Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ПРОКОПИЙ ПРАЖСКИЙ

ХРОНИКА

CHRONICON PROKOPII NOTARII PRAGENSIS

Из тршебоньской (нем. название - Виттингау) рукописи.

Inscr: (Crux de Telcz). MS. Trebon. A. 16. fol. 224-232.

Начинается хроника господина Прокопа, нотария Нового города Праги. 1476 г.

Во имя святейшей и неделимой Троицы. Дабы призвав прежде всего её помощь, без которой невозможно успешно начать никакое дело 1, я при поддержке её предобрейшей милости мог хорошо начать, ещё лучше продолжить и наилучшим образом завершить это сочинение. Аминь. *Хотя при созерцании столь многочисленных и широко распространённых в настоящее время бедствий в некогда счастливом и славном королевстве Чехии и того, как оно истощается и разоряется от внутренней вражды и всюду проникающего несогласия, у меня цепенеют чувства и ум мой, поддаваясь печали, теряет силу, всё же, чтобы будущее поколение чешского народа не получило неверных сведений об этом ужасном, более того, чудовищном бедствии и не скатилось по безрассудной беспечности к такому же или к ещё худшему, но, в особенности же, ради сохранения, укрепления и утверждения незапятнанной католической истины, послушания святейшему римскому апостольскому престолу, единства и согласия в таинстве причастия и в обрядах церкви, я счёл нужным честно вверить в письменном виде настоящей книге всё, что я достоверно узнал при помощи глаз и ушей* 2.

В правление светлейшего короля Вацлава IV 3, сына божественной памяти императора Карла 4, который украсил Чешское королевство христианским культом, основал монастыри и церкви, заново насадил Новый город Праги и по распоряжению верховного понтифика позаботился выставлять в нём имперские реликвии, в этот город каждый год стекался народ почти со всего христианского мира ради отпущения грехов и получения индульгенций, согласно пророчеству Либуше, и всё королевство вместе с соседними провинциями пребывало в мире; христианская религия в нём в высшей степени процветала, а золота, серебра, хлеба, плодов и всех продуктов питания было в изобилии и всё недорого стоило; священников, прелатов, каноников, аббатов, монахинь и прочих плебанов, викариев, суппозиторов Пражского университета и простого люда было как бы несметное количество, так что вся земля была озарена божественным блеском, дивной набожностью и сердечным согласием. И вот, вскоре, по наущению дурных людей, внезапно и быстро произошла резкая перемена к худшему в божественном культе, христианской вере, мире и благоденствии, а также в согласии среди близких, при величайшей опасности для душ, тел и средств. Произошло же это таким образом.

Некие люди привезли из Англии в Чехию книги Иоанна Виклифа, осуждённого церковью, и лживо приписали ему один трактат: имя некоего магистра, который признан в этом трактате католиком, было убрано и вписано имя Иоанна Виклифа. Этот трактат просмотрели и, хотя он был грубой подделкой, как [признал] и один из тех, кто его привёз, сообщив впоследствии в момент смерти, что не имел более тяжкого греха, чем то, что он подделал этот трактат, удалив имя того магистра, с которым он был дан ему в подтверждение университетом, и вписав имя Иоанна Виклифа, всё же магистр Ян Гус и Якубек вместе с прочими, считая его истинным, защищали книги Иоанна Виклифа против церкви, которые архиепископ Зденек сжёг и запретил всем иметь их у себя и читать под угрозой отлучения, и прибавили некоторые ядовитые мысли, возражая на кафедрах коллегии католикам, которые их осуждали. Таким образом они восстали против верховного понтифика и против послушания католической церкви и, хотя доктора на достаточном количестве примеров из священных канонов и на основании Священного писания доказывали им противное, они не отступили от своего превратного мнения.

