ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О НАСЕКОМЫХ

КНИГА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В предыдущих разделах были описаны разнообразные большие и мелкие существа созданные природой самым непостижимым образом. Природа ничего не делает зря, но все сотворенное ею даже в мельчайших деталях вызывает удивление. Но как были сотворены эти существа, для какой цели и как они живут, я оставляю более знающим авторам, которые изучили природу вещей гораздо глубже меня, как например, Исидор Севильский. В своей «Этимологии», кн. XII, глава VIII он подробно описывает мелких существ, уделяя особое внимание их крыльям. Об этих малых сказал Мудрец 503 в Книге притчей, стих 30: « Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: Муравьи — народ не сильный, но летом они заготовляют пищу свою; Горные мыши — народ слабый, но ставят домы свои на скале; У саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; Паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. »

Все эти существа, несмотря на то что имеют крошечное тело, обладают незаурядным врожденным разумом: муравьи подают нам пример прилежания, малый заяц, такой боязливый на суше, подвергнется большей опасности на море, а потому его пример учит нас искать и обретать безопасный приют на скале, имя которой ХРИСТОС. Амвросий в своей книге «Гексамерон» 504 (кн. V, гл. Х) упоминает об этом существе: «Даже малый заяц, существо боязливое на суше и еще более боязливое на море, производит некоторое опустошение, избежать которого очень нелегко. А потому пожелал Создатель, чтобы и ты, человек, не был беспечен ни на суше, ни на море, а всегда остерегался врагов, сиречь скрытых соблазнов, и вооружался щитом веры и искал бы защиты у Господа нашего». Так писал Амвросий.

А саранча являет нам пример равенства и справедливости, ибо даже без царя эти насекомые сохраняют порядок и стройность в полете. а вот человек, даже и под началом не всегда может исполнять свои обязанности надлежащим образом. Паук призывает нас к труду, а муравьи являют образец трудолюбия и примером своим явственно говорят людям, что только отрешившись от праздности и лени можно избежать нужды и бедности. Зайцы, ежи и кролики — ищут убежища среди скал и камней, ибо от природы они существа боязливые.

саранча часто преодолевает в полете большие расстояния, но может быть отнесена ветром в море, где и погибнет, или будет перебита на земле, когда начнет поедать хлеба и злаки, но в любом случае эти насекомые сохраняют военный порядок. Ящерицы же обнаруживают родственные паукам черты: там, где ничего не могут добиться силой, они достигают хитростью и упорством, проникая даже в королевские дворцы. О многом другом подобном рассказывает Иовий в гл. 12, где он поясняет значение многих знамений и творений, а также цель их сотворения.

[Гл. 1-2 опущены]

22_03.jpg (39444 Byte)

О жуках, шершнях и осах двух пород

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Хотя считается, что жук-олень относится к роду скарабеев, однако он по природе своей гораздо чище, более отважен в бою и обладает большими лечебными свойствами 505. Этого жука называют также лесным скарабеем, потому, что он питается не навозом, а листьями деревьев. На голове у него рога, напоминающие оленьи, однако, в отличие от оленьих рогов, они подвижны. Этими рогами жук может захватывать и прочно удерживать различные предметы, как о том свидетельствует Альберт в кн. XII, трактат III, гл. VII.

Рога этого лесного скарабея очень длинные и напоминают клещи, которые он сжимает, если намеревается укусить. Такие рога вешают на шею маленьких детей как оберег или, сплетая из них венки на головные уборы подростков и юношей, приверженных охоте на рогатых жуков. В холодное время эти насекомые прячутся в дуплах деревьев.

Плиний в кн. XI пишет: ” Нигидий 506 называет их луканскими жуками 507. Другой род жуков — это скарабеи, которые собирают навоз в крупные шарики и прячут в них свои червеобразные личинки, чтобы защитить их от суровых зимних холодов. Некоторые летают, издавая громкое жужжание и урчание. Иные же устраивают на месте пожарищ или на лугах многочисленные норы, откуда по ночам исходят пронзительные скрипучие звуки, что особенно часто встречается в Северных странах на лошадиных пастбищах 508».

