Комментарии

834. А*. добавляет: «в которой он очевиднейшим образом показал источник всех бед, картину разных беззаконий из-за королевского раздора, когда между клириками и церковниками, между мирянами и мирянами, левитами и левитами, старцами и старцами, священниками и священниками, епископами и епископами была оставлена всякая любовь и отвергнут всякий страх, в то время как римский престол занимали два понтифика». А**. и В. добавляют: «В которой идёт речь о раздоре между клириками, который возник в результате проповедей Ариальда и Ландульфа по настоянию Ансельма, который впоследствии был папой Александром».

835. Псал., 10, 2.

836. Псал., 56, 5.

837. Матфей, 7, 15.

838. Матфей, 23, 23.

839. Исайя, 58, 4.

840. Иоанн, 4, 14.

841. Заглавие: «Сжатое повторение». Заглавие отсутствует в А**. и у Бианки, которые называют следующую главу второй и так далее.

842. Заглавие: «Об избрании архиепископа Гвидо».

843. Гвидо из Велате – архиепископ Миланский в 1045-1071 гг.

844. Заглавие: в А.*: «О споре между Амвросианским и Равеннским престолами»; в В.: «О споре между Амвросианской и Равеннской церквями в римской курии»; в А**.: «Об Амвросианской и Равеннской церквях на аудиенции в Риме».

845. В апреле 1050 г.

846. Лев IХ (Бруно) (р. 1002 г. ум. 1054 г. 19 апр.) – сын Гуго VI, графа Эгисхайма, римский папа с 12 февр. 1049 г. по 19 апр. 1054 г.

847. Хунфрида (ум. 1051 г. 24 авг.), который был архиепископом Равенны в 1046-1051 гг.

848. Заглавие: в А*.: «Начало раскола Миланской церкви, когда весь церковный порядок латинского мира был разрушен лицемерами и попран мирянами, в то время как драгоценнейший жемчуг священных писаний был незаконно и без всякой надежды подавлен»; в А**. и В.: «О том, как Ансельм из Баджо, ставший из ординариев Миланской церкви епископом Лукки, побуждал Ландульфа и Ариальда, чтобы они проповедовали необходимость разлучения священников с их жёнами».

849. Александр II (Ансельм из Баджо) – римский папа с 30 сентября 1061 г. по 21 апреля 1073 г.

850. Баджо – селение в 5 км к западу от Милана.

851. Подобные жалобы на насилие со стороны его и его братьев приводит Ардерик, аббат св. Виктора, в письме у Джулини, III, 538.

852. В 1095 г.

853. 25 декабря.

854. Став папой, Ансельм написал миланцам письмо (№ 1): «Мы надеемся …, что во время нашей службы святое целомудрие клириков будет возвышено, а распутство не соблюдающих воздержания подавлено наряду с прочими ересями».

855. Ныне – Куччиаго, в 10 км к северу от Комо и в 2 км к западу от Канту.

856. О его образовании сообщает Андрей, I, 6.

857. Варезе – селение в 50 км к северо-западу от Милана.

858. У Ландульфа везде «паталия».

859. Матфей, 5, 31.

860. Матфей, 12, 36.

861. Матфей, 7, 4.

862. Рим., 12, 19.

863. Матфей, 5, 22.

864. Иаков, 1, 20.

865. Заглавие: в А*.: «Начинается глава об Ариальде и Ландульфе»; в А**. и В.: «О том, как Ариальд начал обнаруживать своё намерение в проповедях».

866. То, что именно там он начал проповедовать, свидетельствует и пресвитер Сир у Пуричелли (стр. 120). По его словам люди ответили ему: «Нам ты это говоришь потому, что знаешь, что мы необразованны; но, если ты хочешь, чтобы тебя считали учителем, которому можно верить, пойди и не бойся сказать то же самое в городе».

867. Иаков, 1, 17.

868. Заглавие: в А.*: «Увещевание архиепископа Гвидо в отношении Ариальда и Ландульфа, чтобы они отказались от пустых споров и раздоров, которыми подстрекают народ против священников и всех чинов, и оставили их, укрощённые примерами святых отцов»; в А**. и В.: «О том, как архиепископ Гвидо, призвав Ариальда и Ландульфа, напрасно увещевал их отказаться от начатых ими проповедей».

869. Матфей, 7, 6.

870. Гал., 5, 15.

871. Матфей, 18, 7.

872. Рим., 14, 4.

873. Рим., 14, 15.

874. Матфей, 18, 6.

875. Августин Блаженный, О речи Господа на горе, II, 61.

876. Амвросий Медиоланский, Изложение Евангелия от Луки, 5, 58.

