СЛОВНИК К «ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ» ЕВСЕВИЯ ПАМФИЛА

Аристон из Пеллы. Оставил Историю войны римлян с Баркохбой (132 г. по P. X.); по словам св. Максима Исповедника (VII в.), автор диалога «Спор Язона и Паписка»: еврей и христианин (точнее, еврей, но крещеный) спорят о христианстве.

Африкан (Секст Юлий). Ливиец родом, был военным, служил в армии Септимия Севера. Один из образованнейших людей своего времени. Главный труд его — «Хронография», в которой он дает хронологическую сводку событий мировой истории от сотворения мира до 221 г. Ею пользовались Евсевий и другие церковные писатели; византийские хронографы обязаны ему лучшим, что у них есть. От этой работы Африкана, сохранились только отрывки. Другое его сочинение «K?????» утеряно вовсе; это был сборник самого разнообразного содержания.

Гай. Клирик и церковный писатель начала III в. по P. X.; в своих «Изысканиях» изложил суть ереси Керинфа; оспаривал в «Диалоге против Прокла» ересь монтанистов; считал, что Послание к евреям написано не апостолом Павлом.

Дионисий, епископ Александрийский, святой. Родился в богатой языческой семье, получил превосходное образование; убедившись в истине христианства, крестился, стал учеником Оригена, скоро возведен в священнический, а затем и в епископский сан. С 232 г. стоял во главе Александрийского огласительного училища. Так же, как и Климент, был убежден в необходимости изучения языческой науки и философии и в полной возможности согласовать ее с верой (???????? ??????). Из сочинений Дионисия дошли лишь отрывки, иногда, правда, большие. Часть из них — по-видимому, лекции, читанные им в училище. Сюда относятся: 1) «О природе» — критика атомистических теорий Демокрита и Эпикура (отрывки у Евсевия и св. Иоанна Дамаскина); 2) «Против Савелия» — опровержение дуализма и учения о вечности материи (отрывки у Евсевия); 3) сочинения экзегетические: толкования книги Екклесиаста (сохранилось объяснение первых трех глав), всех четырех Евангелий, Послания к Римлянам, 1-го к Коринфянам, книги Иова (большие отрывки у поздних церковных писателей).

Дионисий написал много сочинений против современных ему ересей и расколов. Сюда относятся: 1) «Против Новатиана». Новатиан — священник в Риме, незаурядный по уму и блестяще образованный, утверждал, что «падшие» (lapsi), т. е. отрекшиеся от христианства во время гонения, прощены Богом не будут, как бы они ни каялись. К нему примкнули многие, образовался раскол. Дионисий дружески убеждал Новатиана (называя его «братом») вернуться в Церковь и вернуть в нее ему последовавших; 2) «Об обетованиях» (???? ???????????) (сохранились небольшие отрывки) — обличение Непота, епископа Арсинойского (в Египте), который, толкуя Апокалипсис (20, 2–6), учил о наступлении на земле тысячелетнего царства; «нашим братьям, которые попроще, нечего думать ни о славном и воистину Божественном явлении Господа нашего... они убеждают рассчитывать в Царствии Божием на мелкое, тленное» (Церковная история Евсевия Памфила, VII, 24). Дионисий приехал в Арсиноэ и в длительном обсуждении учения Непота («я заседал с ними три дня подряд с восхода до заката») убедил слушателей в заблуждении Непота. Рассказ об этом диспуте ярко рисует самого Дионисия: его умственную честность, уважение к противнику, полное отсутствие полемического задора, желание привести противника к уразумению истины ради его же блага.

В это время шел горячий спор о том, надо ли перекрещивать еретиков, возвращающихся в Церковь. Климент Александрийский, св. Киприан, епископ Карфагенский, и некоторые поместные Соборы настаивали на перекрещивании; в Риме требовали только покаяния, а затем совершали миропомазание. Дионисий решительно отвергал перекрещивание еретиков, крещенных во имя Святой Троицы. Это мнение принято и Первым Вселенским Собором.

Важное значение имеет полемика Дионисия с еретиками Савелием и Павлом Самосатским. Первый учил о едином Лице Божества, второй не признавал Христа Сыном Божиим. Изложение посланий Дионисия против Савелия содержится в сочинении Афанасия Великого «О мнениях Дионисия». Против Павла в 264 г. был созван в Антиохии Собор, на который пригласили и Дионисия, но по болезни и старости он приехать не смог, а прислал письменное изобличение Павла, отрывки которого сохранились.

Дионисий принимал живейшее участие в жизни Церкви, о чем свидетельствует его оживленная переписка со многими епископами. Письма эти были одним из главных исторических источников Евсевия. Особую группу в них составляют так называемые «пасхальные послания»: Александрия была центром астрономической учености того времени, и Александрийский епископ определял время празднования Пасхи для всей Церкви. [89]

Жил Дионисий в тяжелые времена для христиан вообще (гонение Валериана), и в частности, для Александрии (междоусобная война, голод, засуха, чума). Для всех у него находились утешение и помощь. Это был действительно «пастырь добрый». Во время голода он покупал хлеб и раздавал его всем — и христианам, и язычникам.

Его описание города во время усобицы (Церковная история Евсевия Памфила, VII, 21, 2–10) дает живое представление о том, каким блестящим писателем он был.

В IV в. Церковь усвоила ему имя «Великого»; Афанасий Великий называл его «учителем вселенной».