Водятся на Севере и шершни, которые имеют продолговатое тело и которых Плиний в той же книге называет бoльшими осами. В полете они издают жужжание, неотличимое от издаваемых жуками звуков, но в отличие от них, имеют чрезвычайно опасное жало. Кроме того, имеются два рода ос: бoльшие и меньшие. Меньшие осы ловят червяков и мух, бoльшие охотятся на пауков Все они живут под крышами домов в гнездах, похожих на мешочки, сделанные из коры и покрытые глиной, где хранят запасы воска. Эти существа являются злейшими врагами рыбаков, ибо высасывают из развешенных рыб всю влагу, прежде чем те успеют провялиться и затвердеть в надлежащей степени от солнечного тепла.

Их укусы, причиняя острую боль, вызывают покраснение и опухоль, но ее можно излечить, если прикладывать листья мальвы, а еще лучше, смазывать соком все той же мальвы.

[Гл. 4-6 опущены]

22_07.jpg (39042 Byte)

О пиявках и разных червях

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

На рисунке вверху изображен человек, который сидит, опустив ноги в воду. К ним присосались многочисленные пиявки. Видно также, что подобным образом и к ногам лошади присосались эти маленькие существа. На этом примере хотелось бы показать, как в Северных странах из тел людей и тягловых животных удаляют излишек крови или же порченую кровь. Однако наравне с этим прибегают и к обычным способам кровопускания при помощи стеклянных банок или нагретых рогов, как это описано выше в кн. XV:35 этого труда, где рассказывается о банях и таких лечебных процедурах.

Истины ради следует опровергнуть мнения тех, кто считает, что не может быть нужное количество таких полезных червей в Северных странах, где земля, а равно и вода промерзает на семь футов вглубь и делается твердой подобно камню. Поэтому здесь я опишу природу некоторых червей, а также объясню, как могут они выживать при таких жестоких холодах. Черви живут повсюду: в земле, в воде, в воздухе, в листьях, в древесине, в одежде, в мясе, в рыбе и в сыре.

Земляные черви сначала сжимают свои кольцеобразные части тела, а потом, поочередно распрямляя их, неуклонно продвигаются вперед по прямой линии. Аристотель в труде «О животных» (кн. VIII:14) сообщает, что зиму они проводят в оцепенении, укрывшись в земляных трещинах или пустотных прожилках, под слоем глубокого снега, который предохраняет землю от глубокого промерзания. Снег позволяет кротам прорывать свои ходы и поедать укрывшихся в земле червей и полевых мышей, которые также двигаются под снегом, прорывая ходы от болотистых мест до подземных каверн, где выкармливают своих детенышей. Доказательством тому служат ясно видимые после таяния снегов ниточки следов мышиного молодняка, похожие на запутанную сеть, их гнезда также становятся видимыми.

К водяным червям относятся также лягушки, существа, которые зимой скрываются в теплых ручьях, а иногда подземных потоках, сохраняющих тепло даже в холодное время года. Весной они снова выбираются на землю. Иногда осенью они, гонимые сильными холодами, забираются в жилища людей, согреваясь в золе очагов, а то заползают и в одежду.

Как известно, осенью лягушки обычно хранят молчание, но если одна из них вдруг издаст призывное кваканье, как ей, словно в брачный сезон, незамедлительно ответят бесчисленные лягушки, которые сидят, укрывшись в болотах. Однако все они быстро умолкают. Затем это повторится не один раз, потом они окончательно умолкают и более ни одна лягушка не поднимет голову над водой, что предвещает необычайно долгую зиму.