Когда это славное Чешское королевство с самого принятия веры постоянно упорствовало при поддержке Божьей милости в послушании апостольскому престолу и святейшей римской и вселенской церкви, оно всё больше прирастало в благах духовных и земных, так что заимело уже Карла, римского императора, славнейшего короля, который расширил город Прагу, а именно, основал на протяжении короткого времени Новый город и в нём – шесть монастырей; культ Божий ширился во всём королевстве, а именно так, что в Пражской церкви были архиепископ и 500 прелатов, а в Вышеградской церкви – патриарх, настоятель, декан и 350 священников; множество школяров днём и ночью весьма набожно служили Господу Богу в других церквях и монастырях; в городе Праге и в прочих городах и деревнях выставляли имперские реликвии, для лицезрения которых стекался народ почти со всего христианского мира, согласно пророчеству Либуше; студентов, магистров и докторов в Пражском университете было 36 000; в королевстве было много хорошо наделённых монастырей, от которых бедняки имели щедрое пропитание; во многих деревнях также были школы; число деревень (nñd) …

И при этом всём средств для питания, одевания и содержания тел было в изобилии, и бароны, рыцари, вассалы, горожане, крестьяне, торговцы, ремесленники и разные ведущие мастера – все честно жили на свои доходы, воздавая каждому своё, щедро жалуя милостыню во имя Бога священникам и беднякам, окружая большой любовью себя и пришлых, а именно так, что вся земля, словно цветущий край, была приятна и мила благодаря достойному и приятному в ней проживанию и для местных жителей, и для пришлых; ибо всё необходимое продавалось по низкой цене, хотя людей было огромное множество, и королевство наслаждалось приятнейшим миром в себе и с соседними провинциями, … (на полях) и не было храма более богатого, чем чешский. Храмы, устремлённые в небо, весьма просторные и весьма величественные, были дивным образом покрыты каменными сводами; алтари, поставленные на возвышении, полнились золотом и серебром, которыми были обрамлены мощи святых, ризы священников – покрыты жемчугами, всюду – богатое убранство и драгоценнейшая утварь; окна – с высокими, огромными и замечательными стёклами.

Но вот – увы! и ах! – поскольку ничто не прочно под солнцем, вскоре внезапным образом произошла резкая перемена к худшему в божественном культе, христианской вере, мире и благоденствии душ и тел, а также в согласии среди близких. Об этом [строки] поэта: Как близко в радостных делах крушение и легко падение, никто не может знать 5; ибо всё, что есть у людей, подвешено на тонкой нити, и то, что было прочным, рушится внезапным падением 6. Так что тому, кто находится в наилучшем положении, всегда следует остерегаться дурного, ибо времена меняются, и люди наглеют 7. Так, при короле Вацлаве, всего лишь на нашей памяти, когда ему было около 50 лет, возникло пагубное безумие виклифистов, о происхождении и развитии которого хочется рассказать в этом месте. Император Карл, король Чехии, отец названного короля Вацлава, с согласия папы и по его распоряжению основал Пражский университет наподобие Парижского университета. С самого начала его и до того времени в Пражскую школу или университет приходили немцы. Когда же чехи преуспели уже в искусствах и науках, они пожелали иметь два голоса, дабы прочие нации имели третий, как было утверждено в привилегии Карла; из-за этого они стали спорить с немцами. Один из них, муж благородного рода, учившийся в английском городе Оксфорде, познакомился с сочинением Иоанна Виклифа, которое называлось «О реальности универсалий»; весьма им восхищённый, он привёз с собой в Прагу экземпляры, среди которых вручил своей отчизне, словно драгоценное сокровище, многие книги о гражданском и каноническом праве, о церкви, о разных вопросах против духовенства, и, пропитавшись ядом Иоанна Виклифа и готовый сам причинять вред, изрыгнул тогда на своих сограждан то, что было прозванием его рода (звался же он «тухлой рыбой» 8), то есть зловонный яд, и вместе с другими, которые с ним были, подделал трактат, который был дан ему магистром, достойным мужем, славно и достохвально жившим в Оксфордском университете, убрав его имя и вписав имя Иоанна Виклифа; таким образом этот трактат подтверждал жизнь и заблуждения последнего. Когда же этот Виклиф был осуждён как еретик, чехи и многие магистры по прежнему признавали трактат истинным, хотя лучшие доктора и магистры сочли его ложным, как впоследствии признал и один из тех, которые привезли тот ложный трактат; в час смерти он сознался в этой подделке и обмане и в том, что не имеет на совести более тяжкого греха, чем тот, что он подделал такой трактат. Угодил же этот трактат с именем Иоанна, который он привёз, главным образом тем, которые питали ненависть к немцам, среди коих выделялся Иоанн Гус, родом из деревни Гусениц. Будучи острого ума и красноречив, он находил большое удовольствие в диспутах и любил иноземные взгляды; он весьма страстно воспринял учение виклифистов и начал донимать им немецких магистров, надеясь, что немцы будут таким образом посрамлены и покинут школу. Когда от короля Вацлава удалось добиться, чтобы Пражская гимназия управлялась наподобие Парижской, то это лишило немцев руководства школой, и по этой причине магистры и ученики немецкого происхождения, возмущённые, опровергнутые пражскими магистрами по поводу реальности универсалий, как томисты (ut terministae so m), будучи связаны клятвой, ушли однажды из Праги в количестве более 2000 и основали университет в Лейпциге, мейсенском городе, в трёх днях пути от Праги. Для чехов открылась возможность свободно управлять своей школой; их главой считался Ян Гус, бойкий на язык, безупречной жизни и славной репутации, который, считая, что достаточно поднаторел в вере, открыто излил яд, который уже давно тайно возымел, невзирая на заповедь Господа в Левите, что крыло 9 не должно отделяться мечом 10. Так всякий учёный не должен сеять из-за своей учёности секты в церкви Божьей; ибо часто случается, что учёные, приписывая мудрость себе, а не Богу, имеют привычку сеять расколы (как Ян Гус открыто излил яд, [который] уже давно тайно возымел, так и один богатый горожанин основал в городе Праге небезызвестный храм, который назвал Вифлеемским, придав доходы, за счёт которых два проповедника и …) и восставать против папы и вышестоящих прелатов, как Дафан и Авирон против Моисея, и так же, как Дафан и Авирон, пытаются взять кадильницу и огонь вопреки повелениям Божьим и плодят раскольников, которые ставят новый алтарь, ищут расколы, возобновляют крещение и попирают церкви; но как те погибли в земной пропасти, так и этих пусть накажет карающий гнев Божий. Что и произошло, как будет рассказано ниже. Текст от слов: «Один богатый горожанин основал» до: «Следуют статьи гуситов» ты найдёшь в «Хронике» Энея, то есть папы Пия 11.

