Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

113. Епископу Римскому Льву 1.

I. Если Павел, глашатай истины, труба Святого Духа, обратился к великому Петру, чтобы тот дал разрешение спорившим в Антиохии касательно жизни по закону (Моисееву; см. Деян. XV), то тем более мы, незначительные и маленькие, прибегаем к вашему апостольскому престолу, чтобы получить от вас врачевание язвам церквей, ибо вам прилично быть первенствующим во всем, так как ваш престол украшается многими преимуществами. Иные города украшает или величие или красота или многочисленность жителей, а некоторые (города), лишенные этих (отличий), [133] делают известными какие-либо духовные дарования; вашему же городу Податель благ дал изобилие благ: так как он величайший и славнейший из всех других, главенствующий во вселенной и выдающийся по многочисленности жителей, при чем он и ныне продолжает проявлять господствующую власть, ибо сообщает свое имя подчиненным. Но в особенности его украшает вера, достоверный свидетель чего божественный Апостол, который восклицает, что вера ваша возвещается во всем мире (Рим. I, 8). Если же город тотчас по принятии семян спасительной проповеди был отягчен такими достойными удивления плодами, то какое слово будет достаточно., чтобы восхвалить процветающее в нем ныне благочестие? Но он имеет еще и гробницы общих отцов и учителей истины, Петра и Павла, просвещающих души верующих. Треблаженная и божественная двоица их взошла на Востоке и повсюду распространила свои лучи, а на Западе она охотно (πρоθυμως) приняла закат жизни и оттуда освещает ныне вселенную. Они сделали ваш престол славнейшим, – и это есть вершина ваших благ. Бог же их и теперь осиял престол их, посадив на нем вашу святость, изливающую лучи православия.

II. Можно привести много разных свидетельств этого, но достаточно и вашей ревности против ненавистных Манихеев, – ревности, которую недавно обнаружило ваше преподобие, показав усердие вашего боголюбия к божественному. Ваш апостольский характер ясно открывает и написанное ныне вами, ибо мы прочли написанное вашим преподобием о вочеловечении Бога и Спасителя нашего и удивились точности написанного, поелику там показаны оба естества: и вечное божество Единородного от Бога Отца и человечество от семени Авраама и Давида, а равно (показано) и то, что воспринятое естество [134] было во всем подобно нам и не одинаково только в том, что оно пребывало чуждым всякого греха, ибо он (грех) раждается не из природы, но от произволения. В этих письмах содержится и то, что Единородный Сын Божий один, что божество Его бесстрастно, непреложно и неизменно, как и родивший Его Отец и всесвятый Дух; посему Он воспринял страстное естество, так как божественное естество не допускало страдания, дабы страданием собственной Ему плоти подать бесстрастие уверовавшим в Него. Это и другое сродное сему содержали эти письма 2.

III. Мы же, удивляясь твоей духовной мудрости, восхваляем вещавшую чрез вас благодать Святого Духа и убеждаем, и просим, и молим, и умоляем твою святость помочь обуреваемым церквам Божиим: ибо, ожидая уничтожения волнения от посланных вашею святостью в Ефес, мы подпали еще более тяжкой буре, так как „справедливейший" предстоятель Александрии (Диоскор) не удовольствовался тем беззаконным и несправедливейшим низложением святейшего и боголюбезнейшего епископа Константинопольского господина Флавиана, и ярость его не удовлетворило подобное же низвержение (заклание) других епископов, но и меня, отсутствующего, он подрезал подобно тростнику, не призвав меня на суд, чтобы судить здесь, и даже не спросив, что я мыслю о вочеловечении Бога и Спасителя нашего. Ведь и человекоубийц, гробокопателей и похищающих чужие ложа (прелюбодеев) судьи осуждают не прежде, как или они сами подтвердят обвинения своими признаниями, или будут ясно изобличены другими; а нас, находившихся [135] оттуда в расстоянии тридцати пяти дневных переходов (σταθμοις), „воспитанный на божественных законах" (Диоскор) осудил, как хотел. И он сделал это не ныне только, но еще в прошлом году: когда два мужа из числа зараженных болезнью Аполлинария пришли туда и оклеветали нас, – он, взойдя на кафедру (άναστάς) в церкви, анафематствовал нас, хотя я писал ему об этом и в письмах раскрывал, что мыслю 3.

