Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИБН АЛЬ-ФУРАТ

ЛЕТОПИСЬ ЦАРСТВ И ЦАРЕЙ

XVIII. Из летописи Ибнельфората.

Единственный доселе известный экземпляр этой летописи, из которого сделаны нижеследующий извлечения, принадлежит Венской Импер. Библиотеке (Flugel, Die arab., pers. u. turk. Hdschr. d. k. k. Bibl. zu Wien, II, 46-49, № 814); он озаглавлен ***, т. е. «Летопись царств и царей», и состоит из 9 неполных томов, обнимающих 501-799 годы гиджры (= 1107— 1397 г.). Между тем из слов Ибнхаджара Эласкалани видно, что летопись Ибнельфората содержала также историю 4-го и 5-го веков и начала 9-го столетия. Ср. De Slane,Rec. des hist. or. descrois. I, pag. LI. Хаджи-Хальфа (Bibl. II, 104) говорит о ней вкратце, но называет ее «весьма полезным» трудом. Рено же (Extr. des histor. arabes relat. aux guerres des Croisades, pag. XXXIII) справедливо заметил о ней: «Cette compilation est peut-etre le recueil historique le plus considerable et le plus coraplet qui existe en Orient». Автор ее, шейх Насыреддин Мухаммед, сын Абдеррахима, Эльмысри, более известный под именем Ибнельфората, род. в Каире, в 735-м г. (= 1334-1335), и умер там же в 807-м г. гиджры (= 1404-1405 г.). Более подробные сведения о нем см. в Lettre de М. Jourdain а М. de Hammer в Fundgr. d. Or. IV, p. 308-311. (Ср. Wuestenfeld, Gesch. d. Araber. p. 193-194). Рассказы его о Золотой Орде, заключающееся в 6-м томе и относящиеся до 660 года (fol. 6, v.), 661-го (fol. 10, r. и v.; fol. 11, v. — 12, r.; fol. 30, r. — 32, v.), 662-го (fol. 47, r. — 48, r.; fol. 51, v. — 53, v.) и 669-го (fol. 187, r. — 187, r.), взяты им из сочинений Ибнабдеззахыра, Бейбарса, Эльмуфаддаля и потому, во избежание повторений, здесь не помещены. См. выше стр. 46, 76, 96, 128, 176. Тем интереснее остальные его известия, которые, большею частью, также вероятно заимствованы из трудов его предшественников, как напр. первая же приводимая ниже заметка, извлеченная им из соч. Ибндукмака. *** [357]


Рассказывает товарищ наш Сарымеддин Ибрахим Ибндукмак, что послы Эльмелик-Эззахыра пробыли у царя Берке (в 662 году) 26 дней, что он (Берке) одарил их золотом, которое обращается в землях Ласкариса, а жена его, Джиджекхатунь, наделила их халатами. Затем он снабдил их ответными письмами |стр. 352| и отправил вместе с ними послов (своих). Они вернулись и пробыли в землях Ласкариса до (6)65 года (= 1266-1267). Впрочем, Аллаху лучше известно, как это было. По словам Иззеддина Ибншеддада, послы (Египетские) приехали в Константинополь и не застали там государя его, василевса Кирмихаила, находившегося на войне с франками и т. д. (см. выше стр. 190).

О смотре, произведенном Элъмелик-Эззахыром войскам земли Египетской... В это время (т. е. в дзулькааде 662 года = [358] 25 авг. — 23 сент. 1264 г.) присутствовали послы цари Берке; они лично убедились в многочисленности войск (Египетских), изяществе одежды их, заботливости султана, красоте пехотинцев и клейменых коней, и были поражены всем этим. Султан и они (послы) о бок с ним оставались долго (на смотру) и видели движения этих войск и меткость их стрельбы. Так они провели несколько дней... Послы Берке спросили султана: «это войска Египетские и Сирийские?» Он ответил: «нет, это исключительно городские войска, сверх тех, которые находятся на окраинах, как напр. в Александрии, Дамьяте, Решиде, Косе, Эльхардасе (?) и тех, которые (находятся) в отведенных им местах». Они удивились этому и посол сказал: «ни в войске султана (Харезмского) Джелаледдина, ни в другом, я не видел таких коней и такого оружия, как в этом отряде».

В шеввале 663 года (= 17 июля -14 авг. 1265 г.) хаджиб Шуджаэддин Ибнеддаие отправился к царю Берке послом от султана для прекращения набегов царя Берке на земли Ласкариса, согласно просьбе Ласкариса об этом. Отправил он (султан) его по этому предмету и по другим делам. Он послал с ним (также) три описания процессий, совершенных в честь царя Берке в Мекке— да возвеличит ее Аллах всевышний — (описания), которым подобный не делались (прежде) по заключавшимся в них стихам, изречениям пророка и золотым украшениям. Отправил он с ним также два флакона с Земземскою водою, бальзамовым маслом и пр. Вместе с ним поехал один из подданных царя Берке: Джемаледдин Махмуд.

