ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О ЦЕРКОВНЫХ ПОРЯДКАХ

КНИГА ШЕСТНАДЦАТАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ранее описывались различные виды деятельности северных народов, связанные с жестокими военными схватками, строительством зданий, общественными отношениями и веселыми празднествами, придающими новые силы этим людям, живущим в таких жестких условиях, описывались и то, как они проводят традиционные празднества, которые, подобно другим народам, они отмечают каждый год в соответствии с календарем.

Теперь же следует добавить кое-что более значительное, а именно, как обитатели Севера приобщаются к Церкви после того как шестьсот лет назад они приняли крещение, как с самого детства их тщательно приучают к добродетельной и благопристойной жизни, научают чтению и письму, после чего с самого раннего детства и до преданиях их земле по католическому обряду, они ведут похвальный образ жизни, оставляя потомкам свое честное имя и святые труды.

Господь в то тяжелое время ниспослал им искусных наставников, которые непрестанно стремились искоренить языческие суеверия, постепенно взрастить семена истинной веры и превратить жестокость в благородство, обуздывая и превозмогая грешные устремления и помыслы. Cвоим рвением и упорством они добились того, что обитатели северных стран стали послушными приверженцами святой Церкви и не предпринимали никаких действий как на море, так и на суше, не вели никаких дел без благословения священников.

Еще будет рассказано о бессмертной славе некоторых властителей, а равно и о проклятии святотатцев, лежащем на них до тех пор пока они не очистятся покаянием, без которого они и их наследники будут противны Господу и людям из-за сотворенных жестокостей.

16_01.jpg (38607 Byte)

О школах и обучении юношей

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Что же касается великих наставников древности, то все они, особенно Платон во многих книгах своего труда «Законы», говорили о тщательном и заботливом воспитании и образовании детей и юношей. Тот, кто читал эти книги, или хотя бы слушал извлечения из них, не может оценить их в достаточной мере, чтобы полностью следовать им. Сам Платон был человеком в высшей мере одаренным мудростью, а потому заботился о воспитании и образовании молодежи того возраста, склонности и пристрастия которой, как говорил Соломон, очень трудно определить. Он утверждает, какое воспитание получит юноша, таким будет и его служение своей державе.

Это было давно замечено у обитателей Севера, потому что они посылали своих юношей обучаться и заимствовать опыт у гениальных греческих наставников, и народы жили в добром согласии и оказывали друг другу разнообразные услуги. У готов было немало и своих опытных наставников, весьма сведущих как в деле воспитания юношества, так и в делах управления государством. Такими были, например, Зента 342, Дикеней 343 и пифагореец Сальмоксис 344, а также у них были Заробии, Терейи и Пилеаты 345, из которых впоследствии избирались короли и жрецы, подобные Этрнеспанту, Хавалу и Фридигерну 346. У этих наставников древние готы научились всему лучшему, что и оставили в наследство своим потомкам, дабы те уразумели, что невежество и порождаемое им зло могут быть рассеяны соблюдением правил, установленных праведными философами, если воспринять эти установления, как призыв Господень к добродетельной жизни.

Задача этих философов состоит в том, чтобы люди по их учению познали как дела божественные, так и дела человеческие. Таким образом человек может познать две главные вещи: суть натуры человеческой и путь к добродетели, отрицая зло и невежество. Путь этот происходит из разумного научения и необходимого ограничения своих страстей, и к этому следует стремиться как главной цели для познания и мудрости. Однако иные предпочитают обретать опыт более путем действия, чем дискуссий. Поступая таким образом, они становятся более все более опытными мужами.

[Гл. 2 пропущена]

Об отцовском благословении детей

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

На рисунке к первой главе этой книги изображен почтенный старец, обучающий маленьких детей, которые стоят перед ним на коленях. Благочестивый читатель правильно поймет смысл этой картины: в Северных странах издавна повелось у мирян и их потомков, что дети — как мальчики, так и девочки — в возрастной очередности — перед отходом ко сну должны прочитать «Отче наш», молитвою восславить Божью Матерь и получить отцовское благословение. И до наших дней сохранился этот священный обычай почитания родителей, пришедший к нам из старых времен, когда святая вера еще только укоренялась среди северных народов.

Самая большая забота родителей — это отвратить детей от дурного общества и тем самым уберечь их от испорченности нравов. Верные добрые друзья не менее родителей должны отвечать, следить и научать, чтобы дети вели себя благопристойно как дома, так и вне его.

Что произносить, благословляя детей, мирян должны научать приходские священнослужители, произнося в проповедях слова из шестого раздела Книги Чисел: «Так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» 347.

Держась этого священного обряда они не испытают позора, если дети будут послушны и не воспротивятся наставлениям отца, не выказывая неповиновения ни словами, ни делами. Я знаю людей, которые даже в наше время отвергали родительские благословения из-за обиды и неверия. На них обрушивались разные бедствия, и довелось испытать им и бедность, и бесчестье, и многие беды.

О вознаграждении учителей

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

В северных странах вознаграждение школьным учителям выплачивается не из общественной казны как это делается в Италии, Испании, Франции, Германии — странах, имеющих славные академии, а из церковной десятины и годового дохода епископа, а также из доли по завещанию после кончины ректора или викария. Доля выплачивается по разрешению епископа и капитула в размере от трех до четырех марок серебром, а может и меньше, или равнозначным объемом имущества, смотря по объему наследства. Это считается исполнением долга предков перед потомками.

Будет полезно и поучительно привести здесь письмо короля готов Алариха римскому сенату, приведенное Кассиодором в IX книге: « Нам стало известно, что дела сыновей по закону переданы в руки отцов, то есть именно тех, кто обязан думать о развитии молодых людей и дальнейшем изучении наук римских. Нам кажется невероятным, что вы относитесь к развитию ваших отпрысков с меньшим вниманием, чем к благосостоянию вашего общества. В своей неустанной о вас заботе мы недавно узнали, что учителя римской школы риторики не получают за свой труд положенное им вознаграждение, а помимо этого нам стало известно, что по торговым соображениям некоторых лиц, выделенные школьным учителям средства отняты у них в полном объеме. Совершенно очевидно, что оплата труда учителей поощряет развитие и изучение свободных искусств, а потому мы считаем преступным и осуждаем любое изъятие средств, положенных на обучение молодежи; мы считаем, что будет значительно полезнее поощрять учителей за их ценный труд, увеличивая вознаграждение. Первоначальное обучение грамматики есть прекрасная основа знания языка, такая учеба суть великая матерь элоквенции, ибо кто может похвальным образом упорядочить свои мысли, тот может без ошибки и высказать их. Ошибки в речи недопустимы, как недопустимы преступления для благомысленых людей». 348

Если отец видит, что его сын обладает большим разумом и большими способностями к учению, то никакие низменные и алчные расчеты не должны удерживать его от самой высокой платы за обучение сына; нужно как можно скорее призвать лучших учителей, способных обучить мальчика вольным искусствам — ведь сама природа сотворила ребенка таким. Нет ничего более желанного для родителей, чем видеть своих сыновей учеными, мудрыми и увенчанными пальмой первенства и всячески восхваляемыми. Цицерон часто обращается к сыну, говоря, что нет для него ничего более желаемого, чтобы сын превзошел отца в искусстве письма. И самое худшее — это мнение некоторых родителей нашего времени, что дети никогда не превзойдут мудростью своих отцов. А более всего отвратительно безудержное потакание родителей сыновьям, от чего те вырастают дряблыми, трусливыми и женоподобными, как о том говорит Платон в своем труде «Горгий» 349

И как невыносимо тяжело выдержать удары бича, так же тяжело пребывать под властью женоподобного своенравца, воспитанного в неге и распутстве. Какую справедливость может явить он к обиженным, какое милосердие к несчастным, если он вырос в пороке и неизвестно ему сколь труден путь добродетели и благочестия?