[Гл. 8 опущена]

22_09.jpg (38805 Byte)

О пчелах и их питании

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

В Северных странах имеется великое множество самых разнообразных необходимых вещей, а также предметов роскоши, которых с избытком хватает как для собственного потребления, так и для того, чтобы поделиться с остальным миром. Благодаря милостивому вниманию всевидящей природы, запасы меда здесь весьма изобильны, потому что во все времена и во всяком месте жители Севера тщательно ухаживают за пчелами, всячески способствуя их умножению.

Когда изымают мед из ульев, обычно забирают не все, а оставляют около двух третей для питания молодым пчелам в зимнее время. Чаще всего они всю зиму и часть весеннего времени до того, как зацветут цветы, питаются медом, иногда им дают еще измельченный инжир и изюм, однако эти продукты редки на севере, т. к. их доставляют из заморских стран, а поэтому пчелам, в основном, добавляют мед, которого в крае большие запасы, и его можно приобрести по недорогой цене. В случае крайней необходимости можно вместо меда давать мелко измолотые бобы и горох, смоченную медом муку, испеченные из маковых зерен измельченные лепешки и даже свежее куриное мясо, порезанное на мелкие кусочки.

Плиний в кн. XI:16 говорит, что «Со времени зимнего солнцестояния и до восхода Арктура 509 на протяжении шестидесяти дней пчелы вкушают сон и никакого другого пропитания не имеют. А после восхода Арктура и до весеннего равноденствия, когда стоят более теплые погоды, они бодрствуют, однако все еще укрываются в своих ульях и поедают те запасы съестного, которые отложили на это время 510».

Аристотель в труде «О животных» (кн. VIII :14,17) утверждает, что муравьи, а также все другие насекомые, а равно мыши, кроты и мелкие животные всю зиму проводят в укрытиях. Пчелы также укрываются в своих ульях и пребывают там все холодное время, не касаясь приготовленных для них запасов пищи, «а если какая-нибудь из них выползет, она кажется прозрачной, и в кишечнике у нее ничего не видно» 511. Однако в кн. IX:40 автор противоречит сам себе, утверждая, что пчелы пребывают в бездействии от захода Плеяд до весны 512. На севере, где весна наступает позже, чем в южных странах, наиболее благоприятным временем начала медосбора считается середина мая, когда деревья выпускают листья и зацветают плодовые деревья, а на полях и пастбищах начинается бурный рост трав и цветов. Тогда пчелы собирают мед в самых больших количествах.

Новые рои, имея в каждом своего царя, возникают в июне во время летнего солнцестояния, и для них немедленно подыскивают новые жилища: пчеловоды должны особенно бдительно следить за тем, чтобы рой не улетел прочь. Следует отметить, что во время длительной летней засухи цветы увядают, и пчелы не имеют достаточно меда для пропитания, поэтому их поддерживают, предлагая что-нибудь сладкое, подходящее для кормления пчел.

[Гл. 10-19 опущены]

О муравьях

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

В Северных странах водится много разнообразных видов муравьев как крылатых, так и бескрылых. Большие по размеру крылатые муравьи устраивают свои жилища в дебрях пустынного леса, где собирают мягкие, напоминающие шерсть иглы сосны и пихты, создавая из них кучи, подобные стогам сена.

Иногда медведи, чтобы унять зуд в носу, начинают рыться в муравейнике, но очень быстро убегают прочь, боясь привести муравьев к своему логовищу, из которого те могут изгнать зверя, нагрянув туда в превеликом множестве.

Свои гнезда муравьи устраивают также в высоких церковных башнях или в королевских садах. В некоторых случаях считается, что появление муравьев — это предзнаменование скорого падения властителя, более того, что это падение будет насильственным, и монарх будет изгнан из своего королевства или даже убит бунтующей чернью 513. Это предзнаменование проявляется в том, что неисчислимые полчища маленьких муравьев, раздраженных насилием со стороны больших собратьев, нападают на них, заползая на деревья (обычно это старые груши), где обитают обидчики, и жестоко мстят за все перенесенные муки. Сражение между этими видами муравьев бывает столь ожесточенным, что многие гибнут, но о прекращении битвы и речи быть не может до тех пор, пока бoльшие муравьи не будут побеждены и изгнаны из своих жилищ.

