ГРУНАУ СИМОН

ХРОНИКА

И ОПИСАНИЕ ВСЕХ ЗАБАВНЫХ, ПОЛЕЗНЫХ И ПРАВДИВЫХ ИСТОРИЙ, НАЗВАННОЙ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

CRONIKA UND BESCHREIBUNG ALLER LUESTLICHEN, NUETZLICHSTEN UND WAREN HISTORIEN DES NAMENKUNDIGEN LANDES ZU PREWSSEN

ЖРЕЧЕСКАЯ ВЕРСИЯ ИСТОРИИ ПРУССОВ

Прусские жрецы оставили в назидание потомкам свой вариант истории пруссов. Многие реальные события в ней смещены хронологически. Однако, к чести жрецов, сказочного в их фольклорной версии немного, что подтверждается современными исследованиями. Они стремились доказать в первую очередь правомерность и незыблемость власти прусских богов и их наместников жрецов.

Жреческие предания утверждают, что в незапамятные времена Пруссия называлась иначе — Ульмигания или Ульмигерия. Плиний Старший (23/24–79 гг. н. э.) именовал ее Аустеравия. Оба названия (одно — древнегерманское, другое — кельтское) переводятся на русский язык однозначно «Восточная страна». Трудно сказать, откуда термин «Ульмигания» попал в прусские легенды: память ли народная сохранила его, а может быть, книжник Эней Сильвий внес это название в свои записи, прочитав труды Плиния Старшего.

Согласно жреческой истории, Ульмиганию населяли племена: саргациане, гиллане, аланы, ваккинеи и карионы, покоренные впоследствии ситонами (гитонами) и амаксобиями. Некоторые из них упоминаются античными источниками (например, географом Страбоном). Большинство же из указанных названий племен до последнего времени не было знакомо ученым.

Жреческая версия истории пруссов стала известной епископу Христиану во время его пребывания в плену у сембов в 1233–1238 гг. и впоследствии им была записана. Иной вариант сохранения жреческих сказаний маловероятен. Рукопись епископа через три столетия досталась монаху Симону Грунау и легла в основу его «Прусской хроники». Первый русский перевод древнейшей части предлагается ниже. Сюда же включены и данные некоторых прусских легенд, изданных Энеем Сильвием в 1490 г.


О народе готов (и о том), как он был вынужден оставить Ломбардию. События Господни 500 г.

В году мучений Иисуса Христа, говорит владыка Христиан, 500, когда императором был Юстиниан, а папой римским Вигилий I, народ готов со своим королем Виттиги пришел в Ломбардию, и одолели они сильные города и умертвили многие тысячи людей. Они пришли из Испании и были языческого вероисповедания. Когда они заняли всю Ломбардию, город Равенну сильно укрепили и сел там король со своим двором. Папа в Риме и вся Этрурия и Тусера с такими городами Ломбардии, как Венедия, [62] Лаудум и Кремона, обратились с письмом в Константинополь к императору Юстиниану и милости божьей ради просили о помощи, дабы спас он от жестоких мужей готов. И послал (император) в Ломбардию князя Нарзетен с 15 тысячами человек и пришел он к Риму и присоединил там 60 тысяч человек, с которыми пошел через Романдиолу и пришел к Равенне. Тем временем собрал король готов Виттиги около 100 тысяч человек и вступил с Нарзетеном в бой. Так решил бог, и готы проиграли (битву), а король Виттиги с женой и детьми попал в плен и был послан в Константинополь к императору. Покинувшие поле боя готы в (количестве) 15 тысяч просили милости дать возможность оставить Ломбардию со своими женами и детьми. Они хотели добровольно отправиться в чужую землю, где они не будут вредить империи. Нарзетен был хорошим человеком и, кроме того, видел, что большая часть из них были пострадавшие (имели ранения), он дал им 4 недели, и они должны были покинуть страну Вельш (Ломбардию) без сожаления. Это они и сделали, и Нарзетен дал им в сопровождение графа Агилульфа и проводил он их через Баварию до Вестфалии и прибыло их туда 36 тысяч старых и малых и увидели они, что Вестфалия велика и не заселена. Они построили там один город, и он по сей день называется Готтинген, и думали здесь остаться, но выгнали их отсюда в Данию, где было много пустой земли и островов. В это время в Дании правил король Теудот, который боялся готов, и когда последние направили к нему посланцев с просьбой о приобретении земли, на которой они могли бы жить, он им ответил, что в его стране находится остров Кимбрия, из которого их (датчан) выгнал народ из Скандии, оставшийся там им назло, не признавая его правителем; если бы они (готы) вручили бы ему выкуп (за землю), тогда согласно их пожеланиям могли бы напасть на кимбров. И готы с этим были согласны, но они желали жить самостоятельно, и князь их Висбоо договорился с Теудотом по этому делу о выкупе и проживании (в Кимбрии).

События Господни 514 г. Как готы пришли в Кимбрию и как народ был вынужден бежать от них в Ульмиганию.