О сходстве искусств

ГЛАВА ПЯТАЯ

Как музыкант в гармонии с поющим хором производит сладостную мелодию, так и грамматик, выстраивая слова в нужном порядке и с нужным ударением, умеет создавать стихотворения с удобной для декламации метрикой. Грамматика есть магистр словесности, она украшает род человеческий и чтением помогает нам постигнуть красоту древних учений и советов. Короли варваров не пользовались ею, она лишь обслуживала законы тех властителей. Другие племена и народы тоже владели оружием, но элоквенция 350 была подвластна только повелителям Рима. Она была боевой трубой, звучавшей как при противоборстве ораторов и знатоков гражданского права, так и при восхвалении самых благородных аристократов.

«В этой связи, почтенные господа сенаторы, пусть будет вашей заботой, чтобы школьные учителя: грамматики и риторы , не говоря уже о законотолкователях, сполна получали свое вознаграждение. И чтобы невежество не процветало, наставники должны через полгода получить половину договоренного вознаграждения, а по истечении года следует выплачивать остальную часть. Таким образом, они не будут зависеть от чьих-то прихотей, которые ужасающе царят в настоящее время.

Если для увеселения народа мы тратим большие деньги на ненужные зрелища и лицедеев, то не лучше ли было бы истратить их на вознаграждение людей, трудом которых мы познаем добрые обычаи и законы, а обученные ими прекрасные ораторы с большой пользой служат в судах? Что же касается положения таких учителей словесности, то мы приказываем вам, почтенное собрание, объявить им следующее: поскольку воплощается наша забота об их вознаграждении, они обязаны уразуметь, что нужно прилагать все усилия для развития и обучения наших юношей 351». Король Теодорих в книге II:6 утверждает, что такие хорошо обученные молодые люди, могущие соревноваться в красноречии и знании законов с искусными ораторами, будут весьма полезны как в судах, так и в посольствах. «Это великое искусство противоборствовать с мастерами слова, имея твердость выступать в присутствии людей, наперед знающих, что ты будешь делать и говорить 352».

Более современные и подробные замечания о пользе обучения в школах можно прочитать в труде известного доктора Брунуса «О еретиках», книга VI, гл. 5.

16_06.jpg (36065 Byte)

О ритуале Дня Очищения Пресвятой Девы

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Помимо всего прочего, для воспитания молодежи в благочестии и богопослушании в северных странах применяют средство, унаследованное от праотцов: когда обитатели этих стран еще коснели в язычестве, они постоянно поддерживали огонь в капищах, где поклонялись своим богомерзким идолам и демонам, а шестьсот лет спустя, отрекшись от языческих заблуждений и приняв христианскую веру, они легко восприняли похожий обряд возжигания восковых свечей в День Очищения Пресвятой Девы Марии 353. Свечи эти освящались приходским священнослужителем, а затем со смиренными молитвами в честь Пресвятой Богородицы совершался торжественный крестный ход вкруг церквей и церковных кладбищ.

Этот высокопохвальный обычай существует и по сей день, и пребудет вечно, несмотря на дерзость и неразумие некоторых обновителей, чей путь лежит во тьме, покрывающей всю их жизнь и скрывающей от их взора всепобеждающий свет веры, добродетели, пребывающей в сияющем свете лампад и в руках подающих милостыню истинных христиан 354.

Но преуспевают они со своими безбожными намерениями далеко не повсеместно, ибо Христос — этот источник света и откровения для язычников — оберегает добрые обряды и по воле Его они неизменно пребудут в лоне католической Церкви. Сохраняется и этот обряд освящения, и все родившие детей женщины по истечении сорока дней после родов, прежде чем войти в храм, должны пройти очищение, освятив свои горящие свечи у священнослужителя. Поскольку этот давний обычай помогает вести спокойную, не причиняющую никому вреда и обид жизнь, то неудивительно, что люди сурово относятся к тем, кто презирает этот священный ритуал и пренебрегает им.

Почти все обитатели северных стран стремились соблюдать древнюю чистоту нравов и добромыслие, чтобы жизнь их вместо призрачных теней наполнилась настоящими делами и чтобы не исчезли подобно струйке дыма те, кто уже готов принять и вести подобающую истинному христианину жизнь. Примером и уподоблением себе они могли склонить чужеверных людей к добродетели и истинной вере, с осторожностью, не подвергая опасности свою жизнь и не причиняя вреда никому другому.

[Гл. 7-11 опущены]

16_12.jpg (36875 Byte)

О гостеприимстве гётов и других северных народов

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Сама природа вынуждает смертных помогать друг другу, чтобы сделать жизнь не столь трудной, хоть человек так еще и не уяснил, что она благосклонна к каждому, кому дарованы подобные друг другу фигуры, а поэтому она следит, чтобы человек думал не только о своих собственных делах и нуждах, отказываясь помочь нуждающемуся ближнему, хотя без труда мог бы сделать это. Отвратительно, если вначале приветливо зазывают к себе гостей, а потом угрозами вымогают непомерную плату за гостеприимство. Любой, кто питает такие грязные намерения, желая получить нечестный доход, совершенно не понимает, что совершает разбой и подлежит наказанию.

Истинная добродетель и человеколюбие проявляется в том, что один отнимает у себя и подает другому. Поступающий так никогда не получает выгоды от такого поступка, но вознаграждением ему послужит ответное благодеяние за доброту, а сознание того, что был совершен такой благородный поступок, вселяет в душу покой и умиротворение, и это гораздо больше, чем получать грубые телесные удовольствия. И не может быть никаких сомнений, что Господь не оставит без вознаграждения такие благочестивые деяния.

Помещенный выше рисунок показывает великую благодать Господа, вручившего чудесный дар гостеприимства ранее других обитателей Севера гётам и свеям, которые считают пустым день, когда не удается почтить своим радушием какого-либо странника.

О гостеприимстве свидетельствуют чужестранцы

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

Альберт Кранц, славный историк и бытописатель народов сказал об этом так: «Хотя все гиперборейские народы славятся своим гостеприимством, однако первенствуют в этом свеи и родственные им гёты. Великим позором у этих народов считается отказать путешественнику в пристанище, и можно сказать, что они соперничают в том, чтобы проявить великодушие и приютить у себя пришельца, окружить его заботой, как того требуют правила гостеприимства, и позволить провести у себя сколь угодно времени, не взимая никакой платы за все хлопоты. А когда гость уходит, они рекомендуют его своим друзьям, чьи жилища могут встретится на пути странника». Так он утверждает.

И действительно, они без колебаний дают спешащему путешественнику своих вьючных или верховых животных на сколь угодно длительное время, и с удовольствием проводят гостя до перепутья, чтобы указать правильную дорогу 355. Они уговаривают гостя без стеснения пользоваться их гостеприимством и услугами, не помышляя даже о вознаграждении за эти добрые дела, ибо знают, насколько важно быть любезным и дружелюбным с гостями, которые впоследствии поведают о их добродетельности всем далеким и соседям и разнесут их добрую славу среди многих чужеземных народов. Кроме того, от гостей можно услышать много полезного об архитектуре и других вещах, сведения о которых можно с успехом применить и в своем хозяйстве.

Поэтому уезжающих гостей они щедро одаривают дорогими мехами, и серебряной посудой, а гости в свою очередь благодарят хозяев за гостеприимство и обещают при случае оказать им такую же любезную и бескорыстную помощь.

Об опасностях от неблагодарных гостей

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Однако естественно и то, что этот народ относится с оправданной строгостью и даже жестокостью к тем, которые пользуясь гостеприимством хозяина, совершают постыдные поступки ( что случается крайне редко) и , охваченные похотливыми желаниями, пытаются удовлетворить их, обесчестив жену хозяина, или его дочь, или служанку. В ответ на это мужчины готовы в любой момент отомстить нечестивцу любым, самым жестоким образом и неутомимо преследуют его, не останавливаясь перед убийством негодяя. Такие поступки они считают смертельным оскорблением, нанесенным им в ответ на бескорыстно сделанное доброе дело.

Недолго будут желанными гости, одежда или вещи которых источают какие-нибудь сильные тяжелые запахи, например, мускуса, так как у женщины, вдыхающей такие ароматы, может случиться выкидыш, и местные жители считают таких путешественников замышляющими нечто злое против их королевства. Такие острые запахи чаще всего сопутствуют руссам, московитам или данам, которые жестоко избивают селян, если те выражают гостям свое неудовольствие.

