Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИБН АЛ-ФУВАТИ

СОБРАНИЕ ЗНАНИЙ,

СОСТАВЛЕННОЕ ПО АЛФАВИТУ ИМЕН В СЛОВАРЕ ТИТУЛОВ

ТАЛХИС МАДЖМА' АЛ-АДАБ ФИ МУ' ДЖАМ АЛ-АЛКАБ

СВЕДЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЯХ АЗЕРБАЙДЖАНА XIII — НАЧАЛА XIV ВЕКА В СОХРАНИВШЕЙСЯ ЧАСТИ СОЧИНЕНИЯ ИБН-АЛ-ФУВАТИ (1244-1326)

«ТАЛХИС МАДЖМА' АЛ-АДАБ ФИ МУ' ДЖАМ АЛ-АЛКАБ»

Среди средневековых арабских источников, содержащих сведения об ученых и литераторах, в том числе живших и творивших на территории Азербайджана, особое место занимают сочинения Камал ад-Дина Абу-л-Фадла 'Абд ар-Раззака Ибн ал-Фувати, последователя и сподвижника знаменитого Насир ад-Дина Мухаммада ат-Туси (1200-1274). Ибн ал-Фувати был на протяжении десяти лет хранителем громадной библиотеки, созданной при Марагинской обсерватории, общался с людьми, посещавшими обсерваторию и таким образом имел возможность собрать сведения о многих известных деятелях как упомянутых в сочинениях его предшественников, так и тех, с кем он общался сам, либо узнавал о них от своих знакомых и друзей. Эти сведения, по всей вероятности, и стали основой главного сочинения Ибн ал-Фувати «Маджма’ ал-адаб ал-мураттиб 'ала му'джам ал-асма'фи му'джам ал-алкаб» («Собрание знаний, составленное по алфавиту имен в словаре титулов»). Это пятидесятитомное сочинение до нас не дошло, а из его сокращения «Талхис Маджма' ал-адаб фи му'джам ал-алкаб («Сокращение сборника знаний о словаре титулов») до сих пор известна лишь четвертая часть, включающая лакабы (титулы), первое слово которых начинается с букв айн, гайн, фа и каф 1 и пятая — лакабы, начинающиеся словами на каф, лам и мим 2.

Из четвертой части сочинения Ибн ал-Фувати нами отобраны биографические заметки о лицах, которые приобрели известность своей деятельностью ученых, литераторов, правителей, видных чиновников на территории Азербайджана в XIII — начале XIV века и были таким образом современниками нашего автора. Поскольку четвертая часть словаря содержит лишь небольшую часть биографического материала, собранного Ибн ал-Фувати, переведенные ниже биографические заметки не могут, разумеется, сколько-нибудь полно осветить весь круг знакомств и связей Ибн ал-Фувати. Однако и на этом материале можно проследить, какого рода лица входили в этот круг, каких деятелей Ибн ал-Фувати считал достойными упоминания в своем труде. В данном случае речь идет не о тех, о ком он узнавал из книг, а о деятелях либо лично знакомых с ним, либо известных ему со слов ближайших его друзей и знакомых. Среди деятелей Азербайджана, упомянутых Ибн ал-Фувати в четвертой части его сочинения, больше всего оказывается таких, кто занимал должность кади в разных местностях страны (почти два десятка), несколько меньшую долю составляют лица, известные как суфии (более десятка) ? почти столько же в этом перечне факихов и катибов. [80] Среди упомянутых у Ибн ал-Фувати деятелей и ученых есть адибы (т. е. литераторы, знатоки словесности) и др.

Из текста заметок видно, что Ибн ал-Фувати постоянно интересовался образцами их литературного творчества. Разумеется, это было связано с его работой над недошедшей до нас, но постоянно упоминаемой им антологии «Шу'ара' ал-ми'ат ас-саби'а» («Поэты седьмого века (хиджры)»), которая, как можно предполагать, была составлена по образцу поэтической антологии Имад ад-Дина ал-Исфахани (Йатимат ад-дахр) и ал-Бахарзи (Думйат ал-каср). Ибн ал-Фувати упоминает также врачей, астрономов, в том числе и математика Фахр ад-Дина Абу-л-Лайса ал-Мараги и, конечно же, астрологов.

Краткость биографических заметок зачастую не дает возможности составить сколько-нибудь выразительное представление о деятельности некоторых лиц, но в ряде случаев Ибн ал-Фувати отмечает не только образованность, благочестие и добрый нрав тех, о ком он пишет (таковы были традиционные элементы заметок в биографических сочинениях), но и сообщает конкретные факты о деятельности чиновников, ученых, рассказывая, хотя и кратко, о конфликтах, возникавших в его время, в частности, связанных с присвоением доходов с вакфов (в биографии Фахр ад-Дина, младшего брата Насир ад-Дина ат-Туси — № 56 и в биографии Фахр ад-Дина ат-Табризи — № 49). Ибн ал-Фувати обычно отмечает в заметках личные дружественные отношения как с учеными, так и с видными чиновниками. С последними, как правило, в связи с оказанными ему благодеяниями и помощью (биографии Имад ад-Дина ас-Сави — № 2, Имад ад-Дина ас-Сарави — № 18 и др.).

В целом заметки Ибн ал-Фувати дают более обширные сведения о круге литературных, богословских и ученых интересов той среды, в которой ему приходилось действовать, нежели о материальном положении и средствах к существованию ее представителей. В заметках мы находим упоминания о жадности и лихоимстве некоторых из них, вообще говоря, редкие в арабской биографической литературе (см. например, заметки о 'Имад ад-Дине ат-Табари — № 4, упоминание об Ибн ал-Акули в биографии Фахр ад-Дина ат- Табризи — № 49, Фахр ад-Дина ад-Дамагани — № 73).

