Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

ХАФИЗ-И-АБРУ

СЛИВКИ ЛЕТОПИСЕЙ

ЗУБДАТ АЛ-ТАВАРИХ

ИЗ ИСТОРИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В XIV-XV вв.

Эпоха Тимуридов (771/1370-912/1506) дала исторической науке целую плеяду талантливых летописцев, среди которых наиболее известны Низам ад-Дин Шами, Шараф ад-Дин 'Али Йазди, 'Абд ар-Раззак Самарканди, Фасих Хавафи, Мирхонд и Хондамир.

Тимуридские письменные памятники — важный и ценный источник для изучения истории народов Центральной Азии. В ней содержатся ценные сведения по истории взаимоотношений Улуса Джучи и Мавераннахра. Правители Улуса Джучи Бату-хан, Берке-хан имели известное влияние на Чагатайский улус, которое в первой половине XIV века даже усилилось [1, 19]. В трудах летописцев описывается борьба Амир Тимура с тюркскими племенами из Улуса Джучи, которые со времен Бату-хана властвовали в отдельных городах и селах Мавераннахра и Туркестана [1, 50].

В сочинениях тимуридских историков содержатся интересные сведения о взаимоотношениях Тохтамыша с Амир Тимуром, о назначении Тохтамыш-оглана хакимом в Отраре и Сабране. Шараф ад-Дин’ Али Йазди пишет: «С безграничной как море щедростью и великодушием Сахибкиран даровал Сабран и вилайет Сыгнак Тохтамышу-оглану. После того как Тохтамыш-оглан разместился там, сын Урус-хана Кутлуг-Бука с большим войском напал на него. Между ними произошло сражение, каждая из сторон [87] приложила все усилия. Хотя Кутлуг Бука во время боя был сражен стрелой, Тохтамыш потерпел поражение и его улус был подвергнут разграблению. [Он] вновь вернулся к Сахибкирану. Его величество, оказав ему еще большие почести и уважение чем прежде и снабдив его всем необходимым царствующей особе, отправил его обратно.

Только он достиг Сабрана, с другой стороны с целью отмщения вторглось большое войско, которое возглавляли старший сын Урус-хана Тухтакие, несколько царевичей из потомков Джучи, ‘Алибек и другие известные эмиры». Тохтамыш-оглан, собрав все свое войско, выступил против них, однако его войска потерпев поражение, обратились в бегство. Сам он, достигнув берега реки Сайхун, чтобы спастись, сняв одежду, бросился в воду. Казанчи бахадур пустился по его следу, достиг берега и, выстрелив [из лука], поранил его. Он переплыл реку, голый и раненый в одиночестве вошел в тугаи и упал на тростник.

Так сложились обстоятельства, что в это лее время Амир Тимур отправил к нему Идуку барласа и поручил ему дать следующие наставления: «в деле управления края пусть будет мужественным и смелым, проявляя особое усердие в уничтожении врагов, возглавляет [вверенный] ему удел». Дорога случайно вывела эмира Идику прямо на те заросли тугая и до его слуха донеслись тихие стоны. Пустившись в поиски, он увидел Тохтамыша — он лежал голый и раненый в бессознательном состоянии. Эмир Идику перевязав рану Тохтамышу, дал ему пищу, питье и одежду и с почетом и уважением сопроводил его в Бухару к Амир Тимуру. Его величество «вновь оказал ему царскую милость и заново обеспечил его всем необходимым для его уважения и достоинства» [2, л. 157б-158а].

В это время из аймака мангытов прибыл Идику, он был из эмиров Джучиева улуса, он сбежал от Урус-хана и сообщил: «Урус-хан собрал войска, направляется в эту сторону, требует Тохтамыша». Через некоторое время прибыли также послы Урус-хана Кепак-мангит и Тулуджан, доставившие послание от Урус-хана. Содержание того послания: «Тохтамыш убив моего сына, сбежал в ваши края. Или выдайте моего врага, или, выбрав место битвы — приготовьтесь к сражению» [2, л. 158б].

Амир Тимур, вернув послов, спешно стал готовиться к сражению. Эмира Джакуни оставил для защиты престола Самарканда. Сам же, собрав весь Чагатайский улус, в конце года дракона направился в сторону Урус-хана. В это же время, когда войско Амир Тимура в степи Отрара устанавливала палаточный городок, с другой стороны, Урус-хан, собрав весь улус Джучи, подоспел к Сыгнаку. По словам автора сочинения от Сыгнака до Отрара двадцать четыре фарсаха. Из-за погодных условий сражение не начиналось. «Выпало настолько много снега и дождя, если бы вода не замерзла от сильного мороза, селевые потоки превратили бы реки в океан. Воздух стал настолько холодным, что лошади и вьючные животные не могли сдвинуться с места. Такое положение продолжалось почти три месяца... В то время ни один человек не смог бы даже пошевелиться» [2, л. 158б].

