ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О РАЗНИЦЕ В УСЛОВИЯХ И ОБРАЗЕ ЖИЗНИ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Не следует удивляться, что на обширных землях Севера, особенно на просторах Скандинавского полуострова (огромности которого не были исследованы, и потому Плиний считал его второй вселенной 276, а Иордан и Павел Диакон — материнским лоном, изготовляющим народы 277) можно заметить большую разницу во внешности людей, в их одеждах, обычаях и условиях жизни, в общественных отношениях обитателей разных мест, в их отношениях к иноземцам, живущим среди них, в судебных процедурах по разрешению тяжб. Не следует удивляться и тому, что все без исключения говорят о гармонии и миролюбии, царивших между древними народами, в то время как теперь растут распри и, кажется немногие довольны своей судьбой. И ничего в том удивительного — многие настолько погрязли в лукавстве и скверне, что каждый сам губит свою судьбу и душу: внешне наряжаясь в лохмотья, изображая покаяние и законопослушание, на самом деле лицемерят и коварствуют, чем вызывают всеобщее презрение и ненависть.

14_01.jpg (35250 Byte)

О разнообразии одеяний

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Одежда, которую носили в старину обитатели северных королевств, по своему покрою и внешнему виду резко отличается от современных, и особенно эта разница заметна в верхнем и нижнем одеянии женщин. Здесь говорится именно о верхней одежде, потому что в старые времена знатные дамы носили платья, которые плотно облегали грудь и руки, но юбки их были необычайно широки, и служанки с трудом несли этот чудовищный шлейф за своей хозяйкой. К несчастью этих девушек, они были вынуждены так или иначе подражать одеждам своей госпожи, а потому им приходилось тянуть на себе всю эту гору ткани.

Голову они покрывали тончайшей льняной вуалью, ткань для которой привозили в северные страны иноземные купцы, подвергаясь разным опасностям во время долгого плавания, но и получая большую прибыль. Под вуалью голову женщин — в соответствии со знатностью и богатством — украшали золотые венцы с драгоценными камнями. На талии они носили пояса с золотыми нитями или продольными серебряными полосками в два пальца шириной. В одежде других женщин были такие широкие рукава, что приходилось скреплять их посредине булавками и застегивать серебряными или позолоченными пуговицами. Их клиновидные головные уборы были из красной ткани, и также застегивались серебряными пуговицами. Головы этих женщин украшали позолоченные венцы, покрытые сверху тончайшей выработки тканью. Верхней одеждой знатных дам были узкие и короткие накидки, которые отличалось от простонародных лишь качеством ткани. Горожанки же — напротив — носили длинные и просторные облачения, которые укрывали их с головы до ног и были украшены спереди позолоченными квадратными бляшками. Одежды женщин на рисунке вверху говорят о непорочности их нравов.

14_02.jpg (38215 Byte)

О благопристойности девичьих одеяний

ГЛАВА ВТОРАЯ

Украшения девиц состояли из драгоценностей или золота, золотого или позолоченного венца на голове, а чтобы оберегать их скромность и благопристойность, спереди и сзади их покрывала длинная — с головы до пят — белая мантия из тонкого шелка или льняной ткани, подобная нынешним облачениям монашеских орденов, указывающих на богопослушание и смирение. Во время движения или беседы они закутывали все члены тела в это одеяние или мантию, являя завидную скромность, порядочность и сдержанность. Вступать же в разговоры с мужчинами или рассматривать их девицы могли только с разрешения родителей. Даже будучи приглашенными в публичные места, они строго оберегали свою скромность и целомудрие и очень редко смотрели на мужчин. И только когда тот делал брачное предложение, девица могла смотреть куда угодно.

В последнее время, когда в мире появилась гнусная, развратная Лютерова ересь, когда исполнилось предсказание, что в Саксонском герцогстве в 1517 году невдалеке от Виттенберга корова произведет на свет чудовищного теленка, узда скромности становится все слабее, и испорченность нравов видна во всем: в похотливых взглядах, фривольных речах и легкомысленности одежды, причем особенно это проявляется у женщин, которые тем самым показывают свою распущенность, назойливость, болтливость и пустомыслие, немногим отличаясь от обитательниц лупанария, где сама хозяйка подает пример порока и распущенности.

Когда-то бледно-зеленый цвет в северных странах считался неприличным, а теперь, в подражание чужеземному суетному тщеславию, он широко распространяется и, вместе с разрезами в одежде, является бесспорным признаком забвения целомудрия и скромности. Все эти ненужные нововведения в одеждах могут происходить только от женщин с дурной репутацией. Скажите, что может принести королеве, герцогине или иной знатной даме такой тщеславный неприличный наряд уличного фигляра, кроме неуважения и презрения? Остается только надеяться, что оплакиваемое старинное целомудрие и каноны вечной красоты снова возродятся.

