ГРУНАУ СИМОН

ХРОНИКА

И ОПИСАНИЕ ВСЕХ ЗАБАВНЫХ, ПОЛЕЗНЫХ И ПРАВДИВЫХ ИСТОРИЙ, НАЗВАННОЙ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

CRONIKA UND BESCHREIBUNG ALLER LUESTLICHEN, NUETZLICHSTEN UND WAREN HISTORIEN DES NAMENKUNDIGEN LANDES ZU PREWSSEN

НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРУССОВ (VI–VIII вв.)

Продвигаясь в юго-западном направлении по берегу нынешнего Калининградского залива, к началу VI в. пруссы параллельно освоили западную часть Мазурского Поозерья, поглотив или вытеснив остатки поселившихся здесь в III–IV вв. н. э. германцев. Однако дальнейшая судьба пруссов все чаще приобретает трагический характер.

В первой четверти VI в. ситуация для них кардинально изменилась. Бывшая имперская провинция Паннония, занимавшая земли по Среднему Дунаю, подвергалась новому после гуннов нашествию кочевников с востока. На этот раз тюрок — аваров. Споры об их прародине не утихают в науке по сей день. Считается, что, передвигаясь с большой скоростью из глубин Азии (из района Алтая), авары облюбовали для своих последних кочевий земли нынешней Венгрии и Австрии, к тому времени занятые победившими в битве при Недао лангобардами и гепидами. После прихода авар последние вынуждены были уйти на запад, образовав в северной Италии королевство лангобардов. Часть из них осталась под властью пришельцев.

Возникало новое государство авар — Каганат. Основой его хозяйства стало использование подневольного труда местного оседлого населения и транзитная торговля. Послав в Пруссию небольшие вооруженные группы подвластных им гепидов и лангобардов, авары захватили мазурские янтарные прииски, пытаясь замкнуть выгоды Янтарного пути на себя. Контрагентом в торговле Каганата стала Византия. С юга пруссов постоянно беспокоил грозный сосед — германцы Мазурского Поозерья (по легендам — мазоны). Молодая культура пруссов, потеряв мазурские янтарные прииски и теснимая мазонами, пыталась восстановить свое положение. Именно в это время возникают легенды о появлении вождей пруссов — Брутена и Видевута.

Симон Грунау в «Прусской хронике», изданной в 1526 г., опираясь на недошедшие до нас рукописи первого епископа Пруссии Христиана, излагает события так:


«Брутен и его брат Видевут... — говорит преподобный Христиан, — собрали всех своих умнейших мужей... которые не хотели платить дань и зависеть от мазонов, ибо кимбры (так хронист называет вернувшихся после гуннских походов на родину эстиев и сопровождавших их видивариев) не желали знать иных господ, кроме своих князей. Так они собрались воедино и, захотев иметь одного короля, обратились к Брутену. Он [45] сказал: «Любимый народ! Я не хочу быть королем, так как я, служа вам, исполняю волю наших всемогущих богов. Однако есть мой брат Видевут, могущественный муж, он станет королем и будет вами справедливо управлять...» С этими и другими словами короновал он своего брата Видевута. Король же со всем народом единодушно назвали Брутена повелителем, именуя его отныне Криве. «Это — наш господин, следующий после богов, без его повеления вы не захотите и не сможете ничего сделать и будете его слушать, как самих богов» (сказал Видевут). И так назвали их страну Брутенией и решили никому не служить и не приносить жертвы, кроме их богов. Прежде всего Видевут построил им для их богов особое жилище...» 12.


Достаточно длительные временные периоды истории пруссов в легендах, записанных Христианом в начале XIII в. и воспроизведенных по его рукописи Симоном Грунау в 1526 г., были уплотнены. События середины VI — конца VII вв. в преданиях уместились в период правления Видевута (мирского владыки пруссов, их военачальника) и Брутена (верховного жреца с ритуальным именем Криве-Кривайто). Роль последнего очень важна в прусской истории. Консолидация местного населения военачальников — воинов-профессионалов, пришедших с западных рубежей балтского мира, была возможна прежде всего на религиозной почве. Как бы то ни было, но такая консолидация укрепляла силы прусского населения, которое, будучи малочисленным, терпело постоянные неудачи в военных столкновениях с пришельцами из Западных Мазур. Воинственные соседи принуждали их делиться своим достатком, платить дань. Финал этого противостояния хронист описывает следующим образом:


