Глава 105

Далее, в сказанный же год тысяча IIIIc и XIIII сказанными же арманьяками, носящими перевязь, в праздник Обретения Мощей Св. Стефана, что на III день августа 1, основано было братство 2 Св. Лаврентия Белых Риз 3, они же заявляли, будто таковое братство состояло единственно из католиков 4, добрых и верных Господу, единому их сеньору, каковой день Св. Лаврентия пришелся на пятницу. В следующее же за тем воскресенье ими устроено было празднество в честь Св. Лаврентия, на каковом присутствовали IIIIc человек, все до единого носящие перевязь, при том что никто иной, будь то мужчина или женщина не осмелился в это время посетить сказанный монастырь или присутствовать на их празднестве, при том что несколько добропорядочных людей, каковые отправились в монастырь дабы вместе со своими друзьями присутствовать на празднике в честь Св. Лаврентия, каковой должен был состояться в воскресенье, весьма опасались за свое добро, ибо никоим образом не принадлежали к сказанной банде.


Комментарии

1. Первомученик Стефан был по легенде, побит камнями в Иерусалиме. Праздник Обретения (т.е. обнаружения) его нетленных мощей католиками отмечается 3 августа, православными – 15 сентября (или 28 по новому стилю).

2. Католическое братство всегда ставило перед собой цели постижения таинств христианской веры или совместного участия в благотворительных акциях. Основывалось, как правило, при монастырях, причем возглавлял его настоятель с разрешения местного епископа. Во времена Горожанина противостоявшие друг другу политические партии имели обыкновение принадлежать к единому братству.

3. Белый был геральдическим цветом арманьяков, и в то же время белыми были ризы августинских монахов, которым принадлежал в начале своего существование монастырь Св. Лаврентия; в то время как бургундцы избрали для себя алый крест Св. Андрея, и принадлежали к братству того же имени, избравшему для себя резиденцией монастырь Св. Евстафия.

4. Арманьяки и бургиньоны во время Великого Западного раскола поддерживали разных, враждующих между собой претендентов на папский престол. Противники, таким образом, оказывались с точки зрения арманьяков «схизматиками и еретиками». Бургундцы были того же мнения, что привело в конечном итоге, что духовенство, симпатизировавшее каждой из двух враждующих партий, отлучило другую от церкви.