Подобное предзнаменование сбылось дважды: в Упсале и Стокгольме в 1521 году, когда датский король Кристиан II был изгнан восставшими шведами из королевств Гёталанда и Свеаланда и утратил там свои владения. Эти крошечные существа, разъяренные несправедливой обидой, в мщении своем бывают непобедимы. Скорее всего, муравьи — это провозвестники гнева Божьего, противостоять которому невозможно.

Кроме того, существуют маленькие красные муравьи, чья урина, попадая на кожу человека, вызывает нестерпимое жжение, и потому в Северных странах их называют отравителями, а жилища они устраивают в луговых кочках. Эти муравьи — неутомимые труженики, которые оставляют следы даже на твердом камне. Об этом Плиний в кн. XI:30 сообщает такими словами: «Мы видим твердые камни источенные муравьями, и убеждаемся, какой великий труд совершали эти маленькие существа, прокладывая себе путь в неистощимом трудолюбии своем».

Всякий праздный и ленивый человек, если он не хочет умирать от голода, должен извлечь уроки и пример для себя, чтобы всегда с усердием выполнять свою работу, подобно крошечному трудолюбивому муравью. Недаром же блаженный Амвросий в своем труде «Гексамерон» (кн. VI:4) ставит муравьев в пример ленивцам, утверждая, что только неустанным трудом можно уберечься от холода, голода и нищеты.

[Гл. 21 опущена]

Завершение этого труда

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВТОРАЯ

Наконец давно намеченная мною цель достигнута, и мне удалось рассказать, пролив свет на многие вещи, известные и привычные на Севере, но неизвестные остальному миру. И я заканчиваю сей труд, который можно было бы продолжать и продолжать, рискуя утомить читателя, описывая весь этот сложный мир. Боюсь показаться нерассудительным, если стану утверждать, что все сделанные мною описания — это лишь мои собственные праздные домыслы, чем самым окажу плохую услугу любознательным читателям.

Следует признать, что собственные мои описания и приводимые сведения были бы скудны и недостаточны, если бы их придумал я сам. Но я черпал подтверждение им из старинной сокровищницы, где древняя монета всегда менее порчена, а потому и более ценна. Чтобы читатели, гостящие на страницах этого труда, испытывали истинное удовольствие наслаждаясь мудростью древних знаний и лицезрением старинных сокровищ, я подобно другим авторам, обращался к нашим далеким предшественникам. И нет ничего такого, что нельзя было бы проверить, обратившись к античности, чтобы найти подтверждение современным мыслям и открытиям. Именно так я пытался пробудить интерес читателей, описывая в этом труде различные вещи и явления, подтверждая их мудростью древних.

Оценивая мой труд лучше всего соотнестись со словами святого Августина, сказанные им в сочинении «О граде Божьем» (кн. XI:22): «Этим божественное провидение учит нас не порицать вещи безрассудно, но прилежно исследовать их пользу; и там, где наш разум или наша слабость окажутся недостаточными, считать эту пользу сокрытой так, как были сокрыты те вещи, которые мы с трудом смогли обрести. Ибо и само сокрытие пользы есть или упражнение нашей скромности, или унижение надменности — потому что решительно никакая природа не есть зло… 514» Таковы слова святого Августина.

Когда же речь заходит о чем-либо непознанном, то нельзя судить опрометчиво отрицая одно и порицая другое, как о том говорит Платон в своей книге «Законы». Он утверждает, что природа — это великий творец и художник, способна создавать и устраивать все по своим законам. Но полностью постичь и познать эти законы чрезвычайно трудно, поэтому, прежде чем произнести какое-либо суждение, нужно основательно исследовать обсуждаемый предмет, проникнуть в его сущность и оценить его. Эти слова я приводил в предисловии к кн. XIX своего труда.