См. о нем: Д. Дмитревский. Александрийская школа. Казань, 1884; В. Ф. Певницкий. Сотрудники Оригена («ТКДА», 1883); Н. И. Барсов. История первобытной проповеди. М., 1885.

Егезипп (II в. по P. X.). Родом еврей; принял христианство, находился в сношениях со многими епископами; сочинением его «Памятка о делах церковных» в пяти книгах (????? ?????????? ?????????????? ???????) неоднократно пользовался Евсевий, отметивший простой язык и стиль автора. Английский ученый Лаулор (Lawlor) считает, что «Памятка» — это апология христианства с историческими экскурсами.

Ириней Лионский, святой. Уроженец Смирны, слушавший св. Поликарпа, ученика апостольского, прибыл в Галлию около середины II в., там принял священство и с 177 г. был епископом Лионским. Выучил кельтский язык, на котором и общался с местным населением, но писал по-гречески. Сочинения св. Иринея чрезвычайно важны для истории христианских догматов. Из них известны: «Послание к Флорину о единоначалии, или о том, что Бог не есть виновник зла»; «О восьмерице» — о первых восьми зонах, которые гностик Валентин признавал источником всего сущего; «Послание к папе Виктору» относительно ереси валентиниан; к нему же «О времени празднования Пасхи»; «Против эллинов»; «О познании»; «Изложение проповеди апостольской» (о главных пунктах христианской веры); «Книга разных рассуждений». Все эти сочинения утеряны; сохранились лишь упоминания о них и отрывки из них у разных церковных писателей. Целиком сохранились «Против ересей пять книг» не в греческом, правда, подлиннике, но в древнем латинском переводе, который знал еще Тертуллиан. Издано впервые Эразмом Роттердамским в 1526 г. О св. Иринее см.: А. М. Иванцов-Платонов. Ереси трех первых веков христианства. М., 1885.

Климент Александрийский. Один из знаменитейших христианских ученых первых веков (ум. около 217 г.). Родился язычником, хорошо знал греческую философию, высоко ценил Платона и стоиков и до обращения в христианство был посвящен в языческие мистерии. В поисках истины стал изучать иудейство и христианство; убежденный в истине последнего, крестился; был в 190 г. избран начальником Александрийского огласительного училища, этого первого христианского университета. Во время гонения Септимия Севера переселился в Каппадокию; возвратился ли в Александрию — неизвестно.

Климент стремился примирить веру и знание, религию и науку. Вопреки Тертуллиану, Лактанцию и прочим, объявлявшим науку диавольским измышлением, от которого христианин должен держаться подальше, Климент заявляет, что нет веры без знания и знання без веры. Гармония между ними достигается изучением наук, преподававшихся в языческих школах и введенных им в программу огласительного училища: грамматики (истории литературы), риторики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки (теории музыки) и особенно диалектики. Все эти науки — лишь ступени к высшему знанию, философии, а она помогает вере, приближая ее к разумению. «Жизнь истинно христианская есть система действий разумных».

Климент был блестящим апологетом и полемистом: его опровержение иудейства и язычества настолько сильно, что позднейшие писатели только варьируют его доводы.

Климент считал, что часть христианских истин содержалась в язычестве, как плод в скорлупе; языческая философия и Евангелие как бы «две ветви одного дерева». В трех сочинениях, образующих как бы трилогию: «Увещании к язычникам», «Строматах» («Коврах») и «Педагоге», он рассматривает отношение христианства к язычеству и философии. Особенно интересен его «Педагог» — яркая картина греко-римского быта его времени. Климент подробно говорит о мебели, пище, посуде, одеждах, об украшениях и драгоценностях, о прическах; это — первый христианский «Домострой».

Для истории социологических идей христианства важно сочинение Климента «Какой богач спасется?». Христианство не требует отречения от богатства, а лишь общеполезного его употребления. Пристрастие к богатству — духовный недуг. [90]

О Клименте см.: Д. Дмитревский. Александрийская школа. Казань. 1884; И. Ливанов. Климент Александрийский и его сочинения.– «Православное обозрение», 1867 г.; Н. И. Барсов. История первобытной христианской проповеди. М., 1890.

Папий, епископ Иерапольский, святой (примерно конец I в.– середина II в.). Св. Ириней пишет, что он вместе со св. Поликарпом, епископом Смирнским, был учеником евангелиста Иоанна. Но сам Папий говорит, что он только собирал сведения о словах апостольских у тех, кто непосредственно их слушал (Церковная история Евсевия Памфила, III, 29, 3–4). Написал в пяти книгах «Объяснение слов Христовых»; утеряно.

Филон Александрийский (родился около 30 г. до P. X., умер в первой половине I в. по P. X.). Яркий представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия. Источником греческой философии он, как и другие евреи-эллинисты, считал Ветхий Завет; Платон, по его мнению,– ученик Моисея, но все Писание есть аллегория, и задача истолкователя — раскрыть духовный смысл, скрытый в этой аллегории. Наиболее значительные работы Филона и являются комментариями на Священное Писание (главным образом, на книгу Бытия). Наиболее интересно его систематическое описание Моисеева закона в сочинениях: 1) о сотворении мира; 2) «Неписаные законы»; 3) об Аврааме; 4) об Иосифе (?????????) (Филон считал Иосифа образцом государственного деятеля); 5) о десяти заповедях; 6) об особых законах, касающихся пищи, постов и прочего.