ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ

КНИГА ВОСЕМНАДЦАТАЯ

18_01.jpg (41846 Byte)

О лосях или диких ослах и об их жажде

ГЛАВА ПЕРВАЯ

В предыдущей книге говорилось о домашних и о диких, прирученных человеком животных. А теперь я хочу рассказать о диких животных, обитающих в малонаселенных местностях, и в первую очередь, разговор пойдет о лосях, упомянуть о которых считают нужным все когда-либо посещавшие Северные страны. Помимо этого, следует сказать, что все авторы, писавшие об истории и природе, по разному говорят об их природе, размерах и особенностях жизни и использования человеком. И прежде всего, расхождения касаются места происхождения этих удивительных животных, хотя происходят они из Северных стран, откуда многие тысячи их были вывезены в заморские страны. Цезарь пишет, что они сходны с козлами, Плиний приписывает им сходство с быками, лишь с той разницей, что у лосей более длинные шея и уши. В значительных разногласиях можно убедиться, прочитав творения Франциска Иреника, Юлия Цезаря, Плиния и других. Так Цезарь, в кн. VI утверждает, что они происходят из Герцинского Леса, Солин из Германии, а Ермолао Барбаро — из Трансальпиской Галии.

Тот же Ермолао Барбаро рассказывает, что лось — это нечто среднее между немецким оленем и верблюдом. Немало говорится о лосях у Юлия Капитолина и Павсания. Барбаро утверждает, что эти животные — большая редкость, Плиний также говорит, что в Риме и его окрестностях никогда не встречали подобных животных. Однако он считает, что происходят они с «острова Скандинавия». Далее он говорит, что лоси спят стоя, прислонившись к дереву, а охотники подпиливают его и добывают животное, которое не может подняться с земли.

Солин пишет, что у лосей огромная верхняя губа, и на пастбище они не могут двигаться вперед, а, поедая траву, пятятся назад. Ермолао Барбаро верит, что лоси, благодаря тонкому обонянию, могут почуять охотника на очень большом расстоянии. Заккария Лилио сообщает о пестроте их шкуры и утверждает, что они по размерам больше козлов. Он также пишет, что у них негнущиеся ноги, без суставов, а потому, упав на землю, они не могут встать 424. Позднейшие и современные писатели единодушно утверждают, что родина лосей — Северные страны.

Детеныши, пойманные искусными охотниками, настолько одомашниваются, что приучаются утолять естественную жажду, осушая самые большие сосуды с пивом, которые им предлагают сидящие за столом гости. И пусть сами ненасытные пьяницы отвечают перед законом за все учиняемое ими.

18_02.jpg (39502 Byte)

О лечебных свойствах лосиной правой ноги и как ловят этих животных

ГЛАВА ВТОРАЯ

Внешняя доля копыта правой задней ноги лося, отделенная топором или иным инструментом во второй половине августа немедленно избавляет от судорог или эпилептического припадка, если ее приложить к телу больного. Пишут так же, что кожа бегемота, взятая у него с левой стороны лба и помещенная в пах человеку, возбуждает страсть и укрепляет любовную силу.

Лоси, как и олени, стадами бродят по обширным малонаселенным местностям. Искусные охотники часто ставят ловушки с большими луками, с туго натянутой тетивы которых вместо стрелы срывается копье и поражает зверя, или, если охота происходит в гористой местности, своры собак загоняют лося в пещеру, живым откуда он уже не выйдет. Бывает, что на лежащего или отдыхающего стоя лося нападает маленькая ласка, которая впивается ему в шею, и огромное животное, истекая кровью, бессильно падает наземь.

С ненасытной кровожадностью крошечной ласки во всем животном мире не может сравниться ни один зверь. Некоторые охотники запускают это маленькое кровожадное существо в заросли, чтобы разоряя гнезда ласточек, диких голубей и куропаток, наловить их птенцов. Управляемая природным инстинктом ласка терпеливо лежит в засаде и нападает на птиц, из которых столь ненасытно высасывает кровь, что кажется будто бы имеет желудок больше, чем у слона.

В кн. VIII:25 Плиний рассказывает нечто подобное о животном, которое называется ихневмон 425. По его словам, этот зверек, подобно некоему метательному снаряду, проскальзывает сквозь челюсти в желудок крокодила и выгрызает его. Еж бесстрашно сражается с медведем и убивает небольших змей. А дельфины в Ниле без боязни вступают в схватку со своими извечными врагами — крокодилами, вспарывая им брюхо острыми как нож спинными плавниками, хотя вне реки они вовсе не самые сильные. Все животные в этом отношении весьма искусны, ибо прекрасно знают не только свои преимуществ, но и слабости своих недругов. Так, кожа на брюхе крокодила тонка, поэтому будто бы испуганные дельфины ныряют и вспарывают ее своими острыми спинами.

Врагами крокодилов являются не только эти животные, но и свирепые обитатели Тентиры, хоть они невелики ростом. Как уже говорилось в гл. ХХ предыдущей книги, они бесстрашно сражаются с крокодилами, и чудовища, обращающие в бегство слабых, сами отступают перед теми, кто может смело противостоять им 426.

