ОЛАФ МАГНУС

ИСТОРИЯ СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ

HISTORIA DE GENTIBVS SEPTENTRIONALIBVS

О ЗЕМЛЕДЕЛИИ, ОБРАЗЕ ЖИЗНИ И СРЕДСТВАХ ПРОПИТАНИЯ ПОЛНОЧНЫХ НАРОДОВ

КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ

13_01.jpg (40207 Byte)

Об утучнении земель

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Едва ли в Европе и даже во всем мире есть народ, который возделывал бы землю с таким тщанием и столь прилежно, как обитатели полночных стран. Эти люди прекрасно знают, когда и какое земледельческое орудие употребить, какие применить средства, чтобы достичь наилучшего результата, и одним из таких средств они считают утучнение почвы при вспашке, чтобы увеличить ее плодородность. Они делают это с большим знанием дела и прилежанием, особенно потому, что из-за больших холодов на Севре не произрастает лоза, приносящая винные ягоды, и все вынуждены употреблять напитки, полученные из тех же злаков, из которых они получают хлеб. И если бы народы Италии работали и жили в таких же трудных условиях, они вряд ли были бы столь счастливы.

Когда нужно утучнить обширные поля и для этого развезти по ним большие кучи навоза, тогда в определенные дни — весной ли, осенью ли — обычно собираются соседи с волами, лошадьми и санями, как это изображено на рисунке вверху. Затем смотрят, сколько на какое поле нужно навоза, грузят его на сани и, развозя, равномерно разбрасывают, преодолевая глубокий снег или скользкую глину, причем, поля, покрытые наиболее плотным слоем снега, обещают принести летом хороший урожай. Земледелец по опыту хорошо знает, что на землю нужно пролить много пота и приложить много упорного и прилежного труда, а вместо того, чтобы ждать хорошего урожая от случайного дождя, ниву нужно удобрять и возделывать, и только тогда можно с уверенностью ожидать хорошего урожая — ведь скудно удобренная, плохо возделанная нива приносит и скудный урожай.

О способе утучнения

ГЛАВА ВТОРАЯ

Хорошо известно также, какой навоз наиболее подходит песчаной почве, какой — каменистой, какой используется в низких, а какой — в более высоких местах, равно как различают и знают что лучше подходит для пшеницы и ржи, ячменя и овса, гороха и боба, что хорошо для льна и конопли, а что лучше всего годится для репы. Все злаки, за исключением льна и конопли, растут на длинных стеблях и дают тучные колосья. Другие зерновые, кроме перечисленных выше, на Севере не произрастают. Там не созревают спельта 229, сорго, просо, турецкий горох, не растет гречка и фасоль, нету также огурцов, дынь или артишоков — вероятно эта пища предназначена для насыщения более слабых желудков. Удобрение и тщательную обработку полей обычно предпочитают производить во время осеннего, но не весеннего равноденствия, потому что в случае вражеского набега все хорошо сохранится под толстым снегом, а когда настанет теплая весна, уцелевшие в земле семена дадут всходы и принесут урожай. Когда поля обработаны и утучнены, работники получают заслуженную плату и обильное угощение, а усталые члены — просимый отдых. Издавна повелось так, что соседи помогают друг другу в работе, облегчают бремя труда и тем радуют себя и других. Так же делается в тех работах, которые требуют помощи соседей: уборка сена и хлеба с полей, их перевозка на хранение в надежно укрытом месте.

13_03.jpg (39408 Byte)

О подготовке пашни

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Помещенный вверху рисунок дает некоторое понятие о том, какие орудия используют земледельцы северных стран при обработке земли, но показать все земледельческие орудия на одном рисунке невозможно, потому что они очень разнообразны и предназначены для подготовки разных почв: каменистых, глинистых, низинных болотистых или возвышенных. Общие инструменты и орудия — это плуг, лопата и мотыга, но при обработке разных почв в разные времена года употребляется отдельно предназначенное для этого орудие.

Старые земледельцы внимательно следят за небесными приметами и определяют по ним время посева, такими приметами, например, могут быть облака — редкие и волнистые, напоминающие вспаханное поле. О будущем урожае они судят, внимательно наблюдая, как звездочеты за звездами, за ростом кустов терновника, за проклевыванием листьев и временем их опадания. Тревогу при таких наблюдениях вызывают слишком ранние или слишком поздние всходы, что является также проявлением благосклонности природы, которая не желает разрушать ничего, а только подает советы и дает знать, когда следует позаботиться о вспашке земли, учесть таяние глубоких снегов и заморозки, и когда следует поспешать с посевом.

Озимую рожь высевают во время исчезновения с небосвода Песьей звезды 230 и, спустя без малого год, получают обильный урожай. Яровые высевают не позже окончания времени Тельца 231, а собирают созревший урожай в середине времени Льва 232. Таким же образом высевают пшеницу, ячмень и овес, как и другие ранее упомянутые полезные растения и злаки. Совершенно иной мощью плодородия обладают целинные поля — нови, на которых вырублены и сожжены деревья и кустарники, где зеленеющие посевы прорастают буйно и густо, а посевы защищают от диких животных длинными жердяными изгородями. А бывает, что простор неогражденного поля вызывает у обычно ленивых людей неодолимое желание устроить травлю дичи, и тогда более ценной добычей, чем хлеба, становится шкура убитого зверя.

[Гл. 4 опущена]

13_05.jpg (42053 Byte)

О лесных пожогах

ГЛАВА ПЯТАЯ

В старые времена каждый имел участок земли, отмеренный при помощи мерной веревки и определенный для уплаты налогов с этой площади. И никто не мог питать сомнений насчет права владения землей, данной человеку в обмен на его обязательство выплачивать нужные подати. Однако, когда подворачивается случай заполучить более обширные и плодородные поля, не применяя насилия при этом, каждый стремится обрести в собственность больше земли, в соразмерности со своими умениями и силами. Поэтому на ближайших лесных опушках расчищали заросли, перекапывали дерн и предавали лес огню, выжигая даже тончайшие корни и побеги, змеящиеся по земле и повреждающие плодородную почву и тем самым наносящие вред будущему урожаю. После сжигания торфа, порослей и хвороста, на поверхности земли остается слой пепла, который придает земле удивительно плодородие. На такой ниве выращивают рожь, репу, мак, лен или коноплю, не единожды снимая хорошие урожаи.

Однако следует бдительно следить, чтобы при выжиге нивы огонь по сухой траве не перебросился на соседний лес, уничтожая его. Поэтому вокруг подсеки должны быть скалы и вода, которые образуют непреодолимое препятствие на пути огня, и не позволяют пламени распространиться по всей округе. В противном случае из каждого дома на помощь приходят люди, чтобы сражаться с огнем, как с самым жестоким врагом, который грабит, сжигает и уничтожает все на своем пути.

О плодородии таких полей

ГЛАВА ШЕСТАЯ

Обычно эти подсечные поля значительно плодороднее других полей и не боятся засухи, потому что в глубине почвы хранится влаги больше обычного. А посеянные на этих полях семена под солнечным теплом бурно идут в рост и, созревая, дают богатый урожай. Но вот зерна, посеянные на полях, возделанных обычным способом, часто влипают в намоченную дождями землю. Если же необычно сильные дожди размывают такие поля, то питательная сила ростков уходит в стебли. А если после дождей посеянные семена прихватывает мороз, это, конечно же, препятствует прорастанию, но способствует большему их укоренению в почву , и чем сильнее препятствие всходам, тем сильнее зерна стремятся дать ростки. Если же будет предотвращено преждевременное появление всходов, то они появятся пусть и не так скоро, однако густо и обильно, обещая обильный урожай. Таково назначение сева озимых.

При нападении врагов бывает и так, что земледельцы бросают зерна в снежный покров на заранее подготовленном поле. Тогда посев не уничтожается птицами, и зерна попадают в землю, когда наступает пора южных ветров. У северных народов пахотные земли повсеместно строго размежеваны. Межевыми знаками служат каменные заборы, межевочные камни, обломки скал, озера, реки, бьющие из-под земли источники, а также никогда не гниющие обугленные липовые пни. Границы и размеры тех земель, которые невозможно размежевать подобным образом, определяются при помощи мерных шестов длиною в несколько локтей, шагами или мерными веревками. Размер земель может определяться и податными единицами. Все соседи и родственники помогают друг другу убирать урожай, а все возникающие разногласия и трудности сглаживаются на радостном пиру в честь окончании работ. Посредством такого согласия можно обработать больше полей и получить большие урожаи. Таким же образом можно и расширять старые и заводить новые поля, расчищая заросли. И тогда от земли поднимается тонкий нежный аромат, как о том повествует Плиний, кн. XVII: V 233.

