ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О РУДНИКАХ И МЕТАЛЛАХ

КНИГА ШЕСТАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Люди воинственного племени, обитающего в рудных горах Свеаланда и Гёталанда, силою своего духа, телесной мощью и отвагой подобны гигантам и бойцам. Поэтому они заслуживают того, чтобы после гигантов и кулачных бойцов, был описан их образ жизни, какое оружие они употребляют, и какая разница между этими двумя породами людей. Но в какой последовательности делать такое описание будет определено позже, а пока следует сообщить о местах их обитания, то есть о горах, где живет этот народ. Горы те высоки, бесплодны и пустынны и единственно ценное, что содержат — это неисчерпаемые залежи руды, что позволяет обитателям обеспечивать себя всем необходимым для небедной жизни, а в случае противостояний с кем-либо из соседей, решать разногласия себе на пользу, ограничив продажу металла сопернику. При желании они могли бы получать и более, чем необходимо для обеспеченной жизни, объединившись для строгого обережения этих благословенных даров Природы, что они и делают. Этот героический народ не уступит ни дюйма своего как в случае столкновения с врагами, так и в противостоянии с природными бедствиями. О войнах будет сказано в последующих главах. Чужеземный писатель Альберт Кранц 93 свидетельствует, сколь сплоченно и отважно эти люди, именуемые далекарлийцами, выступают против врагов. Он вполне достоверно описывает их борьбу с датскими королями Христианом I и, особенно, Иоанном 94. И король Христиан II 95 на собственном опыте убедился, с какой силой и яростью сражаются они, когда был изгнан из Свеаланда и Гёталанда, поднявшихся в 1521 году по призыву короля Густава 96, и каких жертв это стоило, потому что король Христиан последовал дурным советам Иоанна. О тех бесчеловечностях и жестокостях 97, которые творились в северных краях, и которые я видел своими глазами, будет рассказано позже.

[Гл. 1-2 опущены]

06_03.jpg (35123 Byte)

Об ископании металлов

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Рудокопы, добывающие металл, подвергаются большой опасности, но не страшатся ее, а от самого входа внутрь горы они ставят многочисленные подпоры потолка в виде арок, чтобы обеспечить свою безопасность. Поимо этого, не очень надежного способа, рудокопы придумали и другой: они обвязываются веревками, спускаются вниз и там ломают руду или разрабатывают серебряные жилы, а это же устройство используют, чтобы поднимать добытое на поверхность, где все тщательно очищается при помощи огня и воды.

Обычно в верхних слоях добыча руды невелика и вряд ли может служить источником хорошего дохода, поэтому ясно без слов, что копатели стараются углубиться в недра горы, укрепляя своды все новыми более надежными колоннами. Они убеждены, что горные сокровища залегают на большой глубине, у самого подножия скал. Изыскания основываются на знании точных признаков залегания руды и требуют большого внимания и наблюдательности.

Таким образом, металлы, сваренные самой природой, могут добываться в большой массе, особенно медь и серебро. Но, как говорит Страбон в одной из притч 98: «Много кто желает добывать золото и серебро, ископая не сырую руду, а похищая сразу чистые металлы. И стараются поступать именно так, хотя сокровища скрыты за тысячью замков, и стерегут их хищные грифы или скифские муравьи 99». Но одно из подходящих к случаю изречений гласит: «Похищенное золото нуждается в охране железом». Наверное поэтому Плиний и говорит, что жизнь свою человек может провести в покое и блаженстве, довольствуясь простыми земными благами, если не возжаждет излишеств и роскошества. Золота и серебра в старые времена было несравненно больше, чем нынче, и тратили их тогда неизмеримо больше, чес сейчас, но на какие же чудовищные уловки и придумки подвигали людей жадность и тщеславие, чтобы удовлетворить пустые страсти. Стали находить забаву в том, чтобы любострастными изображениями украшать кубки и пить из непристойностей. Но такие пороки постепенно лишают человека разума, превращая его в расслабленное создание.

[Гл. 4 опущена]

 

О подъемных колесах, устройствах и опасностях для работников

ГЛАВА ПЯТАЯ

На этой картинке видно огромное колесо, точнее, подъемное устройство, вращаемое людьми или тягловыми животными внутри его. Рядом изображен человек, который спускается вглубь горы, прочно привязанный к веревке, и наполненная рудой или водой бочка, поднимаемая вверх на той же веревке. Здесь, как можно понять, изображен способ, которым рудокопы пользуются при добыче руды. Следует сказать также, что часто колесо по очереди вращают лошади или большие медведи 100, особенно тогда, когда нужно поднять или опустить тяжелый груз, если невозможно сделать это, двигаясь по тоннелям и лестницам.