[Гл. 3-4 опущены]

18_05.jpg (37908 Byte)

О бобрах

ГЛАВА ПЯТАЯ

Хотя Солин утверждает, что бобры водятся только в Черном море, однако животные этого вида во множестве встречаются на Рейне, на Дунае и в Моравии. Не опровергая это мнение, мы должны считать промыслом Божьим, что наибольшее их количество водится, все, же в озерах и реках Северных стран, где воды более спокойные, чем в Рейне или Дунае, так как там спокойствие и тишина постоянно нарушается движением бесчисленных судов и другой деятельностью людей. На Севере же имеется бесчисленное множество рек и огромное количество деревьев — материала наилучшим образом подходящего для строительства домиков, что эти животные, наученные самой природой, и делают с поразительным искусством.

В лес бобры отправляются, собравшись в стадо. Своими острыми зубами они перегрызают деревья, а потом невероятным образом доставляют их к месту постройки дома. Из своей стаи они выбирают одного, бесполезного в работе то ли из-за немощи, то ли из-за лени или старости, или чужака, отвергнутого своей стаей. Такого они укладывают наземь кверху лапами, между ними помещают бревно и тащат такую повозку к месту постройки дома. Затем снов уходят в лес и снова возвращаются с новым бревном. Так они снуют туда и обратно до тех пор, пока не будет окончено строительство домика. В нем имеется две или три камеры, устроенных таким образом, что тело бобра помещается над водой, в то время как хвост остается в воде.

Хвост бобра и его задние ноги часто употребляют в пищу вместо рыбы. Хвост его, твердый и толстый, с какими-то странными кожистыми узлами, покрыт чешуей, словно рыба. Из него делают самые деликатные блюда, а также лекарства для страдающих болезнью внутренних органов. Искусные повара знают, что наилучшим образом годится в пищу, а что использовать для приготовления лекарственных снадобий.

Бобрам приходится валить деревья у реки для своих домов, поэтому зубы у них острые, как бритва, и если бобер кусает охотящегося за ним человека, то не отпускает, пока не раздастся хруст раздробленной кости 427.

О бобрах - мнение Солина 428

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Утверждение Солина, что плененный бобер кастрирует сам себя, чтобы никоим образом не быть полезным для человека, в Северных странах подтверждения не находит, ибо всегда у пойманных бобров тестикулы — в соответствии с величиной зверя большего или меньшего размера — втянуты внутрь и прочно прикреплены к задней части спинного хребта, а поэтому отделить их возможно только умертвив животное, как о том пишет Плиний в кн. XXXII.

Земледельцы размещают и возделывают свои поля в более или менее высоких местах, в зависимости от того, насколько высоки или низки плотины, построенные бобрами, определяя по этой примете, насколько сильны могут быть наводнения.

Женщины в Северных странах излечивают бесплодие бобровой струей, имеющей запах мускатного ореха. Она же, употребленная с пивом, значительно облегчает боли при родовых схватках. Во время эпидемий люди спасаются от чумы, нюхая бобровую струю, потому что она обладает острым запахом, горьким вкусом, легко распыляется и вдыхается, вызывая чиханье. Смешанная с розовым маслом или с водой, она, втертая в голову, вызывает глубокий сон, а потому часто используется для лечения лунатиков и других несчастных, как о том пишет Плиний в той же XXXII книге, приводя сведения и о других удивительных вещах.

Шкура этих животных нежна и легка, как пух, и прекрасно защищает от суровых морозов, а потому ценится очень высоко и используется преимущественно в одеждах сановных и знатных людей.

18_07.jpg (37199 Byte)

О росомахах

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Среди всех зверей, известных своей ненасытной алчностью, изображенный на рисунке вверху зверь, благодаря своей необычайной прожорливости, заслужил особую славу в Северной Швеции, и на местном наречии зовется Jerff, на языке германцев — Vielefrass, по-славянски — росомаха. Не менее красноречиво и его латинское наименование: Gulo 429. По величине она сходна с большой собакой, ушами же походит на кота, на ногах у нее большие острые когти. Тело ее покрыто длинной лохматой шерстью бурого цвета, хвост напоминает лисий, но более короткий и мохнатый, а потому из него охотно изготовляют зимние головные уборы, прекрасно защищающие от холода.

Как уже было сказано, этот зверь ненасытен. Наткнувшись на падаль, росомаха столь алчно и неумеренно пожирает ее, что тело раздувается и становится похожим на барабан. Затем она ищет узкое место между двумя деревьями и протискивается между ними, чтобы извергнуть все пожранное столь неумеренно. Истощав таким образом, она возвращается и пожирает все, а потом сразу же ищет новую добычу для насыщения. Вероятно природа создала это животное в укор тем мужчинам и женщинам, которые во время пиршества объедаются до рвоты, а извергнув съеденное, снова возвращаются за стол и продолжают пировать день и ночь. Так об этом говорит Меховита в своей книге о Сарматии 430.

Мясо росомахи совершенно не пригодно в пищу человека, зато ее шкура полезна и ценится очень высоко. Она имеет черно-коричневый окрас, а переливчатые узоры придают ей сходство с дамастом 431. Обработанная искусными мастерами, она становится еще более красивой и, как уверяют те же мастера, годится для любого вида одежды. Одежду из нее обычно носят правители и знатные люди зимой, так как она защищает от холода и долго сохраняет тепло. Кроме Свеаланда и Гётеланда, эту одежду носят и в Германии, где за нее просят цену выше обычной, потому что в тех краях — это редкий товар, доставляемый из-за моря торговыми судами.

