Глава 587

Далее, перед ним двигались Девятеро Достойных 1 и вкупе с ними Девятеро Достойных Дам, и далее великое множество рыцарей и оруженосцев, и среди прочих Гильом, прозванный Пастушком 2, каковой имел обыкновение показывать свои раны, словно Св. Франциск, как о том было сказано ранее, при том, что сейчас ему было весьма нерадостно, ибо его связали добрыми веревками как преступника.


Комментарии

1. Девятеро Достойных в традиции Средневековья — девять персонажей (реальных и мифических) представляющих собой персонифицированные идеалы эпохи. Полагается, что традицию эту начал поэт Жак де Лонгийон своей поэмой «Обеты павлина» (1340 г.). Из этих девяти выделяли «троих благородных язычников» (Цезаря, Гектора, Александра), троих великих рыцарей христианства (Карла Великого. Короля Артура, и Готфрида Бульонского), а также троих «честных иудеев» (Иисуса Навина, Иуду Маккавея и наконец, царя Давида). Уже в конце XIV в. к ним (справедливости ради) добавилось «Девять Достойных Дам», список которых никогда не был однозначно установлен и менялся в зависимости от личных вкусов того или иного поэта или властителя. В частности, Ганс Бургкмайр в начале следующего XVI в. относил к их числу троих римлянок: Лукрецию, Ветурию, Вергинию, троих женских персонажей Ветхого Завета — Юдифь, Иаиль, Эсфирь, и троих святых христианок: св. Елену, св. Бригитту Шведскую и св. Елизавету Венгерскую. В данном случае непонятно, шла ли речь об изображениях, или в костюмах Девяти Достойных выступали живые люди.

2. Юродивый ставленник Реньо де Шартра, канцлера Франции, призванный заменить погибшую Жанну. См. также главу 581.