Рудокопы, постоянно выполняющие трудную и тяжелую работу как под землей, так и на поверхности, все же являются людьми крепкими, и часто по своей воле идут на эту каторгу, совершив какое-либо преступление. Они безопасно живут в этих местах под защитой королевских привилегий 101, в противном случае им нужно было бы покинуть страну. Однако право вернуться в родные места они никогда не заработают. Рудокопы — отчаянное племя, они склонны к возмущениям и беспорядкам, к насилию и дракам, убийствам и тысячам других подобных преступлений, но вынуждены соблюдать установленный порядок — в противном случае их подстерегает множество опасностей и несчастий. Но эти буйные головы не страшатся ни обвалов каменных стен, ни смертельно вредоносных выделений из добываемой руды, ни удушающего воздуха копей, поэтому иногда судьба их бывает ужасна. Это чаще всего происходит, когда рудокопы работают без опаски и слишком поспешливо, чтобы пораньше выполнить урок. Такая работа является причиной обвалов, и работники либо мгновенно гибнут, раздавленные каменными глыбами, либо умирают жестокою смертью от голода и удушья, испытывая эти муки в течение нескольких дней. И если средств вызволить их из-под земли не остается, то обычно устанавливают памятный камень, на котором пишут число погибших рудокопов, будь то 30, 60, 100 или больше. Тем не менее, оставшиеся в живых не теряют своей неукротимости, словно произошедшее на их глазах несчастье нисколько не испугало их. А ведь достаточно одного легкого удара молотка, чтобы обрушить огромные каменные глыбы.

06_06.jpg (37116 Byte)

Об искусстве и мастерстве кузнецов

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Кузнецы, литейщики, токари — все люди, работающие с металлом — пользовались особым почетом во многих полночных королевствах и провинциях, а среди воинственных горцев Далекарлии и обитателей Хельсингланда, бывшего некогда славным королевством, можно встретить таких искусных и опытных кузнецов, равных которым не отыскать во всех северных областях. Искусно располагая движимые водой колеса, они умеют вытягивать сырой бесформенный материал в длину, превращая его в богатую металлом субстанцию. Таким образом, двигая и прилагая в нужном направлении силу такого устройства, можно за короткое время сделать огромную работу, приготовить нужный материал для медной посуды и железных инструментов и смастерить их. Выполняя такую работу, мастера имеют немалый прибыток. Кроме того, они изготовляют железные двери, оконные ставни и запоры, причем все соединяется так плотно, что найти хотя бы маленькую щель невозможно. Наверное, нигде во всей Европе подобной работы не найти.

По приказу папы Юлия III в Риме на виа Фламиниа была построена капелла Св. Андрея, украшенная железными решетками, фасад роскошного дворца, принадлежащего семейству Маттеи 102, также искусно изукрашен изделиями из железа и вызывает восхищение публики, но если бы все это изготовили северные мастера, восторг был бы гораздо больший.

Следует сказать, что такие мастера очень редко или даже никогда не изготовляли пыточные инструменты вроде ручных и ножных кандалов с острыми шипами и т. п. Подобные малопривлекательные товары в королевство, надеясь на прибыль, привозят германские торговцы. Среди этих приспособлений есть одно под название «Дева» 103, при помощи которого сжимают пальцы и дробят, причиняя нестерпимую боль, и хоть название само по себе прекрасно, но предмет этот и его назначение омерзительно. Не моя задача объяснять здесь причины применения «Девы», оставим это хранителям и толкователям законов, жалоб на их на рушение в северных королевствах достаточно, поэтому не стоит ввозить чужеземные пыточные приспособления, чтобы не увеличивать их число.

Но в то же время следует поведать об одной достойной сожаления вещи: властители некоторых лютеранских княжеств 104 на берегах Сарматского моря 105 любят и привечают опытных палачей, умеющих обращаться с железными пыточными приспособлениями, и печалятся, что доселе им были неизвестны эти чудовищные инструменты, причиняющие адскую боль человеческим существам. Душа содрогается при виде этих инструментов, ум человеческий отвращается от описания жестокостей ими причиняемых, и рождается мысль, что все это придумано не людьми, а исчадиями преисподней.