О чести, которую воздают гостям, укрывая их покрывалами из росомашьей шкуры

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Жителям Северных стран запрещено продавать шкуры росомахи в чужеземье ввиду их ценности и того, что шкурами этими пользуются, чтобы принимая гостей, в ложе укрывать их дорогими покрывалами из росомашьей шкуры, и тем самым оказать гостю особую честь, выше которой быть не может. О гостеприимстве северных народов уже говорилось в кн. XVI:12 этого труда.

Однако я считаю невозможным обойти молчанием и то обстоятельство, что люди, спящие под такими покровами, часто видят сны, связанные с природой и образом жизни этого животного: они до обжорства ненасытны в еде, нападают из засады на других животных или спасаются от них. Плутарх в книге «Вопросы» утверждает, что примерно подобное воздействие оказывают на спящих острые специи вроде имбиря или перца: человеку кажется, что он горит в огне или тонет в воде, если употребил перед сном много сахара. Бросается в глаза и еще одна тайна природы. Человек, облаченный в одежды из шкуры росомахи крайне ненасытен в еде и неумерен в питье.

Музыканты употребляют кишки росомахи для изготовления струн своих инструментов, хриплые звуки которых, смешиваясь с другими мелодиями, дают довольно приятный тон и увеселяют народ. Очень полезны серьги из когтей росомахи, так как они быстро излечивают страдающих головокружением или звоном в ушах.

Охотники готовят себе напиток, смешивая кровь росомахи с теплой водой, а добавляя туда мед, его предлагают на свадебных тожествах, провозглашая заздравные тосты. Жир росомахи, втертый в гнилостную язву, способствует ее быстрому излечению. Заклинатели используют зубы росомахи для защиты от злых духов. Если свежедобытые когти росомахи показать котам или собакам, они сразу же бросаются прочь, как маленькие птички от грифона или глухаря.

[Гл. 9-11 опущены]

18_12.jpg (36980 Byte)

О рысях и их шкурах

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Рыси в Северных странах встречаются не столь часто как волки, однако по своей алчности и жажде добычи волкам они не нисколько уступают. Плиний в кн. VIII:XXXVIII утверждает, что из рысьей мочи образуется драгоценный камень называемый lyncurium, который сверкает, словно красный карбункул, и камень этот, лежа зарытым в землю, постепенно превращается в янтарь. В этом весьма мало вероятия, потому что многие животные, будучи недоброжелателями других живых существ, глубоко зарывают свою мочу в песок или в землю, и мелкие животные и насекомые вроде комаров, лягушек, пауков, червей, кузнечиков и муравьев никогда бы не могли быть обнаруженными в янтаре, но тем не менее, они там попадаются и изменяют цвет янтаря, как об этом говорилось ранее в кн. XII:8:9:20 этого труда.

Рысь никогда не прокладывает свои тропинки вдоль ручьев и рек, она обитает в равнинных лесах, а потому неправдоподобно, что lyncurium, из которого получается янтарь, переносится водными потоками в море, а потом тысячи фунтов этого камня жестокие бури выбрасывают на побережье Пруссии.

Рысь никогда не оглядывается, а огромными прыжками безостановочно стремится вперед. Чаще всего рысь охотится на диких котов, подстерегая в засаде около их логовищ 432. Пятнистый рысий мех мягок и пушист, а потому за него дают высокую цену, особенно за шкуры, добытые в жестокие зимние холода, когда пушистость и цвет достигают наивысшего качества. А летом они стоят намного дешевле, потому что и в самом деле хуже зимних. О подделке шкур пушного зверя уже говорилось в кн. VI:21 этого труда.

18_13.jpg (41080 Byte)

О свирепости волков

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Если волки в Африке и Египте невелики и довольно ленивы, то в холодных Северных странах они злы и кровожадны, как о том свидетельствует Плиний в кн. VIII:XXII 433. Эти свойства их натуры особенно сильно проявляются во время спаривания и в жестокие холода, а потому путешественники должны быть вооружены, чтобы защитить себя и своих упряжных животных. Волки особенно опасны, если среди путников есть готовая родить беременная женщина, так как волки, почуяв ее запах, нападают с необычной свирепостью. Поэтому женщина никогда не должна путешествовать в одиночку, а только в обществе вооруженных спутников, как это показано на рисунке вверху. Чтобы путешественники, в январе едущие на санях в церковь, могли защитить свою жизнь, им надлежит вооружиться так, словно они отправляются в военный поход, то есть луками, копьями и пищалями, потому что оголодавшие волки нападают с двух сторон целыми стаями. Иногда волки, обезумевшие от голода и холода, и подгоняемые природным инстинктом, нападают на человеческое жилье, на домашних животных, которых пожирают на месте или утаскивают в лес.

Однако это не остается безнаказанным, потому что селяне умеют надлежащим образом воздать за причиняемое зло: они скрывают в глубоком снегу железные серпы с привязанными к ним тушами павших животных. И когда волки набегают, чтобы пожрать эту приманку, то расплачиваются за такую легкую добычу порезанными ногами. И тогда их поражают стрелами на месте или, желая позабавиться, загоняют в глубокие ямы-ловушки, где звери погибают от голода. Точно так же и другие хищные животные, о которых говорилось ранее — росомахи и лисицы, — попадают в такие подземные ловушки и, подобно волкам, их настигает голодная смерть как наказание за ту ненасытную алчность, с которой они уничтожали всю живность на своем пути.