О вступлении Менгутемира (сына Тогана) на престол Кипчацкого царства. В 665-м году (= 2 окт. 1266 — 21 сент. 1267 г.) Менгутемир, сын царя (Тогана), вступил на престол царства Кипчацкого, (главный) город которого Сарай. К нему перешло господство над Татарами, Северными странами, Кипчаком, Железными Воротами и прилегающими к ним землями, взамен царя Берке, после смерти его.

|стр. 353| В 666-м году (= 22 сент. 1267 — 9 сент. 1268) Эльмелик-Эззахыр Рукнеддин Бейбарс Эссалихи написал (письмо) царю Менгутемиру — заступившему место царя Беркехана, государя [359] Татарского, после смерти его —, с изъявлением соболезнования (о смерти Берке), с поздравлением (по случаю вступления Менгутемира на престол) и с подстрекательством против сына Хулаку, царя Татарского.

О том, кого из послов царских, съехавшихся в Египетской стране в это время (т. е. в 667 г. — 10 сент. 1268 — 30 авг. 1269 г.), Эльмелик-Эззахыр отправил после приезда своего из Сирии. Посол Ласкариса. Письмо, которое прибыло с ним, содержало отказ царя Ласкариса от прежнего образа действия, заключавшегося в выражении гнева и всяких угрозах, которые исходили от него, и на которые ему было отвечено еще сильнейшими угрозами. Затем говорилось, что он отправил послов султана, после того как поклялся султану, задержав (перед тем) посла до смерти царя Берке и до восшествия после него братнего сына его. Далее он просил султана о продлении мира с ним и просил о примирении султана с Абагой, сыном Хулаку, царем Татарским, и об улажении этого дела (с ним), равно как с домом Берке. От султана была написана грамота Ласкарису, содержавшая согласие на просьбу его о клятвенном договоре и на заключение мира его с Менгутемиром, сыном Тогана, сына Батухана. Что же касается Абаги, то для него (у нас) только меч; этого требует от нас мщение за мусульман. В документе о клятвенном договоре он (Ласкарис) просил, чтобы султан был другом его друга. Намерение Ласкариса заключалось в том, чтобы Абага, сын Хулаку, был включен в этот договор, так как он свояк его (Абага был женат на Марии, побочной дочери Михаила Палеолога. D'Ohsson, Hist, des Moug. III, 417-418.). Но султан не согласился на это.

Послы царя Берке. Мы сказали уже выше, что послы царя Берке (к султану) в поездке своей были задержаны со стороны Ласкариса. Но когда Ласкарис дал клятвенное обещание, то султан отправил их и написал с ними письмо к царю Менгутемиру, сыну брата царя Берке, с подстрекательством против дома Хулаку, — так как злодейства их не уменьшаются — с угрозой (силою) стран султана и его войск, с известиями о Ласкарисе и о [360] мире (заключенном) с ним, да с ходатайством за него. Вместе с ними был отправлен подарок для царя Менгутемира. Впрочем Аллаху лучше известно (все это)!

О событиях 669 года. В начале этого года (= авг. — сент. 1270 г.) к высочайшему султанскому Эззахыреву двору Рукнеддина Бейбарса Эссалихи прибыло письмо от Ису Ногая, родственника царя Берке и пр. (См. выше извлечения из летописи Бейбарса на стр. 101-102.).

|стр. 354| В 670-м году (= 9 авг. 1271 — 28 июл. 1272 г.) отправились к царю Абаге послы Эльмелик-Эззахыра (Мубаризеддин Эттури и Фахреддин Эльмуиззи), в сообществе Эльбервана; они прибыли в орду и поднесли царю Абаге подарок его (султана), после того как прошли с ним (с подарком) между двух огней. Этим достигалось у них очищение подарка и испытание, нет ли в нем волшебства или яда. Эмир Мубаризеддин Эттури сказал царю Абаге: «султан шлет тебе привет и говорит, что к нему, неоднократно приезжали послы Менгутемира с тем, чтобы султан двинулся с своей стороны, а царь Менгутемир двинется с своей стороны и куда придут кони нашего султана, то будет (принадлежать) ему (султану), а куда придут кони Менгутемира, то будет (принадлежать) ему (Менгутемиру)». Услышав эту весть, царь Абага смутился страхом великим, встал и удалился, а послы ушли в свои палатки. Затем он потребовал к себе своих эмиров, устроил совещание (с ними), после того одарил послов халатами и позволил им отправиться (обратно). Они (послы) явились к высочайшему двору (Египетскому).

