Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

КОНРАД ИЗ ВИЦЦЕНБЕРГА

КРАТКАЯ ХРОНИКА АВСТРИИ

BREVE CHRONICON AUSTRIACUM

содержащая родословие и деяния древних маркграфов и герцогов Австрии из рода Бабенбергов от Леопольда I по прозвищу Светлейший до Леопольда VI, прозванного Славным.

составлена Конрадом из Витценберга, первым аббатом Мелька,

и в улучшенном виде издана ныне на основании древнейших пергаменов Мелькской библиотеки.

Вводные замечания.

I. Эта краткая хроника, весьма изящно записанная на пергамене ХII в., где сжато изложены род и деяния древних маркграфов и герцогов Австрии из рода Бабенберг, находится в том же рукописном кодексе, на основании которого мы издали предыдущую Мелькскую хронику. Она была составлена неким мелькским бенедиктинцем по просьбе Леопольда VI, герцога Австрии и Штирии, прозванного Славным, и посвящена этому князю. Что до первого вывода, то, если опустить прочее, все сомнения в этом плане устраняют слова, в которых автор коротко описывает мученичество и погребение святого Коломана. «Итак, – говорит он, – когда после его смерти прошло три года, чудеса вновь дали о нём знать, и он был поднят и погребён Мегингаудом, епископом Эйхштеттским, в нашем монастыре, когда там ещё жили каноники». Монастырь, в котором, как сообщает этот летописец, был погребён святой Коломан, не мог быть никаким иным, кроме Мелькского монастыря, а из того, что он упоминает ниже о Леопольде III, маркграфе Австрии, видно, что, когда он это писал, там жили монахи бенедиктинцы. Нет более никаких иных данных о том, что Леопольд Славный просил кого-либо из мелькских монахов описать происхождение его предков и совершённые ими подвиги. Об этом свидетельствует только автор названной хроники в первых же словах своего повествования, говоря следующее: «Желая рассказать вам, как вы просили, о старинном роде князей этой нашей страны, а именно, ваших предков, мы прежде всего изложим то, что узнали из сообщений наших старших, с той добросовестностью, с какой это слышали» и пр. То, что это сочинение было посвящено австрийскому герцогу Леопольду VI Славному, подтверждают как те слова, которые наш автор приводит почти в самом начале сочинения, так и те, которые он приводит в конце. В начале он приводит такие слова: «Итак, первым маркграфом этой нашей страны, то есть Австрии, был Л. I (Леопольд I), (как нам известно из показаний некоторых людей), от которого и тянется вся цепочка ваших предков, украшенная различными и славными добродетелями, вплоть до вашего времени, Л. VI (Леопольд VI)». А в конце он говорит так: «Этот Г. (Генрих I, герцог Австрии), ваш отец, передал Австрии титул и достоинство, которые он добыл своей доблестью, а именно, чтобы она впредь была и называлась не маркой, но герцогством». Вдобавок, этой краткой хронике в нашем Мелькском кодексе предпослано следующее заглавие, хотя и написанное чуть более поздней рукой: «Герцогу Леопольду VI, сыну герцога Генриха, основателя Шотландского монастыря в городе Вене».

II. Автором этой хроники, который, как мы успешно доказали незадолго до этого, был мелькским бенедиктинцем, мы не усомнились назвать Конрада из Витценберга, первого Мелькского аббата, хотя мелькский пергамен и не содержит его имени. Ибо по здравому размышлению никто не может подвергнуть сомнению тот факт, что герцог Леопольд, который правил Австрией с 1178 по 1195 гг., скорее стал бы просить написать подобное аббата Мелькского монастыря, а не какого-то простого монаха. А Мелькскую префектуру в те времена, когда Леопольд правил Австрией, занимал Конрад I из Витценберга; он занимал её с 1177 по 1203 гг. и умер 10 декабря, как то следует из хроники, а также из Мелькского некролога. Конечно, всё сказанное о Конраде из Витценберга, как о подлинном создателе этого творения, является результатом правдоподобной конъектуры. Но если этого покажется кому-то не достаточным для того, чтобы автором данного произведения признать именно его, а не кого-то другого из наших мелькских братьев, мы не будем на этом настаивать, только бы не делали автором кого-то ещё, кроме монаха нашего монастыря. Примечательна ошибка Вольфганга Лация в книге ХII комментариев о Римской республике (стр. 1093), приписавшего эту краткую хронику самому Леопольду VI, второму герцогу Австрии. Я, право же, удивляюсь, как Лаций не заметил явную ошибочность этого, если только он читал эту краткую хронику в мелькских пергаменах, а то, что он действительно её читал, мы ясно заключаем из приведённого места, более того, ясно видим по примечаниям Генриха Абермана к изданной Лацием Венской хронике. Некстати следуя за ошибающимся Лацием, Матвей Радер в Bav. S. Vol. III, pag. 113, где он повествует о жизни святого Коломана, также приписывает часто упоминаемую хронику Леопольду VI, герцогу Австрии. Нет никакой возможности опровергать в этом месте прочие огрехи Лация, которые он совершил, бегло написав на единственной странице о возрасте этого летописца, о тех, кто ввёл в Мелькском монастыре бенедиктинский устав, об освящении этого монастыря одним из римских понтификов и о многом другом подобного рода. Так как мы уже говорили о них отчасти здесь, отчасти во введении к Мелькской хронике, то и отсылаем к этому благосклонного читателя.

