ЛАНДОЛЬФ САГАКС

СМЕШАННАЯ ИСТОРИЯ

HISTORIA MISCELLA

КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

С 1165 года 1 от основания Города императором на Востоке был Феодосий Младший. aВо второй год его правления Аттик 2, епископ Константинопольский, увещевал одного разбитого параличом еврея; убедив его креститься, он поднял его из купели уже здоровым, ибо тот, как говорят, исцелился благодаря Богуa.

Итак, император Гонорий, видя, что силы государства убывают из-за ежедневных неудач, послал в Галлию во главе войска комита Констанция 3, деятельного и воинственного мужа. Как только Констанций вступил в Галлию, он тут же убил в Арелате 4 тирана Константина. А сын последнего, Констант, был убит во Вьенне своим комитом Геронтием 5. На его место Геронтий поставил некоего Максима, но вскоре сам был задушен собственными солдатами. Затем Максим, сложив с себя порфиру, удалился в Испанию и умер там в нищете. После этого в Галлии поднялся и в скором времени пал Иовин 6. Себастьяна, его брата, тут же провозгласили тираном, но почти сразу после этого убили. Консул Тертулл 7, который похвалялся в сенате стать в будущем императором, также погиб, ничего не добившись. Аттал 8, которого сделали императором готы, был схвачен Констанцием и доставлен Гонорию. Ему отрубили руку, но сохранили жизнь. Также Гераклиан 9, bотправленный в качестве комита Африки, в то время как названный Аттал обладал видимостью власти, добился консульства, деятельно защищая Африку от присланных им судей. Преисполнившись высокомерия, он взял в зятья Сабина, своего доместика, мужа острого ума и очень усердного, которого следовало бы назвать мудрым, если бы он обратил силы души к мирным целям. Он действовал с ним, вынашивая опасные планы, а затем, когда вопреки обыкновению поставки африканского хлеба были на некоторое время задержаны, он с невероятно большим флотом двинулся на Рим. Ибо у него, как говорят, было 3700 кораблей, число, которого, как передают истории, не было ни у Ксеркса 10, знаменитого персидского царя, ни у Александра Великого, ни у какого-либо другого царя. Подойдя к Городу, он тут же высадился на берег с отрядом солдат, но напуганный встречей с комитом Марином, обратился в бегство и, сев на корабль, один вернулся в Карфаген, где немедленно был убит рукой солдатаb. Гонорий одолел их всех благодаря превосходному благочестию и величайшему усердию Констанция. Вполне заслуженно, ибо в эти же дни по приказу Гонория и при содействии Констанция еретики в Африке были усмирены, а церквям возвращён мир. В Африке тогда, а именно, в Гиппоне Царском 11, блистал славнейший наставник всей церкви Августин.

Тем временем, по требованию Констанция Валлия, король готов, устрашённый судом Божьим, вернул Галлу Плацидию, которую с честью держал у себя, Гонорию, её брату, и, дав отборнейших заложников, заключил с ним мир, обещав сражаться за римлян против варваров, которые захватили Испании. В свою очередь, короли вандалов, аланов и свевов также отправили к императору Гонорию посольство с такими словами: «Имей со всеми нами мир, прими ото всех нас заложников. Мы будем сражаться между собой, будет гибнуть и побеждать ради тебя, и твоему государству будет польза, кто бы из нас ни погиб».

Когда благодаря Божьему содействию все эти неурядицы были устранены, Гонорий при великой радости всех людей выдал замуж за Констанция, своего комита, мужа нерушимой верности и огромной силы, давно уже обещанную ему Галлу Плацидию, свою сестру. Констанций родил от неё сына – Валентиниана 12, который впоследствии правил Римской империей. В это же время Гонорий заключил нерушимый договор с королём готов Валлией, предоставив ему для поселения провинцию Аквитанию, а также некоторые соседние с этой провинцией города. Итак, зная, что доблесть и таланты Констанция оберегают его со всех сторон, как в делах войны, так и в процессе мирного управления, Гонорий со всеобщего согласия назначил его в Равенне своим соправителем. Но не прошло и семи месяцев, как Констанций ушёл из этого мира 13.