06_07.jpg (39962 Byte)

О выплавке металлов

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

В горах, где имеются богатейшие рудники различных металлов, мастера выплавляют и обрабатывают каждый металл– серебро, медь, железо — своим особым способом, превращая руду в металлическую массу. Для выплавки серебра нужно чистое пламя в сводчатой печи из прочного обожженного кирпича, чтобы превратить руду этого самого драгоценного из добываемых здесь металлов в мягкую текучую массу, которую выпускают по круглому или квадратному стоку, в формы, заданные мастером для изготовления того или иного предмета. Из выплавленного серебра обычно изготавливают столы, четырехугольной формы сиденья или военные щиты, прежде всего с целью показать королевское величие и богатство как обитателям подвластной страны, так и посланцам от других властителей, которым принято дарить серебряные вещи.

А для выплавки меди или бронзы нужна скрепленная металлическими обручами и канатами печь из глины и огарков с большим количеством мехов разных размеров для поддува и поддержания пламени внутри. Выплавленный металл выливается без специальных отводов прямо в формы, вырытые в земле под печью. Плавка производится быстрее и легче, если воздух поддувается снизу, от чего пламя становится более сильным, и находящийся в огне металл приобретает комковатые формы весом сто, двести, шестьсот или тысячу фунтов, а то и более, так что для его перевозки требуются целые корабли и специальные весы для взвешивания больших грузов.

[Гл. 8-9 опущены]

06_10.jpg (37275 Byte)

О бесах в рудниках

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

Как говорилось ранее, жители северных королевств получают большую помощь в работе от бесов и пользуются их услугами в скотных дворах и в рудниках, где они копают руду, дробят камень и, наполняя ведра или бочки, осторожно поднимают добытое на поверхность при помощи канатов и небольших подъемных приспособлений, устроенных ими. Перед людьми они показываются по своему желанию в виде призрачных теней любого облика, притворно ласковыми голосами и дружелюбным смехом они очаровывают людей, проделывая при этом разные бесовские трюки и пускаясь на всяческие хитрости, чтобы увлечь человека к погибели. И вот оказывается, что подпорки, держащие свод рудника, сломаны, падают каменные глыбы, разносится удушающий запах, лопаются канаты, люди падают вниз, ломая себе шеи и богохульствуя при этом, отчего все больше запутываются в смертельных бесовских сетях. Особенно часто такое случается в заброшенных, но богатых серебром копях, где можно добыть огромные сокровища, а в местностях, где находят много металла, существует шесть разновидностей бесов, гораздо более злых и хитрых, чем другие, им подобные, которые своими злобными проделками подвергают рудокопов большой опасности.

Немецкий писатель Мюнстер 106 высказывает свое мнение об этих духах, которые всяческими соблазнами причиняют людям большие убытки, а то и вовсе доводят до гибели: «Известно, что множество бесов устраивают свои логовища в копях и рудниках, причем одни не причиняют рудокопам никакого вреда, они просто бродят по рудничным подземельям, иногда бездельно, а иногда могут помочь рудокопу наломать руды, погрузить ее в бочки поднять на поверхность, и происходит это большей частью в серебряных копях. Другие же, наоборот — весьма зловредны и причиняют большие беды, как это произошло в Анненберге на руднике Розенкранц 107, когда двенадцать рудокопов погибло, а рудник пришлось оставить, несмотря на большое содержание серебра. Об этом мне поведал высокоученый и мудрый философ Георг Агрикола 108. Некогда римляне посылали приговоренных к смертной казни преступников в рудники, где они погибали от козней подземных бесов».

06_11.jpg (40222 Byte)

О молниях в рудных горах

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Обитатели рудоносных гор часто наблюдают удивительное влияние, которое оказывает на выделения из руды грозы и молнии: из копей, пещер и каверн поднимается густой плотный пар, покрывающий окрестности, раздается громкий шум и повсюду разносится невыносимое серное зловоние, возникающее одновременно с ударом молнии. Если же кто-нибудь окажется поблизости и вдохнет этот зловонный пар, то непременно заболеет трудноизлечимой болезнью и будет умирать от удушья, которое, однако, излечивается, , если заболевший быстро выпьет горячего пива с намешанным туда маслом. Исцелению и противостоянию болезням способствует скорее крепкое здоровье обитающих там людей, а не лекарские снадобья.