О захвате Франками послов Менгутемира и свиты их. 2-го дзулькаада этого, т. е. 670 года (= 31 мая 1272 г.) к султану Эльмелик-Эззахыру пришло известие, что Марсельцы, одни из южных франков, захватив корабль, на котором (находились) послы царя Менгутемира и переводчик, ездивший со стороны султана Эльмелик-Эззахыра к царю Менгутемиру, повезли пленных в Акку. Когда это дошло до султана, то он, опасаясь, что они отправятся с ними к Абаге, потребовал их от франков. Они освободили посла султана, а относительно остальных [361] извинились тем, что они не подданные султана, и не были взяты в стране, находящейся в мире (с султаном); притом их захватили люди короля Карла. Но когда султан напустился на Марсельцев во всех пограничных местах, то они выслали (упомянутых) послов со всем, что у них было отнято, к султану. Они (послы) прибыли в Дамаск и представили письма Менгутемира (писанные) по-арабски и по-персидски, (с заявлением) что они (Золотоордынцы) враги его врагов и что они в (такой же) дружбе с ним, как был отец их Беркехан.

В шаабане 671 года (= 21 февр. — 21 марта 1273 г.) султан отправил послов царя Менгутемира и послал вместе с ними михмандара эмира Сейфеддина Эссаваби, да хаджиба Бедреддина, сына Азиза; в сообществе их он отправил (также) послов Ласкариса и посольство «партии», присланное к нему от Исмаилитов. Вместе с ними он послал подарки, (разные) снадобья и то, что царь Менгутемир просил присоединить к этому, сообщил Менгутемиру сведения о царе Абаге, о приезде послов его, об |стр. 355| осаде войсками его Эльбиры (См. Weil, Gesch. der Chal. IV, 41 и 76.), о победе над ними, об обращении их в бегство и о том, что случилось с ними. Впрочем Аллах лучше знает (это)!

В 674-м году (= 27 июня 1275 — 14 июня 1276 г.) султан послал государю Йеменскому дорогой подарок, который отправил вместе с послами его; равным образом (отпустил) послов царя Менгутемира, которых отправил к государю их. Вместе с ними он послал великолепные подарки для него (Менгутемира) и для царевичей дома Берке, и отрядил с ними своих послов: эмира Иззеддина Айбека Эльфахри да Эльбагдади, одного из султанских мамлюков.

В месяце ребиэльэввеле 679 г. (= июле 1280 г.) султан отправил морем Шемседдина Сонкора Эльгутми и Сейфеддина Балабана, окольничего Тюркского, послами к царю Менгутемиру и написал с ними письмо Гыяседдину (Т. е. Гыяседдину, сыну султана Иззеддина. См. выше стр. 67.), сочиненное кадием Фатхеддином Абдеззахырем (Вероятно Мухьиэддином Ибнабдеззахырем (см. выше стр. 46). За тем следует самый текст письма, не относящийся к нашему предмету.). [362]

В месяце ребиэльэввеле 681 года (= июнь— июль 1282 г.) прибыли к высочайшему двору послы Ногая: эмир Сутурус, эмир Нургас и Сейфеддин Абубекр. Вместе с ними приехал посол Ласкариса Киррис Эльэдрини (Адрианопольский?).

В великом месяце рамазане 681 года (= дек. 1282 г.) прибыл ко двору султанскому, в пограничный город Дамьет, эмир Шемседдин Сонкор Эльгутми и товарищи его, послы султана Эльмелик-Эльмансура (ездившие) к Берковичам; вместе с ними (приехали) послы от (тамошнего) царя Аукаджи и др.

В 682 году (= 1283-1284) прибыли (в Египет) два человека из правоведов Кипчацких: Медждеддин Ата и Нуреддин, со стороны Туданменгу, вступившего на престол царства дома Берке. Они привезли с собою письмо от него, писанное по-монгольски. Оно было прочитано и содержало известие, что он (Туданменгу) вступил в мусульманскую религию, установил законы мухаммеданского исповедания и дал (особое) поручение правоведам, приехавшим с грамотою его, (прося) чтобы им помогли совершить священное паломничество (в Мекку). Кроме того они передали словесно поручение о том, что царь (их) просит султана пожаловать ему прозвище из имен мусульманских, которым он мог бы называться, и прислать ему знамя халифское да знамя султанское, с |стр. 356| которыми он мог бы поражать врагов религии. Эльмелик-Эльмансур снарядил правоведов в священный Хиджаз и, по возвращении их, отправил их к месту назначения их.