[Гл. 7 опущена]

13_08.jpg (42217 Byte)

О разных способах сбора урожая

ГЛАВА ВОСЬМАЯ

Достойно восхищения удивительное разнообразие, с которым устроена природа, что выражается в различных способах обработки земли в разных странах, ведь как известно, на Севере землю возделывают иначе, чем в Эфиопии или в Африке, или на Новых Островах 234 . Что же касается обитателей полночных стран, то очень хорошо известно, что в южных областях Вестерготии ячмень полностью созревает в течение 36 дней после посева, то есть с конца июня до средины августа, а иногда даже и ранее. Созревание неизбежно зависит от свойств почвы, мягкости воздуха, камешков, укрепляющих корни своей влагой и от солнечного тепла, побуждающего злаки к хорошему росту. Растения созревают, выпуская колосья, где зерна размещены в шесть рядов. Будучи по размерам меньше обычных зерен, они, тем не менее, годятся для варки пива.

Все другие злаки высевают в начале мая и собирают урожай в середине августа, причем в сборе урожая земледельцы помогают друг другу не только тяжелым трудом, но и живым стремлением закончить уборку прежде чем наступят холода и уничтожат урожай. Единственной платой за такой поденный труд служит веселый пир, на котором юноши и девушки, трудившиеся на полях, по выбору и согласию расчетливых родителей становятся будущей брачной парой. Но брак этот заключается не с целью легкой жизни или обязательного обогащения хозяйства, но и с целью создания приличной, уважаемой и трудолюбивой семьи. О браках простолюдинов и дворян будет рассказано в гл. 8 следующей книги.

13_09.jpg (41967 Byte)

О бережении младенцев от змей во время полевых работ

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

Когда земледельцы северных стран в середине июля идут на сенокос, а в середине августа — на жатву, они всегда берут с собой грудных младенцев. Матери, начиная работу, пеленают детей и кладут в колыбельки, которые затем привязывают к деревьям, чтобы люлька оказалась на высоте не менее семи или десяти палмов 235 над землей. Главная цель этих действий — уберечь младенца от укусов ядовитых змей и от иных вредоносных червей, которые могут через раскрытый ротик сладко спящего младенца проникнуть внутрь его. А таких рептилий немало в северных странах.

В памяти многих людей до сих пор живут страшные случаи, когда крохотные красноватые или голубые змейки длиной всего в один-два палма, проникали сквозь ротик беспомощного, спящего на земле ребенка так глубоко в его внутренности, что изо рта виднелся только хвост, и очень трудно извлечь рептилию из глотки младенца. Несчастные матери в таких случаях пользуются нагретой мягкой таканью и осторожно трут ею торчащий изо рта хвост до тех пор, пока змея не выбирается из внутренностей спящего младенца, которому мать нисколько не медля дает териак 236. Некоторое количество такого противоядия, приобретенного у заезжих торговцев, у нее всегда с собой на тот случай, если нужно будет как можно скорее ввести его в глотку или желудок, чтобы обезвредить отраву. Ниже будет сказано о вредоносных и ядовитых змеях, которые водятся в северных странах.

[Гл. 10 опущена]

13_11.jpg (39969 Byte)

О мельницах разных видов

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

Достойно упоминания и то, какие виды и формы мельниц используют обитатели северных стран: по внешнему виду и устройству своему они очень разнообразны, ибо одни приводятся в движение изменчивой силой ветра, другие же — силой стремительного водного потока, третьи — лошадьми или людьми, вращающими колеса мельниц. Существуют мельницы с топчаковым 237 или ручным приводом, а также, подобно огромным часам, приводимые в движение размерным поднятием и опусканием груза. Мельницы, приводимые в движение ветром, обычно строятся на вершинах холмов, на берегах моря или на равнине между горами, где сильные испарения вызывают постоянный ток воздуха, принуждающий крылья мельниц беспрерывно вращаться. В некоторых местах ветряные мельницы ставят ровными рядами на приморских дамбах, чтобы те приводили в движение устройства, удаляющие воду, которую бури и непогоды нагоняют из моря. Для отвода в море такой вычерпанной воды прорыты специальные каналы.

Подобные мельницы в Голландии, у славного торгового города Амстердама, как нигде в мире, содержат в большом бережении, ибо вместе с дамбами они служат защитой от северозападного ветра Цирция, который, пересекая Океан, с яростной силой преодолевает высокие дамбы, нагоняет воду в прибрежные низины и каналы и даже выбрасывает на берег корабли. Как уже говорилось, воду вычерпывают с помощью мельниц и отводят обратно в море, а остатки разбитых кораблей собирают и увозят, чтобы использовать в других целях. Если бы Амстердам время от времени не сотрясали такие ужасные, подобные потопу наводнения, от которых он защищается дорогостоящими постройками и устройствами, то во всей Европе ему не было бы равных по приветливости обитателей, роскоши и красоте храмов, дворцов и жилых строений. Кроме того, следует сказать, что в этом городе законы соблюдаются настолько строго, что даже самые могущественные властители не осмеливаются нарушать их. И пусть то знают все, кто будет навещать этот многодостойный город.

[Гл. 12-14 опущены]

О разных злаках у западных гётов и их необычайной силе

ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ

Гёты, в особенности западные, в пищу потребляют главным образом ячневый хлеб, который испекают прилежные и искусные в том женщины (во всех Северных странах хлеб выпекают только женщины). Питаясь ячневым хлебом, гёты становятся такими сильными, что равных им нет среди северных народов, исключение составляют разве что финнинги, иначе именуемые финнами, которые помимо ячменного хлеба употребляют и хлеб, испеченный из зерен озимой пшеницы. Во многих местах этих стран едят также и хлеб из овсяной муки, а возможно, что там произрастали бы спельта, просо и сорго, если бы занимались их возделыванием.

На картине вверху видно, как около устья печи и дымохода водит хоровод стайка сверчков, изображения которых вырезаны на деревянных досках, потому что обычно в зимнее время они собираются у огня и в нагретых местах, измучивая своими голосами заезжих чужеземцев, хотя местные жители привыкли к их «пению» и не обращают на них никакого внимания. Эти насекомые являются предсказателями погоды: чем больше их собирается около стоящей на столе лампы, тем более вероятно, что вскорости разразится сильная буря или снегопад.

[Гл. 16-18 опущены]

13_19.jpg (40330 Byte)

Об иноземных винах, так как виноград на севере не произрастает

ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

Хотя обитающие на севере народы не могут наслаждаться вкусом отечественных вин, что невозможно по причине крайне жестоких холодов, они испытывают удовольствие от разнообразных местных напитков, изготовленных из солода, а равно и от вин, привозимых из таких стран как Испания, Италия, Франция и Германия, которым плодородные земли и благодатный климат позволяют в изобилии производить эти напитки, являющиеся предметом их законной гордости и высоко ценимые в других странах. Естественно, не все вино, произведенное в этих странах, употребляется их обитателями, но в большом количестве вывозится за рубеж, где частично продается, а частично обменивается на нужные им товары, и это является очень выгодной торговлей с другими странами. Поскольку северные страны являются самыми отдаленными изо всех, то прежде чем приступить к описанию свойств и качеств различных местных сортов пива, следует упомянуть о вине, этом благородном госте северных народов, живущих в холодных краях, а потому лишенных самой Природой возможности выращивать чудесную лозу в своих странах.

Поставляемые из Испании вина привозящие их купцы называют Бастард 238 , однако их вкус, цвет и аромат, а также необычайная сладость позволяют считать их вполне законнорожденными. Это прозрачное сладкое вино с полным вкусом, густоватое, очень крепкое, с устойчивым ароматом и длительным послевкусием, за что оно особо ценится. Оно укрепляет ослабевшие внутренности, сушит влажные раны, излечивает слабогрудость, и вообще, по качествам своим оно превосходит многие снадобья, смешиваемые опытными местными целителями. Помимо этого, оно может улучшать другие сорта вин, поврежденных молнией или непогодой.

Вина привозимые из Франции называются романейскими, они имеют кисловатый сухой вкус. Рейнские вина привозятся на север из разных немецких земель, и совершая долгий путь по морю, они приносят торговцам немалый доход. Эти вина после уплаты небольшой таможенной пошлины отдают в таверны и продают всем желающим по твердой цене.

