АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXX — О СУДЕБНЫХ ТЯЖБАХ

Судья требует от истца письменное заявление против обвиняемого, написанное определенным почерком, выработанным для подобных дел, содержащее убедительное подтверждающее доказательство. При его отсутствии тяжба решается с помощью свидетелей, без письменного документа.

Свидетелей должно быть не меньше четырех, хотя может быть и больше. Только в случае, если справедливость свидетеля точно установлена в глазах судьи, тогда он может принять ее и вынести решение на основании показаний этого единственного свидетеля 1. Судья не должен допускать ни тайного соглядатайства, ни аргументации, построенной на знаках, сделанных публично. Ему не полагается делать заключение по аналогии с чем-либо, что кажется ему ясным, [но не относится к данному случаю], так же как пользоваться хитростью для выяснения истины, как то делал бывало Ийас ибн Му'авия 2.

Если истец не в состоянии представить неопровержимое доказательство, ответчик должен принести клятву. Но он может также заставить поклясться истца, обратив клятву на него, со словами: «Поклянись ты, что твой иск справедлив, и я дам тебе то, чего добиваешься».

Клятвы бывают разных родов, в зависимости от размера иска. Когда иск незначителен и истец удовлетворяется тем, чтобы обвиняемый принес клятву, последний произносит перед пятью учеными брахманами: «Если я лгу, пусть он получит в награду от моих трудов в восемь раз больше своего иска против меня».

Более сильная клятва состоит в том, что обвиняемому предлагают выпить аконит, называемый брахмана, а это один из самых скверных видов аконита, и если он говорит правду, питье не вредит ему 3.

Еще более сильная клятва состоит /280/ в том, что истца приводят к быстрому и глубокому потоку или глубокому и полному водой [473] колодцу, и он обращается к воде со словами: «Так как ты принадлежишь к чистым ангелам и ведаешь тайное и явное, убей меня, если я лгу, и охрани меня, если я говорю правду». Затем пять человек хватают его и бросают в воду. Если он говорит правду, он не утонет и останется в живых 4.

Еще выше нее клятва, в которой судья направляет обоих тяжущихся к месту, где находится наиболее почитаемый идол этого города или царства. Около него ответчик должен поститься весь этот день. Затем на следующий день он надевает новые одежды и становится рядом с истцом. Жрецы поливают идола водой и поят ею ответчика, и тогда, если он сказал неправду, его сразу же вырвет кровью 5.

Еще более сильная клятва состоит в следующем: ответчика помещают на чашку весов и взвешивают гирями; затем его снимают с весов, оставляя их в том же положении. Тогда он призывает в свидетели своей правоты духов, ангелов и небесные существа одних за другими и все, что он говорит, записывается на бумагу, которую ему привязывают на голову, затем его во второй раз ставят на чашку весов. И если он говорил правду, то в этот раз он будет тяжелее, чем в первый 6.

Есть и еще более высокая степень испытания. Берут топленое и кунжутное масла поровну и кипятят в котле. Туда бросают розу, увядание и сгорание которой служит для них признаком, что смесь готова. Когда кипение достигает высшей точки, в котел бросают кусок золота и приказывают ответчику достать его рукой. Если он сказал правду, он достанет его 7.

Наконец, есть еще самая высокая степень клятвы. Нагревают кусок железа до того, что он почти плавится, и кладут его щипцами на ладонь ответчика; между кожей и железом кладут только широкий лист одного растения, под который подкладывают несколько отдельных зерен риса в шелухе. Ему приказывают пронести это железо семь шагов, после чего он может бросить его на землю 8.


Комментарии

1. Большинство древнеиндийских авторитетов требуют не менее трех свидетелей; однако допускают исключения и для одного (см. Капе, III, рр. 331-332).

2. Ийас ибн Му‘авийа ал-Музани (ум. в 122/740 г.) — судья в Басре при омейядском халифе ‘Умаре ибн ‘Абд ал-‘Азизе (см, например, ат-Табари, II, стр. 1347).

3. Испытание ядом (visа, ал-биш — «яд») описывается в «Вишну-дхарма-сутре», XIII, 3 и др. источниках. Употребляется обычно аконит (vatsa-nabha) или же яды шарнга и хаймавата. Брахмана — здесь вероятно, то же самое, что и персидское бахман (см. Канон, 11, стр. 123).

4. Испытание водой несколько сложнее, чем описано здесь у ал-Бируни. Испытуемый должен оставаться под водой, пока двое юношей не покроют бегом расстояние в 300 хаста (локтей), сменив один другого на полпути. Если он вынырнет раньше, его признают виновным. См. «Вишну-дхарма-сутра», XII и др. источники.

5. «Испытание кувшином» (кода) описывается в «Вишну-дхарма-сутре», гл. XIV и др. источниках.

6. Испытание весами описывается во многих источниках приблизительно так же, как у ал-Бируни. Однако обвиняемый признается невиновным, если при втором взвешивании он окажется легче, а не тяжелее (см. комментарий к «Законам Нарады», IV, 283, Каnе, III, рр. 369-370).

7. Испытание раскаленным золотом (таптамаша). В котел с кипящим маслом бросают зеленый лист, чтобы по возникающему звуку определить нужную степень кипения; затем бросают туда кольцо из золота или другого металла; в других случаях бросают золотую монету. Обвиняемый должен достать ее (см. Каnе, III, рр. 374-375).

8. Испытание огнем описывается в «Вишну-дхарма-сутре», гл. XI и др. источниках так же, как у ал-Бируни. Обвиняемый должен пронести раскаленный докрасна кусок железа (под который подложено семь листьев ашваттха и зерна риса) через 8 «кругов», отстоящих один от другого на 16 ангула (пальцев) и бросить его на девятый круг. Об испытаниях (дивья — «божий суд») в древнеиндийском судопроизводстве см. Каnе, III, рр. 361-378.