О некоторых причинах изгнания датского короля Кристиана II

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Король Кристиан в высокомерии своем никогда не задумывался и никогда не пытался выяснить, почему гёты и свеи всегда вооружены луками, стрелами и могучими арбалетами. Для этого короля словно и не было вокруг множества опасных диких хищников, постоянно нападающих на домашний скот и даже на людей, а потому в начале своего правления — к счастью недолгого — он издал эдикт, запрещающий жителям Северных стран применять это оружие. Согласно этому указу, луки и стрелы под страхом самых строгих наказаний должны были сжигаться, а ослушники объявлялись изменниками и преступниками короны, в связи с чем безжалостно карались. Когда эдикт вступил в силу, тысячи арбалетов по всей земле были брошены в пламя, но многие мужи, настроенные против таких нововведений, спрятали в лесных дебрях немало добрых стрел и луков.

Однако, когда стало очевидно, что дикие звери безнаказанно нападают на людей и домашних животных, ремесленникам стали делать срочные заказы на изготовление арбалетов, отчего цена на них повсеместно возросла, и вскоре оружия стало намного больше прежнего. Луки начали изготовлять не из рогов, а из склеенной лиственничной древесины. А когда королевские управляющие начали наказывать за нарушение указа земледельцев, которые не могли без оружия защитить от диких зверей ни себя, ни свои стада, то сорок тысяч вооруженных крестьян выступили против самого короля и его наместников, с жестокостью выполнявших королевский указ, и те вынуждены были спасаться, блуждая по лесам Смоланда.

Так крестьяне явили пример потомству в том, что королям и князьям следует подчиняться только тогда, когда они сами смогут защитить себя, своих детей и свою домашнюю живность от диких зверей. Если властитель не прислушивается к доносчикам, льстецам и сплетникам, ему не стоит бояться луков и стрел.

Омерзительно жестокий император Нерон настолько доверился доносчикам , что принимал за правду любые клеветы и без колебаний отдавал приказы о невиданно жестоких наказаниях. Самые мелкие проступки он считал тяжелыми преступлениями, и люди под пытками признавались в злодеяниях, которых никогда не совершали. Для того он содержал палачей, готовых пытать всех, невзирая на возраст, богатство и знатность. И если уши повелителя закрыты для призывов к милосердию, для слов защиты и оправданий, то и его самого может постигнуть такая же судьба. Властителю нужно следовать советам мудрых и справедливых мужей.

О множестве разных пород волков

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

В горах Доврефьелль 434, разделяющих владения Швеции и Норвегии, водятся белые волки, которые стаями бродят по горам и долинам, питаясь такими безобидными животными как мыши, кроты и т. п.

Водятся также и обычные лесные волки, с невиданной дерзостью нападающие на коров, телят, коз, овец и другой домашний скот, принадлежащий обитателям тех мест. Хозяева, терпящие от того большой урон, в назначенный день и час собираются в одном месте и начинают охоту на волков с помощью собак, сетей и других, нужных для этой цели средств. Но главное в этой охоте — изловить не старых волков, а уничтожить подрастающих и молодых, способных к размножению зверей.

Хотя некоторые из пойманных волчат кажутся вполне прирученными, если их держать на цепи, они, все же, никогда не забывают о своем диком происхождении и своей дикой природе, а потому могут нападать на любых домашних животных и птиц. Щенки же, рожденные от прирученного волка и домашней суки, становятся самыми грозными врагами диких волков, нападающих на стада домашнего скота.

Есть волки, именуемые шакалами, тело которых меньше, чем у обычных волков, а ноги — короче, но в движении они быстры и живут охотою, однако для человека безвредны. Они меняют свой облик, но не окрас: зимою на них густая шерсть, выпадающая летом 435.

Павел Диакон рассказывает о волке, который однажды показал дорогу заблудившемуся в лесу путнику, что кажется весьма удивительным 436. А Винсент утверждает, что в Севеннах 437 обитал волк, превосходивший всех других зверей величиной и свирепостью, пожравший тридцать мужчин и женщин разного возраста. И еще он рассказывает, как бешеные волки отрывали младенцев от материнской груди и разрывали их на куски 438.

[Гл. 16-31 опущены]

18_32.jpg (38026 Byte)

О плясках литовских медведей

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ

Описание способов, которыми обучают бессловесных четвероногих животных, птиц или рыб встречаются у многих писателей, особенно пространно об этом пишет Альберт Великий в книге «О животных», однако здесь будут использованы и другие источники. Руссам 439 и литовцам 440, этим смелым воинственным народам, живущим на востоке по соседству с Гёталандией и Свеаландией, доставляет большое удовольствие иметь около себя самых диких животных, но настолько укрощенных и прирученных, что они охотно подчиняются любым причудам своих хозяев. Чтобы скорее достичь такого послушания, пойманных в лесу диких зверей, а особенно медведей, содержат в клетках, или закованными в цепи, и некоторое время морят голодом, чтобы ослабить их дикую силу. Затем к ним посылают одетых в соответствующие шкуры дрессировщиков, которые прикармливают зверей, и те позволяют им есть из одной кормушки, а потом ласкать и играть с ними. Затем медведи настолько приручаются, что их уже освобождают и начинают приучать к сладким звукам свирели, доставляющим зверям большое удовольствие. Одновременно с этим, одетые в медвежьи шкуры укротители начинают мало-помалу научать медведей делать смешные движения и даже танцевать.