О разнообразии привозимых вин

ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ

Вина покупают и пьют с большой охотой из-за их тонкого вкуса, стараясь не допустить попадания ни капли воды как в изысканные, так и крепкие вина, чтобы не испортить их вкус и качества. Содержатели винных подвалов внимательно следят за появлением на небосводе Собачьей звезды — Сириуса, так как грозы, разражающиеся при этом, могут ударами молний изменить вкус вина или даже окончательно испортить его. Чтобы уберечь вино от порчи, бочки завертывают в тюленьи шкуры, из которых сами делают себе одежду. Обычно в северные страны привозят три сорта вин: сладкие, терпкие и легкие. Первое из упомянутых вин привозят из Испании, где в древности правили готские короли — их было числом 38, — которые приказали насадить в стране виноградники. Но саженцы испанских сортов винограда дают ягоды, сохраняющие старый вкус, только если они произрастают рядом с материнской лозой.

Так как итальянские вина из-за их чудесного вкуса никогда не вывозятся в другие страны, то многие чужеземцы сами приезжают в Город 239 , чтобы насладиться этими винами, и очарованные их вкусом, уже не в силах уехать оттуда. Терпкие или кислые вина привозят из Франции, которые из-за их долгожительства называют романейскими или романскими 240. Эти вина обычно употребляются священнослужителями при совершении церковных служб и обрядов. Легкие вина называют французским словом Пейта (Пуату) 241 . Эти красные легкие вина не считаются ценными и употребляются главным образом в жаркое время. Но никакое другое вино не ценится так высоко как Бастард из-за его благородного сладкого вкуса. За ним следует рейнское вино, которое пьют больше и чаще всего. Все эти вина облагаются высоким налогом и приносят огромный доход казне, потому что пьются с большим желанием и без воды. Женщины же вина не пьют совсем, или очень редко, да и то крайне мало.

О долгожитии вин

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ

Среди рейнских вин есть отдельные сорта, которые во все времена ценились людьми за свой возраст и вкус их был хорош для любого, как, например, двухсотлетние вина из богатых подвалов имперского города Любека, которыми ратманы города очень гордились и чествовали гостивших в городе принцев. Однако, если верить Плинию (кн. XIV, гл. V) 242, вина эти со временем превращались в горьковатый терпкий мед, и вкус этот бывал настольно силен, что пить их, не добавляя воды, было никак нельзя. Далее, в гл. VI и в других местах этой же книги, Плиний сообщает о том, как подделывают вина и рассказывает много интересного о свойствах и природе различных вин, а также о медовом напитке, который потребляется главным образом в холодных северных странах. Искусственные вина обычно изготавливают из груш, яблок, плодов мушмулы и рябиновых ягод, выжимая из них сок винтовым прессом. Затем туда добавляют перец, имбирь и гвоздику, чтобы облагородить и смягчить грубый вкус. В такие вина добавляют также шалфей, полынь, руту и лаванду, и вино получает свое название по этим добавкам. Эти вина предпочитают другим, т. к. они являются лечебными напитками.

[Гл. 22-25 опущены]

13_26.jpg (40873 Byte)

О подготовке ячменя и других злаков для варки пива

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Среди всех выдающихся исследователей, которые изучали и описывали свойства природы и природные явления — особенно в отношении здорового образа жизни людей — наверное Гиппократ лучше всех понял ценность этого ячменного напитка, как то явствует из написанных им книг. Он высоко ценит ячмень и получаемые из него напитки, названий которых он знает великое множество. Гиппократ уделяет такое внимание ячменю, потому что этот злак более полезен для здоровья, его легче обрабатывать, чем другие зерновые, которые могут быть использованы для изготовления этого прекрасного напитка. Однако его знания в области изготовления пива были невелики, а потому он не смог описать общеизвестные способы пивоварения. Поэтому, для всех, кого интересует этот предмет, здесь будет рассказано, как обитатели Севера варят пиво. Там люди твердо уверены, что подобрав самым тщательным образом ячмень и не менее тщательно подготовив его, они получат наиболее здоровый напиток. Пиво заваривают с учетом его назначения: для большой или малой семьи, для публичного или частного дома 243. Для подготовки выбирают длинный и широкий настил из досок и высыпают на него 10 руггио 244 ячменя, что равно 30 модиусам 245, а то и больше. Затем зерна увлажняют, опрыскивая водой и время от времени перемешивая, после чего они размягчаются и набухают. В течение суток влажный ячмень переворачивают два или три раза, у зерен проклевываются ростки и всходы, отчего они срастаются и образуют комки. Тогда их рассыпают по настилу тонким слоем и оставляют сушиться в течение трех суток. Когда зерно подсохнет, готовят большую печь, на поверхности которой расстилают редкую ткань, а внутри разводят слабый огонь. По ткани рассыпают подсохшее зерно и досушивают до приобретения им чудесного, похожего на мед вкуса. Зерно грубо измалывают на ручных, водяных или ветряных мельницах, помол этот называется солодом, его, постоянно помешивая, понемногу засыпают в деревянную посуду с горячей водой, где крупинки разбухают и осолаживаются еще больше. Смесь медленно уваривается и превращается в сусло, которое вычерпывают и переливают в другую посуду, процеживая сквозь устройство напоминающее сито или решето. Потом в очищенное сусло добавляют шишки хмеля в количестве трети или четверти от планируемого объема пива — в зависимости от того, насколько горьким или сладким хотят сделать напиток. Вслед за этим сразу же в сусло добавляют некоторую толику старой пивной гущи в качестве дрожжевой закваски, и так слагается полный состав будущего пива. Именно в таком сочетании трех элементов: сладкого солода, горького хмеля и связующей силы пивной гущи, пиво под крышкой доходит до готовности. Человек, страдающий стеснением груди, выздоровеет, выпив этого чудесного напитка. Этот напиток в просторечии гётов именуется буска 246, потому что освобождает человека от гнетущих чувств, будто избавляя его от блуждания по густому кустарнику. Таким же образом готовят напитки из пшеницы или овса и очень редко из ржи, потому что этот злака больше всего употребляют в хлебопечении — из него получается самый вкусный хлеб.

Еще о подготовке злаков для варки пива в разных странах, отдаленных друг от друга

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Однако не во всех краях зерно для варки пива готовят одинаково, это делают совершенно по-разному — норвежцы на западе делают это одним способом, гёты на юге — другим, московиты на востоке — по-своему, а финны на севере — по-своему. Последние умеют обрабатывать ячмень наилучшим способом, чтобы получить очень крепкий напиток, испив которого, они становятся такими сильными, что готовы переносить любые трудности и выполнять какую угодно трудную работу.

Одни, чтобы получить более горький и крепкий напиток, при подготовке зерна добавляют в солод полынь, получая таким образом и средство против кишечных червей. Другие же хотят получить сладковатый напиток, и потому варят его намного короче обычного, видимо для того, чтобы расслабить закрепленный молочной пищей живот. Некоторые готовят зерно так, чтобы получить как можно больше уксуса на потребу гарнизонам крепостей или дворов владетельных господ. А еще кое-кто готовит зерно и закладывает пиво в марте-апреле, и оно сохраняет свои целительные свойства в течение 10-20 лет, потому что при этом употребляют талую воду, ее еще называют зимней водой, и хлеб, испеченный на такой воде, никогда не плесневеет, а пиво не скисает. Используя такую воду, около 600 броварников (так называют там пивоваров) города Данцига варят тысячи бочек пива, которое впоследствии за хорошую цену продают в порту иноземным торговцам, а те по морю доставляют благородное и здоровое пиво в такие дальние страны как Португалия и даже Индия. Этот напиток так полезен для здоровья, что пьющий его избавляется от всех вредных жидкостей, которые содержатся в человеческом теле. Поэтому пиво из Данцига высоко ценится везде, куда только попадает, и его охотно покупают как сильнодействующее целительное снадобье, и потому в северных странах его ставят выше других сортов пива. Но вовсе не так обстоит дело с отдельными сортами вина, как об этом свидетельствует Плиний в книге XIV:1, указывая, что одни вина лишают мужчину разума, а женщин делают бездетными, другие же способствуют женской плодовитости. Это никоим образом нельзя отнести к разным сортам пива, скорее наоборот: в Финляндии этот напиток делает женщин настолько плодовитыми, что чаще всего они рожают близнецов. Такой большой прирост населения побудил короля Швеции на учреждение новых провинций, отчего налоговые поступления в казну значительно выросли.

