Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ИБН ДУКМАК

УСЛАДА ЛЮДЕЙ В ЛЕТОПИСЯХ ИСЛАМА

XVI. Из летописи Ибндукмака.

Летопись, содержащая нижеследующие известия, называется: ***, т.е. «Услада людей в летописях ислама», или просто *** «Летопись Ибндукмака» (см. Hadji Khalfa II, 102, и VI, 323). Одна часть ее, касающаяся 628-659 годов гиджры (= 1230-1260), находится в Парижской Национальной Библиотеке (Suppl. arabe, № 721). Заключающиеся в ней сведения о Золотой Орде, под 650, 652 и 653 годами (fol. 93, r. и 99, r.), представляют почти буквальное повторение известий, которые сообщает Эннувейри (см. выше, стр. 150-151), и потому здесь не помещены. Из трех частей, хранящихся в Готской Герцогской Библиотеке (см. Weil, Gesch. der Chal. IV, стр. VIII, и Pertsch, Die arab. Hdschr. III, pag. 199-201, № 1570-1572), несколько интересных сообщаемых ниже материалов под буквою А доставил мне только том под № 1571, обжимающий 712-723 и 743 годы гиджры (= 1312-23 и 1342-43 г.); текст их отчасти сверен с рукописью Элайни, принадлежащей Азиатскому Музею, и варианты обозначены в выносках лит. А. Рукопись № 1570 относится к периоду времени, предшествующему Монгольскому нашествию, а № 1572 хотя и относится к 768-779 годам, но мне не удалось найти в нем сведений о Золотой Орде. До нас дошло также краткое извлечение из летописи Ибндукмака, озаглавленное ***, т. е. «Драгоценная жемчужина в жизнеописании халифов и султанов» и доведенное до 805 года (Hadji Khalfa, II, 652). Из этого сокращения мною извлечены отрывки, напечатанные ниже, под буквою В, по рукописи Берлинской Библ. (№ 345 второй Вецштейновой коллекции), и сверенные с Оксфордскою рукописью (Cat. I, № 648), варианты которой обозначены лит. О. Экземпляры «Драгоценной жемчужины» находятся еще в Париж. Нац. Библ. (Suppl. аr. № 758) и в Британском Музее (Catal. cod. orient II, pag. 680-681, № MCCCCXCII). Кроме разных других сочинений, упоминаемых Хаджи-Хальфою (VII, указ. № 7827), Ибндукмак написал также биографию мамлюкского султана Эльмелик-Эззахыра Беркука, которую назвал: *** (Hadji Khalfa IV, 230) и потом издал еще в сокращенном виде, под заглавием [316] *** (Id. VI, 514). Сочинения эти, вероятно также содержащие сведения о Монголах, пока еще не дошли до нас, сколько мне известно. Сарымеддин Ибрахим Ибндукмак умер в 790 году гиджры (= 1388), 80 лет от роду.


А.