В те же дни в Вифлееме Палестинском блаженный Иероним, когда ему исполнился девяносто один год, отошёл ко Христу 14.

В следующем году по наущению некоего Иовиана, который считался весьма опытным военачальником, в Испании власть захватил Максим. Малое время спустя оба они были побеждены и захвачены войском Гонория и доставлены к нему в то время как он отмечал в Равенне своё тридцатилетие.

В этот период бритты, не снеся дерзости скоттов и пиктов, отправили послов в Рим и, обещая свою покорность, умоляли о помощи против врагов. Гонорий тут же отправил к ним легион, который большую часть врагов истребил, а остальных изгнал из пределов Британии. Но, как только римляне удалились, враги вновь прибыли на кораблях, попирая и пожирая всё, что попадалось им на пути. Тогда вновь примчались римляне и, разгромив врага, прогнали его за море.

В это время, когда вандалы и аланы беспокоили Испании, Гонорий послал для защиты от них полководца Кастина с войском. Но Кастин весьма некстати и к несчастью для империи отвратил от участия в этом походе Бонифация, знаменитого мужа, весьма опытного в военных делах. И Бонифаций счёл для себя опасным и недостойным следовать за тем, кого он знал, как человека вздорного и высокомерного, и спешно отбыл сначала в городской порт, а оттуда – в Африку. Впоследствии он причинил государству непоправимый ущерб, став причиной гибели всей Африки. Кастин же, лишивший такого товарища, не совершил в Испании ничего достойного.

Между тем августа Плацидия, изгнанная братом Гонорием, отправилась на Восток вместе с детьми Гонорией и Валентинианом и была принята там августом Феодосием, сыном второго своего брата Аркадия.

Процарствовав 15 лет, а до этого вместе с братом ещё 13 лет и два года при отце, Гонорий, оставив государство умиротворённым, как и хотел, окончил в городе Риме свою жизнь 15. Тело его было погребено в мавзолее рядом с блаженным апостолом Петром. Потомства после себя он не оставил. Ибо обе дочери Стилихона, то есть Мария и Терманция, вступившие с ним в брак одна за другой, были застигнуты по Божьему приговору внезапной смертью и ушли из этого мира. Гонорий не сильно отличался от своего отца, Феодосия, нравами и благочестием. Хоть в его времена и возникло множество внешних и внутренних войн, все они были улажены то ли бескровно, то ли малой кровью. Итак, когда Гонорий отошёл от человеческих дел, Иоанн 16, cодин из императорских секретарейc, опираясь на поддержку магистра армии Кастина, захватил власть.

Феодосий.

С 1177 году 17 от основания Города Феодосий, сын Аркадия, правил империей Востока 47-м 17а из римских царей, считая от Августа. cИоанн отправил к нему посольство, умоляя признать его императоромc, а сам попытался отвоевать Африку, которой овладел Бонифаций, но оказался не в силах защитить самого себя. cФеодосий же, бросив в темницу послов Иоанна, отправил против него претора Ардабурия, но тиран напал на него возле Равенны и отправил в заключение. Узнав об этом, Феодосий сделал цезарем Валентиниана, сына своей тётки Плацидии, и отправил его вместе с августейшей матерью принять Западную империю, а впереди него послал против Иоанна Аспара, сына Ардабурия. Ангел Господень, явившись в образе пастуха, сопровождал Аспара и тех, кто был вместе с ним, и провёл их через болото, примыкавшее к Равенне и бывшее прежде непроходимым, а теперь ставшее доступным благодаря Богу. Пройдя посуху и найдя открытыми городские ворота, они убили тирана 18, освободили от оков Ардабурияc, а Равенну жестоко разорили, потому что её жители активно действовали на стороне тирана. Они осудили на изгнание Кастина, магистра армии, ибо полагали, что именно по его наущению Иоанн захватил власть, а Аэцию было даровано прощение, потому что гунны, поддержку которых Иоанн получил благодаря ему, его же стараниями вернулись восвояси. Итак, Валентиниан с согласия всей Италии стал императором и был по решению Феодосия провозглашён августом.