Позже, под звуки труб, их приучают поднимать передние лапы, а вскоре и вовсе ходить на задних лапах, протягивая зрителям зажатую в передних лапах шапку, как бы выпрашивая и них плату за показанные ужимки и пляски. А зрителями таковых представлений в большинстве своем бывают почтенные матроны и молодые девицы. Если же публика окажется малоблагодарной, то по знаку хозяина медведь рычит и трясет головой, требуя более щедрого вознаграждения. Особенно это делается, когда подобные представления совершаются для публики, языка которой не знает и сам поводырь, то особыми жестами он показывает зверю, что следует просить большую плату. Не кажется правдоподобным, чтобы эти бродячие фигляры зарабатывали на жизнь лишь такими представлениями. Обычно вместе с медведем была труппа их шести или даже дюжины сильных здоровых мужчин, а потому часто сыновья знатных людей нанимали их для защиты, когда хотели добраться до отдаленных мест, и там, по договоренности с местным правителем снова устраивались медвежьи представления. Однако вскоре такие шайки начали разбойничать на дорогах Германии. Они грабили путников и отдавали их на растерзание своим медведям. Тогда против них были приняты законы, с тем, чтобы преступники понесли строжайшие наказания и чтобы предотвратить проникновение подобных шаек в Германию.

Волатерранус рассказывает, что роксоланы 441 и литовцы и в наши дни охотятся на огромных медведей. После укрощения они становятся любимчиками правителей тех земель. А некий Свидригайло 442 так приучил медведицу, что она приходила из лесу и брала лакомства из его рук. Ранним утром она появлялась у его апартаментов и стучала в дверь до тех пор, пока не получала просимое. И случилось так, что его враги пришли в тот час, когда обычно появлялось животное, постучали в дверь, вошли и убили князя.

[Гл. 33 опущена]

18_34.jpg (36873 Byte)

О медведях, вращающих колеса

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Чтобы прирученные медведи не поедали корм безо всякой пользы, а лишь выставлялись напоказ для гостей, в хозяйствах многих вельмож они вращают приводные колеса и, с помощью одного, двух или трех своих сородичей, поднимают из глубоких шахт тяжелые грузы и бадьи с водой, специально приспособленные для этой цели. Но медведи помогают не только в этой работе — они таскают тяжелые повозки, так как имеют необычайно мощные передние ноги, когти и чресла. Кроме того, они, ступая на задних лапах, переносят мешки или бревна в указанные места, а также стоят на страже у ворот знатных людей, препятствуя проникновению туда опасных зверей. Маленькие медвежата очень забавны и безвредны, потому часто играют с детьми. Подобные примеры известны и в других странах: ручные львы влекли колесницу Марка Антония во время триумфа после победы в сражении под Фарсалой. Я уже говорил, что тягловыми животными были также благородные и северные олени. Однако в Северных странах, отмечая победу, напоказ выставляют не диких животных, а захваченное у врага оружие.

18_35.jpg (36359 Byte)

О свирепых и неукротимых турах

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ

Хоть эти свирепые и неукротимые животные, туры, не водятся в Гёталандии и Свеаландии, считаю нужным рассказать о них, так как на моей Готической карте 443 с описанием Северных стран среди изображений других животных есть и они. Местом их происхождения и обитании я указал Литву.

Итак, тур — это дикое животное, родственное быкам, но столь дикое, мощное и свирепое, что может поднять на рога закованного в броню конного рыцаря бросить его наземь. Туры не боятся ни зверя, ни человека, и нападения их тем более устрашающе, что такое мощное животное двигается необычайно быстро, а рога его направлены вперед, в то время как у обычных быков они округлены в обратную сторону.

Туры водятся в Герцинском, самом большом лесу Германии, простирающемуся вдоль берегов Каспийского моря до Индии. Их рога, как утверждают Исидор и Солин, столь велики и вместительны, что, украшенные золотом и серебром, на королевских пирах используются вместо винных чаш. По вкусу мясо туров не отличатся от мяса обычной говядины, но готовится с прибавлением различных специй и варится долго, отчего совершенно утрачивает свойственную ему жесткость.

Туры бывают разных пород. Одни имеют высокие длинные рога, другие же — короткие, толстые и очень мощные. Быки такой породы водятся в дебрях Герцинского Леса у границ Литвы и Руссии. Мне пришлось видеть несколько таких животных один раз в парке при великолепном дворце Балице светлейшего короля Сигизмунда I в 1528 году, когда еще был жив славный муж Бонер 444. Эти животные содержались для нужд дворцовой кухни.

Немецкий историк Франциск Иреник описывает туров такими словами: «В Германии водятся буйволы, превосходящие размерами всех известных быков, хотя обликом своим отличаются от них немногим, разве что длинной бородой и довольно короткими рогами по сравнению с их огромной величиной и силой». Цезарь и Солин пишут, что турьи рога служили сосудами для винопития. Вергилий в кн. II «Георгик» говорит: « Дикие буйволы беспрестанно с косулями в играх», а в кн. III: « Коровы священные и несравненные туры на закланье Юноне к вершине влекут колесницы».

[Гл. 36 опущена]

18_37.jpg (37065 Byte)

О лисицах и их хитроумии

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

В Северных странах водится бесчисленное множество зайцев и лисиц, весьма разнообразных и изменчивых по окрасу шерсти, что может считаться одним из чудесных зрелищ, являемых людям самой Природой. В северных лесах водятся лисицы черные, белые и рыжие, встречаются т. н. крестовые лисицы с изображением креста на спине и лисицы, мех которых отливает голубизной, и всем им присущи отменные хитрость и коварство.

