Комментарии

304. Иерем. 9, 1.

305. Την Ορφεως εν τραγωδιαις δυναμιν. Чтобы трагедии писал Орфей, этого никто не говорит; гораздо позже Орфея славился тот, о котором Ignotum Tragicae genus invenisse Camoenae Dicitur, et plaustris vexisse poemata Thespis. Boivin.

306. Иов. гл. 3, ст. 20.

307. Благочестие и другие достоинства в Андронике так хвалит Никифор Ксантопул: Της ευσεβειας Ανδρονικος ο στυλος, Ασυγκριτος νους, εξηρημενη φυσις. Ducang.

308. 14 марта 1332 г. Ducang.

309. Название Большой Медведицы.

310. Название музыкального инструмента, трехугольного, похожего на арфу, о 20 струнах, которые были в два ряда и строились в октаву, следовательно содержали только 10 тонов; на нем играли обеими руками, левою касаясь нижних, а правою верхних струн.

311. Григора написал и эпитафию Метохиту. Вот она (init. Codicis Regii 2541): Ος παρος εν σοφιη μεγα κυδος εην γε θνητων, Βαιος ωδι λαας του γε κεκευθε νεκυν. Δημος σεπτων Μȣσαων ολολυξατε πασαι Ωλετο κεινος ανηρ ωλετο σοφιη πασα. Boivin.

312. Κιντζουττρα в Вольфианском издании. In Cod. Reg. και ντζουστρα παρα Λατινοις καλειται. — Κιντζουστρα не составлено ли из французских слов — qui justera? Vid. it. not. Ducang. ad h. loc. — Boivin.

313. Τορνεμεν. То, что у галлов называется tournoi (турнир). Ducang.

314. Здесь Григора разумеет, конечно, не древние времена, а свой век; потому что, по свидетельству Кантакузина, упоминаемые здесь игры не были в употреблении у византийцев, прежде чем Андроник младший женился на Анне Савойской. Boivin.

315. Снес. Кантакузин. кн. 2, гл. 26 и 27. Ducang.

316. Сын Иоанна Палеолога, о котором Кантакузин упоминает в кн. 9, гл. 36, внук сына императора Михаила, Порфирородного Константина.

317. Снес. Кантакузин. кн. 2, гл. 36. Ducang.

318. По словам Кантакузин. (кн. 2, гл. 27), он имел сан великого папия. Ducang.

319. Снес. Кантакуз. кн. 2, гл. 28. Ducang.

320. Кантак. кн. 2, гл. 24.

321. В 1333 г. Boivin.

322. Aiscrοn gαr ιswV, dhrοn te mεnein keneοn te nεesθai. Hom. II. b. V. 298. Ducang.

323. В 1333 г. Папа Иоанн XXII отправлял в Византию двух послов для переговоров о соединении Церквей. Здесь об них-то и говорится. Это были Франциск de Camerino, архиепископ босфорский, и Рикард, епископ херсонесский. Vid. Annal. ecclesiast. Odorici Raynaldi, ad an. 1333, num. 17, 18, 19, it. adan. 1334 num. 4. 5. — Boivin.

324. Медная труба, как говорят, изобретенная тирренцами или этрусками. Virg. I.8, Aen. V. 526: Tyrrenusque tubae mugire peraequora clangor. — Hofm. lexic.

325. 2 Слово о Богословии.

326. Эта мысль изложена у св. Григория Нисского в его 2 книге против Евномия.

327. Снес. Иов. гл. 22, ст. 14: облак покров его, и не увидим будет. Boivin.

328. См. Письм. к Евагрию о Божестве. Подлинность его подвергается сомнению.

329. Св. Василий во 2-й книге против Евномия понимает это место не так; он слово созда принимает в смысле рождения Ипостасной Премудрости Божией. Быть может, Григора имел в виду то, что говорится от имени Василия в 4-й книге против Евномия, в объяснении слов: Господь созда мя и пр., — в 4-й книге, подлинность которой сомнительна.