О бракосочетаниях высокородных и знатных людей

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Бракосочетания высокородных и знатных людей происходили в строгом соответствии с древними обычаями. Прежде всего, родители с обеих сторон тщательно изучают репутацию и образ жизни каждого вступающего в брак, иными словами, устанавливается, достаточно ли знатен и высокороден новобрачный, достоин ли он славы своих предков и может ли он быть еще более славным. Выясняется, как жених переносит неудачи, тверд ли в несчастьях и хорошо ли он владеет собой в трудных положениях, есть ли у него воля превозмочь все злополучия. Выясняется также, достаточно ли он научён, так как это стоит дороже золота, потому что, обладая знаниями, мудрый человек может стать еще мудрее. Воин познает, как укрепить свой дух и мужество, властитель же получает научение, как править подвластным ему народом мудро и справедливо. И нет в мире иного способа увеличить свою удачу, не черпая из славных источников знаний. Таким образом научаются высказывать свое мнение, уважать Господа и думать о том, каким будет суд потомства. Это побуждает заботиться о своей чести и почитать других, вести праведную и благочестивую жизнь, быть гостеприимным и сострадательным, чтобы послужить примером добродетели для других людей. Такие же прекрасные свойства хотят видеть и у невесты, потому что две добродетели, сопрягаясь узами брака, подобны двум свечам, которые вместе дают вдвое больше света, и жить они смогут в счастье и взаимопочитании, благодаря полученному доброму воспитанию.

Пифагор свидетельствует, что истинным украшением замужней женщины являются не роскошные одежды, а благочестие и целомудрие. Никогда раньше в северных королевствах не видели, чтобы женщина наряжалась, увешивая уши жемчугами. Это считалось неприличным для женщины, еще более неприличным для воина и уж вовсе неприлично для властителя. Того же, кто украшения ради вешал на уста жемчужины или драгоценные камни, считали неразумным шутом, каковым такой человек и был на самом деле. В своем описании Нового Света Петр Мученик упоминает, что индейские короли и вельможи соперничали друг с другом в украшениях и появлялись перед народом, украсив уста таким образом 278.

[Гл. 4 опущена]

О королевской брачной церемонии

ГЛАВА ПЯТАЯ

Хотя северные королевства очень отличаются друг от друга: Дания — от Норвегии, Свеония — от Готии, я не могу отрицать величие, достоинство и великолепие брачных королевских церемоний, которые отмечались торжественными ассамблеями, величественными обрядами и неисчислимыми тратами для знатнейших персон обоего пола как своей страны, таки и для приглашенных из соседних королевств. Обычай же был таков, что король и королева после провозглашения Божьего благословения, должны были венчаться в королевстве каждого новобрачного в присутствии архиепископа и епископов, представлявших Святой Апостольский престол, держа в руках скипетр, державу и меч.

И так было испокон веков, с самого начала святой веры в королевствах, где властвовали католические короли, пока отъявленные еретики-лютеране не убедили людей изменить весь торжественный брачный ритуал в Дании, в чем особенно преуспел Бугенхаген Померанский 279. И насколько почетно и свято помазание, когда короля, словно репу, пачкают свиным жиром с кухни вместо священного елея? Ведь елеем по велению Господа был помазан на царство Давид, кротчайший из властителей, а также множество отважных и достойнейших мужей, заслуживших вечную славу, подобно мужам Священного Писания, называемым в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова 280. Королям же следовало бы проявлять свою мужественность и решимость с большим рвением, чем это делают закоренелые еретики и вероотступники, которые вместе со своими последователями являются малодушными грязными вырожденцами, заслуживающими на этой земле неизбывного позора и всяческого поношения, и посрамление их да пребудет во веки веков 281.

[Гл. 6 опущена]

О золотых рыцарях и рыцарской клятве

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

Когда церемония коронации заканчивается, король, в согласии со старинными обычаями и законами, пред Богом и людьми дарует новые привилегии людям разных сословий, подтверждает и расширяет старые, некогда дарованные его предками. Затем он посвящает в золотые рыцари 282, щедро даруя посвященным феоды и вручая им рыцарский пояс, меч и щит, после чего приносилась рыцарская клятва перед помогающим в церемонии прелатом: « Я, имярек, молю Господа, Пресвятую Деву и Святого Эрика умножить силы мои и помочь мне в желании всею жизнью моей и всем имением моим защищать католическую веру и Святое Евангелие, поддерживать и защищать Церковь и ее служителей, их права и свободы, восставать против неправедностей, укреплять мир и справедливость, защищать сирых и убогих, вдовиц и малых детей, девиц и бедняков, быть верным моему королю и отечеству и во славу Господню исполнять воинский долг со всеми силами моими. Да поможет мне в этом Господь со всеми Святыми Его. Аминь». Верность этой клятве соблюдали строго и неукоснительно, и, только услышав о войне против врагов веры — особенно против схизматиков-московитов у восточных пределов Шведского и Финляндского королевств 283, или о призыве Верховного понтифика в крестовый поход против турок, опоясанный рыцарь должен был спешно выступить во главе им же вооруженного и снаряженного отряда и сражаться во славу Господа. Многие совершали паломничество в Святую землю, получали рыцарский пояс у гроба Господня и по своей воле вступали в войну с теми же турками за правую веру. В большинстве своем они стремились возвратиться домой славными победителями неверных, или в конце концов получить венец победителя в вечном небесном отечестве. Альберт Кранц в «Германской хронике» повествует о том, как против сарацинов, владевших Святой землей, выступили два сильных войска — одно пеше и конно, а второе на кораблях. В этих войсках преобладали добровольные воины из Дании, Фризии 284, Голландии, Зеландии 285, Франции, Испании и Англии, которые, одержав в жестокой битве великую победу, почти все счастливо возвратились в свои земли.