Гость, который в опьянении забывает о благоразумии и чести, затевает злобную ссору, проявляя свой не столь воинственный, сколь драчливый нрав, воспаленный употребленными напитками, может оказаться на улице даже в самый сильный мороз. И вполне возможно, что вследствие этого он осознает собственную глупость и далее, находясь в чужих домах, будет вести себя более благоразумно и не злоупотреблять гостеприимством хозяев, чтобы избежать повторения подобных уроков. Что же касается тех, кого могут выгнать из дома в летнее время, то большой опасности для них нет, так как летом обычно стоят мягкие теплые погоды. Гораздо большая опасность состоит в том, что о таком госте разносится дурная слава, и нигде больше ему не окажут надлежащего гостеприимства и не примут с честью в добропорядочном обществе.

[Гл. 15-19 опущены]

О молении в церквях

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Когда обитатели самых отдаленных северных селений отправляются в церковь своего прихода, они не берут с собою никакого другого оружия кроме арбалетов, мечей и топоров. Арбалеты они берут на случай встречи с дикими животными: огромными медведями или волками, которые всегда ненасытны и прожорливы, но как никогда в иное время года, они голодны в эти три месяца: январь, февраль и март.

Прежде чем отправиться в путь, жители Севера приносят обет Господу, обязуясь пожертвовать церкви шкуру зверя, которого им удастся добыть в пути, и шкуру эту постелить у подножия святого алтаря, чтобы священник вступил на нее во время отправления мессы. И обет этот они исполняют с неукоснительной честностью. Такой обычай возник потому, что священнику, совершающему богослужение, в жестокие зимние морозы лучше стоять на медвежьей шкуре. Если же добычей будут волк, рысь, лиса или какое-либо другой дикий зверь, то для церкви закупаются свечи на сумму, равной стоимости этих шкур.

Ранее я говорил, что с собою они берут мечи, и это для того, чтобы попав в засаду, могли ответить силой на силу. Топорами же они, расчищая себе путь, рубят деревья, сваленные на дорогу ужасными зимними бурями, или быстро восстанавливают поврежденные внезапным наводнением мосты. Вместо дорожных посохов они берут с собою копья, чтобы с их помощью перепрыгивать через небольшие ручьи и полные воды канавы. Помимо этого у них есть еще и покрытые руническими знаками календарные жезлы, при помощи которых они изучают, а в сомнительных случаях подтверждают и определяют состояние луны и ее движение, а также определяют как праздники в неизменные дни, так и меняющихся по числам. При помощи этих жезлов они разбирают и толкуют предзнаменования на каждый день, исходя их своего богатого опыта, так безошибочно, словно читают раскрытую книгу.

О безопасном хранении оружия в притворе церкви

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Прежде чем войти в приходскую церковь, земледельцы северных стран складывают свое оружие перед церковными дверьми или в притворе 356, не допуская даже мысли, что его могут похитить, а по окончании службы они забирают его и отправляются домой. Особенно строго этот обычай соблюдается в мирное время. Застигнутый за кощунственным нарушением этого обычая, по закону предков подвергается строгому наказанию. Человек, виновный в таком страшном преступлении, может быть подвергнут и более жестокому наказанию, потому что кроме всего прочего, он посягнул еще и на свободу, безопасность и привилегии Церкви. Те же, кто из засады нападает на едущего в церковь путника и наносит ему раны, наказываются в соответствии с особым королевским законом, потому что это преступление считается особо тяжким, и наказание за него определяет королевский суд, что подтверждается как священными канонами, так и имперскими установлениями.

В Проблеме 111 о неприкосновенности Плутарх говорит: « В старину жрецы были столь почитаемы, что находясь пред храмом или алтарем, они были олицетворением бога и его священного образа и были доступны для всех нуждающихся и просителей, и любой мог найти убежище у алтаря, и никакими угрозами и устрашениями изгнать его оттуда было нельзя. Поэтому их ложа стояли у самых дверей храма. И тот, кто припадал к ногам жреца, в тот день оказывался в безопасности и немедленно освобождался от цепей и избавлялся от бичевания и других наказаний за совершенные ранее проступки. Цепи же выбрасывались не через дверь, а через крышу 357»

Достойно сожаления, что в наши дни злобные нечестивцы не закованы в цепи, а сами безжалостно заковывают других, грабят и оскверняют церкви, убивают священнослужителей, смиренно молящих всевышнего о милосердии. Однако следует напомнить о написанном: «Благоволит Господь в людях своих и возвысил Он кротких во спасение, и обоюдоострые мечи в их руках, чтобы совершать отмщение и заковать царей их и вельмож их в оковы железные и совершить суд предписанный. И в том слава всех святых Его. 358»

[Гл. 22-25 опущены]

О мерзких нечестивцах, их бесславной жизни и ужасном конце

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Пусть самые смелые святотатцы не заблуждаются, а задумаются, даром ли верховные понтифики устанавливали суровые каноны, а императоры издавали жестокие законы против нечестивых осквернителей могил святых мучеников? Им следовало бы обратиться к древней и новой истории и убедиться, что ни один святотатец не избежал жалкой бесславной смерти. Довольно доказательств того можно найти у Трога Помпея, труд которого кратко изложил Юстин. Вот несколько примеров из этого сочинения, которые могут возбудить у христиан страх перед святотатством, если они узнают, как подобная нечестивая дерзость обернулась несчастьем для идолопоклонников.

Юстин рассказывает, как персидский царь Камбис послал войско захватить храм Аммона, но оно погибло от бурь, занесенное песком 359. Царь Персии Ксеркс также послал войско захватить и ограбить храм Аполлона в Дельфах, и все оно было уничтожено ливнями и молниями 360. Затем Филомел, вождь фокейских греков, разграбил храм Аполлона и сам погиб в гуще боя, искупив грех святотатства своей нечестивой кровью 361. Галльский вождь Бренн, пресытившись награбленной на земле добычей, набросился на храмы, отпуская непристойные шутки. Он утверждал, что богатые боги должны проявить щедрость к бедным людям. А позже, не в силах вытерпеть боль от ран, погиб страшной позорной смертью, заколов себя кинжалом 362. Сирийский царь Антиох, будучи убежденным, что необходимость уплатить контрибуцию оправдает святотатство, ночью с воинами напал на храм Юпитера в Диндиме. О нападении стало известно местным жителям, которые собрались и убили царя вместе его воинами 363. После возвращения в Толозу войско Бренна охватило моровое поветрие, и только после того, как все награбленное золото и серебро было брошено в Тулузское озеро, поветрие прекратилось. Спустя много времени его извлек римский консул Цепион, и это кощунственное деяние вскоре стало причиной гибели самого Цепиона и его войска. А римлян в отмщение за присвоение священной собственности, постигла неудачная война с кимврами 364.

[Гл. 27-29 опущены]

Об опасности досаждать родителям и пример раскаяния

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ

Ранее уже говорилось, насколько нечестиво применять насилие к духовным отцам. А теперь, вероятно, следует добавить несколько слов о том, насколько это жестоко досаждать родителям и удручать своим непристойным поведением тех, повиноваться кому понуждает сама природа, ведь наблюдается даже среди тигров и аистов, как они заботятся о престарелых родителях, добывая им пищу и укрывая от холода. Будет уместно привести здесь пример того, как человек может погрешить против этого природного закона, но впоследствии с помощью Творца всей природы вновь исполнять его.

Среди прочих в этом отношении пример благочестия являет король франков Дагоберт 365, некогда вызвавший гнев своего отца короля Лотаря тем, что высек и остриг его советника, поле чего убежал и укрылся в парижской церкви Св. Дионисия, извлечь откуда его было никак нельзя, и он укрывался там долгое время. После смерти отца он унаследовал его трон и возвратился к праведной жизни, о чем свидетельствует его публичное признание своих прежних заблуждений 366.

Если бы гонители святой церкви в соответствующее время хотя бы изобразили подобное покаяние, то возможно, и они сами, и их потомки, и их народы могли бы жить в мире и безопасности, и могли бы они отойти в лучший мир с чистой совестью.