Иногда случается, что молния ударяет в скалы и обнажает сверкающие среброносные жилы, которые рано или поздно кто-либо обнаруживает и тем самым весьма приумножает свое состояние. В этих местах часто бушуют яростные грозы, сопровождаемые мощными смерчами, жертвами которых становятся стада на открытых пастбищах , что и не удивительно: подобное воздействие таинственных сил природы можно наблюдать и в других местах. Павел Диакон в кн. V, гл. XV 109 рассказывает, что в 640 году после Р. Х. стояли такие дождливые и грозовые погоды, которых не упомнит ни один человек, и несколько тысяч человек и неразумных тварей тогда погибли от ударов молний, а вот овощи, которые вырастать при таком дожде не могут, взошли в другое время, созрели, дали хороший урожай, который успели собрать. А кто интересуется воздействием молний на металлы и металлические изделия и хочет узнать больше об этом предмете, может обратиться к главе 13 первой книги этого труда.

06_12.jpg (44649 Byte)

О чеканке монет

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

В старые времена северные народы были более счастливы, чем нынче, потому что не знали денег, не жаждали их и жили честным обменом товара на товар. Следует сказать, что в самых отдаленных местностях на севере и доныне живут племена, не знающие денег и ведущие меновую торговлю, как в старину, оценивая вещи не в монетах, а в равнозначности товаров — дурное влияние стяжательства и сребролюбии их не коснулось. Но со временем для облегчения торговли наши праотцы придумали и стали употреблять, как деньги, кусочки кожи, которые в дальнейшем все чаще заменялись кусочками серебра и оценивались по весу, размеру и количеству. В течение многих столетий сокровища королевской казны у гётов и свеев приумножались, их стали хранить в крепостях под строгой охраной. Со временем в северных королевствах по примеру других стран стали ходить монеты не только из чистого серебра, но также из сплава серебра с медью, однако золотых монет не было, месторождения золота были еще не открыты, а Иов 110 говорит, что с севера исходит золото, а в наше время утверждают, будто король Густав 111 открыл золотые копи, и золото там стало цениться очень высоко. Золото начали ввозить в северные королевства во все места, кроме самых отдаленных северных провинций, потому что тамошние правители запретили это, оберегая простодушных обитателей от купеческих плутней, которые вместо золотых монет использовали блестящие кусочки латуни. Павел Диакон в книге III, гл. VI 112 повествует о том, как саксонские торговцы рассчитывались с лангобардами фальшивым золотом, но обман был раскрыт.

О наказаниях фальшивомонетчиков

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Среди племен Дальнего Севера не ходят монеты из чистого серебра, а равно из сплава серебра с медью, и причиною тому служит плутовство купцов из Московии, которые в точности уподобляются жадным до денег грекам, считая славным и выгодным делом обмануть соседа, всучив ему монету, сделанную из железа, олова или свинца. Однако подобный обман в этих местах не остается безнаказанным. Известен случай, когда московиты, набрав множество всяких нужных им товаров, рассчитались с простодушными местными продавцами большим количеством железных и свинцовых монет, которые ярко блестели, украшенные королевским ликом и гербом, за что королевские стражники наказали их с невиданной жестокостью. Они собрали все фальшивые монеты в округе, поместили их в раскаленную печь, а когда металл расплавился, бросили туда еще живых мошенников. Были случаи, когда пойманных на таком преступлении плутов топили в котле с кипящей водой или, облепив тело жулика его же фальшивыми монетами, привязывали его к высокому столбу и оставляли умирать мучительной смертью, как это произошло с одним юношей в 1500 году около города Норчёпинга в Восточной Гёталандии, и я видел все своими глазами. Все было проделано в соответствии со старинными законами и достойными похвалы обычаями тех мест, согласно которым право чеканить монету принадлежит королям, князьям и прелатам Святой Церкви, с тем, чтобы деньги содержали одинаковое количество металлов, в одинаковой пропорции и употреблялись для купли и продажи не только в полночных королевствах, но и в приморских германских городах, укрепляя взаимное доверие.