330. См. 4 Слово о Богословии.

331. См. Слово о Св. Духе.

332. См. 3 Слово о Богословии.

333. К Евагрию о Божестве.

334. Слово о догмате и поставлении епископов.

335. Григора ошибается. В то время, когда латинские государи, по совету п. Иоанна XXII, согласились действовать соединенными силами против частых нападений турок на владения христиан, т. е. в 1326 г., царствовал в Италии Роберт. Ducang.

336. Т. е. рыцари орденов Иоанна Иерусалимского, отнявшие у турков Родос в 1310 г. Ducang.

337. Николай Санут, который подписывался правителем Наксоса, иногда Эгеопелага. Vid. Hist. Franco-Byzant. I. 7, n. 20. Ducang.

338. Феодоры из дома Палеологов. Ducang.

339. В 1337 г., как полагаю. Boivin.

340. Здесь в тексте какая-то путаница.

341. Кальвизий полагает солнечное затмение 2 марта 1337 г. Boivin.

342. Ниже в гл. 8 Григора называет ее Ириной. Boivin.

343. Hist. Franco-Byzant. I. VI, n. 27; l. VII, n. 20 et p. 320. Ducang.

344. Книг. 9., гл. 9.

345. От πωγων — борода.

346. См. ниже кн. 13, гл. 6. Boivin.

347. Кантакуз. кн. 2, гл. 34. Ducang.

348. Кантакуз. кн. 2, гл. 34. Ducang.

349. Фракийский город между Максимианополем к западу и Апрами к востоку.

350. Симона Букканегру. Uid. Ioann. Willaneum I. XI, с. 101, I. ХП, с. 26. Petrum Bizart. I. VI. Histor. Genuensis sub an. 1339. Ducang.

351. Снес. кн. 13, гл. 11. Boivin.

352. Григора не выполнил своего обещания. Boivin.

353. Снес. Кантак. кн. 2, гл. 34. Ducang.

354. Тот же Кантак. кн. 2, гл. 40. Ducang.

355. Безымянный писатель и Кодин говорят, что храм Богоматери Одигитрии построил Михаил Мефист, убитый Василием Македонянином. Но если верить Феодору Чтецу и Никифору Каллисту, он построен не Михаилом, а супругой имп. Маркиана Пульхерией, которая поместила в нем много священных вещей и между прочим образ Богоматери, писанный евангелистом Лукою и называвшийся образом Одигитрии. Он находился у морских стен, неподалеку от ипподрома. Vid. Anonym. Antiqu. СР. р. 22; Anselm. Bandurii p. 463-464.

356. Ρακος Ρωμαικον υποδυς. Одежда римская, т. е. византийская или греческая. Ρακος означает собственно монашескую одежду. Boivin.

357. Находится in Cod. Reg. 3284. fol. 242. Boivin.

358. Гераклиды — партия Андроника младшего, Кекропиды — Андроника старшего. Boivin.

359. Также Митродор вместо Феодор Метохит, Ксенофан вместо Варлаам. Boivin.

360. Между тем в это время Варлаам писал за греков против латинян. In. Cod. Reg. 2950 существуют Βαρλααμ μοναχȣ και φιλοσοφȣ λογοι κατα των εξ ων και αυτος ειλκε το γενος Ιταλων и пр. Этих слов числом 20; им предшествует надпись, в которой внушается читателю благодарить Бога за то, что латинянин написал эти слова против латинян. Boivin.

361. 11 июня. Boivin.

362. Подобных выражений о Паламе, который причтен Церковью к лику святых, как поборник православия, у Григоры встретится еще много. Заметим однажды навсегда, что голос Григоры — голос частного лица, а не Церкви, и суд его — суд современника, а не беспристрастный суд потомства.

363. Он отправился впрочем в отечество, уже по смерти Андроника младшего (снес. Кантак., кн. 2, гл. 40). Boivin.

364. По городу Сирам или Серам, о котором см. выше стр. 271, пр. 1.