О примере благочестивого и справедливого возмещения ущерба церкви и ее служителям

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЕРВАЯ

«Дагоберт Великий, милостию Божией король франков. Всем дигнитариям его королевства и всем христианам как нынешним, так и имеющим народиться. Мы извещаем вас о кончине своего отца Лотаря, и бремя заботы о царстве отцовском я принимаю на себя, хотя в молодости, движимый легкомыслием, я пренебрегал служением королевству, а наиболее постыдным среди всех моих проступков я считаю разрушение и разорение храмов Господних, и совершал я это, не испытывая страха пред лицом Господа и не боясь осуждения человеческого.

В конце концов, Господь в милосердии своем смирил обуявшую меня гордыню и укротил мое упрямство, карающим посохом исправил беззакония мои и не отказал мне в милостивом прощении. Он вознаградил мое покаяние, даровав надежду на полное прощение, если я воздвигну Божий храм во славу святых апостолов Петра и Павла, чтобы искупить совершенные злодеяния. И тогда, чтобы получить полное прощение наших грехов, мы воздвигли храмы в честь Святой Троицы и Святой Девы Марии, украсив и одарив их со всей королевской щедростью. Дано в монастыре Вайссенбурга, в месяце мае, в лето от рождества Христова 623, в год 23-й нашего царствования 367 Аминь. » Этот монастырь принадлежит ордену бенедиктинцев и находится на берегу Рейна в восьми милях от Аргентората 368.

Далее Сигиберт рассказывает, что в момент смерти Дагоберта некто видел, как его душу повлекли на суд, и многие святые высказали обвинения в том, что он разрушал посвященные им церкви, и демоны уже были готовы унести эту душу в преисподнюю. Но вмешательство святого мученика Дионисия Парижского, которому покойный был всецело предан, спасло душу от адских мук 369. Кроме того, сын этого Дагоберта, Сигеберт, младенец в возрасте сорока дней, которого крестил святой Аманд, ответил, когда тот умолк: «Аминь» 370.

[Гл. 32 опущена]

О наилучшем способе уничтожить несогласия, ереси, схизму и прочие гнусные непотребства

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

Несколько лет тому назад проповедники безбожного Лютерового учения вернулись из германского города Виттенберга в северные королевства и, пренебрегая светскими законами, а равно и каноническим правом, начали в присутствии мирян учинять диспуты о вере, искажать истину и вводить верующих в заблуждение. Они подавляли и запугивали не согласных с ними католиков, понуждая их присоединиться к своему лжеучению, доказывая простым людям, что их догмы есть единственно правильные и верить следует только им.

Наилучшим средством восстановить мир и порядок стало бы вмешательство королей и князей с тем, чтобы своей властью и при поддержке всех добронамеренных людей повергнуть в прах всякое отклонение от старинных канонов церковного благочестия.

И чтобы никто — будь то лицо духовного звания или мирянин — не смел обсуждать ни публично, ни приватно дела и установления католической церкви или выражать сомнения в том, что раз и навсегда определено святыми Соборами. В ином случае могут возникнуть новые ереси, воспрянуть давно побежденные лжеучения, что причинит значительный вред государству и святой Церкви. А разумные указы непоколебимо установят подобающий мир и порядок.

Григорий Назианзи?н 371 свидетельствует , что не каждый может публично обсуждать деяния Господа и сущность их, так как Святое Писание постичь пресмыкающейся по земле невежественной толпе маленьких людей не дано, а потому не все и не перед всеми могут вещать о делах Господних. А говорить об этом можно с людьми, которые имеют разум и упорно занимались, отринув плотские удовольствия, которые чисты телом и душою. Да и как может нечистый прикоснуться к чистому? Ведь такие люди начинают судить о святых делах насладившись песнопениями и чревоугодием, а уши их закрыты для истинного слова Божьего, и в диспутах они видят лишь развлекающую их схватку.

Поэтому нужно обеспокоиться тем, чтобы слушатели ваши были добродетельны и восприимчивы к святым словам, так как божественные тайны доступны лишь чистым от скверны преступлений и святотатства.

[Гл. 34-36 опущены]

16_37.jpg (37057 Byte)

О погребении князей и завещаниях

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Когда жизненный путь, каким бы извилистым и длинным он ни был, заканчивается, то остается последнее зрелище, которое в Северных странах обычно имеет отношение к князьям и знатным людям – это древний похоронный обряд, сохранившийся до наших дней. В древности существовал обычай подвешивать тела скончавшихся вождей на густолиственные деревья, причем особенно почитались дубы, считавшиеся священными деревьями богов тех мест, и таким образом вождь после кончины как бы предавался этим богам. Был также и обычай сжигать тела на костре из можжевельника. А иногда покойника с мечом и булавой опускали в могилу, вырытую на высоком холме, который затем окружали огромными каменными глыбами круглой или квадратной формы.

Скксон Грамматик в книге VIII описывает, как после разгрома датского войска, победитель, шведский король Ринг 372 устроил торжественные похороны погибшего в битве короля Харальда. Далее Саксон утверждает, что победитель, воздав почести павшему врагу, завоевал благосклонность и уважение живых.

Однако когда северные страны приняли христианство, там уразумели, что нынче гораздо лучше, чем в давнем язычестве, можно своевременно упорядочить всё, касающееся спасения души, хозяйственных дел, умиротворения подданных и наследников, а также оплаты всех долгов, что очень важно для жизни и спасения души, для прижизненной славы и потомства. И прежде всего, они совершают богатые приношения церкви, с помощью которых они надеются обрести вечную память для себя и своих потомков, чествуя Господа таким образом.

Но беда в том, что в наши горестные времена имущества, которыми во славу Господа издавна владела святая Церковь, отторгаются у нее низменными уловками забывших Бога людей и передаются в светское владение, несмотря на то, что права Церкви в стародавние годы были закреплены клятвами и присяжными записями с печатями. Поэтому те, которые отнимают у Церкви имущество, завещанное ей в дар предками, совершают настоящее кощунство, потому что все, отданное Церкви для служения Господу, является ее достоянием, правами на которое в полной мере обладают священнослужители. Всякий, кто отнимает что-нибудь у Господа и Церкви, грабит, уничтожает или повреждает церковное имущество, является нечестивцем и осквернителем святыни. Об этом говорит и Амвросий 373.

Таких людей Вайсонский собор 374 называет убийцами неимущих и безбожниками, коих следует отлучать от церкви. Агдский собор 375 также осудил настаивающих на возвращении имуществ, некогда переданных или завещанных церквям и монастырям. И все, кто считает возможным отобрать у церкви ими же ранее подаренное имущество, должны приравниваться к убийцам неимущих и изгоняться из общины.

Но самое мерзкое кощунство совершают те, которые посягают на недвижимое имущество, некогда подаренное Церкви благородными католическими князьями. Это злодеяние должно считаться более тяжким, чем если бы такие люди предались еретикам или схизматикам, и потому, в соответствии с каноническим правом, наказанием может быть отлучение от церкви, проклятие, заключение в тюрьму, изгнание и большой денежный штраф.

[Гл. 38 опущена]

О ложном толковании законов и Священного Писания

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

Такому же наказанию должны подвергаться и те, которые ложным толкованием законов искажает их смысл. Преступниками являются и те, кто при переводе с одного языка на другой Священного Писания, церковных канонов или писаний святых Отцов превратно толкует их, своемысленно добавляя или удаляя что-либо. Если наказанию подвергаются те, кто при оглашении искажает коровлевские эдикты, то не большего ли наказания заслуживают те, кто по кощунственному разумению своему извращает и искажает заповеди Господни, записанные от Святого Духа, придерживаться которых должны все истинные христиане? Таким образом, приступающие к словам Священного Писания и заповедей Господних с тем, чтобы развращенным умом своим извратить их истинный дух и смысл, суть еретики и подлежат наказанию наравне с уголовными преступниками.

Так папа Григорий VII написал Богемскому герцогу Владиславу 376 и запретил переводить Священное Писание на простонародный язык этой страны, как того хотел герцог, потому что в связи с трудностями перевода утратится таинственное величие помыслов и слов Господних, слова эти обесценятся, и люди не станут от того больше почитать Бога, а примутся богохульно употреблять их даже распивая пиво в тавернах.

