Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

РЕГИНОН ПРЮМСКИЙ

ХРОНИКА

CHRONICA

«ХРОНИКА» С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

(начало Х в. и после 973 г.)

Регинон, известный хронист, а также автор сочинений по теории музыки и каноническому праву, был аббатом Прюмского монастыря (Pruem, несколько севернее Трира) в 892-899 гг., затем перебрался в Трир, где и умер в 915 г. Здесь им и была написана «Хроника», доведенная до 906 г. и ставшая весьма популярной в раннесредневековых Франции и Германии.

С 907 по 967 г. труд Регинона был продолжен анонимом, который в современной науке практически единодушно отождествляется с первым магдебургским архиепископом Адальбертом (968-981) (см. грамота Оттона I от 968 г.), а до того, в 961 962 гг., – миссийным епископом для Руси, история которого изложена и «Продолжении Регинона» весьма детально (Wattenbach, Holtzmann 1. S. 166-168). Распространенная датировка работы продолжателя Регинона над своим трудом началом 968 г. вряд ли верна; точнее было бы говорить о периоде после 973 г. (Назаренко 1993. С. 101-102).

Для продолжателя Регинона характерен общеимперский кругозор, который и обусловил достоинства его сочинения как одного из лучших в латиноязычной историографии X в.

Оригинал «Продолжения хроники Регинона» утрачен, но, как считается, непосредственной копией с него является хранящийся в Мюнхенской государственной библиотеке cod. Monacensis 6388 (X в.).

Издания: Главное издание «Хроники» вместе с продолжением – Ф. Курце: Regin. 1890; ему в общем следуют издания P. Pay: Regin. 1971. P. 180-318 (Регинон), Cont. Reg. Издание фрагментов, касающихся Восточной Европы,с подробным комментарием (к которому и отсылаем читателя за деталями) см.: Назаренко 1993. С. 105-107.

Переводы: На немецкий язык: Regin. 1939; Forts. Regin.; Regin. 1971; Conl. Reg. (a latere); перевод фрагментов«Продолжения», касающихся Руси: Свердлов 1. С. 37-38; фрагментов как «Хроники», так и «Продолжения», касающихся Восточной Европы: Назаренко 1993. С. 107-109 (для настоящей хрестоматии этот перевод заново сверен с изданием Ф. Курце).

Литература: О «Хронике» Регинона: Loewe 1953. S. 151-179; Wattenbach, Loewe 5. S. 898 904; Hlawitschka 1975. S. 7 27; Sehleidgen 1977.

О «Продолжении хроники Регинона» и целом, без учета многочисленных комментариев к рассказу о миссионерской поездке Адальберта [45] на Русь, см.: Wattenbach, Holtzmann 1. S. 163-170 (автор – раздела П. Кирн); Hauck 1974. S. 276-353; прочую литературу см.: Назаренко 1993. С. 105.


1.

В лето от Воплощения Господня 1 889-е. [В связи с переселением венгров в Среднее Подунавье и «Скифии» следует описание последней, заимствованное из Юстина и Павла Диакона 2.]

Вот из каких мест, из собственной страны, названный народ (венгры. – Сост.) был изгнан соседними ему племенами, которые зовутся печенегами (Pecinaci) 3, потому что они превосходили [венгров] и числом, и храбростью, а родина [их], как я полагаю, оказалась недостаточна для обитания [такого] чрезвычайного множества.

[Венгры приходят в Паннонию 4.]

(Regin. 1890. Р. 131-132)

2.

959. [Король Оттон 5 снова идет походом против славян 6.] Послы Елены (Helena) 7, королевы (regina) 8 ругов (Rugi) 9, крестившейся в [46] Константинополе (Constantinopolis) при императоре константинопольском 10 Романе (Romanus) 11, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников 12. В то же лето разбит параличом херсфельдский (Heresfeldensis) аббат Хаганон (Hagano) 13. [47]

960. Король отпраздновал Рождество Господне 14 во Франкфурте (Franconofiird) 15, где Либуций (Libutius) 16 из обители святого Альбана 17 посвящается в епископы для народа ругов достопочтенным архиепископом Адальдагом (Adaldagus) 18. [Король снова идет против славян. К королю приходят послы из Италии с просьбой освободить их от тирании короля Беренгара 19.]

961. Король отпраздновал Рождество Господне 20 в городе Регенсбурге (Radasbona) 21, где 14 февраля скончал свои дни вюрцбургский (Wirziburgensis) епископ Поппон (Рорро), весьма любимый королем; на епископской кафедре его сменил его близкий родственник [тоже] Поппон. Либуций, отправлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки 22, умер 15 февраля сего года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма (Willehelmus) 23, Адальберт (Adalbertus) из обители святого Максимина 24, который, хотя и ждал [48] от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился 25, должен был отправляться на чужбину 26. С почестями назначив его [епископом] для народа ругов, благочестивейший король, по обыкновенному своему милосердию, снабдил его всем, в чем тот нуждался 27. [Оттон I отправился походом в Италию против Беренгара, назначив ведать делами государства архиепископа Вильгельма.