877. Августин Блаженный, О речи Господа на горе, II, 63-64.

878. 1 Кор., 9, 20.

879. 1 Кор., 9, 22.

880. Амвросий Медиоланский, Об Аврааме, 1, 7.

881. Этих слов нет в сочинениях Амвросия, но Ландульф точно так же приводит их и в гл. 23.

882. Амвросий Медиоланский, Трактат на псалом «Блаженны непорочные», IV, 11.

883. Заглавие: в А*.: «Конец речи Гвидо к Ландульфу и Ариальду, которые отдали предпочтение словам раздора перед словами согласия»; в прочих кодексах: «О том, как Ландульф и Ариальд не согласились со словами Гвидо».

884. Исайя, 2, 22.

885. 10 мая.

886. Заглавие: в А*.: «О негодовании одного священника против Ариальда»; в А**.: «О негодовании одного священника против Ариальда с нанесением пощёчины»; в B.: «О негодовании одного священника, укорявшего Ариальда, с нанесением пощёчины».

887. Деяния, 9, 15.

888. Матфей, 18, 15.

889. Рим., 14, 4.

890. То, что под этим названием следует понимать ни что иное, как примыкавшую к митрополичьей церкви площадь, пригодную для произнесения речей перед народом, показал Фумагалли в Ant. Mil., I, 164 и сл. О средствах, при помощи которых созывали народ, Пётр Дамиани говорит (гл. 5) следующее: «Звенят колокольчики и весь город оглашается звуками огромной медной трубы, которая там есть».

891. Иоанн, 12, 26.

892. Матфей, 26, 53.

893. Заглавие: «О том, чего Ландульф и Ариальд добились, обратившись с речью к народу».

894. Как тот Назарий, монетарий, который отдал Ариальду свой дом. См. Андрей, гл. 6.

895. Заглавие: «О том, что случилось с Ландульфом в Риме, когда он порочил там священников».

896. Будущего папу Григория VII, который занимал апостольский престол с 22 апр. 1073 г. по 25 мая 1085 г.

897. Стефан IХ занимал должность римского папы с 3 августа 1057 г. по 29 марта 1058 г.

898. Заглавие: «Речь кардинала Дионисия против Ариальда в присутствии папы Стефана».

899. Захария, 2, 8. Не совсем точная цитата.

900. 1 Цар., 24, 7. Не совсем точная цитата.

901. Лука, 17, 10.

902. Лука, 21, 19.

903. Лука, 18, 19.

904. Заглавие: «Папа Стефан посылает легатов в Милан».

905. Матфей, 7, 6.

906. Заглавие: в А*.: «Начинается глава об Эрлембальде»; в А**. и В.: «О том, как Ариальд и Ландульф привлекли к себе рыцаря Эрлембальда».

907. Андрей, гл. 16: «он недавно вернулся из Иерусалима и хотел тогда оставить мир и посвятить себя монашеской жизни».

908. Так в тексте. Следует, наверное, читать: «посетил».

909. Это подтверждает и Андрей; но Ландульф тогда уже умер, и речь идёт об Андрее и Арнульфе.

910. Заглавие: в B.: «Речь Ариальда к папе Александру, родом миланцу, с просьбой сделать Эрлембальда знаменосцем церкви»; в А*. и А**.: «Слова Ариальда к папе Александру с увещеванием дать Эрлембальду боевое знамя».

911. Заглавие: в А*.: «Начинаются деяния собора, который Гвидо провёл в Новаре при участии многих викарных епископов»; в прочих кодексах: «О том, как архиепископ Гвидо провёл в Новаре поместный собор при участии многих викарных епископов».

912. Новара – город в 85 км к северо-востоку от Турина.

913. О соборе, состоявшемся на Новарском поле в 1057 или 1058 г., на котором Ариальд и Ландульф были отлучены от церкви, см. Арнульф, III, 13. То, что имел место также второй такого рода собор, едва ли вероятно, судя по тому, что хронология у нашего автора сильно спутана.

914. Лев к тому времени уже умер. Епископом Верчелли тогда был Григорий.

915. Заглавие: «Речь Льва, епископа Верчелли, перед поместным собором».

916. Лука, 6, 22.

917. Матфей, 10, 30.

918. Матфей, 10, 23.

919. Матфей, 13, 57.

920. Лука, 23, 28.

921. Такого места в данном источнике нет.

922. Иер., 5, 26-27.

923. Иер., 6, 21.

924. Иез., 7, 10-11.

925. Исайя, 1, 21-22.

926. Иер., 9, 1 и 4.