14_08.jpg (43628 Byte)

О бракосочетании благородных людей

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Бракосочетание между благородными дворянами происходит в соответствии с сословным достоинством, но неукоснительно соблюдаются такие христианские обряды как благословение священника, обмен обручальными кольцами, свадебный подарок невесте, и правило это имеет силу закона, который исполняют все: короли, знать и простолюдины. Заключенный таким образом брак обязывает супругов пребывать вместе «в войне и мире, в достатке и бедности, в горести и радости», причем такой обет дается добровольно пред лицом всей общины и святой церкви, когда при венчании супруги обмениваются кольцами и брачными поцелуями, после чего они начинают совместную жизнь в благочестии и взаимном доверии, показывая тем самым пример своим детям, приумножая свое имущество и укрепляя делами свою добрую славу среди людей. Мужчины много охотились, возводили роскошные здания, учили подвластных им земледельцев, как улучшить плодородность полей и лугов, поддерживали мир между ними и т. д. Женщины же, даже самого высокого сословия, не могли долго предаваться забавам и безделию, а выполняли работу, достойную того, чтобы память о ней сохранилась на века, как об этом говорится в жизнеописании шведского короля Инге в новой «Истории готов», где упоминается о святой Рангхильде, Кристине и Маргарите, а ранее о Гиуте. Они работали над украшением церквей и одежд церковнослужителей, о чем сохранились прекрасные образцы того не только в Северных странах, но и в Германии, и в Польше. В 1528 году мне довелось увидеть в капелле Краковского королевского замка великолепные церковные облачения, сделанные руками королев и дочерьми высшей знати. Изделия эти столь прекрасны и совершенны, что ничем не уступают изделиям славящихся своим искусством и опытом мастеров Лация или Дамаска. Что же касается ведения хозяйства, то женщины столь рассудительны и домовиты, что содержат все в безукоризненном состоянии. У доброй хозяйки, живущей в целомудрии и честности, слуги тоже добры и честны, в противоположность властителю, который внимает льстивой лжи, исходящей из уст жестоких злодеев-служителей.

14_09.jpg (40475 Byte)

О бракосочетании простолюдинов

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Когда простолюдины Гётеланда или Свеонии желают вступить в брак, они должны придерживаться множества церемониальных обрядов, которые в разных местах совершаются в разное время, в разном порядке и разным образом перед множеством свидетелей и, прежде всего, имеют целью достичь такой прочности брака, чтобы супруги очень долго жили вместе без попыток развода, если даже таковой и разрешается законом. Родители девушки в первую очередь выясняют происхождение и достоинства жениха: насколько хороша или плоха его репутация, честен ли он или бесчестен, насколько он порядочен и трудолюбив и был ли он зачат на брачном ложе законными супругами. Когда установлено, что жених является человеком достойным, отец невесты, в присутствии двух свидетелей со стороны отца и матери, передает ему девушку со словами: «Вручаю тебе свою дочь, честную жену твою, которая будет владеть половиной твоего супружеского ложа, твоими замками и ключами, третиною твоего имущества движимого и недвижимого, как то завещано законом и правом Святого Эрика Уппландского, самим же Святым Эриком и установленным. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Если же после этих слов какой-нибудь другой мужчина посягнет на невесту, то никогда будет ему мира и покоя, он навсегда останется бесчестным и подлым, утратит все свое состояние, если жених не простит его или смерть не освободит его от наказания.

Этой церемонией обручению придается законная сила, после чего начинаются еще более торжественные свадебные обряды. В заранее назначенный день все друзья, близкие и дальние родственники, предводительствуемые мудрыми мужчинами и всеми почитаемыми женщинами, на богато украшенных упряжках съезжаются к приходской церкви. Жених и невеста со свадебным венцом на голове рука об руку шествуют к алтарю, искусно украшенному ярко пылающими факелами, где, отвечая на вопрос священника, дают обет быть вместе в дни радостей и горестей; после обмена обручальными кольцами все предыдущие обряды узакониваются, молодые получают благословение церкви, и брак вступает в законную силу. Следует упомянуть также, что все присутствующие при обмене обручальными кольцами, как бы одобряя и утверждая свершившийся акт, шлепают друг друга по спине, подобно тому, как это происходит во время таинства конфирмации или посвящения в рыцари, когда участники таких церемоний получают символический удар, чтобы память об этом событии сохранилась у них навсегда.