«О войне с мазонами за дань. Выше я уже говорил по записям Христиана, почерпнутым из книжек Дивониса (прусский жрец XIII в.), о том, что князь Мазо (повелитель мазурских воинов) приходил ежегодно в Ульмиганию, также называемую Пруссией, и брал дань детьми, уподобаясь глупцам, не знающим других занятий, нежели как воровать детей. Однако когда скандиане (легендарные пришельцы в землю эстиев, воины Брутена и Видевута) пришли из Кимбрии и создали в Ульмигании королевство и, владея этой страной, по имени вождя своего назвали ее Брутенией, они отказали наследнику Мазо в выплате дани, убеждая другие народы считать это справедливым. Мазоны их (пруссов) ежегодно обирали, по их словам, ибо брутены, имея вместо денег рыбу, не могли ею выплачивать дань. Вождь, звавшийся Антонес, послал сказать Видевуту, королю Брутении, и его Криве-Кривайто: они много раз не уплачивали дань и более не желают (этого делать), поэтому они должны знать: он их покарает, как ранее предупреждал, и подобных слов (было сказано) много. И Видевут — король, и его брутены это приняли и стали на границе (на левобережье р. Лава), которая была у них обозначена священным столбом, ожидать, думается, когда владыка их богов будет помогать своим слугам. [46]

Антонес был неустрашим, располагал мощной поддержкой из Роксолании (книжное название Подунавья), именуемой иначе Ройсландтом, и сошлись (воины), и бились, и Антонес одержал верх и ушел с богатой добычей. Однако множество плененных (ранее прусских) юношей, обучавшихся военному искусству, бежало (на родину). Они научили своих братьев сражаться. Будучи упрошен этими воинами, Видевут-король остановился со своими воинами и стал держать совет: тогда приказал Брутен собрать всех благородных на празднике их богов в Рикойто (центральное святилище пруссов VI–VIII вв. поблизости от современного г. Мамоново, называлось также и Ромове), и они пришли все. Тут случилось так, что свершилась могучая буря с громами и молниями, в которой они увидели мощь Перкуна с небес. Брутен посчитал это знамением для них и сказал, что воля богов такова: все они, снарядившись, должны выступить против Антонеса и его народа, и нарек священной кровь служителей их богов, которые будут их сопровождать. И закончились возлияния (жертвенного) меда, и выступил (вождь), и взял своих, и разбит был Антонес, и низвергнут с Чинбехом, королем из Роксолании, и с людьми своими убиты».


Произошло сражение, судя по некоторым данным, где-то на границе мазонов и пруссов, в районе современного г. Багратионовска.


«После сожжения и разграбления (страны врагов) пруссы вернулись домой. Сын Антонеса Чанвиг спасся и прибыл к Брутену и Видевуту и поклонился их богам и просил мира, и после своей просьбы пожелал принести богам жертвы, и они ему вняли. Тогда загнал он в чистом поле белую лошадь до смерти и сжег ее. Отсюда пошел (обычай): никто в стране (пруссов) не мог ездить на белой лошади, но держали ее только для богов. И настал мир между брутенами и мазонами» 13.


В 1798 г. в окрестностях поселка Куликово (Зеленоградский район) при пахоте было найдено культовое кольцо. Надетое на шею изваянного из дерева бога (героя), оно являлось, видимо, даром местным богам и находилось на местном святилище. На кольце — рельеф: пара сражавшихся всадников. За одним из них — грозного вида старик верхом на волке. Вера в то, что жрецы могли превращаться в волков, жила у балтов до позднейшего времени. Позади другого всадника — аварский лучник с двумя косицами. Последнее являло собой яркую этнографическую черту авар. Судя по иконографии, кольцо было изготовлено пленным аварским мастером в начале VIII в., сразу после победной для пруссов битвы. Памятники археологии Западных Мазур после этого перестают существовать. Значительное количество мазурских вещей появляется на дружинных памятниках пруссов и устье р. Ногата, знаменуя богатую добычу местных воителей. Победа над могущественным врагом укрепила авторитет вождей, главенствующее место среди которых на долгое время у пруссов перешло к верховному жрецу Криве.


Комментарии

12. Simon Grunau’s Preussische Chronik. Bd. 4. Leipzig, 1876. S. 62.

13. Там же. С. 67, 68.

(пер. В. И. Кулакова)
Текст воспроизведен по изданию: Восточная Пруссия с древнейших времен до конца второй мировой войны. Калининград. Калининградское книжное издательство. 1996

© текст - Кулаков В. И. 1996
© сетевая версия - Тhietmar. 2017
© OCR - Рогожин А. 2017
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Калининградское книжное издательство. 1996