была забота о прокаженных (от названия ордена произошло слово «лазарет»), но он участвовал также в защите Святой Земли. Название ордена происходит от нищего Лазаря, которого Иисус Христос в известной притче противопоставляет богачу (Лк 16, 19–31). Позже госпитальеры св. Лазаря соединились в Италии с мальтийским орденом (1490), в Савойе – с орденом св. Маврикия (1572), во Франции – с орденом св. Михаила (1693).

Орден госпиталитов Святого Духа – духовно-рыцарский орден, возникший как братство желающих посвятить себя уходу за больными. Их объединил сын графа Монпелье Гильома VII Ги, выработавший устав на основе «установлений» ранее возникшего ордена иоаннитов. В 1198 г. папа Иннокентий III утвердил орден госпиталитов Святого Духа, а в 1204 г. передал ордену госпиталь при одной римской церкви, посвященной Деве Марии (S. Spirito in Sassia). Рост ордена привел при папе Гонории III к возникновению в нем двух центров: около Сассии – центр для Италии, Англии, Венгрии и частично Германии, и около Монпелье – для Франции и других стран.

Гумилиаты (от лат. humilis «униженный, ничтожный, смиренный») – орден, основанный в XII в. мирянами-миланцами, которые, не оставляя обычных занятий и семьи, сплотились в свободные ассоциации с целью совместного углубления своей религиозности. В конце XII в. часть гумилиатов примкнула к вальденсам. Остальные со временем приняли устав св. Бенедикта. Первая половина XIII в. – период наибольшего религиозного и экономического (на почве сукноделия) процветания ордена. Внутренние разногласия привели в XVI в. к уничтожению ордена, от которого осталось только несколько женских общин, независимых друг от друга (в Северной Италии и Риме).

Доминиканцы, братья-проповедники – нищенствующий орден, созданный в Тулузе в 1215 г. испанским монахом Домиником (откуда название ордена), принимавшим участие в подавлении восстания альбигойцев-катаров в Южной Франции. Орден был основан для борьбы с распространением еретических учений. Утвержден в 1216 г. Доминиканцы стояли ближе к традиционным формам монашеской жизни, нежели францисканцы, но под влиянием последних они в 1220 г. на соборе в Болонье отреклись от всякой собственности, и орден стал нищенствующим. Орден доминиканцев стал важной силой в борьбе с ересями и в утверждении церковной дисциплины. Для этого требовались знания, поэтому в каждом монастыре доминиканцев были школы проповедников с курсом обучения, составлявшим 6–8 лет. В 1232 г. папство передало в ведение доминиканцев инквизицию. Рвение доминиканцев в борьбе с еретиками явилось причиной народного переосмысления их названия: Domini canes – «псы Господа».

Клариссы – орден, основанный в 1212 г. св. Кларой Ассизской при поддержке св. Франциска Ассизского и нередко называемый «вторым орденом св. Франциска». Клара возглавляла общину сорок лет; она скончалась в 1253 г., а в 1255 г. была канонизирована папой Александром IV. Орден кларисс очень быстро распространился в Италии, Испании, Франции.

Тамплиеры, храмовники (лат. milites Templi «рыцари (воины) Храма») – духовно-рыцарский орден, основанный в начале XII в. Его главной задачей было упрочить положение основанных на Востоке христианских государств. Военная деятельность ордена возобладала над монашеской. Как защитники Церкви, тамплиеры пользовались особым расположением римской курии, наделившей их рядом привилегий. Орден имел огромные земельные владения, пожертвованные различными государями. Во главе его стоял великий магистр, имевший резиденцию в Иерусалиме. Финансовое могущество и независимость ордена явились в немалой степени причиной его уничтожения в 1312 г. королем Франции Филиппом IV Красивым.