927. Псал., 9, 30.

928. Псал., 34, 8.

929. Лука, 21, 19.

930. Матфей, 10, 28.

931. Амвросий Медиоланский, Трактат на псалом «Блаженны непорочные», VIII, 35.

932. Заглавие: «О том, как одежды господина Гвидо были разорваны горожанами, словно собаками».

933. Ландриано – город в 18 км к югу от Милана.

934. В B. на полях: «Этот Лиутпранд был пресвитером церкви святого Павла в Компито».

935. Арнульф, III, 25.

936. Готфрид из Кастильоне – архиепископ Миланский в 1072-1075 гг. (не признанный папой).

937. См. Арнульф, III, 22.

938. См. Арнульф, IV, 3.

939. Заглавие: в А*.: Начинается глава о раздоре, случившемся в Риме по поводу папы Александра, который, решив сокрушить амвросианских священников при помощи некоторых раскольников, которых опекал как сыновей, когда по воле Божьей через них же стали известны главы, которыми он их снабдил, был ославлен и преступно опорочен, но остался на своём престоле»; в прочих кодексах: «О том, как папа Александр, возвысив одних клириков, чтобы погубить других, был незаконно ославлен своими людьми в Риме и таким образом остался на своём престоле».

940. Притчи, 26, 27.

941. Ср. Иоанн, 10, 1.

942. Деяния, 19, 14-16.

943. Заглавие: в А*.: «Об исповеди Ариальда, который, поскольку его дыхание было в его ноздрях, явил ниже гнев в грозных словах»; в прочих кодексах: «О том, как Ариальд со слезами признался в пресвитерии в том, что погрешил».

944. Т.е., очевидно, Ансельм Висконти.

945. Псал., 104, 25.

946. Заглавие: «О ярости Эрлембальда против священников».

947. Заглавие: в А*.: «Начинается глава о диспуте обеих сторон по повелению короля Эрлембальда»; в прочих кодексах: «О диспуте обеих сторон на основании цитат из священного писания».

948. Исайя, 17, 12.

949. 2 Кор., 5, 17.

950. Григорий Великий, Сорок бесед на Евангелия, I, 7, 4.

951. 1 Кор., 13, 3.

952. Иаков, 1, 20.

953. Амвросий Медиоланский, Об Иосифе, гл. 13.

954. Рим., 12, 19.

955. Амвросий Медиоланский, Шестоднев, V, 7.

956. Амвросий Медиоланский, Об Аврааме, 1, 7.

957. Амвросий Медиоланский, Изложения Евангелия от Луки, V, 33.

958. 1 Кор., 7, 1.

959. Рим., 14, 4.

960. Амвросий Медиоланский, Трактат на псалом «Блаженны непорочные», ХХ, 26.

961. Амвросий Медиоланский, О бегстве от мира, гл. 3.

962. 1 Кор., 7, 9.

963. 1 Кор., 7, 7-9.

964. Рим., 7, 14-16.

965. 1 Тим., 4, 1-3.

966. Т.е. жизнь.

967. Амвросий Медиоланский, Верчелльское послание, гл. 15.

968. Там же, гл. 62.

969. Там же, гл. 39.

970. Левит, 21, 13.

971. Амвросий Медиоланский, Об обязанностях, I, 50.

972. Августин Блаженный, Против Павла и Евтропия, гл. 11.

973. Там же, гл. 34.

974. Матфей, 12, 2-4.

975. Матфей, 5, 7.

976. Иоанн, 13, 35.

977. Рим., 12, 9.

978. 1 Кор., 12, 8 и 10.

979. Рим., 12, 3.

980. Исайя, 40, 3.

981. Псал., 118, 30.

982. Псал., 118, 32.

983. Гал., 6, 14.

984. Посл. 167, ed. Parisinae.

985. 1 Кор., 7, 27.

986. 1 Кор., 7, 2.

987. Рим., 8, 12.

988. 2 Тим., 2, 4.

989. 1 Тим., 5, 22.

990. Мал., 2, 7.

991. Евр., 13, 4.

992. Матфей, 9, 13.

993. Исход, 33, 19.

994. Рим., 14, 4.

995. 1 Кор., 7, 28.

996. Вернее, Августина.

997. Августин Блаженный, О супружеском благе, гл. 25-26.

998. Амвросий Медиоланский, Трактат на псалом «Блаженны непорочные», II, 25.

999. Лука, 16, 15.

1000. Рим., 15, 1.

1001. Григорий Великий, Сорок бесед на Евангелия, 7, 1.

1002. Амвросий Медиоланский, О бегстве от мира, гл. 11.