[Гл. 14-16 опущены]

06_17.jpg (41623 Byte)

О златокузнецах

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

Ранее уже было сказано о том, что горы Шведского королевства содержат неисчерпаемые запасы серебра, и о том, как его находят и извлекают из недр земли. Поэтому теперь следует рассказать, как используют серебро, как им злоупотребляют и что делают, чтобы этот благородный металл не остался неизвестным для тех, у кого его нет, или для тех, кто им владеет, но не знает, что с ним делать. Если мы обратим взгляд в прошлое, то увидим, какое изобилие золота, серебра и других драгоценных металлов вроде бронзы было тогда, как обильно украшали язычники драгоценными металлами изображения своих богомерзких идолов и безбожные храмы, какими роскошными были пиршественные залы царей и князей, даже детские колыбели и уздечки лошадей блистали золотыми и серебряными украшениями. Золотоносной руды было много, но количество золота стало уменьшаться вследствие больших потрясений: моровая язва, жестокие войны, голод и стихийные бедствия вызывали необычно большую смертность, и поиски новых золотых жил прекратились. У последующих поколений наряду с ненасытной жаждой золота сохранилась лишь память о том, что где-то на далеком Севере есть места, где добывалось много этого вожделенного металла. Я считаю, что в шведской меди находится довольно много золота — нередки случаи, когда медь, извлеченная из-под обломков перевозившего ее корабля снова продавалась и приносила большой доход, если тщательно очищалась на сильном огне. Я полагаю, что в этом искусстве особенно преуспели венгерские мастера, которые старательно обрабатывали медь, доводя ее до густой красноты, затем вковывали из нее тонкие пластины, которые продавали иностранным торговцам, а те перевозили ее по знаменитой реке Вистуле 113 через Польское королевство в принадлежащий прусскому герцогу стапельный город Данциг 114, где и распродавали ее мелкими партиями. Часть меди оставалась у венгерских ювелиров, которые известными только им тайными способами извлекали золото из меди и бронзы. Что же касается серебра, то наверное, ни в одной стране не продается и покупается столько прекрасных серебряных изделий, как в Свеаланде и Гёталанде. Едва ли там найдется хоть одна семья, которая не хранит или не обрабатывает серебро. Немалый доход приносит изготовление образов святых покровителей и хранителей страны, для изготовления дароносиц и ларцов также используется большое количество золота и серебра. То же можно сказать и об украшениях молодых женщин: для них изготовляют прекрасные тиары, которые они носят на головках, ожерелья, подвески, броши и кулоны на грудь, браслеты, цепи и кольца, которые им дарят родители, друзья и подруги. И так делают не без причины: подарок из серебра хранится всю жизнь и даже переходит к потомкам, в отличие от шелковых платьев, которые быстро становятся пищей для моли. В старые времена знатные люди обычно украшали серебром свои пояса, за что и получили прозвище «сребропоясников», одежду же застегивали серебряными пуговицами. Хвосты лошадей украшали маленькими серебряными колокольчиками, чтобы встречные, услышав звон, немедленно уступали дорогу. Кроме того, серебряными изделиями украшались подковы, стремена, уздечки, нагрудники и другие предметы упряжи.

[Гл. 18-19 опущены]

06_20.jpg (41522 Byte)

О кожевниках и разных кожах

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Многие удивляются, как могут жить люди на севере среди ужасных холодов, описанных мною в 19 главе первой книги, и этот вопрос я слышу на протяжении тридцати лет моей жизни в Италии. Особенно поражаются этому жители Эфиопии и Индии, обитающие в таком жарком климате, что даже одежда из пестрых перьев попугая им кажется тяжелой и слишком теплой. Ответ на такой вопрос может быть один: природа — мать всего сущего, и не создает ничего избыточного или недостаточного, и нет никакого сомнения в том, что она же и обеспечивает свои творения всем необходимым. Индийцы пользуются разнопестрыми одеяниями из перьев больше для украшения, чем для надобности, а вот скифы носят мохнатую кожаную одежду для своего удобства. Мы не вольны превосходить те границы, которые установила для нас мудрая мать-природа, наделив южные страны нестерпимой жарой, а страны у арктического полюса — такими же труднопереносимыми холодами, льдами и снежными бурями. Но она же в изобилии даровала обитателям севера деревья — недорогое топливо и шкуры таких животных как барсуки, белки, бобры, волки, выдры, горностаи, зайцы, зубры, козы, косули, куницы, лесные коты, лисы, лоси, овцы, олени, онагры, росомахи, рыси, соболи, телята, тюлени, ягнята. Опытные кожевники умеют так мастерски сшить одежду из шкур разных животных, что она своим видом радует глаза, а ласковой мягкостью и теплом – тело. Но при покупке меховых одежд и изделий из кожи нужно быть очень осторожным, о чем будет сказано в следующей главе.