Тевтонский орден – духовно-рыцарский орден, основанный в 1128 г. в Иерусалиме небольшим кружком богатых немцев с целью оказывать материальную помощь больным и бедным паломникам германского происхождения. Члены быстро разросшегося ордена стали называться братьями Пресвятой Марии Тевтонской. Около 1189 г. сын Фридриха Барбароссы придал новому ордену военный характер и назвал его Домом Пресвятой Девы Иерусалимской. Орден принял устав тамплиеров и получил особое одеяние – белый плащ с черным крестом. В 1191 г. папа Климент III утвердил устав ордена, который стали называть просто Тевтонским. В 1226–1228 гг. орден обосновался на землях пруссов. В начале XVI в. Тевтонский орден прекратил свое существование.

Францисканцы, минориты, «меньшие братья» – поначалу монашеское нищенствующее братство, основанное св. Франциском Ассизским (1182–1226) и получившее устное одобрение папы Иннокентия III (1209). Францисканцы проповедовали религиозный аскетизм, действуя не только словом, но и примером. К 1223 г. братство, по утверждении его устава папой Гонорием III, превратилось в монашеский орден с генеральным министром во главе (первым генеральным министром был св. Франциск Ассизский). Каждый монастырь имел настоятеля-гвардиана, монастыри объединялись в кустодии во главе с кустодом, а несколько кустодий – в провинции, возглавляемые провинциальными министрами. Со временем орден заметно изменился. Многие заветы св. Франциска были забыты. Орден получил папские привилегии. Вследствие этих изменений обострилась борьба между зилотами, «ревнителями» первоначального идеала, принявшими имя «спиритуалов», «мужей духа» и «конвентуалами», выступавшими за смягчение строгости жизни и полное подчинение Церкви. Вокруг францисканского ордена сплотилось большое число мирян. Из них возник «третий орден св. Франциска» – терциарии («второй орден св. Франциска» – клариссы).

Цистерцианцы – ветвь бенедиктинского ордена. Основателем ордена цистерцианцев был св. Роберт из Шампани (1098), удалившийся с четырнадцатью братьями в «пустынь», называемую Цистерциум (ныне деревня Сито), в Бургундии, близ Дижона, основав там «новый монастырь» со строгим образом жизни. Цистерцианцы отличались от бенедиктинцев белым одеянием. Большую роль в истории ордена сыграл Бернард Клервоский (XII в.), разработавший новый устав. Его называют вторым основателем ордена и иногда вместо названия «цистерцианцы» употребляют название «бернардинцы». В 1200 г. ордену принадлежало около двух тысяч монастырей. Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Цистерциум. Он и четыре аббата старейших монастырей составляли коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором папы.

ОРДИНАЦИЯ – назначение священника на должность путем рукоположения его в священный сан.

ОРИФЛАММА (лат. aurea flamma, франц. oriflamme – букв. «золотое пламя») – в средние века штандарт, знамя французских королей. Первоначально – алое знамя возобновленной Римской империи, посланное папой Львом III Карлу Великому перед его коронацией (конец VIII в.). С конца X в. короли династии Капетингов стали именовать орифламмой свое родовое знамя. С 1096 г. орифламма, приобретя форму раздвоенного стяга, стала знаменем французского королевства.

ПАЛАТИН, ПФАЛЬЦГРАФ (лат. comes palatii или palatinus от palatium «дворец»; средневек. нем. Pfalz «императорский дворец», «город с императорским дворцом») – у франков придворный сановник, помогавший королю творить суд. Позже на палатина были возложены и другие административные и финансовые обязанности; ему отдавались в управление целые графства. Должность палатина сделалась наследственной и приобрела территориальный характер. Палатины превратились во владетельных князей. При дворе германских королей и императоров оставался так называемый придворный палатин, на которого возлагалось исполнение актов, составлявших исключительно прерогативу императора.