Основной нашей целью было выделить сведения о современниках Ибн ал-Фувати.

Издатель четвертой части Талхиса иракский ученый Мустафа Джавад (они отмечены инициалами М. Дж.) снабдил многие заметки примечаниями, которые, мы сочли нужным перевести. Примечания переводчика даны без подписи.


1. (IV/2, 671) 'Имад ад-Дин Абу-л-Фадл Ахмад ибн Мухйи ад-Дин Абу-л-Хусайн 'Али ибн Абу-л-Фада'ил 'Изз ад-Дин ал-Казвини ат- Тебризи, кади 3.

Происходит из рода кади и раисов. У 'Имад ад-Дина была приятная внешность и хороший характер.

2. (672) 'Имад ад-Дин Абу Джа'фар Ахмад ибн Абу-л-Касим ибн Абу Джа'фар ибн ал-Бундар ас-Сави.

Был кади Сарата (Сараба), выдающимся, знаменитым и трудолюбивым ученым. Я находился у него на службе в Мараге при дворе нашего славного господина Насир ад-Дина Туси в 665 году [81] (2. X 1266—21. IX 1267). Вслед за моим прибытием в Багдад, прибыл туда и он и пожаловал мне одежду за службу ему. Когда я направился на аудиенцию (к султану) в лагерь в 705 году (24. VII 1305— 12. VII 1306), то мы оба предстали перед правителем. Я написал о нем и он написал обо мне.

3. (683) 'Имад ад-Дин Абу Мухаммед Исма'ил ибн Радд ад-Дин Бабан ибн Нусрат ад-Дин Мухаммад ал-Ифтихари ал-Казвини, эмир,

Из известного рода раисов, правителей и ученых. Я встречал господина 'Имад ад-Дина Исма'ила в шатре великого везира Са'д ад-Дина Мухаммеда ибн 'Али ас-Сави в Уджане и в Арране. Он писал хорошие стихи на персидском языке.

4. (710) 'Имад ад-Дин Абу 'Али и Абу Наср Мухаммад ал-Хасан [Так!] ибн Шамс ад-Дин Мухаммад ибн 'Абд ал-Вахид ат-Табари, факих.

Житель Тебриза. Тебризец по рождению и происхождению. Первым добыл медную руду, обнаруженную в округе Тебриза. И у него [так!] эмир Кутлуг Кийа даровал ему. Но после того, как он стал обладателем рудников и извлекал доходы, то стал алчным и пытался все присвоить себе. Об этом скоро прознали и решили его уничтожить.

5. (714-715) 'Имад ад-Дин Абу 'Али ал-Хусайн ибн Абу-л-Касим 'Али ал-Ламиши 4 ибн Тебризи, грамматик, литератор.

Был одним из тех, кого определили в ставку обучать детей султана Рашид ад-Дина. Я встречал его у нашего шейха Шамс ад-Дина 'Абд ал-Кафи ал-'Убайди в Тебризе, который мне сообщил, что тот родился в (6)41 году в Тебризе (21.VI 1243-8. VI 1244).

6. (718-719) 'Имад ад-Дин Абу-л-Хайат Хидр ибн Ибрахим ибн Мухаммад ал-Му'мини ат-Тебризи, наместник (на'иб).

Он был из видных садров и вельмож Азербайджана. Был щедрым человеком и наш великий повелитель (ал-Махдум ал-а'зам) Рашид ал-Хакк ва-д-Дин определил меня к нему на службу в 707 году (3. VII 1307—20. VI 1308).

7. (719) Имад ад-Даула Абу-л-Хайр ибн Муваффак ад-Даула 5 'Али ибн Абу Шуджа' ал-Хамадани, хаким, врач.

Он из известного рода врачей и хакимов. Я его видел в Мараге у его брата Амин ад-Даули Абу Шуджа' ибн 'Али. Имел хороший нрав.

8. (757) 'Имад ад-Дин' Абд ал-Хамид ибн Абу-л-Фатх Шихаб ад-Дин ибн 'Али' ад-Дин ал-Му'аййид ибн 'Абд ал-Хамид ал-Казвини, затем ат-Тебризи.

Его род берет начало из Дейлема и был связан с Фирузом ас-Сахаби из рода кади — законоведов, происходящего из Казвина. Переселился в Тебриз и стал его кади, управляя в его землях и округах 6.

9. (757-758) 'Имад ад-Дин Абу-л-Фадл 'Абд ал-Хамид ибн Мухаммад ибн 'Али ибн Абу Ми'аз ал-Казвини. Ученый-факих.

'Имад ад-Дин 'Абд ал-Хамид — тот, который переселился с семьей из Казвина в Тебриз, где стал управлять. Был прилежным ученым, симпатизировал суфиям, среди которых пользовался непререкаемым авторитетом. Когда он умер, был погребен в Джаранлибе (?) рядом с шейхом 'Умдат ад-Дином 7 Хафада. Его упоминал наш шейх Камал ад-Дин Ахмад ибн ал-'Азизи ал-Мараги, кади [82] Сарата, он сообщал: «Он сочинил книгу в трех редакциях. Мы это слышали от его отца, нашего шейха 'Ала ад-Дина Муа'ййида 8 ибн 'Абд ал-Хамида.

10. (803) 'Имад ад-Дин Абу Мухаммад 'Омар ибн Мухаммад ибн Мухаммад ал-Макки ал-Казвини, кади.

Из рода кади и справедливых законоведов, достойнейших раисов. Был кади Нахчевана. Правитель Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ал-Джувайни учился у него науке адиба и изучал макамы ал-Харири 9. Я видел его в Тебризе в 675 (15. VI 1267—3. VII 1277) и написал о нем.