Амир Тимур, вызвав к себе Барак Тимура, Хитай бахадура и сбежавшего от правителя Герата Мухаммада Султаншаха, приказал срочно направиться на врага. В соответствии с приказом, они вместе с пятьюстами людьми выступили на побоище и ночью по дороге наткнулись на сына Урус-хана Тимура Малика-оглана. Вместе с ним было три тысячи человек. Приближался рассвет, когда началось сражение. Войско Амир Тимура, разгромив противника, одержало победу. Благодаря своему мастерству и удачному луку, Элчи Бука ранил Тимур Малик-оглана выпущенной им стрелой.

В это время Ак Тимур бахадур и Аллахдад Бахадур находились в городе Отраре и выдавали войскам провиант. Они в окрестностях города столкнулись с отрядом противника, прибывшим сюда для захвата языка — «два прославленных удальца — Улуг Саткын и Кичик Саткын вместе со ста молодцами» [2, л. 159а]. Вместе с Ак Тимур бахадуром было всего-навсего около пятнадцати человек. Тем не менее, в сражении победа оказалась на стороне Ак Тимур Бахадура. Племянник Кепакчи юртчи убил Кичик Саткына, а Хиндушах пленил Улуг Саткына и живьем доставил к Амир Тимуру. Стало известно, что Урус-хан сбежал, оставив вместо себя, Кара Кепака. Кара Кепак также удалился. В округе никого из противника не осталось. Амир Тимур с радостью и успехом вместе со своими воинами вернулся из того похода, остановился в предгорье Кеш и семь дней он находился там. [88]

Амир Тимур, взяв проводником Тохтамыш- оглана, выступил в поход против Урус-хана. «Днем и ночью погоняя лошадей, через пятнадцать дней в понедельник утром достиг Джайран- камыша. Народ противника в неведении находился там. Победоносное войско напало на них, захватило большую добычу, состоящую из лошадей, верблюдов, овец и рабов.

По счастливой случайности Урус-хан ... умер и от его вражеских колючек была очищена дорога в светлое будущее государства [Сахибкирана]. Старший сын Тухтакия занял его место, однако и он вскоре последовал вслед за своим отцом.

Его величество Сахибкиран поддержал Тохтамыш-оглана, отдал ему в царствование Дашт- и Кипчак и улус Джучи. Приготовив все необходимое для его правления и величия, оставил его в той стране. Также подарил ему коня по имени Хинг-оглан... [Его величество Сахибкиран] сказал Тохтамышу: «На этом коне в одно мгновение настигнешь врага, а при бегстве никто не сможет тебя догнать». [Затем] направил поводья в сторону Самарканда, с успехом и удачей вернулся из Дашт-и Кипчака. Счастливый и удовлетворенный в начале года змеи — в 778 /1376-77 году прибыл в ставку трона по управлению миром» [2, л. 1596].

В тимуридских источниках содержатся подробные описания набегов могульских эмиров Кепек-Тимура и Узбек-Тимура и об ответном походе Тимуридов в 773/1371-72 г. и 776/1375 г. с целью разгрома основных сил могульского улуса, объединенных Камар ад-Дином дуглатом.

Эмиры, воспользовавшись уходом Амира Тимура в Хорезм, подняли мятеж, объединив племена джадаиров и кипчаков, выступили на Самарканд. Потерпев поражение, бежали в Дашт-и Кипчак к Урус-хану, «укрылись у Урус-хана и стали мулазимами того двора». Но, спустя, несколько месяцев, когда Урус-хан находился на летовье, они предательски убили уполномоченного хана, Уджибия, бежали в Могулистан к Камар ад-Дину и стали подстрекать его к смуте против Амир Тимура.

Амир Тимур в гневе расформировал улус джадаиров, улус перестал существовать, его остатки были распределены по отрядам других эмиров.

В 1389 г. Амир Тимур предпринял поход в Семиречье против Енге-торе и Хизр-Ходжа-хана.

Маршрут его похода источники описывают подробно с упоминанием многочисленных топонимов. Амир Тимур направился в Могулистан через Бури-Баши, после Бури-Баши войска прошли курук (заповедное ханское место) Тубалик, горный проход Артак (Уртаг, Узнак). Из-за недостатка лошадей, часть войска Амир Тимур отправил назад в Мавераннахр, оставшаяся часть, пройдя через безводную часть пустыни, дошла до Алтын-Сури. Прошли степь Айгыр-Йалы, затем Улаг-Чарлиг (Улан-Чарлик).