В нескольких словах я расскажу о свадебных обрядах простолюдинов у соседних с северными странами народов: московитов, рутенов, литвы, ливов и куретов, которые заключают брак, умыкнув девицу без надлежащего благословения и заключения помолвки. В то время как по римскому праву и установлениям властителей законным считается брак, который заключается с проведением обручальных и венчальных обрядов, с преподношением свадебных подарков, убеждения и брачные традиции этих народов состоят в том, что брак будет законным и после того, как невесту умыкнут без согласия и ведома родителей или персон, их замещающих; и такое начало семейной жизни не обещает ничего хорошего, хотя в истории Рима известен случай, описанный Ливием 286 , когда римляне похитили женщин из соседнего племени, так как своих женщин у них не было, а соседи не давали согласия на межплеменные браки. Когда сын какого-либо сельского жителя хочет жениться, он собирает всех своих близких и дальних родственников, а также соседей, с которыми советуется, и все вместе выясняют, есть ли в деревне та или иная девица на выданье, похитив которую, можно сделать женой этого парня. Когда становится известно о готовности девицы выйти замуж, выясняется ее местонахождение и устраивается засада. Девицу похищают, она призывает на помощь друзей и родственников, умоляя их освободить ее. Если друзья и родные девушки слышат этот призыв, то, вооружившись, спешат на помощь и вступают в схватку с похитителями. Девица достается победителям 287.

[Гл. 10-11 опущены]

14_12.jpg (41022 Byte)

О разнице между законными и незаконнорожденными сыновьями

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

Таинство брака высоко чтится среди людей, вступающих в супружескую жизнь, так как является надежной основой для продолжения рода, и совершается оно по воле Божией и по человеческой доброй воле, а потому у северных народов обставляется множеством торжественных обрядов и ритуалов. И хотя другие народы относятся к таким торжествам с некоторым недоверием и даже пренебрежением, я смею утверждать, что браки у северных народов гораздо прочнее, чем где бы то ни было. Эти народы прекрасно знают, что, состоя в браке, помимо долга продолжать род человеческий, на них лежит и долг бережения семейной чести. Иногда за пренебрежение честью наказание несет сам нарушитель законов морали, но вина за прелюбодеяние матери частично падает и на ее детей, и отсюда проистекают многие их несчастья, они стыдятся себя и расплачиваются за проступок, совершенный не ими. И человеческие законы утверждают, что прелюбодеяние есть грубейшее нарушение морали, отчего на семейство падает презрение со стороны других.

Поэтому для родителей и родственников нет более ненавистного врага, чем мужчина, посягнувший на семейную честь и тем самым положивший несмываемое пятно на безукоризненную репутацию рода и семьи. Чтобы восстановить поруганную честь они непрестанно преследуют прелюбодея как законным путем, так и своей родовой местью до тех пор, пока злодеяние не будет должным образом отмщено, а честь семейства — восстановлена. Законами осуждается всякое преступление, но прежде всего преступления, пятнающие честь рода и семейства, выставляющее их на вечный позор, так как осквернение чести не стирается со временем из памяти потомков.

Людям отвратительна мысль о том, что среди них есть блудники и развратники что им приходится общаться с такими людьми. Но еще большее проклятие лежит на родившемся в блуде потомке, его будут считать позорным ублюдком, пусть даже это будет сын князя или знатного человека. С достижением возраста ему никогда не доверят предводительство войском, не назначат судьей, его свидетельства в суде будут отвергаться, даже если князь и признает его законным сыном в награду за подвиги, совершенные на поле боя. «Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие», — говорится в XLI главе Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова 288.

[Гл. 13-14 опущены]

14_15.jpg (40377 Byte)

О наказании прелюбодеев

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

Многие знаменитые города Италии возводят громадные статуи, чтобы увековечить память о выдающихся людях и их славных деяниях: в Вероне поставлен памятник Плинию, в Мантуе — Вергилию, в Риме — Геркулесу. Города Германии и Гётеланда также не замедлили воздвигнуть в публичных местах статуи людей, прославившихся своими героическими деяниями: в Бремене — свой Роланд, а в Шеннинге 289 , одном из древнейших городов Эстергётеланда, — стоит довольно живописный памятник Туре Лонгу 290, держащего на плече дубину с привязанными к ней двумя камнями. Такой чести он удостоился потому, что считал почетным наказывать как по закону, так и по своему разумению преследовать, и даже убивать дерзких осквернителей чистоты супружеских отношений, как поступал и другой великан Старкадер, о котором говорится в V книге этого труда. Однако с течением времени лютеране, упиваясь безнаказанностью, разрушили этот памятник, который всем своим видом пробуждал у них страх, напоминая о наказании за нечестивые деяния и мерзкую похоть.