III. Далее, то, что аббат Конрад написал, будто Мелькский монастырь издревле назывался Mea Dilecta («Моя дорогая»), Ламбеций приводит в Comment. de Biblioth. Caes. lib. 2, cap. 8, где и говорит, что название Mea Dilecta было дано ему Юлием Цезарем, как якобы упоминается в мелькских памятниках. Итак, он говорит вслед за Филиппом Клуверием, что гораздо правильнее полагать, что Меллиций (Мельк) был некогда тем самым местом, которое размещено в древней таблице Певтингерового путеводителя между Арлапеном и Тризигамом и названо искаженным названием – Номаре вместе Номале; по прошествии времени невежественная чернь переделала его в Медилих, Медлих, Малк и, наконец, в Мельк. Ламбеций, говорю я, издевается, говоря, будто это древнее наименование Меллиция было дано ему Юлием Цезарем. И говорю это не без причины, ибо хорошо известно, что этот римский правитель никогда не был в Прибрежном Норике и был настолько далёк от него, что Меллиций никоим образом не мог получить от него такого рода название. Однако, наш Конрад из Витценберга нигде и не писал, что Меллиций получил название Mea Dilecta от Юлия Цезаря; скорее два других мелькских анонима, жившие более трёх веков спустя после Конрада, додумали это по собственной инициативе. Ибо Конрад говорит только, что Мелькская гора из-за удобства положения и укреплённости издревле называлась Mea Dilecta, оставляя открытым вопрос, когда Меллиций получил это название, во времена ли Юлия Цезаря, либо во время какого-то другого императора, который жил много веков спустя после него. То, что Юлий Цезарь дал Меллицию упомянутое название – Mea Dilecta, мы по праву считаем несомненной выдумкой. Но что если Меллиций получил это название от Леопольда I, маркграфа Австрии, после того как он, победив венгерского герцога Гейзу, овладел Мелькским замком почти за два столетия до того, как Конрад написал это? Ведь те почти двести лет, которые прошли от победы, одержанной Леопольдом над Гейзой, до времени Конрада, вполне могли быть названы древним временем. Разве не было у названного маркграфа Леопольда причин, которые могли побудить его дать Меллицию такого рода название? Во-первых, потому что он при первом вступлении в Австрию разбил при Мельке Гейзу и полностью изгнал его из Австрии; во-вторых, потому что он основал там жилище каноников; в-третьих, потому что он (как справедливо полагают очень многие) учредил на Мелькской горе свою резиденцию. Действительно, искажение и переход к Медилика, Медилих, Медлих и, наконец, Мельк могло произойти гораздо скорее и удобнее от названия Mea Dilecta, чем от Номаре, Номале или даже (как некоторые читают) Намаре; позднейшие слова едва ли сохраняют какую-то аналогию с названиями Медилика, Медилих, Медлих и Мельк. Более подробно о древних наименованиях Мелькского монастыря ты можешь прочесть в заметках к «Деяниям святого Коломана», опубликованных нами семь лет назад.

IV. Эту неоднократно упоминаемую хронику нашего Конрада, аббата Мелькского, глубокоуважаемый и набожный господин Ансельм Шрамб опубликовал под названием «Сочинения о генеалогии князей Австрии» (Chronici Mellicensis P. 2, pag. 92 и сл.); поскольку некоторых сведений в конце не хватало, и кое-что было изложено неверно, мы постарались исправить огрехи и восполнить недостающее. Фрагмент этого издания приводят Лаций в книге ХII комментариев о Римской республике (стр. 1093) и Генрих Аберман в Примечаниях к Венской хронике (стр. 123), однако, не без многих описок и ошибок. Итак, тщательно сверив эту краткую хронику с древними оригинальными мелькскими пергаменами, мы решили опубликовать её в полном объёме.