В этой местности Тимуриды столкнулись с союзниками Енге-торе. Состоялось сражение, закончившееся победой Тимуридов. От пленника узнали, что сам Енге-торе находится в местности Урунг-Йар. Тимур спешно отправил в вышеназванную местность конный отряд для внезапного нападения. Однако по ошибке проводника отряд оказался в другой местности. Далее войско шло через Кийан-Кази и Кок-Сали, а на следующий день прибыло в Аягуз. Амир Тимур разделил войска на две части и сам отправился через Шара, Шибарту (Шипарту), Кой-Мараг, Караган и Бурлай в Кара-Гучур, лежавший в западной части хребта Тарбагатай.

Вторая часть войска во главе с 'Умар-Шайхом дошла до реки Кобук. Здесь состоялось сражение с Енге-торе, закончившееся поражением и бегством Енге-торе на Иртыш. В погоню за ним было послано войско численностью 30 тыс. человек во главе с Джахан-шахом. Было захвачено много пленных и награблено добычи, впоследствии отправленных в Мавераннахр.

В 1404 г. на курултае, устроенном Амир Тимуром, присутствовали различные послы государств, в том числе и из Дашт-и Кипчака. Амир Тимур пожаловал Улугбеку Сайрам, Йанги (Тараз), Ашпару и вилайет Джете до пределов Китая, Ибрахим-султану — Андижан, Ахсикент и Кашгар до Хотана.

Один из ярких представителей летописцев эпохи Тимуридов — Шихаб ад-Дин ' Абдаллах б. Лутфуллах б. 'Абд ар-Рашид ал-Харави, более известный как Хафиз-и Абру. Хафиз-и Абру в 826/ 1423-830/1427 гг. написал 4-х томный свод по всеобщей истории под названием «Маджма' ат-таварих-и султанийа» («Сборник летописей, [посвященный] султану").

Первый том сочинения был посвящен домусульманским пророкам и древним персидским [89] царям. Второй том посвящался Пророк Мухаммаду и халифам до ал-Муста'сима. Третий том включал историю Ирана после падения халифата, Сельджукидов и монголов до смерти ильхана Абу Сайда. Четвертый том известен под собственным названием «Зубдат ат-таварих-и Байсунгури» («Байсунгуровы сливки летописей») и состоит из двух частей:

Часть первая — История Тимура;

Часть вторая — История Шахруха до 830/1427 г.

Для изучения истории казахского народа особую ценность представляют сведения из четвертого тома сочинения. В сочинении приводится текст «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами, дополненный новыми сведениями.

Хафиз-и Абру — известный историк, обладал обширными знаниями по географии, астрономии, геодезии, писал стихи, родился в Герате в 763 х 1361-1362 г. Согласно Абд ар-Раззака Самарканда Хафиз-и Абру получил образование в Хамадане, был искусным игроком в шахматы, и был приближен к Амир Тимуру. ‘Абд ар-Раззак Самарканди характеризовал его как человека, известного своей красноречивостью и ораторством, мудрейшего среди летописцев, секретаря царского двора, совершающего благие дела и лично беседовавшего с высокопоставленными правителями. Умер Хафиз-и Абру в 833 х 1430 г. и похоронен в городе Зенджане.

Сочинение «Зубдат ат-таварих» представляет большой интерес с точки зрения изучения географических названий. В сочинении приводятся названия населенных пунктов, расположенных к северо-востоку от реки Сырдарьи (Сейхун) — Отрар, Карачук, Карасман, Сайрам, Ашпара. Наиболее крупный из них Отрар — в XV в. являлось городом с развитой культурой, торговым центром в среднем течении Сырдарьи.

Сочинение содержит «Дневник путешествия Гийас ад-Дина Наккаша в Китай» (путешествие длилось три года с 1419 по 1422 годы). Во вступлении к дневнику Хафиз-и Абру пишет: «Ходжа Гийас ад-Дин, начиная с того дня, как он выехал из стольного града Герата, чтобы совершить путешествие в Китай. До того дня как возвратился в Герат, какой бы местности не достигал, день за днем, записывал в виде дневника все, что он видел в отношении состояния дорог, вилайетов их благоустройства, обычаев городов, великолепия падишахов и образа их правления, а также некоторых редкостей. Все это было записано им. И поскольку он заслуживает доверия, а его заметки были сделаны без пристрастия и предубеждения, то здесь будет изложено краткое содержание и суть тех рассказов». Сразу же после написания сочинения «Зубдат ат-таварих» «Дневник» приобрел большую популярность. Текст из этого дневника многие историки поместили в свои сочинения [3].