Ибо когда в Чехии стало известно о том, что произошло в Констанце с Яном Гусом и Иеронимом, все их ученики и последователи, собравшись воедино, сперва освятили память умерших, а затем сложили [их] историю с гимнами, прозой и песнопениями и каждый год отмечают их праздник вплоть до настоящего времени; они сочинили для мирян песню на народном языке: «W naději bohží mistr Hus, Jan» 12, которую обычно поют в церквях и тавернах, а также школяры по домам в память [о них], и другие песни против папы и святой церкви Божьей. Между тем, из-за магистра из Есенице 13, доктора, почти на два года был наложен интердикт на всю Прагу, и богослужения совершались только в Пражском замке в праздник Пасхи, в праздник Троицы и в праздник Святого Духа; во все остальные дни богослужения не проводились. Так что верные католики вынуждены были ходить на богослужения за пределы Праги, в Псаржи, в Овенец, к Пресвятой Деве за Прагой, под Вышеград и в Бубны. Виклифисты насмехались над ними, говоря: «Na pes, na hownec, na buben».

Это отлучение было большим несчастьем для верных. Ибо Ченек из Велиша 14, тогдашний высочайший бургграф Пражского замка и опекун имений пана из Розы 15, нашёл некоего Германа, викарного епископа 16, который рукоположил в Липнице, замке этого Ченека, многих школяров, и те, заходя в Прагу и по разным местам королевства, причащали мирской люд под обоими видами, служили мессу и проповедовали на чешском языке. Множество народа начало приставать к ним, и таким образом из церквей изгоняли законных плебанов и исключительно миряне вводили туда своих священников; тот же Ченек разместил в своих имениях и в имениях пана из Розы этих священников, изгнав законных. Священник Тршко говорил о них: «Světili se na Lipnici, budú z nich kati, biřici» 17. Далее: «Čeněk kázal kněží světiti v Lipnici na hradě, učinilť jest šermici, nenie kto rozvadie, velikěť jest znamenie zemie zkaženie». Так и вышло; ибо эти священники того епископа, который их рукоположил, впоследствии же и утопили. А Ченек претерпел от них много зла; и сильно жалел, что удосужился их поставить, видя, как те впоследствии жгли церкви и убивали священников. – Они тотчас же разделились на секты, и одни стали причащать младенцев, другие – стариков, третьи – служить мессу на чешском, не давать поцелуй мира, не святить воду, не молиться за усопших, но богохульствовали, говоря: «Nechte, kněžie, requiem, zpravujte se zákonem» и пр. Тогда немцы из Дрездена, имевшие школу в Новом городе «У Чёрной Розы», в особенности же, Пётр, который убедил Якубка причащать народ чашей, носили дощечки с текстами против папы и с рисунками, где Христос [едет] на осле и апостолы следуют за ним босиком, а папа едет с кардиналами на мулах и в роскошных нарядах, и те говорят папе: «Вот, совсем другая жизнь!», и многие другие дощечки; таким образом они отвращали народ от послушания и расширяли свои секты, изгоняя тогда законных священников. Когда это происходило таким образом, король Вацлав велел арестовать 13 горожан из прихода святого Петра в Поржичах, которые изгнали законного плебана, господина Николая, крестоносца-госпитальера; мало того, одна женщина кидала камнями в его дом, так что он едва спасся от их рук и бежал из своего прихода в тамошний госпиталь возле церкви святого Петра; и прихожанами там был поставлен другой – виклифист; хотя до поры до времени этот плебан причащал католиков под одним видом возле малого алтаря, а виклифистский священник причащал мирской люд и женщин под двумя видами возле большого алтаря, они всё же, невзирая на это, постыдно изгнали его, а те 13 приходских горожан (…) были отпущены.