Весьма ценным считается мех крестовых лисиц, у которых на спине самой природой сотворен черного цвета крест, эти шкурки оцениваются также по размерам и внешнему виду. Крест на спине у лисицы появляется лишь по достижению ею зрелого возраста. Однако наиболее ценным считается мех черно-бурых лисиц, и князья московитов облачаются в одежды из такого меха, когда ведут прием иностранных послов, о чем уже говорилось в гл. Х одиннадцатой книги.

Московиты, руссы и татары ведут большую торговлю черно-бурыми мехами, хотя всегда есть подозрение, что такой мех подделывается: шкурки куниц и соболей коптятся в дыму смолистых факелов, как об этом уже говорилось ранее в гл. ХХI шестой книги. Белые и голубоватые меха ценятся гораздо меньше, потому что их много, а также потому, что шерсть легко отделяется от кожи, так как ворсинки прикреплены к ней очень слабо.

Кое-кто, то ли прельстившись новизной, то ли пользы ради пользуется покрывалом из различных мехов, что, несомненно, хорошо защищает от холода и долго держит тепло. Такие покрывала легки и особенно хороши для пожилых людей.

Рыжие лисицы распространены более всех упомянутых нами и водятся повсеместно. Оставляя следы на снегу, они становятся легкой добычей опытных охотников и их собак, точно так же, как по следам охотники находят зайцев, медведей, оленей, волков и рысей. Летом же собаки находят зверей по запаху следов.

[Гл. 39-44 опущены]

18_45.jpg (28801 Byte)

О свирепости оборотней

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ

В пятнадцатой главе говорилось о множестве разного рода волков, а потому я подумал, что при окончании книги о диких животных следовало бы рассказать и о людях, перекидывающихся в волков, хотя Плиний в кн. VIII:22 445 объявляет все подобные рассказы пустыми легковерными выдумками из области сказок. Однако в странах, простирающихся на север, такое встречается во множестве даже в наши дни. Обитатели Пруссии, Ливонии и Литвы круглый год терпят большой урон от волков, пожирающих домашних животных, особенно оказавшихся в лесу даже невдалеке от стада. Однако они считают, что еще больший урон наносят люди-оборотни.

В ночь перед Рождеством Христовым перекидывающиеся в волков люди собираются большими стаями в условленном месте и с невиданной свирепостью накидываются как на людей, так и на другие нехищные существа, а потому жители, обитающие невдалеке от таких мест, терпят гораздо больший урон, чем от настоящих волков. Хорошо известно, что волколаки нападают на жилища лесных обитателей с невероятной жестокостью, стараясь выломать двери в постройках с тем, чтобы пожрать как людей, так и все живые существа, находящиеся внутри. Они вламываются в погреба и подвалы, где хранятся бочонки с пивом и медовыми напитками, и опустошают их, после чего сваливают пустые сосуды в кучу посреди подвала, водружая их друг на друга, чем в своем поведении они и отличаются от обычных волков 446.

Среди местных жителей бытует поверье, что место, где ночью отдыхал оборотень, приносит несчастье. Если с человеком что-либо случается в таком месте, к примеру, его сани опрокидываются в сугроб, это предвещает несчастному путнику смерть течение года.

На границе Литвы, Самогитии и Куронии есть стена, стоящая на развалинах старинного замка, где в наши дни собираются тысячи таких существ и состязаются в ловкости, перепрыгивая через эту стену. Тот же, кто не сумеет достаточно ловко сделать прыжок и падает, подвергается избиению вожаками стаи.

Вообще же сейчас, с большой уверенностью утверждают, что среди толпы оборотней немало магнатов и высшей аристократии этих земель. О том, как они пали жертвой этой мании, сопротивляться которой в некоторых случаях невозможно, и как происходит такое ужасное превращение, будет рассказано в следующей главе.

18_46.jpg (28872 Byte)

О превращении людей в волков

ГЛАВА СОРОК ШЕСТАЯ

Вне всякого сомнения, Плиний — первейший среди тех, кто занимался естественной историей и писал о ней. В приведенным выше рассказе я цитирую извлечения из Плиния, где он упоминает известного греческого автора Эванта, который рассказывает, что жители Аркадии, избрав по жребию человека из рода некоего Анта, приводят его к какому-либо озеру, где тот раздевается, вешает одежду на дуб , переплывает озеро, превращается в волка и уходит со стаей в безлюдные места, где пребывает девять лет, а потом возвращается к тому же озеру и вновь становится человеком, но постаревшим на девять лет. Такие метаморфозы не кажутся Плинию правдоподобными, и он считает их лживой выдумкой, хотя в защиту Эванта выступают Агриопа 447 и многие другие авторы, потому в подтверждение здесь будут приведены примеры превращений, происходящих в упомянутых странах и в наши дни.

Иногда человек, будь то германец или уроженец тех стран, вопреки воле Божией вдруг страстно желает нового порядка вещей и хочет попасть в компанию этих проклятых существ. Такое противоестественное превращение может произойти, если человеку, желающему стать волколаком, искусный чародей, произнеся нужное заклинание, преподнесет чашу с пивом, тот выпьет ее, изменит свой облик и вместе со всей стаей станет причинять вред и даже убивать своих бывших собратьев людей и уничтожать их стада. Со временем он может по желанию вернуться в прежнее обличье.

