Глава 497

Далее, в IIII день апреля, в день Св. Амвросия, герцог бургундский возвратился в Париж в сопровождении весьма блестящей свиты, состоявшей из рыцарей и оруженосцев 1; VIII дней спустя после того, прибыл в Париж некий кордельер 2 именем брат Ришар, человек весьма великого благоразумия, весьма искушенный в богослужении, сеятель благой веры в среде ближних 3. Он же принялся за дело столь рьяным образом, что в скором времени трудно было поверить, что он явился лишь недавно, ибо столько времени, столько он провел в Париже, ни дня не проходило дабы он не произнес проповеди. Начало же сему положено было в субботу, на XVI день апреля, у Св. Женевьевы 4, в следующее же за тем воскресенье, и вследующую же за тем неделю, как то, в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу и воскресенье он же учил на кладбище Невинноубиенных 5, где начав таковую проповедь около V часов утра, вел ее до X или же XI часов утра, при том, что из раза в раз проповеди его приходило слушать от V до VI тысяч человек. Он же во время такового служения поднимался на подмост, высотой в полтора туаза 6, повернувшись спиной к оссуарию 7, лицом же к улице Шароннери 8, где обретается фреска, изображающая Пляску Смерти 9.


Комментарии

1. Он пробудет в столице с 4 по 20 апреля.

2. Кордельерами в Париже именовали монахов францисканского ордена.

3. Позднее его выдворят из столицы за приверженность к арманьякской партии. Брат Ришар, по всей видимости, был духовным отцом Жанны д’Арк, которую сопровождал во время кампании от Буржа (столицы Карла VII – короля в изгнании), до города коронации – Реймса.

4. Вероятно, речь идет о монастыря Св. Женевьевы Парижской.

5. Кладбище Невинноубиенных Младенцев в современном квартале Ле-Аль (1-й округ Парижа). Изначально предназначалось для нищих и младенцев умерших до крещения, позднее будет использовано для погребения многочисленных жертв эпидемии Черной Смерти.

6. Около 3 м.

7. Оссуарий на кладбище Невинноубиенных – штабель из черепов и костей, сложенный в подобие стены. В настоящее время (вместе с останками, вывезенными с других старинных кладбищ) перемещен в парижские катакомбы Томб-Иссуар.

8. Современная улица Феррронери.

9. Фреска, изображающая Смерть-скелет, увлекающая за собой в экстатическую пляску представителей всех сословий – мужчин и женщин. Этот мотив распространился после эпидемии Черной Смерти, чтобы постоянно напоминать верующим о быстротечности земного существования. Самая знаменитая фреска подобного рода в XV в. находилась на кладбище Невинноубиенных.