Интерес Хафиз-и Абру к написанию географического труда, по его же словам, появился после ознакомления с многочисленными сочинениями по географии, а также личных впечатлений, почерпнутых из путешествий или услышанных от достоверных информаторов [4]. Хафиз-и Абру занимался не только описанием географии, но и хорошо разбирался и в математической географии, составлял карты, умел пользоваться геодезическими инструментами. Название его сочинения «Тарих-и Хафиз-и Абру» («История Хафиз- и Абру») дано условно [5]. Существует две редакции труда. Первая редакция была написана в 817/1414 г., вторая редакция труда в 820/1417-823/ 1420 г. [6]

Сведения сочинений Хафиз-и Абру представляют большой интерес и в изучении тюркской топонимии Центральной Азии. Например, топоним Туркестан упоминается несколько раз: «Туркестан», «Туркестанские горы», «область Туркестан», «жители Туркестана», встречается и традиционное для ранних арабоязычных сочинений форма «билад тюрк» (страна тюрков). В сочинениях Хафиз-и Абру отмечаются широкое распространение тюркской топонимии по всей территории Мавераннахра. Особенно большое количество тюркских географических названий перечислено по восточным районам Центральной Азии, Перечисленные в этом сочинении географические названия показывают, что в конце XIV — начале XV века для восточных районов Центральной Азии и прилегающих к ней областей было характерно господство тюрко-монгольских топонимов.

Хафиз-и Абру в «Зубдат ат-таварих» дополняет сведениями и продолжает сочинение «Тарих-и Хафиз-и Абру». Описание событий первой четверти XV века из «Зубдат ат-таварих» заимствовано Абд ар-Раззаком Самарканди в «Матла' ас-са'дайн ва маджма' ал-бахрайн».

Далее мы приведем перевод извлечений из «Зубдат ат-таварих» по изданию: [90] Zubdat al-tawarikh by Hafiz Abru (d. 833 А.Н./ 1429 A.D.). Vol. 2. Introduction, editing and annotation by Sayyed I.S. Kamal Haj Sayyed Javadi. Tehran, 1992.


Извлечения из «Зубдат ат-таварих»

Перевод с персидского языка

/с. 635/ Упоминание о событиях в Мавераннaxpa в этом году

Мирза Улугбек, хранитель истины и веры, в начале священного месяца мухаррем 819 года отправившись на берег [реки] Ходженд, 17 мухаррема упомянутого на берегу Ходженда напротив Шахрухии раскинул царственный шатер. Туда прибыл некто из Хорезма и доложил, что по божественному предопределению Джаббар-Берди прогнал Чингиз-оглана и захватил Узбекский улус. Двадцатого [следующего месяца] его Величество Мирза Улугбек Гурган, построив мост через Сейхун, пересек его и через несколько дней проведенных в той местности, решив вернуться в стольный град Самарканд, 23 сафара вступил в столицу...

/с. 637/ Убежав из Узбекского [улуса], сыновья Ходжи-Лака прибыли к его Величество [Шахруху] и таким образом доложили: «В большей части той страны народ гневается, и на большей территории смуты и распри. Возможности правления, когда весь народ и улус ему подчиняется и его указ слушает, не существует. Народ, обитающий там, по причине [боязни] полонения, рассеялся, а те, кто остались, проводят время в тревоге и беспокойстве». Его Величество, отмеченный правлением, — да увековечит Всевышний Аллах его царствование и власть его! — обращаясь с ними с особой милостью, оказал [им] благорасположение и сострадание.

/с. 704/ Упоминание о положении дел в Мавераннахре в этом упомянутом году.

В последний день месяца Раби-уль-Ахер Борак-оглан, бежавший из [улуса] Узбекского в Мавераннахр в Самарканд к господину и (раб божий) сыну господина мира и всего человечества Улугбеку Гургану — да увековечит Аллах его царствование! — прибыл и удостоился чести целования руки...

/с. 705/ Его величество Мирза, хранитель истины и веры, Улугбек Гурган по причине ....

Туда прибыл некто по имени Балху, бежавщий из Узбекского [улуса] и принес известие о расстройстве [дел] у узбеков. После того некий купец, с той стороны (с. 706) прибывший, принес тоже известие. Когда известия той стороны подтвердились, его Величество, раб божий — хранитель истины и веры — Улугбек Гурган соизволил вернуться в Самарканд и выступил из лагеря главной ставки.

Нукер Амир Шахмалик из Хорезма .... привез подношения

/с. 746/ Упоминание о рождении Мирзы Абдаллаха [сына Улугбек Гургана] и прибытии вельмож и царевичей из Могулистана к его Величеству Мирзе Улугбеку — да увековечит Аллах его царствование/...