КРАТКАЯ ХРОНИКА ДРЕВНИХ МАРКГРАФОВ И ГЕРЦОГОВ АВСТРИИ

Конрада из Витценберга, аббата Мелькского.

Желая рассказать вам, как вы просили, о старинном роде князей этой нашей страны, а именно, ваших предков, мы прежде всего изложим то, что узнали из сообщений наших старших, с той добросовестностью, с какой это слышали. Мы последовательно добавим также то, что смогли найти в наших хрониках, а именно, о мученичестве святого Коломана, и изложим деяния каждого из князей, как то нашли записанным там же.

Итак, первым маркграфом этой нашей страны, то есть Австрии, был Л. I (Леопольд I) 1, (как нам известно из показаний некоторых людей), от которого и тянется вся цепочка ваших предков, украшенная различными и славными добродетелями, вплоть до вашего времени, Л. VI (Леопольд VI) 2. О том, каким образом он получил эту страну, мы узнали следующее. Когда, однажды, на охоте он, будучи ещё юношей, следовал по бездорожью за императором, который в то время управлял Римским государством, а именно, след в след, и тот, собираясь поразить зверя, натянул лук сильнее обычного и сломал его, юноша с готовностью вложил в руку замешкавшегося [государя] свой лук, ибо тот был натянут; таким образом император, поразив зверя, довольный проворством юноши, обещал ему королевской властью землю, которой в ближайшее время доведётся стать вакантной и которая будет ему по нраву; а в память и в подтверждение обещания, поскольку при этом никого не было, дал ему сломанный лук. Малое время спустя умер маркграф Австрии и многие из вельмож стали добиваться её у императора для самих себя; этот юноша, выйдя вперёд с подтверждением в виде сломанного лука, потребовал выполнения королевского обещания. Император, вспомнив о его рвении, ничуть не медля, королевской властью утвердил передачу ему марки. А тот, придя в эту землю с большой дружиной, взял штурмом и разрушил сильно укреплённый замок, расположенный на нашей горе, которым владел могущественнейший человек по имени Гизо, и учредил там 12 каноников, а именно, чтобы никто ничего не мог вновь построить в этом укреплённом месте. Ибо эта гора, которая ныне зовётся искажённым названием – Мельк (отчего получила название и протекающая мимо река), из-за удобства положения и укреплённости издревле называлась Mea Dilecta («Моя дорогая»). Итак, овладев всей этой землёй, он многие годы деятельно защищал и расширял свою марку через своих преемников, а именно, ваших предков, пока по велению Божьему в те земли не пришёл, совершая паломничество, блаженный Коломан; из-за того, что наши князья в то время вели постоянные войны с иноземными народами, своими соседями, он был принят за шпиона.

Итак, в 1012 году от воплощения Господнего блаженный Коломан был повешен в Штоккерау 3 и отправился на небеса во времена короля Г. (Генриха) 4, который был герцогом Баварии, но наследовал императору Оттону III 5, а Австрийскую марку держал Генрих 6, ваш предок. Провисев на виселице целых полтора года, он остался нетлен, и его, отмеченного знамениями, сняли и похоронили там, и он провёл столько же времени 7. Итак, когда после его мученичества прошло три года, чудеса вновь дали о нём знать, и он был поднят и погребён Мегингаудом 8, епископом Эйхштеттским, в нашем монастыре, когда там ещё жили каноники. Этот маркграф Г. (Генрих) правил примерно 11 лет вплоть до времён Петра 9, короля Венгрии, который наследовал королю Стефану Святому 10. Подавшись на просьбы и угрозы этого Петра, Поппо 11, архиепископ Трирский, брат маркграфа, добился от своего брата, чтобы тот отправил мощи блаженного Коломана в Венгрию; однако, впоследствии венгры, вынужденные голодом и чумой, возвратили их. А маркграф Г. (Генрих), скончавшись в этом самом году, оставил сына Адальберта 12, вашего прапрадеда. Его стараниями в это место была доставлена немалая частица Креста Господнего, которая до сих пор хранится и почитается здесь. Вместе со своим сыном Л. II (Леопольдом II) 13 он вступил в битву с Ово 14, королём Венгрии, которого поставили вместо короля Петра, и, выйдя победителем, уничтожил большую часть его войска. Сам же Л. II умер при жизни отца. А Пётр, когда король Г. (Генрих) 15, сын короля К. (Конрада), который был первым из следовавших за ним друг за другом на престоле одноимённых мужей, изгнав Ово, собирался восстановить его на троне, был ослеплён венграми, и преемником его стал Андрей 16. Маркграф Адальберт, умирая, оставил сына Эрнста 17, вашего прапрадеда, который прожил после смерти отца десять лет и был убит в первой схватке короля Генриха IV 18 в Саксонии на реке Унштрут в 15-й год Альтмана 19, епископа Пассау.

