Глава 508

Далее на VI день июня-месяца сказанного же тысяча IIIIc XXIX года,в Обервилье 1 родилось двое детей, составлявших вместе единое тело 2, это воистину так, ибо мне случилось видеть их и держать их в собственных руках, у них же, было, извольте видеть, две головы, четыре руки, две шеи, четыре ноги и четыре ступни, при том, что живот и пупок были у них один на обоих, а также у них имелись две головы 3 и две спины. Их же окрестили, и они же прожили на этом свете три дня, дабы парижский народ имел возможность увидеть столь великое чудо, и как то доподлинно известно, Х тысяч человек, равно мужчин и женщин, сумело таковых увидеть; по милости Господа Нашего, мать их сумела разрешиться от бремени, оставшись при том живой и здоровой 4. Они же появились на свет около VII часов утра 5, и были крещены в приходской церкви Сен-Кристоф, правую же из них нарекли Агнессой, левую – Жанной, отцом же им был Жан Дискре, а матерью – Жилетта, и после крещения они прожили еще час 6.


Комментарии

1. Городок по соседству с Парижем.

2. Речь идет о сиамских близнецах. В Римской копии «Дневника» на этой странице находится схематический рисунок, изображающий новорожденных сестер.

3. Так в подлинном тексте.

4. В Средние века тяжелые роды не раз заканчивались смертью матери или новорожденного, а порой их обоих.

5. Во времена Горожанина, Франция знала два счета времени: церковный (часы отсчитывались от рассвета, и чаще всего обозначались по имени той или иной молитвы, которую полагалось читать в соответствующее время, напр. «час терции» или «час ноны». Если молитва не обозначена (как в данном конкретном случае), речь скорее всего идет о т.н. «королевском времени», не отличавшемся от нынешнего. Королевское время регулировалось башенными часами на парижском Дворце Правосудия, отбивавшим каждую четверть часа. Кстати говоря, часы эти существуют и поныне, хотя несколько реставрированы в последующие времена.

6. Некрещенный младенец, в согласии с распространенным в Средние века воззрением, после смерти отправлялся в ад, посему представлялось необходимым как можно скорее окрестить малыша (в самых отчаянных случаях, матери дозволялось выполнить обряд самой, прочитав новорожденному символ веры, и нарисовав ему на лбу знак креста). То, что сестры умерли уже после крещения, полагалось особой милостью Господней, т.к. отныне их душам были открыты райские врата.