О том, как распознать подделку

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Покупая шкурки соболей, куниц, горностаев, бобров рысей и выдр, следует быть очень внимательным и тщательно осматривать товар, потому что иногда покупателю приходится горько сожалеть, когда приобретенные шкурки вдруг изменяют цвет. Существует две породы белок, одни живут в северных горах, они белого или сервато-голубого цвета, схожего с легкой небесной синевой. Их шкурки подделывают, припудривая истолченным мелом другие, более дешевые шкурки. Белки другой породы живут на юге, их шкурки подделывают при помощи того же мела, смешанного с черной сажей. Шкурки соболей и куниц выдерживают в смолистом дыму, чтобы мех стал темнее и гуще. Поэтому и продавать их стараются только в сумерках или при облачной погоде, и никогда при ярком солнечном свете. Таким же образом подделывают шкурки бобров и выдр. Но обнаружить подделку можно легко при помощи куска белого полотна, если потереть им предлагаемую к продаже шкурку — белое полотно почернеет. Посыпанный белым меловым порошком горностай выглядит белее натурального, и если осторожно потереть шкурку куском черной ткани , она побелеет, и подделка обнаружится. В таких случаях покупателю нужен хорошее освещение и зоркий глаз, чтобы распознать подобные хитрые уловки и избежать обмана.

КОНЕЦ ШЕСТОЙ КНИГИ


Комментарии

93. Имеется в виду исторический труд «Chronica Regnorum Agri lonarium Daniae, Suetiae, Norvegia» Альберта Кранца (1448-1517), где он подробно и достоверно описывает жестокое противостояние шведов и датчан. В русском научном обиходе эта работа называется «Хроника северных государств»

94. Датский король Иоанн — король Дании, Швеции и Норвегии, сын Христиана I, род. в 1455 г., царствовал с 1481 по 1513 г. В Дании, когда он вступил на престол, никто не оказывал ему сопротивления, но в Норвегии и Швеции стали обнаруживаться враждебные унии тенденции. В Швеции поднялось восстание против нового короля. Потребовалось 14 лет искусных дипломатических интриг и войн, чтобы заставить шведов присягнуть королю Иоанну. Покорить шведов оказалось решительно невозможным, так как сторону их держали ганзейские города. В 1512 г. шведы обещали королю покорность, согласились даже уплатить ему денежную контрибуцию, но этого обещания не сдержали: Христиану II пришлось снова начать с ними войну. Особенно упорно боролись против датчан жители Далекарлии.

95. Христиан II (Кристиан II) — датский король, годы жизни: 1481-1559; годы правления: Дания: 22 июля 1513-20 января 1523; Норвегия: 22 июля 1513-20 января 1523; Швеция: 1 ноября 1520 - август 1521. 1 ноября 1520 г. В Швеции получил кличку Тиран.

96. Король Густав — имеется в виду король Густав Васа. Годы жизни: 12 мая 1496 -29 сентября 1560; годы правления: 6 июня 1523-29 сентября 1560. 2 ноября 1518 г. будущий король попал в плен к датчанам, но сумел бежать. В 1520 г. Густав пробрался в Далекарлию. на северо-западе Швеции. Согласно легенде, спасаясь от датчан, он преодолел на лыжах около 90 км между городами Селен и Мора, и в память об этом начиная с 1922 г. проводится знаменитый лыжный марафон "Вазалоппет". В августе 1521 г. восставшие жители Далекарлии избрали его регентом Швеции. Через два года датчане были изгнаны из Швеции. 6 июня 1523 г. Густав Эрикссон Васа был коронован королем Швеции. Этот день впоследствии стал в Швеции государственным праздником. Затем армия Густава осадила Стокгольм, и 24 июня столица была взята.

97. О бесчеловечностях и жестокостях — 1 ноября 1520 г. Христиан был провозглашен королем Швеции при условии сохранения возможности шведам избрать себе нового короля в дальнейшем. 4 ноября Христиан был помазан и дал традиционную присягу соблюдать старые шведские законы и править через своих наместников из числа коренных жителей. Следующие три дня были посвящены пирам, но 7 ноября началось "развлечение" иного рода. Вечером Христиан вызвал к себе нескольких командиров, и после недолго совещания шеренги датских солдат с факелами и фонарями ворвались в зал, где шло пиршество, и вывели оттуда несколько человек. Оставшиеся в зале люди на следующий день были объявлены еретиками и приговорены к смерти. Казни начались в 12 часов ночи и продолжались весь следующий день. Всего было лишено жизни около 82 человек. Но Христиану показалось недостаточным расправиться с живыми, и он решил поглумиться над мертвыми. Были извлечены из земли и сожжены тела Стена Стуре и его маленького ребенка. Эта расправа над шведскими патриотами вошла в историю как "Стокгольмская Кровавая Баня". Поэтому Христиана II в Швеции прозвали "Тираном".