*** [322]

|стр. 316| В 713-м году (= 28 апр. 1313 — 16 апр. 1314 г.) умер Токта, дарь Татарский; (еще) в 711-м году (= 20 мая 1311 — 8 мая 1312 г.) [323] султан (Эльмелик-Эззахыр) отправил было к Токте, царю Татарскому в Северных странах, послов: Балабана, окольничего Тюркского, и казначея Караджу. Когда они прибыли в местность, составляющую летнее пребывание Токты и называющуюся Курна — на расстоянии 10 дней от города Сарая —, то они застали там Токту больным и, вследствие болезни его, не виделись с ним, а явились к женам его, представили бывшие с ними (послами) подарки, и остались выжидать выздоровления его, но он умер; хатуни снарядили обоих (в путь) и назначили им на переезд из Крыма 30,000 дирхемов Крымских, (из которых) каждая тысяча (составляет) 400 дирхемов (Египетских). Султан, долго не получая сведения о них (послах), отрядил после них двух (новых) послов, которые, при прибытии своем в Крым, застали окольничего Тюркского да казначея в Крыму на возвратном пути. Те (прежние) послы прибыли к высочайшему двору (в Египет), а новые послы отправились в Курну. Токта, скончавшись, не оставил по себе детей ни мужеского, ни женского пола. Царствование его продолжалось 23 года. Кутлуктемир, который при жизни Токты правил делами государства и устройством дел его, обратился за помощью к старшей из хатуней, бывшей женою Тогрылджи, отца Узбекова, и условился с нею возвести Узбека, сына Тогрылджи, сына Менгутемира, сына Бату, сына Души, сына Чингизхана. Ему (Узбеку) и присуждено было вступить на престол. Кутлуктемир (перед тем) уже взял с него слово, что когда он (Узбек) вступить на престол, то сделается мусульманином и будет придерживаться ислама. Был упомянутый (Узбек) возведен по смерти дяди своего и, сев (на престол), усердно вступил в веру Аллахову и устроил себе соборную мечеть, в которой совершал (все) пять молитв, в установленное для них время. Но на него вознегодовала часть Татарских эмиров, и они собрались свергнуть его. Это были Тунгур (чит. Тунгуз) и Таз, сын Мунджука. Когда власть его (Узбека) утвердилась, то он умертвил обоих и вместе с ними несколько Татарских вельмож. Содействовал ему в этом деле Имадеддин, сын Эльмескири. Он (Узбек) женился на Баялуньхатуни, (бывшей) жене отца своего, которая помогла ему (вступить на престол); он (Имадеддин) разрешил ему это от [324] себя на том основании, что отец его (Узбека) был неверный, вследствие чего брак его был преступен. Тогда он взял ее себе.

|стр. 317| В 714-м году (= 17 апр. 1314 — 6 апр. 1315 г.) к высочайшему двору прибыли послы, бывшие в землях Узбека, и с ними Мангуш, посол Узбека. Они представили послание (Узбека), а Мангуш вступил с султаном в переговоры о том, что ему присоветовал Кутлуктемир по части бракосочетания и (заключения) мира. Это понравилось высочайшим понятиям.

В 715-м году (= 7 апр. 1315 — 25 марта 1316 г.) вернулись из земель Узбека (Из земель Берке (?.)) послы султана: Урудж и Хусамеддин, сын Сару; вместе с ними (поехали) послы царя Узбека: Бука (Бекнаи (?.)), Талабуга, Али, сын Бекара, Инаходжа и Омар Крымский. Что касается Али, сына Бекара, то он умер на море, близь Стамбула, у крепости, называемой Калибали (= Галлиполи). Остальные же прибыли к высочайшему двору. В сообществе их приехали (также) послы царя Ласкариса, государя Константинопольского. Разместились все они в тех местах, которые установлены были обычаем, и им (послам) устроены были угощения. Посол Ласкариса испросил грамоту на посещение Иерусалима, получил ее, отправился (туда) паломником и вернулся. Год этот закончился, а они (послы) все еще оставались (в Египте).

В 716-м году (= 26 марта 1316 — 15 марта 1317 г.) султан назначил деньги на проезд послов Узбека (В начале этого (716-го) года отправились послы Узбека, прибывшие в прошлом году, и послы Ласкариса (?.)) и послов Ласкариса (В начале этого (716-го) года отправились послы Узбека, прибывшие в прошлом году, и послы Ласкариса (?.)); (в тоже время) султан отрядил послов с своей стороны (Отрядил от высочайшего двора в посольство (?.)): Алаэддина Айдогди Эльхарезми, Хусамеддина Хусейна, сына Сару, и патриарха Мелькитского, по имени Григурис; вместе с ними (посланы) разные подарки и гостинцы, множество материй и оружия и 12 оседланных коней (Прибавлено: лучших клейменных (?.)). Уехали они (послы) из Александрии в конце мухаррема (= апр. 1316 г.).

|стр. 318| 716-й год. Говорят, что когда умер Харбенда, то Джубан послал к царю Узбеку в страны Северные приглашение придти к нему, для передачи ему царства. Узбек обратился за советом [325] к Кутлуктемиру, правителю государства его (Царства его и дел его (?.)), который посоветовал ему не делать (этого), потому что когда он пойдет в Хорасан, то Северное государство уйдет из рук его и им овладеет другой. Часто трудно будет управиться с другим государством и пропадут они оба. Он (Узбек) согласился с его мнением и остался на месте.