Однако ежегодно огромное число молодых сильных девушек, охваченных каким-то непонятным слепым безумием, отправляется к германским берегам, чтобы там рабски служить чужим людям, вместо того, чтобы оставаться в своей стране. Чтобы понять подобную непредусмотрительность во всей ее полноте, давайте вспомним, что королевским указом запрещается вывозить в чужеземье некоторые ценные породы лошадей, но позволяется покидать страну молодым, готовым к деторождению девицам, чтобы они в недружественных странах рождали новых врагов родного края. Дома же поля превращаются в пустоши, ветшают пустые постройки, в то время как молодежь королевства поселяется в чужих землях и увеличивает им доходы от податей.

13_28.jpg (37788 Byte)

О разных способах пивоварения

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

После того как зерно обработано описанными выше способами, каждый народ варит пиво по-своему: одни — медленно, другие — быстро, кто-то варит пиво в большом количестве, кто-то — в малом, точно так же, как изготавливают вина. В северных странах при этом используют очень большие котлы и бадьи. Достойно упоминания и одно замечательное обстоятельство: во всех северных странах пивоварение и хлебопечение передано исключительно в искусные руки женщин. Исключение представляют лишь княжеские дворы, дома знати и монастыри. Женщины выполняют эту работу столь добросовестно, искусно и чисто, что не возникает даже ни малейшего сомнения в качестве и правильном приготовлении продукта. То же самое можно сказать и о приготовлении женщинами пищи, которая предлагается главе дома не только для питания, но и для сохранения его здоровья. Помимо искусства, женщины обладают большим оптом и знаниями, как следует приготовить ячмень или другое зерно, чтобы получить желаемую крепость и силу действия будущего напитка.

То же самое касается и употребления хмеля: если его проварить и очистить от природной горечи в недостаточной мере, то получится не целебный напиток, а продукт, причиняющий вред желудку и пагубным образом воздействующий на нервы и душевное состояние человека. Чтобы убедиться, что хмель проварен в нужной мере, проводят пробу при помощи пучка соломинок, которые опускают в сосуд, где варится хмель, который именуют также садовым хмелем. Если после извлечения их из котла соломинки сохраняют липкость и горчат, значит хмель сварен хорошо. Это хмелевое варево добавляют также в другие застольные напитки, чтобы уменьшить их приторную сладость.

О разных сортах пива и их целебных свойствах

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

Чем старше становится ячменное пиво, тем оно становится чище и полезнее для здоровья. И если осажденные в крепости страдают от водянки или камней в почках, этот напиток чудесным образом излечивает такие недуги. В 1520 году 247 я находился в осажденной столице Швеции, королевском городе Стокгольме, где пришлось пить очень старое пиво, после чего однажды утром я обнаружил в ночной посудине вышедшие из меня безо всякой боли и неприятных ощущений камни разной величины: с просяное зернышко, горошинку, перчинку, а один даже с небольшой орешек. После этого я больше никогда не страдал от камней или подобной болезни. Кроме того, пиво прекрасно излечивает кашель, если его пить, взварив с маслом. Смесь пива с имбирем, яйцами и сахаром хорошо помогает при повреждениях грудной клетки. Пиво способствует восстановлению сорванных до мяса ногтей, в чем на своем опыте убедились живущие на севере финны и жители Бреслау, которые употребляют обладающее такими же свойствами пиво из Швидница. Пиво, как я сам могу засвидетельствовать, обладает чудесной способностью излечивать больные внутренности. В Германии есть и другие города, славящиеся своими несравненными напитками из солода, как например, Торгау и Фрайбург. Пиво из Швабаха очень любят жители Нюрнберга, а обитатели Брауншвейга предпочитают свое старое пиво мумме 248 — сорта пива, благодатно влияющие на пищеварение и помогающие закреплению живота, причем свежее мумме до болезненности затрудняет мочеиспускание, а старое — помогает. Кроме того, следует упомянуть и пиво из Айнбека, горьковатое и прозрачное благодаря обилию в нем хмеля. Это пиво прекрасно утоляет жажду в жаркие дни. И наконец нужно рассказать о пшеничном гамбургском пиве, которое само по себе очень питательное и крепит живот. Вообще же существует бесчисленное множество сортов пива, которое изготовляют в разных городах, и дают названия по месту изготовления, по стране, водоему, лесу, как и названия вин, о чем пишет Плиний в XIV книге своей «Естественной истории». Многие из старинных названий в наши дни уже не используются, хотя количество сортов пива нигде не уменьшилось, но благодаря искусству и изобретательности пивоваров что ни день появляются все новые и новые сорта этого напитка. Общее же правило таково, что на юге всем напиткам предпочитают вино, однако по мере продвижения на север предпочтение все больше отдается пиву. И можно с уверенностью сказать, что на просторах всей земли люди больше потребляют пиво, чем вино.

[Гл. 30-34 опущены]

13_35.jpg (37841 Byte)

О сосудах разных форм

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ПЯТАЯ

У жителей Севера имеются в достаточном количестве сделанные из бронзы или меди такие сосуды как горшки, кувшины и котлы соответствующих размеров. Эта посуда должна быть очень прочной, потому что необычайно сильные морозы и неосторожное обращение людей способствуют ее быстрой порче, а потому нигде не пользуются тонкими сосудами из хрупкого стекла. Итак, у них есть чаши, медные котлы, небольшие ступки и разных форм сосуды для омовения, кроме того имеется и оловянная посуда, в большинстве чужеземная, привозимая, скажем, из Англии.

Оловянную посуду, благодаря ее природной прочности и блеску, купцы могут выдать за серебряную, если не убоятся разоблачения и наказания за преступный обман. Помимо зимних холодов, имеются и другие причины, почему вся посуда изготавливается из бронзы, меди или железа. Когда нужно уберечь жидкость в сосуде от замерзания, его можно оставить на некоторое время на огне, забрать, а потом снова поставить на огонь. Кроме того, такая долговечная посуда считается хорошим приданым. И, наконец, ее можно передавать как наследство из поколения в поколение, во время войны такую посуду можно спрятать, закопав в землю, она может быть продана, чтобы избежать голода. Такую утварь берегут, особенно, если она сделана из серебра, потому что ею можно умиротворить сильного врага, если невозможно избавиться от него другим путем. Наполненная жидкостью глиняная посуда на морозе лопается и приходит в негодность, а потому в северных странах ее не делают и не используют, за исключением той, что привозят из Германии на продажу, то же можно сказать и о посуде из зеленого стекла, хотя оно прочнее других хрупких материалов. Следует сказать, что обитатели Западной Гётии и Южной Норвегии пользуются каменными горшками, подобными тем, что продаются в Риме на площади Агона 249. Эти сосуды так долго хранят тепло после изъятия из огня, что создается впечатление, будто они, поставленные на холодный пепел или камень, быстро нагреваются и вскипают. Юты или кимвры спешат покупать такие горшки, чтобы готовить пищу не разводя огня, и жестоко обманываются, хотя сами они весьма искусны в разных плутовских проделках.

Есть также сосуды, напоминающие королевские диадемы или короны. Они изготовляются из извилистых корней деревьев, используются на пирах как питейные чаши. На местных языках такие чаши называются «коса». Кроме того, имеется и другая питейная посуда с позолоченными краями и ножками, изготовляемая из когтей грифа, в нее вмещается немалое количество напитка. Существуют чаши и кубки в форме человеческого черепа, покрытого тонкой позолотой, как о том свидетельствует Павел Диакон, рассказывая о том, что король лангобардов Альбоин 250 на пирах пил из чаши, сделанной из черепа короля гепидов Кунимунда, но потом он был убит своей коварной женой, и вполне возможно, что из его черепа тоже сделали такой кубок.

[Гл. 36 опущена]

О питейных обычаях северных народов

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Будет не излишним удовлетворить интерес любознатцев, рассматривающих рисунок вверху, рассказав им о питейных обычаях северных народов. Прежде всего, не считалось зазорным выпить стоя в честь в честь богов или властителя, а также устроить между собой состязание и, даже изнемогая, за несколько глотков осушить капитолийскую амфору 251, то есть выпить огромное количество вина. Император Гот Максимин 252 , будучи необычно огромным, мог съедать 60 фунтов мяса. Подобно ему другой император, Вителлий 253 также славился невиданным обжорством, Но некий Милон 254 намного превосходил их — он не мог утолить голод даже съев целого быка.