ПАПА (греч. pappas «папа») – до конца V в. почетное наименование всех епископов; с конца V в. этот титул относился главным образом к римскому архиепископу, а с 1075 г. – исключительно к нему. Примат епископа Римского опирался на политическое и культурное значение императорского Рима, а также на предание, согласно которому Римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом. Ссылаясь на преемство своей власти от апостола Петра, папы называли свои владения «наследием Петра» («Patrimonium Petri»).

ПАСХА (греч. pascha от евр. pesach «прохождение, пощада») – 1) иудейский праздник, установленный в память чудесного избавления евреев от рабства египетского. Праздник получил свое название от обозначения того момента, когда ангел, поражавший египетских первенцев, видя кровь жертвенного агнца на дверных косяках и перекладинах, проходил мимо, щадя еврейских младенцев (Исх 12, 12–13). Согласно Священному Писанию Нового Завета, заклание агнца и вкушение его были прообразами страдания и смерти Иисуса Христа (Ин 1, 29; 1 Кор 5, 7); 2) главный христианский праздник, в честь воскресения Иисуса Христа. Существовал уже при апостолах, первоначально был посвящен воспоминанию о смерти Иисуса Христа и отмечался 14 дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по Евангелию от Иоанна, последовала крестная смерть Иисуса Христа (Ин 19, 14).

ПАТРИАРХ (греч. patriarchos «родоначальник») – 1) в Библии (Деян 7, 8–9; Евр 7, 4 и др.) так называются родоначальники народа Израилева; 2) в Христианской церкви титул патриарха с V в. присваивался главенствующим епископам (Римскому, Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому). Епископы Аквилеи начиная с IV в. также именовались патриархами. С XIII в. титул патриарха носят и главы тех Церквей на Ближнем Востоке, которые были присоединены к Римской Церкви в результате крестовых походов.

ПАТРИМОНИЙ (лат. patrimonium) – наследственное имение, имущество, состояние.

ПЕНИТЕНЦИАРИЙ (от лат. poenitentia «покаяние») – начальник пенитенциарии, учреждения, раздающего именем папы отпущения грехов и диспенсации (акты, отменяющие применение закона к данному лицу). Должность пенитенциария может занимать только кардинал.

ПЕРВОСВЯЩЕННИК – титул главы ветхозаветной иерархии. В истории еврейского народа первосвященники играли большую роль и в смутные времена являлись главными спасителями народности и веры. Этот титул перешел и к главам христианской иерархии: так, папа римский нередко именуется первосвященником.

ПЕРФЕКТ (лат. perfectus «совершенный») – у катаров и вальденсов так назывались члены братства, полностью отказавшиеся от мирской жизни и посвятившие себя проповеди и странствиям.

ПОВОЗКА БОЕВАЯ (средневек. лат. carrocium, итал. carroccio) – большая телега, запряженная четырьмя быками, на помосте которой был установлен шест со штандартом и боевой колокол. Попона на быках и знамя обычно были одного цвета. Вокруг повозки собирались воины. Лишиться повозки во время боя считалось позором для города. Прежде повозка была символом милосердия: на ней объезжали деревню и созывали колокольчиком жителей, чтобы они отправили десятину в пользу Церкви.

ПОДЕСТА (от лат. potestas «сила, власть») – общегородской магистрат, высшее административное лицо, глава исполнительной и судебной власти во многих городских коммунах Италии в XII – начале XVI в. Являлся платным чиновником на службе у коммуны. Имел в своем штате вооруженную охрану, несколько судей и нотария. Считался председателем советов коммун и повиновался их коллективной воле. Его обязанности были строго регламентированы и обозначены в статутах (начало XIII в.). Приглашался (обязательно из другого города) на год. Мог быть переизбран только по истечении определенного срока; прежде чем сдать полномочия, подвергался дотошной публичной ревизии.

ПОНДО (от лат. pondus «весовой римский фунт») – 1) вес, бремя, тяжесть; 2) вещь, которая имеет вес.

