Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

77. Епископу Персидской Армении Евлалию 1.

Я узнал, что сатана просил и вас, дабы сеял, яко пшеницу (Лук. XXII, 31), и Господь попустил это, чтобы показать пшеницу, чтобы испытать золото, чтобы прославить славных, чтобы увенчать борцов, чтобы возвестить победителей. Я страшусь и трепещу, конечно, не за вас, мужественных поборников в состязаниях за истину, но поелику знаю, что есть некоторые весьма слабые. Ведь если в среде двенадцати Апостолов нашелся предатель, то очевидно, что среди гораздо большего числа людей найдется и больше лишенных совершенства. Размыслив об этом, я смутился и исполнился великой печали, ибо, – по слову божественного Апостола, – аще страждет един уд, с ним страждут вси уди (1 Кор. XII, 26). Мы же члены друг другу (Ефес. IV, 25) и составляем единое тело (1 Кор. XII, 20), глава которого – Владыка Христос. При всем том я имею [70] одно утешение в страданиях, когда размышляю о вашей святости. Будучи воспитаны божественными словами и научены Архипастырем относительно того, что отличает доброго пастыря, вы, естественно, положите душу за овец, ибо – по слову Господню – „наемник, когда бы ни увидел волка грядущего, убегает, яко наемник есть, и не радит о овцах. Пастырь же добрый душу свою полагает за овцы" (Иоан. X, 12. 13. 11). Так и превосходный полководец показывает свое мужество не в мирное время, но на войне, и других возбуждая и сам подвергаясь опасности за войско. Ибо явная нелепость – пользоваться честью полководца, а в нужное время избегать опасности.

Это делали обыкновенно и треблаженные пророки, которые, пренебрегая телесным спасением, принимали всякий труд и опасность за ненавидящих и отвращающихся от них иудеев. Об них божественный Апостол говорит, что они камением побиени быша, претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша: проидоша в милотех, и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: их же не бе достоин мир сей 2: в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных (Евр. XI, 37. 38). Точно так же и божественные Апостолы скитались по всей вселенной с проповедью, не имея ни жилища, ни ложа, ни постели, ни стола, ничего другого, нужного для необходимых потребностей, но подвергаясь мучениям, пыткам, заключаемые в темницы и претерпевая тысячи видов смертей. И они переносили это не за людей дружественных, но принимали опасности за тех, которые их преследовали. Посему гораздо более справедливо принимать постигшую ныне опасность [71] за единоверцев, братьев и детей. Ведь подобная любовь свойственна даже неразумным: вот и воробьи по мере возможности борются за своих птенцов и употребляют все имеющиеся силы на защиту их, а равно и все другие роды птиц принимают опасности за своих детенышей. И к чему мне говорить о птицах? Даже и медведи, и леопарды, и волки, и львы охотно претерпевают все за своих детенышей: они не убегают от наступающих, но принимают нападение их и борются за своих детей.

Я изложил все это не с тем, чтобы примером этих неразумных возбуждать мужество и твердость в вашем боголюбии, но ради собственного утешения и убеждения, что вы не оставите стадо Христово без пастыря, когда нападают волки, но, призвавши на помощь Господина сего стада, с готовностью примете состязания за него: – ибо такое именно время и показывает, кто пастырь и кто наемник, кто усердно пасет стадо и кто ест молоко и волною одевается, а о спасении овец небрежет (Иезек. XXXIV, 4). Но верен Бог, Иже не оставит вас искуситися паче, еже можете, но сотворит со искушением и избытие, яко возмощи вам понести (1 Кор. X, 13). Я прошу твое богочестие иметь наибольшее попечение о слабейших и не только колеблющихся поддержать, но и упавших поднимать; ибо и пастухи не оставляют в пренебрежении заболевших, но отделяют их от других и всячески стараются об излечении их.

То же нужно делать и нам: поколебавшихся следует снова поставлять на ноги, простирать руку, увещевать, врачевать раны и не отказываться от спасения их, предавая их в пасть диавола. Это непрестанно делал и божественный Апостол Павел. Так, когда Галаты после спасительного крещения и получения Святого Духа, впали в иудейскую немощь и приняли обрезание, он стенал и скорбел, [72] высказывая по отношению к ним большую любовь, чем всякая мать: он врачевал их и наконец освободил от того недуга. И справедливо послушать его (призывного) гласа: чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас (Гал. IV, 19). Равно и Коринфского учителя, совершившего гнусное прелюбодеяние, он отечески наказал и весьма искусно уврачевал. Отлучивши его первым посланием, во втором он снова принял его, говоря: тем же паче вы да даруете и утешите, да не како многою скорбию пожерт будет таковый (2 Кор. II, 7); и еще: да не обидими будем от сатаны: не неразумеваем бо умышлений его (ст. 11). Подобно сему и тех, которые вкушали идоложертвенное, он порицал, как должно, прилично увещевал и освободил от тяжкого заблуждения. (1 Кор. гл. VIII).

Посему-то и Владыка наш Христос попустил, чтобы первый из Апостолов, исповедание которого Он утвердил как бы некоторую опору и основание Церкви, поколебался и отрекся, но опять восстановил его, преподавая этим двоякое наставление: – не надеяться на самих себя и укреплять колеблющихся. Итак, молю вас, простирайте руку поколебавшимся, „возводите их от рова страстей и от брения тины, поставьте на камени нозе их, и вложите во уста их песнь нову, пение Богу нашему" (Псал. XXXIX, 3. 4), чтобы пример вреда их стал примером спасения, „да узрят мнози и убоятся, и уповают на Господа", Бога нашего (Псал. XXXIX, 4). Пусть будет воспрещено им участие в священных таинствах, но пусть не возбраняются им ни молитва оглашаемых, ни слушание божественных Писаний, ни увещание учителей. Пусть они лишаются священных таинств не до самой смерти, но на некоторое определенное время, – до тех пор, пока не познают свою болезнь, пока не возжелают здравия, пока не [73] восскорбят достойно о том, что, оставивши истинного царя, дерзнули обратиться к тирану и, покинув благодетеля, предались врагу.

Этому учат и каноны святых и блаженных отцов. Пишу же это не для того, чтобы учить ваше преподобие, но чтобы братски напомнить, зная, что и превосходный кормчий во время бури нуждается в поддержке корабельщиков. Так и Моисей, великий и славный, совершивший столь известные чудеса, принял совет Иофора (Исх. XVIII, 24), – мужа, еще бывшего в заблуждении касательно идолов; ибо он (Моисей) смотрел не на нечестие, но на полезность совета. Кроме того, прошу ваше преподобие принести за меня усердную молитву Богу, чтобы я мог проводить оставшиеся мне дни жизни по законам Его.

Это я написал чрез почтеннейшего и благоговейнейшего пресвитера Стефана; я с удовольствием видел его по причине благопристойности его характера.


Комментарии

1. Некоторые разъяснения к этому и 78-му письму см. у † проф. Β. Β. Болотова в „Христ. Чтении" 1892 г , № 7-8, стр. 83-84, 89-92, 136-137. Евлалий, вероятно, епископ Мардаги'ский, – и ему (а равно Евсевию) блаж. Феодорит отвечал от имени Максима Антиохийского. Сношения относятся к концу 450 – началу 451 года (когда армянские епископы приглашали верующих Константинополя молиться о торжестве над врагами – персами), или в 452-453 г. (когда – после разгрома 2-го июня 451 года – персидское правительство решило уже отказаться от своего плана насчет обращения армян в парсизм).

2. Этой прибавки в греческих рукописях не встречается.