1003. Амвросий Медиоланский, Изложение Евангелия от Луки, 1, 30.

1004. 1 Кор., 7, 9.

1005. Амвросий Медиоланский, Изложение Евангелия от Луки, 1, 18.

1006. Псал., 139, 6.

1007. Амвросий Медиоланский, Изложение Евангелия от Луки, VIII, 4-7.

1008. Амвросий Медиоланский, Верчелльское послание, гл. 11.

1009. Иов, 6, 12.

1010. Апок., 22, 13-14. – В русском синодальном переводе вместо слов: «которые омывают свои столы в крови агнца» написано: «которые соблюдают заповеди Его».

1011. Матфей, 15, 11.

1012. Григорий Великий, Нравственные толкования, 32, 39.

1013. Матфей, 10, 37.

1014. Григорий Великий, Сорок бесед на Евангелие, Беседа V, 3.

1015. В оригинале: «что если закон Божий это и запрещает, то разрешает закон светский». Перевод дан по словам Григория Великого, откуда и приведена цитата.

1016. Заглавие: «О том, как в результате выступления Ландульфа Эрлембальд решил совершить нападение на священников».

1017. Андрей (гл. 2) сообщает, что Ландульф был ранен клириком.

1018. Заглавие: в А*. и А**.: «Начинаются чудеса со священниками, совершённые перстом Божьим»; в B.: «Некоторые чудеса, которые произошли во время гонения на священников».

1019. Заглавие: «О Готфриде, навязанном в архиепископы».

1020. Кастильоне-д’Адда – город в 50 км к юго-востоку от Милана и в 19 км к юго-востоку от Лоди.

1021. В марте 1071 г.

1022. Атто – архиепископ Миланский (признанный папой) в 1072-1085 гг. Он был назначен архиепископом 6 января 1072 г.

1023. То, что он на другой день одержал верх, подтверждает и Боницо.

1024. Заглавие: в А*. и А**.: «О смерти Ариальда»; в B.: «О том, как Ариальд был увенчан мученичеством вероломными людьми».

1025. 29 мая – 1 июня 1066 г.

1026. Ничего подобного; ибо св. Лука говорит (8, 25): «Итак, в эти 50 дней церковь не знает поста».

1027. Лука, 5, 34.

1028. «Боже, прибежище для тех, кто в печали» и пр. См. Фумагалли, Ant. Long. Mil. III, 232, который считает, что она была установлена святым Лазарем в V в.

1029. В гл. 38. Но Ландульф изменил приведённые там слова.

1030. Леньяно – город в 27 км к северо-западу от Милана, «замок верного Эрлембальду вассала». Андрей сообщает (гл. 27), что Ариальд был выдан неким пресвитером.

1031. Арона – селение на оз. Лаго-Маджоре.

1032. Очевидно, на остров Исола Мадре. См. Джулини, IV, 114.

1033. То же самое у Андрея, гл. 29.

1034. Это произошло 27 июня 1066 г.

1035. 28 июня.

1036. Название сохранилось в нынешней деревне Вальтравалья на левом берегу озера, возле границы со Швейцарией. По словам пресвитера Сира (у Пуричелли, указ. соч., стр. 119. Acta SS. Iun. V, p. 301), Андрей, искавший его там, был брошен в темницу.

1037. В B. на полях написано: «Блаженный Ариальд, мученик и левит, был замучен в 1066 году Господнем, 28 июня, и канонизирован папой Александром II. Не следует удивляться, если этот и следующий историки (т.е. Ландульф и Арнульф) не одобряют этого Ариальда; ведь они были сторонниками женатых священников, а также живущих с наложницами и погрязших в симонии, от которых блаженный Ариальд и пострадал. Поэтому в 1067 году Господнем Александр II прибыл в Милан из-за смерти Ариальда, в то время как направлялся на собор, который он провёл в Мантуе и на котором лишил бенефициев всех миланских священников. Он собирался сделать то же самое и с остальными, но был застигнут смертью; его преемник Гильдебранд, бывший в курсе его дел, исполнил это».

1038. Андрей (гл. 30) говорит, что его утопили в озере.

1039. 3 мая 1067 г. оно было найдено на берегу озера и оттуда перенесено в Арону.

1040. Ныне – Рауде.

1041. Андрей (гл. 32): «И вот, когда настал другой день, по лагерю разнёсся несущий радость голос, сказавший: К берегу Тицина в лодке прибыло тело блаженного Ариальда».

1042. В том, что это тело Ариальда.

1043. 17 мая.

