Комментарии

1. Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758). М., 1964, с. 17.

2. См., напр.: Материалы истории казахских ханств ХV-ХVIII веков. Алма-Ата, 1969; Материалы по истории киргизов и Киргизии. Вып. I, М.,1973; Материалы по истории туркмен и Туркмении. Т. П, ХVI-ХIХ вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. М.-Л., 1938; Хафиз-и Таныш ибн Мир Мухаммед Бухари, Шараф-нама-йи шахи (Книга шахской славы). Факсимиле рукописи Д 88, перевод с персидского, введение, примечания и указатели М. А. Салахеддиновой. Ч. I, М., 1983; Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас. Хроника. Критический текст, перевод, комментарии, исследование и указатели О. Ф. Акимушкина. М., 1976.

3. Дефтердар-чиновник государственного казначейства, ведавший определенной статьей дохода султанской казны или финансовыми делами целой области, города. См.: Эвлия Челеби. Книга путешествий (Извлечения из сочинения турецкого путешественника ХУП века). Перевод и комментарии. Вып. 2, М., 1979, с. 247; Вып. 3. М., 1983, с. 329.

4. Histoire de l’Asie Centrale (Afghanistan, Bonkhara, Khiva, Khogand) Depuis les desnieres annees du regne Nadir Choh (1153) jueqen 1233 de l’Hegire (1740-1818) par Mir Abdoul Kerim Boukhary. Publiee, traduite et annotee par Charles Schefer. T. II, Traduction francaise. Paris, 1876, Appendice V, p 292-297.

5. Бартольд В. В. Очерки истории Семиречья.-В кн.: Бартольд В. В. Сочинения. Т. П, ч. I. М., 1963, сс. 21-106.

6. Султанов Т. И. Краткое описание сочинения Сейфи (ХVI в.)-Известия АН КазССР, серия общественная, 1970, № I, с. 46-50.

7. Matuz J. Altan Chan und die Qalmag in der Chronik des Seyfi Celebi. – Acta Orientalia ediderunt Societates orientales Danica, Norvegica, Svecica, vol. XXXII. Havniae, pp. 147-154.

8. Natuz J. Op. cit., S. 147, Anm. 1.

9. Там же, с. 147.

10. Serruys H. The office of tayisi in Mongolia in the fifteenth century.-Harvard Journal of Asiatic Studies, vol. 37, № 2. Cambridhe (Mass.), Harvard-Yenching Institute, 1977, p. 375.

11. См., напр.: "Шара Туджи". Монгольская летопись ХУП века. Сводный текст, перевод, введение и примечание Н. П. Шастиной. М.-Л., 1957, с. 76 (монг. текст), с. 144 (рус. перевод).

12. Pelliot P. Notes critiques d’histoire kalmouke, Paris, 1960, р. 16-17; а также р. 76-77, и, 158.

13. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т.IV. Арабская географическая литература. М.-Л., 1957, с. 523.

14. См.: Spuler B. Рец. на кн.: Ali Akbar Khatai, Khatay-Namih. A Persian text describing a voyage to China in 1516 – 1517, ed. By I. Afshar. Teheran, [б. д.]. – Orientalistische Litera – tuzzeitung, Bd. 79, Heft 4, Juli/August 1984. Berlin, 1984, S. 385.

15. Бартольд В.В. Калмыки.-В кн.: Бартольд В. В. Сочинения. Т. У. M., 1968, с. 538.

16. См. след, издание: "Кобланды-батыр". Казахский героический эпос. М., 1975, с. 439.

17. Кидайш-Покровская Н. В., Нурмагамбетова O. A. Героческая поэма "Кобланды-батыр". -В кн.: "Кобланды-батыр", указ. изд., с. 22-23.

18. См. след, издание: "Алпамыш". Узбекский народный эпос. Перевод Л. М. Пеньковского. Л., 1982 (Библиотека поэта. Большая серия. 2-е издание).

19. Мирзаев Т. Бессмертный памятник узбекского героического эпоса.-В кн.: "Алпамыш", указ. изд., с. 15-16; см. также: Джаббаров И. М. Некоторые этнографические материалы в узбекской версии эпоса "Алпамыш". -Советская этнография, 1971, № 2, с. 128-129.

20. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. П. Извлечения из персидских сочинений. М.-Л., 1941, с. 187, 201, 207. .

21. См. подробнее: Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М., 1967, с. 56-57.

22. Подробное описание см. в ст.: Казакова H.A. "Татарским землям имена".-В кн.: Куликовская битва и подъем национального самосознания. (Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, т. ХХХIV), Л., 1979, с. 253-256.

23. Казакова H. A. Указ. соч., с. 255.

24. Тизенгаузен В. Г. Указ. соч., с. 144.

25. Бартольд В. В. Калмыки, с. 538.

26. Материалы по истории казахских ханств ХV-ХVIII веков (Извлечения из персидских и тюркских сочинений). Алма-Ата,1969, с. I90 (далее -МИКХ).

27. МИКХ, с. 192.

28. МИКХ, с. 193.

29. МИКХ, с. 197.

30. МИКХ, с. 197.

31. Султанов Т. И. Указ. соч., с. 47.

32. БНМАУ-ын туух. Тэргуун боть. УБ., 1966, х. 45.

33. См.: Matuz J. Op. cat., S. 149, Anm. 10.

34. Саган Сэцэн. Эрдэнийн товч. Изд. Ц. Насанбалжир. УБ., 1961. с. 180-181.