ПОНТИФИК (лат. pontifex букв. «строитель мостов») – 1) в древнем Риме – член жреческой коллегии, осуществлявшей общий надзор за религиозными обрядами; 2) в Христианской церкви – «епископ, прелат». Титул «верховный понтифик» носили римские императоры, а от них его переняли папы римские.

ПОНТИФИКАЛИИ – знаки папского достоинства: посох, митра, кольцо.

ПОНТИФИКАТ (лат. pontificatus) – время пребывания на престоле папы римского, один из титулов которого начиная с V в., – «верховный понтифик».

ПОПОЛАНЫ (итал. popolani – букв. «простолюдины») – торгово-ремесленное население городских коммун в Италии; с точки зрения правовой – те, кто имел собственный кров, платил прямые налоги и в качестве члена торгово-промышленной или военно-территориальной корпорации приобретал гражданские права.

ПОСЕССОР (лат. possessor «владелец») – в древнем Риме и средневековой Италии городской землевладелец.

ПРЕБЕНДЫ (от лат. praebenda «то, что должно быть дано; даваемое») – доходы и имущество (дома, поместья), предоставляемые привилегированной части католического духовенства за исполнение обязанностей, связанных с занимаемой должностью. Назначал пребенды обычно епископ. В виде исключения это право предоставлялось «патронам» – строителям и благотворителям церквей. ПРЕЛАТ (лат. praelatus «предпочтенный, превознесенный») – в Католической и Англиканской церкви – почетное звание высших духовных сановников (кардиналов, архиепископов, епископов и вообще лиц, занимающих высшие должности в церковной иерархии). Прелаты ордена миноритов – министры, кустоды, гвардианы.

ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros «старший; старейшина») – древнейшее каноническое (то есть принятое древним церковным законодательством – правилами апостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени священства (первая – диакон, третья, высшая – епископ).

ПРЕФЕКТ (лат. praefectus) – должностное лицо, стоявшее во главе управления отдельной частью администрации, суда, армии.

ПРИМАС (от лат. primus «первый») – в западной Церкви титул архиепископа, председательствующего на церковных собраниях данной страны и обладающего высшей церковно-судебной юрисдикцией над своими коллегами-епископами. Он созывает национальные церковные соборы, вводит в должность новопоставленных епископов, принимает апелляции по церковно-судебным делам; прежде также короновал владетельных государей. В Католической церкви он имеет иногда звание апостолического викария. Обычно статус примаса на Западе приравнивают к титулу патриарха на Востоке.

ПРИОР (лат. prior «первый») – в монастырях Западной Европы звание настоятеля или старшего, после настоятеля-аббата, члена монашеской общины. Приория – монастырь, в котором имеет местожительство приор. Великий приор – звание второго, после великого магистра (гроссмейстера), сановника духовных орденов.

ПРОКУРАТОР (лат. procurator «заведующий, управляющий») – магистрат, в функции которого входило управление общественным имуществом (в частности, монашеского ордена). В ордене братьев-миноритов – брат, в обязанности которого входило отстаивание имущественных интересов ордена перед папской курией, а затем и его юридическая защита (помощники прокураторов именовались синдиками).

ПРОПОВЕДНИКИ, ДОМИНИКАНЦЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

ПРОТЕКТОР (лат. protector «страж, защитник») – официальный покровитель монашеского ордена, кардинал, назначаемый папой по соглашению с братьями для осуществления постоянной и тесной связи с папской курией, отстаивавший там его интересы. Первым официальным протектором ордена братьев-миноритов, назначенным по просьбе Франциска Ассизского папой Гонорием III, был кардинал Уголино (впоследствии папа Григорий IX).

ПРОТОДИАКОН (из греч. protos «первый» и diakonos «служитель») – первый, или главный, диакон при кафедральном соборе.

ПСАЛМОДИЯ (из греч. psalmos «псалом» и ode «пение») – чтение псалмов в церкви в особой манере (в одной интонации, на одной ноте).