Ему наследовал его сын Л. III (Леопольд III) 20, ваш прадед. В это время произошла неудачная битва при Майльберге 21 в 1082 году Господнем. При его покровительстве в Мельке был введён монашеский распорядок при аббате Сигибольде, а именно, после того как оттуда удалили каноников в 1089 году Господнем. Скончавшись через 22 года после смерти отца, он оставил сына Л. IV (Леопольда IV) 22, вашего деда. Леопольд взял в жёны Агнесу 23, дочь короля Генриха IV. Через семь лет после этого он, с силой вторгшись в пределы Венгрии, устроил великую резню и, штурмом взяв некий город, сжёг его, после чего с миром вернулся. Он также одарил свободой Мельк, что было подтверждено привилегией папы Пасхалия II 24, а именно, после того как за год до этого монастырь был освящён епископом Ульрихом 25, при аббате С. (Сигибольде), который первым управлял нашей церковью 28 лет. Когда же умер, и аббат Эгнельфальк также ушёл из этого мира, аббатом был поставлен Эрхенфрид. Ещё при жизни маркграфа Л. (Леопольда) он отправился к римскому престолу по поводу Регинмара 26, епископа Пассау, который хотел нарушить права Мелькской церкви и отнять десятины, и возобновил властью папы Иннокентия 27 старинную привилегию, сведя при поддержке Л. (Леопольда) на нет усилия этого епископа. Этот Л. (Леопольд) умер через 41 год после смерти отца и оставил наследником Л. V (Леопольда V) 28, вашего дядю. Он – тот самый муж, который через три года после смерти отца изгнал Генриха 29 и получил Баварское герцогство; но – увы! – не долго владел им, ибо на второй год после умножения почестей он окончил жизнь, оставив наследником Генриха 30, своего брата, вашего отца. Этот Г. (Генрих), взяв в жёны Гертруду 31, дочь императора Лотаря, на второй год овдовел. В его времена, в 1147 году Господнем, король Конрад 32, третий этого имени, проведя десять лет на престоле, и Людовик 33, король Франции, отправившись с несметным войском в Иерусалим, в то время как [Г.] тоже их сопровождал, почтили Гроб Господень и на третий год вернулись домой. На обратном пути через Грецию за него 34 вышла замуж Феодора 35, дочь светлейшего герцога, который был братом короля Греции. Затем, через три года, когда умер король Конрад, Фридрих 36, его племянник, взойдя на престол, решил вернуть Баварское герцогство тому герцогу Саксонии, который, как мы говорили выше, был изгнан. Этот Г. (Генрих), ваш отец, передал Австрии титул и достоинство, которые он добыл своей доблестью, а именно, чтобы она впредь была и называлась не маркой, но герцогством, а именно, расширив её границы от реки Энс до реки под названием Ротензала 37 и присоединив также графство Боген. После его возвращения в Австрию его министериалы, силой захватив в его отсутствие укреплённый чешский город Подвин, сожгли его.


Комментарии

1. Леопольд I (ум. 994 г. 10 июля) – маркграф Австрии в 976-994 гг.

2. Вернее, Леопольд V (р. 1157 г. ум. 1194 г. 31 дек.) – сын Генриха II, герцог Австрии в 1177-1194 гг. и Штирии в 1192-1194 гг. – Нумерация австрийских маркграфов у автора отличается от общепринятой из-за того, что он считает среди маркграфов Леопольда, сына Адальберта I, называя его Леопольдом II, хотя тот был маркграфом Венгерской марки, а не Австрии.

3. Штоккерау – город в Нижней Австрии, в 25 км к северо-западу от Вены.

4. Генрих II Святой (р. 973 г. 6 мая. ум. 1024 г. 13 июля) – сын Генриха II Сварливого; герцог Баварии с 995 г.; король в 1002-1024 гг.; император с 14 февр. 1014 г.

5. Оттон III (р. 980 г. ум. 1002 г. 24 янв.) – сын Оттона II и Феофано; король Германии и император в 983-1002 гг.

6. Генрих I – сын Леопольда I, маркграф Австрии в 994-1018 гг.

7. То есть он полтора года провисел на виселице, а затем ещё полтора года покоился в том месте.

8. Мегингауд – епископ Эйхштетта в 991-1014/15 гг.

9. Петр I Орсеоло – король Венгрии в 1038-1041 гг. и 1044-1046 гг.