Но оставим их и перенесемся на другие берега широкого моря. Итак, на рисунке вверху изображены увенчанные коронами мужчины, сидящие за столом и пьющие из сосудов, которые могут вызвать восхищение и удивление своей формой у людей, никогда не видевших ничего подобного. Но еще более удивительно увидеть длинный ряд слуг, которые подобно пастырям оленьего стада, следят за всем и непрестанно преподносят гостям до краев наполненные пивом чаши. Если же некоторые захотят показать свою стойкость и неопьяненность, то пускаются в хороводный пляс, держа наполненный сосуд высоко над обнаженной головой. Таким же образом поступают, держа в обеих руках кубки, наполненные вином, пивом, медом или смесью вина и меда. А могут предложить сотрапезнику выпить по кубку в несколько глотков. Если же тот, кто вызвал собутыльника на такое состязание не одерживает верх и не признает себя побежденным, его не прощают и не считают, как говорит Платон 255 в труде «Законы», хорошим, приличным компаньоном. А хорошим компаньоном Платон называет тех, кто в застолье может рассуждать здраво и сдерживаться, а не упиваться до изумления.

[Гл. 38 опущена]

13_39.jpg (40843 Byte)

О наказании пьяниц

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

Любой, кто прочитает заглавие и посмотрит на рисунок вверху, сразу поймет, о чем здесь пойдет речь, а потому длительные пояснения не нужны. Платон замечает, что пьяный человек возвращается в детство и снова становится младенцем 256, а пьянство уже само по себе — наказуемое преступление, хотя это и не смертоубийство, однако разве следствием его все же не может быть смерть человека? Никогда не следует напиваться до безумия — ни у кого нет для этого никакой разумной причины, и уж менее всего это допустимо в войске, потому что голова и одурманенный мозг воина, погруженного во мрак опьянения, не подскажут ему, против кого направить оружие — против своего военачальника или врага, который его совсем не убоится. Двух массагетов 257, которые убили человека, посмеявшегося над ними, когда увидел их пьяными, приговорили к редкому наказанию: их посадили на заостренный кол.

Изо всех народов массагеты наиболее склонны к винопитию, а опьянев, приходят в исступление и затевают драки, равно как и парфяне 258, от частого и неумеренного пьянства изо рта у них исходит зловоние. Галлы, упившись, становятся дерзкими и нахальными, германцы — вздорными и драчливыми, гёты — беспокойными и мятежными, а финны — чувствительными и слезливыми. Такие пороки проявляются у любого пьяного человека, и он заслуживает соответствующего наказания за дурное и непристойное поведение. Здесь не пойдет речь о наказании за тяжелые проступки вроде пьянства дозорного, уснувшего пьяным у ворот крепости или на ее стенах, чье преступное небрежение своими обязанностями может привести к поражению властителя или даже к гибели всего государства. Здесь говорится о том, какому наказанию следует подвергать глупцов, бездельников, болтунов и фигляров, которые своими беспрестанными возлияниями превращают день в ночь, а ночь в день, чтобы быстро отучить их предаваться пороку пьянства. Чтобы не желающие спать, а только кутить пьяницы не затевали шумных ссор, не допускали кровопролития или смертоубийства, их предупреждают, что всякий виновный или виновные будут наказаны в соответствии с законом: виновных по очереди сажают на скамью в острейшим клином, и это сиденье с помощью веревок поднимается вверх. Пьянице предлагают осушить огромнейший рог, наполненный пивом, и чем быстрей он сделает это, тем быстрей покинет неудобное острое сиденье, поразмыслив о том, какие последствия может иметь неумеренное пьянство, ставшее причиной нарушения закона. В старые времена это золотое правило было непреложным и строго исполнялось по всему Лацию в отношении обжор и пьяниц.

[Гл. 40 опущена]

О самых постыдных проявлениях пьянства

ГЛАВА СОРОК ПЕРВАЯ

В этом небольшом труде невозможно описать все зло, причиненное людям и миру в пьяном безумии — для того едва ли хватит трудов многих писателей. И это не удивительно: люди, движимые своим ненасытным сладострастием, не удовлетворяются природными свойствами вина, а изменяют их, добавляя жгучие приправы, возбуждающие жажду, утолить которую невозможно: чем больше пьешь такое вино, тем сильнее желание выпить еще больше 259. Такой недостаток приписывается послам скифов, а Плиний в одном из последних разделов книги XIV говорит о неумеренном пьянстве испанцев, галлов и эфиопов 260, утверждая, что пьянство процветает во всех уголках нашего мира. Повсеместно опьянение оказывает свое гибельное воздействие, изменяя сознание человека и повергая его в безумие, когда тот уже не уважает ни себя, ни кого другого и совершает такие безобразия, которые никогда не позволил бы себе, будучи трезвым.

Однако охваченный пьяным исступлением человек позволяет себе все — в опьянении совершаются тысячи преступлений, задумываются и воплощаются самые мерзкие и развратные деяния. Это проявляется в грубом насилии, язвительных насмешках и издевках. От пьяницы несет трупным запахом, подобно свиньям он валяется в грязи, подобно псам извергает внутренности и по виду своему подобен грязному козлу. Здесь будет уместно привести слова Плиния: «Кто-то пьет столько, сколько выпало очков в азартной игре. И тогда жадные взоры устремляются на замужнюю женщину, выторговывая ее, тогда предают мужа, тогда тайны души выходят наружу: одни громогласно рассказывают о своих завещаниях, другие выбалтывают смертоносные тайны и не могут возвратить слов, которые следовало бы удержать в горле, — сколько людей так погибло! Вот говорят, что истина в вине. Но потому бледны и обвислы щеки, гноятся глаза, руки дрожат и опрокидывают полные чаши — вот оно немедленное наказание! И сон, тревожимый фуриями, бессонница по ночам и, наконец — полная награда за пьянство, — чудовищный разврат и наслаждение злом, а на следующий день все забыто, памяти как не бывало, и так укорачивается жизнь. Мы ежедневно теряем вчерашний день, а они теряют и завтрашний. Пить вино — это тоже искусство, имеющее свои законы, а для того нужно пить вино с разумной умеренность, не напиваясь и не наедаясь так, чтобы потом с глупым бормотанием самому вызывать извержение выпитого и съеденного, и только соблюдая эти правила можно избежать ловушки, расставленной соблазнами винопития. 261» Подобно этому, Платон в кн. XXXIV подробно описывает безумства и безобразия, творимые пьяницами, а также говорит об исправлении этих пороков 262. Кроме него, еще много знаменитых людей высказывали мысль, что недостойно человека в погоне за наслаждениями превращаться в грубое неразумное животное. Об искусстве винопития существует труд германца Винцентия Обсопоеуса 263, написанный элегическими стихами.

[Гл. 42 опущена]

13_43.jpg (35969 Byte)

О разных способах солеварения

ГЛАВА СОРОК ТРЕТЬЯ

Здесь будут описаны разные необычные способы варки соли у северных народов. Когда норвежцы, живущие на берегу Океана, намереваются варить соль, они раскалывают и выдалбливают полости в огромных сосновых или еловых стволах, связывают их прочными веревками наподобие того, как обручами стягивают бочки, привязывают тяжелые камни и погружают в море, чтобы соленая вода сквозь открытый конец этого резервуара проникла внутрь. К этому сооружению прикрепляют трубу, по которой вода из глубины поступает в большие котлы соляной варницы, устроенной на берегу. Под котлами разводится слабый огонь, от которого вода выпаривается, и в котле остается соль. Сваренная зимой соль тверже сваренной летом, потому что летом соль получается мягкая и рассыпчатая, так как легче вываривается из рассола, в то время как зимняя соль получается довольно грубой. В том норвежском королевстве варится столько соли, что хватает как для внутреннего употребления, так и для прибыльной торговли с иноземными купцами, причем, следует сказать, что рыба и мясо в стране столь мало просолены, что половина сгнивает, и происходит это то ли от злого умысла, то ли потому, что погоды и небеса суровы к этому народу, но несмотря на все, ценные продукты там дешевле, чем где-либо в другом месте. Гёты и свеи, или шведы, солеварением не занимаются, но не потому , что невозможно добыть соленой воды из моря — ее там сколько угодно, — но потому, что у этих народов в изобилии имеются другие продукты, и им дешевле привезти соль из-за границы, чем нести ненужные расходы на устройство соляных варниц у своих берегов. По прибытии больших голландских и германских кораблей из испанских, французских и британских гаваней, а особенно из Лиссабона и Брюгге, соль разгружают и продают по доступной цене.