ПУСТЫННИКИ – см. ЕРЕМИТЫ

ПЯТИДЕСЯТНИЦА – один из главных, «двунадесятых» праздников у христиан, Троицын день. Празднуется на пятидесятый день после Пасхи, отсюда – это название.

РЕГАЛИИ ПАПСКИЕ – совокупность политических, военных, судебных, финансовых и хозяйственных прав и привилегий, делавших папу полновластным феодальным сеньором Рима.

РЕГЕНТ (от лат. regere «управлять, править») – исполнитель верховной государственной власти в то время, когда монарх по каким-либо причинам не может исполнять своих обязанностей.

РЕКТОР (от лат. regere «управлять, править») – 1) священник, которому епископ доверил управление церковью, не имеющей прихода и не принадлежащей религиозной общине; 2) глава общежития (госпиция) членов секты вальденсов, руководящий их совместной жизнью; ректоры регулярно (предположительно ежегодно) сменялись; 3) первый консул в коллегии консулов в ряде итальянских коммун (в Кремоне, Сиене, Вероне и др.) в XII в.

РЕСПОНСОРИЙ (от лат. responsum «ответ») – католическое песнопение в виде диалога между солистом (священником) и хором.

РЕПЕТИТОР – ассистент, помощник лектора.

РЕФЕКТОРАРИЙ (от лат. refectorium «трапезная») – эконом рефектория (трапезной) в монастыре.

РЕФЕКТОРИЙ (лат. refectorium «трапезная») – в католических монастырях трапезная братии, где обычно, кроме столов и скамей, находились кафедра для чтеца душеспасительных книг во время трапезы, сосуд для святой воды и иногда престол для богослужения (специальный стол для совершения евхаристии); на стенах – распятие и картины на религиозные темы или стенная роспись.

РЫЦАРИ (ВОИНЫ) ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ (лат. Milites Beatae Mariae Virginis) – см. Тевтонский орден в: ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

«РЫЦАРЬ ДВОРА» (лат. miles de curia) – см. ГИСТРИОНЫ, ЖОНГЛЕРЫ. Выражение употребляется Салимбене исключительно в ироническом или отрицательном смысловом контексте.

САДДУКЕИ – религиозно-политическое движение в Иудее (II–I вв. до P. X.), состоявшее из жреческой аристократии. Предположительно названы так по имени библейского Садока (3 Цар 2, 35), родоначальника древней династии первосвященников. Саддукеи, в противоположность фарисеям, признавали один только писаный закон Моисея, отвергая все накопившиеся в течение столетий обычаи и все постановления позднейших законоучителей. Три особенности миросозерцания саддукеев: признание абсолютной свободы воли человека; отрицание бессмертия души и воскресения мертвых; отрицание ангелов и духов. Саддукеи сосредоточивали в своих руках духовную и светскую власть, имели большие доходы от сбора религиозных налогов.

САККАТЫ, БОСКОРИОЛЫ (saccati «ходящие в мешках» от лат. saccus, итал. sacco «мешок»; boscorioli «лесные братья» от итал. bosco «лес») – религиозная община, существовавшая в Италии во второй половине XIII в. Ее члены, не принятые в орден францисканцев и получившие взамен этого совет «идти в рощи и есть коренья» (отсюда название «лесные братья»), называли себя орденом, хотя не имели никакого церковного устройства. Они стремились во всем подражать францисканцам-миноритам: проповедовать, исповедовать, просить милостыню. Носили одежду, напоминающую одеяние францисканцев, причем ткань, из которой был сделан плащ, внешне напоминала мешковину (отсюда – их другое название: «ходящие в мешках»).

САЛАНДРА – вид средневекового судна.

САРАЦИНЫ (средневек. лат. saracenus, от араб, sark «восток») – распространенное на Западе собирательное обозначение восточных мусульманских народов: арабов, тюрок-сельджуков и т. д.

