Комментарии

1. Nikephoros Gregoras. Antirrhetika I / Üebers. u. Anm. von H.-V. Beyer. Wien, 1976. S. 122-129 (далее в тексте: GregAntirrh.). Я благодарен доктору Х.-Ф. Байеру за конструктивные замечания и критику всех приведенных в статье переводов греческих текстов; его благожелательное участие избавило меня от многих заблуждений, порождаемых неправильным пониманием источника.

2. Перевод на немецкий язык и примечания см.: Nikephoros Gregoras. Rhomäeische Geschichte: Historia Rhomaike, 3. Teil (Kapitel XII-XVII) / Üebers. u. erl. von J.L. van Dieten. Stuttgart, 1988. S. 125-127.

3. Как пример, можно упомянуть псогос его противника Николая Кавасилы «Против нелепостей Григоры», в начале которого Никифору Григоре противопоставляется населенная достойными мужами Фессалоника (см.: Garzya A. Un opuscule inédit de Nicolas Cabasilas / / Byz. 1954 (1956). Vol. 24. P. 521-532). О популярности и о различных формах риторической антитезы см.: Hunger Н. Die Antithese: Zur Verbreitung einer Denkschablone in der byzantinischen Literatur / / Epidosis: Gesammelte Schriften zur byzantinischen Geistes-und Kulturgeschichte Müenchen, 1989.

4. В одном из своих трактатов Калофет опровергает изложение спора 1355 г. в XXX книге «Истории ромеев» (см.: Beyer H.-V. Der «heilige Berg» in der byzantinischen Literatur I / / JÖEB. 1981. T. 30. S. 200).

5. Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 205.

6. Ibid. S. 175.

7. Ibid.

8. Ibid. S. 174-175.

9. Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 175.

10. Curtius E. R. Europäeische Literatur und lateinisches Mittelalter. Bern; Müenchen, 1984. S. 200.

11. Libanii. Or. 11 (Antiochikos). 200. Цит. no: Curtius E. R. Europäeische Literatur... S. 203.

12. Ср.: Curtius E. R. Europäeische Literatur... S. 204: «durch ihre Stimme gefallen die Vöegel» и т.д.

13. Ibid. S. 204.

14. Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 187,196.

15. Изложенную структуру описания, вероятно, можно применять не только для анализа locus amoenus. В частности, в своем произведении Никифор Григора выдвигает три риторических тезиса: гора Афон-удивительное по красоте природы место, «эргастерий добродетели», «небесная полития» (GregAntirrh. 123.5. 125.14. 129.10). К ним можно подобрать три схемы: идеала чувственного восприятия, идеала добродетельной жизни и государственного устройства.

16. Curtius Е. R. Europäeische Literatur... S. 204.

17. Theonis. Progymnasmata. 11. Цит. no: Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 172.

18. Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 173. См.: Curtius E. R. Europäeische Literatur... S. 199: «Locus amoenus как terminus technicus появляется в 14 книге энциклопедии Исидора. Она излагает географию по схеме: земля, земной круг, Азия, Европа, Ливия... Затем следуют острова, предгорья, горы и прочие «определения мест» (locorum vocabula), такие как пропасти, луга, пустыни. В этом перечне появляются затем также loca amoena ... Итак, по Исидору, locus amoenus есть понятие из морфологии строения поверхности земли. Но уже начиная с Горация (Ars poetica. 17), оно было неким художественным выражением риторического экфрасиса и было воспринято (Сервием. — С.К.) как таковое при толковании Вергилия».

19. Немецкий перевод см.: Nikephoros Gregoras. Rhomäeische Geschichte: Historia Rhomaike II /2 (Kapitel VIII-XI) / Üebers. u. erl. von J. L. van Dieten. Stuttgart, 1979. S. 46-53. Об энкомии см.: Beyer H.-V. Ideengeschichtliche Vorbemerkungen zum Inhalt der erst «Antlrrhetika» des Gregoras / / Nikephoros Gregoras. Antirrh. I. S. 18-19.

20. На него указывает и Х.-Ф.Байер в своем издании: Nikephoros Gregoras. Antirrh. I. S. 123.

21. Nikephoros Gregoras. Rhomäische Geschichte. II /2. S. 49. Полюбившийся Григоре образ «прекраснейшего и пестрого пеплоса» (Greg. I. 493.20) повторяется и в энкомии Андронику III.

22. Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 199.

23. Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 175-176.

24. Grassi E. Einfüehrung in die humnanistische Philosophie: Vorrang des Wortes. Darmstadt, 1991. S. 109-111.

25. Nicephori Gregorae. Epistulae / Ed.dP.A.M.Leone. Matino, 1982. Vol. 2. Ep. 15.61-71 (далее в тексте: GregEpL. 15).

26. Beck H.-G. Theodoras Metochites: Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhundert. Müenchen, 1952. S. 26.

27. Ibid.

28. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 27. Красивая и печальная картина внутренней эммиграции интеллектуалов в особую форму жизни под деспотическим нажимом государства, скорее всего, навеяна впечатлениями от современных тоталитарных режимов, чем соответствует античным реалиям, когда государственный контроль над умонастроением подданных не опирался на современные средства коммуникации.

29. Бек предпочитает употреблять слово «Beschaulichkeit» («созерцательность») для передачи греческого термина «θεωρια». Поэтому мы используем слово «созерцательность» вместо более подходящего-«созерцание».

30. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 27-28. Отметим, что идея «симбиоза» противоречит предыдущей мысли исследователя о сохранении и продолжении античной картины мира.

31. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 28.

32. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 30.

33. Podskalsky G. Theologie und Philosophic in Byzanz. Müenchen, 1977. S. 37.

34. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 32.

35. Podskalsky G. Zur byzantinischen Möenchskritik: Ein Vergleich zwischen zwei Erzbischöefen von Thessalonike, Eustathios und Symeon / / Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit: Referate des Internationalen Symposion zu Ehren von H.Hunger. Wien, 1996. S. 194.

36. Podskalsky G. Zur byzantinischen Möenchskritik... S. 191-196.

37. Idem. Theologie und Philosophie... S. 1.

38. Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 198-199.

39. Интересны в этом отношении вымышленные письма скифа Анахарсиса, которые свидетельствуют, что, во-первых, скифы воспринимались киниками как архетип простой жизни; во-вторых, что сравнение удовольствий и роскоши с болезнями тела-распространенная метафора киников. См.: Письма Анахарсиса / Пер. И. М. Нахова / /Антология кинизма. М., 1996.

40. Иванов С. А. Византийское юродство. М., 1994. С. 15.

41. Hisamatsu Eiji. Gregorios Sinaites als Lehrer des Gebets. Altenberge, 1994. S. 236-240; см. напр.: Григорий Синаит. Главы о заповедях 68-69 (Добротолюбие V). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 191.

42. Х.-Ф. Байер дает следующую интерпретацию византийского понимания природы: «При рассмотрении византийских описаний монашеских гор выделяются два образца, для которых Пселл каждый раз предлагает пример. Один заключается в тщательном разделении природы и монашеской жизни, другой-в одухотворении природы». И далее: «метод метафорического или сравнительного изображения природы, который, собственно, не имеет предметом природу, не следует путать с одухотворяющим» (см.: Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 193. 195). Это наблюдение можно сопоставить с анализом различных значений понятия «физис» в одной из глав работы Вильгельма Блюма о сочинении Димитрия Кидониса «Слово о пренебрежении к смерти» (см.: Blum W. Furcht vor dem Tod. Die Schrift des Demetrios Kydonis Üeber die Verachtung des Todes. Müenster, 1973. S. 19-25). (Русский перевод сочинения Димитрия Кидониса см.: Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов. Екатеринбург, 1992. С. 211-240). Он рассматривает противопоставление понятия физиса у Кидониса и Аристотеля понятию генезиса как кругового хода становления и уничтожения (см.: Blum W. Furcht vor dem Tod... S.23). С этим, однако, трудно согласиться, так как сам Аристотель писал: «...Природа же (φυσις) есть конечная цель (τελος), ибо какова каждая цель после завершения генезиса, такова, мы говорим, есть природа каждого, как (природа) человека, лошади, дома» (Arist. Pol. 1252b.32- 34). Следовательно, природа-физис как результат генезиса есть нечто неизменное и постоянное и в таковом качестве постижима в отличие от «предмета рассмотрения природы», который, согласно учителю Никифора Григоры Феодору Метохиту, «ненадежен по своей сути», пребывает «в постоянном изменении и течении» и «непостижим через раз и навсегда незыблемые основания» (см.: Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 195). Вильгельм Блюм определил природу в сочинении Димитрия Кидониса «как нечто активное» и «действующее изнутри» (см.: Blum W. Furcht vor dem Tod... S. 20-21), а это не противоречит процитированному выше высказыванию Григоры, в котором природа создает «эргастерий добродетели».

43. Лукиан. О смерти Перегрина / Пер. Н. Баранова / / Лукиан. Избранное. М., 1987.

44. Иванов С. А. Византийское юродство. С. 15.

45. Synesii Cyrensis epistulae / Ed. A. Garzya. Rom, 1979. P. 271-277. Цит. по: Podskalsky G. Zur byzantinischen Möenchskritik... S. 184.

46. Podskalsky G. Theologle und Philosophie... S. 39.

47. Иванов C. A. Византийское юродство. С. 23.

48. Ср.: Там же. С. 15.

49. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 45.

50. Ibid. S. 47.

51. Migne J. P. Patrologia Graeca. P., 1863. T. 89. P.329 ff. (в особенности вопросы I, II, V, XV). См.: Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 45.

52. Знаменательно в этой связи утверждение С. А. Иванова, основанное на наблюдении культуролога П. Брауна (см.: Brown P. Eastern and Western Christendom in Late Antiquity. Berkeley, 1982. P. 179-188), что Восток отличает «парадоксальное» понимание святости, так как «в восточном христианстве, в отличие от западного, изначально присутствовало ощущение, что мир напоен святостью, которая лишь ищет способа, чтобы проявиться» (Иванов С.А. Византийское юродство. С. 33). Причем зачастую святость изливается на самых неожиданных людей из мирян, которые и сами ее не ждут. Так самый популярный агиографический мотив в Византии-рассказ «о тайных слугах Господа», о людях, ведущих внешне самый порочный образ жизни, поэтому для византийцев степень святости изначально «не определяется соблюдением стандартных правил аскезы» (Там же. С. 34).

53. Treu М. Der Philosoph Joseph / / BZ. 1899. Bd 8. S.34-35. Ср.: Beck H.-G. Theodoros Metochites... S. 32-33. Немецкий перевод с неуказанными пробелами передает только приблизительный смысл оригинала.

54. Hisamatsu Е. Gregorios Sinaites... S. 82.

55. Степанова С. А. Философия древней Стои. СПб., 1995. С. 102,192. 56

56. Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. СПб., 1997. С. 164.

57. Hunger Н. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner I. Müenchen, 1978. T. 1.S. 174.

58. Впрочем, и другие авторы иногда приводят в своих описаниях монашеской жизни указание на возможность самим добывать все необходимое. В частности, Василий Великий, рассказывая о своем монашеском поселении в понтийской Анизии, сообщает, что местная река «кормит в своем потоке несказанное множество рыб», на что Григорий Назианзин отвечал ему, что эта река «не столько богата рыбами, сколько камнями» (см.: Beyer H.-V. Der «heilige Berg»... S. 178). Интересно, что и утверждение о самообеспечении Афона жизненными средствами также не соответствует фактам (Ibid. S. 198).

59. Медведев И. П. Византийский гуманизм... С. 180.

60. Степанова С. А. Философия... С. 30.

61. Х.-Ф. Байер обращает наше внимание, что это выражение Пиндара уже Ливаний использует для обозначения автаркии Антиохии в отношении водоснабжения (см.: Nikephoros Gregoras. Antirrh. I. S. 124). Григора, несомненно, применяет его как символ автаркии Афона.

62. Издатель текста указывает на большое количество параллелей из сочинений стоиков (см.: Georges Gémiste Pléthon. Traité des vertus / Éd. Brigitte Tambrun-Krasker. Athen, 1987. P. 2, 5-12. Ср.: Медведев И.П. Византийский гуманизм... с. 292).

63. Georges Gémiste Pléthon. Traité des vertus... P. 1.19-2.13.

64. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 35.

65. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 36. «Те же коллизии характерны, вероятно, для многих современников Метохита. Так, например, анализ лексики Иоанна Кантакузина, поменявшего волею судьбы престол на монастырь, показывает, что для него наиболее частыми являются термины, обозначающие прибыль, пользу, денежную выгоду» (см.: Бибиков М.В., Красавина С. К. Некоторые особенности исторической мысли поздней Византии / / Культура Византии: XIII-первая половина XV в. М., 1991. С. 286).

66. Beck H.-G. Theodoras Metochites... S. 48-49.

67. Степанова C. A. Философия... С. 192.

68. О проблеме «ratio vivendi» см.: Grassi Е. Einfüehrung... S. 90-118. Мы не рассматриваем здесь полемический вопрос о взаимоотношении восточного и западного в Ренессансе, но отметим, что идеи, составляющие, согласно Эрнесто Грасси, содержание понятия «ratio vivendi», обсуждались и в текстах византийских интеллектуалов.

69. Медведев И. П. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры / / Культура Византии, XIII-первая половина XV в. М., 1991. С. 229.

70. Nicephori Gregorae Epistulae / Ed. P.A.M. Leone. Matino, 1982. Vol. 2. Ep. 30, 77-81. Цит. по: Hunger H. Aspekte der griechischen Rhetorik von Gorgias bis zum Untergang von Byzanz / / Hunger H. Epidosis: Gesammelte Schriften zur byzantinischen Geistes-und Kulturgeschichte. Müenchen, 1989. S. 24.

71. Greg. I. 507.20-22 (οργανον … καθαπερ την σκαπανον τω σκαπανει). Цит. по: Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras. Antirrh. I. S.61. Заметим, что и сам Григора получил подобный упрек в грубом использовании цитат Аристотеля «на манер плотников» от Николая Кавасилы в его памфлете «Слово против нелепостей Григоры» (см.: Красиков С.В. Идейная полемика в Византии 50-х гг. XIV в.: Николай Кавасила и Никифор Григора / /АДСВ. 1997. Вып. 28. С. 109. Прим. 20).

72. Поляковская М.А. Медведев И. П. Развитие политических идей в поздней Византии / / Культура Византии, XIII-первая половина XV в. М., 1991. С. 275.

73. Поляковская М.А. Медведев И. П. Развитие... С. 262. Характерно, что не только философы, но и церковь в лице патриарха Афанасия I призывала к опоре на собственные силы и надеялась достичь автаркии большим обособлением монашества (см.: Барабанов И. Д. Идейно политическая борьба в Византии на рубеже XIII-XIV вв.: (По данным писем патриарха Афанасия I): Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Горький, 1982.

74. Медведев И. П. Византийский гуманизм... С. 165-172

75. Wallisch R. Die letzte denkbare Einheit: Platons vorsokratische Ontologie. Wien, 1995. S.74.

76. Ibid. S. 77.

77. Niceforo Gregora. Fiorenzo о intorno alia sapienza, a cura di P.A.M. Leone. Napoli, 1975. P. 84. 628-641. Цит. no: Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras. Antirrh. I. S. 47.

78. Beck Н.-G. Theodoras Metochites... S. 35.

79. Лихачева В. Д. Изобразительное искусство Византии в эпоху Палеологов / / Культура Византии, XIII — первая половина XV в. С. 452-453