Пока всё это происходило, готы осаждали галльскую крепость под названием Ахиллас, пока не оставили её под влиянием угроз Аэция.

cВ следующем году, то есть в 16-й год правления Феодосия, Марунфа, епископ Месопотамии, избавил сына персидского царя Йездигерда от мучившего его демона.

Между тем, император Феодосий, движимый немалым радушием, хоть и победил могущественных персов, но жалея христиан, которые жили в Персии, предпочёл мир и отправил ради его заключения послов – патриция Гелиона, который по его словам был достоин всяческих наград, и Анатолия, претора Востока. Вараран 19 же, признавая своё поражение, принял посольство и таким образом прекратил то гонение, которое он возбудил против христианc. dКогда при помощи Божьей была одержана победа над персами, очень многие отличавшиеся красноречием римляне написали в честь императора хвалебные оды. Его жена также составила большую поэму героическим размером. Будучи дочерью Леонтия, афинского софиста, она были обучена отцом всем приёмам риторики и славилась красноречием. Когда император собирался взять её в жёны, епископ Аттик приобщил её к христианству и дал ей в крещении имя Евдоксия, тогда как раньше её звали Афенияd.

eВ это время готы и другие многочисленные и крупные племена проживали по ту сторону Дуная, населяя гиперборейские места; наиболее смышлёными среди них было четыре [племени]: готы, гипоготы 20, гепиды и вандалы; они ничем не отличались друг от друга, кроме имени, и говорили на одном языке; по вере все они были арианами. При Аркадии и Гонории они перешли через Дунай и расположились в римских землях. Так, гепиды, от которых впоследствии отделились лангобарды и авары, заселили места в районе Сингидунума 21 и Сирмия; гипоготы же после Алариха и опустошения Рима ушли в Галлию и овладели тамошними местами; готы же сперва обосновались в Паннонии, а затем, в 18-й год императора Феодосия Младшего заселили фракийские селения и, находясь во Фракии в течение 58 лет, овладели также Западной империей. Далее, вандалы, соединившись с аланами и германцами, которые ныне зовутся франками, во главе с Модогисклом перешли реку Рейн и обосновались в Испании, которая является первой европейской провинцией со стороны Западного океана.

Между тем Валентиниан не только не мог спасти Британию, Галлию и Испанию, но потерял даже Западную Ливию, то есть край, которой зовётся Африкой, следующим образом. В то время, как мы говорили, жили два претора, Аэций и Бонифаций, которых Феодосий по просьбе Валентиниана направил в Рим. Когда Бонифаций установил свою власть над Западной Ливией и умножал в Африке силу и славу, Аэций, движимый завистью, обвинил Бонифация в том, что он якобы замышляет восстание и собирается овладеть Ливией, и сообщил об этом Плацидии, которая была матерью Валентиниана. Впрочем, самому Бонифацию он написал следующее: «Если тебя вызовут, не приходи, ибо на тебя возвели напраслину и императоры призывают тебя с коварным умыслом». Получив послание, Бонифаций поверил Аэцию, как собственному рабу, и отказался явиться, когда его вызвали [в Рим]. Тогда императоры признали правоту Аэцияe и отправили против Бонифация двух полководцев – Маворция и Габиона. Однако, готовясь осадить Бонифация, они сами были убиты последним. Вторично против Бонифация был отправлен комит Сигисвальд. Итак, поняв, что он не сможет безопасно владеть Африкой и чувствуя нависшую над ним угрозу, Бонифаций, взъярившись на погибель всему государству, fпереправился из Ливии в Испанию и прибыл к вандалам и аланам. Когда он обнаружил, что Модогискл уже умер, а империей правят его сыновья, Гунтарий и Гейзерих 22, он убедил их разделить Гесперию и Ливию на три части. Они обещали править вместе с ним в каждой из этих частей и сообща действовать против любого врага. На этих условиях вандалы и аланы переправились через пролив и поселились в Ливииf; они почти всю Африку разорили огнём, мечом и грабежом и, сверх того, вместо католической веры ввели арианское нечестие. Во время этой грозы блаженнейший Августин, о котором было сказано выше, епископ Гиппона, дабы не видеть гибели своего города, отошёл к Господу на третий месяц его осады 23; ему исполнилось тогда 76 лет, из которых 40 лет он провёл в звании клирика или епископа.