СВЯЩЕННИК – духовное лицо, обладающее второй степенью священства (пресвитер), состоящее при храме и совершающее, в силу данной ему благодати, все таинства (кроме рукоположения в священный сан). Священник – ближайший духовный наставник своих прихожан.

СВЯЩЕНСТВО – одно из таинств Христианской церкви. Лицу, избранному на ту или иную степень священства (диакон, пресвитер, епископ), через акт посвящения – рукоположение (хиротонию) – преподается благодать Святого Духа, облекающая посвящаемого особой духовной властью по отношению к верующим: учить их истинам веры Христовой, совершать для них церковные таинства, направлять их в исполнении христианского закона.

СЕКВЕНЦИЯ (лат. sequentia «последование») – церковное песнопение, возникшее в IX–X вв. из юбиляций – орнаментальных украшений напева в григорианском хорале. В целях облегчения их запоминания певчими к этим украшениям-вокализам стали сочинять тексты и распевать их таким образом, чтобы на каждую ноту напева приходился один слог. Подтекстовка превращала юбиляцию в ритмически более четкое и размеренное (по чередованию акцентируемых тонов) построение. Мелодика и текст секвенций были уже фактически оторваны от канонизированных образцов. Вскоре новые стихи стали облекаться в новые напевы в результате внедрения народных мелодий. Секвенция приобретает самостоятельное значение, отделяется от хорала. Примерно с начала XII в. секвенция становится распространенным лирическим жанром, в тексте которого отражается широкий круг типично светских тем, а мелодия опирается на народно-бытовые интонации.

СЕКСТАРИЙ, СЕСТАРИЙ (средневек. лат. sextarius) – мера сыпучих веществ, равная 1/16 модия (0,547 л).

СЕНАТОР (лат. senator) – 1) в древнем Риме член сената; 2) в средневековых коммунах глава отдельных городских магистратур; 3) сенатор Рима – должность, соответствующая должности подеста в городах Северной Италии.

СЕНЕШАЛ, СЕНЕСКАЛК (от лат. senex «старик» и древнегерм. scalc «старший слуга») – во Франции со времен Меровингов высший придворный чиновник, заведовавший внутренним распорядком при дворе, исполнявший судебные обязанности и ведавший военными делами округа. Французские герцоги и графы имели своих сенешалов из числа рыцарей. Сенешалы королевского двора носили титул великого сенешала (Grand Senechal).

СЕРВЕНТЕЗИЙ – поэтическое произведение провансальского происхождения в ранней итальянской литературе. Могло иметь разное (морализаторское, религиозное, политическое) содержание.

СИВИЛЛЫ – в Древней Греции странствующие пророчицы. Особую известность получила Сивилла Кумская, которой приписывается авторство так называемых «Сивиллиных книг» (сборника пророчеств), приобретенных, согласно легенде, еще Тарквинием Гордым (VI в. до P. X.) и сохранявшихся в Риме до 405 г. по P. X. Толкования особыми жрецами содержавшихся в «Сивиллиных книгах» прорицаний играли важную роль в религиозной и политической жизни Рима. «Сивиллины книги» использовали для гадания. В пророчествах сивилл находили указания на грядущее пришествие Христа.

СИКЕР (Ис 5, 11; Лк 1, 15) – крепкий напиток у древних иудеев.

СИКЛЬ (Исх 30, 13; Лев 27, 25) – мера веса у древних иудеев, составляет 20 гер.

СИМОНИЯ – название практики продажи и покупки священного сана и церковных должностей. Происходит от имени Симона Волхва, предлагавшего деньги апостолам Петру и Иоанну за сообщение ему их «секрета»: «Дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян 8, 18–19). Но он был строго обличен и отвергнут апостолом Петром. Симон Волхв – основатель гностической секты симониан, или елениан (по имени его спутницы Елены). По общему мнению древних христианских писателей (Иустина, Иринея, Ипполита, Тертуллиана и др.), он был родоначальником гностицизма и всех ересей в ранней Церкви.