Нигде в северных странах обычай не наказывает преступников так строго, как в этом городе, причем прелюбодеяние — хотя оно случается крайне — считается самым тяжким изо всех преступлений и наказывается самым жестоким образом. Кассиодор в IX книге, упоминая эдикт короля готов Алариха, пишет: «Не могут быть судьи снисходительны к злодеяниям, которые даже по милосердию небес не должны оставаться безнаказанными. Какой же должна быть глупость, чтобы, покинув Творца жизни, последовать за делателем смерти?

Собственность того, кто с намерениям совершить насилие или прелюбодеяние проникнет в супружеские покои, изымается, и половина немедленно передается в казну. Если же по бедности злодея изымать имущество запрещается, он подвергается изгнанию в прилегающую местность, чтобы не необычно дать ему возможность скрыться и избежать заслуженного наказании, но жить в невыносимых для него условиях. Как я уже говорил, благочестивый король издает подобные эдикты, чтобы воспрепятствовать нарушениям законов и попранию нравственности. В случае же прелюбодеяния приговор может быть только один: прелюбодей теряет все свое имущество. Чрезмерная же похоть свободнорожденной женщины, предающейся прелюбодеянию наказывается тем, что все ее дети отдаются в рабство жене, чью супружескую верность она попрала своим поведением. Если же подобному пороку долгое время предается служанка, она может преследоваться почтенной матроной для надлежащего отмщения, кроме мести с пролитием крови. 291».

[Гл. 16 опущена]

14_17.jpg (40348 Byte)

О судьях и судах под открытым небом

ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ

В самые древние времена обитатели Северных земель, подобно остальным народам, не знавшим ничего о писаных законах, вели беззаботную жизнь, обмениваясь товарами, тогда как мы, одержимые алчностью, наслаждаемся их приобретением даже в наше беспокойное время. С течением времени торговые и другие отношения между партнерами упорядочивались правилами и законами. Однако человеческая алчность и зависть двигали эти отношения в обратном направлении: сильные полагаясь на мощь своего оружия, стали не только защищать свое имущество, но и приумножать его с помощью насилия. И хотя на протяжении тысяч лет люди жили без написанных законов, они, следуя природному здравому смыслу, начали избирать между собой законоговорителей и судей, которые должны были поощрять добронравных людей и определять наказание нечестивцам.

Чтобы заседания суда проходили в порядке и безопасности, выбиралось открытое место на возвышенности среди леса, где собиралось бесчисленное множество людей. Память об этом обычае сохраняется в Северных землях и по сей день. Правосудие вершили королевский наместник и 12 избранных обществом мужей, которые выслушивали тяжущиеся стороны и выносили свой приговор, стремясь, прежде всего, сохранить покой в обществе и соблюсти справедливость и нерушимость королевских законов. Приступая к совершению правосудия, они обязательно приносили клятву: «Просим Божьей помощи, чтобы судить по совести и разумению, которые Господь по милости своей даровал нам с тем, дабы не осудить невиновного, а виновного не оставить без наказания, невзирая на родственные и дружеские узы, страх или благоволение власть имущих и т. д. » И если все 12 мужей или даже семеро из них выносили оправдательный или обвинительный приговор, он по силе был равен королевскому решению и означал потерю руки, головы, имущества или денег, часть которых шла в королевскую казну, часть пострадавшему, а еще одна часть судебным заседателям или обществу.

[Гл. 18 опущена]

О наказаниях благородных мужей и простолюдинов

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Рассматривать дела и выносить приговор может только королевский суд, если речь идет о таких тяжких преступлениях как оскорбление величества, посягательство на безопасность короля, государственная измена и тому подобные преступления предателей и вероотступников. За такие злодеяния тела преступников расчленяют на четыре части и помещают на колесо — все или только часть их, если злодей сразу не обезглавливается мечом. Такую милость король может даровать преступнику, принимая во внимание его высокое происхождение и знатность рода, но только в том случае, если злодеяние его не столь ужасно, чтобы строгость закона и обычай не требовали смертной казни через повешение. В противном случае благородного дворянина вешают на серебряной цепи или шелковой веревке, используя как виселицу зеленеющее дерево (если преступник не лишен права на похоронную церемонию), повешение же на подгнившем, изъеденном червями дереве считается особенно позорным. Если же преступник умышлял на жизнь королевской особы или состоял в тайном заговоре против короля, его обезглавливали на плахе, покрытой пурпурной тканью.

