Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ТОМАС КАНЦОВ

ПОМЕРАНСКАЯ ХРОНИКА

CHRONIK VON POMMERN

ИЗВЕСТИЕ О РОССИИ ВО ВРЕМЕНА ВЛАДИМИРА МОНОМАХА,

извлечённое Из Померанской Летописи Фомы Канцова, изданной Бемером (Boеhmer) в Штеттине, В 1835 году.

Умножение источников Русской Истории посредством точнейшего исследования Арабских и Скандинавских летописей весьма много способствовало к озарению некоторых эпох ея новым светом, хотя известия о России, сообщаемые иностранными летописями, не всегда бывают в состоянии выдержать строгое испытание критики.

Немецкие и франкские хроники и летописи еще по сие время не исследованы достаточным образом в отношении и к Русской Истории; а потому да позволено мне будет обратить внимание занимающихся Русскою Историю на одно место Померанской Хроники Фомы Канцова, указания коего, будучи сличены с нашими Летописцами, сообщающими весьма скудные известия об этом периоде, могут быть довольно занимательны. [269] Померанская Хроника упоминает в начале, что в 1118 году Бернард, родом Испанец, посвященный Папою в Епископы, прибыл в Германию, а оттуда отправился в Померанию для обращения в Христианство тамошних язычников: чего весьма желал Польский Герцог Болеслав, дабы чрез то овладеть сею страною; но Проповедник должен был возвратиться назад, не достигнув своей цели, и прибыл сперва к Болеславу, а потом к Бамбергскому Епископу, Св. Оттону.

Далее продолжает Летописец на своем нижне-Германском языке следующим образом; мы переводим здесь его слова:


«В это время Русские, Прусаки и Померане, жившие еще в язычестве, заключили союз против Польского Герцога Болеслава, вторгнулись в его землю, и овладев городами и монастырями, разорили их, убили и увели в плен народу без числа, и пробравшись до Кракова, взяли этот город. Здесь Померане, из особенной ненависти к Полякам, вырыли гробы Королей и Герцогов, и, разбросав на все стороны кости их, совершив всякого рода насилия и неистовства, увели с собою людей и скот. Между тем Герцог Болеслав, подкрепленный друзьями своими, сразился прежде всего с Русскими и нанес им такое поражение, что они принуждены были просить мира и выдать за Болеслава дочь Короля своего, чрез что между ими водворилось на некоторое время согласие. Но дочь Короля их вскоре умерла, а [270] вслед за тем прекратилась и дружба с Поляками, что весьма безпокоило Герцога Болеслава, потому что он не в состоянии был противостать им. Тут он, не приступая к делу, выдумал хитрость и велел своему военачальнику (Feldhauptmann) Павлицкому, выбрав сильных воинов, бежать к Русскому Королю, как будто бы он Павлицкий был изгнан Болеславом. Русский Король принял их радушно, и так как они во всем вели себя верно и Король не имел на них никакого подозрения, то однажды, отправляясь на охоту, он взял их с собою. Они только дожидались удобного времени, и увидев, что оно пришло, схватили Короля, увели его с собою и привели к своему Государю Герцогу Болеславу. Таким образом сей последний одержал верх над Русскими без всякого кровопролития и даже не извлекал меча. Когда Король пожелал свободы, то он должен был заплатить за выкуп свой столько золота и серебра, что от того вся земля его обеднела. И притом они (Русские) должны были дать клятву, что впередь никогда не будут более помогать Померанам. По зтому случаю Русские отделились от Померан, помощию коих прежде они столь часто пользовались, и так как они оставлены были Померанами и находились в крайней бедности, то после сего не могли и не смели более восставать против Герцога Болеслава. Когда Померане отдалены были Болеславом от союза с Русскими, то он, Болеслав, вооружившись против [271] Померан всею своею силою, соединился с Датским Королем Николаем».