Тем же, кто возводит ложные обвинения на законодателей и честных законоговорителей, полагается особое наказание, в зависимости от тяжести их преступного оговора. А любому клеветнику, возводящим навет на невиновного, полагается наказание, равное тому, которого он добивался, оговаривая честного человека. И делается это для того, чтобы наветчики и лжесвидетели не оставались безнаказанными. Если же князья, особенно в Северных странах, правят мудро и зорко следят за тем, чтобы все наказания совершались строго по законам страны, то у них не будет много врагов, хотя некоторые враждебные правители беспрестанно возмущают население, разрушают церкви и грабят священнослужителей, провоцируя жестокие бунты против короля. А некоторые и сами учиняют грабеж принадлежащего Богу имущества, или смотрят сквозь пальцы на грабежи, оставляя безнаказанными подобные деяния. Но справедливость Божия восторжествует, и такие владетели понесут суровое наказание, тем более суровое потому, что они сами не предвидели всех бедственных последствий от своих указов 377.

[Гл. 40-44 опущены]

О надругательстве над телами и осквернении могил

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ

Иногда люди вскрывают могилы из-за ненависти к покойным, иногда надеясь отыскать в могиле сокровище, а иногда для того, чтобы из могильной земли вместе с останками покойника вываривать селитру. Совершая такие дикие и жестокие поступки, они бесчестят свои имена, и слава святотатцев переходит на их потомков.

Если говорить о первом случае, имея в виду вражду и ненависть, то в памяти еще свежи гнусные деяния короля Кристиана, о чьей жестокости рассказывалось в 39 главе восьмой книги . В 1520 году от рождества Христова он с помощью предателей одержал победу над войском благороднейшего регента свеев и гётов Стеном Стуре Младшим, который тогда и погиб в битве. Но движимый злобой, надменностью и гордыней, Кристиан не удовольствовался этой победой и приказал извлечь из могилы останки Стена Стуре и его сына, чтобы обесчестить покойного, но поступок этот своей бесчеловечностью лишь опозорил имя победителя.

Еще более отвратительным было то, что король приказал отрубить обгорелые конечности покойного и разослать их в разные части Швеции, надеясь тем самым посеять страх среди населения и показать, какое жестокое наказание постигнет всех восстающих против его власти. Он мог бы хвастаться победой на сильным врагом и заслужить славу полководца, но вместо этого он заслужил славу вечный позор и славу гнусного палача, приказав сначала бросить в костер труп врага, а затем развести его отрубленные руки и ноги по всей стране.

Таким же образом поступил и Сулла с телом Мария. В безумной жестокости своей, он не удовольствовался издевками над живыми недругами, а приказывал выкапывать из могилы вражеские останки, словно это были собачьи кости, и бросать их в реку. Свое же тело он завещал сжечь, боясь, что враги могут надругаться над ним еще более жестоко.

А вот Александр Великий никогда не поступал таким образом. Насколько ужасен он бывал в сражениях, настолько он был милосерден к побежденным врагам. Увидев убитого своими же слугами Дария, он опечалился и приказал жестоко наказать нанесшего царю удар Бесса. Александр снял с себя плащ, покрыл им тело мертвого Дария, велел по-царски украсить покойника и отвезти его к матери 378.

Ганнибал также приказал украсить тело своего славного врага и предать огню. Прах героя он велел поместить в серебряную урну, которую украсили золотым венком и отправили к сыну погибшего 379.

И Антоний приказал покрыть тело побежденного им Брута своим пурпурным плащом, а прах после огненного погребения, велел отправить матери Брута Сервилии и жене Порции 380.

Царь Агесилай 381 также был милостив к побежденным и воздавал почести павшим в сражении врагам. Таким образом, он и ему подобные прославились не только военными победами, но и милосердием, что не в меньшей мере способствовало их славе.

[Гл. 46-49 опущены]

16_50.jpg (39456 Byte)

О лекарях и лекарствах

ГЛАВА ПЯТИДЕСЯТАЯ

Часто восхваляют честных юристов и адвокатов, которые сумели выиграть трудное и важное дело. Но еще большей хвалы заслуживают те, чье благородное искусство может спасти от смерти, излечить от опасной болезни и восстановить здоровье уже отчаявшегося человека. С помощью этого славного искусства человек все больше познает себя. И в опасности человек прибегает к нему, потому что оно укрепляет немощных, облегчает страдания и вселяет надежду на исцеление от тяжелой болезни. Изо всех средств, дарованных нам Господом для поддержания бренного существования человека, ни одно не может быть столь важным, как медицина. С материнской лаской она помогает людям, попавшим в беду , выступая против боли и других напастей, и излечивает болезни, тогда как ни знатность, ни власть, ни богатство не в состоянии помочь

Здоровье человека — неясная и таинственная вещь, оно напоминает некую смесь несовместимых жидкостей, и как только одна из них превышает нужную пропорцию, сразу же происходят изменения, приводящие к заболеванию. Ослабленное здоровье можно восстановить подходящей пищей. Но все можно превратить в отраву, если употреблять ненадлежащим образом. Исцеление от болезни — это не что-то случайное, не смутное желание, которое помогает мгновенно избавиться от недуга, это строго определенные правила, мудро установленные и испробованные нашими предками. Заболевшему лучше и безопаснее довериться опытному человеку, умеющему определить причины заболевания. Но часто случается так, что к опытному лекарю обращаются только когда смерть уже стоит у изголовья. И бывает, что опытный лекарь берется за лечение вопреки желанию измученного болезнью пациента. И тогда результат получается обратным.

Но есть и еще одна вещь, которая делает несчастными некоторых людей: однажды доверившись неопытному лекарю или невежественному знахарю, они испытывают большое разочарование и впоследствии просто боятся и не верят никому — даже самым умудренным врачам.

В северных странах не очень много лекарей, которые могут с уверенностью произвести хорошее лечение. И это происходит вовсе не от того, что они не надеются излечить болезнь, а от того, что процессы излечения и выздоровления зачастую неуправляемы.

Плиний в кн. XXVII: 119: 144 указывает, что лекарственные травы, произрастающие на севере и подвергающиеся воздействию северо-восточных ветров, имеют большую целебную силу, чем растущие в других областях, но безоговорочно верить этому не следует, потому что разные лекари прописывают больному разные снадобья, зачастую производящие разные и даже противоположные воздействия на здоровье человека. Кроме того, все эти целебные травы и снадобья имеют один, еще более важный недостаток: их долго везут по морю и по суше, прежде чем они попадают в дальние страны. При этом они теряют значительную часть своих лечебных свойств и сил, да и жаждущие наживы нечестные купцы часто портят их, подмешивая что-нибудь для увеличения продажи.

О разных больных, недугах и лекарствах

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ПЕРВАЯ

Стихии тех стран очень суровы, но суровы также и характеры людей, особенно благородных и знатных, которые легко преодолевают все невзгоды, вызванные жестокими природными условиями, вследствие чего лекари не получают заслуженной признательности и славы, а потому очень немногие там занимаются этим опасным ремеслом, так как, ухаживая за больным, рискуют подвергнуться насмешкам и даже побоям. Такая черная неблагодарность излечиваемых сродни поведению детенышей гадюки, которые, покидая утробу матери, убивают ее 382.

Людей в северных странах чаще всего одолевают такие недуги как кашель, камни в мочевом пузыре, зубная боль, болезни глаз, желудочные боли, горячка, насморк, французская болезнь 383 , детские заболевания, а также моровое поветрие, что случается весьма редко, но эта хворь безжалостно умерщвляет людей, особенно ослабленных длительным пьянством.

Существует и военная болезнь, которая поражает как осаждающих, так и осажденных. Она проявляется в том, что члены распухают, мышцы слабеют, под кожей образуется влага, на теле, после прикосновения пальца, остаются вмятины, словно это не человеческое тело, а размягченный воск, зубы расшатываются и выпадают, кожа приобретает бледно-синюшный оттенок, человек ослабевает настолько, что извергает принятые внутрь лекарства и пищу.

На местном наречии она называется Schoerbuch 384 (цинга), а по-гречески Cachexia 385, что означает «плохое самочувствие или истощение», вызываемое, вероятно, образованием подкожной гнили от употребления в пищу трудно перевариваемой соленой пищи и холода, исходящего от каменных стен. Но эта болезнь не будет столь тяжелой, если стены изнутри покрыть досками из любого дерева. Этот недуг можно излечить также, если некоторое время пить отвар полыни горькой.