Подобное можно наблюдать в Кёльне, когда горожане обращают свой гнев против преступно нерадивых служителей городского магистрата, как об этом сказано в недавно явленных документах 292. Польского аристократа, уличенного в краже, отправляют на виселицу, облачив его в белоснежную, большого размера рубаху, подобную некоей мантии. Благородного происхождения московитов вешают в синих или небесно-голубых одеждах, а их соседи финны делают это, облачив злодея в красные одеяния. К смертной казни не приговаривают за мошенничество, в таких случаях достаточно применять не жестокие виды смертной казни, а законы и мудрые установления предков. Женщин, приговоренных к смертной казни, никогда не вешают, а хоронят заживо. Колдуний и ведьм, которых в Северных странах великое множество, сжигают на кострах, а за иные преступления — побивают камнями.

14_20.jpg (40468 Byte)

О наказании безмысленных судей

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Сердца королей и князей всегда в руках Господа, поэтому они не ведают человеческих слабостей, и народу остается единственное средство защитить себя от гнета неправедного правления — это требовать от восходящего на трон властителя честной клятвы и обещания неукоснительно поддерживать и творить справедливое правосудие. Но и подданные тоже должны с чистым сердцем поклясться ему в верности и послушании и в том, что всегда будут верны этой клятве. Те правители, которые не творят жестокостей и несправедливостей, могут не опасаться возмущений и бунта подданных, а бояться лишь Божьего суда и отмщения, избежать которого не удастся. Однако бывают и такие правители, которые в непомерной гордыне своей и высокомерии творят бессмысленные жестокости и более милостивы к диким зверям, чем к своим подданным. Такой властитель может лишить жизни подданного, следуя своему капризу, попирая законы и обычаи, хотя его подданные верны, законопослушны и не дают повода для княжеского гнева. Но движимый своей яростью, он приговаривает подвластных ему людей по первому подозрению или злобному навету.

Таких конунгов и судей было много в Северных странах, наверное, есть они там и теперь. Здесь следует упомянуть об одном или двух таких судьях, которые беспричинно приговаривали к смертной казни совершенно невиновных людей. Смерть таких безмысленных судей может послужить ужасным уроком для потомства. В Вестергётеланде жил знатный господин Ёнс Турессон 293, отец рыцаря Туре Ёнссона. Этот Ёнс Турессон был верховным судьей провинции и однажды вынес приговор намного более жестокий, чем следовало по закону и справедливости. Осужденный, стоя на коленях в ожидании смертельного удара, прокричал судье: «Я умираю невинно осужденным и вызываю тебя в сей же час на суд Божий, потому что ты меня невинного осудил на смерть!» И как только осужденный пал под ударом меча (или топора — в Северных странах казнят и тем, и другим), высокородный неправедный судья замертво рухнул с коня, представ вслед за казненным перед судом Небесным, который воздал ему за несправедливое жестокое судейство. Такие же примеры можно отыскать в Священном Писании и, познав их, человек станет более рассудительным и честным. И каждый честный судья предпочтет умереть сам, чем вынести несправедливый смертный приговор, руководствуясь злобой, алчностью и стяжательством или допустить насилие, нарушая закон. Бесчестные неразумные судьи своими действиями ведут к уничтожению законности и порядка, и в этом они подобны скверным лекарям, которые неумелым лечением убивают больных, доверивших им свои жизни.

Но как воистину дурно и извращенно вершат правосудие дикие московиты, ближайшие соседи северных народов, можно видеть и в наши дни. Когда между двумя московитами возникает распря, они обращаются со своим делом к великому князю или другим судьям этой страны и если бы процесс велся так, как это происходит во всех христианских странах, приговор был бы в пользу одной из сторон. Однако ни судьи, ни великий князь не считают, что вправе вынести окончательный приговор, пусть и произнесенный в соответствии с народными обычаями, пока стороны, убежденные в том, что спор может разрешиться только в поединке, в котором Фортуна по справедливости дарует победу правому и накажет виноватого. Подобным же образом решались споры между латинянами и рутулами с одной стороны и этрусками 294 и троянцами — с другой. Обе стороны были убеждены в том, что Эней и Турн 295, по вине которого возникла распря, должны сойтись в поединке, чтобы таким, единственно верным путем, прекратить раздор и вражду. Точно так же и московиты уверены, что окончательный приговор не может быть вынесен до тех пор, пока противники (или нанятые ими бойцы) не сойдутся в решающем поединке, чтобы испытать судьбу и удачу.

В конце концов дело, из-за которого возникла распря, решается в пользу того, кто одержит победу в смертельном поединке, пусть даже и с помощью нанятых бойцов. При этом первоначальный приговор не считается верным, если он был вынесен в пользу побежденного. Рассказы о таком правосудии ужасны для нашего христианского слуха, хотя московиты твердо убеждены, что только таким путем можно обеспечить порядок и безопасность в государстве.

