Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

500casino

500casino

500casinonews.com

ЖАН ЖУАНВИЛЬ

ЖИТИЕ СВЯТОГО ЛЮДОВИКА

LIVRE DES SAINTES PAROLES ET DES BONS FAIZ NOSTRE ROY SAINT LOOYS

Сир Жан де Жуанвиль 1

ЖИТИЕ СВЯТОГО ЛЮДОВИКА

Часть СХХXVIII 2

Отвращение св. Людовика и Жуанвиля ко всяким богохульствам

Король столь сильно любил Бога и Его кроткую Мать, что всех тех, кого уличали в произнесении чего- либо нечестивого в отношении Бога и Его Матери или в непристойной божбе, он подвергал суровому наказанию. Я видел, как в Цезарее 3 он выставил у позорного столба одного золотых и серебряных дел мастера, [4] в одной рубашке, вываленного в смоле, с намотанными на шею свиными потрохами, причём в таком изобилии, что эти кишки доходили до самого носа 4. Я также, по возвращении из-за моря, слышал, что он за подобное преступление велел прижечь огнём нос и губы одному парижскому обывателю, но сам я того не видел. И святой король говорил, что он предпочёл бы быть заклеймённым калёным железом, если бы таким путём удалось изгнать из его королевства всю непристойную божбу.

По меньшей мере двадцать два года я провёл вместе с королём, и ни разу я не слышал от него, чтобы он клялся, используя имена Бога, Богородицы или святых; и когда он хотел что-либо подтвердить, то говорил: ”Правда, это было так” или ”Правда, это будет так”.

Никогда я не слышал от него упоминания о диаволе, разве что это относилось к какой-либо книге, где следовало его помянуть, или же к житиям святых, о которых говорилось в книге. И это величайший позор для Французского королевства и для короля 5, когда позволяется то, что чуть ли не запросто можно говорить о ком-нибудь: ”чёрт с ним!” Ведь это страшная ошибка отдавать, пусть [6] даже только на словах, диаволу некого мужчину или некую женщину, принадлежащих с момента крещения Богу. В доме же Жуанвиля сей скверный обычай почти совершенно исчез, ибо всякий, кто выражался подобным образом, получал оплеуху.

Перевод со старофранцузского А. Г. Крысова.

________________________________________

”Святой Людовик родился королём и рыцарем. Он был из тех смелых и простым людей, для которых естественно и совсем не трудно любое общественное дело. Святость и живость не мешали друг другу, они сливались в действии. Он не так уж много думал, вернее, не так уж много философствовал, но когда ему приходилось размышлять, мысль его была простой и ясной, как всегда бывает у настоящих людей действия, которых на свете мало. Он никогда не ошибался, он был правоверен чутьём. В древней языческой мысли о мудреце-правителе есть неточность, и открыть её может только христианство. Конечно, может случиться, что король очень хочет быть святым, но святой никогда не захочет быть королём. Хороший человек не захочет править, но Церковь, в Своей снисходительности, разрешает хорошему человеку быть правителем. Людовику вряд ли мешал его сан - он правил Францией, как служил бы в армии капитаном, даже сержантом.” 6

Г. К. Честертон.


Комментарии

1. Жан де Жуанвиль (Jean sir de Joinville) (ум. 1.05.1225 г., замок Жуанвиль [Шампань, близ Шалон-сюр-Марн] — 24.12.1317 г., там же), сенешал Шампанского графа Тибо IV; сопровождал Людовика IX в VII Крестовом походе 1248-1254 г.г., разделил с ним все тяготы плена; вернулся во Францию в 1254 г.; один из самых близких друзей святого Людовика; в 1282 г. был свидетелем на процессе канонизации Людовика IX; в 1305 г. начал писать ”Житие святого Людовика” и в 1309 г. преподнёс его графу Шампанскому, будущему Людовику X; был в оппозиции к королю Филиппу IV, ставившему интересы королевства выше интересов Церкви.

2. Старофранцузский текст (в сетевом издании выпущен - Thietmar. 2013) печатается по: Jean Sire de Joinville; Histoire de Saint Louis; texte original, accompagne d'une traduction par M. Natalis de Wailly, membre de l’Institut; second edition, Paris, Librairie de Firmin Didot Freres, Fils et C-ie, imprimeurs de l’institut de France; 1874, pp. 378-379. До настоящего времени сохранилось несколько рукописей этого произведения, наиболее полной из которых является ”Брюссельская”. В XIX веке французский академик Наталис де Вайи на основании всех имеющихся рукописей составил наиболее близкий к оригиналу текст книги де Жуанвиля. В настоящем выпуске альманаха я привожу вариант, предложенный Н. де Вайи. Данный текст очень близок к ”Брюссельской рукописи”, однако имеет некоторые с ней расхождения. Все эти места отмечены мною в комментариях к старофранцузскому тексту.

3. Цезарея — город в Палестине, в Иерусалимском королевстве. Святой Людовик провёл здесь чуть более года: с конца марта 1251 г. по май 1252 г., находясь в VII Крестовом походе (1248-1254 гг).

4. Интересно, как бы следовало поступить с человеком, который в храме Божием, построенном в Москве во имя святого короля, снёс Божий Алтарь, сорвал повешенные прежними настоятелями иконы, выбросил скульптуры, а ещё один Алтарь водрузил на устроенную во дворе храма помойку.

5. Книга сира де Жуанвиля написана через много лет после смерти святого Людовика IX, уже при другом правлении.

6. Г. К. Честертон, Святой Фома Аквинский, гл. IV // Г. К. Честертон, Вечный Человек, М., Изд-во политической литературы, 1991 г., стр. 307.

(пер. А. Крысова)
Текст воспроизведен по изданию: Святой Людовик IX. Поучение сыну // Покров. Альманах российских католиков, № 15. 2002

© текст - Крысов А. 2002
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Станкевич К. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Покров. 2002

500casino

500casino

500casinonews.com