О примерах превращения людей в волков и наоборот

ГЛАВА СОРОК СЕДЬМАЯ

А теперь мы приведем некоторые примеры. Однажды некий человек благородного звания проезжал по бескрайнему лесу в сопровождении нескольких находящихся в рабском состоянии жителей ливонской деревни, весьма искусных в чародействе, что свойственно многим обитателям этих мест. День клонился к вечеру, но приюта путники так и не нашли, а потому вынуждены были заночевать в лесу. Кроме того, их терзал голод, так как припасов у них было совсем немного.

Тогда один из сопровождающих неожиданно предложил помощь, попросив остальных не беспокоиться, узрев что-либо необычное, а он позаботится о пропитании, так как видел невдалеке пасущееся овечье стадо. Он сказал, что быстро и без труда добудет овцу, и путники смогут приготовить жаркое себе на ужин. После того, он отошел в лес, где никто не мог его видеть, и изменил свой облик, перекинувшись в волка. Такое превращение ничем не отличается от превращения в волка Ликаона 448, хотя тот был превращен в зверя за свое преступление. Овидий пишет в кн. I «Метаморфоз»:

Воет, пытаясь вотще говорить. Уже обретают
Ярость былые уста, с привычною страстью к убийству
Он нападает на скот, — и доныне на кровь веселится!
Шерсть уже вместо одежд; становятся лапами руки.
Вот уж он — волк, но следы сохраняет прежнего вида:
Та же на нем седина, и прежняя в морде свирепость,
Светятся так же глаза, и лютость в облике та же.
449

Затем оборотень что есть мочи бросился к овечьему стаду, похитил овцу и, взвалив ее на себя, побежал обратно в лес, но бежал так быстро, что перед каретой хозяина предстал еще в облике волка. Его товарищи с благодарностью приняли злодейскую добычу и спрятали ее в своих повозках. Волк же снова убежал в лес и вернулся к своим спутникам в уже человеческом обличье.

Опять же, несколько лет назад в Ливонии, где людей рабского состояния больше, чем в какой-либо другой стране христианского мира, жена одного человека благородного происхождения поспорила со своим слугой, утверждая, что превращение человека в волка невозможно. В ответ на это слуга заявил, что с ее позволения он немедленно даст свидетельство обратного и бросился в погреб, откуда через краткое время появился уже в облике дикого волка. Когда оборотень бежал через поле к лесу, собаки стали преследовать его. Волколак отчаянно защищался, но все же собаки повредили ему глаз, а потому назавтра слуга предстал перед хозяйкой уже одноглазым.

Упоминаемый Плинием Эвант также подтверждает это, описывая случай, когда человек пробыл волком девять лет и вновь стал человеком, но постаревшим на девять лет. Очевидно и то, что у человека, утратившего какой-либо член в обличье волка, после возвращения в прежний облик не хватает именно того самого члена.

В памяти людей еще свежи воспоминания о том, как герцог Пруссии, не веривший в подобные метаморфозы, попросил одного плененного колдуна показать, может ли человек превратиться в волка, что и произошло. Однако герцог, не желая, чтобы подобное богопротивное деяние осталось безнаказанным, приказал сжечь чародея на костре. Ибо такие мерзости подлежат самому суровому наказанию как по божиим, так и по человеческим законам.

КОНЕЦ XVIII КНИГИ


Комментарии

424. Практически все авторы, на которых ссылается Олаус Магнус, в разных вариантах пересказывают Цезаря и Плиния:

VI:27. Водятся и так называемые лоси. Строением тела и пестротой они похожи на козлов, но несколько больше их, рога у них тупые, а ноги без связок и сочленений. Поэтому они не ложатся, когда хотят спать, и раз они почему либо упали, то уже не могут ни стать на ноги, ни даже приподняться. Логовище им заменяют деревья: они к ним прислоняются и таким образом спят, немного откинувшись назад. Как только по их следам охотники откроют их обычное убежище, то в том же месте они либо подкапывают все деревья в корне, либо надрезывают их, но настолько, чтобы вообще казалось, что они крепко стоят. Как только лоси, по обыкновению, прислоняются к этим непрочным деревьям, они валят их своей тяжестью и вместе с ними падают сами. (Гай Юлий Цезарь, Записки о галльской войне. Перевод. М. М. Покровского.)

XVI:39. Север же поставляет табуны диких лошадей, точно так же, как Азия и Африка — ослов, а также лосей, которые, если бы не более длинные уши и шея, похожи на молодых быков. Поставляет север ж особый вид лосей — ахлис, родиной которых является остров Скандинавия. В нашем городе (Риме) это животное никогда не видели, хотя ходят многочисленные рассказы о том, что оно вполне похоже на (обыкновенного) лося, но ноги у него не сгибаются и потому оно спит не лежа, а прислонившись к дереву, и что подрубленное дерево используют в качестве ловушки; с другой стороны, быстрота его замечательна. К тому же оно отличается удивительной быстротой. Верхняя губа у него огромная, и потому на пастбище это животное пятится назад, чтобы не зацепиться губой при продвижении вперед. (Плиний Старший. Естественная история. Перевод И. Ю. Шабага.)

425. Плиний, Естественная история кн. VIII:XXXV. 87: … природа сделала ихневмона их (змей) смертельным врагом. Очевидно здесь речь идет о мангусте.