Готский князь Висбоо отправил к народу скандиан в Кимбрию послов и велел, дабы они сказали, что по выкупу у князя Теудота земля будет ими заселена и если они подчиняются его власти и готовы платить готам дань, то Висбоо и старейшие готы их и послали к ним, дабы узнать их мнение: оставят ли они Кимбрию добровольно, или же они пожелают жить с ними в мире, или же они готовы воевать. Народ в Кимбрии имел двух властителей, которых считал королями, звавшихся Брутен и Видевут. Они собрались со своей знатью на совет (решать) что делать: быть ли слугами родившимся господами — это было большим оскорблением, сражаться с ними (с готами) (посчитали) они для себя гибелью и решили они единодушно, и Брутен возгласил от имени своих всемогущих богов: должны они покинуть Кимбрию и должны они где-то стать сильнее, нежели (чем) здесь. Ввиду этого договорились они с готами, что покинут Кимбрию и что готы их и их потомков, в каких бы странах они ни были, оставят в покое, и готы дали в том клятву и сдержали ее.

Брутен и его брат Видевут с их родней сели на плоты и поплыли по [63] Хроне (по Страбону — р. Неман), воде Хайлибо (Калининградский залив) в количестве 46 тысяч мужчин и женщин и нашли в Ульмигании неведомый народ. У него сделали они остановку и строили там на свой лад замки и деревни, используя иногда силу, иногда — хитрость, а иногда — дружелюбие, с ними спознались, и прибывшие из Кимбрии скандиане стали править в Ульмигании и пользоваться их (местных жителей) услугами. Готы прибыли в Кимбрию и заселили ее, и свою столицу по (имени) своего князя назвали Висбуа, а Кимбрию назвали Готирландт.

Брутен и его брат Видевут построили (замки) Хонеду, Пайлпайлло, Нангаст, Вустоппос и Галлоне и нашли они мед и делали из него напиток, ибо ранее они пили лишь молоко, и те, кто ранее находились в Ульмигании, стали вести жизнь по образу кимбров и стали они с обеих сторон пьющими и безумными мужами и со временем (превратились в) жестоких воинов 32.

Дальнейшие события в Ульмигании, излагаемые жрецами

В 521 г. Брутен и Видевут созвали мудрых и спросили их, кому быть властителем. Все указали на старшего из братьев — на Брутена. Последний отказался от власти в пользу брата, желая служить богам. После коронации Видевут объявил Брутена высшим владыкой («второй после богов повелитель») — верховным жрецом с культовым именем Криве-Кривайто, которого все должны были слушаться как бога. В честь него страна была названа Брутенией и богам принесены благодарственные жертвоприношения. Брутен соорудил богам Патолло, Патримпо и Перкуно особое строение. Их изваяния привезены были сюда из Скандии. Видевут между Хайлибо и Хроно, на Неринге, ставит город Нойтто, затем у него появляются 12 детей.

По поводу событий 523 г. вновь обратимся к тексту «Прусской хроники»:


«В этом году, говорит господин Христиан, брутены со своим королем Видевутом и Брутеном, своим Криве-Кривайто, пришли в Хонедо (некоторые исследователи считают Хонеду древним наименованием замка Бальга), и там огласил Брутен волю своих богов, призывая жить (пруссов) единым образом, первое: никто, кроме Криве-Кривайто, не может обращаться к богам или приносить с чужбины на родину (иного) бога. Верховными богами являются Патолло, Патримпо, Перкуно, давшие нам землю и людей и дарующие еще (иное достояние). Второе: по их воле наш Криве-Кривайто назван перед нами верховным повелителем, и его последователи, когда они появятся, будут нашими любимыми богами и их вайделоты (младшие жрецы) в Ри- който (центральном святилище будут находиться). Третье: многократно и прилежно просим мы наших святых богов и нашего Криве-Кривайто, чтобы дали они нам еще в этой жизни красивых женщин, многих детей, сладкого питья, хорошей еды, летом — белой одежды, зимой — теплого плаща, дабы спали мы на больших кроватях и, будучи здоровыми, много смеялись и бегали... Четвертое: все страны и люди, которые нашим богам принесут жертвы, должны быть нами любимы и почитаемы. Противящиеся этому должны быть убиты нами огнем и дубиной и мы обретем друзей. Пятое: мужчины могут иметь трех жен, знатные и верховные владыки передают (свои звания) по наследству, придя с нами в (эту) страну, остальные должны находиться при них...» 33.


Таким образом, от имени богов Брутен дал своим подданным законы, [64] вернее — культовую регламентацию их жизни. Среди законов следует упомянуть восьмой — о чести для мужа и жены, если их сын стал у огня богов вайделотом (знающим); девятый — о наказании жены за неповиновение богам и мужу; двенадцатый — о возрождении к новой жизни верного служителя богов; тринадцатый — о возможности бога переродить прусса в случае его неповиновения жрецу в собаку.