В 717-м году (= 16 март. 1317 — 4 март. 1318 г.) возвратились послы султана от Узбекхана и государя Константинопольского: Айдогды Эльбилики Эльхарезми и Хусейн, сын Сару, да патриарх Мелькитский; вместе с ними (прибыли) послы Узбека: Шерик (Прибавлено: он начальник томана (?.)), Бугуртай, Куртука, Омар Крымский, и послы Ласкариса: евнух его, он же старший в доме его (Прибавлено: и любимец на службе его, имя ему (?.)), Михаил Элабрукатиманус (Т. е. prokaJhmenoV (tow koitwnoV) = parakoimwmenoV; accubitor, покладник, постельничий. См. Const. Porphyrogenit. De cacrimoniis. Vol. II, p. 452.) — это название по-гречески указывает на должность его при царе его —, второй — Иоанн и третий — Феодорос (Maвудорос (?.)). Они явились к высочайшему двору, представили свою грамоту (Грамоты пославших их (?.)) и поднесли свой подарок (И свои подарки (?.)). Подарок Узбека состоял из 8 соколов и 6 невольников, из кольчуги, булатного шлема и меча. Никто из царей их прежде этого не присылал ничего подобного, потому что у них в обычае бережливость; такой размер был лишь вследствие уважения (оказанного) султаном ему самому, (ибо) султан уже (прежде) послал ему 200 полных вооружений из лат и шлемов, попону, целый исподний халат из шитого золотом атласа, белую кисею для чалмы, верхнюю накидку, открытую, шитую золотом, с золотой каймой, золотую шапочку, золотой пояс, оседланного коня с золотою уздечкою, меч с золотою насечкою и по части коней (другую) лошадь, у которой седло и уздечка были украшены драгоценными камнями. Султан выслушал послание послов его (Узбека) и они остались (в Египте) до тех пор, пока он снарядил тех, которые должны были отправиться вместе с ними. Посол Ласкариса съездил в |стр. 319| Иерусалим и возвратился. От высочайшего двора были назначены два посла: Утуджи, один из начальников дворцовых музыкантов [326] и Байрамкоджа (Байрамоджа (?.)), который при назначении его в посольство был отдельным начальником над десятью (Которого султан, при назначении его в посольство, сделал эмиром и которому поручил начальство над десятью (?.)).

В 718-м году (= 5 март. 1318 — 21 февр. 1319 г.) султан отправил послов царя Узбека в сообществе Алаэддина Айдогды Эльхарезми и Хусейна, сына Сару, да послов царя Ласкариса. Вместе с ними он отправил от высочайшего двора Утуджи оруженосца и Байрама. Они повезли с собою по части дорогих подарков то, что подобает для великих царей.

В том же году Джубан, сын Тудавуна, наместник султана Абусаида, отправился в орду, явился к султану и сообщил ему, что: «находящиеся при нем эмиры, ханы и темники вошли в переписку с царем Ясаулом, сыном Борака, тайно пересылались послами и посоветовали ему напасть на твои владения». И условился он (Джубан) с Абусаидом убить эмиров, которые затеяли это дело. Их пригласили и убили всех в орде, всего 40 эмиров. Потом Джубан поспешил отправиться в Хорасан, чтобы охранить и защитить его, взяв с собою большую рать Татар. Но когда он прибыл туда, то нашел, что Ясаул уже овладел им (Хорасаном) и прилегающими к нему частями Иракеладжема. Он (Ясаул) остался там и стал переписываться с царем Узбеком, уведомив его (о случившемся) и прося у него помощи. Он (Узбек) согласился на его просьбу и поручил своему наместнику Кутлуктемиру приготовиться к отправлению к нему. Тот стал готовиться к этому, но настала зима.

