Комментарии

1. Предлагаемое здесь жизнеописание Григоры, составлено по руководству Боивина; написанное им жизнеописание помещено в боннском издании 1829 г. (pp. XIX-XLIV).

2. Antirrhret. XII cod. reg. 1996 fol. 283.

3. Истор. кн. 9, гл. 7.

4. Кн. 9, гл. 7.

5. В 1316 г.

6. Ист. кн. 8.

7. В 1320 г.

8. Истор. кн. 8, гл. 8.

9. Там же, гл. 5.

10. Кн. 9, гл. 13.

11. Кн. 22, гл. 2.

12. Кн. 8, гл. 5.

13. Кн. 8, гл. 6.

14. Там же.

15. Кн. 10, гл. 2.

16. Кн. 8, гл. 8.

17. В 1322 г.

18. Кн. 8, гл. 7.

19. Разумеем слово, говоренное Григорой в ответ на предложение сана хартофилакса.

20. Кн. 10, гл. 8, стр. 514.

21. Кн. 8, гл. 9.

22. Кн. 8, гл. 13.

23. Кн. 9, гл. 6.

24. Там же; снес. гл. 7.

25. Кроме этого разговора и Истории, Григора написал много и других сочинений. Об них смотр. у того же Боивина и там же.

26. Так говорит Григора в своем разговоре, но не так в своей Истории (кн. 19, гл. 1); здесь он замечает, что Варлаам, переселившись к римлянам, обратил на себя внимание государей и за то, что отличался ученостью, вошел у них в большую милость, — особенно у Кантакузина, который его необыкновенно возвысил, дав ему назначение объяснить учение св. Дионисия и быть наставником Богословия (см. также Кантакуз. Ист. кн. 2, гл. 39).

27. Григора в разговоре называет его Демаратом. Быть может, это — Кантакузин.

28. Григора часто хвалится этой победой в своей Истории. Кн. 11, гл. 10; кн. 18, гл. 7; кн. 19, гл. 1 и пр.

29. П. Филофей (In Antirrheticis) свидетельствует, что Григору называли σοφον, φιλοσοφον и αστρονομον.

30. Дом Григоры полон был книг, равно как математических инструментов и принадлежностей.

31. Кн. 9, гл. 14, кн. 10, гл. 1.

32. Кн. 10, гл. 2.

33. Кн. 10, гл. 6.

34. Кн. 10, гл. 8.

35. Odoric. Rayn. ad. an. 1339 n. 19; it. n. 23 et 31.

36. Кн. 11, гл. 10.

37. Что тогда сделано было на Соборе, определенно неизвестно; потому что писатели того века рассказывают дело различно. Кантакузин говорит, что побежденный Варлаам просил прощения и одобрил учение Паламы. Патриарх Иоанн (ap. L. Allat. de Eccl. Occ. et. Or. p. cons, 1.2, c. 17), — что на Соборе был поднят вопрос о двух только предметах, именно — фаворском свете и молитве. Григора наконец, — что вопрос был об одной лишь молитве; а рассмотрение других предметов отложено было до другого времени.

38. Кн. 11, гл. 11.

39. Григора и Кантакузин согласно говорят, что Варлаам, недовольный, возвратился в Италию опять к латинским догматам и законоположениям.

40. Кн. 14, гл. 8.

41. Кн. 14, гл. 8.

42. Кн. 15, гл. 7.

43. В 1347 г. в феврале.

44. Кн. 19, гл. 1.

45. Кн. 16, гл. 5.

46. Кн. 15, гл. 5.

47. Кант. Ист. Кн. 4, гл. 23; Григор. Ист. кн. 18, гл. 3.

48. Кн. 18, гл. 4.

49. Там же.

50. В 1351 г. 27 мая.

51. В влахернском дворце.

52. Деяния этого Собора см. у Григоры в кн. 18-21.

53. Кн. 25, гл. посл.

54. Особенно к Георгию Лапиту. См. Кантак. Ист. кн. 4, гл. 24.

55. Кн. 21, гл. 5.

56. Он помещен у Григоры в 22, 23 и 24 книгах его истории.

57. В июне месяце.

58. Кн. 28.

59. Кн. 27.

60. Кн. 27 и 28.

61. В июле и августе 1352 г.

62. Кн. 27.

63. Кн. 28.

64. Осенью 1354.

65. Причину этого Григора указывает в 27 кн.

66. Впоследствии титулярный патриарх константинопольский.

67. Кн. 29, гл. посл.

68. Таково например в сатирическом роде сочинение Кавасилы: κατα των Γρηγορα ληρηματων; или Επιτομος διηγησις της επι του παλατιȣς ενωπιον του βασιλεως γενομενης διαλεξεως του εν αγιοις πατρος ημων Γρηγοριȣς αρχιεπισκοπȣς Θεσσαλονικης και Γρηγορα του φιλοσοφȣς; или еще: περι της του Γρηγορα ψευδογραφιας ομου και δισσεβειας.

69. В 1357 г.

70. Кантакуз. Ист. кн. 4, гл. 24 и 25.

71. См. кн. 14, гл. 7.

72. Joan. Cyparissiota, Palamic. transgression. Serm. IV, c. 1.