В это время fнекоторые из римских сенаторов, друзья Бонифация, сообщили Плацидии о лживости обвинения Аэция и показали ей письмо, написанное им Бонифацию, которое отослал к ним названный Бонифаций. Та, ошеломлённая, ничего не сделала Аэцию, но отправила Бонифацию приглашение явиться, дав ему клятвенные гарантии безопасности. Далее, когда умер Гунтарий, Гейзерих стал императором аланов и вандалов. Бонифаций же, приняв предложение, вооружился против вандалов; как из Рима, так и из Константинополя к нему прибыло войско, начальником которого был Аспар. Вступив в сражение с Гейзерихом, римское войско было разбито. Придя вместе с Аспаром в Рим, Бонифаций рассеял все подозрения и, доказав свою правоту, получил от императора должность магистра армии. Он победил в битве оказавшего ему сопротивление Аэция, но через несколько дней умер от болезни 24. Так Африка оказалась подчинена вандалам. Тогда же Маркиан, впоследствии ставший императором, а в то время служивший под началом Аспара простым воином, был взят Гейзерихом в пленf. Аэций же, сложив с себя должность, жил на своём поле; когда же некий его соперник попытался убить его там, совершив внезапный набег, он бежал в Рим, оттуда – в Далмацию, а затем прибыл в Паннонию к гуннам. Пользуясь их дружбой и поддержкой, Аэций сначала добился мира с возвращением ему обновлённой власти, а малое время спустя получил также должность патриция. Итак, после поражения в Африке, о котором упоминалось выше, вандалам через Тригеция была дана для поселения часть Африки; с ними был заключён мир скорее необходимый, нежели полезный.

В это же время патриций Аэций разгромил в битве Гундикария, короля бургундов, жившего внутри Галлии, и даровал ему по его просьбе мир.

Между тем готы нарушают мирные договорённости и захватывают множество соседних с их поселениями городов. Когда они особо сильно тревожили город Нарбон, и жители последнего страдали от внешней осады и голода, внезапно прибыл комит Литорий и, обратив врагов в бегство, доставил в город множество хлеба, тем самым избавив его от голода. В следующем году война против готов велась при поддержке гуннов.

В это время в Африке Гейзерих, желая заменить в пределах своего поселения католическую веру арианским нечестием, так преследовал некоторых из наших епископов, что лишил их права на собственные церкви и даже изгнал их из городов, когда их упорство не отступило перед угрозами высокомернейшего короля.

gОколо этого времени многие из иудеев на Крите стали христианами из-за происшествия такого рода. Один обманщик иудей объявил себя Моисеем, посланным с неба для того, чтобы перевести живущих на острове иудеев через море, говоря, что он – тот самый, который некогда провёл сынов Израилевых через Красное море. Итак, в течение целого года он обошёл все города этого острова и убедил иудеев поверить ему, увещевая их оставить все богатства и владения, чтобы вместе с ним пройти по морю, как по суше, в землю обетованную. Охваченные этой надеждой, иудеи бросили свои занятия и оставили владения, предоставив их лицам разного звания. Когда же настал назначенный обманщиком-иудеем день, сам он пошёл впереди, а все остальные последовали за ним вместе с жёнами и детьми. Он привёл их к одной обрывистой скале и приказал бросаться вниз. Те, кто взбежал на скалу прежде всех, делали это и тут же погибали, либо разбившись об острые камни, либо утонув в воде. Погибло бы их и гораздо больше, если бы, по Божьему промыслу, не пришло туда несколько христианских мужей, рыбаков и купцов. Они вытащили [из воды] и спасли гибнувших, а те, осознав пагубность своего безумия, удержали от намерения броситься вниз других, рассказав им о смерти тех, которые бросились прежде. Поняв обман, они раскаялись в том, что слишком легко доверились этому человеку. Они хотели убить этого обманщика, но не смогли его поймать, ибо он внезапно исчез; это дало основание полагать, что он, вероятно, был демон-губитель, принявший облик человека. Итак, из-за этого обстоятельства, по случаю такого несчастья многие из критских иудеев обратились тогда в христианскую веру.

