Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

237 (глава 71).

Письмо епископа Феодорита, по Иринею, Имерию, епископу Никомидийскому 1.

Кому же и прилично господствовать над всеми благами, как не тому, кто собрал изобилие всяких благ и носит его в себе? Ты, боголюбезнейший владыко, как и во всем прочем, победил меня в более поспешном отправлении ободрительных писем. Тогда как мы косны и сонливы и слишком ленивы и нерадивы 2, – твоя святость возбудила нас своим обращением и соответственною и поистине духовною любовью вызвала нас к памяти. Однако же, не скрывая всех причин медлительности писем, я в извинение своей лености приведу для себя некоторое малое, но истинное оправдание: мы обитаем в [384] городе, находящемся вдали от всякого конного (почтового) тракта 3, и посему не знаем ни тех, которые приходят в нашу «провинцию» (ad nostram provinciam), ни тех, кому случится отправляться отсюда. Вот почему мы не получаем утешения – отправлять письма к вашей святости.

Сверх сего, привыкши прежде часто бывать в Антиохии и проводить там время 4, где было удобно и отправлять и получать письма, мы уже много времени в спокойствии пребываем дома; ибо в настоящее время мы возлюбили это, как более полезное. Вот это-то и мешало мне до сих пор чрез письма приветствовать твою священную главу. Но твоя святость препобедила и это затруднение, отправив к нам чрез господина моего достопочтеннейшего и боголюбезнейшего сослужителя Стратегия, коего мы приняли со всякою радостью, как служителя (diaconum) Спасителя нашего Христа, пылающего любовью к твоей святости и готового все сделать и перенести за тебя, поелику ты – поборник и мужественный состязатель за благочестие. Как ты, боголюбезнейший, хорошо знаешь, мы благословляем твои чистые и великие состязания, определенное и твердое направление твоей стойкой души, поты и труды за [385] апостольскую веру и опасности, за которые тебе уготованы вечные, не подверженные порче и, – кратко сказать, – богодарованные венки, кои и украсят любезную главу владыки (моего). Мы же не приносим почти никакой пользы Церкви Божией: ибо мы, совершенно незаметные, скорее презираемся всеми благочестивыми и верными, одушевленными горячностью полной ревности и благочестивым исповеданием святых отцов, чем презираем, – скорее управляемся, чем управляем.

Твоя же святость, находясь в самом пламени и подобно тем трем отрокам (Даниил., гл. III) устраивая хоры в пещи, имела одно великое утешение, веяние Святого Духа, которое рассеяло напор пламени и превратило жар его в росу. Вот что следует сказать нам о состязаниях твоей святости! ведь благая слава о твоих состязаниях превосходит не только меру письма, но даже и обширнейшее сочинение. Α какой слух ходит относительно мира, то сообщаем твоей святости, что мы, даже будучи весьма близкими (к этому делу?), ничего не узнали с несомненностью, но знаем лишь столько, сколько возвещают те, которые обращаются к нам по собственным нуждам. Объявляем твоей святости наше намерение. Прочитывая письма, присланные ныне из Египта, и часто обсуждая их между собою (apud nosmetipsos), мы нашли их согласными с церковным учением и противными двенадцати «главам», которые доселе продолжаем отвергать. Мы решили, что, если твоя святость снова получит врученные тебе Богом церкви, мы войдем в общение с Египтянами и с Константинопольцами и другими, которые вместе с ними сражались против нас, потому что они исповедали наше, а – вернее – апостольское учение; но ни в каком случае не согласимся с тем, так называемым, осуждением святейшего и [386] боголюбезнейшего епископа Нестория. Ибо поистине несправедливо и явно нечестиво, – хотя бы он был повинен в тех же преступлениях, что и другой, – тому оказывать снисхождение, а этому закрывать двери милости. Посему еще гораздо более несправедливо и нечестиво предавать невинного равному (с виновным) закланию 5. Итак: пусть знает ваша святость, что мы войдем в общение с теми не прежде, чем вы снова получите свои церкви. Это рассудил не только я, но и все святейшие епископы этой страны (regionis), собравшись вместе 6 общим советом 7.


Комментарии

1. Ср в письме 240 (гл. 87) на стр. 390,2.

2. См. письмо 241 (гл. 88) на стр. 391,4).

3. Ср. в письмах 69 (стр 61) и 241 (гл 88 на стр. 391). Географическое положение Кира † проф. Β. Β. Болотов описывает (в «Христ Чтении» 1892 г., № 7-8, стр. 79) так: «Кир лежал всего в двух днях пути от Антиохии Прямолинейное расстояние Кира до Иераполя – 60,1 римских миль [около 80 1/2 верст], от Кира до Антиохии = 64,9 р. миль [около 90 верст]. Если около Антиохии очертить на карте круг с радиусом в 64,9 m. pass., то в этой периферии окажутся а) города Сирии I, кроме Палта, б) город Малл в Киликии I, но он лежит по то сторону Исского залива; в) города Киликии II Эги (по ту сторону залива), Епифания, Александрия и Рос (все за перевалом [1 440 metres над уровнем моря] чрез Аман), г) город Кир в Евфратисии; д) города Апамии (митрополия) и Селевковил в Сирии II». См. еще письмо 119 на стр. 151-152.

4. Ср. в письмах 80 и 81 на стр. 79 и 82-83.

5. Ср. к письму 236 на стр. 382,2.

6. См. в письмах 234 (гл. 54 на стр. 376), 238 (гл. 72 на стр. 386,1 388,1), 242 (гл. 95 на стр. 392,3) и 243 (гл. 97).

7. Дальше в конце этого письма поясняется (Migne, gr. ser. t LXXXIV, col 680): «Мы уже выше показали, что Несторий отрекся от своих догматов, и восточные епископы желали бы, чтобы суд устроился в присутствии в самого Нестория, – и если обнаружится, что он действительно мыслит таковое, то обещали, что он (Несторий) сам себя анафематствует вместе с таким своим учением. Ибо это сказал Александр (Иерапольский) в своем письме к (епископу Верийскому) Акакию (см. Synodicon, cap. LVJI: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 668). Α Феодорит пишет: «поелику мужа, судьями которого мы не были, мы не можем судить, не выслушавши его» (см. выше письмо 235 на стр. 381) Итак, никто из православных и боящихся Бога не может упрекать Феодорита относительно веры – в особенности, когда слышит, как хвалит он учение послания, отправленного из Египта прежде (заключения) мира, против какового письма многие из восточных епископов прямо высказались, что оно противно апостольской вере. И это нужно заметит обо всем, что читается о событиях прежде (устроения) мира Церкви Впрочем, мы сказали это, не касаясь вопроса, его ли они» (эти письма).