11. (806-807) 'Имад ад-Дин Абу-л-Фадл Фадлаллах ибн ал-Хусайн ибн ‘Абд ал-'Азиз ал-Ахари, суфий.

Из шейхов улемов и праведных суфиев. Потомок шейхов, у которых в Ахаре, близ ворот Кашан есть постоялый двор. Я видел его и бывал у него в 657 году (29. XII 1258—17. XII 1259).

12. (809) 'Имад ад-Дин Абу Насир Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу ас-Са'дат ибн ал-Мукаддат ан-Нили 10 ал-Муаддал.

Он был выборным судьей селения Нил. Я его видел в Тебризе в 704 году (1305).

13. (818-819) 'Имад ад-Дин Абу Зу-л-Факар Мухаммад ибн ал-Ашраф Зу-л-факар ибн Абу Джа'фар Мухаммад ибн Абу Самсам Зу-л-Факар ал-Хасани ал-Маранди аш-Шафи'и — преподаватель в медресе ал-Мустансирийа.

Был достойным шейхом. Приехал в Багдад в ша'бане 630 года (13, V—10. VI 1233) и поселился в рабате ал-Хилатийа. Когда в раджабе 631 года (2. IV—1. V 1234) состоялось открытие медресе ал-Мустансирийа, он был назначен факихом этого медресе, затем стал преподавателем в медресе, построенном в Васите в 648 году (5. IV 1250—25. III 1251), где он обосновался и преподавал. Когда же после нашествия монголов вновь открылось медресе ал-Мустансирийа, то он был назначен туда преподавателем. Он написал мне иджазу 11. Я присутствовал у него в услужении по прибытии из Мараги. Он скончался в ша'бане 680 года (15. XI—13. XII 1281) и был похоронен рядом с гробницей имама Мусы ибн Джа'фара. Родился он в Маранде в 596 году (23. X 1199—11. X 1200).

14. (826) 'Имад ад-Дин Абу'Абдаллах Мухаммад ибн 'Абд ар-Рахман ибн 'Абд ал-Маджид ибн 'Абдаллах ал-'Убайди ат-Тебризи, факих, катиб.

Из рода достойных улемов, учился Корану и служил у своего дяди нашего господина Шамс ад-Дина \Абд ал Кафи. Писал красивым почерком. Я его встречал в Тебризе в 706 году (13. VII 1306— 2. VII 1307).

15. (830-831) 'Имад ад-Дин Абу-л-Макарим Мухаммад ибн 'Изз ад-Дин 'Абд ал-Ваххаб ибн Ибрахим ал-Харраджи аз-Занджани, затем ат-Тебризи, катиб, поэт.

Из рода достойных улемов и превосходных факихов. Служил у своего отца. Был очень умен, красноречив и остроумен. Являлся мутаваллием 12 вакфов Тебриза [и его] провинций. Писал прекрасные стихи на персидском языке, в которых восхвалял правителя Шамс ад-Дина ибн Мухаммада ал-Джувайни и декламировал их мне в богохранимой обсерватории в 670 году (9. VIII 1271—28.VIII [83] 1272).

16. (841) 'Имад ад-Дин Абу-л-Фадл Мухаммад ибн Сарир ад-Дин 'Умар ибн 'Иса ал-Хамадани, проповедник.

Из числа улемов проповедников [ва'изов], хафизов. Прибыл к нам в Марагу в дни [правления] нашего господина Насир ад-Дина Мухаммада ибн Мухаммада ибн ал-Хасана ат-Туси и посетил его. Это произошло в 670 году (9. VIII 1271—28. VIII 1272).

17. (848-849) 'Имад ад-Дин Абу Наср Мухаммад ибн ал-Малик Садр ад-Дин Мухаммад ибн Абу Мухаммад ат-Тебризи, малик.

Был приятным молодым человеком хорошего нрава. Занял место своего отца ал-Малика Садр ад-Дина в 668 году (31. VIII 1269—19. VIII 1270).

В действительности правителем Тебриза и его округов был правитель Шамс ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ал-Джувайни, а сестра 'Имад ад-Дина была замужем за правителем. Он умер молодым в 676 году (4. VI 1277—24. V 1278) и был похоронен рядом с отцом в медресе ас-Садрийа.

18. (859) 'Имад ад-Дин Абу ас-Суна' Махмуд ибн Йусуф ибн ал-'Азизи ас-Сарави, хатиб.

Был главой своего города Сарава, его хатибом, шейхом, адибом и обладателем достойных качеств. Мне написал наш господин Насир ад-Дин Абу Джа'фар Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси и приказал отправиться в Сарав в 672 году (18. VII 1273—6. VII 1274). Я заболел, и он (ат-Туси) направил ему письмо, в котором приказывал сделать все, что необходимо в том, что касается меня, т. е. прислуги и моего лечения. [Имад ад-Дин] повиновался, затем зачастил ко мне, приносил свои книги, а также писал для меня все то ценное, что получил у шейхов.

19. (861) 'Имад ад-Дин Абу Мухаммад Мусафир ибн Муса ибн 'Али ат-Тебризи, затем ал-Мараги, купец.

Один из добродетельных купцов, честный в сделках. Большой знаток одежд из шелка, льна и их цен. Был известен среди знатных людей, часто с ними встречался и общался. О нем говорил наш шейх ал-Амир ал-'Алам Бурхан ад-Дин Мухаммад .ибн Наджиб ал-Кашгари в Тебризе в 706 году (13. VII 1306—2. VII 1307).

20. (863) 'Имад ад-Дин Абу-л-Фарадж Мас'уд ибн Камал ад-Дин Абу Мухаммад ибн 'Имад ад-Дин 'Абд ал-Хамид ал-Казвини ал-Мараги, кади.