Между тем, случившийся в городе Константинополе пожар постепенно добрался до бань, которые называются Ахиллесовыми, а затем до места под названием Пеларг, так что охватил новацианскую церковь. Тогда же, как говорят, епископ Павел остался внутри их объятой огнём церкви и молил Бога не дать этой церкви сгореть. Это место уцелело и до сих пор 17 августа новациане 25 празднуют это событие. Однако это место чтят не только христиане, но и язычникиg. Обстоятельства требуют ныне рассказать об этой ереси и о том, как она возникла. hИтак, Новат, пресвитер римской церкви, который из-за гонения, имевшего место при Деции, хотел сделаться епископом и устранить Корнелия, совершая приношения святых даров и давая причастие, вынуждал несчастных людей давать ради этого благословения клятву и, держа обе руки принимающего, не отпускал их, пока тот, поклявшись, не говорил: «Клянусь телом и кровью нашего Господа Иисуса Христа в том, что никогда не оставлю тебя и не вернусь к Корнелию». И несчастный человек получал причастие не ранее, чем давал эту клятву, и, получив хлеб за то, что сказал, и услышав: «Аминь», говорил: «Я никогда более не вернусь к Корнелию»h. iИмператор Константин, заботясь о благочестии и желая примирить церкви, призвал на Никейский собор епископа Акесия. После определения веры он спросил его, согласен ли он с этой верой и решением относительно празднования Пасхи. А тот отвечал: «О император, то, что решил собор, вовсе не ново. Так было и прежде: символ веры и время празднования Пасхи я получил ещё со времён апостольских». Когда же император вновь спросил его: «Почему ты отделился от общения?», тот напомнил о событиях, имевших место при Деции, и произнёс формулу старого своего правила, заявив, что согрешивших после крещения, каковой грех божественное Писание называет грехом смертным, нельзя допускать к участию в божественных таинствах; их следует побуждать к покаянию и надежду на отпущение они могут получить не от священников, но от Бога, который только и имеет власть отпускать грехи. Когда Акесий сказал это, император произнёс: «О Акесий, поставь лестницу и, если сможешь взойти на небо в одиночку, взойди»i.

Итак, август Валентиниан, сын Констанция и Галлы, отправился в Константинополь к императору Феодосию, своему двоюродному брату, и, взяв в жёны его дочь по имени Евдоксия, рождённую ему Евдоксией, вернулся в Рим в консульство Исидора и Сенатора 26. jВ следующем году император Феодосий отправил свою жену Евдоксию в Иерусалим вознести Богу благодарственные гимны. И та пожаловала церквям многочисленные дары и, поклонившись святому кресту, а также почтив прочие святые места, вернулась во дворец.

Затем, в тридцатый год 27 правления Феодосия сильное землетрясение в течение четырёх месяцев сотрясало Константинополь, так что византийцы в страхе расположились за городом, в месте, что зовётся «Поле», и, пребывая там вместе с епископом, возносили Богу молитвы и совершали литании. И вот, однажды, когда земля содрогнулась в очередной раз и весь народ ещё упорнее запел «кирие элейсон», около третьего часа на виду у всех случилось, что некий молодой человек был поднят Божьей силой в воздух и услышал голос, велевший ему сообщить епископу и народу, чтобы они продолжали литании и говорили следующее: «Святой Боже, могучий и бессмертный, пожалей нас», не добавляя ничего сверх. Епископ Прокл 28,j kприняв эту литанию, велел народу делать так, как было указано, и землетрясение тут же прекратилось. Далее, блаженная Пульхерия 29, вместе с братом удивлённая этим чудом сверх меры, постановила петь этот божественный гимн по всему кругу земному; и с этого дня все церкви принялись ежедневно возглашать его Богуk.