Уже почти все приходские церкви в Праге были захвачены виклифистскими священниками. Король приказал, чтобы законные священники были возвращены в свои приходы, что и было сделано; но приходские школы не пожелали снизойти [к этому], говоря: «Школы – наши; мы содержим школяров, а не плебаны». Таким образом законные плебаны взяли себе других школяров – своих собственных, которые имели гимназий в башнях и звонницах, но король по увещеванию виклифистских королевских советников дал виклифистам два монастыря, а именно, церковь Пресвятой Марии на Песках и монастырь святого Амвросия, и те служили там мессу, проповедовали и причащали народ, распевали чешские песни и сочиняли разные памфлеты против церкви и верных. Таким образом те и другие школяры расхаживали возле одной церкви tum sero recordatum, одни, распевая песни по латыни возле своих верных, другие – разные песнопения по-чешски возле виклифистов, ссорились друг с другом и дрались. Так что некий священник Сигизмунд даже убил во время словесного спора на кладбище святого Михаила в Опатовице одного мирянина виклифиста. Около дня св. Петра в Поржичах во время освящения школяры, прибывшие туда из Здераза, затеяли ссору с виклифистскими школярами из тамошней школы святого Петра; когда пекари погнались за ними, по звуку набата [примчавшись] на помощь школярам святого Петра, один здеразец, по имени Кржижко, убегая, принял за врага другого своего товарища, по имени Крал, который бежал следом за ним, и, пырнув его ножом в шею, убил; и тотчас же, как было сказано выше, тот плебан был изгнан и был введён виклифист.