А камни из почек и мочевого пузыря можно удалить полностью или их большую часть, если пить снадобье, сваренное из старого пива и масла. Более других известны и славны лекари, которые наилучшим образом исцеляют больных, пользуя их простыми лекарствами. Благодарность и приязнь вызывают утверждения врачей, что в браке мужчин преклонного возраста с молодыми девицами сыновей рождается больше, чем дочерей 386. Утверждения эти основываются на неких физических причинах, известных только этим лекарям.

Добиваются успеха и врачи, которые ласковыми словами могут убедить больного дольше пребывать на природе в окружении зелени, услаждая слух пением птиц и даже голосами лягушек в прудах.

Кроме того, в этих странах имеется множество искусных хирургов и костоправов, так как северные народы без боев и схваток не проводят ни одного дня и даже ни одного часа.

О тягостях от подагры

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ

Подагра — это бич знатных людей на Севере, непрерывно терзающий их до могилы. Об этом хотелось бы сказать словами Кассиодора, которые он написал во время службы у короля готов Теодахада 387 :

«Этот неизлечимый недуг наполняет муками здоровое тело, связывает его свободу путами страданий, сковывает члены, напрягает жилы и изводит телесную мощь человека, хоть и не увечит его. Члены теряют свой объем, они выглядят уменьшенными, но не исчезнувшими. Хоть жизнь и продолжается, однако еще живое тело бездвижно, перемещения по своему желанию крайне затруднены и даже невозможны без посторонней помощи. Перетерпевшие такие приступы болей наступившее облегчение называют здоровьем или улучшением, хоть и не могут с уверенностью сказать, что навсегда избежали этой напасти. Боли и вправду утихают, но последствия таковы, что больной снова ввергается в жалкое состояние: мучения будто бы и прекратились, однако недуг не оставил человека и продолжает развиваться. Кажется, что удалось освободиться от терзавших ноги оков. Но это лишь горестное заблуждение: если однажды путы подагры свяжут человека, то вызволиться от них не удастся до самой кончины. Болезнь вроде бы и отступает, однако оставляет печальные следы, она подобно варварам, отчаянно защищает некогда захваченное жилище — человеческое тело, — где творила дикое насилие, и не намеревается впускать туда своего извечного врага — здоровье. Такова жестокая судьба всех заболевших, а особенно тех, что прославились своими военными подвигами. Они, не побежденные никакими врагами, теперь изнурены жестокой болезнью, под напором внутреннего злодея их мышцы ослабли, и сопротивляться более нету сил. Такая жизнь для мужественных людей невыносима, ибо не могут они даже умереть достойной смертью 388.

Для смягчения болей обычно пьют воду, а затем выпаривают тело в горячих ваннах. Таким образом принуждают стойкий недуг склониться и отступить, ибо организм человека после употребления многого количества воды очищается изнутри, а исцеляющая сила горячих ванн очищает его снаружи. Таким образом, мучительная хворь оказывается в положении врага, которого атакуют с двух сторон. Благословен будь божественный дар ласковой воды! Для защиты от этого недуга, угнетающего род человеческий, нам дарована благодать купелей, где в течение десятилетий многие спасаются от напасти, пусть и не одолев ее окончательно, но все же вкушая полет в нежных объятиях воды 389».

Здесь автор имеет в виду благодатное воздействие воды целебных источников Бормио невдалеке от города Тицинума 390.

О необычайном средстве укрощения подагры

ГЛАВА ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ

Здесь уместно будет рассказать о том, что могучий правитель Свеаланда и Гёталанда по имени Сванте 391, непомерно страдавший от подагрических болей, облегчал их всевозможными средствами. Однако ни одно из них не помогало так, как беседы с приближенными к нему людьми, которые были щедры и искренни в служении ему и всем делам государства. Да и сам правитель был великодушен, приветлив и щедр как со своими людьми, так и с теми, кто случайно попадал к нему на службу.

Отправляясь в поход, он, превозмогая мучительный недуг, всегда ехал верхом на коне впереди всего войска, приветствуя и ободряя его. Словами и делами он так воодушевлял своих воинов, что каждый был готов последовать за ним, не боясь ни смерти, ни того, что может быть и хуже смерти — боевого увечья.

Он самоотверженно служил своей стране, ибо рожден был для великих свершений, а потому везде и всегда вел себя благородно, с истинно королевским достоинством. И все придворные также вели себя в соответствии с добрыми обычаями. Будучи человеком строгих правил, он не терпел около себя распущенных и легкомысленных людей — вокруг него были только разумные советники, отважные и мужественные воины, приближенные к нему из дворов других знатных мужей. Говорили даже, что на службе у Сванте не было воина, который бы зажмурился при ударе топором в лицо.

Со своими соратниками он был настолько щедр, что часто дарил им одежду с собственного плеча. Своих воинов он ценил больше, чем самого себя, и часто опустошал государственную казну, чтобы заплатить им. Презирая стяжательство, он брезгливо относился к накоплению неправедных сокровищ, но превыше всего ставил доблесть и честь. Он бы скорее умер от голода, чем стал выжимать из народа подати или грабить церкви и церковные усадьбы. Он совершенно справедливо полагал Швецию настолько богатой страной, что ее правитель может жить зажиточно и безбедно, не предаваясь грабежу и не совершая богомерзких поступков, следствием чего может быть только жалкая, полная бедствий и несчастий жизнь 392. Особенно жестоко он наказывал клеветников и лжецов. Он был жесток в речах, но в делах своих был воплощением доброты и кротости. Среди владык земных того времени он был первейшим и благочестивейшим защитником славы Господней.

КОНЕЦ XVI КНИГИ


Комментарии

В пределах пунктов 1-5 Олаус Магнус вольно цитирует некоторые места из «Гетики» Иордана. (Iordanes De origine actibusque Getarum (Getica), V:36-40,43)

Некоторые имена и названия искажены, вследствие чего искажен и смысл. Ниже приводятся пояснения и написание, сверенное по латинскому тексту Иордана.

342. Зента (Zenta) — Иордан: Зевта (Zeuta, Seuthes) — фракийцы, дважды упоминающиеся в древней литературе. Цар одрисов Ситалк считал его своим лучшим советником и прислушивался к его советам. Впоследствии стал преемником царя Ситалка. В русских переводах упоминается под именем Севт или Севф. (Фукидид, История, кн II:95-101). Второй — царь гетов-фракийцев Севф — неоднократно упоминается в «Анабазисе» Ксенофонта, как участник похода персидского царя Кира.

343. Дикеней (Diceneus) — встречается у Страбона , «География», VII:11 «Беребиста, гет, достиг верховной власти над своим племенем... Он обратился за помощью к колдуну Декенею, который странствовал по Египту и научился узнавать некоторые предзнаменования, и по ним объявлял волю богов. Вскоре его провозгласили богом». (Перевод Г. А. Стратановского)

Иордан же утверждает, что Дикеней был наставником гетов, который «обучил их почти всей философии» (omnem pene phylosophiam eos instruxit) и приводит перечисление множества наук, которые он преподал гетам. (Getica: 39, 67, 69, 71, 73)

344. Пифагореец Сальмоксис (Salmoxes Pythagoricus) — иногда Зальмоксес (Zalmoxes, Zamolxis). Геродот , «Мельпомена», кн. IV:94-96: «Что касается веры гетов в бессмертие, то она состоит вот в чем. По их мнению, они не умирают, но покойник отходит к богу Салмоксису (иные зовут его также Гебелейзисом)… … Впрочем, как я слышал от эллинов, живущих на Геллеспонте и на Понте, этот Салмоксис был человеком, рабом на Самосе, а именно рабом Пифагора, сына Мнесарха. … Потом, став свободным, приобрел великое богатство и с ним возвратился на родину. Фракийцы влачили тогда жалкое существование и были несколько глуповаты. … Он доказывал друзьям, что ни сам он, ни они-его гости и даже их отдаленные потомки никогда не умрут, но перейдут в такую обитель, где их ожидает вечная жизнь и блаженство. … Впрочем, был ли вообще Салмоксис человеком или каким-либо местным божеством гетов, не будем больше говорить о нем». (Перевод Г. А. Стратановского)