[Гл. 21-25 опущены]

14_26.jpg (39533 Byte)

О наказании строптивых детей

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Хоть некоторые писатели считают, что дерзость детей не достойна ни похвалы, ни порицания, все же существует твердое убеждение, что существа человеческие в таком возрасте более склонны ко всему дурному, и со временем становятся еще более скверными, если к их порокам относиться слишком снисходительно, ведь недаром считается, что одна из четырех самых трудных вещей — это пройти по следам юности 296 . Следовательно вы должны сделать все возможное, чтобы удержать ребенка как можно дальше от опасных в его возрасте соблазнов, приглядывая за ним подобно земледельцу, который бережет свое поле, искореняя тернии, чертополох и плевелы. Так опытные лекари обычно применяют неприятные средства, чтобы излечить хворь в самом ее начале и не допустить превращения ее в угрозу для жизни. Иногда напрасны все порицания и наказания, однако сострадание и благочестие все же могут победить преступные наклонности человека в раннем детстве, не позволяя им возрастать и усиливаться.

Те же, что поощряют и помогают детской преступности, именуются похитителями и подлежат самому строгому наказанию наряду с лентяями и бездельниками, которых во множестве можно видеть в городах Италии, где они живут безо всякого наказания. Не хватает слов, чтобы описать, сколько зла творится от праздности и легкой жизни за чужой счет.

Законом установлено: если в городах, замках, больших деревнях и сельских поселениях, а особенно на освященных церковью кладбищах, мальчики или юноши играют в карты, кости, или другие азартные игры на деньги, стража должна задерживать их и приковывать цепью к позорному столбу на площади, поставленному для быстрого наказания за расточительство и скверное поведения. Страна, избавленная от таких опасных бездельников, может обеспечить покой себе и дружественным соседям, безопасность паломникам и приезжающим из-за границы путешественникам.

[Гл. 27 опущена]

О добром воспитании мальчиков

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

Как говорит епископ Гаэты Патриций Сиенский 297, для успешного воспитания юношей полезно хвалить их за труд, порицать за лень и праздность, а также обнадеживать, иногда пугать и развлекать, то есть употреблять все те обманные приемы, которыми пользуются лекари, чтобы подсластить горькие снадобья. Об этом прекрасно сказал Тит Лукреций Кар в своем труде «О природе вещей»:

Ведь коль ребёнку врачи противной вкусом полыни
Выпить дают, то всегда предварительно сладкою влагой
Жёлтого мёда кругом они мажут края у сосуда;
И, соблазнённые губ ощущеньем, тогда легковерно
Малые дети до дна выпивают полынную горечь.
Но не становятся жертвой обмана они, а, напротив,
Способом этим опять обретают здоровье и силы
298.

Используя этот превосходный принцип, мы рассматриваем не только телесное развитие юношей, но и их душу и разум, и когда они превосходят равных себе, вознесенные похвалами наставников, это является великим побуждением к учению и развитию, и если кто-либо бывает побежден в диспуте, то он может вновь вознестись до победы, предаваясь учению с еще большим усердием.

КОНЕЦ XIV КНИГИ


Комментарии

276. Плиний считал его второй вселенной —Плиний, «Естественная история», кн. IV:96 писал: «…залив под названием Кодан. Он усеян островами, из них самый известный — Скатинавия. Размеры его не исследованы, а на той части, которая одна только пока изучена, в своих пятистах деревнях живет народ гиллевионов. Они свой остров называют «второй землей» (alterum orbem terrarum). [Остров] Энингия, как считают, размером не меньше Скатинавии». (Перевод Б. А. Старостина)

277. Иордан: «… С этого самого острова Скандзы, как бы из мастерской, [изготовляющей] племена, или, вернее, как бы из утробы, [порождающей] племена, по преданию вышли некогда готы…» («О происходении и деяниях гетов», 25. Перевод Е. Ч. Скржинской)

Павел Диакон в «Истории лангобардов» лишь указывает, что это германское племя переселилось с «острова Скандинавии».

278. В описании Нового Света — имеется в виду работа «О Новом Свете» (De Orbe Novo). Книга разбита на части, именуемые декадами. В ней не говорится об украшениях индейских вождей. В декаде III, кн. Х Петр Мученик из Ангилеры говорит об изобилии жемчуга у индейских вождей-касиков и о добыче жемчуга.

279. Бугенхаген Померанский — Иоганн Бугенхаген (нем. Johannes Bugenhagen;1485-1558) друг и соратник Лютера, один из самых видных деятелей Реформации. С большим успехом внедрял новую веру. Особенный успех был в Дании, когда в 1537 году он устроил венчание датского короля Кристиана III и Доротеи Саксен-Лауенбургской по лютеранскому обряду, на что и сетует Олаус Магнус.

280. Книга премудрости Иисуса, сына СираховаLiber Iesu filii Sirach, seu Ecclesiasticus») второканоническая книга, т. к. написана небогодухновенным лицом. Состоит из цитат из разных библейских книг. В гл. 44-50 перечисляются выдающиеся мужи еврейской истории от Авраама и далее. Не следует путать c Liber Ecclesiastes — с книгой Экклезиаста или Проповедника.