СИНОД (греч. synodos – букв. «сопутствие», «собрание») – совещательный орган высших иерархов Католической или Православной церкви.

СКИМЕН (греч. scymnos; Иов 4, 10; Ис 5, 29) – львенок.

СКИНИЯ (греч. skene «шалаш, шатер») – древнееврейский переносной походный храм, построенный по образцу, который, согласно Библии, был показан Богом Моисею на горе Синай (Исх 25, 8–9, 40). Место общественного богослужения иудеев.

СОБОРЫ ЦЕРКОВНЫЕ (греч. synodoi, лат. concilia) – собрания епископата и представителей духовенства и мирян для обсуждения и разрешения вопросов вероучения, церковной дисциплины и христианской нравственности в данной церковной общности. Две главные категории соборов – вселенские (всемирные) и поместные (собор местной Церкви или ее части).

СОЛИД (лат. solidus, итал. soldo) – серебряная монета, 1/20 либры, весом в 24,5 г.

СОФИСТЫ (греч. sophistes «искусник, мудрец, лжемудрец») – в древней Греции люди, сведущие в определенной области: 1) профессиональные учителя философии и красноречия V–IV вв. до P. X. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик и др.); 2) профессиональные ораторы II–V вв., культивировавшие классические образцы древнегреческой риторики.

СПЕЛЬТА – злаковое растение, род пшеницы.

СПИРИТУАЛЫ (от лат. spiritus «дух») – «мужи духа», члены ордена францисканцев, стремившиеся к сохранению первоначального идеала св. Франциска Ассизского. Они собирали и записывали воспоминания о св. Франциске, стараясь на примерах из его жизни показать истинность его идеала. Не будучи в состоянии направить жизнь ордена по желаемому пути, они тем не менее пассивно сопротивлялись «конвентуалам» – с их точки зрения, обмирщенным братьям. Спиритуалы Южной Франции в конце XIII в. сплотились вокруг защитника евангельской бедности Оливи. Вторая группа спиритуалов – сторонников отделения реформированных монастырей находилась в Тоскане и Северной Италии, ее руководителем был Убертино да Казале. Из спиритуалов Анконской марки выделилась третья группа – «бедные еремиты Целестина» (по имени сочувствующего учению св. Франциска папы Целестина V), – руководимая Либератом и Анджел о Кларено; из среды этих спиритуалов вышло движение так называемых «обсервантов» (XIV в.). Противостояние конвентуалов и обсервантов привело к разделению ордена францисканцев на две части в 1517 г.

СТАТУТ (лат. statutum «постановление») – положение, закон. В средние века в Западной Европе так назывались уставы, законодательные акты – в частности, городских коммун Италии.

СТИГМАТИЗАЦИЯ (от греч. stigma «клеймо») – появление на теле знаков (стигматов), подобных тем, которые остались на теле распятого Христа от гвоздей и тернового венца. О явлениях стигматов впервые рассказывается в жизнеописании св. Франциска Ассизского, у которого, по преданию, за два года до смерти появились раны в тех местах, где у Христа были раны от гвоздей. В средние века неоднократно рассказывалось о стигматах (особенно на Страстной неделе) у женщин, одержимых религиозным экстазом.

СХИЗМА (греч. schisma «расщепление») – раскол. В Новом Завете это слово обозначает всякие церковные разделения и распри. Позднее схизмой стало называться такое разделение в лоне Церкви, которое не касалось догматов. Этим схизма отличается от ереси. В Средние века схизмой называли также одновременные выборы разных пап политическими противниками.

ТАИНСТВА – по учению Церкви, священнодействия, в которых верующим сообщается невидимая благодать Божия. Существует семь таинств: крещение, миропомазание, причастие (евхаристия), покаяние, священство, брак и елеосвящение.

