Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ЛАНДУЛЬФ

МЕДИОЛАНСКАЯ ИСТОРИЯ

Тексту истории Милана предшествует довольно пространное предисловие и "Письмо историографа, отправленное архипресвитеру".

Начало первой книги.

Поскольку мудрые и выдающиеся мужи, исполненные обширного опыта, исследуют деяния времен, изменения вещей, деяния вождей, сражения королей, осады городов, восстания народов, обучение и воспитание юношей и охранение старцев, защиту в потомках и утешение во многих делах, то намного более подобает благочестивым монахам, исполненным Божественного духа, обозревать какое бы то ни было приращение или ущерб для пользы будущих поколений и, кроме того, своих братьев, для попечения в равной степени о душе и о теле добродетельно запечатлевать повествованием и преславно разъяснять их, поскольку их потомки, провидя озеро змей, грот аспидов, пещеру драконов и лес львов, будут добродетельно научены, осмотрительны и воздержаны и смогут обойти эти опасности, а также увещеванием и других спасти от смерти, помня слова Премудрости Соломона: "Поэтому буду иметь через это бессмертие и вечную память в тех, которые придут после меня". Вследствие этой причины церковь святого достославнейшего исповедника Амвросия просияла по всей вселенной светом, яркостью, гимнами, органами, пением и мелодиями, насколько только в этом может быть сведуще и может выразить это мое весьма поверхностное знание; я, впрочем, постараюсь взять на себя смелость и вести повествование, следуя истине. Итак, учитель Амвросий, как выдающийся пастырь, выделенный епископским достоинством, чудесным образом украсил Божью Церковь; и как благородный атлет, он был украшен лорикой духовной добродетели и силы и обручился Церкви. Он, направленный по Божественному Промыслу милосерднейшим императором всей вселенной Валентинианом, сподобился услышать: "Иди, действуй не как судья, но как епископ". Господь украсил его таковой благодатью и таковым милосердием, что он с глубочайшим терпением обращал к истине врагов, а своим овцам, то есть своим чадам, преподавал с любовью начатки католической веры как истинный наставник и учитель Церкви. Он был первым, то есть величайшим управителем митрополичьей кафедры, пресветло управлял сословиями пресвитеров, диаконов, субдиаконов, клириков, мирян, старцев, юношей, воинов, простолюдинов, святыйх дев, оставшихся безбрачными, женатых и замужних, вдов, сирот, паломников и пришельцев. Заботливо управляя тем, чего требовал его церковный сан, он сам старался действовать так и других очень кротко учил, храня в памяти слова Евангелия: "Иисус прежду начал делать, чем учить". Он был мудрейшим из мудрых в проповеди, обстоятельным и точным в суде, очень кротким и ласковым со всеми верными, а также и со всеми неверными, миролюбивым, смиренным и безмятежным, предусмотрительным распорядителем, дающим пищу сильным, пропитание юным, питание старцам, еду детям, храня в памяти слова апостола: "Я сделался всем для всех, чтобы всех приобрести". Господь от самой колыбели предусмотрел блаженного Амвросия и предызбрал Себе в пастыри Своей церкви, того, чьи уста были предназначены для того, чтобы источать мед от сот и сказал Святым Духом о нем, как бы о Себе: "Из уст мудрого произойдут молоко и мед, уста его - медоточивые соты, язык его - сладкий мед". По Промыслу Божественного Духа он стремился учить духовной мудрости, познанию и возрастанию, зная о том, что апостол говорит: "Пасите стадо Божье не по принуждению, но добровольно по Богу, не отделяясь от благодати ради скверного прибытка, но добровольно, не как возносящиеся в клире, но по образу живого духовного стада, чтобы, когда придет Князь пастырей, вы получили неувядаемый венец". А также апостол Петр говорит: "Совершайте в вашей вере добродетель, в добродетели познание, в познании воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь". Он был твердым в Божьем пути, крепчайшим в католической вере, неутомимым в исполнении доброго намерения. Мудрейший Соломон говорит: "Будь тверд, сын, в пути Божьем, в добродетели твоего разума и в знании, и последует за тобой слово мира и справедливости". Пребывая в таковой досточестнейшей религии и почетном положении в церкви Божьей над всеми городами Италии он, назначая епископов, раскинул подобно дереву свои ветви, как Премудрость Соломонова в другом роде об этом говорит следующими словами: "Я раскинула мои ветви подобно теребинту (Терпентинное дерево; в русской Библии "теревинф"), и ветви мои суть ветви почести и славы". И обращаясь от имени Господа и Церкви к сотрудничавшим и сославословящим верным Она, поощряя их, изрекла следующие слова: "Я источаю приятный аромат как виноградный куст, и цветы мои - плод почести и честности. Я - мать прекрасной любви, и страха, и познания, и святой надежды". И так как Господь наш и Искупитель всего человеческого рода, Царь и Спаситель наш Христос кротко открыл Святым Духом по Откровению через апостолов и учителей Евангелие спасения всякого человеческого существа, Он по Божественному знанию избрал Себе пресветлого и ученейшего мужа в качестве утверждения для Своих учителей во время, когда они появились (Видимо, надо aderant вместо adherant; в любом случае, место несколько неясно), а также для посвящения его Своей Церкви, чтобы тот возрастал и возвышался в Ее таинствах, песнопениях, мелодиях, гимнах, духовным напевах и песнях. И затем это и произошло по Промыслу Божьему, подобно тому как Иоанн, апостол и превосходнейший из евангелистов имел преимущество среди прочих учеников и сподобился сказать по духовному побуждению: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог; Оно было от начала у Бога". Так и блаженный наставник и учитель, превосходнейший среди прочих учителей, взяв себе в удел Саму Церковь Божью согласно Божьим заповедям, возвысил Ее и чудным образом украсил посредством своего милосердия и наитием Святого Духа разнообразно и со всяческим рвением, днем и ночью предаваясь размышлению, писанию, чтению и проповеданию. Когда утихомирилось безбожие ариан и была одержана победа над нечестием схизматиков, в тот день накануне Рождества Господня, он был наедине с собой (но на самом деле он был не в одиночестве, потому что с ним был Бог) и, желая воздать и усилить восхваление Господу как добрый пастырь Господней овчарни, он начал обдумывать и определил, каким образом и в каком качестве священники, диаконы и прочие чины совместно и соразмерно (восполняем по смыслу: должны совершать) песнопения, мессы, вечерни, псалмы и прочие виды богопочитания, то есть сам первым отметил песнопения, то есть перед чинами и клириками приказал им следующее: он счел и пожелал посвятить и всегда иметь при себе служителей Церкви, истинно воодушевленных католической верой в Бога и, служа так, устраивать в их Господнем собрании всякое благодарение.

Текст переведен по изданию: Landulfi historia Mediolanensis. MGH, SS. Bd. VIII. Hannover. 1848

© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© перевод с лат., прим. - Хвальков Е. А. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Monumenta Germaniae Historica. 1848