Комментарии

1. Даются названия, ставшие общеупотребительными после великолепного издания обоих хроник Т. Моммзеном. См.: Chronica Gallica а. CCCCLII et DXI // MGH. АА. T. IX. Vol. 1. P. 632-666 (далее при ссылках – Chron. 452 и Chron. 511). Обе летописи изданы циклом, включающем, кроме них, «Additamenta Chronicorum а. CDLII ad Chronica Hieronymiana» (Ibid. P. 631) и «Narratio de imperatoribus domus Valentinianae et Theodosianae» (Ibid. P. 629-630).

2. См.: Ibid. P. 620-625; Holder-Egger O. Das Chronicon imperiale oder Pthoeanum // Neues Archiv der Gesellschaft fuer aelteste deutsche Geschichte. Hannover, 1876. Bd. l.S. 90-96.

3. Muhlberger S. The Fifth Century Chroniclers. Prosper, Hydatius and the Gallic Chronicler of 452. Leeds, 1990. P. 141.

4. О влиянии проблематики сходства некоторых пассажей обоих хроник и текста «Narratio de imperatoribus domus Valentinianae et Theodosianae» на определение социально-политической направленности этих сочинений см.: Козлов A.C. Об общественной принадлежности «Рассказа об императорах дома Валентиниана и Феодосия» // АДСВ. 2001. Вып. 32. С. 46-48.

5. Здесь не учитывается чисто компилятивный «иеронимовский» раздел сочинения, предваряющий оригинальную часть, но принимаются во внимание три эпизода, у Иеронима отсутствующие, но включенные в ткань его «Хроники» тремя наиболее важными рукописями Chron. 452 – Лондонской (Британский музей, п. 16974, X в.), Бамбергской, Е III, 18 (XI в.), и Монакской (п. 6, XI в.). В издании Т. Моммзена эти три сообщения и составляют additamenta к нашей хронике.

6. См.: Muhlberger S. The Fifth Century Chroniclers. P. 142-146. B.T. Сиротенко безосновательно считает, что хронист составил свое сочинение непосредственно в Леринском монастыре. См.: Сиротенко В.Т. Введение в историю международных отношений в Европе во второй половине IV – начале VI в. Пермь, 1973. Ч. 1: Источники. С. 107. Как будет показано ниже, можно говорить лишь о близости хрониста к взглядам леринской братии. О самом монастыре хронист не говорит ни слова. Наиболее взвешенной характеристикой отношения хрониста к Августину представляется мнение О. Холдер-Еггера: автор летописи не выражает презрения к Августину, но еще меньше обнаруживает почте ния к нему. См.: Holder-Egger О. Das Chronicon imperiale oder Pthoeanum. S. 100, 113-115.

7. См.: Muhlberger S. The Fifth Century Chroniclers. P. 148, 152.

8. Ibid. P. 141.

9. См.: Pelland L.S. Prosperi Aquitani Doctrina de praedestinatione et voluntate dei salvifica. Montreal, 1936. P. 100-111; Letter P. de. Prosper of Aquitane: Defense of St. Augustine. L., 1963; Lorenz R. Der Augustinismus Prospers von Aquitanien // Zeitschrift fuer Kirchengeschichte. 1963. Bd. 73. S. 217-252.

10. О сложнейшей судьбе тезиса о предопределении на рубеже IV-V вв. в связи с полемикой августинцев и пелагианцев см.: Loofs F. Pelagius // Realencyclopadie fuer protestantische Theologie und Kirche / Hrsg. A. Hauk. 1904. Bd. XV. S. 747-774; 1913. Bd. XXIV. S. 310-312; Schubert H. von. Der sogenannte Pradestinatus. Ein Beitrag zur Geschichte des Pelagianismus (Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, 24.3). Leipzig, 1903. S. 5 u. folg.; Wermelinger O. Rom und Pelagius. Die theologische Position der roemischen Bischoefe im pelagianischen Streit in den Jahren 411-432. Stuttgart, 1975. S. 242, 264 u. folg.

11. Prosperi Tironis Epitoma chronica // MGH. AA. T. IX. Vol. 1. P. 1288, 1290, 1298, 1310, 1322, 1326, 1330, 1332, 1335, 1342, 1344, 1364, 1367, 1370 (далее – Prosp.); Prosperus Aquitanus. Carmen de Providentia Divina // PL. Vol. 51. Col. 617-618.