В это же время пираты опустошили множество островов и, особенно сильно, Сицилию.

Между тем Литорий, бывший вторым по значению лицом после Аэция и стоявший во главе союзных гуннов, стараясь превзойти славу Аэция и полагаясь на ответы гаруспиков и демонические знамения, безрассудно вступил в битву с готами; поначалу он учинил врагам страшную резню, но затем, после того как пали почти все его люди, сам был постыдно взят готами в плен. Наконец, с ними был заключён мир, когда римляне просили о нём после этого достойного слёз поражения в битве более смиренно, чем когда-либо прежде.

Итак, пока Аэций был занят в Галлии приведением в порядок тамошних дел, Гейзерих, ввиду дружбы с ним ничего не опасаясь, под предлогом мира вошёл в Карфаген 30 и, подвергнув жителей различного рода притеснениям, обратил в свою собственность все его богатства, не удержавшись также от разграбления церквей. Из них были вынесены священные сосуды и они, выведенные из-под управления священнослужителей, стали по его приказу уже не местами богослужения, но жилищами его людей. Он был свиреп ко всякому чину пленённого люда, но особенно враждебен благородству и благочестию, так что невозможно определить чётко, с кем он вёл большую войну – с людьми, или с Богом. Итак, Карфаген был таким образом взят вандалами по прошествии 585 лет после того как он признал над собой власть римлян.

В следующем году Гейзерих переправился на Сицилию; в то время как он причинял ей великие тяготы, он получил весть о том, что Себастьян направляется из Испании в Африку, и спешно вернулся в Карфаген, видя для себя и своих людей большую угрозу в том, что этот опытный в военном деле муж, возможно, захочет возвратить Карфаген. Однако тот, желая казаться скорее другом, нежели врагом, неосторожно положился на дружбу с варварским королём и погиб несчастной смертью. После этого император Феодосий начал против вандалов войну и отправил против них с большим флотом полководцев Ариунда, Ансилу и Германа. Однако те, откладывая мероприятие из-за долгих отсрочек, были скорее бременем для Сицилии, нежели защитой для Африки.

В это же время Аттила 31, король гуннов, lмуж храбрый и гордый, царствовавший тогда над гуннами вместе с братом Бледой, со свирепой беспощадностью опустошил Фракию и Иллирик, обратив в рабство все крепости и города, за исключением Адрианополя и Гераклеи 32, которая некогда называлась Перинфом. Тогда же римское войско, находившееся в Сицилии, вернулось для защиты восточных провинций. Итак, Феодосий решил отправить к Аттиле посольство и, дав ему 6000 фунтов за уход, обещал ежегодно платить ему дань в 1000 фунтовl.

Почти в те же самые дни Рим был потрясён таким сильным землетрясением, что обрушилось большинство его зданий и строений.

Итак, бритты, о которых было сказано выше, когда они вновь подверглись набегам скоттов и пиктов, послали Аэцию письмо, полное слёз и жалоб, и умоляли его как можно быстрее прийти им на помощь. Но, поскольку Аэций отказал им в этом, ибо сам был занят в это время борьбой с соседними врагами, одни из бриттов, оказав храброе сопротивление, прогнали врагов, а другие вынуждены были подчиниться врагам. Затем пикты, подчинив себе самую крайнюю часть этого острова, сделали её местом своего обитания, так что их до сих пор невозможно выгнать оттуда. Оставшиеся же бритты, боясь постоянных вторжений скоттов и не надеясь более на помощь римлян, пригласили народ англов с их королём Вертигерном для защиты своего отечества. Они приняли англов с дружеским участием, но, когда обстоятельства изменились, вместо помощников нашли в них врагов и завоевателей. В последующее время народ англов или саксов прибыл в Британию на трёх длинных судах. Когда слухи об их успешном походе дошли до их родины, оттуда было прислано более многочисленное войско, которое соединилось с предыдущими отрядами и сперва прогнало врагов, из-за которых их пригласили, а затем обратило оружие против бриттов. Используя в качестве повода тот факт, что им не приготовили платы за их службу, они огнём и мечом подчинили себе почти весь остров от восточного его края до западного.