426. XXXVII. 90: … Тем временем ихневмон, дождавшись, когда расслабившийся от удовольствия крокодил погрузится в сон, подобно некоему снаряду ввинчивается в его горло и начинает вгрызаться в желудок. (Перевод И. Ю. Шабага) И далее вольный пересказ Плиния кн. VIII: XXXVIII:91-93

427. Обширная компиляция из произведений Бартоломея Английского, Альберта Великого, Плиния, Винсента из Бове и др.

428. Хоть в заглавии указано имя Гая Юлия Солина, автор в большинстве вольно пересказывает Геродота, кн. IV:109 «Мельпомена» и Плиния, кн. XXXII: XIII:27, 28.

429. Jerff (совр. шведск jarv), немецк. Vielefrass, лат. Gulo — все эти слова переводятся как «обжора», но в наше время и как «росомаха».

430. Имеется в виду польский историк Матвей Меховский. Автор пересказывает выдержку из его трактата «О двух Сарматиях» (Tractatus de duabus Sarmatiis)

431. Дамаст, иначе камка, камчатка — атласная ткань с блестящими переливчатыми узорами.

432. Пересказ Плиния:

«Естественная история»:VIII:LVII:137. Рыси при рождении выделяют жидкость, которая, затвердевая или высыхая, превращается в сверкающий драгоценный камень густого красного цвета с огненными прожилками: его называют «рысьей водой». Отсюда происходит широко распространенное мнение о том, что таким образом образуется янтарь. Рыси узнали об этом и хорошо об этом помнят, и из ненависти присыпают свою мочу землей, чтобы таким образом она затвердевала быстрее.

VIII:XXXIV: 84. Говорят, что если рысь посмотрит назад, то забывает о пище даже в том случае, если очень голодна и жадно ее поглощала, и что она оставляет добычу и отправляется на поиски новой. (Перевод И. Ю. Шабага)

433. Плиний, «Естественная история»:VIII:XXXIV:80. Впрочем, точно так же в Италии считают, что взгляд волков смертелен и что человек временно теряет голос, если они взглянут на него прежде, чем он их заметит. Волки, рожденные в Африке и в Египте, малоподвижны и невелики по размеру; те же, которые рождены в более холодных странах, злобны и жестоки. Мы должны уверенно считать, что рассказы о людях, превращенных в волков и затем снова принявших человеческий облик, лживы; в противном случае нам придется верить всем россказням, которые, как показал опыт прошедших веков, являются выдумками. Тем не менее, мы укажем на происхождение этого широко распространенного суеверия, из-за которого оборотней осыпают проклятиями. (Перевод И. Ю. Шабага)

434. Доврефьелль — горная цепь в Норвегии, тянущаяся на 160 км с ыостока на запад и 65 км с юга на север. В настоящее время — национальный парк Доврефьелль-Сунндалсфьелла.

435. Из Плиния «Естественная история»:VIII:LII:123.

436. Ссылка на Павла Диакона, «История Лангобардов», IV:37, где он рассказывает очудесном спасении своего прадеда, которого волк вывел к людям.

437. Севенны — хребет в Центральном горном массиве Франции.

438. Ссылка на книгу Винсента из Бове «Зерцало историческое», XXVII:87 и XXIX:16.

439. Руссы — Олаус Магнус руссами называл новгородцев.

440. Литовцы — к современному этнониму не имеет никакого отношения. В те времена территория современной Литвы называлась Самогитией, Жмудью, Жемайтией, но не Литвой. Литовцами, литвинами назывались предки современных белорусов, чья территория входила в состав Великого княжества Литовского, Русского и Жамойтского. Обратите внимание на эту титулатуру.

441. Роксоланы — в средние века роксоланами часто называли как руссов,так и московитов. То есть названия народов еще не устоялись, этнонимы часто смешивали.

442. Свидригайло (1370-1452) — князь Витебский, Полоцкий, Волынский, Великий князь Литовский, окончил жизнь в Луцке. Легенда о его смерти не имеет историчекого подтверждения.

443. Готическая карта — она же знаменитая Морская карта (Carta Marina), описанием и приложением к которой и является данный труд.

444. Скорее всего, авторская неточность. Дворец в Балице принадлежал не королю, а семейству Бонеров, банкиров и купцов, выходцев из Германии, игравших заметную роль при польском короле Сигизмунде Первом Старом (правил Польшей в 1506-1548 г. г.) Судя по дате, 1528 г., здесь речь идет о Северине Бонере (1486-1549), который и устроил при фамильном дворце парк с животными и экзотическими растениями.

445. Плиний «Естественная история» VIII:XXXIV:80: «…Мы должны уверенно считать, что рассказы о людях, превращенных в волков и затем снова принявших человеческий облик, лживы; в противном случае нам придется верить всем россказням, которые, как показал опыт прошедших веков, являются выдумками…» (Перевод И. Ю. Шабага)

446. Другими источниками не подтверждается.

447. Агриопа, у Плиния Аполлас — автор произведения о победителях Олимпийских игр, повествует о том, как житель Аркадии Деменет превратился в волка. В «Естественной истории», кн. VIII:XXXIV:80-82 Плиний высмеивает и называет выдумками все сообщения о превращении людей в волков.

448. Ликаон — в греческой мифологии царь Аркадии, превращенный Зевсом в волка за то, что пытался угостить грозного бога блюдом из человеческого мяса. Правда, по другой версии мифа, разгневанный таким святотатством Зевс испепелил молнией Ликаона с чадами и домочадцами.

449. Перевод Шервинского С. В.

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019