Из рода ученых, кади и факихов. Был знатоком веры, имел хороший нрав. Был назначен кади Мараги после своего отца. Скончался молодым в 646 году (26. IV 1248—1б. IV 1249). После его смерти должность кади перешла к кади Кутаб ад-Дину Абу-л-Хайру Ахмаду ибн Наджмаддину ибн Фадлаллаху ибн Абд ал-Хамиду.

21. (864) 'Имад ад-Дин Абу Абдаллах Му'аз ибн Мухаммад ибн 'Али ибн Набат ал-Фарики, хатиб.

Прибыл в Азербайджан и встречался там с нашим шейхом Рашид ад-Дином Абу Талибом Иахийа ибн Мухаммадом ибн Зейдом ал-Машхади. Родился в 707 году (3. VII 1307—20. VI 1308).

22. (866) 'Имад ад-Дин Му'аз ибн Мухаммад ибн 'Али ибн Набат ал-Фарики.

Из рода хатибов и ученых. Прибыл в Тебриз в сафаре в 670 году (9. VIII 1271—28.VIII 1272). Он родился в 607 году (25. VI 1210— [84] 15. VI 1211).

23. (867) 'Имад ад-Дин ал-Муфаддал ибн Абу Бакр ибн 'Абд ал- Вахид ибн 'Усман ал-Каши, затем ат-Тебризи, достойнейший.

Я видел его в Султании. Он был благороден и красноречив.

24. (885) 'Имад ад-Дин Абу Мухаммад Йунис ибн Мухаммад ибн Иунис ибн Мас'уд ал-Мараги, чтец Корана.

Он получил разрешение на чтение Корана в мухарраме 700 года (16. IX—15. X 1300) от Джамал ад-Дина Абу Бакра Ахмада ал- Баджисри ал-Каланиси.

25. (886-887) 'Умдат ад-Дин Абу-л-Музаффар Ахмад ибн Наджм ад-Дин 'Абд ал-Латиф, кади Варави ибн Ахмад ат-Тебризи ал-Вараваджи, факих, катиб.

Из рода кади, справедливых и мудрых раисов. Я видел его в Варави в 659 году (6. XII 1260—25. IX 1261). Имел проницательный ум и хорошо владел пером. У него были послания и стихи на персидском языке. Был правителем в том городе (т. е. Варави). Между ним и Hyp ад-Дином Мухаммадом ибн Шихаб ал-Хадимом ал-Джуранди, астрономом, были разногласия. Это было тогда, когда он был правителем области Пишкин, в которую входят Ахар, Варави, Сараб, Калайбар, Баргушад с округами. Он написал много стихов, восхваляя правителя Шамс ад-Дина Мухаммада (Джувайни).

26. (954) 'Амид ад-Дин Абу-л-Фарадж Мас'уд ибн Ахмад ибн Махмуд ал-Байлакани, кади.

Был знатным кади и вельможей Байлакана, известным своими знаниями и деятельностью в Арране. Я слышал о нем в Ахаре в 657 году (29. XII 1258—17. XII 1259).

27. (998-999) 'Ала ад-Дин Ашраф ибн Ахмад ибн ал-Хасан ибн Маудуд ал-Хасани ат-Тебризи, чтец Корана.

Из знатных господ, ученых имамов. Его дед переселился из Хиджаза в Тебриз, где оставил прекрасное потомство чтецов Корана и факихов. Я его видел и был у него на службе. О нем писал накиб ат-Тахир. Радд ад-Дин Абу-л-Касим 'Али ибн Таус ан-Насаб. Он был человеком усердным в занятиях.

28. (1026-1027) 'Ала ад-Дин 'Абд ар-Рахим ибн Наджм ад-Дин Мухаммад ибн Кутб ад-Дин Ахмад ибн Наджм ад-Дин Фадлаллах ибн 'Имад ад-Дин 'Абд ал-Хамид ал-Казвини, затем ал-Мараги.

Из рода известных кади, законоведов и раисов, каков он есть наш господин великий, верховный кади Низама... Верховный кади Ирака прибыл в Багдад и вошел во всем своем великолепии и ни один из имамов, кади, улемов не высказался против. Прибыл в Багдад (в воскресенье 8 числа, месяца рамадана 715 года / 6. XII 1315). Я спросил у него о его благородном происхождении, и он упомянул, что родился в Мараге в месяце раби' 1662 года (2. I—31. I 1264). Я получил письмо, написанное им.

29. (1038) 'Ала ад-Дин 'Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ал-Бухари ал-Му'арраф, житель Мараги.

Прибыл в Марагу в 607 году (25. VI 1210— 15. VI 1211). Он был красноречивым человеком, посещал собрания нашего господина Насир ад-Дина, читал избранные отрывки из своих сочинений на арабском и персидском языках. Посещал собрания правителей во время празднеств и соболезнований. Имел хороший нрав. Писал [85] послания на обоих языках прозой и стихами, часто посещал меня, пока я находился в обсерватории. Я написал о нем и он написал обо мне. Он скончался в Мараге в 687 году (6. II 1288—24. I 1289).

30. (1048) 'Ала ад-Дин 'Али ибн ал-Хусайн ибн 'Абдаллах ат-Тебризи, суфий.

Был потомком шейхов-бедняков. Он покинул Тебриз и поселился в селе Байхак, что в окрестностях Мараги. Там он построил молельню (завию) для бедняков, разбил там прекрасный сад. Был проницательным юношей с добрым нравом. Сам он одевался в лохмотья с плеча шейха Мухйи ад-Дина 'Али ибн ас-Садика. Я написал ему пропуск своим почерком в 670 году (9. VII 1271—28.VII 1272).