Иордан: «Когда вышеназванные племена, о которых мы сейчас ведем речь, жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели, как известно, королем Филимера; на втором месте, т. е. в Дакии, Фракии и Мизии,- Залмоксеса, о котором свидетельствуют многие летописцы, что он обладал замечательными познаниями в философии. Но и до того был у них ученый Зевта, а после него Дикиней, третьим же был Залмоксес, о котором мы говорили выше». (Getica: 39, Перевод Е. Ч. Скржинской)

345. Заробии, Терейи и Пилеаты – О. Магнус перечисляет три группы гетских жрецов, Цитата очень неточная. О. Магнус: habebant Zarobos, Tereos, Pileatos; следовало бы habebant Tarabosteseos, deinde vocatos Pilleatos, т. к. у Иордана qui dicit primum Tarabosteseos, deinde vocatos Pilleatos — Он говорит, что тарабостезеи, впоследствии именовавшиеся "пиллеатами"… Пиллеаты (pilleati) — жрецы у гетов (Getica: 40, Перевод Е. Ч. Скржинской)

346. Этеспант, Хавал и Фридигерн (Ethespanta, Havale, Fridigern); — имена первых двух искажены. Иордан: «…ante quos etiam cantu maiorum facta modulationibus citharisque canebant, Eterpamara, Hanale, Fridigerni … Перед [этим племенем] воспевали в песнях с припевами и [в сопровождении] кифар деяния предков-Этерпамары, Ханалы, Фридигерна…»(Getica: 43, Перевод Е. Ч. Скржинской)

Имена Этерпамары и Ханале неясны. Фридигерн был королем вестготов. Под натиском гуннов отступил со своим народом на территорию римской империи и получил разрешение императора Валента разместиться в Мезии. Вследствие мздоимства и воровства римских чиновников среди вестготов разразился голод, и они восстали. Войска императора Валента были разгромлены готами в сражении под Адрианополем 9 августа 378 года. Фридигерн умер в 381 году.

347. Числа 6:23-27; Синодальный перевод.

348. Цитата из Кассиодора, Variae I:21. Письмо датируется 533 годом н. э.

349. «Горгий» — книга диалогов Платона, где философы обсуждают извечные темы добра — зла, преступления — наказания и пр. Горгий — древнегреческих философ-софист.

350. Элоквенция — устарелое: риторика, ораторское искусство, красноречие.

351. Кассиодор, — цитата c некоторыми отклонениями кн. IX:21

352. Вольное цитирование Кассиодора, книга II:6.

353. День Очищения Пресвятой Девы (Марии) — так в католичестве называется праздник Сретения Господня (Встреча Господа). В православии это один из двунадесятых праздников, то есть важнейших после Пасхи двенадцати православных праздников. Так назван праздник потому, что в этот день младенец Иисус Христос был встречен в храме святыми Симеоном Богоприимцем и Анною Пророчицею. А название Дня Очищения Пресвятой Девы Марии происходит от очистительного обряда, который должна была пройти впервые родившая младенца мужского пола еврейская женщина через сорок дней после появления ребенка на свет. До этого она не имела права появляться в Храме.

В лютеранстве праздник называется День свечей, потому что в этот день освящают свечи. Празднуется 2 (15 по н. ст.) февраля. Высокоторжественное празднование Сретения Господня Византийской церковью было установлено в 544 г. н. э., потому что моровое поветрие, опустошавшее Византию при императоре Юстиниане (правил 527-565 г. г.), исчезла сразу же после торжественного богослужения и крестного хода в день Сретения Господня.

354. Будучи ревностным католиком, Олаус Магнус всегда нелицеприятно и резко отзывался о лютеранах.

355. Скорее всего, что без споров и колебаний получали лошадей королевские курьеры и другие спешащие по делам короны служилые люди. В остальном же, помощь оказывалась только добровольно.

356. В Дании и Швеции помещения для хранения оружия при церквях назывались «оружейными покоями».

357. Вольное цитирование Плутарха «Морали» IV, «Римские вопросы 111. Дословная цитата: «Сообразно с этим и жрец Юпитера, живое воплощение бога и его священный образ, должен быть доступен как прибежище для всех нуждающихся и для всех просителей, чтобы никто им не препятствовал и не отпугивал их от его дома. Его ложе поэтому стояло в сенях; и по обычаю всякий, кто обнимет его колени, освобождался в этот день как от телесного, так и от всякого другого наказания; если какой-нибудь узник добирался до жреца, он получал свободу и его оковы выбрасывали, причем не через дверь, а через крышу». (Перевод Н. В. Брагинской)

358. Сокращенное и вольное цитирование псалма 149: 4 — 9. Перевод мой. Полный текст: « 4… благоволит Господь к народу Своему и возвысит кротких во спасение. 5. Восхвалятся святые во славе и возрадуются на ложах своих: 6. величания Богу в гортани их и мечи обоюдоострые в руках их, 7. чтобы совершить отмщение среди племён, обличение среди народов, 8. связать царей их узами и славных их — ручными оковами железными, 9. совершить среди них суд предписанный; слава сия будет всем святым Его». (Толкование архиепископа Иринея)

359. Юстин, «Эпитоме», кн. I:9: Ему наследовал его сын Камбис, который присоединил к державе отца Египет. Презирая суеверие египтян, он приказал разрушить храм Аписа и храмы других богов. Он послал также войско для захвата прославленного храма Аммона, но войско это погибло от бурь и песчаных заносов. …Сам же Камбис за это время был тяжело ранен в бедро мечом, выпавшим из ножен, и умер, понеся кару то ли за замышленное братоубийство, то ли за совершенное святотатство. (520 г. до н. э. Переводчик) (Здесь и далее перевод Деконского А. А. и Рижского М. И.)

360. Юстин, «Эпитоме», кн. II:12: Еще до начала сражения на море Ксеркс послал 4000 вооруженных в Дельфы для ограбления храма Аполлона, как будто он вел войну не только с греками, но и с бессмертными богами. Этот отряд весь был истреблен ливнями и молниями, чтобы Ксеркс понял, насколько ничтожны силы людей против бессмертных богов. (Под сражением на море имеется в виду Саламинская морская битва, когда греческий флот победил флот персов, 480 г. до н. э. ЯЛ)

361. Юстин, «Эпитоме», кн. VIII:1: Поэтому фокидяне, лишившись и земли, и детей, и жен и придя в полное отчаяние, выбрали себе в вожди некоего Филомела и захватили храм Аполлона в Дельфах, точно разгневались на самого этого бога. … В следующем сражении Филомел пал, сражаясь во главе своего отряда в самой гуще боя, и своей нечестивой кровью смыл грех святотатства. (354 г. до н. э. ЯЛ.)

362. Юстин, «Эпитоме», кн. XXIV:6,8: Потом, как будто грабить людей ему уже надоело, он набросился на храмы бессмертных богов и даже, грубо издеваясь, говорил: богатым богам подобает быть щедрыми к людям. … Сам галльский вождь Бренн, не будучи в силах перенести боль от ран, покончил с собой ударом кинжала. (278 г. до н. э. Переводчик ЯЛ.)

363. Юстин, «Эпитоме», кн. XXXII:2: Царь Антиох, побежденный римлянами и обремененный тяжелой контрибуцией, может быть, по недостатку средств, а может быть, по скупости, вообразил, будто необходимость уплаты контрибуции будет для него оправданием, если он совершит святотатство: взяв с собой вооруженный отряд, он ночью напал на храм Юпитера Элимаидского. Когда это стало известным, его со всем его отрядом убили сбежавшиеся жители. (187 г. до н. э. Диндим в современном научном обороте именуется Эламаидой. ЯЛ.)