1044. 27 мая. – В B. на полях: «Стихи по поводу погребения блаженного Ариальда: Мученик и левит, Ариальд лежит здесь в урне. Он замучен и умер, но заслужил дары жизни. Он почтительно положен в достойном мавзолее. По обоим причинам Ариальд был замучен этими людьми и, мученик и левит, положен в этой церкви. Пастырь Ансельм перенёс достопочтенное тело. – Следующие три строчки говорят об Ариальде и Эрлембальде: «Славный народ Милана почитает эти святые сокровища, этих дорогих во всех отношениях воинов Христа, из чьей крови родились эти святые».

1045. Ансельм IV из Бовизио – архиепископ Миланский в 1097-1101 гг.

1046. Т.е. в 1099 или 1100 г.

1047. Это происходило в 1074 и 1075 гг.

1048. Вернее, Августин, На евангелие Иоанна, 15, 80.

1049. Августин, О крещении против донатистов, III, 10, 15.

1050. Ср. Псал., 118, 109; Суд., 12, 3.

1051. В B. на полях написано: «Эрлембальд был убит Арнольдом из Рауде, как найдено в другом месте» (а им., у Ландульфа Младшего, гл. 44); и чуть ниже: «Стихи по поводу погребения Эрлембальда в монастыре св. Дионисия, которого Урбан II причислил к святым мученикам; он вместе с Арнульфом, архиепископом Миланским, похоронил его тело в 1091 г. (вернее, 1095 г.), ибо этот Эрлембальд был знаменосцем римской церкви и её защитником от врагов. Эрлембальд, достопочтенный воин Христов, был убит и покоится здесь, обретя небесный престол. Поскольку он отвергал и осуждал кровосмешение и симонию, слуги Венеры и нечестивцы Симона его убили. Урбан II, главный епископ, и наш благочестивый пастырь Арнульф перенесли и похоронили кости этого блаженного мужа».

1052. Заглавие: в А**. и B.: «Начинается четвёртая книга об императоре Генрихе и Рудольфе, а также о деяниях графини Матильды и кардинала Гильдебранда, который стал после Александра папой Григорием VII»; в А**.: «Начинается глава об императоре Генрихе и Рудольфе и Саксонской войне, в ходе которой по вине графини Матильды и Гильдебранда произошло неслыханное избиение знати и народа».

1053. Матильда (р. 1046 г. ум. 1115 г. 24 июля) – маркграфиня Тосканы в 1070-1115 гг.

1054. Генрих IV (р. 1050 г. 11 нояб. ум. 1106 г. 7 авг.) – король Германии в 1056-1106 гг., император с 31 марта 1084 г.

1055. Матильда вышла замуж (в 1070 г.) за Готфрида IV Горбатого (ум. 1076 г. 27 февр.), герцога Нижней Лотарингии в 1069-1076 гг.

1056. Т.е. золото и серебро; ср. стихи, которые были широко распространены в ХI и ХII вв.: «Кто имеет в Риме мощи мученика Альбина и епископа Руфина, тот может совершить всё»; и пословицу: «В Риме Бог не троичен, но четверичен».

1057. Рудольф фон Рейнфельден (ум. 1080 г. 16 окт.) – герцог Швабии в 1059-1080 гг. На сейме в Форххайме был избран 15 марта 1077 г. королём в противовес Генриху IV и 26 марта помазан на царство.

1058. Тедальд из Кастильоне – архиепископ Миланский в 1075-1085 гг. – Наш автор смешал воедино битву на р. Эльстер и другую битву – на р. Унштрут.

1059. Заглавие: «Об избрании архиепископа Тедальда и осаде города Рима Генрихом IV».

1060. Гвиберт был избран папой (под именем Климента III) в июне 1080 г., а посвящён 24 марта 1084 г.

1061. В оригинале: «dementum». Возможно, это позднейшее исправление переписчика вместо «Clementum», так как симпатии Ландульфа к партии императора очевидны.

1062. Т.е. кроме епископов Комо, Кура и Аосты; см. Джулини, IV, 253.

1063. В декабре 1082 г.

1064. 1083 г.

1065. Заглавие: «О смерти Гильдебранда, который звался Григорием VII».

1066. Роберт Гвискар (ум. 1085 г. 17 июля) – герцог Апулии и Калабрии в 1057-1085 гг.

1067. В мае 1084 г.

1068. 25 мая 1085 г.

1069. Заглавие: в А**. и B.: «О смерти священника Ансельма и о том, как он невредимым явился на следующий день»; в А*.: «О смерти священника Ансельма, и как его душа была в целости перенесена ангелом Божьим перед алтарём Пресвятой Марии».

1070. Об этом см. Джулини, V, 373.