31. (1051) 'Ала ад-Дин 'Али ибн 'Абд ал-Му'мин ибн Курдамир ат-Туркистани, эмир, известный как Сукурджи.

Я присутствовал у 'Ала ад-Дина в Уджане из городов Азербайджана в 705 году (24. VII 1305—12. VII 1306). Он основал медресе Ала'ийа (названной так по его имени) в воскресенье 24 раджаба 693 года (28. V—26. VI 1294).

32. (1065) 'Ала ад-Дин 'Умар 'Абд ал-'Азиз ибн 'Абд ал-Джабар ал-Хилати ат-Тифлиси, кади.

Достойнейший юноша, служивший у своего отца, нашего шейха Фахр ад-Дина. Я видел его в султанском лагере в Арране в 705 году (24. VII 1305—12. VII 1306), где просил для себя должности кади Тифлиса. Эта должность была дана его отцу во времена правления ал-Муста'сима Биллаха (1242—1258). Во время пребывания его в Тифлисе у него были столкновения с Джамал ад-Дином Мухаммадом Хашимом ат-Тифлиси, известным как Ибн ас-Сабуни, который в обсерватории имел прозвище «Джамал-скотина» (ал-джамал ал- хайван).

33. (1067) 'Ала ад-Дин Фарамурз 13 ибн Гуштасп аш-Ширвани, малик Ширвана.

Из древнего аристократического рода, ведущего свое начало от Бахрама Чубина с тех пор, как они овладели Ширваном и Шемахой, прошло более двух тысяч лет (?). Они являются потомками Бахрама Чубина, который был командующим (ка'ид) войсками Хосроев. Упомянутый 'Ала ад-Дин — отец владетеля Ширвана малика Ахситана 14, которого убил величайший султан Хулагу в 658 году (18. XII 1259—5. XII 1260) 15 .

34. (1080) 'Ала ад-Дин Мухаммад ибн Джавили ал-Халаби. Юноша родом из Алеппо. Прибыл к нам в Марагу и присутствовал у меня в джумада ал-ахира в 676 году (30. X 1277—28. XI).

35. (1095) 'Ала ад-Дин Абу Наср Мухаммад ибн Мухаммад ибн ал-Мутаввадж, законовед, правитель Иджа 16.

Прибыл к нам в Марагу и посетил обсерваторию. Был юношей красивой внешности, катибом, достойным благородным и хорошим собеседником. Посетил обсерваторию в 700 году (16. IX 1300—6. XI 1301). Мне сообщили, что он из сыновей Абу Са'да ибн Халафа ан- Нирмани ал-Хамзани.

36. (1107) 'Ала ад-Дин Мансур ибн Махмуд ибн Иусуф ибн ал-'Азизи ас-Сараби, кади Сараба.

Я встречался с ним в Султании в раби' ал-ахар 715 года [86] (23. VI—22. VII 1316).

37. (1107) 'Ала ад-Дин Абу 'Али Му'аййид ибн ал-Хамид ибн Мухаммад ибн 'Али ибн Абу Му'аз ал-Казвини, факих.

Из рода факихов, кади, адибов. Учился хадисам у шейхов вина и Тебриза. Он рассказы вал нам о нашем шейхе Камал ад Ахмаде ибн ал-'Азизе ал-Мараги, следующее: «Я учился у негов в медресе Сараба в зу-л-ка'да 640 года (22. IV 1242—22. V 1242)

38. (1120) 'Айн ад-Дин Абу-л-Фадл Ахмад ибн Фадлаллах ибн ' ас-Саджусани ал-Мараги, хатиб.

Из рода хатибов, ученых, факихов. Много писал своим почерком. Был хатибом в Мараге. О нем мне рассказывал мой друг Сайф Дин Абу Мухаммад ас-Саджусани ал-Мараги.

39. (1170) Таре ад-Дин Абу Мухаммад Йахйа ибн Ахмад ибн 'Абдаллах ад-Дакуки (родом из Дакука).

Был шейхом родом из Дакука, затем поселился в Ладжи, место, которое упоминается с Дарьязом, что из числа округов Мараги, был кузнецом, искусно играл на джахане 17, знал наизусть много стихов и рассказов, был добропорядочным, утонченным, имел хороший нрав и был остроумен. Я его видел в 660 году и написал о нем, спросив у него о его дате рождения... он родился в... 660 году (10. IX 1203— 28. VIII 1204), а скончался в зу-л-хидже 680 года (13. 1—10. I 1282).

40. (1196) Гийас ад-Дин Абу Мухаммад 'Абд ал-Му’мин ибн Абд ар- Рахим ибн Мухаммад ал-Ансари ас-Самарканди, затем ал-Балхи, ученый, малик Аррана.

Утверждают, что он из потомков Абу Аййуба ал-Ансари. Он поселился у нас в ал-Хатунии и пришел ко мне, но я не слышал от него что-либо о его происхождении. Он мне упомянул, что он из Халеба и что сейчас он живет в округе Ахарурави. Затем я встречался с ним у его брата Шамс ад-Дина Абд ал-Карима в Султании. Он обучал детей господина Рашид ад-Дина и его приближенных.

41. (1201) Гийас ад-Дин Кутлугбек ибн Тадж ад-Дин Зайрак ибн 'Азизи Хваджа (господин) ал Кашгари, эмир.

Из семьи торговцев и эмиров. Гийас ад-Дин родился в Бухаре, вырос в этом городе, выучил Коран. Мы встречались в Мараге у эмира ал-Мун'има Бурхана ибн Мухаммада ибн Маджиба ат-Татмали ал-Кашгари. Гийас ад-Дин знал персидский, турецкий и монгольский языки и их письменность.

42. (1214) Гийас ад-Дин Абу-л-Фадл Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абу Бакр ал-Урмави, чтец Корана, суфий.