12. Еще один похожий пассаж, но скорее эмоционально-метафорического характера, оценивает состояние государства при узурпаторе Иоанне (Chron. 452. 93): «Он оставил императорскую власть израненной множеством мечей».

13. Matthews J. Western Aristocracies and Imperial Court, A.D. 364-425. Oxford, 1975. P. 307-320; Nixon C.E.V. Relations between Visigoths and Romans in Fifth-Century Gaul // Fifth-Century Gaul: a Crisis of Identity? / Ed. J. Drinkwater, H. Elton. Cambridge, 1992. P. 65-68.

14. Heather P. The Emergence of the Visigoth Kingdom // Fifth-Century Gaul: a Crisis of Identity? P. 90; Mathisen R.W. Roman Aristocrats in Barbarian Gaul. Strategies for Survival in an Age of Transition. Austin, 1993. P. 33, 48.

15. Ср.: Schaferdiek K. Die Kirche der Westgoten und Suewen. Berlin, 1967. S. 29. Wolfram H. Geschichte der Goten. Von den Anfaengen bis zur Mitte des sechsten Jahrhunderts. Entwurf einer historischen Ethnographie. Muenchen, 1979. S. 240-244.

16. См. подробнее: Muhlberger S. The Fifth Century Chroniclers. P. 174-176; idem. Looking Back from Mid Century: the Gallic Chronicler of 452 and the Crisis of Honorius' Reign // Fifth-Century Gaul: a Crisis of Identity? P. 28-37.

17. См.: Bugiani C. L'imperatore Avito. Pistoia, 1909. P. 20; Brehier L. Un empereur romain a Brioude, Flavius Eparchius Avitus // Almanach de Brioude. 1930. P. 39-55; Mathisen R.W. Sidonius on the Reign of Avitus: A Study in Political Prudence // Transactions of the American Philological Association. 1979. Vol. 109. P. 165-171.

18. См.: Stroheker K.F. Der senatorische Adel im spaetantiken Gallien. Darmstadt, 1970. S. 45-46, 52-55; Scharf R. Jovinus – Kaiser in Gallien // Francia. 1993. Vol. 20. S. 1-13; Drinkwater J.F. The Usurpers Constantine III (407-411) and Jovinus (411-413) // Britannia. 1998. Vol. 29. R 269-298.

19. См.: Matthews J.F. Macsen, Maximus, and Constantine // Welsh History Review. 1983. T. 11. № 4. P. 431-449; Elbern S. Usurpatoren im spaetromischen Reich. Bonn, 1984. S. 27-29, 39-41.

20. Об обозначении присциллиан манихеями см.: Натт J.J. Histoire de la Gaule romaine. P., 1959. P. 345-347; Vollmann В. Priscillianus // PWRE. Munchen, 1974. SupplBd. XIV. Sp. 509-514.

21. См. об этом подробнее: Birley A.R. Magnus Maximus and the Persecution of Heresy // Bulletin of the John Rayland's University Library of Manchester. Autumn 1983. Vol. 66. R 13-43.

22. См.: MGH, АА. Т. IX. Vol. 1. Р. 631.

23. Ad Chronica а. CCCCLII // MGH, АА. T. IX. Vol. 1. P. 618.

24. Wood I.N. Continuity or Calamity: the Constraints of Literary Models // Fifth-Century Gaul. P. 9-18.

25. Leclercq h. Lerins // Dictionnaire d'Archeologie chretienne et de Liturgie / Ed. F. Cabrol, H. Leclercq. P., 1920. T. 8. P. 2596-2598; Cristiani L. Lerins et ses fondateurs. St.-Wandrille, 1946; Chadwick N.C. Poetry and Letters in Early Christian Gaul. L., 1955. P. 142-169; Baus К., Ewig E. Die Kirche von Nikaia bis Chalkedon // Handbuch der Kirchengeschichte / Hsg. H. Jedin. Bd. II. Hbd. 1. Freiburg, Basel, Wien, 1973. S. 397-398.