962. В Риме 2 февраля 28 папа Иоанн 29 коронует Оттона императорским венцом. Война с Беренгаром.] В то же лето Адальберт, [49] назначенный епископом к ругам, возвращается, не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий 30. На обратном пути некоторые из его [спутников] были убиты, сам же он после больших лишений едва спасся 31. Прибывшего к королю 32 [Адальберта] встречают милостиво, а любезный Богу архиепископ Вильгельм в возмещение стольких тягот дальнего странствия, коего он сам был устроителем, предоставляет ему имущество и, словно брат брата, окружает всяческими удобствами. В его защиту [Вильгельм] даже отправил письмо императору, возвращения которого [Адальберту] приказывают дожидаться во дворце.

(Regin. 1890. Р. 169-172)

3.

966. Император отпраздновал Рождество Господне 33 в Кёльне (Colonia), где устроил по своему усмотрению дела Лотарингского королевства (Lothariense regnum) 34. Скончался Эрканберт (Ercanbertus), аббат Вайсенбургской (Wizenburgensis) обители 35, и император поставил во главе монастыря избранного монахами Адальберта, [прежде] назначенного епископом к ругам 36. [Статья следующего, 967-го, года является последней в хронике.]

(Regin. 1890. Р. 177)


Комментарии

1. См. Бертинские анналы, примеч. 1.

2. Юстин, римский писатель III в. н. э., сократитель огромной всемирной истории, написанной в I в. н. э. Помпеем Трогом и дошедшей до нас только в переложении Юстина (см. т. I настоящей Хрестоматии). Труд Юстина был весьма популярен в средние века. Павел Диакон (ок. 720 – ок. 790) – автор «Истории лонгобардов», один из самых ярких представителей каролингской историографии. Региноном использованы следующие фрагменты: lust. II, 1-3. P. 14-17; Paul. Diac. I, 1, P. 47-48.

3. Первое упоминание печенегов в средневековой латинской литературе; все последующие известия в ней о роли печенегов в переселении венгров в Среднее Подунавье так или иначе восходят к Регинону (см., например, Оттон из Фрейзинга/1). Обычно считается, что нападение печенегов на венгров было спровоцировано болгарами, которые в 894-896 гг. боролись против византийско-венгерской коалиции (Назаренко 1993. С. 110. Коммент. 5). См. также Бруно Кверфуртский, примеч. 6; о форме этнонима см. Адам Бременский, примеч. 35.

4. Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая вес земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном Переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500 = 6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 - 5508 = 889) (Назаренко 1993. С. 109. Коммент. 1).

5. Германский король Оттон I.

6. В 957-960 гг. Оттон I вел войну против полабских славян.

7. Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8.

8. О титуле см. Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 9.

9. В том, что традиционный этноним Rugi в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X-XI вв. именем – Rusci. (см. Кведлинбургские анналы/1, Хильдесхаймские анналы/1, Альтайхские анналы/1, Ламперт Херсфельдский/1).

10. Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого. (ср. Салернская хроника, прим. 3).

11. Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959-963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. P. 594.15-598.12) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145-158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114-118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219-310; здесь подробно и о других точках зрения).

12. О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции (см. примеч. 9). Такое согласие не зависимых друг от друга источников (см. Хильдесхаймские анналы, примеч. 3) лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82-83; Грушевський 2. С. 405-406; Сахаров 1980. С. 293-298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119-120. Коммент. 13; он же 2001а. С. 297-303).

13. Херсфельд – известный еще с каролингских времен монастырь в Гессене, несколько севернее знаменитой Фульды. Хаганон умер 21 декабря следующего, 960 г.

14. В средние века в Германии год начинали с Рождества, так что речь идет о Рождестве 959, а не 960 г.

15. Современный Франкфурт-на-Майне.

16. Ничего, кроме сообщаемого «Продолжателем Регинона», о нем не известно.

17. В Майнце. Видимо, Либуций был протеже майнцского архиепископа Вильгельма, внебрачного сына Оттона I.

18. Архиепископом гамбургско-бременским, одним из самых близких советников Оттона I. Франкфурт был канонической (т.е. подчиненной в церковно-правовом отношении) территорией Майнцской архиепископии, поэтому для рукоположения здесь Либуция именно гамбургско-бременским архиепископом должны были иметься особые причины. Дело в том, что Адальдаг, будучи папским викарием в отношении язычников на севере Европы и главой миссионерской архиепископии (см. Адам Бременский, введение), обладал правом организации новых епископств на языческих землях. Именно поэтому источник ничего не сообщает о санкции Рима на открытие новой миссийной епископии (Назаренко 1993. С. 121-122. Коммент. 18).