Проживал в Урмии. Прибыл к нам в Марату в 666 году (22. IX 1267—9. IX 1268).

43. /IV (3,36) Фатх ад-Дин Абу-л-Фадл Абд ал-Хамид ибн Имам ад-Дин Мухаммад ибн Са'ид ал-Урмави, суфий, известный как ибн Шахид.

Потомок известных шейхов и популярных суфиев. У него есть прекрасная завия в Урмии. В ней прислуживают прибывший и убывший, остающийся и путешествующий. Шейх Имам ад-Дин был наделен добрым характером и одарен благородными задатками. О нем мне сообщил ал-Ахи фи-л-лах аш-шайх 'Умар ибн Мухаммад ал-Хаббаз аш-Ширази, который проживал у них.

44. (62) Фахр ад-Дин Абу-л-Фадл Ибрагим ибн Абу-л-‘Аббас ал-Фадл ибн Абу-л-'Аббас ад-Дуббахи, затем ал-Багдади поэт. [87]

Из числа адибов нашего времени, из потомственных достойных торговцев, брат нашего господина Камал ад-Дина. Он путешествовал вместе с ним в 674 году (27. VI 1275—15. VI 1276). Я его видел в Тебризе. Фахр ад-Дин был чрезвычайно пытлив и настойчив в изучении стихов и вскоре стал уделять особое внимание декламации стихов. Когда я вернулся в Багдад, то встретил его, он декламировал свои стихи в кругу везиров и раисов. Фахр ад-Дин владел языком адиба и хорошим произношением. Стихам его присуще изящество. Я приводил его стихи в сочинении «Шауара'ал-ми'а ас-саби'а («Поэты VII столетия»).

45. (66) Фахр ад-Дин Абу Мухаммад Ибрахим ибн Мика'ил ибн Исма'ил ибн 'Али ал-'Усмани, шейх Джибала.

Из шейхов Джибала и Дербента, также Хулвана, Дартанка, Бава. Его нисба ведет свое начало от эмира верующих омейядского халифа 'Усмана ибн 'Аффана. Его сын Кутб ад-Дин (Кутб Мика'ил ибн Ибрахим) прибыл в Багдад. Я составил для него его генеалогию.

46. (67) Фахр ад-Дин Абу 'Али Ибрахим ибн Иусуф ибн 'Абдаллах ал-'Урмави, суфий.

Изучал богословие у Имама Абу 'Абдаллаха Мухаммада ибн Исма'ила ал-Бухари и у знатного шейха Камал ад-Дина Абу-л-Хасана 'Али ибн Шуджа ибн Салима ал-'Аббаси 18 в Египте в 642 году (9. VI 1244—28. V 1245) вместе со своим братом Шараф ад-Дином Мухаммадом.

47. (74) Фахр ад-Дин Абу 'Али Ахмад ибн ал-Хасан ибн 'Али ал-Джарабарти, законовед.

Известно, что это — Ахмад ибн ал-Хасан ибн Йусуф ал-Джарабарти житель Табриза. [Он] обучался фикху согласно толку имама аш-Шафи'и, изучал светские науки. Он учился у кади Насир ад-Дина ал-Байдави. Фахр ад-Дин был искусен в знаниях арабского [языка] и в фикхе, комментировал метод и основные принципы обучения ал-Байдави и извлечение из книги ал-Хави ас-Сагира. Он прокомментировал сочинение Ибн ал-Хаджиба' «аш-Шафийа» по грамматике. Эти комментарии были популярны среди улемов. Фахр ад-Дин комментировал бейты управляющего книгохранилищем Абд ал-Кадира ал-Багдади в своем талантливом сочинении «Шарх Шавахид аш-шафийа». Он скончался в Тебризе в месяце рамадане 746 года (26. XII 1345—25. I 1346) 19.

48. (74) Фахр ад-Дин Абу-л-Фадл Ахмад 20 ибн ал-Хасан ибн Мухаммад ал-Амули ат-Тебризи. Правитель-повелитель (ас-сахиб ал- махдум).

Величайший правитель из числа знатных вельмож Тебриза. Везир Тадж ад-Дин Али Шах, приняв вакфы у наибов своего господина Асил ад-Дина ал-Хасана, сына нашего господина Насир ад-Дина, предложил собрать наибов для проведения учета. Везир прибыл в Багдад в месяце рамадане 719 года (16. X—15. XI 1319) для принятия отчета о вакфах у наибов. Джалал ад-Дин ибн ал-Акули категорически отказался помогать в управлении вакфами, и он [Фахр ад-Дин] отстранил ибн ал-'Акули от заведования вакфами и распорядился рассмотреть те донесения имамов и факихов, рассмотрение которых было приостановлено Ибн ал-Акули в течение пяти лет. Это [88] подлинно известно из погодных записей. И возросло число молитв за продление дней его жизни как у знатных, так и у простонародья и у тех других имамов ислама, которые обвиняли ибн ал-Акули в том, что злоба его (по отношению) к народу и людям неискоренима, а притеснения не прекращаются. И они получили от этого господина (везира) столько хорошего обхождения, сколько и не предполагали. И поистине Аллах надоумил сделать добро этим людям, у которых не было защитника кроме него. Аллаху слава и благодарение!

49. (79) Фахр ад-Дин Абу-л-Фарадж Ахмад ибн Хаттаб, известный как ибн аш-Шавва ат-Тебризи, катиб.