Далее Летописец рассказывает, что Померане заключились в крепостях своих, а Николай, Король Датский, появившись на море с большим флотом, соединился с Болеславом, осадил и взял Узедом: после чего Болеслав, по другим причинам « отозван был назад». Николай же остался, завоевал Воллин (Wollyn) и принудив Померанского Короля Вартислава просить мира. Он получил его от Датчан; но в следующий год Болеслав возвратился с большею силою, завоевал Штеттин и принудил граждан и поселян, которых он не велел уводить в плен, дать обещание и клятву, что они вместе с Князем своим примут Христианскую Веру. Но не нашлось никого, кто бы решился отправиться к Померанам для проповедывания Христианства, потому что жестокость их была известна, и Болеслав в течение трех лет тщетно искал между своими Епископами такого, который -бы согласился взять на себя это дело. Наконец Св. Оттон, Бамбергский Епископ, согласился на то, и в качестве Проповедника послан был с Польским толмачём Павлицием (Paulitius) к Померанам Папою Каликстом. Герцог Вартислав ласково принял его в Штаргарде и оказал ему пособие, так что Св. Оттон основал церкви сперва в Пирице (Pyritz), одном из Княжеских замков, а потом в Камине, столице Князя. — После, в следствие некоторых угроз Герцога Болеслава Польского, Христианство введено [272] было также и в Штеттине, в коем Св. Оттон провел зиму, чтоб укрепить тамошнюю Христианскую Церковь. За тем обращен был в Христианство и Воллин (Wollin), а так как тамошние язычники оказывали наиболее сопротивления, то Епископская резиденция учреждена в этом городе и Епископом туда назначен был Св. Адалберт, спутник Св. Оттона, разумевший Вендский язык. Хронологические указания, встречаемые в рассказе зтой Хроники, весьма не удовлетворительны: ибо в ней упоминается ясно один только год (1118), в который Испанец Бернард сделал первый опыт к обращению Померан; однако в Хронике сказано, что, три года спустя после сего, Герцог Болеслав принудил Померан (год спустя после отпадения Руссов от Поляков) к обещанию принять Христианство, и Папа Каликст послал в Померанию Св. Оттона, Епископа Бамбергского; а так как Каликст II, которого здесь разуметь должно, занимал Папский престол с 1119 до 1124, то из сего следует, что Померанская Хроника относит отпадение Руссов от союза с Померанами к пространству времени между 1119 и 1123 годами. Под Датским Королем Николаем, упоминаемым в этом повествовании, должно разуметь Короля Нильса (Niels), царствовавшего между 1105 и 1135 годами.

Неточный в своих повествованиях Длугош (Hist. Роlon. IV, S. 438) упоминает также о похищении Русского Князя, взятого в плен подобною хитростию одного знаменитого [273] Поляка, Петра Влощовича (Petius Wlosczowicz); этот Князь называется у него Ярополком Владимировичем, Князем Киевским, и пленение его показано в 1134 году. Сочинители Жизнеописания Св. Оттона, Богуфал и Кадлубек, называют, Русского Князя, взятого в плен подобным образом, «Володарем, Князем Перемышльским» 1 Длугош относит это пленение Володаря к 1127 и упоминает о выкупе его за такую сумму, которая привела в бедность всю Россию; однако он утверждает, что Володарь (Wolodar) взят в плен во время вторжения его в Польшу при городе Высокие (Wissokie). Вот какие различные показания сообщают нам иностранные Писатели об этом обстоятельстве; Русские же Летописцы почти совсем о том неупоминают 2.

Впрочем должно заметит, что Фома Канцов, сочинитель Померанской Хроники, родился в Стральзунде, в 1505 году, и учился сперва у Кранца в Ростоке, а потом у Меланхтона в Виттемберге; в 1528 году был Секретарем Померанских Князей Барнима IX и Георга І, которые управляли Помераниею (оба вместе с 1524 по 1531). Канцов имел под руками не только государственные, но также церковные и [274] монастырские архивы и основательно исследывал все древности, где бы они ни находились. из них-то он составлял с 1558 до 1542 (год его смерти) свою уважаемую всеми Учеными Померанскую Хронику. Главнейшие известия заимствовал он из монастырских и церковных архивов Камина,Букова, Эльдена, Штольне, Гробе, Штаргарда и Рюгена. Эти документы доходят до 1123 года, следовательно именно до того времени, к которому относятся помянутые сношения . Русских с Померанами. А потому сии известия, в сравнении с известиями Русских Летописцев, покажутся не чуждыми занимательности для всех любителей Русской Истории.

Ординарный профессор Дерптского университета
Крузе


Комментарии

1. Володарь Ростиславович, Князь Перемышльский, упоминается также и Нестором, под 1100 годом.

2. Нестор, или скорее Сильвестр, который около этого времени продолжал Летопись, говорит только под 1122 годом, что в этом году Ляхи взяли в плен Володаря, брата Василька; но о причине и подробностях этого умалчивает.

(пер. Ф-К-Г. Крузе)
Текст воспроизведен по изданию: Известие о России во времена Владимира Мономаха, извлеченное из померанской летописи Фомы Канцова, изданной Бемером (Boehmer) в Штеттине, в 1835 году // Журнал министерства народного просвещения, № 5. 1836

© текст - Крузе Ф-К-Г. 1836
© сетевая версия - Тhietmar. 2011
© OCR - Земляков В. 2011
© дизайн - Войтехович А. 2001
© ЖМНП. 1836