10. Стефан I Святой (ум. 1038 г. 15 авг.) – король Венгрии в 997-1038 гг.

11. Поппо фон Бабенберг (р. 986 г. ум. 1047 г. 16 июня) – сын Леопольда I, маркграфа Австрии, архиепископ Трирский в 1016-1047 гг.

12. Адальберт I Победоносный (ум. 1055 г. 26 мая) – маркграф Австрии в 1018-1055 гг.

13. Имеется в виду Леопольд I Сильный (ум. 1043 г. 9 дек.) – старший сын Адальберта I, маркграф венгерской марки.

14. Аба (Ово), Самуил – король Венгрии в 1041-1044 гг.

15. Генрих III (р. 1017 г. 28 окт. ум. 1056 г. 5 окт.) – старший сын Конрада II и Гизелы; король Германии, Италии и Бургундии в 1039-1056 гг.; император с 1046 г.

16. Андрей I – король Венгрии в 1046-1060 гг.

17. Эрнст I Храбрый (ум. 1075 г. 10 июня) – второй сын Адальберта I, маркграф Австрии в 1055-1075 гг. Пал в битве с саксами на р. Унштрут, сражаясь на стороне Генриха IV.

18. Генрих IV (р. 1050 г. 11 нояб. ум. 1106 г. 7 авг.) – король Германии в 1056-1106 гг., император с 31 марта 1084 г.

19. Альтман (ум. 1091 г. 8 авг.) – епископ Пассау в 1065-1091 гг.; святой.

20. Имеется в виду Леопольд II Красивый (р. 1050 г. ум. 1095 г. 12 окт.) – маркграф Австрии в 1075-1095 гг.

21. 12 мая 1082 г. Австрийцы были разбиты Вратиславом II, герцогом Чехии.

22. Вернее, Леопольд III Благочестивый (р. 1073 г. ум. 1136 г. 15 нояб.) – маркграф Австрии в 1095-1136 гг.

23. Агнеса фон Вайблинген (р. 1074 г. ум. 1143 г. 24 сент.), дочь императора Генриха IV, была женой: 1) (1086 г.) Фридриха I, герцога Швабии; 2) (1106 г.) Леопольда III, маркграфа Австрии.

24. Пасхалий II (Раньеро ди Бьеда) – римский папа с 13 авг. 1099 г. по 21 янв. 1118 г.

25. Ульрих (ум. 1121 г. 7 авг.) – епископ Пассау в 1092-1121 гг.

26. Регинмар (ум. 1138 г. 30 сент.) – епископ Пассау в 1121-1138 гг.

27. Иннокентий II (Григорий Папарески) – римский папа с 14 февр. 1130 г. по 24 сент. 1143 г.

28. Т.е. Леопольд IV (ум. 1141 г. 18 окт.) – старший сын Леопольда III, маркграф Австрии в 1136 – 1141 гг., герцог Баварии в 1139-1141 гг.

29. Генриха ХII Льва (р. 1129 г. ум. 1195 г. 6 авг.) – герцога Баварии в 1156-1180 гг. и Саксонии в 1142-1180 гг.

30. Генрих II Язомирготт (р. 1114 г. ум. 1177 г. 13 янв.) – второй сын Леопольда III, маркграф Австрии в 1141-1156 гг., герцог Австрии в 1156-1177 гг. и герцог Баварии в 1143-1156 гг.

31. Гертруда (р. 1115 г. ум. 1143 г. 20 апр.) – дочь императора Лотаря, жена: 1) (1127 г.) Генриха Х, герцога Баварии; 2) (1 мая 1142 г.) Генриха II, герцога Австрии.

32. Конрад III Штауфен (р. 1093 г. ум. 1152 г. 15 февр.) – король Германии в 1138-1152 гг.

33. Людовик VII (р. 1120 г. ум. 1180 г. 18 сент.) – король Франции в 1137-1180 гг.

34. Т.е. за Генриха II, отца Леопольда V.

35. Феодора Комнина (ум. 1184 г. 2 янв.) была дочерью севастократора Андроника Комнина, племянницей византийского императора Мануила I.

36. Фридрих I Барбаросса (р. ок. 1122 г. ум. 1190 г. 10 июня) – король Германии в 1152-1190 гг.; император с 1155 г.

37. Рёдель.

Текст переведен по изданию: Breve chronicon Austriacum. Scriptores Rerum Austriacarum. Tomus I. Leipzig. 1721

© сетевая версия - Тhietmar. 2012
© перевод с лат., комментарии - Дьяконов И. В. 2012
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Scriptores Rerum Austriacarum. 1721