281. …и посрамление их пребудет во веки веков — вольное цитирование библейской Книги Иеремии 20:11: «… посрамление будет вечное, никогда не забудется» (Синодальный перевод)

282. Золотой рыцарь — до посвящения в рыцари и вручения оружия совершался обряд подвязывания золотых шпор. Поэтому Олаус Магнус и употребляет выражение eques auratus — золотой рыцарь (всадник), то есть рыцарь, удостоенный золотых шпор. Рыцарей, получивших рыцарский пояс, называли также опоясанными рыцарями.

283. Королевства Финляндского во времена О. Магнуса — как и во все другие времена – не было, а было герцогство Финляндское.

284. Фризия (Фрисландия) — в настоящее время историческая провинция в Голландии и Германии. Фризское королевство существовало несколько более двухсот лет. В восьмом веке завоевано франками. В наше время фризы живут в Германии и Голландии. Численность – около 400 тысяч человек.

285. Зеландия — остров в Балтийском море, принадлежащий Дании, и провинция в Голландии. В средние века существовало графство Зеландия.

286. … случай, описанный Ливием — имеется в виду эпизод риской истории, известный под названием «Похищение сабинянок», когда римляне похитили женщин соседнего племени сабинян. Подробности похищения и последовавшие затем война и примирение подробно описаны Титом Ливием в труде «История Рима от основания города», кн. I: 9-12. (Ab Urbe condita, lib I: 9-12)

287. К этому сообщению следует относиться с осторожностью, так как источник информации неизвестен, она встречается только в работе О. Магнуса.

288. Цитата из 41:10 главы Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Liber Ecclesiasticus).

Синодальный перевод.

289. Шеннинге (Skanninge)считается одним из старейших городов Швеции. Город впервые упоминается в 1178 году в одном из охранных писем папы Каликста III. Расцвет Шеннинге приходится на XIII-XIV века. В настоящее время население города составляет около четырех тысяч жителей.

290. Туре Лонг (Ture Lang) — статуя, олицетворявшая городское правосудие. Эта символическая фигура имеет свой аналог на континенте в виде так называемых Роланд-статуй, символизирующих правосудие и неизбежность справедливого наказания, воздвигнутых примерно в сорока городах Северной Германии. По примеру ганзейских городов, с которыми Шеннинге в средние века имел оживленные связи, была установлена статуя Туре Лонга. Иногда ошибочно указывают, что Олаус Магнус будто бы писал о памятнике Рональду, стоявшем на площади Шеннинге, взамен которого позже поставили памятник Туре Лонгу. Памятника Роланду там никогда не было. Разрушенную лютеранами статую Туре Лонга город Шеннинге восстановил в 1990 году.

291. Вольное цитирование IX книги Кассиодора.

292. В 1513 году в Кёльне восставшие жители города предали казни семеро служителей магистрата.

293. Ёнс Турессон — вероятно Ёнс Кнутссон, умерший в 1497 году, отец знаменитого рыцаря и шведского государственного деятеля Туре Ёнссона Три Розы. Был наместником и верховным судьей провинции Дальсланд. История, рассказанная О. Магнусом, в других источниках не зафиксирована.

294. Латиняне — здесь означает то же, что и латины. Древний народ, населявший итальянскую область Лаций, которая в наше время входит в состав административно-территориальной единицы Лацио. Рутулы — племя древней Италии, в пределах современного Лацио, с главным городом Ардея.

Этруски — древние племена, населявшие северо-запад Италии.

295. Турн — царь рутулов, побежденный Энеем. Распря между латинами и рутулами разгорелась из-за того, что обещанную Турну в жены дочь царя Латина, Лавинию, выдали за пришельца из Трои Энея. Поединок Энея и Турна подробно описан в поэме Виргилия «Энеида», кн. XII:689-952.

296. Очевидно автор перефразирует цитату из Книги Притчей Соломоновых, 30: 18-19.

(18) Tria sunt difficilia mihi, et quartum penitus ignoro: (19) viam aquilae in caelo, viam colubri super petram, viam navis in medio mari, et viam viri in adolescentia.

(18) Три вещи непостижимы для меня, а четыре и вовсе мне неведомы: (19) пути орла в небе; пути змея на скале, пути корабля среди моря, и пути мужчины к девице. (Синодальный перевод)

297. Епископ Гаэты Патриций Сиенский — имеется в виду Франциск Патриций Сиенский (лат. Franciscus Patricius Senensis; (1413-1494) итальянский политический и церковный деятель, гуманист и писатель.

298. Тит Лукреций Кар (лат. Titus Lucretius Carus, 99 до н. э. — 55 до н. э.) римский философ и писатель. Здесь цитируется отрывок из его знаменитого произведения «О природе вещей» (De rerum natura) в переводе на русский язык Ф. Петровского (I:936-942).

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019