Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

78. Епископу 1 Персидской Армении Евсевию 2.

Когда страдает чем-нибудь кормчий, тогда помощник 3 или первый из корабельщиков заменяет его – не с тем, чтобы самовольно сделаться кормчим, но ради спасения корабля. Так и на войне, когда пал полководец (главнокомандующий), в его [74] права вступает первый из тысяченачальников – не для присвоения власти, но заботясь об единоплеменниках. Подобно сему треблаженный Тимофей был посылаем божественным Павлом вместо себя (1 Кор. IV, 17. 1 Фессал. III, 1) 4. Итак, твоему богочестию следует взять на себя старание и кормчего и полководца и пастыря – с готовностью принимать всякую опасность за овец Христовых и не оставлять пасомых беспомощными и одинокими, но слабых укреплять, павших поднимать, заблудших возвращать (Иезек. XXXIV, 4) и здоровых охранять в здравии, подражая хорошим пастухам, которые стоят впереди стада и ведут борьбу с волками. Вспомним также и слова патриарха Иакова, которые он произнес, обличая своего тестя в неблагодарности: Аз бых жегом зноем во дни, и студению в нощи: и отхождаше сон от очию (моею). Овнов овец твоих не поядох, звероядины не принесох к тебе: аз воздах тебе от мене самого татбины денныя и нощныя (Быт. XXXI, 40. 38. 39).

Таковы существенные черты пастырей; таковы законы касательно попечения об овцах. Если же такую заботливость имел тот дивный муж (Иаков) о неразумных овцах и представлял такую защиту своему доверителю, то что же должно делать нам, которым вручены разумные овцы, – нам, которые получаем такое попечение от Бога всяческих и разумеем, что Господь предал за них душу? Кто не убоится и не вострепещет, слыша Бога, глаголющего чрез Иезекииля: „Аз разсужду между пастырем 5 и овцею", поелику „млеко их ели, и волною [75] одеваетеся, а овец Моих не пасли" (Иезек. XXXIV, 17. 3); и еще: „стража дах тя дому Израилеву, и аще не возвестиши беззаконнику, еже обратитися от пути своего злого: беззаконник той в беззаконии своем умрет, крове же его от руки твоея взыщу" – (Иезек. III, 17. 18). С этим согласуется и то, что приточно сказано Господом: рабе ленивый и праздный 6, подобаше тебе вдати сребро мое торжнику: и пришед с лихвою истясал бых его 7 (Матф. XXV, 26. 27). Посему, – прошу тебя, – восстанем и сразимся за овец Владычних; а Владыка их близок, чтобы непременно явиться, рассеять волков и наградить пастырей: благ бо Господь надеющимся нань, и души ищущей Его (Пл. Иер. III, 25). Не будем негодовать на поднявшуюся бурю, ибо Владыка всяческих знает, что полезно. Вот почему и Апостолу, просившему избавления от искушений, Он не дал просимого, но сказал: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2 Кор. XII, 9). Итак, будем мужественно переносить постигшие скорбные несчастия: на войнах обнаруживаются храбрецы, на состязаниях увенчиваются атлеты, морская буря являет искусного кормчего, „огонь искушает золото" (Сирах. II, 5). И не только о нас самих, – прошу тебя, – будем заботиться, но будем прилагать к другим еще большее попечение – и не к одним здоровым, но еще более к немощным. Таков ясный закон апостольский: утешайте малодушныя, заступайте немощныя (1 Фессал. IV, 14). Будем же простирать руки лежащим, будем врачевать раны их, будем поставлять и их в строй против диавола: – ничто так не мучит его, как если он увидит их опять сражающимися и [76] нападающими на него. Человеколюбив Владыка: – Он принимает раскаяние в прегрешениях. Послушаем, что говорит Он: живу Аз, глаголет Господь, аще желанием вожделию смерти грешника, (но) еже обратитися ему, и живу быти 8 (Иезек. XXXIII, 11). Посему Он закрепил Свое слово клятвою и, запрещая другим клятву, Он сам покаялся, чтобы уверить, как Он ждет нашего покаяния и спасения. Такими изречениями полны божественные книги, – и ветхие и новые. Этому же научают и каноны святых отцов.

Я написал это, чтобы напомнить об этом вам не как незнающим, но как знающим. Я подражал в этом случае стоящим на земле, которые помогают подвергающимся буре и или показывают им подводную скалу или предостерегают о скрытой мели, схватывают и тащат канат. Бог же мира да сокрушит сатану под ноги ваша вскоре (Рим. XVI, 10) и возрадует слух наш вашим спокойствием, рекши свирепеющему морю: молчи, престани (Марк. IV, 39). Α вы возносите Ему за нас молитвы, ибо имеете большее дерзновение, как принявшие за Него опасности.


Комментарии

1. В Неапольском списке: пресвитеру, – и это чтение больше оправдывается содержанием письма. По предположению † проф. В. В. Болотова (в „Христ. Чтении" 1892 г., № 7-8, стр. 92), это был, пресвитер Басянский, которого вероломно захваченный (персами) местный епископ Татик не успел уполномочить на управление епархиею, почему Евсевий и обратился (чрез епископа Евлалия) по данному поводу в Антиохию за разрешением своего недоумения, на что отвечает блаж. Феодорит (вероятно) от имени предстоятеля Антиохийского.

2. Некоторые разъяснения к этому и 77-му письмам см. у † проф. Β. Β. Болотова в „Христ. Чтении" 1892 г, № 7-8, стр. 83-84, 89-92 и ср. к письму 77-му (на стр. 69,1).

3. Прорет, в роде младшего штурмана.

4. Из этих примеров видно, что Евсевий по необходимости (за вынужденным устранением епископа) – вступил в управление всею епархией, – и блаж. Феодорит убеждает адресата без смущения нести этот подвиг, ибо, приняв его при таких исключительных условиях, он – не самозванец, а только исполняет свой пастырский долг.

5. Это чтение (вместо „овцею") не встречается.

6. Άργε – особенность чтения блаж. Феодорита.

7. Άπητησα αν αυτό бес εγώ и с помещением συν τόκω впереди – все это особенности чтения блаж. Феодорита.

8. Чтение блаж. Феодорита представляет много особенностей.