А вот в Польше есть горы, в которых соль залегает очень глубоко, особенно в Величке и Бохне 264, где я побывал 5 января 1528 года и спустился по лестнице на 50 ступенек в глубь земли и видел обнаженных от жары работников, железными инструментами выкапывающих скрытые в этих неистощимых копях соляные сокровища, не менее ценные, чем золото или серебро. Мне довелось встретиться и побеседовать с прекраснейшей и мудрейшей дочерью доброго короля Сигизмунда I 265, Гедвигой 266, девицей более ценной, чем все эти только что увиденные мною сокровища, вполне достойной славы своего королевства. Итак, каждый желает приобрести как можно больше золота, серебра или иных драгоценностей, но все они обесцениваются, если нет соли, потому что только соль придает вкус любой пище, и делает возможным ее употребление человеком.

[Гл. 44 опущена]

О великом изобилии масла

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ

Проезжая по северным землям, расположенным между 52 и 84 градусами северной широты, повсеместно можно заметить обилие масла, т. к. везде имеются богатые пастбища, на которых пасутся неисчислимые стада. Правда, следует сказать, что тучность пастбищ не везде одинакова, и не везде одинаковое обеспечение маслом, что происходит от разного количества соли, в одной местности травы больше, в другом — меньше, и это не удивительно: ведь эти провинции расположены на большом расстоянии друг от друга. Там, где стада выпасаются на грубой и малопитательной траве, а масло солится грубой солью, качество его не может сравниться с тем, где стада пасутся на мягкой сочной траве. Однако способ приготовления масла одинаков во всех провинциях, употребляют ли они грубую или тонкую белую соль, и везде производят тысячи больших бочек масла как на продажу заморским купцам, так и для меновой торговли. Но эта торговля может быть остановлена королевским указом в случае военной угрозы или войны. Тогда вывоз масла , равно хлеба, свинины и других важных продуктов питания прекращается с тем, чтобы они не могли быть использованы врагом. Невдалеке от берегов Южного Гётеланда находится остров Эланд 267, где на пастбищах, благодаря здоровому воздуху и плодородной почве, растет нежная сочная трава, поэтому коровы, питаясь такой травой, нагуливают жир и дают столь здоровое молоко, что многие, кому не помогают советы врачей, поправляют здоровье, питаясь здешним маслом и пахтой. Это масло высоко ценится за тонкий вкус и другие достоинства, превосходящие все иные сорта масла.

13_46.jpg (36560 Byte)

О величине и добром качестве сыров

ГЛАВА СОРОК ШЕСТАЯ

Если Парма, Пьяченца и другие города Ломбардии повсюду славятся изобилием, величиной и вкусом своих сыров, то этим они обязаны странам их происхождения — Скандинавскому полуострову с его северными королевствами, особенно, земле западных гётов. Эти западные гёты славятся среди всех северных народов тем, что никто другой не выдерживает сравнения с ними в искусстве изготовления сыров. А происходит это потому, что у них необычайно тучные пастбища, на которых вырастают быстрые и рослые боевые кони, да пасутся бесчисленные стада крупного скота. Здесь могут готовить сыры такой величины, что двое сильных мужчин еле переносят их на короткое расстояние. Но мужчины при всем своем опыте и умении никогда не варят сыры, это делают только женщины. В летнее время, когда молока особенно много, женщины изо всех окрестных поселений собирают молоко в доме хозяйки, которая хочет сварить сыр. Молоко сливают в большие котлы, варят и добавляют сычужную закваску, затем эту массу прессуют в деревянную форму, чаще всего четырехугольную. Небольшие сыры высушиваются на свежем воздухе под солнцем, затем, искрошив их на мелкие кусочки, высыпают в почти кипящее молоко — точно так мелкие камешки добавляют в раствор, чтобы сделать толстые стены еще более прочными. Ни один мужчина не имеет права участвовать в этой чисто женской работе, даже если бы он просил о том с самыми благими намерениями. У этих сильных женщин есть свои домашние дела, в которые никогда не должен вмешиваться мужчина: прядение, тканьё, выпечка хлеба, варка пива, приготовление пищи, уход за детьми, за одеждой и постельным бельем, а также забота о небольших домашних животных вроде овец и телят.

Мужчины же занимаются более тяжелой работой, они пашут землю, обмолачивают урожай, укрощают коней (правда, этим довольно часто занимаются и женщины), затачивают и готовят оружие, содержат в порядке ограду вокруг своих нив и полей. Восточные гёты также делают сыры, и довольно много, но из козьего и овечьего молока. Эти сыры славятся своим удивительно тонким вкусом. То же самое можно сказать и о жителях Верхнего Свеаланда 268, но это не касается обитателей Хельсингланда 269 и Норвегии, делающих «гнилые» сыры, и обнаружив в них сырных червей, наслаждаются его необычным вкусом, а когда сыр внутри формы съеден, корку, твердую и прочную, словно дубленая кожа, используют наподобие военного щита. Но более всех иных славятся своим вкусом сыры из Финляндии. Финны варят большие сыры из козьего молока, производя тысячи фунтов этого замечательного продукта. Они легко коптят сыры на багульнике, отчего у них появляется столь знаменитый особый вкус. Такие сыры могут храниться многие годы без гнили и червей, что особенно важно, как уже говорилось, в случае войны или осады в крепости. Плиний в своем труде «Естественная история» утверждал, что Заратустра в течение двадцати лет жил в пустыне и питался сыром, изготовленным таким образом, что за это время он не состарился и не стал добычей червей. Среди северных народов сыры западных гётов пользуются большим спросом из-за своего природного тонкого вкуса и аромата, каковые качества сохраняются очень долгое время, а потому этим продуктом предпочитают запасаться моряки, которые питаются им, если в бурю нельзя развести огонь и приготовить горячую пищу.

13_47.jpg (37915 Byte)

Об использовании мер и весов

ГЛАВА СОРОК СЕДЬМАЯ

Как уже говорилось ранее, обитатели Ботнии и Лаппонии незнакомы с деньгами, мерами и весами, однако, несмотря на это, они ведут меновую торговлю бесхитростно и честно. Но здесь пойдет речь о свеях и гётах, которые, чтобы вести безопасную и справедливую торговлю и не быть обманутыми при этом, должны знать все значения мер и весов, потому что живут в соседстве с разными народами вроде данов и германцев, научившихся у южных народов — испанцев, фламандцев, голландцев, именуемых батавами — использованию разных мер и весов с применением всевозможных хитроумных подсчетов. Итак, обычные товары при продаже считают, измеряют и взвешивают, а шкурки ценных мехов при этом считают на десятки, точно так же, как считают вяленую рыбу ценных пород, из торговли сельдью пришли и числа, употребляемые при торговле кирпичом, досками, балками — материалами для возведения зданий. Это vaal — 80, lasti — 12 бочек, cast — 40 и vorda — 10. Мерные сосуды применяются главным образом для зерна, но в городах вводятся особые правила, которые устанавливают для горожан меньшие меры, чтобы взимать с их большего количества больше налога, который пускается на укрепление городских стен. Крестьянам же, напротив, предписано применять большие меры зерна, наполняя их с верхом. Меры веса употребляются при торговле металлами: отечественными серебром, медью, бронзой и железом, или привозными свинцом и оловом. Но в бедственные времена, когда по миру расползается Лютерова ересь, лукавые торговцы начали применять обманные веса, уменьшать вес золота в монетах, особенно в флоринах, о чем уже говорилось в четвертой книге этого труда. Эти деньги чеканятся для извлечения прибыли, но ценность их невелика, а потому при покупке и продаже следует быть очень внимательным в расчетах. Заслуживает внимания то, как тщательно в старину после долгих и глубоких размышлений производили расчеты ценности денег. Кассиодор в кн. I приводит точку зрения готского короля Теодориха: «Итак, если пожелать соединить шесть тысяч денариев 270 в один солид 271, то может образоваться круг с блестящей окоемкой, словно золотое солнце, содержащее внутри себя число, указывающее возраст мира 272. Число же шесть, именуемое senarius, древними учеными не без основания считавшееся совершенным, было положено в основу унции 273, главной меры веса, которая составляла одну двенадцатую часть римского фунта — либры 274, что очень разумно, так как год состоит из двенадцати месяцев, а слово либра можно перевести как весы и фунт. Тот же, кто меняет вес либры есть жестокий враг и мошенник, заслуживающий соответствующего наказания, так как, фальсифицируя меры и вес, он наносит вред всему обществу». Так писал Касссиодор 275. Такие замороженные товары как мясо и рыба по доброму согласию между продавцом и покупателем продаются по сходной цене, с вычетом веса льда, который содержится в таких товарах. Считается тяжким преступлением, если мерный сосуд преувеличивает установленную меру, если не точно соблюдается мера веса, или в вес продаваемого товара входит испаряющаяся субстанция.

