Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЖИТИЕ МАРИАНА СКОТА

VITA SANCTI MARIANI SCOTI

(1180-е гг.)

Св. Мариана Ирландца (Scotus), основателя ирландского бенедиктинского монастыря в Регенсбурге, ставшего в XI-XII вв. корнем для целой конгрегации ирландских монастырей на континенте, в том числе и в Киеве (Hammermayer 1959. S. 42-76; Flachenecker 1995. S. 83-107), не следует путать с его современником и соотечественником Марианом Ирландцем, подвизавшимся в Майнце, автором известной всемирной хроники. Св. Мариан с несколькими спутниками, возвращаясь из паломничества в Рим, осел в Регенсбурге ок. 1070/5 г.) и организовал там при церкви св. Петра общину монашествующих (древнейшей точно известной датой в истории монастыря является 1079 г., к которому относится список «Посланий» св. апостола Павла, принадлежащий руке св. Мариана); в 1089 г. ее взял под свое покровительство германский император Генрих IV (DD Heinr. IV. N 403. Р. 533-534). Приток новой братии из Ирландии заставил построить более обширную обитель за пределами городских стен — монастырь св. Иакова. Об этом и рассказывается в приводимом ниже фрагменте «Жития св. Мариана», которое было создано примерно в первой половине 1180 гг. О св. Мариане см.: Dilworth 1965. Р. 125-148.

Издания: Vita S. Mar. Col. 365-372.

Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 342 (только отрывок о путешествии Маврикия).

Литература: BHL N 5527.


IV. [После того как в обители, основанной св. Марианом в Регенсбурге, настолько умножилась братия, что ей стало недоставать места в городе, с благословения папы Каллиста 1 и с разрешения императора Генриха Младшего 2 за 30 талантов 3 регенсбургской монеты был куплен [286] участок вне городских стен, и там заложили монастырь в честь св. апостола Иакова и св. Гертруды 4. Монастырь, строившийся его первым аббатом 5 с большой поспешностью, остался не вполне завершенным.] (17) Тогда один из братий этой обители, муж деятельный и весьма смышленый в практических делах, по имени Маврикий 6, в сопровождении только мальчика, по бездорожью мира ведомый милосердием Святого Духа, прибыл к королю Руси (rex Russiae) 7, получил от этого [287] короля и от вельмож (principes) богатейшего города Киева (Chios) на сто марок 8 драгоценных мехов и, погрузив их на повозки, благополучно добрался с купцами до Регенсбурга (Ratisbona) 9. На деньги от [продажи] этих [мехов] были закончены постройки монастыря и сделана крыша собора. [(18) После этого первый аббат монастыря скончался и на его место был избран Христиан, который поручил монастырь под покровительство апостолического престола; папа Иннокентий 10 посвятил Христиана в аббата и устроил так, что сам император Генрих взялся оберегать монастырь от всякой несправедливости 11.]

(Vita S. Mar. 1864. P. 369)


Комментарии

1. Каллиста (Каликста) II; с этим указанием не совпадает датировка императорской грамоты (ср. следующее примеч.), так как в 1111/2 г. папой был еще Пасхалий II. Вместе с тем вполне возможно, что санкция императора и благословение папы были разделены немалым промежутком времени. Поэтому естественнее всего думать, что благословение папы было получено уже задним числом только с подписанием Вормсского конкордата между империей и папством именно при Каллисте II (1122 г.).

2. Генриха V; посвященная этому грамота Генриха V датируется 1111/2 г. (Renz 1895. S. 67).

3. См. вкладная книга Санкт-Эммерама, примеч. 7; Винцентий Кадлубек, примеч. 35.

4. Достаточно ясные, хотя и не вполне однозначные данные «Жития» (см. примеч. 1, 2) заставляют отнести заложение обители ко второму десятилетию XII в.

5. Имя аббата в источнике не названо; им не мог быть св. Мариан, умерший в 1080/1 г. (ср. следующее примеч.).

6. Непонятно, как при столь ясной формулировке источника можно думать, что Маврикий был аббатом св. Иакова (Флоровский 1935. С. 163; Свердлов 2. С. 341, 343. Примеч. 2).

7. Из совокупности прямых хронологических указаний «Жития» (см. примеч. 1, 2, 11) с бесспорностью вытекает, что путешествие Маврикия в Киев состоялось примерно между 1115 и 1123 гг., т.е. в княжение Владимира Всеволодовича Мономаха (Васильевский 1888. С. 134-136). Между тем, в отечественную историографию успела войти совершенно неосновательная датировка 1089 г., которую выдвинул М. Э. Шайтан в ряде работ и в остальном довольно сбивчивых (Шайтан 1925. С. 19-23; он же 1927. С. 22-23; Свердлов 2. С 341; и др.); она возникла из желания непременно увязать поездку Маврикия с дипломатическими контактами между Русью и Германией, сопутствовавшими браку в 1089 г. императора Генриха IV и Евпраксии, дочери тогдашнего киевского князя Всеволода Ярославича и сестры Владимира Мономаха (см. № 26/2, 27, 39). В этой ошибочной гипотезе справедлив, пожалуй, лишь ее мотив — убеждение, что исключительная щедрость киевского князя и его окружения к безвестному баварскому монаху объяснима только в том случае, если поездка Маврикия была сопряжена с какими-то политическими переговорами. В Маврикии, понятно, при этом совершенно не обязательно видеть посла; «деятельный и весьма смышленый в практических делах» монастырский делегат вполне мог присоединиться к дипломатическому посольству, которое, как то было в обычае, двигалось вместе с купеческими обозами по торному торговому пути. О чем и с кем в Германии мог вести переговоры киевский князь ок. 1120 г., можно строить лишь догадки.

8. О марке см. грамоту Фридриха I городу Любеку, примеч. 10. Меха «на сто марок» соответствовали стоимости примерно 20 кг серебра; эта сумма почти вдвое превышала те «30 талантов», за которые была приобретена земля под монастырь (см. примеч. 4).

9. Перед нами еще одно свидетельство активного торгового сообщения между Киевом и баварской столицей Регенсбуршм во второй половине XII в. (ср. вкладная книга Санкт-Эммерама, грамоту Оттокара IV 1192 г., грамоту Леопольда V 1192 г.).

10. Иннокентий II.

11. Сочетание имен императора Генриха V и папы (в 1124-1130 гг. императорского антипапы) Иннокентия II позволяет отнести кончину первого настоятеля монастыря св. Иакова и взятие обители под покровительство императорской власти к 1124/5 г.

(пер. А. В. Назаренко)
Текст воспроизведен по изданию: Древняя Русь в свете зарубежных источников. Хрестоматия, Том 4. Западноевропейские источники. М. Русский фонд содействия образованию и науке. 2010

© текст - Назаренко А. В. 2010
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Николаева Е. В. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Русский фонд содействия образованию и науке. 2010