364. Юстин, «Эпитоме», кн. XXXII:3: А тектосаги, когда возвратились в Толозу, на исконную свою родину, были поражены пагубной заразной болезнью и избавились от нее только тогда, когда, повинуясь советам гадателей, погрузили в Толозское озеро золото и серебро, добытое войнами и святотатством. Спустя много времени это золото и серебро достал оттуда римский консул Цепион. Серебра было там сто десять тысяч, а золота пятьсот тысяч фунтов. Этот святотатственный поступок впоследствии был причиной гибели Цепиона и его войска. Да и римлян постигла война с кимврами, как отмщение за [это присвоение] священного достояния

365. Дагоберт, он же Дагоберт Великий — король франков в 629-639 г. г.

366. Олаус Магнус пространно излагает г. 629 «Хроники» Сигиберта из Жамблу. Цитата: «Дагоберт, заслужив гнев своего отца, короля Хлотаря, за то, что высек и обрил его советника, бежал в церковь святого Дионисия в Париже. Поскольку его не смогли извлечь оттуда никоим образом, он полюбил это место всем сердцем». (Перевод Дьяконова И. В.)

367. Авторская ошибка в датах и числах. Дагоберт стал соправителем своего отца Лотаря в 622 году. А отцовский трон унаследовал после его смерти в 629 году.

368. в восьми милях от Аргентората — то есть в примерно в 55 километрах от Стратсбурга. — Олау Магнус употребляет старинное название этого города — Аргенторат.

369. Пересказ раздела 645 год из «Хроники Сигиберта из Жамблу. Цитата: «Умер король Дагоберт; о нём одному мужу было открыто в видении, что его душу увлекли на суд Божий, и, когда многие святые громко жаловались на неё из-за разграбления их церквей, и злые духи уже хотели утащить её для адских мук, она была спасена от кары благодаря вмешательству святого мученика Дионисия Парижского, которому тот был особенно предан». (Перевод Дьяконова И. В.)

370. Пересказ раздела 633 год из «Хроники Сигиберта из Жамблу. Цитата: «Сигиберт, малолетний сын короля Дагоберта, был крещён святым Амандом; там, когда все замолчали, этот мальчик, которому было всего 40 дней, ответил: «Аминь!» (Перевод Дьяконова И. В.) Святой Аманд (600-684), монах ордена св. Бенедикта, считается апостолом Бельгии, где обращал язычников и строил монастыри.

371. Григорий Назианзи?н, он же Григорий Богослов (329-389 или 390) — христианский богослов, святитель, один из Отцов Церкви. Автор знаменитого труда «Слова» (Orationes), состоящего из 45 «слов», в которых затрагиваются различные религиозно-этические темы. В данном случае Олаус Магнус пересказывает третью часть из 27-го «слова». Цитата: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому, — да! не всякому. — Это приобретается не дешево и не пресмыкающимися по земле! Присовокуплю еще: можно любомудрствовать не всегда, не перед всяким и не всего касаясь, но должно знать: когда, перед кем и сколько» и т. д. (Цитируется по изданию «Творенiя иже во святых отца нашего Григорiя Богослова Архiепископа Константинопольского» Том 1, Спб, 1912 г.)

372. Король Ринг , он же Сигерд Хринг (около 750) полулегендарный шведский и датский король, часто упоминаемый во многих старых скандинавских сказаниях и в «Деяниях данов» Саксона Грамматика. Сигерд Ринг вел войну со своим родственником, датским королем Харальдом Вартоотом. В данном случае Олаус Магнус ссылается на главу из «Деяний данов». В ней повествуется о битве на равнине Бровалла (Bravalla) под Норчёпингом. После гибели кроля Харальда сражение прекратилась, и король Сигерд Ринг с большими почестями похоронил погибшего врага. После этого он стал и датским королем. Достоверность этих сведений сомнительна. Даже точное место битвы из-за разночтений на старонорвежском, латинском и шведском языках историками не определено.

373. Амвросий — имеется в виду миланский епископ Амвросий Медиоланский (340-397). До избрания епископом был губернатором провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане. После избрания пожертвовал все свое огромное состояние церкви и вел скромный образ жизни. Пользовался огромным авторитетом у прихожан и правящих императоров, которые часто прислушивались к его советам и даже уступали его требованиям. Решительно осуждал алчность и стяжательство.

374. Вайсонский (Вазатенский) собор – один из трех соборов Галльской церкви (350, 442 и 529) в городе Везон ла Ромэн. В данном случае автор ссылается на постановления собора 442 года. В тексте искажено название: вместо Vasense автор пишет Varense.

375. Агдский собор — собор глав Галльской церкви, состоявшийся в 506 году в городе Агде с согласия короля вестготов Алариха. В соборе приняли участие 25 епископов, 8 священников и 2 диакона, представлявшие епископов своих епархий. Был провозглашен принцип: «Собственность епископа — собственность Церкви». Светский властитель не мог посягнуть на церковное имущество. Был установлен запрет на продажу или дарение церковного имущества. На эти постановления и ссылается Олаус Магнус.

376. Папа Григорий VII, понтификат 1073-1085. Жесткий сторонник верховенства католической церкви и Святого Престола во всех духовных и мирских делах. Письмо герцогу Владиславу написано в 1080 году. Перевод Священного писания папа считал ересью и посягательством на право церкви посредничать между мирянами и Богом.

377. Реформация в Швеции проходила далеко не мирно. Только в Далекарлии (Даларне), поддержавшей Густава Вазу в борьбе против датчан, произошли три восстания: 1524-1525, 1527-1528, 1531-1533 г. г. Были восстания и в других провинциях: в Гёталанде — 1529 год, в Смоланде в 1542-1543 г. г. Будучи ревностным католиком, Олаус Магнус не принимал Реформацию и осуждал преобразования, которые проводил король Густав Ваза.

378. Пересказ 43:3 из главы «Александр» «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

379. Пересказ 30 раздела из главы «Марцелл» «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

380. Пересказ 22 раздела из главы «Антоний» «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

381. Пересказ 5 и 20 разделов из главы «Агесилай» «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха.

382. В данном случае Олаус Магнус ссылается на Винсента из Бове, «Зерцало природное» (Speculum naturale), XXI:50, который цитирует Исидора Севильского, «Этимологии» (Etymologiae), XII:4,10. Исидор же, в свою очередь, ссылался на мнение древнегреческих ученых, которые считали, что змееныши покидают утробу матери, прогрызая ее бока, убивая тем самым собственную мать.

383. Французская болезнь — сифилис. Эти названия утвердились после того, как венецианский врач Джироламо Фракасторо (1478 — 1553) в 1539 году опубликовал свою медико-лирическую поэму «Сифилис или о галльской болезни» (Syphilis sive de morbo gallico). Сифил — имя греческого свинопаса, пораженного этой болезнью. В переводе с древнегреческого означает «свинолюб».

384. Schoerbuch — цинга, скорбут, лат. scorbutus, соврем. шведск. skorbjugg

385. Кахексия — крайнее истощение организма.

386. Весьма спорно. Например, тот же Винсент из Бове в книге «Зерцало природное» (Speculum naturale), XXIII:38 утверждает, что как молодые, так и пожилые мужчины в большинстве своем становятся отцами девочек.

387. Теодахад (Теодагад, Теодат) — король остготов в 534-536 г. г. Свергнут своими воинами и убит по приказу провозглашенного ими преемника Витигеса.

388. Перефразировка. У О. Магнуса: «nec mortem possit implere» — «не может умереть [достойно]», в то время как у Кассиодора: «nec inermem possit implere» — «не может исполнять [даже обязанности] нонкомбатанта».

389. Вольное цитирование Кассиоддара, «Варии», Х:29:3-5.

390. Ссылаясь на Кассиодора Х:29:1, Олаус Магнус ошибочно называет местонахождением источника город Тицинум (совр. Павия). В действительности там размещалась резиденция чиновника, которому было отправлено это письмо. Термальные источники Бормио находятся в восточной части Ретийских Альп, совр. коммуна Бормио, Италия.

391. Сванте — имеется в виду Сванте Нильссон, он же Сванте Стуре (1460-1512). Был регентом Швеции в 1504-1511 годах, пользовался большой популярностью у военных и простолюдинов.

392. Будучи ярым противником Реформации, Олаус Магнус такими резкими словами характеризует деяния Густава Вазы, проводившего секуляризацию церковного имущества и превращавшего шведских епископов из независимых и самовластных князей церкви в государственных чиновников,подчинявшихся королевской власти.

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019