Нигде и никогда не подобает человеку радоваться злосчастию ближнего своего.

13_48.jpg (37558 Byte)

О ткачах и живописцах

ГЛАВА СОРОК ВОСЬМАЯ

Нити из шерсти и льна для ткачества и шитья одежды готовят сведущие в этом искусстве женщины северных стран, за исключением обитательниц Лаппонии, которые жилами сшивают одежду из выделанных шкур разных животных, потому что в тех далеких краях лен не растет, и овец не разводят. В более теплых северных странах лен выращивают, из него выпрядают нити, которые затем окрашиваются. Материя, сотканная из этих нитей настолько хороша, что ее можно принять за вытканную в Лации. Однажды мне довелось увидеть у северных народов удивительную небесно-голубую ткань в полоску, а позже, когда я попал в Италию и в Рим, то увидел такую же полосатую материю, настолько схожую с виденной мною ранее, что казалась изделием одних и тех же рук. Однако при всей изумительной схожести я увидел и разницу: римские ткачихи, а лучше сказать, ткачи-мужчины — их здесь большинство, — более изобретательны и работа выполняется более тонкая, вероятно потому, что примером им служат картины знаменитых живописцев, в то время как женщины Севера за образцы и формы принимают цветы, радугу, плывущие по воде листья, на которых играют солнечные блики. В искусстве плетения стенных ковров-гобеленов, подобных тем, что часто можно видеть в домах знатных людей Рима, женщины северных стран превосходят всех мастеров мира, потому что там даже благородные дамы, чтобы избежать праздности, с особым рвением предаются этому занятию, создавая тонкие рисунки. Они украшают этими изделиями стены своих домов, и украшения эти предаются по наследству из поколения в поколение. Жилые помещения украшаются такими коврами и гобеленами полностью, до самого потолка, и так поступают все, за исключением самых знатных господ, которые обивают стены своих дворцов шелковыми шпалерами, шелком покрывают стены своих спален, из него же шьют праздничные одежды знатным дамам и свадебные наряды невестам.

[Гл. 49-51 опущены]

КОНЕЦ XIII КНИГИ


Комментарии

229. Спельта — древний вид мягкой пшеницы, прародительницы современной пшеницы. Морозостойкий злак, широко распространенный в странах с холодным климатом. В средние века ценилась как очень полезный для здоровья продукт. Иногда ее называют полбой.

230. Песья звезда — Сириус, по-гречески означает «яркий» «блестящий». Вероятно самая известная и таинственная звезда. Называется Песьей потому, что находится в созвездии Большого Пса. Латинское название Canicula – маленькая собачка. Появлялась на небосводе в конце июля, когда в Риме стояли самые жаркие дни. Они объявлялись днями отдыха — каникулами, то есть временем маленькой собачки. Озимые сеяли по окончании времени Песьей звезды, то есть в конце августа — начале сентября.

231. Время Тельца — период с 21 апреля по 20 мая.

232. Время Льва — период с 23 июля но 22 августа.

233. Плиний в кн XVII: V — в русском переводе это XVII:38,39: «… Лучшей землей будет та, которая отзывается благовонными мазями. Если же нас спросят, каков тот запах земли, которого нужно искать, то мы скажем, что он бывает … ,когда, когда земля после длительной засухи увлажнена дождем. Тогда она испускает это свое божественное дыхание, зарожденное солнцем, ни с чем несравнимое по сладости. …Такой запах бывает после вырубки старого леса, от нови, которую все единогласно хвалят (Перевод Я. М. Боровского)

234. Новые Острова — имеются в виду недавно открытые острова Нового Света, описанные Себастьяном Мюнстером (1488-1552) в труде «Космография» (1544), кн. V, «О Новых Островах — De novis Insulis».

235. Палм (от лат. palmа рука, ладонь) мера длины, около 8 сантиметров.

236. Териак — некое универсальное противоядие, популярное как в древности, так и в средние века. Считалось, что териак нейтрализует все без исключения яды. Последние упоминания об этом чудо-лекарстве встречаются во второй половине 19 столетия.

237. Топчаковый привод или топчак — насаженный на вертикальную ось плоский круг с расположенными по окружности его деревянными брусками, по которым человек или лошадь взбирается безостановочно, сам же остается на месте, причем топчаковое колесо играет роль двигателя. (Брокгауз и Евфрон)

238. Бастард (фр. bastard — ублюдок, незаконнорожденный) — в наше время носит португальское название Бастардо. Называется так потому что «Давным-давно и совершенно случайно на прожжённых и мистических виноградниках Португалии появилась странная лоза. Она была вырождением весьма распространённого винного винограда, тёмно-синего и плодоносного. Выродившаяся лоза давала небольшие плотные грозди с некрупными матово-сиреневыми ягодами. Вино из этого винограда оказалось совсем непохоже на материнское — так бывает всегда. Но никогда не бывало, чтобы выродок был лучше материнского вина. И поэтому этот удивительный виноград назвали бастардо». Так гласит легенда, приводимая А. Левинтовым в книге о винах «Красиво жить не запретишь.

239. Город —часто в латинских текстах так называли Рим, причем латинское слово Urbs — город писали с большой буквы.

240. … из-за их долгожительства называют романейскими или романскими — это название имеет корнем латинское слово Roma — Рим. А долгожительство связывается с долговременным существованием Рима и его древним названием — Roma Aeterna — Вечный Рим.

241. Пейта (Peitha) — искаженное название французской исторической провинции Пуату (Poitou), где производились легкие вина.

242. Неточное указание. О старении вина и изменении вкуса говорится в кн. XIV:VI:55: «До сих пор хранятся эти вина; им уже почти двести лет, и они превратились в нечто вроде горьковатого меда — таково свойство вина в глубокой старости, — пить их в чистом виде нельзя и нельзя уничтожить водой их неодолимую горечь; зато малейшая их подмесь исправляет другие вина». (Перевод М. Сергеенко с издания: J. Andre. Pline l’ancien Histoire naturelle, I. XIV–XV. Paris, 1958-1960).

243. … для публичного или частного дома (в тексте: …public? vel privat? domus…) — вероятно под «публичными домами» автор имеет в виду харчевни, таверны и постоялые дворы. Могут также подразумеваться гарнизоны крепостей или монастыри, тогда это будет иметь смысл «для общественных надобностей».

244. Руггио (rugghio, совр. rubbio) – старинная мера объема сыпучих веществ. В Италии равнялась 294,4 литра, в Испании — 194,4 литра.

245. Модиус (modius) — или хлебная мера, равная 8,75 литра.

246. Буска (buska или buske, шведск. кустарник, куст) в гётском просторечии так называли свежее пиво.

247. В 1520 году я находился в осажденной столице Швеции… в 1520 г. датский король Кристиан Второй устроил в Стокгольме массовые казни, т. н. «Стокгольмскую кровавую баню, свидетелем которой и был О. М.

248. Мумме (мум) — густое, богатое солодом брауншвейгское пиво, сваренное без хмеля.

249. Площадь Агона — В наше время носит название площадь Навона (Piazza Navona). Название Навона произошло в результате искажения слова «агон», что означает «состязание», «борьба». Из древности и до середины XIX века там был оживленный рынок.

250. Король лангобардов Альбоин (526-573. Правил с 566 г.) — Павел Диакон в «Истории лангобардов» пишет: «Альбоин, после трех лет и шести месяцев правления в Италии, погиб в результате заговора своей супруги… Однажды в Вероне Альбоин, веселясь на пиру и оставаясь там дольше, чем следовало бы, приказал поднести королеве бокал, сделанный из черепа его тестя, короля Кунимунда, и потребовал, чтобы она весело пила вместе со своим отцом… И вот когда Розамунда осознала это, сердце ее поразила жгучая обида, которую она была не в силах подавить; в ней зажглось желание убийством мужа отметить смерть своего отца. И вскоре она вступила в заговор об убийстве короля с Гельмигисом, скильпором, т. е. оруженосцем, короля и его молочным братом.» (Кн. I:28; Перевод Тhietmar. 2002) Об этом имеются и другие свидетельства: в хронике Сигеберта из Жамблу (Chronica Sigeberti Gemblacensis) и в труде Франциска Иреника «Germaniae exegesis», кн. 2, гл. 20.

251. Капитолийская амфора — Самая крупная римская единица измерения жидкостей (около 26 л).

