АБУ РЕЙХАН БИРУНИ

ИНДИЯ

КИТАБ ТАРИХ АЛ-ХИНД

(КНИГА ИСТОРИИ ИНДИИ)

ГЛАВА LXIX — О БРАКЕ, О МЕСЯЧНЫХ, О СОСТОЯНИИ ЗАРОДЫШЕЙ И О РОДАХ

Ни один народ не может существовать без брака, ибо брак предупреждает возбуждение отрасти, отвратительное для разума, и устраняет причины, которые возбуждают гнев в животных, приводящий ко злу. Всякий, кто наблюдает, как животные живут попарно, как каждый самец ограничивается своей самкой и как похоть других животных [того же вида] оставляет их в покое, должен признать необходимость /278/ брака. Беспорядочное же сожительство со стороны человека является постыдным делом, которое даже ниже состояния животных.

У каждого народа есть свои брачные обычаи. В особенности же у тех из народов, которые претендуют на обладание религиозным законом и заповедями божественного происхождения. Особенностью индийцев является женитьба в очень раннем возрасте, а потому свадьбы своих детей устраивают родители. По этому случаю брахманы совершают ритуал жертвоприношений и также раздается милостыня. Тогда же устраиваются свадебные увеселения, но приданое между обоими брачующимися не назначается. Муж делает только подарок жене соответственно с заботой, которую он проявляет, и заранее приносит свадебное подношение, без права требовать его назад, но которое жена может ему вернуть по собственному желанию. Супруги могут быть разлучены только смертью, ибо у них нет развода. Мужчина может иметь от одной до четырех жен, а что свыше четырех — строго запретно ему, кроме как если умрет одна из его жен: только тогда он может взять себе другую жену, чтобы пополнить [дозволенное] число, но не превышая его 1.

Если умирает муж, жена не может выйти замуж за другого человека. Ей предоставляется выбрать только одно из двух: либо остаться вдовой до конца своей жизни, либо сжечь себя 2. Последнее предпочтительнее, так как вдова, пока живет, терпит дурное обращение с [470] собой. Что касается жен их царей, то обычай требует сжигания, согласны они или нет, так как опасаются, чтобы какая-либо из них не совершила чего-нибудь недостойного своего мужа. Поэтому они оставляют из них только старух или матерей с детьми, если сын берет на себя охрану и защиту матери 3.

По их закону о браке, жениться на чужих считается лучше, чем на родных, и чем дальше будет родство между женой и мужем, тем лучше. Совершенно запрещается жениться на женщинах, состоящих в родстве между собою, или на женщинах, родственных либо по прямой нисходящей линии, как внучка или правнучка, либо по восходящей линии, как мать, бабушка или прабабушка. Запрещено также жениться на родственницах по боковой линии, а именно — на сестре, дочери сестры, тетке с отцовской или материнской стороны и на их дочерях. Этот запрет может быть нарушен только в случае, когда родственники, [желающие вступить в брак,] отделены один от другого пятью последующими поколениями. В этом случае запрет снимается, но [такой брак] все же остается неодобряемым.

Некоторые индийцы полагают, что число жен зависит от касты и что брахман может иметь четырех жен, кшатрий — трех, вайшья — двух, а шудра — одну. Каждый человек, принадлежащий к какой-нибудь касте, может жениться на женщине своей касты или на женщине низшей касты, но никто не может жениться на женщине высшей касты 4.

Ребенок принадлежит к касте матери, а не к касте отца. Так, если жена брахмана принадлежит к той же касте, ребенок ее будет также брахманом; если она принадлежит к касте шудра, то и ребенок ее будет шудра. Однако в наше время брахманы, хотя им это и позволено, никогда не женятся на женщине из другой касты 5.

Самый длинный период месячных, который наблюдается, равняется шестнадцати дням, но в действительности он длится только четыре первых дня, во время которых жена является запретной для мужа; он даже не может приблизиться к ней в доме, потому что она в то время считается нечистой. Но как только окончатся эти четыре дня и жена омоется, она снова становится чистой, и мужу дозволяется входить к ней, даже если кровотечение не совсем прекратилось. Ибо эта кровь не рассматривается как менструальная, но считается, что она является материей зародышей.