Вот, мой чех, погляди здравомыслящим оком, сколько зла тогда произошло! Ибо всякая община, мало того, всякий дом разделился в себе; жена [была] против мужа и наоборот, отец против сына, челядь против хозяина. Ибо виклифисты служили мессу, сочиняя новые песнопения против церкви и католических обрядов, совращая простой люд, а католики, со своей стороны, [совершали] против них такое, о чём лучше умолчать. Король же смотрел на всё сквозь пальцы и, терпя обе партии, словно двурушный меч, позволял грабить, расхищать и сводить на нет церковное добро, о чём пелось: «Voxa Racek Kobyla, ta jsta sobě dobyla, aby kněžie lúpila, sama oběšena byla vedle pana Zaule». Король слышал и молчал, так как ему это нравилось. Ах, где правосудие? Совершаются грабежи, и нет заступника. Тогда виклифистские школяры вместе с их пресвитерами ходили в праздничные дни с юношами и прихожанами к святому Амвросию и в монастырь Пресвятой Девы на Песках, пели по-чешски и причащали. (Законные) же плебаны (проводили богослужения перед католиками) в своих (собственных церквях). Когда законные священники были введены по приказу короля в их собственные церкви и приходы, а их школяры – в школы, и виклифистские школяры были выгнаны оттуда, проповедником там был тогда некий священник Ян, монах-отступник из Желива, который проповедовал Апокалипсис и по своему глупому разумению ругал папу и церковь; собрав множество народа, он совершил крестный ход со Святыми дарами к церкви святого Стефана. Тамошний плебан, совершая богослужение, закрыл перед ними двери и не позволял открывать их. Те же, побуждаемые духом безумия, сломали церковные ворота, бросились внутрь и на школяров и, изгнав их, отняли у школяров и ректора [церковь]. Затем, приступив к ратуше Нового города, они при священнике, который стоял с причастием, выбросили из ратуши, с высоких окон, бургомистра, консулов и судью и убили их. Король Вацлав со своим двором находился в Новом замке, почти в одной миле от Праги, а камерарий королевства, который примчался с 300 рыцарями для подавления возмущения, когда увидел неистовство народа, опасаясь за свою жизнь, спасся бегством. Из-за этого всех верных в Праге охватил сильный страх. Ибо все и каждый в отдельности, как коренные жители Нового города Праги, так и недавно там поселившиеся, были призваны теми, которые убили названных консулов, явиться в ратушу со своим оружием под страхом смерти или изгнания из города. Поэтому многие католики, боясь, что им грозит смертельная опасность, бежали из города. А община виклифистов избрала себе четырёх капитанов вплоть до избрания будущих скабинов, и передала им печать и прочие знаки консульской власти. В те дни в ратуше Нового города день и ночь дежурило огромное множество вооружённых людей. Когда об этом сообщили королю Чехии, он пришёл в сильный гнев и, охваченный досадой и скорбью, задумал изгнать всех виклифистов или гуситов, но, особенно, священников. Однако, советники короля, сторонники виклифистов и приверженцы магистра Гуса, вместе со старейшинами Старого города начали вести переговоры о согласии между королём и общиной Нового города ради предотвращения многих бед. Итак, при согласии обеих сторон было, наконец, решено, что община Нового города смиренно извинится перед королём за преступление, которое она совершила, выбросив и постыдно убив назначенных им скабинов, а король утвердит новых скабинов, выбранных тогда самой этой общиной. Что и было сделано, как королю посоветовали виклифисты, дабы не погибнуть со всей своей сектой, как подобало бы.

Также в 1419 году Господнем священники, последователи магистра Яна Гуса и распространявшие причащение чашей среди простого народа, называемые тогда виклифистами или гуситами, вместе с народом обоего пола из разных частей королевства, как в книге 18

Он должен был написать сперва
Об ужасной смерти короля
19.

Тогда такие виклифистские школяры ходили в праздничные дни в монастырь Пресвятой Девы на Песках и в монастырь святого Амвросия вместе с их пресвитерами из пражских школ, с монахами (domicellis) и прихожанами, а также с мирским людом обоего пола, который они причащали под обоими видами, служа мессу по-чешски и распевая разные песни в угоду секте. Законные же плебаны проводили богослужения перед католиками в своих собственных церквях. И было тогда великое поругание веры и воззрений, и борьба в народе в городе Праге и в королевстве. Ибо виклифисты в своих речах ругали папу и прелатов и лживым лицемерием заманивали народ в свою секту. Ибо они говорили: «Нам, священникам, достаточно иметь для пропитания горох и немного мяса. И, если вы увидите священника, который едет на коне, то заберите у него коня и дайте ему посох». Но сами потом ели и поглощали мясо по пятницам и в сорокадневный пост, и ходили не с посохом, но на конях, и многолюдные толпы воров следовали за ними. Они также говорили, что нельзя жить в домах священников, ибо они построены посредством симонии, и разрушали церкви. Спустя малое время такие никуда не годные священники (sacerdotiunculi) захватили путём грабежа и насилия замки, города, местечки и деревни и завладели ими, как будет сказано позже. Вот, под овечьей шкурой оказались хищные волки!

В 1418 году Констанцский собор, принявший определённые постановления, объявивший декреты о католическом причастии досточтимого таинства и избравший нового папу, названного Мартином V 20, был распущен; в 1419 же году виклифистские священники, последователи магистра Яна Гуса, уже сожжённого, и распространявшие причащение чашей среди народа, вместе с простым людом обоего пола, и пр. (См. прочее у Лаврентия).