IV. Я стенаю о буре Церкви и с радостью принимаю тишину. Ибо я, по молитвам вашим, двадцать шесть лет управлял врученною мне от Бога всяческих церковью и ни при блаженнейшем Феодоте, предстоятеле „Востока", ни при тех, которые после него занимали Антиохийский престол, не подвергался ни малейшему порицанию, но при содействии божественной благодати освободил от болезни Маркионитской больше десяти тысячи душ и много других из приверженцев Ария и Евномия привел ко Владыке Христу. Я пастырствовал над восемью стами церквей ( – ибо Кирр 4 имеет столько парикий 5 – ), в которых, по молитвам вашим, не осталось ни одного еретического плевела, но наше стадо освободилось от всякого еретического заблуждения. Всевидящий (ср. 2 Макк. XII, 22. XV, 2) знает, сколько я получил камней, которыми бросали в меня гнусные еретики, сколько состязаний имел я во многих городах „Востока" против язычников, иудеев и против всякого еретического заблуждения. И после стольких-то тяжелых трудов я осужден без судебного разбирательства!

V. Но я ожидаю решения вашего апостольского престола, прошу и умоляю твою святость позволить [136] мне явиться по вызову к правильному и справедливому суду вашему и приказать идти к вам, чтобы я мог показать, что в своем учении следую по стопам Апостолов. Ибо у меня есть сочинения, написанные частью за двадцать, частью за восемнадцать, частью за двенадцать лет, одни против Ариан и Евномиан, другие же против иудеев и язычников, против Персидских магов, еще другие о всеобщем Провидении и, наконец – о богословии и о божественном вочеловечении. По божественной благодати я истолковал и писания Апостолов и предсказания пророков. Из всех этих сочинений легко узнать, соблюдал ли я неуклонно правило веры, или нарушил его правоту.

VI. Но, – прошу вас, – не отвергните моего моления и не презрите моей седины, так опозоренной после столь многих трудов. Прежде всего, я прошу вас сообщить, должен ли я признавать это несправедливое низложение или нет? Я жду вашего решения. И если постановите, чтобы я оставался при этом осуждении, то я останусь и на будущее время не буду докучать ни одному человеку, но буду ожидать праведного суда Бога и Спасителя нашего. Я, – свидетель мне в этом Господь Бог, – забочусь не о чести и славе, но только об отвращении соблазна, потому что многие из людей простых и в особенности обращенные нами из различных ересей, обращая внимание на высоту престола осудивших и не будучи в состоянии усматривать строгую точность догмата, почтут меня еретиком.

VII. Α что в течение столь долгого епископствования мы не приобрели ни дома, ни поля, ни обола, ни гробницы (оυκ άγρον, оυκ όβυλόν, оυ τάφоω), но возлюбили добровольную нищету и доставшееся нам от родителей раздали тотчас после их смерти: – это знают все, живущие на „Востоке". [137]

VIII. Прежде всего умоляю вашу священную и боголюбезную главу подать мне помощь своими молитвами. Это я сообщаю вашему преподобию чрез благоговейнейших пресвитеров Ипатия 6 и Аврамия – хорепископов (των χωρεπισκοπων) и Алипия – экзарха (τоν έξάρχоυ) наших монахов, так как мне не позволяют идти к вам царские грамоты, равно как и другим. Прошу ваше преподобие отечески воззреть на них, милостиво и беспристрастно выслушать их, удостоить вашей заботливости мою оклеветанную и напрасно преследуемую старость, а первее всего – всеми силами заботиться о подвергшейся замыслам вере и сохранить церквам отеческое наследие неповрежденным, чтобы ваша святость получила за это воздаяния от щедрого Владыки.


Комментарии

1. Писано около октября 449 года.

2. Ср. Деяния вселенских соборов III, стр. 516-531 (2-е изд., Казань 1880, стр. 231-238); V, стр 294-307 (3-е изд. Казань 1889, стр 150-156) „Послание Льва Флавиану Константинопольскому".

3. Ср. письма 82, 85 и 86 на стр. 85, 93, 95-96 и 97.

4. Т. е. вся Кирестия.

5. παρоικίας. См. ниже письмо 247 (гл. 128).

6. Вероятно, именно этого Ипатия, как „возлюбленнейшее чадо", побудившее к изданию толкований Свящ. Писания, упоминает блаж. Феодорит в Творениях I (Москва 1855, Св.-Тр. Сергиева Лавра 1905), стр. 1.