А Феодосий, который, помимо 21 года 33 правления вместе со своим дядей Гонорием, провёл во главе империи ещё 27 лет, из которых 25 правил вместе с зятем Валентинианом, умер в Константинополе от какой-то болезни и был там погребён 34. mФеодосий был так рассудителен, что беседовавшие с ним верили, будто он имеет опыт во всём. Он мужественно переносил холод и жару и часто постился из христианского рвения, особенно по средам и пятницам; его дворцовые покои выглядели не иначе, как монастырь. Утром он отправлялся к своим сёстрам и возносил хвалу Богу. Поэтому он произносил священные тексты на память, без всякого текста. В беседах с епископами он, словно давно поставленный священник отвечал им на основании священного писания. Священных книг и всего, что написали их комментаторы и толкователи, он собрал больше, чем некогда Птоломей Филадельф. Терпением и мудростью он превосходил всех людей. Так, император Юлиан, хоть и был философом, но не вынес оскорблений со стороны антиохийцев и в гневе предал Феодора жесточайшим мучениям. А Феодосий, наслаждаясь силлогизмами Аристотеля, занимался философией на деле, побеждая гнев, печаль и похоть и никому не желая мстить за себя. Когда один из близких к нему людей спросил, почему он ни разу не предал смерти никого из тех, кто его оскорбил, он ответил: «О если бы мне было возможно возвратить к жизни умерших!». Он был так милостив, что когда кто-либо совершал преступление, достойное смерти, то осуждённый на смерть не доходил и до городских ворот, как тут же следовало его возвращение по милости императора. Когда он, однажды, смотрел в константинопольском амфитеатре зрелище [звериной травли], народ стал кричать: «Пусть с диким зверем сразится опытный боец!». А он в ответ: «Разве вы не знаете, что мы привыкли милостиво смотреть подобные зрелища?». Он отличался таким благочестием, что чтил всех посвятивших себя Богу людей, особенно же тех, которые, как он слышал, блистали достойными почтения делами. Говорят, что когда в Константинополе умер епископ Хевронский, он отыскал его чрезвычайно ветхий плащ и облачился в него, веря, что благодаря этому к нему перейдёт кое-что от святости умершего. Когда однажды в непогоду он давал народу зрелища в ипподроме, случилось, что в то время, как ипподром наполнился людьми, буря резко усилилась и пошёл сильный дождь. Когда это произошло, император открыл свою волю и велел объявить через глашатая, что лучше оставить зрелище и всем вместе молить Бога сохранить их невредимыми от наступающего ненастья. После этих слов все люди с величайшей радостью стали молиться, сообща возносить Богу гимны, и весь город запел псалом, словно единая церковь. Император, идя посреди толпы, как частное лицо, не обманулся в своей надежде. Ибо погода внезапно прояснилась, и год благодаря Божьей милости оказался весьма урожайным и изобилующим всеми плодами. Если вдруг начиналась война, он, по примеру Давида, прибегал к Богу, зная, что Бог – источник всех войн, и благодаря молитвам одолевал враговm. Но и этот муж не был лишён пороков. nИбо он был непостоянен, подвержен различным влияниям, а потому подписывал бумаги, не читая. Между тем, блаженная Пульхерия, когда ещё никому не было известно о смерти её брата, императора Феодосия, призвала к себе Маркиана 35, пожилого и достойного мужа, ведущего благочестивый и целомудренный образ жизни, и сказала ему: «Поскольку император умер и я избрала тебя, как наиболее подходящего из всего сената, дай мне слово, что сохранишь мою девственность, которую я посвятила Богу, и я провозглашу тебя императором». Когда тот клятвенно это обещал, она призвала патриарха Анатолия 36 со всем сенатом и провозгласила его римским императоромn.


