Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

138. Патрицию Анатолию 1.

Мы с радостью приняли спокойствие, которое нам выпало на долю, и извлекаем из него полезные и приятнейшие плоды. Христолюбивый царь наш (Маркиан), за благочестие получив царство, начаток царствования своего принес Подателю царства, даровав обуреваемым церквам тишину, гонимой вере силу, евангельским догматам победу. И прежде всего он поспешил загладить причиненную нам обиду. Ибо кто когда-либо слыхал о такой или столь великой несправедливости? Какой человекоубийца судился заочно? Какой злоумышленник против браков (прелюбодей) осуждался, когда его не было на суде? Какому вору, или гробокопателю, или чародею, или святотатцу, или совершившему что-либо другое, запрещенное законами, отказывали в его желании явиться на суд и судили его, находящегося вдали? И с такими людьми не бывало ничего подобного, ибо законы повелевают, чтобы являлись пред судьею и преследующий и обвиняемый и чтобы судьи ждали ясных изобличений и уже на основании их или отпускали его (обвиняемого), как невинного, или [178] наказывали, как виновного. С нами случилось совершенно противное; ибо царские грамоты не позволяли нам идти на тот пресловутый собор (Разбойничий), а «справедливейшие» судьи осудили отсутствующего, не только не разобрав дела, но еще превознесши похвалами составленные в наше обвинение записки. Ни закон божеский, ни стыд пред людьми не удержали их от этого заклания (низложения) 2. Но председатель (Диоскор), презирая истину и служа временному могуществу, приказал, – и ему повиновались даже одинаково с нами мыслящие, имевшие общие догматы и всего более восхищавшиеся нашими делали. Таким образом, то время изобличило одних в предательстве, других в трусости, а нам в страданиях за истину подало повод к дерзновению, поелику Владыка Христос дал нам не только веровать в него, но и страдать за Него (Филипп. I, 29), ибо величайший дар – страдания за Владыку, и божественный Апостол ставит их выше великих чудотворений.

И я, ничтожный и незначительный, хвалясь этим и не имея никакого другого предлога к похвале, прошу ваше благородство принести благодарственный глас и от моей скудости христолюбивому царю и благочестивейшей и боголюбезнейшей Августе (Пульхерии), учительнице всего прекрасного, поелику она такими дарами отплатила щедрому Владыке и поставила основанием и опорою царства ревность о благочестии. Кроме того, умолите благолюбезную главу их привести к концу хорошо предположенное и созвать собор не из людей мятежных и разного сброда ( – пусть удалены будут все такие! – ), но из таких, которым вверены дела Божии и которые высоко ценят и всему человеческому предпочитают истину. Если их власть желает ( – а это вне [179] всякого сомнения – ) даровать церквам прежний мир, – просите, чтобы их благочестие присутствовало при самых заседаниях для устрашения своим присутствием стремящихся к противному и чтобы истина не встречала никакого противоречия, но была исследуема сама по себе сообразно природе вещей и характеру апостольских догматов.

Прошу об этом ваше благородство не потому, чтобы снова желал видеть Кирр ( – ибо ваше величие знает пустынность этого городка [της πоλίχνηςτήν ερημίαν] 3 безобразие которого я сам до известной степени прикрыл различными зданиями, стоившими значительных сумм – ), но чтобы всем очевидно было согласие нашего учения с апостольскими догматами и чтобы обнаружились ложь и неправомыслие наших противников. Когда это совершится, тогда, – да исполнит это Бог! – остальные дни проведу благодушно, где ни повелит нам жить Владыка. Вам же, как воспитанному в благочестии и приобретшему богатство добродетели, следует воспринять и эту ревность и своими увещаниями сделать уже имеющих мужества благочестивейшего царя и христолюбивую Августу еще более мужественными, чтобы они укрепляли свое всеславное царство этою достохвальною ревностью.


Комментарии

1. О времени написания этого письма см. у Н. Н. Глубоковского, Блаж. Феодорит I, стр. 269, прим. 125.

2. См. еще письма 117 и 145 на стр. 148,4 192.

3. Ср. письмо 196-е.