Глава 329

Далее, в сказанное же время король английский продолжал обретаться в окрестностях Мо, и там же встретил Рождество и Богоявление, его же люди наводнили Бри 1 из конца в конец, повсеместно грабя и опустошая страну, по вине же таковых а также тех, о ком сказано было ранее, по всей земле, невозможно стало ни пахать землю, ни сеять на ней хлеб. Вышеназванным сеньорам из раза в раз приносили жалобы на происходящее, они же в ответ хохотали и глумились над самими жалобщиками тем поощряя своих людей вершить еще худшее зло 2. Посему крестьяне в большинстве своем забросили пахоту, и словно бы потеряв голову от отчаяния, покидали жен и детей и говорили между собой: «Что же нам делать? Бросим все на поживу дьяволу, и не все ли равно, что с нами станет потом? Ибо сейчас как себя не поведи, хорошо ли дурно – все одно. Воистину, лучше жить под сарацин, нежели христиан, а посему, будем вершить зло, сколь то в наших силах, ведь от негодного правления и предателей у власти должно нам ждать едино смерти или же плена, посему, бросив жен и детей, скроемся в лесах будто одичавшие звери, ибо сказанная череда мучений 3 длится не год, и не два а уже четырнадцать, или даже пятнадцать лет, и большая часть французских сеньоров приняла смерть от меча или же яда, или по причине предательства, или же пала без покаяния 4, или же приняла злую смерть по причине иного насилия».


Комментарии

1. Графство Бри, город Мо был его столицей.

2. Судя по всему, здесь мы видим наглядное применение военной доктрины, изложенной в т.н. «Древе Сражений» Оноре де Бове. Смысл ее состоит в том, что не стоит штурмовать замок или крепость, жертвуя своими людьми, достаточно разорить окрестности, обрекая противника на голод, и он выйдет сам, чтобы защитить своих подданых.

3. В подлиннике «мучительная пляска» (dance douloureuse) – аллюзия на средневековое воплощение чумы – «Пляску Смерти».

4. Средневекового человека особенно страшила смерть без покаяния, обрекавшая душу на адские муки.