Был садром (везиром), который выделялся своим благородством и великодушием, занимал должность катиба в армии 21. Хулагу, был знатоком всех видов напитков и пищи, в чем обнаруживал незаурядную энергию и старание. Его отец был одним из известнейших владельцев [лавок] на рынке. Он (Фахр ад-Дин) прибыл в Багдад, и так получилось, что я встретился с ним на службе у Сафи ад-Дина Абд ал-Му'мина 22 ибн Фахра ал-Урмави. Как-то он (Сафи ад-Дин) справился обо мне (у Фахр ад-Дина) и тот поведал ему о моем (бедственном — М. С.) положении. Когда я отбыл от него, он послал мне одежду из тафты, [а также] дирхемы. И да возблагодарит его Аллах! [А ведь] я ничего не ожидал от него получить. Он (Фахр ад-Дин) скончался в Арране, его останки были перевезены в Тебриз в 698 году (9. X 1298—27. IX 1299).

50. (80) Фахр ад-Дин Абу Наср Ахмад ибн Халил ибн Муса ал-'Аззази, суфий.

Он прибыл в Марагу и посетил обсерваторию.

51. (85) Фахр ад-Дин Абу-л-Макарим Ахмад ибн ал-кади Маджд ад-Дин 'Абдаллах ибн Имам ад-Дин 'Умар ибн Мухаммад ибн ал-Хусайн аш-Шариф 23 ал-Хусайни ат-Тебризи, хасиб, катиб.

Из высокопоставленных вельмож и знати, из ученой, просвещенной семьи. О его отце кади Маджд ад-Дине я уже упоминал в разделе букв «мим» и «джим». Что же касается правителя Фахр ад-Дина, то он прибыл в Багдад и его, сопровождал господин Фахр ад-Дин для проведения ревизии канцелярии и вакфов в рамадане 719 года (16. X—14. XI 1319).

52. (90) Фахр ад-Дин Абу-л-Фарадж Ахмад ибн 'Усман ибн Джа'фар ал-Халаби, суфий.

Путешествовал по Азербайджану. Прибыл к нам в Марану в 666 году (22. IX 1267—10. IX 1268) и остановился у нас в обсерватории.

53. (91) Фахр ад-Дин Ахмад 24 ибн 'Усман ал-Мараги, главный архитектор марагинской обсерватории.

Наш господин Насир ад-Дин Мухаммад ибн Мухаммад ат-Туси доверял ему всю свою входящую и исходящую переписку.

54. (93) Фахр ад-Дин Абу-л-Фадл Ахмад ибн 'Али ибн Махмуд ал-Акракуфи, великий садр.

Между нами были прочные дружеские отношения, когда я прибыл из Мараги в 679 году (3. V 1280—22. IV 1281). Он скончался в зу-л-хидже в 685 году (18. 1-16. II 1287).

55. (95) Фахр ад-Дин Абу 'Али Ахмад ибн Абу Гассан ибн Махмуд ал-Фали, выдающийся ученый.

Он прибыл в Тебриз на аудиенцию к великому правителю Шамс [89] ад-Дину Мухаммаду ибн Мухаммаду ал-Джувайни и восхвалил его в своей касиде «ал-Гара' аз-Заийа» («Чудо с рифмой на за»), в которой насчитывалось 150 бейтов, за что тот его наградил 1000 динарами. Он нам прочел ее.

Фахр ад-Дин прибыл в Багдад и восхвалял [в стихах] его брата сахиба 'Ала ад-Дина 'Ата Малика (ал-Джувайни). Некоторое время он проживал в Марате. Он написал мне своим почерком иджазу. Я упомянул его [имя среди] шейхов. Скончался...


Комментарии

1. Четвертая часть издана иракским ученым Мустафа Джавадом в Дамаске в 1962-1967 гг.

2. Пятая часть издана пакистанским ученым Мухаммадом Абд ал-Куддусом ал-Касими в Лахоре в 1932 г.

3. Кади — судья, который разбирал гражданские и уголовные дела на основе норм мусульманского права.

4. Происходит из Ламиши — селения в Фергане, одной из провинций Мавераннахра. Был факихом-ханифитом, слушал хадисы от шейхов, изучал ханифитский фикх. Он скончался в Самарканде (Мустафа Джавад. Комментарии к т. 4, ч. 2 Ибн ал-Фувати» Талхис Маджма' ал-адаб фи му'джам ал-алкаб», с. 714. Далее: М. Дж.).

5. Отец везира Рашид ад-Дина Фадлаллаха. М. Дж., с. 719.

6. 'Имад ад-Дин 'Абд ал-Хамид ибн 'Абд ал-Хади ибн Иусуф ибн Мухаммад ибн Кудама ал-Ханбали ал-Мукаддаси, который приезжал к нам в Марагу. Его упоминает Ибн ал-Фувати в биографии его сына 'Изз ад-Дина Ахмада, т. 5, с. 293, (М. Дж., с. 757).

7. Умдат ад-Дин - это Мухаммад ибн Ас'ад ибн ал-Хусайн ибн ал-Касим ал-Атар ат-Туси, прозванный слугой (хафада).

8. Его биографию см.: в разделе «Камал ад-Дин» в пятом томе с. 275, буква «каф». Ибн ал-Фувати сообщил: «Камал ад-Дин Абу Мухаммад, Ахмад ибн ал-'Азизи, дав ему имя ал-'Азизи Мухаммад ибн Джамиа'ал-Мараги, проживал в Сарате. Кади Сарата был из числа шейхов-кади, ученых, вельмож, литераторов. Был назначен кади Сарата в областях Азербайджана, прибыл к нам в раджабе 664 года (13. X 1265—1. X 1266) к нашему господину ас-Са'иду Насир ад-Дину... Скончался в месяце мухарраме в (6)65 году (2. X 1266—21. IX 1267).

9. ал-Харири (ум. 516/1122 г.) — знаменитый автор «Макам», написанных им в 495 (1101/504) 1110 гг.