98. У Страбона нет такой притчи. Он пишет: Под этим плоскогорьем находятся золотые рудники, где рудокопами — муравьи, животные величиной не меньше лисиц; они отличаются необычайной быстротой и живут ловлей зверей. Зимой это животное копает землю и собирает ее в кучи у входов в норы подобно кротам. Это — золотой песок, требующий только незначительной плавки. Соседние жители тайком приезжают за этим песком на вьючных животных; если это происходит открыто, то муравьи упорно борются с ними и преследуют бегущих; настигнув людей, они убивают их вместе с вьючными животными. Для того чтобы муравьи их не заметили, похитители разбрасывают в разных местах куски мяса диких зверей и, когда муравьи разбегаются за добычей, уносят золотой песок. (География, XV:1-44 Перевод Г. А. Стратановского)

99. Скифские муравьи, или золотодобывающие муравьи. О них впервые рассказывает Геродот в книге «Талия» , третьей книге своей «Истории. Потом этот рассказ неоднократно повторялся как в древности, так и в средние века. Геродот же писал: «102. Другие индийские племена, напротив, обитают вблизи области Пактики и ее главного города Каспатира севернее прочих индийцев. По своему образу жизни они приближаются к бактрийцам. Это самое воинственное из индийских племен, и они уже умеют добывать золото. В их земле есть песчаная пустыня, и в песках ее водятся муравьи величиной почти с собаку, но меньше лисицы. Несколько таких муравьев, пойманных на охоте, есть у персидского царя. Муравьи эти роют себе норы под землей и выбрасывают оттуда наружу песок, так же как это делают и муравьи в Элладе, с которыми они очень схожи видом. Вырытый же ими песок — золотоносный, и за ним-то индийцы и отправляются в пустыню. Для этого каждый запрягает в ярмо трех верблюдов, по бокам — верблюдов-самцов, которые бегут рядом, как пристяжные, а в середине — самку-верблюдицу. На нее они и садятся, выбирая преимущественно спокойную, которая только что ожеребилась. Их верблюды быстротой не уступают коням, а помимо того, могут нести гораздо более тяжелые вьюки. 104. В такой верблюжьей упряжке индийцы отправляются за золотом с тем расчетом, чтобы попасть в самый сильный зной и похитить золото. Ведь муравьи от зноя прячутся под землей. 105. Когда индийцы приедут на место с мешками, то наполняют их [золотым песком] и затем как можно скорее возвращаются домой. Муравьи же тотчас, по словам персов, по запаху почуяв их, бросаются в погоню. Ведь ни одно животное не может сравниться с этими муравьями быстротой [бега], так что если бы индийцы не успели опередить их (пока муравьи соберутся), то никто бы из них не уцелел. Так вот, верблюдов-самцов (те ведь бегут медленнее самок и скорее устают) они отвязывают в пути и оставляют муравьям (сначала одного, потом другого). Самки же, вспоминая оставленных дома жеребят, бегут без устали. (Перевод Г. А. Стратановского)

100. Колесо … вращают … большие медведи — это единственное свидетельство об использовании медведей. В других шведских источниках не встречается.

101. Под защитой королевских привилегий — шведские короли поощряли горнорудное дело. Горнодобывающим провинциям Швеции издревле даровались привилегии, согласно которым, работающие на рудниках преступники не подлежали уголовному преследованию, за исключением совершивших особо тяжкие преступления.

102. Капелла Св. Андрея (итал. сhiesa di Sant'Andrea sulla via Flaminia) и дворец семейства Маттеи — капеллу построил архитектор Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) во время пребывания Олауса Магнуса в Риме, а создание дворца семейства Маттеи (Palazzo Mattei di Paganica) приписывается ему ошибочно.

