ГРУНАУ СИМОН

ХРОНИКА

И ОПИСАНИЕ ВСЕХ ЗАБАВНЫХ, ПОЛЕЗНЫХ И ПРАВДИВЫХ ИСТОРИЙ, НАЗВАННОЙ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ

CRONIKA UND BESCHREIBUNG ALLER LUESTLICHEN, NUETZLICHSTEN UND WAREN HISTORIEN DES NAMENKUNDIGEN LANDES ZU PREWSSEN

«Прусская хроника» Симона Грунау

Симон Грунау (1470-1530), доминиканский монах из Пруссии, завершил свою хронику в 1526 году. Она очень велика по объёму: только первый из трёх томов состоит из 14 трактатов и насчитывает свыше 700 страниц убористого текста. Как исторический источник этот труд очень неравноценен. Это не научное исследование в современном понимании этого слова, не справочник и не литературное произведение. Собственно, это и не хроника, а скорее свод материалов по истории Пруссии, причём такой свод, в котором и историку-то трудновато разобраться. Принцип изложения у Грунау не хронологический, дат он не ставит, а те, которые изредка встречаются, надо проверять — в них много ошибок, как и в именах. Неподготовленному читателю это произведение малопонятно и поэтому неинтересно. Ссылки на Грунау редко встречаются и в трудах историков. Очевидная вторичность материала и ошибки до сих пор отпугивают исследователей. Но для историков посмелее труд Грунау представляет немалый интерес.

Насколько глубоко наш автор погружался в предмет, видно, например, из приводимого им небольшого словарика древнепрусского языка или изложения орденских статутов. Хорошо знаком он и с трудами своих предшественников: Петра из Дусбурга, Энея Сильвия, Эразма Стеллы, Матвея Меховского и ряда других. Но Грунау использовал и неизвестные всем этим авторам источники, уникальные и впоследствии безвозвратно утраченные. Это-то обстоятельство и создало ему репутацию лжеца или, в лучшем случае, фантазёра. Достоверность сведений, не подтверждённых другими авторами, всегда может быть оспорена. Это относится даже к тем редким случаям, когда Грунау прямо указывает свой источник. Например, он не раз упоминает, что пользовался записками первого прусского епископа Христиана (XIII век). Существовали ли собственноручные записи Христиана – достоверно неизвестно; тем более неизвестно, аутентичен ли был текст, которым пользовался сам Грунау. Но если подобные записки существовали, то их ценность — пусть даже в искаженном виде — невозможно переоценить. Ведь ещё до основания Кёнигсберга Христиан долгие годы жил среди пруссов.

Особенно много споров всегда вызывали сведения по древнейшей истории Пруссии (легенда о Видевуте и Брутене и т. п.). Вплоть до недавнего времени отношение учёных к этой части хроники было крайне скептическим. Ныне многие авторы склонны видеть здесь отражение — пусть и мифологизированное — подлинных исторических событий.

«Прусская хроника» Симона Грунау была издана в Лейпциге в 1876 году (первый том) и с тех пор не переиздавалась и на другие языки не переводилась. Она написана и издана на диалекте, отличающемся от современного немецкого языка. Эта во всех смыслах труднодоступная книга ещё ждёт своего настоящего исследователя.


С и м о н Г р у н а у

П р у с с к а я х р о н и к а

Т р а к т а т II

Г л а в а III

3. Год 550. О столкновении с Мазонами.

Выше я уже говорил по записям Христиана 1 [подчерпнутым] из книжек Дивониса о том, как Мазо, князь, в Ульмиганию, также называемую Пруссией, ежегодно приходил и брал дань детьми, уподобляясь глупцам, не знающим других занятий, нежели как воровать детей. Однако, когда Скандиане пришли из Кимбрии и создали в Ульмигании королевство, владея этой землёй, по имени своего вождя назвали её Брутения, они отказали наследнику Мазо в выдаче дани, убеждая других считать это справедливым. Мазоны (жители Мазурского Поозёрья) их ежегодно обирали, по их (пруссов) словам, ибо Брутены, имея вместо денег рыбу, не могли ею выплачивать дань. Вождь, звавшийся Антонес, послал сказать Видевуту, королю Брутениии, и его криве-кривайтису: они много раз не уплачивали вышеупомянутую дань, и более не желают [этого делать], они поэтому должны знать: он их покарает, как ранее предупреждал, и подобных слов [было сказано] много. И Видевут, король, и его Брутены это приняли и стали на границе, которая у них была обозначена священным столбом, ожидать, думается, когда владыка их богов будет помогать своим слугам. Антонес был неустрашим, располагая мощной поддержкой из Роксолании 2, называемой иначе Ройсландтом, и сошлись [воины], и бились, и Антонес одержал верх и ушёл с богатой добычей. Однако множество пленённых [ранее прусских] юношей, [с детства] научившихся воинскому искусству, бежало [на родину] и научили они своих братьев сражаться. Будучи упрошен этими воинами, король Видевут остановился со своими [приближёнными], стал держать совет, тогда приказал Брутен, криве-кривайто, собрать всех благородных на празднике их богов в Рикойто, и пришли все. Тут случилось так, что произошла могучая буря с громами и молниями, в которой они увидели помощь Перкуна с небес. Брутен посчитал это знамением для них и сказал, что воля богов такова: все они, снарядившись, должны выступить против Антонеса и его народа, и нарёк священной кровь служителей их богов, которые будут их сопровождать. И закончились возлияния мёда, и выступил [вождь], и взял своих, и разбит был Антонес, и низвергнут с Чинбехом, королём из Роксолании, и с людьми своими убиты, и после сожжения и разграбления [страны врагов] пруссы вернулись домой. Cын Антонеса Чанвиг спасся и прибыл к Брутену и Видевуту, и поклонился их богам, и просил мира, и после своей просьбы пожелал принести богам жертвы, и они ему вняли. Тогда загнал он в чистом поле белую лошадь до смерти и сжёг её. Отсюда пошёл обычай: никто в стране [пруссов] не мог ездить на белой лошади, но держали её только для богов. И настал мир между Брутенами и Мазонами, лучше которого нет и по сей день.


Комментарии

1. Записи епископа Христиана — до последнего времени считавшиеся фальсификацией тексты осуществлявшего в начале XIII в. массовую мирную христианизацию пруссов Помезании представителя ордена цистерцианцев Христиана. Современные исследователи приходят к выводу о реальности существования данных записей, достоверно отразивших прусскую историю до орденской войны. Эти записи были, видимо, отысканы Симоном Грунау и использованы им и его последователями в разных вариантах «Прусской хроники».

2. Роксолания — средневековое книжное название Северного Причерноморья, где в античное был известен кочевой союз индоиранских племён роксоланов. В ряде хроник термином «Роксолания» обозначается как Восточная Европа вообще, так и Россия в частности.

(пер. В. И. Кулакова)
Текст воспроизведен по изданию: Забытая история пруссов. Калининград. Калининградское издательско-полиграфическое объединение. 1992

© текст - Кулаков В. И. 1992
© сетевая версия - Тhietmar. 2013
© OCR - Игнатьев А. 2015
© дизайн - Войтехович А. 2001 
© Калининградское издательско-полиграфическое объединение. 1992