/с. 747/ В это время пришло известие, что сын Камар ад-Дина был убит эмирами Джета, а его другой сын, убежав оттуда, пришел к эмиру Али текриту. Третьего ша'бана [он] прибыв в Самарканд, удостоился чести целования руки. Двадцать третьего ша'бана прибыл Суфи-оглан от Барак-оглана с подарками. Первого рамазана прибыли из Джета Абука, Пулад-Тимур и другие.

/с. 906/ Рассказ и упоминание об отправлении Мирзы Мухаммад Джуки Бахадура — да увековечит Аллах его царствование и власть его! — в Самарканд

Барак-оглан, который раньше был упомянут, и который в 829 году захватил орду Мухаммад- хана, правителя Узбекского [улуса], над тем улусом надменно правил. В 829 году [Барак-оглан] со своим войском победоносно и с полным величием вступил в Сыгнак и его окрестности, которые являются границей государства Великого царевича — хранителя истины и веры — Улугбека Гургана — да увековечит Аллах его царствование! Во времена Сахибкирана — да озарит Аллах его могилу! — его [Барака] дед Урус-хан, когда изгнал Токтамыша из государства [Узбекского] и Токтамыш нашел убежище у его Величества Сахибкирана, и описание того события в свое время было изложено, некоторое время находился в Сыгнаке и там построил здание. Барак-оглан еще раньше в 823 году когда еще не правил своим улусом, прибыл к Мирзе Улугбеку — да увековечит Аллах его царствование! — и некоторое время состоял при его Величестве. Затем его Величество Мирза — да увековечит Аллах его царствование! — наставляя, /с. 907/ дал разрешение [ему] и он отправился в Узбекскую страну. Благодаря счастливому сочетанию судьбы и его сообразительности управление тем улусом [91] перешло в его руки. Теперь же подошел к границам Сыгнака, отправил посла к его Величеству Мирзе [Улугбеку] и заявление о служении и основываясь этим упомянул: «Благодаря Вашим наставлениям и поддержке я завладел своим улусом, и придя под Ваше покровительство я уповаю на милость и благосклонность». Его Величество Мирза по той причине, что еще прежде, до прихода, он должен был попросить разрешение, и кроме того он [Борак] поговаривал о наследстве: «Пастбище Сыгнака принадлежит мне, так как Урус-хан там построил здание и там находился». Его Величество Мирза положительного ответа ему не дал. После этого эмир Арслан-ходжа-тархан, который был правителем того края, снова пожаловался: «Воины Борак-оглана приходят в этот край и бесчинствуют. Его Величество Мирза Улугбек Гурган — да увековечит Аллах его царствование! — решил отправиться туда, и построив войска, в ту сторону отправляет и их с того края выводит [в поход]. Отправив посла к его Величеству [Шахруху], отмеченному правлением, — да увековечит Всевышний Аллах его царствование и власть его! — доложил о сути [случившегося]. Его Величество [Шахрух], отмеченный правлением, запретил воевать и закладывать основу вражды. Однако назначил войско, которое под знаменем Великого Мирзы Джуки Бахадурада увековечит Аллах его царствование! — отправляется в сторону Мавераннахра, и 17 Раби- оль-Ахер 830 года из стольного града Герат направилось в Самарканд.


ЛИТЕРАТУРА

1. Уложение Темура 1992

2. Зафар-наме 1972

3. Уринбоев А., Буриев О. Гиёсиддин Наккошнинг Хитой сафарномаси. — Тошкент, 1991.

4. Буриев О. Темурийлар даври ёзма манбаларида Марказий Осиё. Тошкент, 1997.-Б. 58-87.

5. Буриев А. Хафиз-и Абру. «География» и «Зубдат ат-таварих» (перевод с персидского А. Буриева) / МИСЦА. С, 141-148.

6. Тарих-и Хафиз-и Абру. Рукопись Института Востоковедения им. Абу Райхана Беруни АН РУз, № 5361.

7. Возможно здесь ошибка переписчика или издательства. В тексте дано: «Его Величество Мирза дал ему положительный ответ», что не согласуется со смыслом дальнейшего повествования.

(пер. Ж. М. Тулибаевой)
Текст воспроизведен по изданию: Из истории международных отношений в Центральной Азии в XIV-XV вв. // Известия АН республики Казахстан. Серия общественных наук, № 3 (259). 2007

© текст - Тулибаева Ж. М. 2007
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© ОCR - Парунин А. 2013; Strori. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© АН Казахстана. 2007