ТАЛАНТ (лат. talentum из греч.) – самая крупная единица веса и денежная единица в древней Греции. В Аттике равнялась 26,2 кг. Из одного таланта чеканили 6 000 драхм. В значении «духовная одаренность» слово «талант» впервые встречается в Библии.

ТАМПЛИЕРЫ, ХРАМОВНИКИ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

ТЕВТОНСКИЙ ОРДЕН – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

ТЕРЦИАРИИ (от лат. tertius «третий») – братства мирян, существовавшие при нищенствующих орденах. Их члены не приносили монашеских обетов, но вели активную религиозную жизнь и помогали ордену. Одно из первых братств терциариев основал св. Франциск Ассизский в 1221 г. («Третий орден св. Франциска»).

ТИМПАН (греч. tympanon) – музыкальный инструмент, напоминает барабан с широким ободом, на который с двух сторон натягивалась кожа.

ТОНЗУРА (лат. tonsura «стрижка») – 1) священный ритуал посвящения в монашество в Католической церкви, обычно совершаемый епископом (заключающийся, в частности, в пострижении волос); 2) выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству в католицизме.

ФАРИСЕИ – религиозно-политическое движение в древней Иудее (два других – саддукеи и ессеи), возникшее в эпоху Маккавеев (около 150 г. до P. X.). Лозунг фарисеев – «закон для народа, а не народ для закона». Подобно саддукеям, они признавали неизменность божественного закона, но поскольку его буквальное исполнение не согласовывалось более с требованиями жизни, они стали толковать закон, чтобы проведение его в жизнь не противоречило основной цели законодательства – служить благу людей. Фарисеизм был настоящей реформой Моисеева закона, но реформой постепенной, замаскированной, постоянно считавшейся со старыми традициями и консервативными элементами общества.

ФЛАГЕЛЛАНТЫ, «БИЧУЮЩИЕСЯ» – религиозное течение, возникшее в середине XIII в. В знак покаяния они подвергали себя особому виду аскетизма – самобичеванию, сопровождаемому пением псалмов. В XIII–XV вв. флагелланты странствовали по Италии, Германии и Франции.

ФЛОРИН – золотая монета с изображением флорентийской лилии на одной стороне и Иоанна Крестителя – на другой; ее начали чеканить во Флоренции в 1252 г. Во флорине было около 5 г золота (24 карата).

ФРАНЦИСКАНЦЫ, МИНОРИТЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.

ФРИЗЫ – германское племя, родственны саксам. Жили в районе Северного моря, между Зюдерзее и рекой Эмс (нынешняя северная Голландия и северозападная Германия). Занимались пиратством, морскими промыслами и торговлей.

ХАЛДЕИ – народ, населявший землю между реками Тигром и Евфратом (Халдея, Вавилония, столица – Вавилон).

ХАНАНЕИ, ХАНАНЕЯНЕ – жители Ханаанской земли (древнее название территории Палестины, Сирии и Финикии), поселившиеся здесь прежде израильтян; потомки Ханаана.

ХЕТТЕИ – древний народ, населявший Палестину к югу от Хеврона и Вирсавии; потомки Хета, сына Ханаана.

ХИТОН (греч. chiton) – женская и мужская нижняя одежда у древних греков. Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали пополам, и скрепляли на плечах двумя пряжками-фибулами.

ХЛАМИДА (греч. chlamys) – у древних греков плащ из плотной шерстяной ткани, надеваемый поверх хитона. Одежда солдат и путешественников. В классический период – излюбленная одежда философов.

«ХОДЯЩИЕ В МЕШКАХ» – см. САККАТЫ.

ХРИЗМА (греч. chrisma «мазь, масло») – смесь оливкового масла и бальзама, используемая при совершении церковных таинств.

ЦЕРОФЕРАРИЙ (из лат. cera «воск» и fero «несу») – клирик, в обязанности которого входило нести зажженную большую свечу во время церковных служб.

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ – см. ОРДЕНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ.