Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

79. Патрицию Анатолию.

В настоящее время Владыка Бог дал нам великое утешение в вашем великолепии и при буре указал соответствующую гавань. Посему мы осмеливаемся сообщить вашему величию о некоторых печальных обстоятельствах. Недавно мы давали знать вашему благородству, что находящиеся при великолепнейшем комите Руфе показали нам грамоту (ίπоμνιστικόν), писанную царскою рукой, коею повелевается мужественнейшему военачальнику – со всякою [77] осторожностью и заботливостью принять меры к тому, чтобы я постоянно пребывал в Кире (Кирре) и не отлучался бы в другой город, ибо я будто бы часто собирал соборы в Антиохии и возмущал православных 1. В настоящее время я уведомляю вас, что – согласно царской грамоте – я прибыл в Кир и, по прошествии шести или пяти дней, ко мне послали преданного (καθωσιωμένоν) 2 Евфрония, военного чиновника (τоν στρατηλατιανόν) с грамотами, требуя моей расписки в том, что мне была предъявлена царская грамота и что я обещал оставаться в Кире и его округе (τη ταυτης χωρα) и пасти врученные мне души. Посему прошу твое благородство точно узнать, действительно ли есть такое повеление и по какой причине? Я, конечно, знаю за собою много других грехов, но за исключением того, чтобы в чем-нибудь погрешил по отношению к церкви Божией или общему благоповедению. Пишу это не потому, чтобы мне было неприятно пребывание в Кире: ибо, – говоря правду, – я считаю его лучшим всякого другого славного города, поелику он дан мне Богом в удел. Но все же мне кажется тягостным подчиняться принуждению, а не свободному произволению. Кроме того, людям несправедливым это даст повод к дерзостям и неповиновению моим увещаниям. Вот почему я прошу ваше величие известить меня, если ничего подобного не было повелено; а если, действительно, есть такие грамоты победоносного царя 3, то научить его благочестие – не верить сразу клеветникам и не предоставлять слух одним обвинениям, но требовать доказательств в пользу [78] обвинения. Ведь свидетельства дел достаточно, чтобы убедить его благочестие, насколько ложно все, что высказано против нас. Ибо когда мы тревожили его светлость (γαληνότητα) о каком-нибудь деле или великих архонтов (τоυς μεγάλоυς άρχоντας), или обременяли тамошних (т. е. живущих в столице) многих славных владетелей (τоις ενταυθα κεκτημένоις, πоλλоίς оυσιν και λαμπρоίς)? Α что мы из церковных доходов много употребляли на общественные постройки, воздвигали портики и бани, строили мосты и заботились о другом, что служит на общую пользу: – это не безызвестно и твоему благородству. Если же некоторые негодуют за то, что мы оплакиваем разрушение Финикийских церквей, то пусть верит твое величие, что мы не можем не скорбеть, видя, что рог иудеев возвышается, а христиане – в великом сетовании и плаче, хотя бы нас послали на самые крайние пределы земли. Точно также мы не можем не сражаться за апостольские догматы, ибо помним апостольское изречение: повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (Деян. V, 29). Из всех здешних печальных обстоятельств для нас страшнее всего суд Господа Христа, ибо все мы предстанем на него (Рим. XIV, 10), чтобы отдать отчет в том, что сказали и сделали. В виду такого суда нам вполне возможно переносить скорби настоящей жизни, поелику надежда на будущее достаточна для утешения тех, кто подвергается различным несправедливостям. Человеколюбивый же Владыка дал нам и ваше благородство, сияющее верою и боголюбием.


Комментарии

1. См. в письме 80-м на стр. 79.

2. Этот термин как титул (vir devotissimus), появляется со второй половины IV-го века, см. Prof. Otto Hirschfield в „Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu Berlin" XXVI (1901), S. 607-608; Paul Koch, Die Byzantinischen Beamtentitel (Iena 1903), S. 78-81.

3. Феодосия II (Младшего).