Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

136. Магистриану Киру 1.

Я сильно восскорбел, узнав о постигшей вас печали. Как было мне не страдать, когда я усвояю себе все ваше и помню заповедь апостольскую, повелевающую не только радоваться с радующимися, но и плакать с плачущими (Рим. XII, 15)? Α это страдание (ваше) вполне достаточно, чтобы возбудить сострадание даже и в самых враждебных людях. Ибо что может быть тягостнее, как лишиться супруги, которая честно несла ярмо брака, делала для [175] своего сожителя жизнь приятною, разделяла заботы о семействе, имела попечение о домашних делах, вместе с мужем управляла всем прочим, радела о полезном и следовала указаниям мужа? И разве не превосходит всякую скорбь то обстоятельство, что вместе с нею приходится предавать гробу в самом расцвете юности, – когда только показался первый пух на губах, – того, кто произошел от нее, был заботливо воспитан, наставлен в науках и подавал полную надежду сделаться украшенным сединами старости? Посему, если мы будем смотреть на одну природу страдания, то не останется места никакому утешению. Если же обратим внимание на смертность рода (человеческого), на божественное определение, произнесенное против всего рода, и кроме сего на то, что страдание есть общий удел ( – ибо жизнь полна такими бедствиями – ); тогда мы будем мужественно переносить случившееся, будем отражать от себя приступы скорби и воспоем то дивное песнопение: Господь даде, Господь отят: яко Господеви изволися, тако и бысть: буди имя Господне благословенно во веки (Иов. 1, 21). Мы же имеем еще и большие поводы к утешению, ибо получили ясную надежду воскресения, ожидаем оживления умерших и часто слышали, как Господь называет смерть сном. Если же мы веруем ( – а, конечно, мы веруем – ) словам Спасителя, то нам не следует оплакивать усопших, хотя этот сон продолжительнее обыкновенного, но нужно ожидать воскресения в полной уверенности, что мудрый Кормчий всяческих, ясно знающий не настоящее только, а и будущее, направляет все дела к тому, что полезно. И мудрец некий, знавший это, так рассуждает о такого рода смерти: восхищен бысть, да не злоба изменит разум его (Прем. IV, 11). Итак, – прошу, – предадимся мудрому Правителю вселенной и будем с любовью [176] принимать все определения, каковы бы они ни были: радостны или печальны. Ибо это полезно и выгодно, ведет к мудрости и подает венцы терпящим.


Комментарии

1. Этого адресата Гарнье склонен отожествлять с Киром, которому назначается 13-е письмо (стр. 11).