А тому, кто считает все, что я описал в этой книге незначительным, ненужным и маловажным, я смиреннейше посоветовал бы обратиться к тем сочинениям, которые пришлись бы ему более по вкусу, были бы более правдивы и полезны. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек ХРИСТОС ИИСУС, предавший Себя для искупления всех 515. И только он один непогрешим в истине, в доброте своей без изъяна и вечен в благости без печали. Да будет ему честь и хвала как от Северных стран и морей, так и от всех народов и ныне и присно и вовеки веков АМИНЬ.

КОНЕЦ XXII КНИГИ


Комментарии

503. Мудрец — имеется в виду царь Соломон. Цитируется глава ХХХ:24-28 Книги притчей Соломоновых Ветхого Завета. Канонический перевод.

504. Гексамерон («Hexaemeron») – Шестоднев. Комментарии Амвросия Медиоланского к шести дням творения.

505. Свидетельлство о том, что жук-олень употреблялся в шведской народной медицине, есть только у Олауса Магнуса. В других источниках не встречается.

506. Нигидий — Публий Нигидий Фигул (Publius Nigidius Figulus; 98 г. до н. э. — 45 г. до н. э.) римский философ, писатель и естествовед. Его творения дошли не полностью. В данном случае вероятнее всего, что речь идет о его книге «De animalibus» (О животных).

507. Луканские жуки. Название происходит от племени луканов(Lucani) , давшим название области Лукания в Южной Италии. Считалось, что эти жуки обитают только в Kукании, а потом все жуки получили название Lucanus. Их часто использовыали в качестве оберегов от «дурного глаза».

508. Пассааж о конских пастбищах на Севере вставлен в цитату из Плиния самим О. Магнусом.

509. Восход Арктура — Арктур — самая яркая зведа в созведии Водолея. Восход 16 февраля.

510. На самом деле это цитата из кн. XI:43 «Естественной истории»,.

511. Перевод с древнегреческого В. П. Карпова

512. … от захода Плеяд до весны — цитата из кн. VIII :14 «Истории животных» Аристотеля. Далее следует пересказ кн. IX:40«Истории животных».

513. О. Магнус ссылается на труд Гая светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей»

Кн. 3:Тиберий, абзац 72: Только два раза за все время своего удаления пытался он воротиться в Рим. В первый раз он поднялся на триреме но Тибру до самых садов, что возле искусственного озера, расставив по берегам стражу, чтобы отгонять тех, кто выйдет навстречу; во второй раз он по Аппиевой дороге доехал до седьмой мили. Но завидев лишь издали городские стены, он, приближаясь к ним, возвращался: в первый раз — по неизвестной причине, во второй раз — из страха перед недобрым знаменьем. У него была среди других развлечений большая змея; придя однажды, как обычно, покормить ее из своих рук, он нашел ее заеденной муравьями и увидел в этом знак остерегаться насилия черни.

Кн. 6: Нерон, абзац 46 Пугали его также и явно зловещие сновидения, гадания и знаменья как старые, так и новые. Никогда раньше он не видел снов; а после убийства матери ему стало сниться, что он правит кораблем, и кормило от него ускользает, что жена его Октавия увлекает его в черный мрак, что его то покрывают стаи крылатых муравьев, то обступают и теснят статуи народов, что воздвигнуты в Помпеевом театре, и что его любимый испанский скакун превратился сзади в обезьяну, а голова осталась лошадиной и испускала громкое ржание. (Перевод М. Л. Гаспарова)

Глава двадцаць вторая

514. Цитируется по тексту Блаженный Августин. Творения. — Том 3-4. — СПб. : Алетейя, 1998. Подготовка текста к печати С. И. Еремеева.

515. Цитируется по первому посланию к Тимофею апостола Павла, гл. 2:5.

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019