35. Шах-Махмуд ибн Мирза Фазил Чурас. Указ. соч., с. 166; см. также: Акимушкин О.Ф. Могольское государство ж калмаки.-В сб.: Роль кочевых народов в цивилизации Центральной Азии, Улан-Батор, 1974, с. 44.

36. Акимушкин О. Ф. Указ. соч., с. 43.

37. Султанов Т. Н. Указ. соч., с. 48-49.

38. Английские путешественники в Московском государстве в ХVI веке. Пер. с ант. Ю. В. Готье. Л., 1937, с. 184-185.

39. Там же, с. 185.

40. Босворт К. Э. Мусульманские династии. Справочник по хронологии и генеалогии. М., 1971, с. 207.

41. Matuz J. Op. cit., S. 152. Anm, 20.

42. См.: История Казахской АССР. Т.2. Алма-Ата,1979,0.273-276.

43. Цитирую по кн.: Златкин И. Я. Указ. соч., с. 68, прим. 92.

44. Казахско-русские отношения в ХVI-ХVIII вв. Сборник документов и материалов. Алма-Ата, 1961, док. № I, с. 3.

45. Там же, док. № 6, с. 8.

46. Златкин И. Я. Указ. соч., с. 109.

47. См. подробнее: История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. Т.2, с. 286-290.

48. Речь идет о Великой Китайской стене, грандиозном памятнике зодчества Древнего Китая, сооруженной еще в древности в Северном Китае с целью защиты северной и северо-западное границы империи от нападений кочевых народов. (Советская историческая энциклопедия. Т. 3, М., 1965, с. 35;

См. также:

Waldron A. N. The Problem of the Great Wall of China. – Harvard Journal of Asiatic Studies, v. 43, № 2 (1983), p. 643-663. С тех пор она неоднократно достраивалась и ремонтировалась. Длина стены, протянувшейся от полуострова Ляодун на востоке до Ордоса на западе, по приблизительным предположениям составляет 4-5 тыс. км. Так как Великая Китайская стена в значительной своей части проходит по гористой местности, повторяя изгибы рельефа, то неудивительно, что неискушенному взору чужеземца, каким был СеЩю, показалось, что страна, по которой он путешествовал, целиком расположена внутри одной гигантской крепости. "Ойратская" опасность была главным побудительным мотивом, заставившим минское правительство вновь приступить к возведению укреплений в виде стены. Вот как об этом пишет уже упоминавшийся А. Н. Уолдрон (цитирую по реферату его статьи, помещенной в реферативном журнале): "Первые правители минской династии (1368-1644) вели наступательную политику против кочевников и поэтому не выдвигали задачу создания приграничных укреплений. Однако после тяжелого поражения в сражении при Туму (1448) (понесенного от объединенной монголо-ойратской армии под командованием ойратского тайши Эсена. -B. C.) их стратегия изменилась, приняв оборонительный характер. Важнейшей составной частью этой стратегии стало сооружение стены, предназначенной для обороны границ империи от нападений кочевников. Лишь к середине ХУ1 века были построены наиболее мощные сооружения, впоследствии восстанавливавшиеся при Цинской династии (1644-I9II)". /Общественные науки за рубежом: РЖ. Серия 9, Востоковедение и африканистика (ИНИОН АН СССР).М., 1985, й 2, с. 209/.

49. Мункэ (точнее Монгкэ) был сыном не Чингис-хана, а его младшего сына Толуя (II93-I232), т.е. приходился самому Чин — гис-хану внуком. Он занимал престол великого хана в 1251-1259 гг. /Мэн-да бэй-лу ("Полное описание монголо-татар"). Пер. с кит., введение, комментарий и приложения Н. Ц. Мункуева. М., 1975, прим. 54, с. 107-108; там же и литература вопроса/.

50. В иранской мифологии легендарный царь Турана. О Туране академик В. В. Бартольд писал: "...Это название встречается в Авесте, и предполагают, что это другая ветвь арийского народа, менее культурная. Между этими двумя народами, ариями и турами, была вражда и затем, когда Туркестан попал в VI в. под владычеством турок (тюрок,-B.C.), то эти два слова сблизились и название Туран стало относиться к туркам (тюрка!,1.-B.C.), к которым оно не относилось первоначально" /Бартольд В.В. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира.-В кн.: Бартольд В.В. Сочинения. Т. П, ч. 2. М., 1964, с. 661/. Поэтому Туран у средневековых мусульманских авторов иногда употребляется в качестве синонима для слова Туркестан, а Афрасияб толкуется как могущественный легендарный предводитель тюркских племен, "царь тюрок". В персидском толковом словаре "Бурха-ни гате" Мухаммеда Хусейна ибн Халифа Табризи, созданного в 1651 г. в Дакане (Индия), Афрасияб именуется туркестанским падишахом (Короглы X. Огузский героический эпос. М., 1976, с. 92; подробно об Африсиябе см. с. 29, 45, 68, 91-95).

51. Йаджуда (а также Йаджудж и Мадаудх, соответствуют библейским Гогу и Магогу) в мусульманской мифологии традиционное название варварских народов, живущих далеко на востоке. В Коране говорится о них как о народе, "который едва мог понимать речь" и утверждается, что "Йаджуда и Маджудж распространяют нечестие по земле" /Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. М., 1963, сура 18 "Пещера", стих. 92 и 93, с. 237/.