26. Hilarii Arelatensis episcopi Sermo de vita S. Honorati // PL. Vol. 50. Col. 1249-1250: usque ad consulates provectam familiae sue nobilitatem.

27. Joannes Cassianus abbas Massillensis Collationes // CSEL. Vol. 13. P. 311, 503 (Coll. XI. Praef 1; XVIII. Praef 1). Ср.: Griffe E. Moines et monasteres // La Gaule chretienne a l'epoque romaine. P., 1965. T. 3. P. 325; Chadwick О. John Cassian. N.-Y., Cambridge, 1968. P. 122.

28. Stroheker K.F. Der senatorische Adel im spaetantiken Gallien. S. 72; Baus K., Ewig E. Die Kirche von Nikaia bis Chalkedon. S. 398.

29. См., напр.: Courtois С. L'evolution du monachisme en Gaule // Il Monachismo nell' ait medievo e la formazione della civilta occidentale. Spoleto, 1957. P. 42-73; Griffe E. Moines et monasteres. T. 2. P. 222-223, 287; T. 3. P. 337.

30. См.: Stroheker K.F. Der senatorische Adel im spaetantiken Gallien. S. 72. Anm. 162; 158, 168, 182.

31. Stroheker K.F. Der senatorische Adel im spaetantiken Gallien. S. 72.

32. См.: Griffe Е. Moines et monasteres. T. 2. P. 222 sq.

33. См., напр.: Olphe-Galliard M. Cassien // Dictionnaire de spiritualite, ascetique et mystique, doctrine et histoire. P., 1938. T. 2. P. 214-276; Cappuins M. Cassien // Dictionnaire d'histoire et de geographie ecclesiastiques / Ed. A. Baudrillart, A. Vogt, U. Rouzies. P., 1924. T. 11. P. 1319-1348; Cristiani L. Jean Cassien. P., 1946; Guy J.-Cl. Jean Cassien, vie et doctrine. P., 1961.

34. См.: Baus К., Ewig E. Die Kirche von Nikaia bis Chalkedon. S. 400-401.

35. См.: Chadwick O. John Cassian. P. 37 ff.; Frend W.H.C. The Rise of Christianity. Philadelphia, 1985. P. 719, 720.

36. См.: MGH, AA. T. IX. Vol. 1. R 656. Ann. 4.

37. Zosimi рарае Epistulae ad episcopos Galliae // PL. Vol. 209. Ер. 4-7, 10-11.

38. См.: Langgartner G. Die Gallienpolitik der Papste im 5. und 6. Jh. Bonn, 1964. S. 138.

39. Bonifacii papae Epistolae et decreta // PL. Vol. 20. Ep. 3, 12.

40. Holder-Egger о. Das Chronicon imperiale oder Pthoeanum. S. 112-115.

41. Sieben H.-J. Zur Entwicklung der Konzilsidee. Dritter Teil: Der Konzilsbegriff des Vinzenz von Lerin // Theologie und Philosophie. 1971. T. 46. S. 364-386.

42. О возможности связи Фавста и автора «Галльской хроники 452 года» см.: Muhlberger S. The Fifth Century Chroniclers. P. 176.

43. Marrou H.-I. Jean Cassien a Marseille // Revue du Moyen-Age latin. 1945. Vol. 1. P. 5-26.

44. Loofs F. Semipelagianismus // Realencyclopaedie fuer protestantische Theologie und Kirche / Hrsg. A. Hauk. 1907. Bd. XVIII. S. 192-193; Muhlberger S. The Fifth Century Chroniclers. P. 176.

45. См.: Baus К., Ewig Е. Die Kirche von Nikaia bis Chalkedon. S. 131.

46. См. об этом: Baur Chr. John Chrysostom and his Time. L., 1960. T. П. P. 192-206.

47. Holder-Egger O. Das Chronicon imperiale oder Pthoeanum. S. 105.

48. См.: MGH, АА. Т. IX. Vol. 1. Р. 631.

49. Ibid.

50. В данном случае тенденциозность автора сходна с характером тяги к регионализму у комита Марцеллина, который выделяет в своем «Хрониконе» иллирийский материал. Ср.: Croke В. Count Marcellinus and his Chronicle. Oxford, 200l.P. 32 ff.