В это время, после сожжения магистра Яна Гуса, из-за того, что пан из Пржимды жестоко убил бедных крестьян, а также купцов, на Мясопуст 21 [его] вассалы и воры, игравшие до самой ночи в кости в таверне под этим замком Пржимдой, были схвачены подкоморием королевства Яном из Лесткова 22, приведены в Прагу и в понедельник после Reminiscere повешены на пражской виселице. Среди них на повешение были приведены три брата немца, шедшие впереди прочих и связанные: двое – вместе, а один – отдельно; они были повешены вместе с прочими 23 ворами, но четверо, которые были силой схвачены и уведены ими, были отпущены и избежали повешения. Это было сделано в понедельник после воскресенья Reminiscere 1416 г.

В будущем году в Прагу пришли цыгане, которые по виду и образу были предшественниками таборитов, оставив им свои отвратительные нравы. Между тем, из-за магистра из Есениц, доктора, почти на два года был наложен интердикт на всю Прагу, и пр.

Приложение.

Из древностей королевства Чехии MS.

В 1402 году Господнем между немецкими и чешскими магистрами произошёл спор по поводу буллы о крестовом походе против Владислава 23, короля Неаполя. Плебаны вместе с немцами её приняли и обнародовали со словами: «Нельзя судить или обсуждать послания господина папы, но следует им повиноваться». Магистры же Чехии сказали: «Булла эта не опирается на Священное писание», прибавив в своих словах: «Нельзя папе объявлять крестовый поход против христиан, если только те не отступили от веры». А магистр Ян Гус проповедовал против буллы и против пражских плебанов и прелатов, обличая перед народом их грехи. Из-за этого он был вызван в суд, но, подав апелляцию к будущему папе, не явился. За эту строптивость против него был вынесен приговор, и на всю Прагу несколько раз из-за него накладывали интердикт. Многие добрые люди из проповедников проповедовали против Гуса, и мирской люд возражал им в церкви, ибо они примкнули к Гусу; и так вышло, что духовенство и народ в Праге разделились.

В 1407 году Господнем немецкие магистры со своими студентами ушли из Чехии, так как не пожелали посреди чехов отказываться от пожалований и бенефициев; уйдя оттуда, они смутили чехов, объявив их еретиками по всем землям, по которым рассеялись, но в дороге многие из них, когда уходили из Чехии, были ограблены и избиты.

В 1408 году Господнем для усугубления зла архиепископом в Чешской земле стал чужеземец, по имени Конрад 24, немец и невежда, который был также камерарием страны, муж склонный к кровавому правосудию. Он был для духовенства не покровителем, но грабителем, ибо отнял у Пражского епископства все земные блага и передал их за службу светским рыцарям, а прочее попусту тратил и проматывал с гистрионами и пр. И, поскольку он путём симонии приобрёл епископство у магистра Альбика 25, лекаря, которому дал за него много денег, то не имел ни процветания, ни счастья. В этом же году каноников и плебанов в Праге и вокруг неё с согласия короля Вацлава грабили, избивали и обзывали распутниками.

В 1409 году Господнем по распоряжению короля Вацлава по всей Чешской земле произошло испытание плебанов рукой мирян, и те никоим образом не прошли мимо монастырей. Тогда были ограблены все плебаны; некоторые были разным образом посрамлены, пленены и приведены в центр города; их голыми водили вместе с женщинами, вымазали в грязи, бросили в воду, а затем со стыдом изгнали из города. Тогда прекратилось уважение к духовенству, а тех из мирян, кто возражал против подобного, тотчас же лишали имущества и выгоняли из города.

В 1416 году Господнем в Констанце состоялся собор. Там вышеназванный Гус появился под охранной грамотой короля Сигизмунда, желая иметь возможность быть выслушанным для диспута по поводу выдвинутых против него статей. И, поскольку он не пожелал подчиниться повелениям князей и докторов, он был сожжён, а вслед за ним и магистр Иероним. В этом же году магистр Якубек вместе с немецкими магистрами из Дрездена начал причащать под обоими видами мирской люд вопреки обычаю римской церкви и вопреки предписанию Констанцского собора. Тогда многие из простодушных священников примкнули к нему, так что разойдясь по всей стране, причащали народ под обоими видами, заявляя в проповедях, что древние священники якобы украли это таинство. Тогда же и младенцев в крещении он причащал кровью и телом Христовым, а о прочих таинствах не заботился, и пр.