Эльмелик-Эльмансур возвратился из Телладжуля в земли Египетские, и во вторник 13 шевваля 686 года (= 21 нояб. 1287 г.) прибыли в Горный Замок подарки, которые были предназначены к отправке в степи Берке вместе с послами: 200 кусков великолепной, лучшей белой Александрийской материи с шитой каймой — из них 100 кусков с золотой каймой, (содержавшей) титулы султана, и 100 с шелковой каймой, (содержавшей) также титулы (султана)—; 100 кусков с шириною каймы в 4 пальца сложенных; 150 кусков полосатого аксамита (?) или вроде аксамита (?) красного, сделанного на (султанской) фабрике, с шитыми золотом прозвищами султана; 100 кусков прекрасной белой вошвы (?) Александрийской работы, с шитыми золотом и шелком обыкновенными [363] прозвищами; 100 кусков тоже вошвы Дамьетской работы, из… белого с золотой и шелковой каймой; белого сахару превосходного, рафинаду, очищенного при срезке (сахарного тростника), обычные пряности; отправлено множество разных припасов для мечети, которая строилась в Крыму (= Солгате), ценою в 2000 динаров. На этой мечети были начертаны прозвища султана Эльмелик-Эльмансура. Был также послан… каменщик-каменосек, для иссечения на упомянутой мечети султанских титулов. Посланы были с ними (послами) масляные краски 13.

В четверг, 2З-го джумадиэльэввеля 796 года (= 26 марта 1394 г.) прибыли в Дамаск богохранимые послы Токтамышхана, вступившего на престол Узбекхана в странах Кипчацких. Султан Эззахыр пригласил их к себе и они поднесли ему привет и послание его (Токтамыша), содержавшее просьбу, чтобы султан и он были одною рукою на мятежника-злодея — Тимурленка.

В субботу, 2-го дзульхиддже 797 года (= 18 сент. 1395 г.) явился к высочайшему двору эмир Тулумен Алишах, который ездил послом к царю Токтамышхану, вместе с ходжей Медждеддином Исмаилом. Он сообщил султану Эззахыру, что был у |стр. 357| Токтамышхана и что он обещал ему всего лучшего. В это самое время пришло известие, что Тимурленк идет на него (Токтамыша). Тогда он (Токтамыш) отправился (в поход) и двинулся с своими войсками, (но) ему изменил один из его приближенных и перешел к Тимурленку. Затем они встретились и бились три дня. Токтамыш был разбит и бежал в земли Русских. Во все это время Тулу(мен) находился в Сарае. Когда пришло известие о поражении (Токтамыша), то он (Тулумен) уехал и направился в Крым, а оттуда в Кафу. Владетель ее (Кафы) не разрешил проезда ему и бывшим с ним, но он (Тулумен) дал ему [364]

50,000 дирхемов, и он (владетель Кафы) дозволил ему (уехать). Тогда он (Тулумен), ходжа Исмаил и бывшие с ними переправились в Самсум и пробыли в Самсуме до тех пор, когда пришли известия, что Тимурленк овладел Крымом, осаждал Кафу 18 дней, взял ее и разорил. Затем эмир Тулу(мен), ходжа Исмаил и бывшие с ними явились к высочайшему двору и сообщили об этом.

В субботу, 16 джумадиэлахыра 799 года (= 17 марта 1396 г.) к высочайшему двору, в Мыср богохранимый, пришло известие, что кан Тохтамышхан, государь стран «Северные степи», сидевший на престоле Беркехана в землях Кипчацких, собрал войска и пошел на владетеля города Кафы, лежащей на берегу Крыма (и) принадлежащей Генуэзским франкам, что между ними произошло сражение и что кан Тохтамышхан приступил к осаде ее.


Комментарии

13. Срав. Quatremere, Hist, des sult. maml. II, 1, p. 91. Weil, Gesch. der Chal. IV, 153. В соч. Deguignes'a, Hist. gen. des Huns III, p. 343 сказано следующее: «Bibars qui reguoit en Egypte et qui etoit originaire du Kaptchak, voulant immortaliser son nom et le lieu de sa naissance, fit construire a Crim, avec l'agrement du Khan, une superbe Mosquee, dont les murailles etoient revetues d'un beau marbre blanc et le plafond de porphyre». Выше (стр. 281) мы видели, что Ибнбатута упоминает о соборной мечети, построенной в Солгате Эльмелик-Эннасыром.

(пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I. Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884

© текст - Тизенгаузен В. Г. 1884
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Бакулина М. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001