Комментарии

1. = 411 г.

2. Аттик – еп. Константинополя в 406 – 425 гг.

3. Констанций III – император в 420 – 421 гг. Его походы против правивших в Галлии узурпаторов относятся к 411 и 413 гг.

4. Ныне – г. Арль.

5. В 409 г. Геронтий, магистр армии, был отстранён от этой должности Константином III, что привело его к отпадению от этого императора.

6. Провозглашён императором в Мундиаке в 411 г. Контролировал Галлию и Британию. В 413 г. казнён Атаульфом, королём готов.

7. Консул 410 г.

8. Приск Аттал – префект Рима; в 409 г. готы провозгласили его императором, затем – низложили. В 414 – 415 гг. он опять был признан ими императором, а затем выдан Гонорию, который отправил Аттала в изгнание.

9. Отправлен в Африку в 408 г. Консул 413 г.

10. Ксеркс I – царь Персии в 486 – 465 гг. до н.э.

11. Ныне – г. Аннаба (Алжир).

12. Валентиниан III (р. 419 г. 2 июля. ум. 455 г. 16 марта) – император Западной Римской империи с 23 окт. 425 г.

13. 12 сентября 421 г.

14. В 420 г.

15. 15 авг. 423 г.

16. Иоанн – император Западной Римской империи в 423 – 425 гг.

17. = 423 г.

17а. У Павла Дьякона – 43-м.

18. Иоанн был арестован и доставлен в Аквилею, где Плацидия приговорила его к смерти. Ему отрубили правую руку, посадили на осла и в таком виде выставили в цирке. Затем в мая или июне 425 г. он был убит.

19. Бахрам V (Варахран V) – царь Персии в 420 – 439 гг. Мир между персами и римлянами был заключён в 422 г.

20. Под готами имеются в виду остроготы, а под гипоготами – визиготы.

21. Совр. Белграда.

22. Гейзерих – король вандалов в 428 – 477 гг.

23. Он умер 28 августа 430 г.

24. В 435 г.

25. Новациане – секта, считавшая недопустимым принятие обратно в церковь тяжких грешников или отпавших от неё. Основателем её был Новациан (ум. 268 г.) – христианский богослов, неудачно пытавшийся занять римский престол в 251 г.

26. = 436 г.

27. = 438 г.

28. Прокл – еп. Константинополя в 434 – 446 гг.

29. Сестра Феодосия II.

30. 23 окт. 439 г.

31. Аттила – король гуннов в 434 – 453 гг.

32. Ныне – г. Шаркёй (Турция) к северу от п-ва Галлиполи (Гелиболу).

33. Вернее, 15 (408 – 423 гг.). В целом Феодосий II правил 42 года (с 408 по 450 гг.).

34. Феодосий II умер 28 июля 450 г.

35. Маркиан (р. 392 г. ум. 457 г.) – император Восточной Римской империи в 450 – 457 гг.

36. Анатолий – еп. Константинополя в 449 – 451 гг., патриарх в 451 – 458 гг.

 

Источники, из которых черпал материал Ландольф Сагакс:

a) Анастасий, 60.

b) Орозий, VII, 42, 10 – 14.

c) Анастасий, 61.

d) Епифаний, 11, 17.

e) Анастасий, 65.

f) Анастасий, 66.

g) Епифаний, 12, 9 – 10.

h) Анастасий, 35 и 37.

i) Епифаний, 2, 13.

j) Анастасий, 64.

k) Анастасий, 65; Епифаний, 12, 14.

l) Анастасий, 69.

m) Епифаний, 11, 17.

n) Анастасий, 68 и 69.

Текст переведен по изданию: Paulus Winfridus Diaconus. Historia Miscella. Patrologia Latina. Vol. 95. 1861

© сетевая версия - Thietmar. 2009
© перевод с лат. - Дьяконов И. 2009
© Edition - Migne J. P. 1861
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Patrologia latina. 1861