Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

262 (глава 172).

Письмо боголюбезнейшего епископа Феодорита Иоанну Антиохийскому по делу боголюбезнейшего епископа Александра (Иерапольского) 1.

Не по небрежению я откладывал отправление писем к твоей святости, но потому, что доселе не знал, что писать. Господин мой святейший и боголюбезнейший епископ (Иерапольский) Александр продолжает пребывать в своем упрямстве, будучи уверен, что он защищает самую высшую справедливость. Посему он не принимает ни преданных друзей, ни молений, но справедливое [439] снисхождение (dispensativam condescensionem) считает нарушением евангельских заповедей. Итак, поелику ты, владыко, прекрасно знаешь его с самого начала, а равно изведал и другую добродетель сего мужа, то прошу твою святость обращаться с ним терпеливо и воспрепятствовать тем, которые замышляют ему неприятности. Как пред истиной говорю, что это и твоей святости доставит особенную славу и уважение (plurimum decus) и возрадует и того, кто ниоткуда не получает никакого утешения.

Он не хочет ни беседовать со своими благоприятелями, ни писать к ним, ни получать писем от них; он имеет ныне только одну заветную цель (votum), как бы ему по какому-либо случаю освободиться от заботы (об епархии). Α отсюда следует, что чрез некоторое время он умягчится. Если же он сам и будет упорствовать, то из этого не произойдет никакого оскорбления ни для твоей святости, ни для нас или для нашего совместного собрания (единения, in conimune colltgio). Ибо, – по благодати Божией, – он учит тому, что православно и согласно с церковною верой; смутить же никого он не может, да и не будет пытаться на это, поелику он хранит молчание, нимало не нарушая мира Церкви. Если же он будет изгнан, то пусть знает твоя святость, что это может повести к величайшему вреду. Явно, что из-за этого произойдет разделение церковного тела и в Константинополе и в других весьма многих городах: потому что по простому неведению некоторые считают его защитником неповрежденнейшей веры; другие же, радуясь этим детским поступкам, сочтут это за повод для себя возвысить свои притязания до неимоверности.

Твоему благочестию ( – прости мне это по причине скорби, с какою пишу, – ) навлечет великое хуление, [440] если это случиться, тогда как то, о чем я говорил выше, доставит всякую благодарность и похвалу за терпение. Кто имеет обилие способов к отмщению, но не пользуется своею властью, тот достоин всяких похвал. Пусть вспомнит твоя святость и те слова, которые некогда были сказаны (тобою) нам: «поелику владыку Александра все мы носим на руках и не позволим как-либо оскорбить его». Как ради того, что касается всех, так и ради собственного достоинства (decoris) воспрепятствуй тем, которые бы вздумали причинить ему неприятности. Я думаю, что этим ты и Богу всяческих угодишь, и подвигнешь к похвале не только друзей, но и врагов 2.


Комментарии

1. На моления Феодорита об уступчивости (см. выше письмо 260 на стр 436-437) Александр снова ответил решительным отказом и заклинал своего друга Святою Троицею – оставить его в покое, поелику он убежден в упорном еретичестве Кирилла Александрийского, а Иоанна Антиохийского считает – догматически подозрительным в виду его непостоянства (Synodicon. cap CLXIX: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 783-784).

2. Старания блаж. Феодорита относительно Александра не привели ни к чему: 16 апреля 435 года (Synodicon, cap. CLXXXIV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 799) Евфратисийский митрополит был удален из Иераполя и сослан в Египетский Фамозин, где были рудники (Synodicon, сар. СХС, col. 803).