Брахману следует, /279/ если он желает войти к одной из своих жен, намереваясь зачать ребенка, совершить жертвоприношение огню, называемое гарбхадхана; но так как оно требует присутствия жены, он не выполняет его от стыда 6. Поэтому он откладывает это жертвоприношение, соединяя его с тем, которое следует за ним на четвертом [471] месяце беременности и называется симантоннаяна 7. После того как женщина принесет плод, совершается третье жертвоприношение, оно происходит между моментом рождения и началом кормления ребенка грудью и называется джатакарман 8. Ребенок не получает имени, пока не истекут дни родового периода. Жертвоприношение по случаю наречения имени называется намакарман 9. Пока женщина не вышла из родового периода, она не должна приближаться ни к какому сосуду, в ее доме ничего не едят, и ни один брахман не зажигает в ее доме огня. Число этих дней для [женщин из касты] брахманов установлено в восемь, для [женщин] кшатриев — в двенадцать, для вайшьев— в пятнадцать и для шудр — в тридцать. Для низших каст, которые не рассматриваются [как касты], обычай не определяет никакого срока.

По большей части период кормления ребенка длится три года, что не является обязательным. Жертвоприношение по случаю первой стрижки волос совершается на третий год, а прокалывание уха бывает на седьмой или восьмой год 10.

Люди думают, что проституция позволена у индийцев, так как, когда Кабул был взят мусульманами и испахбад Кабула принял ислам, он поставил условием, чтобы его не заставляли есть говядину и уподобляться Лоту 11. В действительности же дело обстоит не так, как думают; просто индийцы не слишком строго наказывают распутство. Все бедствие в этом отношении идет от их царей, ибо женщины, которые находятся в капищах,— только для пенья, танцев и игры [на музыкальных инструментах], и ничего другого с их стороны не потерпит ни один брахман или жрец. Цари же устраивают из них украшение для города и увеселение и уступку слабостям людей, имея целью пополнить за счет этих женщин свою казну и вернуть в нее то, что расходуется из нее на войско, путем штрафов и налогов [на их занятие].

Так же поступал и Адуд ад-Даула 12, который к тому же имел в виду еще и охрану своих подданных от холостой солдатни.


Комментарии

1. Согласно Девале, шудра не может иметь более одной жены, вайшья — более двух, кшатрий — более трех, брахман — более четырех; только для царя число жен не ограничено (см. Kane, II, р. 552).

2. См. «Вишну-дхарма-сутра», 25: «После смерти супруга жена должна соблюдать целомудрие либо взойти на его погребальный костер».

3. Согласно индийским источникам обычай сати — сожжения вдов — первоначально соблюдался только в семьях кшатриев; вообще же практиковался чрезвычайно редко (см. Kane, II, р. 51 pp. 624-636).

4. Положение, общее для всех древнеиндийских дхармашастр (сводов законов). См. Капе, II, р. 51.

5. Мнения древнеиндийских авторитетов в области права расходятся по этому вопросу, однако указанное здесь положение — наиболее распространенное (см. Капе, 11 pp. 55-56).

6. Церемония гарбхадхана (garbhadhаna, гарбадахан — «зачатие») упоминается еще в ведической литературе; см. описание ее в «Брихад-араньякоранишад», VI, гл. 4, 13, 19-22.

7. Церемония симантоннаяна (simantonnayana, симантунану — «разделение волос пробором») совершается на четвертом месяце беременности. Описание ее дается в «Ашвалаяна-грихья-сутре» I, 14, 1-9 и др. источниках (см. Kane, II, р. 222).

8. Jаtakarman (джата карм — «обряд при рождении») — один из древнейших в индийском домашнем ритуале (см. Kane, II, р. 228 и сл.).

9. Namakarman (нама карм — «обряд наименования»); различные авторитеты устанавливают для него различные сроки. В новое время совершается обычно на 12-й день после рождения ребенка (см. Kane, II, pp. 238-240).

10. Обряд острижения (чаула), согласно большинству авторитетов, совершается на третьем году жизни (см. «Ашвалаяна-грихья-сутра», I, 17, 1-18 и др.); обряд прокалывания уха (карна-ведха) — на седьмой или восьмой месяц (а не год, как у ал-Бируни) после рождения; в наше время обычно — на 12-й день после рождения (см. Капе, II, р. 254).

11. Кабул находился под властью индийских царей из династии Пала и долго оказывал сопротивление мусульманам. Едва ли индийский царь или его наместник в Кабуле носил сасанидский титул испахбед. Номинальное подчинение Кабула багдадскому халифату и принятие кабульским шахом ислама, по-видимому, имело место при ал-Ма’муне (813-833). Кабул был окончательно покорен мусульманами при Саффаридах в 871 г.

12. ‘Адуд ад-Даула (949-983) — султан из династии Буидов (967-983).