19. Беренгара II, маркграфа Ивреи, занявшего итальянский престол после смерти в 950 г. короля Лотаря II, двоюродного брата своей жены; свергнут в результате войны с Оттоном I.

20. 25 декабря 960 г. (см. примеч. 14).

21. Столице Баварского герцогства.

22. О причинах задержки более чем на год с отправлением уже рукоположенного епископа можно только строить предположения. По косвенным данным (внезапное обострение в 960 г. германо-византийских отношений; относящееся к тому же году посольство Лиудпранда в Византию, кажется, неудавшееся) в преддверии своей запланированной имперской коронации (962 г.) Оттон I хотел использовать открытие миссийной епархии для Руси как инструмент политического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими королями титул императоров. Другие объяснения менее убедительны (Назаренко 1993. С. 123-124. Коммент. 26; он же 2001а. С. 305-307).

23. Архиепископа майнцского (ср. Грамота Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии, примеч. 7).

24. Монастырь св. Максимина в Трире был одним из центров монастырской реформы – восстановления во всей строгости общежитийного устава св. Бенедикта Нурсийского; так, в частности, монастырь св. Маврикия в Магдебурге, на основе которого было в 968 г. учреждено архиепископство (см. Грамота Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии), в момент своего основания Оттоном I был заселен монахами, выведенными из обители св. Максимина. Адальберт оказался в монастыре св. Максимина, успев побывать нотарием в канцелярии кёльнского митрополита, а затем – в королевской канцелярии. На этих данных покоится традиционное представление о лотарингском происхождении Адальберта, которое было, однако, оспорено в пользу гипотезы о его близком родстве с высшей саксонской знатью (Althoff 1978. S. 268-282). О личности Адальберта см.: Назаренко 1993. С. 102-103.

25. Похоже, что Адальберт, как и Либуций, был протеже архиепископа Вильгельма.

26. Адальберт был явно недоволен своим назначением. Возможно, миссионерство воспринималось им в качестве занятия несовместимого с образом жизни реформированного монашества. Напомним, что миссионерские планы Бруно Кверфуртского (см. Бруно Кверфуртский) ок. 1000 г. стоили ему размолвки с его кумиром – активным поборником монастырской реформы и пустынножителем блаж. Ромуальдом из Камальдоли (Wenskus 1956. S. 134-136).

27. Адальберт не сообщает никаких подробностей своей поездки на Русь: ни об обстоятельствах пребывания в Киеве, ни о пути туда и обратно. Это и неудивительно ввиду его неудачи. Но если учесть свидетельство Бруно Кверфуртского, что по пути на Русь Адальберт проезжал через Либице (столицу княжества Славниковцев к востоку от Праги) (Brun. Vita Adalb. 4. P. 5), то становится ясно: миссионер двигался по известному пути Регенсбург – Прага – Краков – Киев (см. Баварский географ, введение; Раффельштеттенский таможенный устав, примеч. 13). Ср. косвенные указания на то, что рукоположен Адальберт был именно в Регенсбурге (Назаренко 1993. С. 126. Коммент. 28).

28. На 2 февраля приходится праздник Сретения Господня, т.е. принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

29. Иоанн XII.

30. Отсюда, как и из оброненного выше замечания, что просьба послов Ольги была «притворной», видно, что прием Адальберта в Киеве не соответствовал ожидавшемуся. Тому могут быть две причины: переход власти на Руси к Святославу, который не выказывал интереса к крещению, или/и урегулирование русско-византийских противоречий (см. примеч. 12) после смерти в конце 959 г. императора Константина VII (Назаренко 1993. С. 128-129. Коммент. 34).

31. Поскольку Адальберт не связывает эти опасности с действиями киевских властей, речь, видимо, идет о каком-то дорожном происшествии.

32. Сын Оттона I Оттон II (германский император в 973-983 гг.) был коронован в мае 961 г. и назначен отцом правителем государства (под опекой майнцского архиепископа Вильгельма) на время итальянского похода Оттона I.

33. 965 г. (см. примеч. 14).

34. Лотарингия – историческое название земель к западу от Рейна, от Бургундии на юге до Северного моря, некогда (по Мерсенскому договору 855 г.) доставшихся среднему сыну франкского императора Лотаря I Лотарю II. Кёльн был митрополией Нижней Лотарингии.

35. Древнего монастыря в междуречье Рейна и Мозеля. Эрканберт умер 9 февраля.

36. Интересно, что с назначением Адальберта в 968 г. на магдебургскую кафедру (см. Грамота Оттона I об учреждении магдебургской архиепископии) Вайсенбургский монастырь, расцвет которого как раз и приходится на вторую половину X в., отошел под юрисдикцию Магдебурга.

(пер. А. В. Назаренко)
Текст воспроизведен по изданию: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия, Том 4. Западноевропейские источники. М. Русский фонд содействия образованию и науке. 2010

© текст - Назаренко А. В. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Рогожин А. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский фонд содействия образованию и науке. 2010