252. Император Гот Максимин — имеется в виду первый «солдатский» император Максимин Фракиец (Maximinus Thrax; 173-238). Отличался огромным ростом (около 2,5 м) и нечеловеческой силой. Родом из Фракии, но иногда его называли Готом по происхождению отца из страны готов. Юлий Капитолин, один из авторов «Жизнеописаний Августов» писал: «Известно, что Максимин часто выпивал за день капитолийскую амфору вина и съедал по сорока фунтов мяса и даже по шестьдесят. (Scriptores Historiae Augustae, Maximini Duo Iuli Capitolini)

253. Император Вителлий (лат. Aulus Vitellius Germanicus); 15-69 г. г.) — правил с 3 января по 21 декабря 69 г. под именем Авла Вителлия Августа Германика. Убит легионерами Веспасиана.

О его обжорстве ходили легенды. Наиболее ярко об этом пишет Гай Светоний Транквилл в в труде «Жизнь двенадцати Цезарей, кн. 8, гл. 13: «Но больше всего отличался он обжорством и жестокостью. Пиры он устраивал по три раза в день а то и по четыре — за утренним завтраком, дневным завтраком, обедом и ужином; и на всё его хватало, так как всякий раз он принимал рвотное. В один день он напрашивался на угощение в разное время к разным друзьям… Самым знаменитым был пир, устроенный в честь его прибытия братом: говорят, в нём было подано отборных рыб две тысячи и птиц семь тысяч. Не зная от чревоугодия меры, не знал он в нём ни поры, ни приличия — даже при жертвоприношении, даже в дороге не мог он удержаться; тут же, у алтаря хватал он и поедал чуть ли не из огня куски мяса и лепешек, а по придорожным харчевням не брезговал и тамошней продымленной снедью, будь то хотя бы вчерашние объедки». (Перевод М. Л. Гаспарова) Подобные свидетельства есть у Тацита и других историков.

254. Милон (лат. Milo) Милон Кротонский, VI век до н. э. Знаменитый греческий атлет, шестикратный победитель Олимпийских игр. Однажды во время Игр пронес через ристалище на плечах быка и съел его за один день.

255. Платон (428-348 г. г до н. э.) — древнегреческий философ. Его труды дошли до нашего времени практически полностью. Здесь речь идет о произведении под названием «Законы», составленном в виде диалога безымянного Афинянина, критянина Клиния и спартанца Мегилла. Собеседники обсуждают проблему винопития и воздействие вина на поведение человека. (кн. 1и 2)

256. Олаус Магнус ссылается на труд Платона «Законы», в частности, пересказывая утверждения Афинянина, что вино превращает пьянога в младенца (кн. 1:645-648)

257. Массаге?ты — собирательное имя, используемое античными авторами для обозначения среднеазиатских кочевых и полукочевых племен, в описаниях скифов. Часто массагетов и саков считают одним племенем. О пьянстве массагетов Геродот пишет так: «Собравшись толпой в одно место, массагеты зажигают костер и затем усаживаются вокруг и бросают эти плоды в огонь. От запаха сжигаемого плода они приходят в состояние опьянения, подобно тому как эллины пьянеют от вина. Чем больше плодов они бросают в огонь, тем сильнее их охватывает опьянение; пока наконец они не вскакивают, пускаются в пляс и начинают петь песни». (Клио:202). А также: «Тогда третья часть войска массагетов напала на оставленных Киром воинов и, несмотря на храброе сопротивление, перебила их. [После победы], увидев выставленные в стане персов яства, массагеты уселись пировать. Затем они наелись досыта, напились вина и улеглись спать. Тогда пришли персы, перебили большую часть врагов, а еще больше захватили в плен. (Клио:211, перевод Г. А. Стратановского) Этот же эпизод описывает и Страбон в «Географии», но говорит о саках: «Саки между тем подошли и, захватив лагерь, покинутый людьми, полный съестного, наелись до отвала. Тогда Кир возвратился и застал саков обезумевшими от пьянства; одни из них были перебиты спящими мертвецким сном, другие же пали от мечей неприятеля в то время, когда плясали без оружия в вакхическом исступлении, и почти все погибли.» (кн. XI: VIII: 5, перевод Г. А. Стратановского). Больше никто из античных авторов не говорит об особой склонности массагетов к пьянству.

258. Парфяне — народ, живший в небольшой, неплодородной гористой стране Парфии в северном Иране. Сначала находились под властью ассирийцев, персов и Селевкидов, но потом, около 256 г. до Р. Хр., под предводительством Аршака (Арсака) образовали самостоятельное царство, которое значительно распространилось по Сирии и Малой Азии. Успешно сопротивлялись римскому завоеванию. Древние историки повествуют о парфянах, как о необыкновенно воинственном, храбром, свободолюбивом народе, однако полудиким, лукавыми, склонном к грабежу и излишествам всякого рода.

259. Авторская неточность. У Плиния в кн. 14, раздел XXVIII. 148 говорится: «У этого порока есть непреложный закон: привычка к вину увеличивает жадность к нему; известны слова скифского посла, что парфяне тем больше хотят пить, чем больше они выпили.» (Перевод Б. А. Старостина)

260. о неумеренном пьянстве испанцев, галлов и эфиопов. — о неумеренном пьянстве у эфиопов добавлено Олаусом Магнусом. У Плиния в кн. XIV, гл. XXVIII. 149 говорится: «У народов запада есть свой опьяняющий напиток. Его приготавливают разными способами из вымоченных зерен в Галлии и Испании. …В Египте придумали делать такое же питье из хлебных зерен.» (Перевод Б. А. Старостина)

261. Вольный пересказ отдельных мест из «Естественной истории» Плиния, кн. XIV, гл. XXVIII. 138 — 142 и 149

262. Платон, «Законы». Книга I. 671 — 674.

263. Винцентий Обсопоеус (Vincentius Obsopoeus или Opsopoeus, ум. В 1539г.) — немецкий ученый, писал стихи на латинском языке. В 1536 году опубликовал стихотворный труд «Об искусстве пития три книги» (De arte bibendi libri tres).

264. Величка и Бохня — города в Польше, где находятся старейшие соляные копи Европы. Разработки велись с XIII столетия. В настоящее время т. н. "Королевские соляные шахты в Величке и Бохне" включены в список Всемирного наследия.

265. Король Сигизмунд I — Сигизмунд I Старый (1467 — 1548) польский король и великий князь Литовский из династии Ягеллонов. Правил с 1506 года. Известен своим меценатством, покровительствовал ученым, архитекторам, живописцам.

266. Гедвига — Ядвига Ягеллонка (1513 — 1573), дочь короля Сигизмунда Старого.

267. Остров Эланд (шведск. Oland) – остров в Балтийском море, второй по величине шведский остров(самый большой — Готланд). Историческая провинция Швеции. В 1972 году соединен с материком посредством моста.

268. Верхний Свеаланд — Свеаланд, историческая область Швеции в серединной Швеции. В переводе означает «земля свеев». А Верхним Свеаландом автор называет входящую в Свеаланд историческую провинцию Уппланд — Верхняя Земля.

269. Хельсингланд — историческая провинция Швеции. Старинное русское написание — Гельсингланд. Входит в историческую область Норрланд — Северная Земля, граничащую на юге со Свеаландом.

270. Денарий (лат. denarius — состоящий из десяти, устарелое название динарий) — серебряная римская монета, впервые отчеканенная в третьем веке до н. э. и имевшая хождение даже в средневековой Европе.

271. Солид (лат. solidus — твердый, массивный. Отсюда совр. «солидный») — золотая римская монета, впервые отчеканенная в 309 г. н. э. Имела хождение в Римской империи и Византии. По-гречески назывался «номизма». В средневековой Европе солидом называлась серебряная монета.

272. …указывающее возраст мира — имеется в виду датировка по летоисчислению от сотворения мира. В России отменено Петром Первым в 1700 году.

273. Унция (лат. uncia) — в наше время мера веса в торговле драгоценными металлами (тройская унция) и в странах, где единицей веса служит фунт. В древнем Риме унция составляла одну двенадцатую часть либры. Кроме того служила единицей измерения площади, длины и емкости.

274. Либра — или римский фунт. Мера веса в древнем Риме. Либра состояла из 12 унций и равнялась 327, 45 грамма. А также старинная русская мера веса, равная 307, 1 грамма.

275. Так писал Касссиодор — В данном случае Олаус Магнус не цитирует, а пересказывает своими словами текст Кассиодора с некоторыми сокращениями и добавлениями от себя. «Variae», I:10, 5-6.

Текст переведен по изданию: Olaus Magnus. Historia de gentibus septentrionalibus. Romae. 1555

© сетевая версия - Strori. 2019
© перевод с лат., комментарии - Лапатка Я. 2019