103. Пыточное устройство «Дева» — авторская неточность. Пальцы дробили с помощью «железной рукавицы». А «дева» — это орудие смертной казни или пытки, представлявшее собой железный или деревянный шкаф-саркофаг, напоминавший по форме фигуру женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. В него помещали обвиняемого, створки дверей закрывали и тело несчастного пронзали десятки острых шипов-кинжалов, расположенных так, что ни один из жизненно-важных органов не был задет, поэтому агония длилась очень долго. Иногда дается уточненное название — «Нюрнбергская дева», т. к. это гнусное изобретение было сделано в Германии.

104. Властители некоторых лютеранских княжеств любят и привечают опытных палачей — автор был истово верующим католиком и не признавал лютеранство. Поэтому и приписывает жестокости именно лютеранским властителям, хотя в Европе уже давно свирепствовала инквизиция, применявшая к еретикам изощренные пытки. Инквизиция была уничтожена именно в лютеранских странах. Хотя пытки, конечно, применялись в делах уголовных и политических.

105. Сарматское море — одно из многочисленных названий Балтийского моря.

106. Немецкий писатель Мюнстер – Себастьян Мюнстер (1489 — 1552) — писатель, ученый, лингвист. Первый издал Библию на иврите с параллельным переводом на немецкий язык. Главный его труд — «Космография» — это свод исторических, географических, биологических и экономических данных. В дальнейшем послужила образцом для последующих составителей космографий. Выдержала 24 издания, несмотря на громадный объем: более тысячи ста листов. Переведена на основные европейские языки.

107. В Анненберге на руднике Розенкранц — рассказ об одном подобном происшествии, якобы имевшем место в Анненберге, в серебряном руднике. Здесь дух — хранитель руды задавил двенадцать рабочих. Он кинулся на них, приняв вид коня, с бешеным ржанием и затоптал их насмерть. Из-за этого пришлось бросить рудник, несмотря на то, что он далеко еще не весь был выработан.

108. Георгий Агрикола (1494-1555) — настоящее имя — Георгий Бауэр, что как по-немецки, так и по-латыни означает крестьянин, земледелец. Горный инженер, ученый. Считается основателем минералогии.

109. Павел Диакон, кн. V, гл. XV: «Истории лангобардов»«Также, в это время прошли такие великие бури с дождем и громом, каких никто не помнил, так что бесчисленные тысячи людей и животных были убиты ударами молний. В этом году бобы, которые не удалось собрать по причине дождей, проросли и созрели вновь». (Перевод Ракова. Д. Н.) Но в книге Liber Pontificalis эти события помещены в год смерти папы Адеодата (672 г.) Liber Pontificalis (Книга пап) — собрание жизнеописаний римских понтификов. Книга повествует о происхождении, посвящении, управлении, постройках, смерти и погребении римских пап.

110. Иов — главный персонаж библейской книги Иова. В данном случае речь идет о стихе 22, главы 37, где в латинской Библии — Вульгате Иеронима (конец IV века н. э.) говорится буквально следующее: «Ab aquilone aurum venit … — И приходит золото с севера…». Во времена Олауса Магнуса Вульгата в переводе блаженного Иеронима считалась единственной нормативной книгой после утверждения ее Тридентским собором в 1546 году. В настоящее время в католичестве принят новый перевод, т. н. Новая Вульгата (1979 г.), где этот стих выглядит несколько иначе: «Ab aquilone splendor auri venit… И с севера исходит золотое сияние…».

111. Король Густав — имеется в виду король Густав I Ваза (1496-1560) при котором Швеция стал независимым королевством. Король Густав Ваза повел реформу церкви, большое внимание уделял горнодобывающей промышленности, и особенно разработке месторождений драгоценных металлов.

112. Павел Диакон (720-800 н. э.) — лангобардский историк. Здесь имеется в виду его труд «История лангобардов» кн. III, гл VI: «По пути к королю Сигисперту они (саксы) обманули многих, с кем торговали, давая им железные слитки, которые они, я уж не знаю как, выкрашивали, так что они казались натуральным и опробованным золотом». (Перевод-Тhietmar. 2002)

113. Вистула — латинское название Вислы. Вистула считалась пограничной рекой между Германией и Сарматией. Птолемей утверждал, что Вистула впадает в Сарматское море.

114. Стапельный город Данциг — современный польский город Гданьск. Стапельный город —в средние века город, обладавший привилегией стапельного (складочного) права, т. е. права принимать привозимые из-за рубежа товары и складировать их на своей территории. Купцы же должны были торговать привезенными товарами на территории этого города.

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019