10. От названия реки Нил, а также от «ан-Нил» — индиго, синька. Городок (ан-Нил) находится в Саваде Куфы близ поселения племени Бану Мазид, которое пересекает большой канал. Этот канал был отведен от реки Большой Евфрат и прорыт (по приказу) ал-Хаджаджа ибн Йусуфа. Он и дал ему название «Египетский Нил». Со временем ан-Нил пересох и городок исчез (Йа'кут. Му'джам ал-Булдан, т. IV, с. 861).

11. Право поэта после прочтения (использования) стихов и сочинений другого автора добавлять свои слова, мысли и пр. (ал-Мунджид фи-л-луга ва-л-а'лам. Дар ал-Машрик, ат-Таб'а ас Салиса ва-л-'ишрун. — Бейрут, 1975, с. 110. Далее: ал-Мунджид).

12. Мутавалли — попечитель вакфа, получал определенную долю доходов (10%) с вакфа.

13. Его упоминает Захир ад-Дин Байхаки (Татимма Сиван ал-Хикма, с. 117), он пишет: «Справедливый владыка мира (ал-малик ал-адил ал-'алам) 'Адуд ад-дунйа ва-д-дин 'Ала' ад-даула Фарамурз ибн Али ибн Фарамурз... был справедливым владыкой. Я видел его в Хорасане в 1516 году (12. III 1122—28. II 1123). Он читал своему отцу свое сочинение, которое было признано душой единобожия... В одном из диспутов он переспорил Омара Хаййама» (М. Дж., с. 1067)..

14. Правление Ахситана II сына Фарибурза началось между 641 г. х. (1243/4 г. и 653 г. х./1255/б) и продолжалось до 658 г. х. (1260 г.) года его смерти (Сара Ашурбейли. Государство Ширваншахов (VI-XVI вв.). — Баку: Элм, 1983).

15. Два Фарибурз III — двадцать пятый ширваншах. Его правление начинается [90] в 622 г. X. (1225 г.) и завершается в 641 г. х. (21. VI 1243—8. VI 1244) (См.: З. М. Буниятов. Государство атабеков Азербайджана (1136-1225 годы). — Баку: Элм. 1978, с. 167).

16. См.: Идж — город, в котором много садов и благ. Самый отдаленный город Фарса. (И акут. Му'джам ал-Булдан, т. 1, с. 415).

17. Музыкальный инструмент той эпохи (М. Д ж., с. 1170).

18. Камал ад-Дин Абу-л-Хасан Али ибн Шуджа' ибн Салим — был одним из известных шафиитских имамов. Умер в 661/1262.

19. См.: ас-Субки, т. 5, с. 169; ад-Дурар ал-камина, т. 1, с. 123; Шазарат, т. 6, с. 148, ар-Раудат. с. 91 (М. Д ж., е., 74).

20. Автор упоминает о нем еще раз отдельно в биографии садра, катиба Камал ад-Дина Абд ал-Малика ибн 'абд ал-Кафи ибн Мухаммад аз-Зуджаджи ат-Тебризи, а также как об этом пишет на 208 с. следующее: «Камал ад-Дин прибыл в Багдад, сопровождая своего господина Фахр ад-Дина ат-Тебризи, с целью проведения ревизии вакфов Багдада у ибн ал-Акули в 719(1319) году (М. Дж, с. 74).

21. ал-Урду — тюркское, буквально орда-армия.

22. Был родом из Азербайджана. Прибыл в Багдад юношей, зарекомендовав себя способным учеником в медресе ал-Мустансирийа. Он общался с шафиитами в дни халифа ал-Мустансира (659/1261), слушал лекции по адабу и арабскому языку, каллиграфии, в чем достиг совершенства. Затем обучился игре на уде. Сафи ад-Дин обладал выдающимися способностями в музыке, однако он занимался перепиской в двух новых книгохранилищах [построенных] халифом ал-Муста'симом — последним аббасидским халифом, который сделал его одним из главных музыкантов и определил ему через диван (ежегодное жалование) в 5 тысяч динаров. Сафи ад-Дин остался жив после падения Аббасидского халифата. Он встретился с Хулагу, служил 'Ала ад-Дину ал-Джувайни и сочинил музыкальное произведение для сына своего брата Шараф ад-Дина Харуна, имел и другие музыкальные произведения. Сафи ад-Дин скончался в 693 году (2.XII 1293—20.XI 1294) (М. Дж., с. 79).

23. Между строк написано: «Согласно терминологии жителей Табриза -аш-Шариф означает, что его мать была шииткой, или что его род вел свое происхождение от ал-'Аббаса. В начале биографии идут строки: «Я читал его стихи из «Васф аш- Шама» (М. Дж., с. 85).

24. Ранее упоминался его сын, катиб Изз ад-Дин ибн Ахмад ал-Мараги. «Он не Фахр ад-Дин Мухаммад ибн 'Абд ал-Малик ал-Мараги, который ранее упоминался. В биографии Насир ад-Дина ат-Туси ибн ал-Ибри пишет: «Среди выдающихся людей его времени были такие, как Наджм ад-Дин ал-Казвини... Му'аййид ад-Дин ал-'Урди и Фахр ад-Дин ал-Мараги». Его упоминают ас-Сафади и ибн Шакир ал-Кутуби в биографии Насир ад-Дина, о котором еще будет упомянуто». (М. Дж, с. 91).

Текст воспроизведен по изданию: Сведения о деятелях Азербайджана XIII - начала XIV веков в со хранившейся части сочинения Ибн -ал- Фувати (1244-1326) "Талхис маджма ал -адаб фи муджам ал -алкаб" // Известия АН АзССР. Серия истории, философии и права, № 1. 1987

© текст - Сеидбейли М. 1987
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© ОCR - Парунин А. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН АзССР. 1987