Верша судьбы пруссов, жрецы внушали им, что жесткий порядок их жизни изначален и установлен богами. Таким он оставался и в XIII в.: «Одни из них (пруссов) в знак почитания своих богов каждый день ходят в бани, другие бань совсем не признают. Мужчины и женщины должны прясть, одни — лен, другие — шерсть, чем, как полагают, они угождают своим богам. Одни не смеют ездить верхом на вороных конях, другие же — на белых или иного цвета из-за богов своих» 34.

Большое количество жрецов позволяло контролировать языческому «синклиту» жизнь каждого прусса.

Дав пруссам законы, Брутен и Видевут устраивали для них общие пиры. Конунги объезжали свои владения и под видом угощения забирали дань. Жителям Ульмигании это пришлось не по нраву. Они не захотели строить дома для воинов Брутена и Видевута и начали возводить дворы для знати своих мелких родов. Тогда с войском прибыли кимбры, сожгли вновь построенные дворы с женами и детьми числом около сотни.

Был выработан принцип формирования аристократии. По решению Брутена знатным становился имеющий быструю лошадь, которая отличалась на скачках. Интересно, что сходный обычай скачек за приз, составлявший долю наследства знатного прусса, незадолго перед этим умершего, был зафиксирован на правобережье р. Ногата в конце IX в. англо-саксонским купцом Вульфстаном 35.

После победы пруссов над мазурами (в жреческой истории указан 550 г.) Видевуту в 573 г. исполнилось 116 лет, а Брутену — 132 года. Они разделили между 12 королевскими сыновьями 12 «земель» пруссов. Собравшись в центре княжеской власти — Рикойто (недалеко от г. Мамоново), Видевут вручил старшему сыну Литтфо занеманские земли, следующему — Замо — нынешний Калининградский полуостров. Остальные сыновья — Судо, Склаве, Надро, Наттанго, Брато, Галиндо, Вармо, Хогго, Помезо — также получили свои уделы (По всей вероятности это типичный этимологический миф, который можно назвать поздней вставкой, объясняющей происхождение названий прусских земель).

Далее история повествует следующее: «...чувствуя приближение смерти, царственные братья созвали знать и обратились к ней с предложением выбрать нового короля. Благородные брутены не знали, на ком остановить свой выбор. Тогда из рядов брутенов вайделоты (!) вывели некоего мужа, поставив его перед Криве-Кривайто для благословения».

Легендарная часть «Прусской хроники» Симона Грунау заканчивается описанием акта самосожжения мирского и священного князей пруссов Видевута и Брутена.

«Царственные братья, облаченные в белые одежды, лишенные каких- либо украшений, добровольно вступили на погребальный костер. Отовсюду стекались люди. Все ожидали нечто необыкновенное. Видевут молвил: «О боги [65] земли и моря! Мы оба в этом святом месте хотим принести себя в жертву в огне, умереть ради свободы народа. Бессмертные боги! Даруйте нашему народу победу над врагом, дабы он испытал бессилие и страх и чтобы в битве обратился он в бегство». В руке Видевута колебался меч, голову Брутена украшал венок из дубовых листьев. Повелители шагнули в огонь. Вдруг раздвинулось огромное красное пламя. Наверху стояли вплотную два белых как снег старика и пели божествам славу. Недолго эта удивительная картина чаровала всех: внезапно воспламенились белые одежды и в поднявшемся черном дыму братья скрылись навечно. Толпа застыла. Сразу потемнело небо, молнии неистового Перкуно потрясли землю. Народ понял, что боги выразили свою волю. Власть Криве стала наследственной».

Забегая вперед, скажем, что очередной Криве-Кривайто, скрываясь от крестоносцев, в середине XIII в. ушел в Литву. Основанный там до 1232 г. город Вильнюс по местной легенде также связан с Криве-Кривайто 36.

В Западной Европе сакрализация монарха развивалась из магических представлений о вожде, от которого мистически зависело благосостояние племени. Мирской правитель Пруссии был лишен этих качеств, усиленных у Криве-Кривайто его ролью в обществе как представителя богов на земле. «Священное царство» на века сковало землю пруссов своими нерушимыми законами.


Комментарии

32. Цит. по: Simon Grunau’s Preussische Chronik. Bd. 4. S. 63.

33. Там же. С. 63, 64.

34. Матузова В. И. «Хроника земли Прусской» Петра из Дусбурга // Вопросы истории. М., 1986. № 7. С. 67.

35. Цит. по: Топоров В. Н. Конные состязания на похоронах // Исследования в области балто-славянской духовной культуры. Погребальный обряд. М., 1990. С. 17.

36. Топоров В. Н. Vilnius, Wilno, Вильна: город и миф // Балто-славянские этноязыковые контакты. М., 1980. С. 40-42.

(пер. В. И. Кулакова)
Текст воспроизведен по изданию: Восточная Пруссия с древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград. Калининградское книжное издательство. 1996

© текст - Кулаков В. И. 1996
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Рогожин А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Калининградское книжное издательство. 1996