В 719-и году (= 22 февр. 1319 — 11 февр. 1320 г.) двинулись войска Узбека и набеги их простерлись до Мугана. Джубан собрал (свои) войска и пошел на них (врагов), но не настиг их, потому что они, ограбив и попленив (жителей), ушли восвояси. Тогда Джубан отрядил 5000 всадников из бывших при нем; они гнались за ними 3 дня, но не нагнали их и возвратились.

|стр. 320| В 720-м году (= 12 февр. 1320 -30 янв. 1321 г.) прибыла высокосановная хатунь, отправленная со стороны Узбекхана, т. е. Тулунбай, дочь Тогаджи, сына Хинду, сына Теку, сына Душихана, сына Чингизхана. Прибыла она в последний десяток [327] ребиэльэввеля (в первых числах мая 1320 г.) к пределам богохранимого города Александрии. Ехала она Средиземным морем, и в сообществе ее (находились) послы хана Узбека: Бабиджа (?), один из старейшин Монгольских, — он страдал хроническою болезнью и не мог ходить, а потому был носим, когда садился на коня и слезал с него, — Айтоглы, Тукбуга, Мангуш, Тарджи и Османходжа. Были с ними (еще) два других, которые умерли на пути; это были Бектемир и Куртука. Вместе с ними (приехали также) имам царя Узбекхана, по имени Шейх Бурханеддин, да послы Ласкариса. Прибыв в Александрию, они поместились в султанском дворце. Для отправки их (в Каир) были приготовлены шлюпки, в которых они и были повезены. По прибытии (туда) они прожили в течение 4 дней в Майдане Эззахыревом, пока отдохнули: потом почтенная особа эта была отвезена в «Горный Замок», в субботу, в последний день ребиэльэввеля (= 10 мая 1320 г.) на повозке, внутри которой (была устроена) комната, обтянутая алтабазными, атласными и зербафными покровами; вез ее (повозку) один (лишь) мерин, которого два невольника вели за повода, по обычаю Татарских стран. К услугам ее находились эмир Сейфеддин Аргун, наместник султана в Египетских землях, эмир Сейфеддин Бектемир, кравчий, и кади Керимеддин Старший. Во понедельник, 2-го ребиэлахыра (= 12 мая 1320 г.), султан пригласил послов в Замок, (где) уже собрались прочие эмиры, старейшины, войсковые отряды и полки в полном блеске и вооружении. Султан принял их, расставил столы (т. е. угостил гостей), роздал им (послам) множество красивых халатов, около 500 одежд; приглашены были (также) кадии и хакимы, заключен был брачный союз в соборной мечети Нового Замка, написан договор, в котором определена и немедленная и срочная уплата (приданого), всего 60,000 динаров, и пожалованы халаты обоим уполномоченным, т. е. уполномоченному султана и уполномоченному хана, кадиям и (лицам) присутствовавший, в этом собрании. Торжества, подобного этому, не было (еще) ни с одним из тюркских царей в Египетских странах.

В том же (720-м) году, через несколько месяцев после прибытия этих послов, явились от Узбекхана (еще) другие послы: [328] Гирай, Булургай и Буграс. Причиною их появления было возобновление подстрекательства к нападению на Джубана и союза против него. Побуждением к этому для Узбека (было то), что власть Джубана утвердилась, что он распоряжался (произвольно) вроде |стр. 321| Харбенды и его родственников, и приказал умертвить Ярынджи и Курмыши, да многих (других); к Узбекхану отправились два человека из детей Курмыши и пожаловались ему на поступки Джубана. Тогда он (Узбек) вознегодовал и отрядил войско, о котором сказано было выше. Но оно не имело возможности переправиться через реку Куру и возвратилось, так как упомянутая река (находится) между ними и потомками Хулаку. Он (Узбек) отрядил (другое) войско с Кутлуктемиром, но и оно не могло перебраться, встретив затруднение в снегах. Затем прибыли известия о смерти Ясаула и о том, что обе стороны одолела дороговизна (продовольствия), и что между ними в этом году не произошло стычки. Что же касается сыновей Курмыши, то царь Узбек приблизил их к себе и одному из них поручил начальство над 10-тысячным отрядом.