В 1418 году Господнем и в последующие Господь поразил страну четырьмя грозными ударами, через которые хотел сообщить народу этой страны о грядущих бедствиях, которые должны были случиться; но те перенесли их без понимания и предусмотрительности. Первым ударом было то, что мушки, имевшие на себе знак креста, которые никогда раньше не появлялись, изгрызли горох в Чешской земле. Эти мушки означали, что Иисус Христос будет распят народом этой страны в теле своём при причащении и должен будет быть попран и презрен в образе своём и своих святых, как те мушки в горохе, о чём говорилось в Чехии, ибо они бросали на землю и попирали тело Христово. Или эти мушки означали крестоносцев – то, что чужой народ, имевший на себе знак креста, придёт в эту землю и перебьёт и подавит народ, как то и произошло, ибо с Рейна, из приморских земель и с четырёх концов земли они пришли в Чехию и многих убили возле Жатца и Моста. Второй удар был в следующем году, а именно, суровая зима, которая погубила все озимые посевы; но после этой зимы новые посевы уродились в немалом изобилии. Эта зима означала ужасную порочность этих людей, которые, словно никогда не зажигались верой, надеждой и любовью Христовой и не были просвещены знанием истины, сделавшись злодеями и холодными гонителями Бога, закона Христова и Его святых. О если бы взошли новые посевы, дабы они обратились к покаянию. Третий удар был в скотине, так как во всех частях страны овцы гибли, поражённые паршой; это – заразная болезнь и означала она ересь в этой стране; ибо сперва испортились священники, а затем – овцы, то есть простодушные миряне; многие в ней так и погибли, и она до сих пор мало-помалу распространяется и издаёт зловоние в этой стране. Блажен ты, не затронутый ею. …


Комментарии

1. Боэций, Утешение философией, III, 9, 33.

2. *-* Лаврентий из Бржезовой, Предисловие.

3. Вацлав IV (р. 1361 г. 26 февр. ум. 1419 г. 16 авг.) – сын Карла IV, король Чехии в 1378-1419 гг., король Германии и император в 1378-1400 гг.

4. Карл IV (р. 1316 г. 14 мая. ум. 1378 г. 29 нояб.) – сын Иоанна I, король Чехии и Германии в 1346-1378 гг., император с 1355 г.

5. Нигелл Вирекер, Зерцало глупцов, 827 – 828.

6. Овидий, Письма с Понта, IV, 3, 35 – 36.

7. Деяния римлян, 20 (57).

8. Имеется в виду Микулаш Фаульфиш (его фамилия в переводе с немецкого означает «тухлая рыба»).

9. В оригинале: «a stella» вместо «ascellas».

10. Левит, 1, 17.

11. Энея Сильвия Пикколомини, ставшего впоследствии папой Пием II.

12. Т.е. «В надежде на Бога магистр Ян Гус».

13. Яна из Есенице.

14. Ченек из Вартенберга (ум. 1425 г. 17 сент.). Был высочайшим бургграфом Пражского замка (града) в 1414-1420 гг.

15. Олдржиха II из Рожмберка (ум. 1462 г. 28 апр.).

16. Титулярного епископа Никопольского.

17. «Рукополагались в Липнице; будут из них палачи, прислужники».

18. Т.е. Лаврентия из Бржезовой.

19. Написано рукой Crucis de Telc.

20. Мартин V (Оддоне Колонна) – римский папа с 11 ноября 1417 г. по 20 февраля 1431 г.

21. 3 марта.

22. Ян из Лесткова (ум. 1429 г. 19 авг.) был подкоморием королевства Чехии в 1415-1417 гг.

23. Владислав I (р. 1377 г. ум. 1414 г. 6 авг.) – сын Карла III и Маргариты Дураццо, король Неаполя в 1386-1414 гг.

24. Конрад из Вехты (ум. 1431 г. 24 дек.) – архиепископ Пражский в 1412-1421 гг. До этого – епископ Оломоуцкий в 1408-1413 гг.

25. Сигизмунда Альбика (ум. 1427 г. 23 июля), который был архиепископом Пражским в 1411-1412 гг.

Текст воспроизведен по изданию: Chronicon Prokopii notarii Pragensis. Geschichtsschreiber der Husitischen Bewegung in Boehmen. Bd. 2 (Fontes Rerum Austriacarum. Oesterreichische Geschichtsquellen. Erste Abteilung. Scriptores). Wien. 1856

© сетевая версия - Тhietmar. 2021
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2021
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Fontes Rerum Austriacarum. 1856