В 721-м году (= 31 янв. 1321 — 19 янв. 1322 г.) прибыли послы султана от царя Узбека: Токсоба Эззахыри и Кутлубуга Эльбагдади. Они сообщили, что царь Узбек не позаботился об них и не дал им нужного; причина этому, говорили они, неисполнение того, что было условлено относительно посылки войска в Ирак и истребления Джубана. Подарок, сообщили они, он принял весь, но при осмотре его до того стал бранить их, что они испугались озлобления его. Согласно с тем, что порешило его мнение, он и написал ответ. Отправлены были ко двору также его послы: Мангуш, Урус, Ардаджук и Тогайбахши. Султан приказал поместить их в башнях Элькебш, не разрешил им торговать и запретил им продавать невольников и невольниц (Помещенное ниже известие из летописи Элайни (Глава XXV, год 722-ой) заставляет думать, что такое распоряжение было сделано султаном в отместку за то, что перед тем Узбек со своей стороны не позволил у себя Египетскому посольству покупать невольников и невольниц. См. также ответ Египетского султана на стр. 329.).

В том же (721-м) году Узбек отставши, своего наместника Кутлуктемира от наместничества его и заменил его Исой Куркузом, а Кутлуктемиру поручил отправиться в Харезм. [329]

В 722-м году (= 20 янв. 1322 — 9 янв. 1323 г.) султан отправил послов царя Узбека к пославшему их; вместе с ними (посланы) посол от высочайшего двора и ответ на послание царя Узбека по поводу упрека (его) в том, что ему не нравится примирение султана с царем Абусаидом. Султан отправил человека, по имени Бехаэддин Каракуш Эззахыри, с ценным подарком и с заявлением царю Узбеку (следующего): «я заключил мир с царем Абусаидом только ради мусульманства его и вступления его с находящимися при нем лицами в правоверие; нельзя запретить ему паломничество (в Мекку); это один из столбов ислама и он будет пособником в победе веры и мира. Что же касается того, что царь запретил купцам (нашим) покупать (у вас) рабов (См. выше стр. 328, примеч.), то — хвала Аллаху — мы не нуждаемся в рабах. Если вы желаете продолжать любовь и дружбу (с нами), то вы будете товарищами. Прощай!»

|стр. 322| В 743-м году (= 6 июн. 1342 — 25 мая 1343 г.) умер великий хан Узбек, сын Токты (читай: Тогрылджи)... (Пропуск в тексте.) царь Татарский, государь Северного царства, прилегающего к морю Константинопольскому. Страна его обширна. Он был человек храбрый, отважный и религиозный; почитал факиров, обращался милостиво с ними, посещал шейхов и благодетельствовал им. Процарствовал он в этом крае 12 лет.

В.

В 720-м году (= 12 февр. 1320 — 30 янв. 1321 г.) прибыла дочь (?) Узбекхана, жена султана (Эльмелик-Эззахыра).

В 786-м году (= 24 февр. 1384 — 11 февр. 1385 г.) прибыли послы Токтамышхана, государя земли Узбековой.

В 796-м году (= 6 нояб. 1393 — 26 окт. 1394 г.) прибыли к султану в Дамаск послы Токтамышхана, царя Кипчацкого.

В 797-м году (= 27 окт. 1394 — 15 окт. 1395 г.) произошло сражение между Тимурленком и Токтамышханом; окончилось [330] оно поражением Токтамышхана, который после поражения своего бежал в землю Русских; все (это произошло) во время пребывания (в Кипчаке) гонца (Мамлюка (О.)) султана (Египетского) Эльмелик-Эззахыра, т. е. эмира Тулумен-Алишаха. Услышав о поражении (Токтамыша), он уехал из Сарая и прибыл (сперва) в Крым (= Солгат), потом в Кафу, владетель которой не позволил ему отправиться (в Египет) до тех пор, пока не взял с него 50,000 дирхемов. Тогда он разрешил ему (отъезд) и отправил его да ходжу Исмаила, и бывших с ними двух лиц, в Самсум (Т. е. Самсун.). Здесь они оставались до тех пор, пока подтвердились у них известия о том, что Тимурленк овладел Крымом, 18 дней осаждал Кафу, взял и ограбил ее. В это время прибыли упомянутые лица в Египетские земли и рассказали об этом (султану).

(пер. В. Г. Тизенгаузена)
Текст воспроизведен по изданию: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, том I. Извлечения из сочинений арабских. СПб. 1884

© текст - Тизенгаузен В. Г. 1884
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Бакулина М. 2013
© дизайн - Войтехович А. 2001